Теория сознания и переживания Ф.Е. Василюка: векторы развития
Архангельская В.В., Карягина Т.Д., Шермазанян Л.Г., Шерягина Е.В. (Москва) ФГБОУ ВО МГППУ, ФГБНУ ПИ РАО kartan18@gmail.com
Аннотация. Теоретические работы Ф.Е. Василюка в области психологии переживания являются общепризнанной классикой. Его отдельные теоретические положения, специальные работы, касающиеся проблем сознания - структуры, уровней, культурно-исторической детерминации - при этом относительно малоизвестны за пределами круга понимающей психотерапии. Авторы, с одной стороны, как понимающие психотерапевты, с другой - как многолетние преподаватели теоретического курса «Психология сознания и переживания», ставят вопрос о единой теории сознания и переживания Ф.Е. Василюка и ее значении как общепсихологической теории, психотехнической теории, о ее применении в широком мультидисциплинарном поле. Предварительный анализ позволяет наметить по крайней мере пять векторов возможного развития этой области наследия Василюка: 1) теория сознания как академическая и психотехническая теория, 2) место психотехнической теории сознания в широком контексте развития представлений о сознании в философии, социологии, психологии, нейронауках и т. д., 3) проблема соотношения категорий сознания и переживания, 4) разработка отдельных разделов теории сознания, 5) прикладные исследования различных культурных и психологических феноменов с опорой на данную модель сознания.
Ключевые слова: Федор Ефимович Василюк, переживание, сознание, структура сознания, образ сознания, психотехническая теория, понимающая психотерапия.
F.E. Vasilyuk's theory of consciousness and experiencing vectors of development
V.V. Arkhangelskaya, T.D. Karyagina, L.G. Shermazanyan, E.V. Sheryagina (Moscow) Moscow State University of Psychology & Education, Psychological Institute of Russian Academy of Education
Abstract. Theoretical works of F.E. Vasilyuk in the field of psychology of experiencing are universally recognized classics. His separate theoretical positions, special works concerning the problems of consciousness - structure, levels, cultural-historical determinacy - are relatively little known outside the circle of coexperiencing psychotherapy. On the one hand, authors as coexperiencing psychotherapists and on the other hand, as long-term teachers of the theoretical course «Psychology of Consciousness and Experiencing», raise the question of F.E. Vasilyuk's unified theory of consciousness and experiencing and its significance as a general psychological theory, psychotechnical theory, and its application in a broad multidisciplinary field. Preliminary analysis allows us to identify at least five vectors of possible development of this field of Vasilyuk's legacy: 1) the theory of consciousness as an academic and psychotechnical theory, 2) the place of psychotechnical theory of consciousness in the broad context of the development of ideas about consciousness in philosophy, sociology, psychology, neuroscience, etc., 3) the problem of correlation of consciousness and experiencing categories, 4) development of separate sections of the theory of consciousness, 5) applied research of various cultural and psychological phenomena based on this model of consciousness.
Keywords: Fyodor Yefimovich Vasilyuk, experiencing, consciousness, structure of consciousness, image of consciousness, psychotechnical theory, coexperiencing psychotherapy.
«Сознание легко спугнуть, если вслух объявить, что собираешься его изучать. Будь оно живым существом, пожалуй, наибольшее его удовольствие состояло бы в том, чтобы из надежного укрытия слушать жалобы изощренных философов и ученых о трудностях или
даже невозможности его исследования».
Ф.Е. Василюк,
«Модель стратиграфического анализа сознания»
Имя Ф.Е. Василюка в первую очередь связывается с разработкой понятия переживания. Его теория сознания гораздо менее известна за пределами круга представителей понимающей
психотерапии (ППТ). Появление переживания в центре ряда психотерапевтических подходов, формирование целого направления экспириентальных школ (от английского experience -«переживание», «опыт») вполне ожидаемо, исходя из конкретности и непосредственной данности переживания в повседневном опыте. Каково же место теории сознания в его подходе, и почему в его фундаментальном теоретическом курсе, обязательном для будущих понимающих терапевтов, сознание и переживание связаны этим «и»? Эти вопросы встают перед нами, когда мы пытаемся осмыслить научное наследие Ф.Е. Василюка как целое и его «общетерапевтическое» значение - как методологические и общепсихологические основания практики.
