Жизнеизменяющая и понимающая психотерапия: методологические основания,
сходства и различия
Чеснокова Милена Григорьевна (Москва) МГУ имени М.В. Ломоносова milen-ches@bk.ru
Аннотация. В статье представлен сопоставительный анализ двух психотерапевтических подходов - жизнеизменяющей психотерапии Дж. Бьюдженталя и понимающей психотерапии Ф.Е. Василюка. Рассматриваются методология подходов, категориальный аппарат, понимание целей психотерапии и способов их достижения. Подчеркиваются различия взглядов авторов на природу субъективного и проблему смысла. Прослеживается трансформация теории понимающей психотерапии в сторону сближения ее с идеями Бьюдженталя в последние годы жизни Василюка.
Ключевые слова: экзистенциально-гуманистический подход, жизнеизменяющая психотерапия, понимающая психотерапия, субъективное, переживание, забота, смысл, техники и методики.
Life-changing and co-experiencing psychotherapy: methodological foundation,
similarities and differences
M.G. Chesnokova (Moscow) Lomonosov Moscow State University
Abstract. In this article a comparative analysis of two psychotherapeutic approaches -J. Bugental's life-changing psychotherapy and F.E. Vasilyuk's co-experiencing psychotherapy are presented. The methodology of approaches, categorical apparatus, understanding of the goals of psychotherapy and ways to achieve them are considered. The differences in views of these authors on the nature of the subjective and the issue of meaning are emphasized. The transformation of the theory of co-experiencing psychotherapy towards its convergence with Bugental's ideas in the last years of Vasilyuk's life is traced.
Keywords: existential-humanistic approach, life-changing psychotherapy, co-experiencing psychotherapy, the subjective, experience, care, meaning, techniques and methods.
Психотерапевтические подходы Дж. Бьюдженталя и Ф.Е. Василюка принадлежат к одному экзистенциально-гуманистическому направлению в психотерапии, что свидетельствует об их идейной близости. Родство двух школ выражается в следовании гуманистическим ценностям, рассмотрении индивида в контексте его взаимоотношений с миром, опоре на феноменологию, использовании понимающих методов, ориентации на переживание как непосредственный предмет психотерапевтической работы с клиентом. Отличия подходов не менее существенны. Они связаны, главным образом, с различиями в их методологических основаниях. Бьюдженталь опирался на экзистенциальную философскую традицию (С. Кьеркегор, Г. Марсель, М. Хайдеггер и др.), экзистенциальную психологию (Р. Мэй) и психоанализ. Ф.Е. Василюк строил свою понимающую психотерапию на фундаменте культурно-исторической теории Л.С. Выготского и теории деятельности А.Н. Леонтьева. Выбор методологии в значительной степени определил как категориальный аппарат, так и общую логику теоретических построений и практических решений их авторов. Наиболее ярко различия методологических позиций Василюка и Бьюдженталя проявились в вопросе о соотношении психологии и психотерапии [1]. Для Бьюдженталя - это две совершенно разные сферы, отличающиеся друг от друга как наука и искусство. Первая ориентирована на получение объективного знания, вторая имеет дело с субъективным как особой реальностью, которая всегда больше, чем любая самая точная объективация. Василюк стремился к преодолению существующего схизиса теории и практики. Его понимающая психотерапия, выросшая на основе общепсихологической теории сознания Л.С. Выготского и А.Н. Леонтьева, в свою очередь обогатила науку конкретно-психологической теорией сознания и переживания, позволяющей работать с конкретным эмпирическим материалом.
Антропологические основания подходов также весьма различны. Важнейшим фактом человеческой жизни Бьюдженталь считает наличие субъективного как внутреннего потока переживаний, включающего ощущения, восприятия, эмоции, воспоминания, фантазии, предвосхищения, телесные осознания, побуждения, планирование и решения и т.д. [1]. Субъективное не тождественно идеальному. Оно имеет свое средоточие в теле. Субъективное выполняет важную задачу создания/конструирования мира и нашего места в нем. Конструкт «Я - мир» опосредствует все наши действия. Мы можем только то, что соответствует созданному нами конструкту. Однако всякий конструкт есть объективация и, следовательно, сужение. Человек в своем субъективном всегда больше его объективаций во внешнем мире. Поэтому ресурс для всех существенных изменений в жизни следует искать именно в субъективном.
В то время как Бьюдженталь противопоставляет субъективное как индивидуальное общезначимому, Василюк вскрывает исторический характер сложных человеческих переживаний (опирающихся на общественно выработанные «схематизмы сознания» и использующих культурные средства выражения) и их внутренний диалогизм, реализуя тезис Л.С. Выготского «индивидуальное есть высшая форма социальности». По Бьюдженталю, субъектность как стремление к актуализации субъективного во внешнем мире изначально присуща человеку, психотерапевт только высвобождает ее от блоков. Василюк рассматривает «взращивание» и укрепление субъектности личности как одну из главных задач психотерапии, что позволяет говорить о понимающей психотерапии как формирующей, воспитывающей и развивающей человека терапии.
Цель жизнеизменяющей терапии Бьюдженталь видел в том, чтобы дать почувствовать клиенту, что он способен на большее и имеет выбор там, где прежде переживал вынужденность. Предельной целью и ценностью понимающей психотерапии является достижение смысла. Для Бьюдженталя смысл является не столько целью, сколько средством работы психотерапевта. Главная причина невозможности признания смысла конечной целью психотерапии заключается в изначальной многозначности и многосмысленности субъективного. В качестве примера Бьюдженталь приводит случай изменения смысла сна клиента на разных этапах его психотерапии. Углубление и расширение смысла анализируемого события, а не нахождение его единственного - правильного смысла является важным критерием успешности психотерапевтического процесса.
