Научная статья на тему 'ПОНИМАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ПЕРЕЖИВАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИЕТАЛЬНОГО, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ'

ПОНИМАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ПЕРЕЖИВАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИЕТАЛЬНОГО, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
195
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАТЕГОРИЯ «ПЕРЕЖИВАНИЕ» / СОЦИЕТАЛЬНЫЙ ПОДХОД / АФФЕКТИВНО-КОГНИТИВНЫЕ КОМПЛЕКСЫ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / АФФЕКТИВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Леонтьев Дмитрий Юрьевич

В статье представлены результаты теоретико-аналитического обзора категории «переживание» в контексте социетального, культурологического и психологического подходов. С позиции социетального подхода, переживание - это аффективно-когнитивные комплексы, имеющие поведенческие выражения, которые зависят от ситуации взаимодействия и социально-структурного контекста. В аспекте культурологического подхода переживание рассматривается как знаково-символическая система значений с инструментальным механизмом эмотивной семантики, способствующая формированию эмоциональной картины мира и реализующая себя в границах дискурса. Переживание осуществляет дискурсивный процесс реконструкции смысловых значений культурных ценностей субъекта в условиях исторических изменений общества. В психологической науке переживание - это психический процесс, интегрирующий аффективную, когнитивную и конативную сферы структуры личности, направленную на субъектную и социальную активность. В процессе переживания механизм рефлексии обладает смыслопорождающей функцией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

UNDERSTANDING AND COMPREHENSION THE CATEGORY "EXPERIENCING " IN THE CONTEXT OF SOCIETAL, CULTUROLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACHES

The article presents the results of a theoretical and analytical review of the category of "experiencing" in the context of societal, cultural and psychological approaches. From the standpoint of the societal approach, experiencing is affective-cognitive complexes that have behavioral expressions that depend on the situation of interaction and the socio-structural context. In the aspect of the culturological approach, experiencing is considered as a sign-symbolic system of meanings with an instrumental mechanism of emotive semantics, contributing to the formation of an emotional picture of the world, and realizing itself within the boundaries of discourse. Experience carries out a discursive process of reconstructing the semantic meanings of the subject's cultural values in the context of historical changes in society. In psychological science, experiencing is a mental process that integrates the affective, cognitive and conative spheres of the personality structure, aimed at subjective and social activity. In the process of experiencing, the mechanism of reflection has a meaning-generating function.

Текст научной работы на тему «ПОНИМАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ПЕРЕЖИВАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИЕТАЛЬНОГО, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ»

138_ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА_

2022. Т. 32, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

УДК 159.942(045) Д.Ю. Леонтьев

ПОНИМАНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ КАТЕГОРИИ «ПЕРЕЖИВАНИЕ» В КОНТЕКСТЕ СОЦИЕТАЛЬНОГО, КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ

В статье представлены результаты теоретико-аналитического обзора категории «переживание» в контексте со-циетального, культурологического и психологического подходов. С позиции социетального подхода, переживание - это аффективно-когнитивные комплексы, имеющие поведенческие выражения, которые зависят от ситуации взаимодействия и социально-структурного контекста. В аспекте культурологического подхода переживание рассматривается как знаково-символическая система значений с инструментальным механизмом эмотив-ной семантики, способствующая формированию эмоциональной картины мира и реализующая себя в границах дискурса. Переживание осуществляет дискурсивный процесс реконструкции смысловых значений культурных ценностей субъекта в условиях исторических изменений общества. В психологической науке переживание - это психический процесс, интегрирующий аффективную, когнитивную и конативную сферы структуры личности, направленную на субъектную и социальную активность. В процессе переживания механизм рефлексии обладает смыслопорождающей функцией.

Ключевые слова: категория «переживание», социетальный подход, аффективно-когнитивные комплексы, культурологический подход, знаково-символическая система, психологический подход, аффективно-эмоциональная сфера.

