Библиографический список
1. Быкова Е.А. Инновационная деятельность в представлении студентов педагогического вуза. Мир науки, культуры, образования. 2017; 2: 288 - 291.
2. Дергачёва Е.В. Инновационное мышление как фактор профессионального совершенствования молодых специалистов. Наука и мир. 2014; 5. Т. 3: 89 - 92.
3. Глушкова Н.И. Психологические возможности новых технологий в работе со студентами. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014; 1: 49 - 50.
4. Лидак Л.В. Инновационные процессы в современном образовании: методологический аспект. Университетские чтения - 2016: материалы научно-методических чтений. Пятигорск, 2016: 69 - 75.
5. Абдулаева П.З., Абдулаева Х.С., Алибекова З.Н., Алиева У.Г., Березова Н.В., Богатырева Ж.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В. и др. Психолого-педагогические проблемы развития высшего образования в России в условиях реализации ФГОС: коллективная монография. Москва, 2018.
6. Абдулгалимов Р.М., Асадулаева Ф.Р, Богатырева Ж.В., Валиева П.В., Везетиу Е.В., Вовк Е.В., Гаджиева П.Д., Джаватова Г.А., Джам-бекова Т.Б., Джиоева А.Р, Джиоева Г.Х., Дубовицкий И.Н., Зинченко А.С. и др. Психологические и педагогические аспекты совершенствования учебно-воспитательного процесса в системе образования в России: коллективная монография. Москва, 2018.
References
1. Bykova E.A. Innovacionnaya deyatel'nost' v predstavlenii studentov pedagogicheskogo vuza. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2: 288 - 291.
2. Dergacheva E.V. Innovacionnoe myshlenie kak faktor professional'nogo sovershenstvovaniya molodyh specialistov. Nauka i mir. 2014; 5. T. 3: 89 - 92.
3. Glushkova N.I. Psihologicheskie vozmozhnosti novyh tehnologij v rabote so studentami. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnyh i fundamental'nyh issledovanij. 2014; 1: 49 - 50.
4. Lidak L.V. Innovacionnye processy v sovremennom obrazovanii: metodologicheskij aspekt. Universitetskie chteniya - 2016: materialy nauchno-metodicheskih chtenij. Pyatigorsk, 2016: 69 - 75.
5. Abdulaeva P.Z., Abdulaeva H.S., Alibekova Z.N., Alieva U.G., Berezova N.V., Bogatyreva Zh.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V. i dr. Psihologo-pedagogicheskie problemy razvitiya vysshego obrazovaniya vRossii v usloviyah realizaciiFGOS: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
6. Abdulgalimov R.M., Asadulaeva F.R., Bogatyreva Zh.V., Valieva P.V., Vezetiu E.V., Vovk E.V., Gadzhieva P.D., Dzhavatova G.A., Dzhambe-kova T.B., Dzhioeva A.R., Dzhioeva G.H., Dubovickij I.N., Zinchenko A.S. i dr. Psihologicheskie i pedagogicheskie aspekty sovershenstvovaniya uchebno-vospitatel'nogo processa vsisteme obrazovaniya vRossii: kollektivnaya monografiya. Moskva, 2018.
Статья поступила в редакцию 04.06.18
УДК 159.923:316.628:331.101.3:004
Zabara I.V., senior teacher, Crimean Republican Institute of Further Pedagogical Education (Simferopol, Russia),
E-mail: [email protected]
THE CONTENT OF THE COMPONENTS OF THE VALUE ATTITUDE TO PROFESSIONAL ACTIVITY AT SOFTWARE SPECIALISTS. The article discusses the contents of components of the value attitude to professional activity at computer software specialists. The dominant characteristics of the motivational, cognitive, emotional, behavioral components of their attitude are revealed. The components of the attitude and personal characteristics that affect the success of the professional activities are determined. The direction of further studies of the attitude towards professional activity is outlined. Value relevant to the professional activities of programmers is characterized by the need for freedom and independence, smysloobrazujushhimi attitudes on self-improvement, develop their abilities and results.
