Научная статья на тему 'ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
452
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
переживание / сознание / психические реакции / рефлексия / личностный смысл

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Медведева Ксения Олеговна

Феномен переживания состоит в том, что это базовая психологическая категория, и его роли во внутренней жизни человека. На сегодняшний день существует достаточное количество работ, посвященных переживанию утраты, переживанию радости, переживанию благополучия, когнитивным переживаниям, переживаниям совести и т. п. Однако, несмотря на рост исследований коллективных и индивидуальных переживаний, можно отметить необходимость в теоретической проработанности категории переживания индивидуального личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ»

ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Медведева Ксения Олеговна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар

Е-mail: kseniausova@gmail. com

Аннотация. Феномен переживания состоит в том, что это базовая психологическая категория, и его роли во внутренней жизни человека. На сегодняшний день существует достаточное количество работ, посвященных переживанию утраты, переживанию радости, переживанию благополучия, когнитивным переживаниям, переживаниям совести и т. п. Однако, несмотря на рост исследований коллективных и индивидуальных переживаний, можно отметить необходимость в теоретической проработанности категории переживания индивидуального личностного развития.

Ключевые слова: переживание, сознание, психические реакции, рефлексия, личностный смысл

Теоретическое осмысление категории индивидуального переживания и ее места в психологии имеет смысл начинать в исторической перспективе. Проблема места категории и феномена переживания изначально рассматривалась в философских, а затем и в психологической науках.

Особую роль категории «переживание» в философии и психологии предлагали многие мыслители и исследователи - Р. Декарт, В. Дильтей, Э. Шпрангер, В. Вундт, Э. Титченер, О. Кульпе, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.О. Прохоров, В.П. Зинченко, А.В. Петровский, М. Ярошевский, Ф.Е. Василюк, Л.Р. Фахрутдинова, Н.Н. Вересов, Л.А. Пергаменщик и многие другие.

Так, Вундт считал, что: «Где бы мы ни встретили вне нас явления, которые мы приводим в связь с духовными процессами, похожими на переживаемые нами самими, первым мерилом для суждения об этих явлениях служит наше собственное внутреннее переживание» [1, с. 140]. Душа есть актуальная связь наших переживаний, воплощающихся в определенных устойчивых психических реакциях [2, с. 127].

Согласно Титченеру, разум представляет собой поток ментальных процессов, переживаемых нами субъективно. Этот поток течет от рождения до

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

смерти. Разум - это общая сумма ментальных процессов, переживаемых индивидом на протяжении всей его жизни, тогда как сознание, по определению Титченера, представляет собой сумму ментальных процессов, определяющих мои переживания в данный момент. Следовательно, сознание представляет собой временной, или поперечный, срез разума: сознание - это разум в данный момент времени. [3, с.71]. Э. Титченер исследовал переживание процессов внимания. Чтобы не мешать естественному ходу переживания, интроспективный отчет должен быть сформулирован и предъявлен только после того, как оно уйдет. Титченер писал: «Интроспективный анализ переживания - это анализ после окончания переживания» О. Кульпе описывает аналитическую интроспекцию, которая дробит переживание на составные части: «Прежде всего, мы должны подвергнуть все содержание сознания точному анализу и определить те конечные элементы, из которых оно состоит... Из всех естественных наук только в химии можно найти аналогичные элементы. И подобно тому, как химический элемент представляет собой некую субстанцию, не поддающуюся дальнейшему анализу, так и из простых элементов психологических переживаний нельзя выделить никаких составляющих» [3, с.72].

В отечественной психологии переживание исследовалось Л.С. Выготским • и С.Л. Рубинштейном.

Л.С. Выготский рассматривал переживание как базовую категорию психологии с разных сторон. Так, с биологической стороны: «Сознание своих переживаний и означает не что иное, как имение их в качестве объекта (раздражителя) для других переживаний. Сознание есть переживание переживаний точно таким же образом, как переживания просто суть переживания предметов. Но именно способность рефлекса (переживания предмета) быть раздражителем (предметом переживания) для нового рефлекса - этот механизм сознательности и есть механизм передачи рефлексов из одной системы в другую» [4, с.241]. В работах Л. С. Выготского понятие смысла связывается с понятием переживания как единства личности и среды: «Переживание имеет биосоциальную ориентировку, оно есть что-то находящееся между личностью и средой, означающее отношение личности к среде, показывающее, чем данный момент среды является для личности» [5, с. 382].