DOI: 10.35634/2412-9550-2022-32-2-138-145 Введение

Современные условия жизнедеятельности человека характеризуются нестабильностью и непредсказуемостью общественных процессов [44]. Социальная среда пронизана атмосферой возможных глобальных рисков, разрушаются основополагающие фундаментальные ценностно-смысловые ориентиры в социальной жизни общества [40]. Градус напряженности в обществе достиг предельных значений. Развязанные военные конфликты, техногенные катастрофы, природные катаклизмы являются дестабилизирующими факторами социальной жизни и обуславливают переживания негативного спектра. Жизнедеятельность человека сопровождается трудными жизненными и критическими ситуациями, возникающими в социальной среде по разным причинам, зачастую не зависящим от самого человека [39]. Происходящие события современности формируют негативное психологическое состояние [18], проявляющее себя в неуверенности относительно благоприятного будущего для цивилизации в целом. Угрозы безопасности личности, ее физического и психологического состояния [26; 46] стали реальностью современной жизни [25].

Протекающий процесс глобализации обуславливает фундаментальные изменения и перемены в социальной среде, затрагивает все человеческие общности и группы, в том числе малые этнические народы. Девальвация значимых культурно-исторических этнических ценностей, таких как история и язык малых народов, является побочным итогом глобализации. Скачок в развитии технологий, цифровая революция и ассимиляция этнических культур являются проявлениями агрессивной силы, разрушающей традиционные ценности [16; 24]. Процесс переживания является частью сознания, на социальном плане реализующий и проявляющий себя в культуре и ее наследии, в которой сознание проявляет себя как нечто характеризующее личность в синтетическом и интегральном единстве [36]. Жизнедеятельность человека сопровождается трудными жизненными и критическими ситуациями, возникающими в социальной среде по разным причинам, зачастую не зависящим от самого человека. Происходящие события современности формируют негативное психологическое состояние, проявляющее себя в неуверенности относительно благоприятного будущего для цивилизации в целом.

Необходимость в теоретико-аналитическом обзоре проблемы заключается в недостаточной разработанности в науке категории переживания и связана с рядом противоречий. Это схизис (греч. -расщепление) между «психологической практикой» и «научной психологией» [23] относительно понимания процесса переживания; фрагментация проблематики в гуманитарных дисциплинах и отсутствие единого междисциплинарного подхода [30].

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Цель исследования - теоретическое осмысление категории «переживание» с позиций социе-тального, культурологического и психологического подходов в науке.

Теоретические основы

Социетальный подход

Процесс любого развития сложен и многогранен, в нем человек занимает особое положение. Результатом участия в этом процессе стали не только созданные блага, но и многочисленные трудности [11], с которыми сталкивается общественная среда и сам человек в результате своей активной преобразующей деятельности. В настоящее время именно о них принято говорить как об актуальных глобальных проблемах современности.

Мировые общечеловеческие вызовы и угрозы общественной и социетальной безопасности, являясь результатом противоречий общественного развития, не возникли внезапно и только сегодня. Некоторые из них, например, вопросы войны и мира, здоровья [17], взаимоотношения между индивидами и этническими группами существовали прежде и были актуальны во все времена. Так К. Лоренц [16], освещая наиболее актуальные проблемы современности, считает, что многие социальные явления в современном мире не целесообразны в соответствии с теорией естественного отбора. Зачастую сама система восстанавливает равновесие, но бывает, что естественного стремления к гармонии недостаточно, либо происходят нарушения в самом механизме регуляции и появляются патологии.

Социетальная организация общества подвержена воздействию неблагоприятных условий современной жизни. В существующих условиях жизнедеятельности человека социологами в новейшее время уделяется много внимания теме процесса переживания. Вместе с тем, до сих пор не выработано единое мнение по поводу теоретического определения переживания в социологической науке вследствие разнообразия теорий и уже существенного количества эмпирических исследований, авторы которых пытаются измерять психические явления процесса переживания, используя разные теоретические основания и методы. Разногласия в формулировке единой концепции категории переживания, возможно, в будущем будут преодолены, так как интеграция теорий в единое определение ведется в течение нескольких лет [19]. По мнению Дж. Стетс и Дж. Тернер, выделяются несколько групп теорий категории переживания, относящихся к разным социологическим подходам, таких как группа теорий переживания в подходе символического интеракционизма, социально-структурных теорий, теории обмена, этнометодологии и некоторых других [28].

Теоретическая область проводимого исследования определяет необходимый концепт для описания состояний переживания, таковыми могут быть, например, ритуалы, взаимодействие лицом к лицу, статусные различия, идентичность, отношения обмена и др. Наиболее часто подходы к концепции переживания изучаются как реакции, интегрированные в социальное устройство общества и формирующие его стабильность. Разработка теорий переживания в социологической науке является особой задачей, так как в проводимых исследованиях реализуется комплексный теоретический подход.