Key words: professional activity, attitude, components of attitude, motivation, success, computer software specialists.
И.В. Забара, ст. преп., Крымский Региональный институт постдипломного педагогического образования,
г. Симферополь, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ПРОГРАММИСТОВ
В статье рассмотрено содержание компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у программистов. Выявлены доминирующие характеристики мотивационного, когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов отношения. Определены компоненты отношения и личностные особенности, влияющие на успешность профессиональной деятельности программистов. Намечено направление дальнейших исследований отношения к профессиональной деятельности у программистов.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, отношение, компоненты отношения, мотивация, успешность, программисты.
Общество всегда заинтересовано в творческих, самостоятельных, инициативных, способных к восприятию и генерированию новых идей профессионалах [1]. Проблема формирования, развития, поддержания вышеозначенных качеств особенно актуальна для России на современном этапе в свете геополитических вызовов.
Характер осуществления деятельности тесно связан с отношением личности к профессиональной деятельности благодаря его регуляторной функции. «Психологические отношения выступают не просто результатом, следствием изменения внешних условий жизнедеятельности субъекта, но выполняют функцию самоопределения субъекта в этих условиях, которая выражается в осознаваемой, избирательной, активной позиции субъекта в изменяющихся условиях его жизнедеятельности» [2, с. 173].
Многие авторы определяют мотивационный компонент отношения как его системообразующий фактор и рассматривают
отношение к профессиональной деятельности, прежде всего, как ценностно-смысловое (К.А. Абульханова-Славская, Е.М. Борисова, С.Т. Джанерьян, В.А. Зобков, Т.В. Максимова, Е.В. Мартынова, В.П. Позняков, А.Р Фонарев, В.Э. Чудновский и др.). На основе анализа различных ценностно-смысловых отношений к профессиональной деятельности С.Т. Джанерьян выделяет три типа смысловых отношений к профессиональной деятельности: как к средству (средственное отношение), как к цели (по-требностно-технологическое отношение), как к ценности-цели (ценностное отношение) [3]. Структура каждого из них, помимо мотивационного, включает также когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты [3; 4]. Кроме того, психологические отношения имеют тесную связь со свойствами личности [5].
В ракурсе рассматриваемой проблемы особое значение приобретает ценностное отношение к профессиональной деятельности, обозначаемое «как творческое отношение, высшая потребность,... призвание, предназначение» [3, с. 305].
В современных исследованиях отношение к профессиональной деятельности изучалось у представителей различных профессий: юристов, сотрудников МВД, МЧС, представителей технических специальностей, педагогов, психологов, социальных работников, экологов и т. д. Зачастую исследования проводились среди студентов, будущих специалистов, и были направлены на изучение становления и формирования ценностного отношения. Но практически нет исследований отношения к профессиональной деятельности у программистов, тем более у сложившихся специалистов. А востребованность и важность этой профессии в современном обществе увеличивается с каждым годом.
Цель нашей работы - изучить содержание компонентов ценностного отношения к профессиональной деятельности у программистов.
Исследование содержания мотивационного компонента составило изучение смыслообразующих мотивов (методика изучения трудовой мотивации «Словарь» И.Г. Кокуриной); ценностей (методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» Е.Б. Фанталовой); потребностей (методика «Диагностика социально-психологических установок в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной). Содержание когнитивного компонента определялось на основании анкеты для изучения представленности в сознании респондентов характеристик того или иного типа отношения к профессиональной деятельности: ценностного, потребностно-технологического, средственного. Содержание эмоционального компонента соотносилось со степенью удовлетворенности профессиональной деятельностью (методика «Интегральная удовлетворенность трудом» Н.П. Фетискина). Поведенческий компонент включил в себя экспертную оценку деятельности программистов как интегральный показатель успешности. Этот показатель отразил уровень целеполагаемости, инновационности, результативности деятельности программиста, являющихся критериями ее успешности на основании теоретического анализа научных исследований профессиональной деятельности программистов. Методом исследования личностных особенностей выступил 16 факторный личностный опросник РБ. Кеттелла.
