Научная статья на тему 'ДУХОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ СОВЛАДАНИЕ С ПАНДЕМИЕЙ КАК ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВНЫМ РЕСУРСАМ'

ДУХОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ СОВЛАДАНИЕ С ПАНДЕМИЕЙ КАК ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВНЫМ РЕСУРСАМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
105
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф.Е. Василюк / С. Хобфолл / теория сохранения ресурсов / духовное совладание / духовные ресурсы.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шаньков Федор Михайлович

В статье предлагается определение и концептуализация процесса духовного совладания как внутренней деятельности по обращению к духовным ресурсам (источникам) смысла и сил для переживания критических ситуаций, повышения качества жизни и благополучия, решения значимых жизненных задач. Обсуждаются результаты скринингового исследования переживания начала пандемии с помощью анкеты на ряд параметров духовности и религиозности. Дается описание полученных факторов (духовных ресурсов) и кластеров (типов духовного совладания). Обозначается потенциал предложенного подхода к концептуализации духовного совладания для дальнейших исследований и практики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ДУХОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ СОВЛАДАНИЕ С ПАНДЕМИЕЙ КАК ОБРАЩЕНИЕ К ДУХОВНЫМ РЕСУРСАМ»

УДК 159.9.072.432

ДУХОВНОЕ СМЫСЛОВОЕ СОВЛАДАНИЕ С ПАНДЕМИЕЙ КАК ОБРАЩЕНИЕ

К ДУХОВНЫМ РЕСУРСАМ

Шаньков Федор Михайлович - научный сотрудник, ФГБНУ «Научный центр психического здоровья»; Москва, Каширское шоссе, 34: e-mail: fshankov@gmail.com

Аннотация

В статье предлагается определение и концептуализация процесса духовного совладания как внутренней деятельности по обращению к духовным ресурсам (источникам) смысла и сил для переживания критических ситуаций, повышения качества жизни и благополучия, решения значимых жизненных задач. Обсуждаются результаты скринингового исследования переживания начала пандемии с помощью анкеты на ряд параметров духовности и религиозности. Дается описание полученных факторов (духовных ресурсов) и кластеров (типов духовного совладания). Обозначается потенциал предложенного подхода к концептуализации духовного совладания для дальнейших исследований и практики.

Ключевые слова: Ф.Е. Василюк, С. Хобфолл, теория сохранения ресурсов, духовное совладание, духовные ресурсы.

TURNING TO SPIRITUAL RESOURCES AS A SPIRITUAL MEANING COPING

WITH PANDEMICS

Shankov Fedor - researcher at Mental Health Research Center, Kashirskoyehwy, 34. Moscow, e-mail: fshankov@gmail.com

Abstract

The article offers a definition and conceptualization of the spiritual process coping as an internal activity to access spiritual resources of meaning and strength for overcoming critical life situations, improving well-being, solving significant life tasks. A screening pilot study results are provided and discussed from this research position. Gained factors (spiritual resouces) and clusters (types of coping) are described. The potential of the proposed approach to conceptualization and research is indicated both for research and practice.

Keywords: Fyodor Vasilyuk, Steven Hobfoll, concervation of resources theory, spiritual coping, spiritual resources.

Одной из самых показательных парадигм для понимания и исследования переживания катастроф (природных, социальных, экономических и т.п.) является Теория сохранения ресурсов (ТСР) С. Хобфолла [2, 6]. Так, с помощью ТСР изучено множество последствий пережвиания катастроф в различных котекстах при учете не только субъективного благополучия и стресса, но и факторов окружающей среды (экологический подход), показано, что утрата ресурсов лучше предсказывает последствия стресса, чем личные характеристики и особенности совладающего поведения, полученные закономерности имеют непосредственный выход в практику помощи переживания катастроф [6]. С другой стороны, ТСР критикуется за недостаточную артикуляцию в определении ресурсов и за пренебрежение учетом не только количества, но и значимости того или иного ресурса для личности. Здесь выделяются физиологические ресурсы (здоровье, сила, выносливость и т.п.), психологические качества и способности (самооценка, уверенность, чувство контроля, самораскрытие), когнитивные свойства (обучаемость, стили мышления и т.п.), социальные (поддержка, качество жизни, чувство безопасности), энергетические — время, деньги и знания, наличие и правильные