Теория сознания Ф.Е. Василюка как психотехническая теория
Нужна ли психологу-практику теория сознания? Для понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка ответ «да» является естественным в рамках ее теоретических оснований. Под основным продуктивным процессом психотерапии - тем самым процессом, который «осуществляет» исцеление, тем процессом, на разворачивание которого уповает психотерапевт, - здесь понимается переживание как особая деятельность человека по преодолению критических ситуаций, бессмысленности жизни. В рамках культурно-деятельностной парадигмы отечественной психологии, на которой базируется теория ППТ, любая деятельность опосредована сознанием. Ф.Е. Василюк, приступая к изложению одной из своих моделей сознания, писал: «...главным предметом нашей работы является вовсе не сознание, а разворачивающийся во времени процесс переживания, для понимания которого и психотерапевтического соучастия в котором, приходится создавать некоторые подсобные модели» [7, с. 9].
Если проследить ход работ, то теория переживания появилась раньше, чем конкретная школа понимающей психотерапии. Диссертация 1981 года, в которой были сформулированы ключевые положения теории переживания, которые потом стали основой практической работы, была изначально теоретической (хотя, конечно, обращенной к практике, подразумевающей ее). Психология переживания первоначально строилась на основе глубокого методологического анализа разных направлений психологии и психотерапии. Начиная исследовать переживание, Ф.Е. Василюк сперва поставил перед собой задачу определения и построения предмета этой теории. Он начал свою работу с тематикой переживания не с эмпирических обобщений, взятых из практики, а с серьезной методологической и историко-психологической работы конструирования переживания как предмета общей психологии. В 1990-е годы появляется работа Ф.Е. Василюка «Методологический смысл психологического схизиса» [4]. Автор однозначно проводил параллель с работой Л.С. Выготского, который поставил проблему «общей психологии» в условиях существования множества различных психологических теорий. Проводя параллель с работой Выготского, Ф.Е. Василюк, по сути, указывает на сходную проблему - проблему общей психотерапии как общепсихологической теории, которая могла бы заложить основу единства различных психотерапевтических направлений. Некоторое время Ф.Е. Василюком и его коллегами велся очень интенсивный поиск оснований для этой общей психотерапии. Со временем интенция к поиску всеобщности ушла, но остался важнейший «нерв» теоретической работы, идущий от Л.С. Выготского: практика, пусть даже конкретной школы (понимающей психотерапии), не может не ставить и не отвечать на общепсихологические вопросы о том, как устроен предмет ее работы, какова его общепсихологическая теория. Ф.Е. Василюк никогда не удовлетворялся только эмпирическими обобщениями, сделанными на основе практики. Он считал такой уровень профессиональной деятельности «фельдшеризмом». Ему всегда важно было выполнять цикл движения от практики к построению общепсихологической теории и далее от методологического анализа и теоретической работы с общепсихологическим предметом - обратно к практике.
Анализ сегодняшней ситуации с научным наследием Ф.Е.Василюка показывает, что интерес к практическому применению его идей о строении сознания значительно превышает осмысление теоретического значения и перспектив его модели сознания как
общепсихологического знания. Нам представляется, что возвращение этой модели ее общепсихологического значения и статуса является важной и интересной перспективой специальных исследований. Например, можно было бы поставить такие вопросы: какое место занимает модель Ф.Е. Василюка среди других современных моделей сознания в различных областях науки и гуманитарного знания (философии, социологии, нейронауках, психолингвистики и др.)? Какие преимущества и какие новые вопросы о строении и функционировании сознания она позволяет поставить?