На данный момент существует несколько определений переживания, которые включают в себя обязательный перечень компонентов структуры переживания [38]: телесный язык и экспрессивная мимика; когнитивная оценка или определение ситуации; физиологическая реакция; культурная дефиниция или лингвистическое обозначение. Поскольку нет единой концептуализации и классификации состояний переживания в социологии, теоретические подходы в исследовании переживания делают акцент на различных его компонентах.

Один из ведущих исследователей темы переживания в социологии А.Р. Хохшильд дает следующее определение: эмоциональные состояния переживания определяются ею как механизм, действующий подобно основным органам чувств человека, выполняющих такие функции, как сигнальная. Она представляет состояния переживания в психическом явлении эмоций, которые обладают функцией сигнального механизма, извещающего человека о собственном состоянии или другом человеке [37]. Данное определение содержит в себе представленные компоненты переживания и указывает на то, что индивид регулирует свое поведение сообразно принятым культурным нормам общества.

В целом переживание рассматривается социологами как феномен, представляющий собой аффективно-когнитивный комплекс, сочетающий в себе как биологическую, так и социальную компоненты, который проявляет себя в поведении личности, находится в ситуационном взаимодействии и социально-структурном контексте. Сложность изучения переживания обусловлена не только его многокомпонентной структурой, но также и существенными кросс-культурными различиями. Такие

140_Д.Ю. Леонтьев

2022. Т. 32, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

характеристики коллективного переживания, как биполярность (позитивность или негативность), напряжение и мощность, распознавание участниками взаимодействия находятся в прямой зависимости от условий конкретной ситуации, а также культурного контекста. В настоящее время осуществляется работа над новыми перспективными интегративными комбинированными методологическими стратегиями в изучении переживания. Социологи подчеркивают, что использование одновременно или последовательно нескольких методов является необходимым условием исследовательской деятельности. Используемая стратегия комбинирования методов использует компонентную структуру переживания в виде культурных явлений - мимических и телесных выражений, физиологических реакций, ситуативных значений для определения состояния, мимических и телесных реакций. Поэтому социологи определяют для себя следующие задачи:

1. Измерить у субъекта параметры его переживания во взаимодействиях и отношениях.

2. Зафиксировать и дифференцировать действительно субъективно переживаемое и внешне выражаемое состояние.

3. Уточнить обозначения и параметры измеряемого переживания.

4. Ввести измерение физиологических характеристик в процесс переживания.

В границах междисциплинарного подхода относительно изучения процесса переживания, граница между социологией и психологией достаточно размыта. Это обстоятельство является препятствием для формирования методологического поля и теоретических подходов для подготовки эмпирических исследований. Но междисциплинарное сотрудничество необходимо вследствие некоторых общих тем и проблематики исследований. Одной из таких общих тем является проблема измерения в исследовании переживания не только на субъектном, но и на коллективном уровне. Регистрация, фиксация и способы интерпретации данных требуют своего уточнения, определения и четкого формулирования. Характерным отличием социетального подхода от других является исследование переживания в контексте социального взаимодействия как на коллективном, так и на индивидуальном уровнях [7].

Поэтому можно выделить ключевую особенность исследований переживания, осмысляемой в социетальном подходе - это сосредоточение на социальных факторах структуры социальных отношений и социальных ситуаций. Феномен переживания является универсальным для изучения в междисциплинарном подходе, но выделяет динамические характеристики на фоне меняющихся культурных и социально-исторических условий. Применяемые методы в изучении темы переживания могут комбинироваться и использоваться последовательно, в зависимости от эмпирической задачи [38]. Разнообразие методов и их комбинации в исследовательской работе характерно также и для психологической науки, но на других теоретических и методологических основаниях.

Культурологический подход

Взаимоотношение культуры и истории человечества имеет интегральную характеристику, и в границах междисциплинарного подхода [19] в науке одно не может существовать без другого. Для обоих научных направлений существует общее онтологическое основание. Природа происхождения исторического и культурологического знания ставит насущный вопрос места гуманитарного познания в системе наук [29]. Это необходимая и практическая потребность для понимания места человека как познающего субъекта в мироздании. Культурологическое осмысление категории переживания определяет его как культурный артефакт.

