УДК 159.942.5:331.101.3:004-057
Zabara I.V., senior teacher, Crimean Republican Institute of Further Pedagogical Education (Simferopol, Russia), E-mail: [email protected]
PREDICTORS OF EMOTIONAL BURNOUT AT PROGRAMMERS WITH A VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY.
The article shows problems of research of emotional burnout syndrome. The structure of emotional burnout of programmers with a value attitude to professional activity is investigated. Predictors of emotional burnout for programmers with a value attitude are revealed. The contradictions within the components of the value attitude towards professional activity at programmers, leading to emotional burnout are determined. The author identifies the personal characteristics of programmers with a value attitude, contributing to burnout. The work concludes that emotional burnout among programmers with value attitude toward professional activities contribute to their certain personality traits: guilt, anxiety, avoidance.
Key words: professional activity, attitude, predictors, emotional burnout, programmers.
И.В. Забара, ст. преп., Крымский Региональный институт постдипломного педагогического образования, г. Симферополь, E-mail: [email protected]
ПРЕДИКТОРЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПРОГРАММИСТОВ С ЦЕННОСТНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье показаны проблемы исследования синдрома эмоционального выгорания. Исследована структура эмоционального выгорания у программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности. Установлены предикторы эмоционального выгорания у программистов с ценностным отношением. Определены противоречия внутри компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у программистов, приводящие к эмоциональному выгоранию. Выявлены личностные особенности программистов с ценностным отношением, способствующие выгоранию.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, отношение, предикторы, эмоциональное выгорание, программисты.
Изучению синдрома эмоционального выгорания (СЭВ) посвящено множество работ (В.В. Бойко, Н.В. Гришина, А.К. Маркова, В.Е. Орел, Т.Н. Ронгинская Т.В. Форманюк, D. Direndonck, H.G. Freudenberg, M. Leiter, C. Maslach, A. Pines, W. Schaufeli и др.). Но есть ряд проблем, требующих своего уточнения, дополнения и дальнейшего изучения. Во-первых, отсутствует единое концептуальное понимание сущности эмоционального выгорания; во-вторых, нет единого подхода к осмыслению причин этого явления; в-третьих, выделяют различные факторы и их соотношения, могущие быть «спусковыми крючками» для развития эмоционального выгорания.
Если с начала исследований эмоциональное выгорание было связано со стрессами, возникающими в процессе интенсивного общения в рамках социометрических, «помогающих» профессий, то на сегодняшний день СЭВ можно рассматривать как общепсихологический феномен [1; 2]. Круг исследований расширяется на представителей других профессий («человек-знак», «человек-природа»), а также безработных [3].
Анализ работ, посвящённых изучению эмоционального выгорания, позволил сделать ряд важных выводов, определивших направление наших дальнейших исследований. Практически во всех рассмотренных подходах к исследованию СЭВ утверждается, что в основе возникновения этого явления лежит некое несоответствие, противоречие, приводящее к субъективному переживанию нарушения личностной целостности. В такой трактовке СЭВ выступает как некий механизм, индикатор возникающих противоречий, как элемент системы адаптации к профессиональной деятельности, и, шире - жизнедеятельности вообще. Таким образом, возникновение СЭВ связано с рассогласованием смыслового соответствия «сознание-бытие», порожденного в процессе осуществления жизнедеятельности, интериоризиро-ванное личностью и проявляющееся в виде внутриличностных противоречий, блокирующих личностное развитие, самореализацию и самоактуализацию [4, с. 22].
Можно предположить, что развитие СЭВ начинается тогда, когда нарушается реализация личностных аспектов в процессе осуществления деятельности. Несмотря на всесторонний анализ этого явления, практически не изучалось проявление эмоционального выгорания в зависимости от типа отношения к профессиональной деятельности. Крайне мало работ, посвященных изучению эмоционального выгорания отдельно у программистов. Хотя в ряде работ они включены в группу профессий «человек-знак», это не отражает специфики эмоционального выгорания именно у программистов [3]. В процессе исследования, основываясь на работах С.Т. Джанерьян, И.Г. Кокуриной, мы выделили четыре группы программистов с различным типом отношения к профессиональной деятельности - ценностным, потребностно-технологическим, средственным и не сформиро-
вавшимся [5; 6]. Были установлены содержание компонентов отношения к профессиональной деятельности и личностные особенности для каждой группы программистов.