инвестиции которых способствуют приобретению других ресурсов. При интерпретации результатов предлагается конкретно-экономическая парадигма, которая позволила выявить и описать некоторые закономерности (нисходящие воронки утраты ресурсов, восходящие воронки приобретения, влияние изначального уровня ресурсности, определение ключевых ресурсов и др.), но пренебрегает (и С. Хобфолл в последних работах открыто признается, что это делается им принципиально) смысловым, ценностным и культурным измерением переживания катастроф личностью, феноменом посттравматического роста (см. работы М.Ш. Магомед-Эминова), в т.ч. тем, что можно было бы отнести к духовному и экзистенциальному измерению переживания личностью катастроф. Здесь он пренебрегает огромным количеством эмпирических свидетельств в пользу того, что обращение к духовной сфере (конечно, не все проявления этого) зачастую определяет повышение благополучия и качества жизни при переживании кризиса, в первую очередь, острого [4]. В настоящем тексте мы бы хотели кратко изложить свое предложение по концептуализации процесса переживания катастроф, в котором проявляется духовное измерение, а также поделиться предварительными результатами эмпирического исследования, проведенного в мае 2020 года, спустя три месяца после начала пандемии COVID-2019.

Несмотря на разделение подходов к рассмотрению совладающего поведения (копингов) на ресурсные, смысловые, а также уникальное понимание совладания как переживания критических ситуаций у Ф.Е. Василюка, все же в их основе присутствует общая логика, заложенная еще в классической транзакционной модели психологического стресса Р. Лазарусом. Вот личность, которая живет в мире и воспринимает этот мир сквозь призму своего сознания, она сталкивается с тем, что ей интерпретируется как угроза (испытание, утрата, вред). Запускается процесс оценки того, есть ли у нее достаточно возможностей (ресурсов), чтобы справиться, а если нет, это критическая ситуация. И здесь разворачиваются различные сценарии налаживания вновь связи между средой и сознанием, бытием и сознанием, при достижении положительного эффекта, от которого (снижения эмоционального напряжения, решении или снятии проблемы) происходит обогащение изначальной картины мира, личностный рост или восстановление исходного состояния.

Для решения ряда исследовательских задач (в том числе для простоты эмпирического измерения и для получения закономерностей, к примеру, проверки гипотезы С. Хобфолла о том, что ценность и духовность не имеют значения и на деле ключевой для психологического благополучия является экономическая, прагматическая логика распоряжения ресурсами) мы предлагаем определение ресурсов как внутренних и внешних источников, к которым человек обращается для осмысления и преодоления критических ситуаций, повышения качества жизни и благополучия, решения значимых жизненных задач. Эти источники могут отличаться по степени доступности, по способности человека владению ими, по их адекватности приложения к данной критической ситуации. По сути, совладание возникает, когда наличных ресурсов недостаточно для переживания фрустрации, стресса, конфликта, кризиса (по Ф.Е. Василюку) и человек предпринимает усилия для повышения своего ресурсного потенциала, например, получая информацию или обращаясь за помощью. Духовные ресурсы в отличие от других отличаются универсальностью применения (и тем, кто к ним может обращаться, и тем, в каких ситуациях к ним можно обращаться), непосредственной доступностью, беспроигрышностью (данная дифференциация по А.М. Двойнину - статья в печати). Духовное совладание можно определить как внутреннюю деятельность по преодолению критической ситуации, направленную на смысловое преображение репрезентации наличной критической ситуации с помощью обращения к источникам высших, надличных духовных ценностей, постановке данной ситуации в больший смысловой контекст. Критическая ситуация («ситуация невозможности») в итоге духовного совладания включается в жизненный мир уже сама как средство и условие на пути реализации высших духовных ценностей, расположенных вне ценностно-смысловой иерархии личности [3], благодаря чему в итоге проблема снимается.

На XXVI международном симпозиуме «Психологические проблемы смысла жизни и акме» для обсуждения нами было представлено скрининговое исследование утраты, приобретения и ценности ресурсов россиян в начале пандемии коронавируса [5]. В рамках того же исследования проводилось анкетирование различных параметров духовности и религиозности с помощью ряда переведенных вопросов из шкалы Brief Multidimensional Measure of Religiousness/Spirituality (BMMRS - краткая многомерная шкала религиозности/духовности). Этот инструмент был разработан в Фетцеровского институте, который собрал группу из 10 ведущих психологов-исследователей духовности для разработки общего опросника на основе самых показательных вопросов из собственных шкал. Были собраны данные 1100 респондентов, поровну мужского и женского пола, большинство в возрасте от 24 до 44 лет, одинаковым распределением по уровню образования. Данные были собраны с помощью онлайн-сервиса Яндекс.Толока, респонденты получали оплату за полноценное прохождение.

Выявились следующие факторы (группы статистически взаимосвязанных вопросов):

1. Связь с Высшей силой (переживание присутствия Высших сил/Бога, близости с Ним, практика личной молитвы).