На стыке гуманитарных дисциплин в конце XIX - начале ХХ вв. пристальное внимание ученых обращено к формулированию междисциплинарных ключевых понятий. В нашем аналитическом обзоре таким понятием является понятие дискурса, которое вводит Д. Уайт [28].

Дискурс берет свое начало из субъектности человека и его способности к конструированию социальных связей от внутренней системы значений к системе символов [21]. Культурологический подход предполагает освещение категории переживания в трех направлениях:

- в конструктивистском направлении - через понятие эмотивность [38] дискурса.

Конструктивистский подход к изучению переживания рассматривает его как культурно и исторически обусловленные феномен [8]. Любой дискурс является эмоционально детерминированным, поскольку социальная реальность включает в себя процессы реагирования и отношения. Какой бы критерий ни был положен в основу классификации дискурса, в нем представлена эмотивная составляющая;

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

- в семиотическом направлении, которое раскрывает понятие переживания через знаково-сим-волическую систему значений. Основным понятием данного аспекта является эмотивная семантика.

Переживание семиотично, кодируется знаками национальных языков и транслируются посредством речевых произведений. Ключом к изучению переживания в данном аспекте является язык, который предоставляет широкие возможности для презентации эмоции, выражения, описания. На основе реальных и моделируемых элементов переживания - эмоций и чувств - язык формирует эмоциональную картину мира носителей языка [22]. Не существует эмотивно нейтральной лексики, даже нулевые знаки переживания несут в себе коммуникативный потенциал либо маркируют недостаточную степень эмоционального выражения коммуникативных партнеров;

- в аксиологическом направлении переживание определяет себя через ценностно-смысловую систему этических ценностей эмоционального переживания. Культура реализует свое деятельностное существование благодаря символическим формам и ценностным значениям [7; 33; 34], это основные формы ее бытия. Творчество и восприятие культуры являются предметом психологического рассмотрения и изучения. Множество культурных дискурсов и их историческая преемственность в синхронных межкультурных связях пронизаны психическими явлениями эмоций, чувств, и, собственно, переживанием. Без представленных психических явлений культуротворческая роль человека невозможна. Осмысление в культурологическом подходе процесса переживания и включенных в его структуру эмоций и чувств [43] возможно лишь в темпоральной характеристике прошлого, совершившегося события. Это является условием завершенности и цельности переживания, и в таком качестве оно становится доступным для дальнейшего анализа, сравнения и обобщения.

Переживание реализует себя в трех временных модусах: прошлом, настоящем и будущем. Будучи представленным в воспоминаниях, переживание становится культурным артефактом [12].

Самостоятельное существование культурных артефактов представлено в двух видах:

- формат текста, включающий в себя такие способы объективации опыта переживания, как письменность, речь, общение и коммуникация в форме диалога;

- формат искусства, реализующий себя в знаково-символических системах.

Эти виды существования артефактов осуществляют функции сохранения, трансляции и передачи культурных феноменов другим людям в пространстве и времени, а также позволяют автору абстрагироваться, отделиться от своего опыта переживания.

В.Б. Мелас [12] рассматривает процесс переживания как комплексное образование эмоций, чувств и когнитивных схем в интервальном, дискретном потоке сознания человека, состоящем из психических состояний, объединенных единством аффекта и рефлексии. Переживание темпорально ограничено, что дает возможность представить его как один из фрагментов душевной жизни человека. Оно протекает всегда в настоящем и владеет индивидом, подчиняет условиям и законом осуществления, но в своей завершенности темпорально открыто для прошлого, и даже будущего.

Способность человека наделять смыслом и значением культурные феномены является предза-данной и врожденной, вне зависимости от культурной среды, временной эпохи и социально-исторических условий - утверждает американский лингвист Н. Хомский [20]. Эта способность обусловлена языковыми когнитивными структурами, и они не доступны наблюдению. Языковые конструкты и языковые способности создают внутреннюю языковую организацию, набор врожденных синтаксических правил, встроенных в мозг человека, которые определяют, что считать языком, а что нет. Это принципиально важно для понимания культуры и ее составляющих компонентов. Таким образом, усвоение культурных условий и культурных парадигм является врожденной способностью каждого человека, которая конкретизируется в социокультурных условиях своего времени и своего географического расположения.