С.Л. Рубинштейн писал: «Каждое самое простое человеческое действие -реальное физическое действие человека - является неизбежно вместе с тем и каким-то психологическим актом, более или менее насыщенным переживанием, выражающим отношение действующего к другим людям, к окружающим. Стоит только попытаться обособить переживание от действия и всего того, что составляет его внутреннее содержание, - мотивов и целей, ради которых человек действует, задач, которые его действия определяют, отношения человека к обстоятельствам, из которых рождаются его действия, - чтобы переживание неизбежно исчезло вовсе. Жизнью подлинных больших переживаний живёт только тот, кто занят непосредственно не своими переживаниями, а реальными,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

жизненно значимыми делами, - так же как обратно - подлинные, сколько-нибудь значимые в жизни человека деяния всегда исходят из переживания. Когда специально ищут переживание, находят пустоту. Но пусть человек отдастся действию - глубокому, жизненному - и переживания нахлынут на него.

Переживание рождается из поступков, в которых завязываются и развязываются отношения между людьми, — как и сами поступки, особенно такие, которые становятся существенными обстоятельствами в жизни человека, рождаются из переживаний. Переживание - и результат и предпосылка действия, внешнего или внутреннего. Взаимопроникая и питая друг друга, они образуют подлинное единство, две друг в друга взаимопереходящие стороны единого целого - жизни и деятельности человека [6, с. 28]. Таким образом, согласно С.Л. Рубинштейну переживание выступает составной частью предмета психологии, его субъектной стороной, дополняющие знание, объектную сторону. В отличие от Выготского, описывающего рефлексивный подход, Рубинштейн выявил созидательное свойство переживания: «Переживание не просто отражает окружающий мир, но и преобразует его, формируя личностную уникальную картину мира». Переживание - это полнокровный психический факт во всей полноте его многостороннего существования, включающего все стороны • психики и выражающего в каком-то преломлении полноту индивидуального бытия познающего субъекта, а не только познаваемое содержание отражаемого объекта [6, с. 86].

После смерти Л.С. Выготского в 1934 году его ученик А.Н. Леонтьев отказывается от категории переживание заменяет его деятельностью: «Введение Л.С. Выготским понятия переживание скорее запутывает, чем решает здесь вопрос, так как для того, чтобы раскрыть в психологии действительное единство человеческой деятельности, нам нужно решительно отказаться от рассмотрения человека как субъекта переживания par excellence. Переживание, будучи вторичным и произвольным фактом, как раз не определяется прямо и непосредственно, ни физиологическими свойствами субъекта, ни свойствами самого предмета переживания. То, как я переживаю данные предмет, в действительности определено содержанием моего отношения к этому предмету, или, точнее говоря, содержанием моей деятельности. Следовательно, только рассматривая человека как субъекта деятельности, мы сможем раскрыть конкретное единство физиологического и психологического, «внутреннего» и «внешнего» в его личности» [7, с. 124].

Василюк Ф.Е., развивая свою концепцию, отметил, что вероятная причина того, что теория деятельности до сих пор только мимоходом касалась этой сферы психической реальности заключается в том, что эта теория основное внимание уделяла изучению предметно-практической деятельности и психического отражения, а необходимость в переживании возникает как раз в таких ситуациях, которые не могут быть непосредственно разрешены практической деятельностью, каким бы совершенным отражением она ни была обеспечена. Это нельзя понять так, что к переживанию вообще неприложима категория

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

деятельности и что оно, таким образом, «по природе» выпадает из общей теоретико-деятельностной картины; наоборот, переживание дополняет эту картину, представляя собой по сравнению с внешней практической и познавательной деятельностями особый тип деятельностных процессов, которые специфицируются в первую очередь своим продуктом.