2. Духовная перспектива (практика и переживание благодарности, восприятие кризиса как возможности, вера в божественный план).

3. Переживание мира и гармонии (ощущение внутреннего мира, созерцание красоты, примирение с другими).

4. Духовная практика (духовное чтение, общение с духовным наставником, практика молитвы).

5. Духовная самотрансценденция (вера в то, что жизнь продолжится после смерти, осмысление своей жизни как части общечеловеческого опыта, части истории поколений до него и после).

Эти факторы мы предлагаем интерпретировать как раз в качестве различных духовных ресурсов сил и смысла. Относительно полученных факторов статистически выявились следующие кластеры (группы респондентов):

Религиозная духовность, когда для человека наиболее значимы выстраивание и переживание отношений с Высшими силами/Богом. Если испытывается или есть стремление к переживанию присутствия Высших сил/Бога в повседневности, то в этом кластере ярко и на высоком уровне также выражены и другие группы ресурсов.

Сознательная духовность. В этом случае, если происходящее в жизни осмысляется человеком в первую очередь философски, то для человека, относящегося к этому кластеру, малозначимы переживание гармония, духовные практики. Можно сказать, это «знаемая», философская духовность, но слабо проживаемая в опыте.

Переживаемая духовность. Представители этого кластера, прежде всего, стремятся к ощущениям спокойствия, гармонии, при этом все остальные факторы (источники духовности) для них не значимы и слабо выражены.

Отчуждаемая духовность, когда у человека значимость всех факторов духовности снижена, преобладают отрицательные значения по каждому из параметров.

Мы провели пилотажные интервью с представителями каждой из групп. В динамике переживания ситуации пандемии получены различия, которые лучше всего описываются с опорой на категории, введенные Ф.Е. Василюком [1]. Представитель кластера отчуждаемой духовности видит ценность в своей индивидуальной личной жизни как таковой, стремится к контролю над жизнью, менеджменту постановки и решения личных проблем, зачастую носитель убеждения, что со всем должен справиться самостоятельно в соответствии с собственной программой жизни; представители религиозной духовности воспринимают большую часть трудностей, связанных с пандемией, как испытание, стремятся сохранять доверие миру, воспринимают происходящее как условие для личностного роста, размыкают переживание для поиска помощи для себя и помощи другим. Эффектом помещения страдания в горизонт высшей ценности является избавление от пленения страданием,

внутренняя деятельность смысловых преобразований с помощью размыкания к различным духовным ресурсам направлена не на преодоление страдания (что зачастую невозможно), а на достижение ценности в условиях этого страдания, уже вписанного в более широкий, запредельный внеличностный контекст жизни. Частым «симптомом» такого типа духовного совладания становится чувство благодарности как связующее страдание и открывшийся в нем смысл.

Рассмотрение процесса духовного совладания как способов обращения к различным духовным ресурсам (источникам) помогает обнаружению психологических закономерностей, обладает потенциалом для объяснения различий осмысления кризиса людей с различной констелляцией и диспозицией духовных источников, мировоззрений, а также может быть применено для оценки состояния и построения стратегии и тактики поддержки помогающими специалистами.

Литература

1. Василюк Ф.Е. Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта //Культурно-историческая психология. - 2007. - Т. 3. - №. 1. - С. 80-92.

2. Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса //Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. -№. 3.

3. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция, ценности // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.

4. Шаньков Ф.М. Религиозное и духовное совладание. Обзор западных исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 123-152. doi:10.17759/cpp.2015230507

5. Шаньков Ф.М. Что оказалось самым ценным для россиян в начале пандемии коронавируса COVID-19. Ключевые результаты скрининга утраты и приобретения ресурсов // Психологические проблемы смысла жизни и акме. - 2021. - Т. 1. - №. 1. - С. 45-49 Hobfoll, S. E., Tirone, V., Holmgreen, L., & Gerhart, J. Conservation of resources theory applied to major stress. In Stress: Concepts, Cognition, emotion, and behavior. Academic Press. - 2016. -pp. 65.

УДК 159.9

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА

Русина Н..А., к. психол. н., зав. кафедрой клинической психологии ФБГОУ ВО ЯрГМУ Минздрава России, г. Ярославль.

Аннотация

Исследовалось состояние онкологических больных в ситуации прохождения лечения, представляющей собой стрессовый опыт и ситуацию неопределенности. Анализируется феномен посттравматического роста (PTG). Подтверждена гипотеза о наличии у пациентов переживаемого феномена PTG, о чем говорят их повышенные показатели жизнестойкости, экзистенциальной мотивации.

Ключевые слова: онкологическое заболевание, стресс, жизнестойкость, экзистенциальные мотивации, совладание, посттравматический рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.