Бьюдженталь призывает не поощрять клиента сосредотачиваться на своей проблеме, поскольку эта проблема в значительной степени является порождением его устаревших и неадекватных конструктов. Основная линия терапевтической работы должна быть направлена на конфронтацию с актуальным жизненным миром клиента, который он создал для себя, и вытекающим из этой конструкции сопротивлением позитивным жизненным изменениям. Продуктивную способность клиента, на которую опирается в этом движении терапевт, Бьюдженталь определяет как забота. Забота - это то, что клиент интуитивно ощущает как самое значимое в данный момент и требующее к себе внимания. Забота выступает как энергетизирующая и направляющая сила. В ходе терапии устранение негативных симптомов и проблем может произойти или не произойти, однако их разрушительное действие на жизнь клиента в любом случае уменьшится. Понимающая психотерапия, напротив, придает важное значение грамотному выстраиванию и удержанию структуры психотерапевтической ситуации, проработке жалобы - запроса - проблемы клиента, его отношения к проблеме, прослеживанию динамики изменения целей терапии и понимания причин неблагополучия.
Оба подхода используют большой арсенал технических средств. Но «технологии» для Бьюдженталя - не самоцель. Решающим моментом психотерапии он считает занятие клиентом особой экзистенциальной позиции по отношении к своей жизненной ситуации, принятие им ответственности за свою жизнь. Психотерапетические техники создают условия, но не гарантируют, что эта задача будет им выполнена. В понимающей психотерапии применение методических приемов подчинено предельной цели терапии - достижению смысла. Смысл в соответствии с культурно-исторической традицией рассматривается в неразрывной связи с
сознанием, имеющим, по Выготскому, системное и смысловое строение. Работа понимающего терапевта включает несколько направлений:
1. развитие речевого мышления клиента;
2. работа с сознанием, включающая повышение уровня осознанности своих переживаний и степени дифференциации самого сознания;
3. актуализация личностного начала как точки свободы «здесь и сейчас»;
4. укрепление личности клиента в диалоге с Другим;
5. расширение произвольности в сфере психической жизни, обретение клиентом авторства в собственной жизни.
Эти стратегические линии реализуются посредством определенных процедур, техник и методик. Так, развитие речевого мышления клиента осуществляется через работу с парадигмами мышления, проработку проблемы под углом зрения четырех типов причинности (по Аристотелю). Работа с сознанием в процессуальном плане - через актуализацию позиции Наблюдателя, а работа с образом сознания - на основе модели «Психосемиотического тетраэдра». Актуализация фигуры Я-рассказчика «здесь и сейчас» служит поддержке личностного начала клиента, а методики «Педагогическая постановка симптома» и «Режиссерская постановка симптома» способствуют овладению им своими психическими процессами, развитию произвольности.
В последние годы Василюк обращается к осмыслению стратегии и тактики понимающей психотерапии в контексте долгосрочной работы с клиентом. И здесь он неожиданно предпринимает ряд теоретических шагов, позволяющих говорить о существенном сближении его взглядов с подходом Бьюдженталя. Прежде всего, Василюк приходит к выводу, что категория переживания является слишком узкой, неточной и неадекватной для описания реального опыта клиента, и ставит вопрос о поиске более общей объяснительной категории [3]. Напомним, что у Бьюдженталя такой категорией выступает категория субъективного, проявляющегося эмпирически как поток переживаний. Василюк предлагает ввести в концепцию понимающей психотерапии категорию «практики себя», ссылаясь при этом на М. Фуко. Однако понятие «практики себя» - это по существу иное название для реальности, обозначаемой Бьюдженталем как деятельность заботы. И в названии одного из последних интервью Фуко «Этика заботы о себе как практика свободы» одно понятие прямо раскрывается через другое.
В русле той же логики ревизии подхода, Василюк вновь поднимает вопрос о целях понимающей психотерапии. На данном этапе Василюк говорит о поиске стратегического образа человека (идеального Я клиента), определяющего конкретную тактику работы с ним. Этот идеал, по его мнению, не может быть ни открыт, ни создан силами одного терапевта, но только в сотворчестве с трансцендентным началом. Обращение к трансцендентному шло в разрез с анти-спиритуалистической методологией культурно-деятельностного подхода, но вполне вписывалось в традиции экзистенциальной философии и психологии. Здесь Василюк также сближается с Бьюдженталем, писавшим о «диком Боге», или «Боге тайны» и определявшем человека как «тайну внутри тайны». «Интуиция личности как тайны» звучит и в некоторых поздних выступлениях Василюка. Так, свое выступление 2014 года, посвященное проблеме личности [2], он заканчивает цитатой К.С. Льюиса: «Каждый человек связан с Богом по-своему. Он для Бога иной, чем все, создан по особой мерке. Бог отвечает каждому иначе, у Него с каждым тайна - тайна нового имени». И уже совсем мистическим образом это наметившееся движение навстречу друг другу двух выдающихся психологов неожиданно сомкнулось в одной точке - дате их смерти (17 сентября, соответственно, 2008 и 2017 года).
Литература
1. Бьюдженталь Дж. Искусство психотерапевта. СПб.: Питер, 2001. - 304 с.
2. Дискуссия «Теория личности в понимающей психотерапии». Февраль, 2014 [Электронный ресурс] // URL: https://www.youtube.com/watch?v=_LBEdsjcWlY&t=2321s (дата обращения: 14.08.2020).
3. Научно-практическая конференция «Понимающая психотерапия: тактика и стратегия ведения терапевтического случая». Июнь, 2013 /
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=2153164602586917524&text=василюк+ф.е.+видео+про блема+стратегии+и+тактики+понимающей+психотерапии (дата обращения: 14.08.2020).