Психологический подход

Переживаемый личностью кризис трудных жизненных ситуаций имеет специфический характер реконструкции отношения к самому себе и к своей социальной среде. В большинстве случаев это точка бифуркации и поворотный момент в жизни личности [1]. Трудная жизненная ситуация представляет собой препятствие и помеху реализации мотивов и потребностей личности, преодолевая которые личность утрачивает прежние ценности и смыслы и приобретает новые [2]. Порождение новых ценностно-смысловых ориентаций проходит в процессе сложного и трудного преодоления конфликта мотивов и потребностей, между наличным и отсутствующим, действительным и желаемым, доступ-

142_Д.Ю. Леонтьев_

2022. Т. 32, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

ным и недостижимым. Для работы переживания характерно приобретение нового смысла своего жизненного пути, переоценка ценностей [42; 14], изменение стратегии поведения [15; 32; 33; 35; 37].

В настоящее время большое количество исследователей и психологов обращается к теме переживания. Несмотря на современные тенденции социальной жизни в востребованности понимания данной категории, эта тема является мало изученной [3; 4; 5; 27; 32]. Психология переживания, и особенно в области трудных жизненных ситуаций, интересна в разных аспектах. Данное понятие имеет свой уникальный путь становления в отечественной и зарубежной психологии [5].

Понимание и осмысление категории переживания в психологической науке получили свое развитие в контексте культурно-исторического подхода Л.С. Выготского и деятельностного подхода А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна.

Понятие переживания впервые еще в XIX в. включил в свою теорию эмоционально-нравственного развития один из основателей российской экспериментальной психологии Н.Я. Грот [9]. К проблеме переживания в отечественной психологии обратился Л.С. Выготский [6], который ввел категорию переживания в психологию как «единицу сознания». По Выготскому, функция переживания дана в социальной ситуации развития, так как именно в переживании и его единстве с аффектом и интеллектом наиболее полно представлено специфическое отношение между личностью и средой [6].

С.Л. Рубинштейн распространяет переживания практически на всю психическую жизнь человека: «Всякое психическое явление дифференцируется от других и определяется как такое-то переживание благодаря тому, что оно является переживанием того-то...» [27]. Л.И. Божович, исследования которой были направлены на изучение психологии личности и ее формирования в онтогенезе [10; 31], исходила из положения Выготского о переживании как единстве личности и среды, и пришла к выводу о том, что существует определенная взаимосвязь между устойчивыми, закрепившимися переживаниями и формированием характера ребенка. А.Н. Леонтьев рассматривает понятие переживание как деятельность по порождению смысла [15]. Особое место в исследованиях феномена переживания в психологической науке занимают работы отечественного ученого Ф. В. Бассина[3]. В исследование проблемы переживания он вводит понятие «значащих переживаний», где главным является заключение о том, что переживание - это та активность, которая изменяет и трансформирует сознание человека, а в самом широком плане - его психику [3]. Ф.Е. Василюк, продолжая мысль Ф.В. Бассина о работе переживания, пишет: «переживание понимается как особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира, направленная на установление смыслового соответствия между сознанием и бытием, общей целью которой является повышение осмысленности жизни» [4]. А.С. Шаров [37] продолжает идею Ф.Е. Василюка о переживании и его производной порождения смысла с точки зрения самости человека и представления о мире, т.е. персонального мифа. Автор делает акцент на связи с аффективной сферой жизни человека и отмечает важную роль рефлексивного механизма процесса переживания. А.С. Шаров в своем подходе к проблеме переживания очень тонко подметил, что в современной психологической науке при объяснении общего смысла переживания в психологических исследованиях достаточно четко проступает влияние психодинамического подхода З. Фрейда [41]. Основатель школы психоанализа верно указал на фундаментальную важность энергетической составляющей переживания, но только проблема заключается в том, что эта составляющая связана у него лишь с либидо. Анализируя подходы к пониманию категории «переживание», необходимо обратить внимание на идеи О.Е. Хухлаева [35], который продолжает подход Василюка и рассматривает переживание как задачу на смысл, выделяя его формы - дискурсивную и мифологическую.

Понимание и осмысление категории переживания в психологической науке получили свое основное развитие в контексте культурно-исторического и деятельностного подходов [6; 13; 15; 35]. Таким образом, рассматриваемая категория «переживание» в психологии с позиций культурно-исторического подхода - это аффективно-когнитивное образование, реализующее себя в социальной ситуации развития, а в деятельностном подходе оно наполняет смысловым содержанием жизнедеятельность субъекта переживания.