Продукт работы переживания всегда нечто внутреннее и субъективное -душевное равновесие, осмысленность, умиротворенность, новое ценностное сознание и т.д., в отличие от внешнего продукта практической деятельности и внутреннего, но объективного (не в смысле непременной истинности по содержанию, а в смысле отнесенности ко внешнему по форме) продукта познавательной деятельности (знания, образа). Итак, в проблеме переживания теория деятельности обнаруживает новое для себя измерение.

Василюк Ф. Е. использует термин «переживание» не в привычном для научной психологии смысле, как непосредственная, чаще всего эмоциональная, форма данности субъекту содержаний его сознания, а для обозначения особой внутренней деятельности, внутренней работы, с помощью которой человеку удается перенести те или иные (обычно тяжелые) жизненные события и положения, восстановить утраченное душевное равновесие, словом, справиться • с критической ситуацией [8, с. 12]. Василюк процесс переживания делает центральным предметом общепсихологического исследования проблемы преодоления критических ситуаций.

В отечественной психологии имела место полемика о том, что является первичным - смысл или деятельность, что, вероятно, свидетельствует о важности и взаимосвязи обеих категорий. Поскольку в теории переживания Ю. Джендлина рассматривается и онтогенез смысла, исследования онтогенеза также могут пролить свет на понимание природы смысла.

Американский философ, психолог, лингвист и психотерапевт Юджин Джендлин отводит переживанию центральное место в механизмах функционирования сознания. Джендлин анализирует функции процесса переживания в познании и психотерапии. В первом из этих измерений описывается взаимодействие переживания и различных символических форм. «Значения формируются во взаимодействии переживания и чего-то, что функционирует символически.

Чувствования (здесь используется термин «feeling», который Джендлин часто употребляет как синоним «experiencing», особенно в тех контекстах, где переживание рассматривается вне отношения к его символизации, а только в модусе ощущаемости) без символизации слепы, символизация без чувствований пуста».

Что касается психотерапии, то личностные изменения происходят, по мнению Джендлина не потому, что человек с помощью психотерапевта осознает источники и причины своих проблем, а потому, что ему удается прочувствовать и пережить их. В этой своей функции переживание тождественно понятию «психическая переработка» (working trough) [9].

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Также он отмечает непрерывность переживания, присутствие в любой момент времени. Однако динамичность переживания не позволяет обращаться к переживанию непосредственно, поэтому ученый предлагает выделять дискретные единицы (эмоции, суждения, образы, воспоминания, желания, телесные ощущения). При этом надо отметить, что каждое отдельное суждение или образ опять же находятся внутри общего процесса и неявно содержат в себе все остальные компоненты [10, с. 3]. Джендлин считает, что переживание (чувствуемое значение - felt meaning) является основной движущей силой в работе языка [11, с. 3]. Его теория «чувствуемого значения» (felt meanimg) опровергает положение о том, что различия в структурах и значениях определяют речь и действия. Он считает, что слова и фразы выделяются из переживаний и что слова очень подвижны и могут выражать различные новые значения и понятия [12].

Е. Мазур анализирует различные переводы понятия «felt sense» [13]. Это сочетание переводится по-разному, например, как «телесно ощущаемый смысл» [14], «чувствуемое ощущение», «чувствование ощущения», «телесно ощущаемое чувствование» [13]. Несмотря на эти разные определения, можно принять одно из них (данное Е. Мазур): «внутреннее переживание, включающее • в себя процесс осознавания телесных ощущений и сопровождающих их чувств, смыслов» [13, с. 20], хотя следует заметить, что осознавание телесных ощущений не всегда имеет место.

Джендлин считает, что переживание и противопоставляется символизации, и связано с ней. Оно характеризуется как непосредственно ощущаемый «допонятийный» смысл, который можно назвать неполным без воплощения в символических формах. Смысл всегда включает в себя некоторые неявные аспекты, которые в данный момент не символизированы [11, с. 65].

