Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
255
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
онкологическое заболевание / стресс / жизнестойкость / экзистенциальные мотивации / совладание / посттравматический рост.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Русина Н. А.

Исследовалось состояние онкологических больных в ситуации прохождения лечения, представляющей собой стрессовый опыт и ситуацию неопределенности. Анализируется феномен посттравматического роста (PTG). Подтверждена гипотеза о наличии у пациентов переживаемого феномена PTG, о чем говорят их повышенные показатели жизнестойкости, экзистенциальной мотивации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА»

внутренняя деятельность смысловых преобразований с помощью размыкания к различным духовным ресурсам направлена не на преодоление страдания (что зачастую невозможно), а на достижение ценности в условиях этого страдания, уже вписанного в более широкий, запредельный внеличностный контекст жизни. Частым «симптомом» такого типа духовного совладания становится чувство благодарности как связующее страдание и открывшийся в нем смысл.

Рассмотрение процесса духовного совладания как способов обращения к различным духовным ресурсам (источникам) помогает обнаружению психологических закономерностей, обладает потенциалом для объяснения различий осмысления кризиса людей с различной констелляцией и диспозицией духовных источников, мировоззрений, а также может быть применено для оценки состояния и построения стратегии и тактики поддержки помогающими специалистами.

Литература

1. Василюк Ф.Е. Культурно-антропологические условия возможности психотерапевтического опыта //Культурно-историческая психология. - 2007. - Т. 3. - №. 1. - С. 80-92.

2. Иванова Т. Ю. Теория сохранения ресурсов как объяснительная модель возникновения стресса //Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2013. - Т. 10. -№. 3.

3. Леонтьев Д.А. Духовность, саморегуляция, ценности // Известия Таганрогского государственного радиотехнического университета. 2005. № 7. С. 16-21.

4. Шаньков Ф.М. Религиозное и духовное совладание. Обзор западных исследований // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 5. С. 123-152. doi:10.17759/cpp.2015230507

5. Шаньков Ф.М. Что оказалось самым ценным для россиян в начале пандемии коронавируса COVID-19. Ключевые результаты скрининга утраты и приобретения ресурсов // Психологические проблемы смысла жизни и акме. - 2021. - Т. 1. - №. 1. - С. 45-49 Hobfoll, S. E., Tirone, V., Holmgreen, L., & Gerhart, J. Conservation of resources theory applied to major stress. In Stress: Concepts, cognition, emotion, and behavior. Academic Press. - 2016. -pp. 65.

УДК 159.9

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЖИЗНЕННЫХ СМЫСЛОВ ПАЦИЕНТОВ ОНКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ КАК ПРЕДИКТОР ИХ ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОГО РОСТА

Русина Н..А., к. психол. н., зав. кафедрой клинической психологии ФБГОУ ВО ЯрГМУ Минздрава России, г. Ярославль.

Аннотация

Исследовалось состояние онкологических больных в ситуации прохождения лечения, представляющей собой стрессовый опыт и ситуацию неопределенности. Анализируется феномен посттравматического роста (PTG). Подтверждена гипотеза о наличии у пациентов переживаемого феномена PTG, о чем говорят их повышенные показатели жизнестойкости, экзистенциальной мотивации.

Ключевые слова: онкологическое заболевание, стресс, жизнестойкость, экзистенциальные мотивации, совладание, посттравматический рост.

TRANSFORMATION OF THE LIFE MEANINGS OF CANCER PATIENTS AS A PREDICTOR OF THEIR POST-TRAUMATIC GROWTH

Rusina N. A., head of the Department of Clinical Psychology, Yaroslavl State Medical University, Yaroslavl

Abstract

The condition of cancer patients in the situation of undergoing treatment, which is a stressful experience and a situation of uncertainty, was studied. The phenomenon of posttraumatic growth (PTG) is analyzed. The hypothesis of the presence of the experienced PTG phenomenon in patients has been confirmed, as evidenced by their increased indicators of resilience, existential motivation.