Заключение

С позиций социетального подхода категория переживания - аффективно-когнитивные комплексы, имеющие поведенческие выражения, которые зависят от ситуации взаимодействия и социально-структурного контекста.

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Социальный контекст общественного противоречия между социально желательным и объективно действительным обуславливает динамику состояний переживания, выделяя при этом как универсальные и общие характеристики, так и меняющиеся, в зависимости от исторических и социальных условий. Переживание актуализирует общественно-значимые групповые ценности и в условиях принципиально неразрешимых социальных противоречий формирует стабильную социальную общность в группах людей.

С позиций культурологического подхода категория переживания - знаково-символическая система значений с инструментальным механизмом эмотивной семантики, способствующая формированию эмоциональной картины мира и реализующая себя в границах дискурса. Переживание осуществляет дискурсивный процесс реконструкции смысловых значений культурных ценностей субъекта в условиях исторических изменений общества.

С позиций психологического подхода переживание - это психический процесс, интегрирующий аффективную, когнитивную и конативную сферы структуры личности, направленный на субъектную и социальную активность. В процессе переживания механизм рефлексии обладает смыслопо-рождающей функцией. Обладая динамическими, статическими, информационными, пространственными характеристиками, процесс переживания определяет поведение и деятельность личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арпентьева, М.Р. Проживание: интегративный феномен и концепт развития человека. Психологическое благополучие современного человека / М.Р. Арпентьева // Материалы Международной заочной научно-практической конференции. - 2019. - С. 40-42.

2. Барцалкина, В.В.Особенности ценностно-смысловой сферы при переживании трудной жизненной ситуации в зрелости / В.В. Барцалкина, Л.В. Волкова, И.Ю. Кулагина // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27, № 2. - С. 69-81.

3. Бассин, Ф.В. Проблема бессознательного (О неосознаваемых формах высшей нервной деятельности) / Ф.В. Бассин. - М.: Медицина, 1968. - 460 с.

4. Василюк, Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций / Ф.Е. Василюк. - М.: Издательство Московского университета, 1984. - 200 с.

5. Вересов, Н.Н. Переживание как психологический феномен и теоретическое понятие: уточняющие вопросы и методологические медитации / Н.Н. Вересов // Культурно-историческая психология. - 2016. - Т. 12, № 3. -С. 129-148.

6. Выготский, Л.С. Психология / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

7. Вяткин, Б.А. Межпоколенная трансмиссия ценностей в современном поликультурном мире / Б.А. Вяткин, В.Ю. Хотинец, О.В. Кожевникова // Образование и наука. - 2022. - Т. 24, № 1. - С. 135-162.

8. Голик, Н.В. К дискуссиям о феномене «культура»: культура как переживание / Н.В. Голик, Ю.М. Шор // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Философия, этика, религиоведение. - 2015. - С. 205-214.

9. Грот, Н.Я. Значение чувства в познании и деятельности человека / Н.Я. Грот. - М., 1889. - 42 с.

10. Ермолаева, М.В. Проблема личностного самоопределения в трудах Л. И. Божович и ее развитие с позиций субъектного подхода / М.В. Ермолаева, Д.В. Лубовский, Л.В. Силаева // Психолого-педагогические исследования. - 2018. - Т. 10, № 3. - С. 148-159.

11. Звенигородская, М.А. Тревожность в современном обществе: определение, значение и влияние данного феномена на поведение людей / М.А. Звенигородская // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 256-258.

12. Золотухина-Аболина, Е.В. Переживание и артефакт / Е.В. Золотухина-Аболина, В.Б. Мелас // Вестник МГУКИ. - 2020 № 1 (93). - С. 14-25.

13. Изотова, Е.И. Проблема переживания в концепциях Выготского и Теплова: современный контекст / Е.И. Изотова, Т.Д. Марцинковская // Культурно-историческая психология. - 2016. - Т. 12, № 4. - С. 4-13.

14. Феноменологический анализ динамики переживаний клиентов в процессе психотерапии: изучение отдельных случаев. Ч. 1 / Н.В. Кисельникова, Е.В. Лаврова, Т.А. Альмухаметова [и др.] // Консультативная психология и психотерапия. - 2019. - Т. 27, № 2. - С. 114-128.

