теорией привязанности и феноменом свободы, которая нуждается в дальнейших, более подробных исследованиях. Вопрос свободы, прежде всего, связан с жизнью любого человека, так как свобода по Э. Фромму присуща каждому. В. Франкл считал свободу одним из важных компонентов реализации личностных ценностей и смыслов, поэтому вопрос свободы затрагивает тему осмысленности человеческой жизни [12]. Если человек «свободен для»реализации своей индивидуальности и смысла, то он может испытывать счастье, спонтанную активность и наполненность жизнью [13]. Совсем другие состояния возникают при несвободе человека, которая появляется ввиду разных причин.
Литература
1) Авдеева Н.Н. Теория привязанности: современные исследования и перспективы // Современная зарубежная психология. 2017. Том 6. № 2. С. 7-14.
2) Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. - 477 с.
3) Казанцева Т.В. Исследование психологической близости в теории привязанности// Вестник СПбГУ. 2010.Серия 12. Выпуск 4. С. 94-97.
4) Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика. СПб.: Питер, 2007. -
490 с.
5) Леонтьев ДА. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Том 21. №1.
6) Молчанова А.Ю., Мазаева Е.С. Определение свободы людьми с разным уровнем децентрации// Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума / Отв.ред.: Г.А. Вайзер, Т.А. Попова, Н.В. Кисельникова. - М.: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2019. -С. 319323.
7) Мэй Р. Свобода и Судьба. М:ИОИ, 2013.
8) Сабельникова Н.В., Каширский Д.В.Опросник привязанности к близким людям // Психологический журнал. 2015.Том 36. № 4.С. 84-97.
9) Смирнова Е.О. Теория привязанности: концепция и эксперимент // Вопросы психологии. 1995. №3. С. 139-150.
10) Суворова О.В., Черемисова И.В., Мамонова Е.Б. Привязанность к матери как фактор Я-концепции подростка // Вестник Мининского университета. 2016. № 2.
11) Ньюфелд Г. Понимать детей. Путеводитель по теории привязанности Гордона Ньюфелда // Перевод с нем. Будницкой А. - Изд. 2-е, стереотипное. М.: Ресурс, 2018.
12) Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
13) Фромм Э. Бегство от свободы. М: АСТ, 2017.
УДК 159.9
ПОНИМАЮЩАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ: ПЕРЕЖИВАНИЕ КАК СМЫСЛОПОРОЖДАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мазанова Анна Евгеньевна магистрант НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа»; Нижний Новгород, e-mailma_sher804@mail.ru
Аннотация.
В статье рассматривается понимающая психотерапия (ППТ) - отечественная психологическая теория и практика психологического консультирования, разработанная Ф.Е. Василюком. Понимающая психотерапия получила признание как в России, так и за рубежом (англоязычное именование ППТ «сo-experiencmgрsychotherapy» - терапия сопереживанием). Ассоциация понимающей психотерапии является членом международных объединений
личностно-центрированных и экспириентальных психотерапевтических школ (WAPCEP, PCE Europe).
Ключевые слова: понимающая психотерапия, переживание, понимание, сопереживание, критическая ситуация
^-EXPERIENCING PSYCHOTHERAPY: EXPERIENCING AS AN ACTIVITY OF FINDING THE MEANING OF THE CRISIS
Mazanova Anna Evgenievna- undergraduate ofMoscow Institute of Psychoanalysis; Nizhny Novgorod, e-mail ma_sher804@mail.ru
Abstract.
This article is dedicated to understanding psychotherapy (co-experiencing psychotherapy), Russian theoretical part and basis for practicing psychological counseling developed by F.E. Vasilyuk.Co-experiencing psychotherapy gained recognition in Russia as well as abroad.The association of co-experiencing psychotherapy is a member of international associations of person-centered and experientialpsychotherpeuticalschools(WAPCEP, PCE Europe).
Keywords: understanding psychotherapy, co-experiencing psychotherapy, experiencing, understanding method, co-experiencing, compassion, empathy, critical situations.