Джендлин прослеживает функционирование непосредственно ощущаемых невербализованных смыслов в речи, мышлении, наблюдении, действии, в работе памяти и понимании. Он приходит к выводу о том, что решающими являются отношения между вербально символизированным значением (meaning) и чувствуемым ощущением (felt sense), из которого рождается смысл [15, с. 83]. В центре работы Джендлина - теоретический анализ различных видов функциональных отношений между символами и непосредственно ощущаемыми смыслами [15, с. 90].

Смысловое переживание всегда присутствует в познании, оно -присутствующая переживаемая параллель всех понятий, наблюдений, действий -того, что имеет смысл. Переживаемая часть смысла присутствует и тогда, когда мы выражаем наше переживание, и когда не выражаем его.

Исходя из понятия смысла Ю. Джендлина, можно полагать, что переживание - неформальный, непосредственно ощущаемый допонятийный смысл предметов, людей и явлений - формируется в дословесном периоде.

Он не символизирован и связан с намерениями и целью коммуникации младенца: просьбой, требованием, выражением чувств. Смысл, связанный с

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

познанием ребенком предметов, явлений и людей, определяет его намерения в коммуникации, влияет на развитие его ощущений и первичных представлений, дейксиса и жестов, является первоначальной основой личности младенца, его отношения к другим людям и себе [11, с. 32].

Фахрутдинова Л.Р. считает, что системный анализ категории переживания позволил изучить ее как сложное составное неделимое целое, в частности рассмотреть структуру переживания с позиции разных измерений, планов и качеств. Структурно-динамическая организация переживания включает пространственные (глубина, широта представленности во внутреннем мире, сложность, дифференцированность и др.), временные (длительность, протяженность переживания, ощущение последовательности событий и др.), информационные (субъективная значимость, аккомодационный потенциал получаемой информации и др.), энергетические (сила, интенсивность, насыщенность и др.), телесные (самоощущения проприо-, экстра-, интерорецепторов), эмоциональные (эмоциональные процессы), когнитивные (образы, ассоциации, мысли, инсайты, воспоминания и др.), психосемантические (оценка, активность, упорядоченность и др.) характеристики [16, с. 112].

В соответствии с представлениями В.П. Зинченко в состав сознания были • включены следующие компоненты: бытийный уровень (биодинамическая ткань действия и чувственная ткань образа), рефлексивный уровень (значения и смыслы) и духовный уровень (отношения «Я - другой») [17]. Данная модель развивает представления А.Н. Леонтьева о структуре сознания. Знания С.Л. Рубинштейна трансформировались в данной модели в рефлексивный компонент сознания, поскольку рефлексия воплощает отражательный компонент психики, который активно преобразует отражаемую реальность, преломляясь через уровни когнитивной иерархии [18].

Как считает Фахрутдинова в отличие от представлений А.Н. Леонтьева, в предложенной концепции переживанию придается более высокий статус, оно становится рядоположным рефлексии, что является возвращением к представлениям С.Л. Рубинштейна. Переживание может быть включено в структуру личностного смысла, как, впрочем, и в состав любого психического явления [16, с. 113]. Она определяет переживание как психологическую категорию, определяющую явление самосознания, интегрирующее бытийность и субстанциональность субъективного мира человека, проявляющееся в виде когнитивных, эмоциональных процессов и телесных самоощущений субъекта, выступающее для субъекта как психическая деятельность «переработки» получаемых впечатлений и встраивания их в образы внутреннего и внешнего мира.

Переживание как часть метасистемы сознания включено во внутрисистемные взаимодействия с другими составляющими сознания: рефлексией, бытийным и духовным уровнями сознания. Переживание и его характеристики входят во взаимоотношения с составляющими и характеристиками данных элементов сознания: значением, смыслами,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

биодинамической тканью действия и чувственной тканью образа и др. Представленные связи переживания нашли свое экспериментальное подтверждение.