Методами исследования выступили «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко; количественные методы - метод квартилирования, регрессионный анализ. В группу программистов с ценностным отношением вошли 21 человек (все мужчины).
Качественный анализ структуры эмоционального выгорания программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности показал, что фаза «Напряжение» не сформировалась, в стадии формирования - у 52,4% программистов, фаза «Резистенция» сформировалась у 28,6% респондентов, в стадии формирования у 42,9%, фаза «Истощение» сформировалась у 4,8% респондентов, в стадии формирования - у 23,8%.
Высокий и выше среднего уровень выгорания относительно всей группы программистов фазы «Напряжение» выявлен у 57,14% программистов с ценностным отношением, фазы «Ре-зистенция» - у 71,41% программистов, фазы «Истощение» -у 57,13% программистов, что свидетельствует о высоком уровне выгорания у программистов первой группы относительно всей группы программистов.
Фаза «Резистенция» является наиболее выраженной, что говорит о складывающейся психологической защите. Нам представляется, что при не выраженном переживании напряжения, сформированность фаз «Резистенция» и «Истощение» у части программистов свидетельствует о наличии внутренних, не вполне осознаваемых личностью, конфликтов и попытках справиться с эмоциональным выгоранием на фоне высокого адаптивного потенциала.
Наиболее выражены симптомы «Переживание психотравми-рующих обстоятельств» (фаза «Напряжение»), «Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (фаза «Резистенция») и «Эмоциональная отстраненность» (фаза «Истощение»). Наименее выражены симптомы «Неудовлетворенность собой» (фаза «Напряжение»), «Расширение сферы экономии эмоций» (фаза «Резистенция») и «Психосоматические и психовегетативные нарушения» (фаза «Истощение»).
У программистов с ценностным отношением напряжение обусловлено давлением внешних обстоятельств, порождающих психологическую защиту. А так как программисты высоко ценят избранную профессию и профессиональную деятельность, защита направлена на предотвращение внутреннего конфликта и сохранение внутренней целостности, о чем свидетельствует сохранение положительного отношения к себе. Защита развивается в направлении предпочтения программистами более комфортных эмоциональных контактов и избегании контактов, вызывающих напряжение и отрицательные эмоции. Общение
осуществляется по принципу «хочу - не хочу». Можно предположить, что сфера эмоциональных контактов ограничивается друзьями, коллегами-программистами, близкими людьми, что может создавать впечатление замкнутости программистов, недоступности их среды и трудностей в общении с ними.
Как следствие психологической защиты в фазе истощения проявляются равнодушие, отчуждение, невключенность в те аспекты профессиональной деятельности и профессиональных контактов, которые вызывают напряжение и негативные эмоции. Со стороны компонентов отношения фактором, увеличивающим напряжение и резистенцию, является установка на альтруизм, т. е. стремление приносить пользу людям, часто в ущерб себе. Данная установка может способствовать проявлению внутри-личностного конфликта, учитывая доминирующую мотиваци-онно-потребностную ориентацию программистов с ценностным отношением на свободу и характер труда программиста, ориентированный на индивидуальную работу.
Увеличивает напряжение проявление потребностно-техно-логического отношения, связанного с целесообразностью, воспроизводством, ремесленничеством в отличие от доминирующего для этой группы ценностного отношения к профессиональной деятельности, связанного с целеполаганием, достижением, творчеством.
Увеличивает проявление психологической защиты (рези-стенции) также ценность интересной работы. Т. е., чем больше направленность действовать на благо другим (в ущерб себе) и, одновременно, на интерес в работе, тем больше проявляется психологическая защита, вероятно, связанная с внутренним конфликтом противоречивых тенденций социальной и индивидуальной реализации.
Препятствуют развитию эмоционального выгорания удовлетворяющие отношения с друзьями и в семье (ценности социализации). Снижает напряжение удовлетворенность своим материальным обеспечением (ценности адаптации), что позволяет противостоять внешнему давлению.
Отрицательный вклад в формирование резистенции и истощения вносит смыслообразующий мотив, связанный с ощущением своего престижа, авторитета. Для программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности важны
Библиографический список
признание другими их достижений и ощущение собственной авторитетности. Их отсутствие или недостаточность способствуют формированию психологической защиты и, в результате, отчуждения.
Со стороны личностных особенностей увеличивают все фазы выгорания неуверенность (чувство вины), высокая тревожность. Замкнутость способствует проявлению резистенции и истощения.