Психотерапия помогает человеку совершить усилие, чтобы увидеть тягостную правду о самом себе, совершить усилие, чтобы выйти за пределы невротической склонности бездумно подчиняться ожиданиям других людей или социальной группы, ожиданиям, не считающимся с реальным предназначением этого человека.
Ф.Е. Василюк [2]
Понимающая терапия (за рубежом именуемая «сo-experiencingрsychotherapy», Василюк, 2015) являет собой успешно реализованную Ф.Е. Василюком попытку синтеза отечественной психологической теории и практики психологического консультирования в психотехническую систему, адресованную психологу-практику. Психотехническая система -объединение теории, базирующейся на отечественной традиции психологии, практического метода («философия практики») и образования (возможность овладения).
Федор Ефимович Василюк (28 сентября 1953 — 17 сентября 2017) - доктор психологических наук, профессор, основатель первого в России факультета психологического консультирования (1997) (МГППУ) и его декан до 2012 г. Работа Ф.Е. Василюка по разработке методологии понимающей психотерапии (ППТ) - стратегическое решение проблемы раскола (Василюк употреблял термин «схизис» - расщепление) и противостояния между академической психологией и бурно растущей с 80-х г.г. областью психологической практики.
Научным фундаментом понимающей психотерапии выступает культурно-деятельностная парадигма, объединяющая работы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. В истоках понимающей психотерапии лежат личностно-центрированная психотерапия Карла Роджерса. Понимающая психотерапия локализуется в точке, где отечественная психологическая традиция культурно-исторической психологии встречается с экзистенциально-гуманистической линией зарубежной психологии и психотерапии [5]. В своей диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук [4]. Ф.Е. Василюк описывает множество методологических, теоретических и технических перекличек ППТ с логотерапией В. Франкла, когнитивной психотерапией А. Бека, психодрамой Дж. Морено, фокусированием Ю. Джендлина и др. психологическими школами.
Психологическим ядром ППТ является теория переживания, где переживание предстает особой, внутренней смыслогенерирующей деятельностью субъекта. Процесс переживания (переживание-деятельность) направлен на продуктивную работу по поиску и
порождению смысла в критических ситуациях [6]. Продуктивность процесса переживания заключается в обретении осмысленности, смысловому принятию бытия.
Итак, в основе понимающей психотерапии заложена возможность преодоления критических ситуаций и решения серьезных личностных проблем с помощью особого вида деятельности человека — переживания. Переживание - не стихийный процесс, не состояние, это внутренняя деятельность личности, ее душевное переживание, работа по преодолению. Специфической ценностью и целью этой деятельности-переживания выступает осмысленность. Активное и продуктивное переживание есть процесс смыслопорождения (критическая ситуация пережита, когда осмысленна).
Критическая ситуация представляет собой проблемную ситуацию, ситуацию «невозможности» - это точка, где человеку невозможно реализовать внутренние, субъективно-значимые ценности, стремления, мотивы и цели своей жизни. В зависимости от того, какая именно жизненная необходимость оказывается парализованной из-за отсутствия возможности справиться с внешними и внутренними условиями жизни, выделяется 4 типа критической ситуации: стресс, фрустрация, конфликт и кризис [8].
Сопереживание - поле деятельности психолога. Сопереживание не сводится к эмпатийному отклику на трудность и боль клиента, а являет собой целостную творческую работу психолога (уместно вспомнить «целительство личностью»), проявляющуюся в разных формах и техниках, обращенную к жизненному миру клиента и нацеленную на содействие продуктивному процессу переживания, его развитию, символическому обогащению и осмыслению. Разрешение кризиса - переход от «невыносимости» и «непосильности» бремени проблемы через обретение смысла в категорию посильного для личности.
Особое место в работах Ф.Е. Василюка занимает помощь человеку в преодолении горя. Переживание горя Василюк описывает в противовес иным теориям (например, психоанализу) в парадигме «памятования», но не «забвения». «Забыть, оторвать, отделить» от себя - деструктивно, тогда как сокровенной сутью человеческого горя выступает конструктивное «творение» - задача памятования, «творить память» [10]. Переживание наиболее острой критической ситуации горя - есть путь человека, опустошенного утратой, к возрождению и наполнению жизни новым смыслом [3].