15. Колпачников, В.В. Деятельность по осмыслению жизненного опыта: статус, процесс и результат / В.В. Колпачников // Культурно-историческая психология. - 2015. - Т. 11, № 1. - С. 7-12.

16. Конрад, Л. Оборотная сторона зеркала. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества: [сборник] / Л. Конрад. - М.: АСТ, 2019. - 480 с.

17. Особенности психологического реагирования и механизмы адаптации к стрессу, вызванному пандемией COVID-19 / И.С. Короткова, М.В. Яковлева, О.Ю. Щелкова, Д.А. Еремина // Консультативная психология и психотерапия. - 2021. - Т. 29, № 1. - С. 9-27.

144_Д.Ю. Леонтьев

2022. Т. 32, вып. 2 СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

18. Кузнецова, О.В. Взаимосвязь механизмов психологической защиты и временной перспективы в период средней взрослости / О.В. Кузнецова, И.В. Петрушова // Психолого-педагогические исследования. - 2018. -Т. 10, № 1. - C. 20-31.

19. Литвинчук, И.Н. Междисциплинарный анализ эмотивного дискурса: основные черты в парадигме когнитивной и прагмалингвистики // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Филологические науки. 2017 - Т. 3 (69), № 4. - С. 15-30.

20. Лурье, С.В. Культура и ее сценарий: имплицитный обобщенный сценарий как внутрикультурный интегратор / С.В. Лурье // Общественные науки и современность. - 2017. - № 2. - С. 153-164.

21. Мещеряков, Б.Г. Значение и смысл: динамика их взаимопереходов во время чтения текста / Б.Г. Мещеряков,

A.И. Назаров, Д.Н. Грищенко // Культурно-историческая психология. - 2010. - Т. 6, № 3. - С. 6-17.

22. Молчанова, Е.А. Арт-терапия в поиске жизненных смыслов / Е.А. Молчанова // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2021. - Т. 31, вып. 4. - С. 435-445.

23. Петровский, В.А. Преодоление «схизиса»: в продолжение несостоявшегося диалога с Ф.Е. Василюком /

B.А. Петровский // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15, № 1. - С. 64-69.

24. Попов, В.Б. Антропосоциетальный Универсум: многомерная эволюция: монография / В.Б. Попов. - Ростов-на-Дону : Фонд науки и образования. - 2019. - С. 44-46.

25. Литвинова, А.В. Проблемы психологической безопасности личности в экстремальных условиях жизнедеятельности / А.В. Литвинова // Современная зарубежная психология. - 2021. - Т. 10, № 1. - C. 8-16.

26. Рассказова, Е.И. Пандемия как вызов субъективному благополучию: тревога и совладание / Е.И. Рассказова, Д.А. Леонтьев, А.А. Лебедева // Консультативная психология и психотерапия. - 2020. - Т. 28, № 2. - С. 90-108.

27. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М. : АСТ, 2020. - 960 с.

28. Симонова, О.А. Изучение эмоций как область междисциплинарной интеграции: история и социология в поисках объяснения «эмоционального поворота». К выходу русского перевода книги Яна Плампера «История эмоций» / О.А. Симонова // Социологическое обозрение. - 2018. - Т. 17, № 3. - С. 356-378.

29. Слуцкая, И.И. Путь к становлению личности через постижение и трансляцию ценностей гуманитарной культуры / И.И. Слуцкая // Человеческий капитал. - 2018. - № 8 (116) - С. 54-56

30. Сперанская, Н. Привилегия быть человеком / Н. Сперанская. - URL: https://moscultura.ru/writter/natella-speranskaya. (дата обращения - 03.08.2021).

31. Толстых, Н.Н. Теория Л.И. Божович: личность, психика, индивидуальность / Н.Н. Толстых // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15, № 2. - С. 85-90.

32. Фахрутдинова, Л.Р. Структурно-динамическая организация переживания субъекта / Л.Р. Фахрутдинова // Ученые записки казанского университета. - Т. 153, кн. 5 Гуманитарные науки. - 2011. - С. 110-120.

33. Ценностные предикторы особенностей взаимодействия родителей с детьми в финно-угорских и русских семьях / В.Ю. Хотинец, О.В. Кожевникова, Б.А. Вяткин, В. А. Вологдина // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2019. - Т. 16, № 1. - С. 7-19.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

34. Хотинец, В.Ю. Согласованность индивидуальных и культурных ценностей как фактор защищенности подростков от булинга в школьной среде / В.Ю. Хотинец, А.И. Плетников // Психологический журнал. - 2018. -Т. 39, №4. - С. 72-85.