Keywords: cancer, stress, resilience, existential motivations, coping, post-traumatic

growth

Одним из широко известных объяснений личностного роста после травмы является теория посттравматического роста (PTG), Термин, используемый для обозначения положительных психологических изменений, вызванных борьбой людей с трудными обстоятельствами^], появился в середине 1990-х гг. Существуют различные модели PTG [3]. Исследования проводятся среди людей, перенесших травматический опыт, в результате которого происходят положительные изменения отношения к себе, людям, жизни; изменения ценностей и смыслов; экзистенциальная переоценка в духовной сфере [2,5,7].

Исследования свидетельствуют: посттравматическое развитие может носить не только положительный характер. Могут наблюдаться и негативные изменения; они могут чередоваться. Возникающие изменения заставляют нас подумать, что главным является то, как мы сами изменяем события, как справляемся с ними, но не сами события, даже если они оказываются небезопасными и травматичными для человека [1]. Экзистенциальное тяжелое положение рака [10] может относиться к тому, что сейчас известно в современной литературе как «поиск смысла» — нормативный, но тревожный психологический процесс.

Материал и методы исследования. Тест экзистенциальных мотиваций [4,8]. Тестжизнестойкости С. Мадди. Опросник «Способы совладающего поведения» Р. Лазаруса. 50 человек с онкологическими заболеваниями от 30 лет.50 человек без онкологических заболеваний, в возрасте от 30 лет.База исследования: ЯОКОБ.

Результаты. Значимость различий определялась по критерию U Манна-Уитни. Выявлены значимые различия: больные имеют более высокие показатели по 1-й фундаментальной мотивации (ФМ)(а именно «опора» и «пространство), чем условно здоровые, что характеризует их как людей, которым необходимо пространство для жизни и развития, а также как имеющих по жизни надежную опору. Основное содержание 1-й ФМ — принять и выдержать. Для больного это означает принять свою болезнь, выжить и жить.

У больных значимо выше общий показатель жизнестойкости, в сравнении со здоровыми: система убеждений больных устойчива. Больные получают больше удовольствия от собственной деятельности, чем здоровые; они все, как правило, сублимируют в работу. Работа является для них приоритетом в жизни, они успешны в достижениях. Больные убеждены в том, что активность продолжится.

Различия между группами здоровых и больных показали, что здоровые чаще, чем больные, используют конфронтативные копинги для решения возникающих проблем,.«бегство - избегание». Это означает, что в борьбе со стрессом здоровые предпочитают агрессивные реакции по изменению ситуации или мысленно придумывают, а затем предпринимают поведенческие действия, которые приводят к бегству или избеганию проблемы. Больные предпочитают создавать положительные значения происшедшего, переоценивают ценности, фокусируются на саморазвитии. Это подтверждает поиск новых смыслов онкологическими больными.

Результаты обработаны методом корреляционного анализа по Спирмену. Среди больных была выявлена очевидная связь между всеми шкалами ФМ и жизнестойкостью): чем интенсивнее пациенты проявляют первое, тем сильнее они склонны ко второму. Возможно, стремление чувствовать самоценность и видеть в нем смысл, усиливает жизнестойкость больных. Это означает, что чем сильнее пациент чувствует удовлетворение от исполненности того, что задуманное сбывается, что ценности его неизменны, несмотря на болезнь, тем выше жизнестойкость. Такая корреляция может говорить о том, что у больных на систему убеждений о себе и мире влияют возможность их бытия в этом мире, ценность самой жизни, самоценность и значимость самого себя, а также философский (религиозный) смысл. Осознание дает человеку возможность жить, ставить новые задачи, несмотря на болезнь, думать о будущем и ценностях, которые для него значимы. В этом случае жизнь сохраняет значимость, приобретает новую ценность и новый порядок.

Следуя 1-й ФМ для свободного бытия, человек должен иметь различные возможности выбора. Ему необходимо как физическое пространство, так и психологическое: в семье, на работе, свобода в своих чувствах, желаниях, мыслях. В таком случае он чувствует себя психологически защищенным, принятым в обществе, в отношениях. Опору он ищет в законах природы, в закономерностях социальной жизни и в своих способностях, знаниях, убеждениях, опыте [8]. Пациент, заболевший онкологией, таким и был до болезни. Он сам мог быть опорой. Брал на себя ответственность, достигал успеха в работе, в жизни, в семье. А теперь он перестает иметь такую опору внутри себя. Кроме того, тяжело переживает, что перестает быть опорой другим людям.