Основным методом работы понимающего терапевта является сопереживающее понимание - профессиональная поддержка процесса переживания клиента [Василюк, 2008]. Диалогическая реализация сопереживания включает технику построения терапевтических реплик, используя частные базовые техники: эмпатию, майевтику, кларификацию, интерпретацию; работу с чувственными, мыслительными, рефлексивными пластами переживания; обращение к образам и метафорам; работу с телесными ощущениями [11].
Н.П. Бусыгина отмечает, что в понимающей психотерапии предложена уникальная методология работы с языком, речью. Стратегия консультирования ППТ позволяет изменять масштаб переживания за счет гибкого использования эстетики различных жанров языка [1].
Понимающей терапевт должен обладать способностью к научно-художественному описанию переживания, сочетающему в себе литературную форму и внутреннюю категориальную структуру - из ясного, структурированного представления о процессе рождаются техники работы с ним.
Феномены понимание и сопереживание, исследуемые в контексте ППТ, продолжают оставаться в фокусе историко-психологических, теоретических и экспериментальных исследований, проводимых в русле изучения эмпатии (Т.Д. Карягина, 2010, 2013, 2015, 2016), исследования утешения (ЕВ. Шерягина, 2006, 2013, 2016; В В. Донец, Н.Ю. Федунина, Е.В. Шерягина, 2007; А.Б. Холмогорова, М.С. Московская, Е.В. Шерягина, 2014), исследования сопереживания и мотивации помогающего поведения (Л.Г. Шермазанян, 2009, 2015) [7].
Понимающая психотерапия получила признание не только в России, но и за рубежом -созданная Ф.Е. Василюком Ассоциация понимающей психотерапии является коллективным
членом Всемирной ассоциации личностно-центрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования (WAPCEPC) и Европейской ассоциации личностно-центрированной и экспириентальной психотерапии (PCE Europe) [11].
Ряд учебных дисциплин, созданных на основе исследований Ф.Е. Василюка, реализуются на базе Психологического института РАО, на факультете психологии МГУ, факультете консультативной и клинической психологии МГППУ, на факультете социальных наук Национального исследовательского Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, в ВУЗах Владивостока, Волгограда, Минска, Вильнюса, Риги и др. Сертифицированная программа обучения ППТ многоступенчатая, на базе высшего психологического образования занимает 3-4 года. С самого начала обучения слушатели вовлечены в практические ситуации психотерапевтического опыта, целью обучения является возможность реализации методологии ППТ в профессиональной деятельности, а также формирование и исследование профессионального сознания будущего понимающего терапевта.
Помощь терапевта, работающего в русле понимающей психотерапии, уходит от позиции экспертности, идеологии воздействия, но основывается на безусловном принятии клиента, веры в его способность реализовать жизненный замысел, чтобы «личность встала во весь рост», готовности быть сопричастным в ситуации опустошения и беспросветной тьмы: не «пролить свет», но «подсвечивать» своим вниманием чувства, образ ситуации, неосознаваемые убеждения и взаимосвязи. Процесс проживания кризиса дает возможность клиенту осознать или обрести новые смыслы, открыть иные источники собственных ресурсов и роста. В попытке художественного описания со-переживания рождается образ путника, истощенного движением по не проложенному пути: шаги его неуверенные, душа его в тревоге и терзаниях. Этот путник отчаянно нуждается в вере и поддержке, которую не может оказать себе сам в силу внутреннего тупика и бессилия. В его жизни оказывается человек, готовый пройти с ним часть пути, не спрашивая о направлении, о том, что привело его сюда; он не оплакивает путника, не дает пустых надежд и не занимается поднятием боевого духа. Этот человек способен довериться путнику, быть спокойным рядом с ним, оставаясь собой, но готовым быть участником процесса поиска потерянных опор и смыслов, рождения понимания, осознавания, осмысления и принятия.