Органичным продолжением этой линии исследования стоило бы считать психотехнику. Ф.Е. Василюк продолжает и развивает идеи Л.С. Выготского, ставя в центр своего внимания психологическую практику - психотерапию - и осуществляя в самом глубинном и первичном смысле, именно в том, как он присутствовал в работах Л.С. Выготского, психотехническую исследовательскую методологию. По мысли самого Л.С. Выготского психотехническая методология и есть основание для построения общей психологии, способной преодолеть кризис. Психотехническая линия развития исследований предполагает анализ конкретных практик работы с сознанием и переживанием прежде всего, в консультировании и психотерапии, но и в других культурных практиках.
Сознание и переживание
В книге «Психология переживания», в рамках типологии жизненных миров сознание «выходит на сцену» в ценностном жизненном мире, характеризующемся внутренней сложностью - сопряженностью отдельных жизненных отношений в пространстве и времени [5]. Оно выступает как новообразование, позволяющее решать главную задачу ценностного переживания - выбор. Типология жизненных миров на методологическом уровне реализует принцип онтологии «бытия-человека-в-мире», преодолевает онтологию «изолированного субъекта», противостоящего безличному миру. Сознание появляется в связи с определенными жизненными задачами и опосредует решение этих задач. Как формулируют это современные феноменологи, критики редукционизма когнитивных теорий сознания, оно «функционирует внутри самой экзистенции, а сама экзистенция определяется миром, в котором она живет» [по 2, с.35]. Таким образом, реализованные Ф.Е. Василюком принципы деятельностной психологии, базирующейся на марксистской философии, оказываются предельно близки к феноменологической традиции, герменевтической феноменологии Хайдеггера и Гадамера.
Трактовка переживания как деятельности, безусловно, является непривычной для зарубежной экспириентальной традиции, обыкновенно подчеркивающей непроизвольность и стихийность переживания. Наиболее распространенной метафорой переживания здесь является поток (stream, flow). Ф.Е. Василюк говорит об уровневом построении переживания, аналогичном построению движений по Н.А. Бернштейну, и его протекании в различных регистрах-жизненных мирах. Слоистая структура сознания так опосредует переживание, что для его понимания метафора потока становится упрощенной и плоской, «поскольку не учитывает ни глубинного измерения переживания, ни преобразующего влияния его на сознание. Уж если опираться на геолого-географические метафоры, то процессы переживания порой могут быть уподоблены вулканической активности, движению ледников, перемещению платформ и т. п., т. е. таким формообразующим процессам, которые производят радикальные метаморфозы в строении земной коры» [7, с.33].
Таким образом, «и» в паре «сознание и переживание» является не просто случайным союзом, а проявлением принципа человеческого «бытия-в-мире» в противовес онтологии разделения субъекта и объекта. Психотехническое содержание этого «и» находит выражение в разработанных методах работы с измененными состояниями сознания, «психотехниками жизненных миров» и в самих базовых психотехнических единицах, составляющих «алфавит» понимающей психотерапии.
Фактически сознание и переживание выступают как различные проекции одного и того же жизненного процесса: сознание как структура, переживание - как его содержание.