Следуя 2-й ФМ, человек старается радоваться жизни; соотнося свою жизнь с отношениями с людьми и ценностями мира. Психологическая близость к людям делает возможным возникновение эмоциональных переживаний, позволяя возникнуть чувствам удовольствия и радости, страдания и боли. Эмоции отражают субъективное восприятие человеком качества своей жизни [8].

Согласно 3-ей ФМ для человека важен вопрос собственной самооценки. Для пациентов эта мотивация очень значима, они ранимы, тревожны, поэтому она защищает их от обиды, несправедливой критики или оценки. При том, что они в значительной степени ориентированы на нормативность. В данном случае человек должен понять, что он может быть таким: больным, слабым, с изменениями собственной телесности, беспомощным (а он привык полагаться только на себя), зависимым, научиться принимать помощь. Как правило, онкологические больные являются созависимыми от работы, предмета, другого человека, растворяясь в них. Он должен научиться любить себя, осознавать собственную ценность, повысить самооценку, уйти от внутренней конфликтности и самообвинения [6].

4-я ФМ свидетельствует о наличии смысла бытия или об экзистенциальном вакууме, пустоте — чувстве глубокого разочарования жизнью, переживания ее бессмысленности. До болезни пациенты точно знали, для чего живут. Болезнь разрушила их уверенность в контроле процесса жизни. Нарушение экзистенциального смысла бытия приводит пациента к депрессии. Нередко, столкнувшись с фактом заболевания, больные начинают осмысливать свою жизнь по-другому, отвечая на вопрос, чем для них является болезнь. У онкологических больных есть два варианта: сохранение старых смыслов (и тогда быть в экзистенциальном кризисе) или преобразовывать смыслы, выстраивать новые [6]. Выбирая второй путь, они способны изменить свой мир, свои ценности, преобразовать жизнь, улучшить качество жизни, нередко избавиться от болезни.

Выявлена корреляция между жизнестойкостью и совладающим поведением, а именно субшкалой «планирование решения проблемы». Можно предположить, что у больных с повышением жизнестойкости, повышаются произвольные проблемно-фокусированные усилия по изменению ситуации, включающие аналитический подход к решению проблем.

Наблюдается сильная взаимосвязь между субшкалой жизнестойкости «принятие риска» и 1-й, 3-ей и 4-й ФМ. Можно предположить, что поскольку для больных, жизнь

является способом приобретения опыта, при этом они готовы действовать даже при отсутствии гарантий успеха, на свой страх и риск, то смыслом своей жизни они считают саму жизнь, возможность самого бытия в мире. Именно в таком случае они имеют высокое чувство самоценности, способны принимать аутентичные решения. Стоит отметить, что онкологическим больным необходимо осмысление ситуации, возможно, её религиозной составляющей: известие о неизлечимой болезни заставляет задуматься о своём будущем. Для них любой опыт — позитивный или негативный — способствует развитию, личностному росту. Смеем утверждать, что именно за счет этой уникальной способности онкологического больного и происходит посттравматический рост. Такое философское осмысление онкологических больных объясняет их жизнестойкость и принятие риска.

Наблюдается сильная корреляция между положительной переоценкой и 2-й, 3-ей и 4-й ФМ. Можно предположить, что для больных, чем большую ценность имеют сама жизнь, самоценность, а также философское осмысление жизни или религиозные убеждения, тем большую ценность имеет положительная переоценка. Это позволяет онкологическим больным перерабатывать негативные переживания, переосмысливать значение болезни, рассматривать болезнь как стимул для личностного роста. В экзистенциальной психотерапии больные учатся определять все проявления жизни в сравнении со смертью. Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, т.е. возвращается к 1-й ФМ. Круг замыкается. Пациент приобретает новый смысл для чего ему жить.

Выводы:

1. В группе онкологических больных в сравнении с группой условно здоровых респондентов значимо выше стратегия совладания «положительная переоценка».

2. В группе онкологических больных в сравнении с группой условно здоровых респондентов значимо выше показатель 1-й ФМ в целом, а также именно такие ее показатели, как «опора» и «пространство».

3. В группе онкологических больных в сравнении с группой условно здоровых респондентов значимо выше показатели жизнестойкости, вовлеченности и контроля.