Литература
1. Бусыгина Н.П. Понимающая психотерапия Ф.Е. Василюка и поворот к языку в социальных науках, психологии и психотерапии // Культурно-историческая психология. 2019. Т.15. № 1. С. 15—24.
2. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии: Учеб. пос.-М.: МГППУ; Смысл, 2003 - 240 с.
3. Василюк Ф.Е. Пережить горе. URL: https://www.psychology.ru/library/00062.shtml (дата обращения: 28.02.20).
4. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система. Автореферат на соискание ученой степени доктора психологических наук; Москва, 2007.
5. Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия: опыт построения психотехнической системы // Труды по психологическому консультированию и психотерапии. 2005. № 2005.
6. Василюк Ф.Е. Психология переживания. - М.: Изд-во МГУ, 1984 - 200 с.
7. Василюк Ф.Е. Сопереживание как центральная категория понимающей психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т.24. № 5. С. 205—227.
8. Гришунина Е.В., Гришунин Г.Ю. Психологическая помощь как понимание // СПЖ. 2015. №55. С. 72-96.
9. Карягина Т.Д. Экспириентальные подходы в современной психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 1. С. 126—152.
10. Руслина А.О. Периодизация процесса переживания горя в психологии в сопоставлении с некоторыми положениями православного богословия - Консультативная психология и психотерапия - 2012. Т. 20, № 3
11. Сайт Ассоциации понимающей психотерапии https://www.co-experiencing.org
УДК 159.9
ЮМОР И СПОСОБНОСТЬ К САМОДИСТАНЦИРОВАНИЮ ПО В.ФРАНКЛУ, ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ В ЛОГОТЕРАПЕВТИЧЕСКОМ
КОНСУЛЬТИРОВАНИИ
Ерофеева Мария Сергеевна, Психолог-логотерапевт, Индивидуальный предприниматель Ерофеева М.С., Московская область, e-mailmerof71@mail.ru
Аннотация.
Статья посвященатеоретическому анализу взаимосвязифеномена юмора и понятия самодистанцирования из Логотерапии Виктора Франкла, а также практическому применению юмора и самодистанцирования в консультационной работе логотерапевта.
Ключевые слова: юмор, самодистанцирование, Логотерапия, «свободное пространство» ресурсов.
HUMOR AND ABILITY FOR SELF-DISTANCE BY V. FRANKL, PRACTICAL APPLICATION IN LOGO-THERAPEUTIC CONSULTINGADVICE.
Dr. Maria Erofeeva, Psychologist-logotherapist, Individual entrepreneur Erofeeva M.S., Moscow region,Email merof71@mail.ru
Abstract.
The article is devoted to the theoretical analysis of the relationship between the phenomenon of humor and the concept of self-distance from Victor Frankl's Logotherapy,as well as the practical use of humor and self-distance in the logotherapeutic counseling.
Keywords: humor, self-distance, Logotherapy, "free space" of resources.
По определению Виктора Франкла - способность к самодистанцированию - духовная способность, позволяющая «занимать позицию не только по отношению к миру, но и по отношению к самому себе» [В. Франкл «Человек в поисках смысла»]
Это способность человека видеть любую жизненную ситуацию во всей ее полноте, с осознаванием себя, обстоятельств, мира и других участников ситуации. Это не просто расширенное внимание, но и полезная саморефлексия, которая позволяет человеку принимать решения и действовать по собственному выбору с учетом внешних обстоятельств. Конечно, самодистанцирование не может быть постоянным состоянием человека, для жизнедеятельности человеку нужны разные состояния и разные виды внимания и рефлексии.
С самого начала развития психологии, как науки, юмор исследовался как часть психической активности человека. В последнее время появляются новые исследование юмора - как полезного или вредного психоэмоционального явления. В Санкт-Петербурге в 2019г. был проведен пятый международный конгресс по гелологии - новой науке о смехе и юморе.
Юмор - человеческая способность отображения словами реальной или вымышленной действительности, вызывающее сложное состояние у человека, творящего юмор, и у воспринимающих юмор людей. Состояние, имеющее несколько видов, воспринимаемое