Таким образом, исследование эмоционального выгорания у программистов с ценностным отношением позволило установить противоречия, способствующие его формированию:
- между мотивационно-потребностными установками на альтруизм и свободу (мотивационный компонент);
- между ценностями социализации и индивидуализации (мотивационный компонент);
- между осознанием профессиональной деятельности как цели и как ценности (когнитивный компонент);
- между стремление иметь авторитет, признание достижений и отчуждением аспектов профессиональной деятельности, связанных с социальными контактами, вызывающими напряжение и негативные эмоции (мотивационный / эмоциональный компонент).
Если потребность в авторитете и признании профессиональных достижений не удовлетворена, то психологическая защита развивается в направлении ограничения социального взаимодействия ближним кругом и самосовершенствования в профессиональной деятельности, чтобы в этом быть лучше других и обладать самостоятельностью и независимостью.
Вывод. Эмоциональному выгоранию у программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности способствуют как определенные личностные особенности - чувство вины, тревожность, замкнутость, так и противоречия между или внутри компонентов отношения, приводящие к субъективной недостаточности осуществления данного отношения, что нарушает реализацию личностных аспектов в процессе профессиональной деятельности. Дальнейшие исследования направлены на определение предикторов эмоционального выгорания для групп программистов с другими типами отношения к профессиональной деятельности.
1. Булатевич Н.М. Психмне вигоряння як невщповщносл млж особистютю та стилем м життeдiяльностi. Науковий часопис НПУ ¡меш М.П. Драгоманова. Серiя № 12. Психолопчн науки: Зб. Наукових праць. 2007; 19 (43).
2. Дикая Л.Г. Личностный потенциал и эмоциональное выгорание. Человек. Сообщество. Управление. 2012; 3: 75 - 88.
3. Дроздова А.Р. Психолог1чн1 чинники прояву синдрому «емоц1йного вигорання» у представник'в р'зних типв професй i безроб'1тних. Диссертация ... кандидата психологических наук. Харьков, 2013.
4. Лайкова (Забара) И.В. Направления современных исследований эмоционального выгорания у представителей различных профессий. Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: сборник материалов XLI Международной научно-практической конференции. Новосибирск, 2014: 18 - 23.
5. Джанерьян С.Т. ПрофессиональнаяЯ-концепция: системный анализ. Ростов-на-Дону, 2004.
6. Кокурина И.Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2012; 1: 29 - 40.
References
1. Bulatevich N.M. Psihichne vigoryannya yak nevidpovidnosti mizh osobististyu ta stilem n zhittediyal'nosti. Naukovij chasopis NPU imeni M.P. Dragomanova. Seriya № 12. Psihologichni nauki: Zb. Naukovih prac'. 2007; 19 (43).
2. Dikaya L.G. Lichnostnyj potencial i 'emocional'noe vygoranie. Chelovek. Soobschestvo. Upravlenie. 2012; 3: 75 - 88.
3. Drozdova A.R. Psihologichnichinnikiproyavusindromu«emocijnogo vigorannya» upredstavnikivriznih tipiv profesijibezrobitnih. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Har'kov, 2013.
4. Lajkova (Zabara) I.V. Napravleniya sovremennyh issledovanij 'emocional'nogo vygoraniya u predstavitelej razlichnyh professij. Psihologiya i pedagogika: metodika i problemy prakticheskogo primeneniya: sbornik materialov HLI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Novosibirsk, 2014: 18 - 23.
5. Dzhaner'yan S.T. Professional'naya Ya-koncepciya: sistemnyj analiz. Rostov-na-Donu, 2004.
6. Kokurina I.G. «Otnoshenie» kak fundamental'naya kategoriya social'noj psihologii v analize motivacii sovmestnoj deyatel'nosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya. 2012; 1: 29 - 40.
Статья поступила в редакцию 14.06.18
УДК 371
Zarodina V.V., postgraduate, Basic Department of Organizational Psychology and Psychology of Professional Activity, Institute of World Civilizations (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
METHODS FOR DETERMINING STRESS RESISTANCE IN DOCTORS OF SURGICAL PRACTICE. Socio-economic transformations of modern society create increased requirements for stress resistance of an individual. In the context of the development of modern medicine it can be characterized as a potential possibility of occurrence and development of various stress situations in doctors of surgical practice. The article concludes that for the analysis of the overall stress resistance in surgeons such techniques can be applied: a comprehensive empirical psychodiagnostic method, "Coping-test" by R. Lazarus