4. Корреляция между жизнестойкостью и функциями экзистенциальных мотиваций существует и прослеживается для показателей всех четырех ФМ среди онкологических больных.

5. Для группы онкологических пациентов была подтверждена гипотеза о наличии среди испытуемых переживаемого феномена посттравматического роста, о чем говорят их повышенные показатели жизнестойкости, экзистенциальных мотиваций. Высокие уровни PTG согласуются с более ранними эмпирическими данными, показывающими, что PTG часто встречается у людей, страдающих раком.

Литература

1. Быховец Ю.В. Феномен посттравматического роста // Психологические исследования личности: история, современное состояние, перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2016. C. 214—226.

2. Зелянина А.Н., Падун М.А. К проблеме посттравматического личностного роста: современное состояние и перспективы // Психологические исследования, 2017. - Т. 10, № 53. С. 4.

3. Леонтьев Д. А. Удары судьбы как стимул личностного развития: феномен посттравматического роста // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты. М.: Институт психологии РАН, 2016. С. 144— 158.

4. Лэнгле А. Фундаментальные мотивации экзистенции как действенная структура экзистенциально-аналитической терапии // Экзистенциальный анализ, 2009. №1. С.9-29.

5. Магомед-Эминов М.Ш. Феномен посттравматического роста. Вестник ТГУ. Вып.2 (71), 2009. С. 111-117.

6. Русина Н.А. Психологический статус и адаптационные ресурсы онкологических больных // Российский медико-биологический вестник им. акад. И.П. Павлова, №3, -2012. С. 115-121.

7. Толкачева О.Н. Социально-психологические факторы посттравматического роста личности. Дисс...канд. психол. н... Саратов, 2017. 244 с.

8. Шумский В.Б., Уколова Е.М., Осин Е.Н., Лупандина ЯД. Диагностика экзистенциальнойисполненности: оригинальная русскоязычная версия теста экзистенциальных мотиваций // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2016. Т.13.№ 4. С.763-768

9. Calhoun L.G., Tedeschi R.G. Posttraumatic growth: Conceptual foundations and empirical evidence // Psychological Inquiry. 2004. V. 15. Р. 1-18.

10. Weisman, A. D. The existential plight in cancer: significance of the first 100 days // Int J Psychiatry Med.-1977. № 7(1). P. 1-15.

УДК 159.9.072.433, 616.8-005

САМОЦЕННОСТЬ И СМЫСЛ ЖИЗНИ ЛИЧНОСТИ (На примере пациентов с диагнозом острого ишемического инсульта)

Катыкова И.М., патентовед ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России, студентка 4 курса бакалавриата по направлению «Психологическое консультирование» Московского института психоанализа, Москва, Россия

Попова Татьяна Анатольевна (Москва, Россия) - кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психологии и психотерапии Федерального государственного научного учреждения «Психологический институт Российской академии образования», доцент кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского Института Психоанализа. ORCID 00000001-8772-8990

125009, г. Москва, ул. Моховая, д. 9, строение 4, e-mail [email protected] Ланберг О.А., медицинский психолог, арт-терапевт, ФГБУ «НМИЦ РК» Минздрава России, Москва, Россия

Аннотация

Проблема мотивации к реабилитации пациентов с инсультом соотносится сих эмоциональными нарушениями и потерей самоценности, связанной со смыслом жизни. Представлено сравнение результатов исследования самоценностипациентов до и после реабилитации с проведением арт-занятий и без них.

Ключевые слова: острый ишемический инсульт, реабилитация, восстановительный период, смысл жизни, самоценность, личность, искусство, творчество, диагностика, арт-методы, тест Сильвер, методика «Драгоценность», SF-36, МоСА, HADS

SELF-WORTH AND THE MEANING OF A PERSON'S LIFE (ON THE EXAMPLE OF PATIENTS DIAGNOSED WITH ACUTE ISCHEMIC STROKE)

Katykova I.M., Patent Specialist, Federal State Budgetary Institution "NMIC RK" of the Ministry of Health of Russia, 4th year bachelor's student in the direction "Psychological counseling" of the Moscow Institute of Psychoanalysis, Moscow, Russia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.