Перспективы исследования в рамках понимающей психотерапии и других областях
Различные «разделы» психологии сознания и переживания Ф.Е. Василюка послужили основой для создания разнообразных инструментов внутри подхода. Например, измененные состояния сознания рассматриваются как результат «перемещения» переживания по регистрам, в этом ключе получают объяснение различного рода гипнотические феномены и т. п. ППТ является феноменологическим, недирективным методом, поэтому данные инструменты представляют в большинстве своем не психотерапевтические методики, а инструменты для понимания клиента, которые делают психотерапевта «свободным от психодиагностической подозрительности, не лишая ... в то же время возможностей клинической наблюдательности; оно освобождает терапевта также от научно-объективирующей отчуждающей аналитичности, не лишая при этом возможностей точного и систематического мышления» [6]. Однако очевидно, что теоретический и психотехнический потенциал психологии сознания и переживания далеко не исчерпан. Поэтому перспективным видится, во-первых, прицельное создание новых инструментов для практики и ее рефлексии. Одной и задач является разработка самой категории и тематики сопереживания как деятельности психотерапевта [1; 8; 9; 12; 15]. Во-вторых, важной является работа по анализу практики понимающей психотерапии с определенными конкретными проблемами. Так, начата работа по анализу переживания клиентами панических атак. Пилотажное исследование показало, что специфика типов переживания выявляется и в структуре образов сознания, и в регистровой структуре [14].
Сознание является предметом исследования самых разных отраслей гуманитарных наук. Модель структуры образа сознания была использована в работах, посвященных образу сердца как составляющей внутренней картины болезни у кардиологических больных [3], образу беременности [11]. Культурологический анализ и кросс-культурное (российско-японское) сравнение структуры образа проделала в своей работе В.В. Сидорова [10]. Модель стратиграфии сознания применялась в качестве теоретической модели для анализа специфики художественных средств в монопьесах Евгения Гришковца [13].
Таким образом, мы хотели бы привлечь внимание к смысловой интенции Ф.Е. Василюка относительно построения общепсихологического знания и его методологической перестройки как знания психотехнического, которая открывает множество перспектив исследований в области консультативной психологии в том числе.
Литература
1. Архангельская В.В., Пук Н.М. Стратегии сопереживания в профессиональной деятельности психологов и актеров // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 93-101. ёо1:10.17759/сЬр.2019150110
2. Бусыгина Н.П. «Трудная проблема сознания» в современной философии психологии // Труды по консультативной психологии и психотерапии. Вып. 2: Психотерапия. Сознание. Культура / Под общ. ред. Ф.Е. Василюка. М.: МГППУ; ПИРАО, 2009. С. 9-38.
3. Воскресенская А.Б. Структура и семантика психологического образа сердца: автореферат дис. канд. психол. наук. М., 2007. 24 с.
4. Василюк Ф.Е. Методологический смысл психологического схизиса // Вопросы психологии. 1996. №6. С. 25-40.
5. Василюк. Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. М.: МГУ, 1984. - 200 с.
6. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система. Дисс. доктора психол. наук. М., 2007. - 407 с.
7. Василюк Ф.Е. Модель стратиграфического анализа сознания // Консультативная психология и психотерапия. 2008. Том 16. № 4. С. 9-36.
8. Василюк Ф.Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 5. С. 205-227. ёо1:10.17759/срр.2016240511
9. Карягина Т.Д. Профессионализация эмпатии: постановка проблемы // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 235-256.
10. Сидорова В.В. Культурная детерминация образа сознания (На примере русской и японской культур). Дисс. канд. психол. наук. М., 2005. - 205 с.
11. Солосина Е.М. Структура психологического образа беременности у первородящих женщин. Автореф. вып. квалификац. работы: Магист. дисс. М., МГППУ. 2020. 10 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=395572.
12. Суханова М.О., Шерягина Е.В. Особенности сопереживания на разных этапах подросткового возраста // Культурно-историческая психология. 2019. Том 15. № 1. С. 102-115.
13. Таратута С.Л. Выражение переживания как сверхзадача автора в монопьесах Е. Гришковца / Мова i культура. 2020. Вип.22. Т.У1 (201). C. 114-121
14. Шевцов К.Д. Работа с паническими атаками в понимающей психотерапии: динамика переживания критической ситуации. Автореф. вып. квалификац работы: Магист. дисс. М., МГППУ, 2019. 12 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=387738.
15. Шермазанян Л.Г. Мотивация помогающего поведения в контексте житейской и профессиональной помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 257-289.