35. Хухлаев, О.Е. Психология переживания в контексте культурно-исторической психологии / О.Е. Хухлаев // Вопросы психологии. Возрастная и педагогическая психология. - 2005. - № 5. - С. 19-27.

36. Шадриков, В.Д. Понимание: определение и механизмы / В.Д. Шадриков // Культурно-историческая психология. - 2019. - Т. 15, № 4. - С. 17-24.

37. Шаров, А.С. Психология переживания: природа, механизмы, феномены / А.С. Шаров // Мир психологии. -2004. - № 1. - С. 214-226.

38. Шаховский, В.И. Дискурсивность эмоций в человеческой коммуникации / В.И. Шаховский // Известия ВГПУ. Филологические науки. - 2011. - С. 114-120.

39. Шишаев, М.Г. Концептуальные основы оценки социетальной безопасности как фактора устойчивого развития региона / М.Г. Шишаев, С.Ю. Яковлев // Труды Кольского научного центра РАН. - 2017. - С. 28-37.

40. Шматова, Ю.Е. Динамика статистических и социологических показателей состояния психического здоровья населения России / Ю.Е. Шматова // Проблемы развития территории. - 2019. - № 3 (101). - С. 76-96.

41. Freud, A. The ego and the mechanisms of defence / A. Freud. - London: Hogarth Press, 1948. - X+196 p.

42. Gendlin, E.T. Experiencing and the creation of meaning: a philosophical and psychological approach to the subjective / E.T. Gendlin. - N. Y.: The Free Press of Glencoe, 1962. - 302 p.

43. Hillman, J.Jung's contribution to «Feelings and emotion»: synopsis and implication / J. Hillman // Feelings and emotion: The Loyola symposium. - N Y., 1987.

44. Identity, Migration and the New Security Agenda in Europe / O. Wœver, B. Buzan, M. Kelstrup, P. Lemaitre [et al.] - London: Pinter Publishers Ltd., 1993. - 221 pp.

45. Michael, L. Spirituality as agency and restoration in existential recovery / L. Michael // Journal of Spirituality in Mental Health, 2019.

Понимание и осмысление категории «переживание»... 145

СЕРИЯ ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2022. Т. 32, вып. 2

46. Williamson, H.C. Early effects of the COVID-19 Pandemic on Relationship Satisfaction and Attributions / H.C. Williamson // Psychological Science. - 2020. - №. 31 (12). - P. 1479-1487.

Поступила в редакцию 05.05.2022

Леонтьев Дмитрий Юрьевич, аспирант кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: [email protected]

D. Yu. Leontiev

UNDERSTANDING AND COMPREHENSION THE CATEGORY "EXPERIENCING " IN THE CONTEXT OF SOCIETAL, CULTUROLOGICAL AND PSYCHOLOGICAL APPROACHES

DOI: 10.35634/2412-9550-2022-32-2-138-145

The article presents the results of a theoretical and analytical review of the category of "experiencing" in the context of societal, cultural and psychological approaches. From the standpoint of the societal approach, experiencing is affective-cognitive complexes that have behavioral expressions that depend on the situation of interaction and the socio-structural context. In the aspect of the culturological approach, experiencing is considered as a sign-symbolic system of meanings with an instrumental mechanism of emotive semantics, contributing to the formation of an emotional picture of the world, and realizing itself within the boundaries of discourse. Experience carries out a discursive process of reconstructing the semantic meanings of the subject's cultural values in the context of historical changes in society. In psychological science, experiencing is a mental process that integrates the affective, cognitive and conative spheres of the personality structure, aimed at subjective and social activity. In the process of experiencing, the mechanism of reflection has a meaning-generating function.

Keywords: category "experiencing", societal approach, affective-cognitive complexes, culturological approach, sign-symbolic system, psychological approach, affective-emotional sphere.

Received 05.05.2022

Leontiev D.Yu., postgraduate student of the Department of General Psychology of the Institute for Education, Psychology and Social Technology Department of General Psychology Udmurt State University

Universitetskaya st., 1/6, Izhevsk, Russia, 426034 E-mail: psycic.investigation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.