Сознание представляет собой высший регулятор психических явлений: процессов, состояний и свойств личности. Переживание как один из основных элементов сознания включено во взаимодействие с данными психическими явлениями, и характер этого взаимодействия исходит из свойств той системы, в которую включено переживание как часть целого.

Именно через переживания человека осуществляется связь между внешним и внутренним миром человека, между объективным и субъективным в человеческой реальности, между существованием человека («экзистенцией», «онтологической реальностью», «бытием») и его психологической сущностью (субъектностью, самостью, «внутренним Я»).

Р.Д. Лэйнг считает переживание первоосновой, самим существованием внутреннего мира, «Душой человека», а поведение человека - функцией его переживаний [19].

Литература:

1. Кёниг Э.В. Вундт: Его философия и психология / Пер. с нем. С. Штейнберга. СПб.: Ред. журнала «Образование», 1902 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://viewer.rusneb.ru/ru/000199_000009_003705160? page=145&rotate=0&theme=white

2. Д.Г. Подвойский, Л.М. Хайруллина. Социологические идеи Вильгельма Вундта // Социологический журнал. - 2001. - № 2 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskie-idei-vilgelma-уи^а

3. Антти Ревонсуо. Психология сознания. Изд-во Питер, 2013. - 336 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scorcher.ru/axiomatics/arts/579/ Revonsuo_A__Psihologiya_Soznaniya_a4.pdf

4. Выготский Л. С. Психология. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с. (Серия «Мир психологии»).

5. Выготский Л.С. Кризис семи лет // Собр. соч.: в 6 т. - М.: Педагогика. -1984. - Т. 4. - С. 376-385.

6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - Изд-во: Питер, 2002, 720 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/psycho/ rubinshteyn%3Dosnovu_obzhey_psc.pdf

7. Леонтьев А.Н. Учение о среде в педологических работах Л.С. Выготского (критическое исследование) (1937) // Вопр. психол. - 1998. - № 1. -С. 108-124.

8. Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - 200 с.

9. Юджин Т. Джендлин. Субвербальная коммуникация и экспрессивность терапевта: тенденции развития клиенто-центрированной психотерапии //

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

Психологическое консультирование и психотерапия: Хрестоматия. Т. 1. Теория и методология / [Под редакцией А. Б. Фенько, Н. С. Игнатьевой, М. Ю. Локтаева].

- М.: Московский психотерапевтический журнал, 1998. - С. 185-200 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://psyjournals.ru/files/25785/ mpj_1993_n3_Gendlin.pdf

10. Тихомирова С.В. Индивидуальное переживание как психологический феномен: структура, типы, функции, методы исследования // Мир науки. Педагогика и психология, - 2020. - № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/114PSMN620.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

11. Исенина Е.И. Язык как структура, процесс и переживание в теории Юджина Т. Джендлина // Вестник Ивановского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 3 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/yazyk-kak-stmktura-protsess-i-perezhivanie-v teorii-yudzhina-t-dzhendlina

12. Polkinghome D. E. "Experiencing and creation of meaning" in T. Gendlin and "Language beyond Postmodernism: saying and thinking in Gendlin's philosophy" edited by David M. Levin: Reviews the books // Journal of Phenomenological

• Psychology' FALL. 1998. Vol. 29, Iss. 2. P. 249-254.

13. Мазур Е. Вступительное слово // Левин П.А., Фредерик Э. Пробуждение тигра - исцеление травмы. Природная способность трансформировать экстремальные переживания. - М. : АСТ, 2007. C. 1-12.

14. Леонтьев Д.А. Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 486 с.

15. Gendlin E.T. Experiencing and the Creation of Meaning. A Philosophical and Psychological Approach to the Subjective. N.Y.: Free Press of Glencoe, 1962. -302 p.

16. Фахрутдинова Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. - 2011. - № 5.

17. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопр. психологии. - 1991. - № 2. - С. 15-34.

18. Карпов А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики.

- М.: Ин-т психологии РАН, 2004. - 504 с.

19. Лэйнг Р.Д. Феноменология переживания; Райская птичка; О важном / Перевод с английского. - Львов: Инициатива, 2005. - 352 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.