В качестве количественных методов исследования использовались метод квартилирования, методы непараметрической статистики (критерии Фридмана, Вилкоксона, Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена).
Группы программистов в зависимости от типа отношения были выделены на основании соотнесения С.Т. Джанерьян смыслообразующих мотивов с типом отношения к профессиональной деятельности [3; 6].
В группу с ценностным отношением вошли 21 человек (все мужчины) с доминированием ответов на вопросы анкеты, характеризующих ценностное отношение к профессиональной деятельности (когнитивный компонент), и высокой, по отношению ко всей выборке программистов, выраженностью смыслообразую-щего мотива достижения (мотивационный компонент).
Результаты изучения группы программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности свидетельствуют о том, что содержание мотивационного компонента ценностного отношения к профессиональной деятельности характеризуется наибольшей выраженностью смыслообразующих мотивов достижения (процессуальная ориентация) и преобразования (результирующая ориентация), что говорит о преобладании направленности на самосовершенствование, развитие своих способностей и получение результата.
Ценностные ориентации характеризуются значимостью ценностей творчества, счастливой семейной жизни, любви, познания и здоровья. Согласно классификации М.С. Яницкого [7], для программистов данной группы значимы ценности, охватывающие процессы индивидуализации, социализации и адаптации, что говорит о стремлении программистов данной группы к удовлетворению различных сторон жизни. По доступности доминируют ценности познания, любви и наличия друзей (ценности индивидуализации и социализации). По значимости и доступности
Библиографический список
различаются ценности творчества, счастливой семейной жизни, уверенности в себе, свободы, природы и искусства. Значимость творчества, счастливой семейной жизни, уверенности в себе и свободы превышает доступность этих ценностей. В то же время доступность наличия друзей, природы и искусства превышает их значимость. Можно предположить, что у программистов с ценностным отношением недостаточно реализованы ценности индивидуализации при высокой их значимости, что свидетельствует о внутреннем конфликте [8].
Установлено, что ведущей социально-психологической установкой в мотивационно-потребностной сфере является ориентация на свободу, т. е. у программистов с ценностным отношением к профессиональной деятельности сильно стремление к индивидуальности, независимости и отстаиванию своей позиции.
Содержание когнитивного компонента отражает доминирование представления о профессиональной деятельности как о ценности. Это представление отличает совпадение объективных ценностей деятельности и субъективных ценностей личности, стремление к творческой самореализации в деятельности, раскрытию сущностных сил.
Эмоциональный компонент представлен высоким общим уровнем удовлетворенности профессиональной деятельностью, преобладают интегральные характеристики «интерес к работе» и «удовлетворенность взаимоотношениями с сотрудниками».
Содержание поведенческого компонента отражает высокий уровень целеполагаемости, инновационности, результативности профессиональной деятельности программистов данной группы относительно всей группы респондентов. Оценка успешности профессиональной деятельности для данной группы программистов значимо превышает оценки успешности для групп программистов с другими типами отношения к профессиональной деятельности.
В группе программистов с ценностным отношением факторами, способствующими успешности в профессиональной деятельности (прямая корреляция с успешностью), являются возраст, мотивационно-потребностная установка на труд, удовлетворенность отношением с руководством и такие личностные факторы как дипломатичность уравновешенность ^4), стабильность ^3). Факторами, препятствующими успешности в профессиональной деятельности (обратная корреляция с успешностью), являются смыслообразующая ориентация рассматривать свой труд с точки зрения его общественной полезности и значимость красоты природы и искусства (ценность индивидуализации).
Программистов с ценностным отношением значимо отличают от программистов с другими типами отношения к профессиональной деятельности такие личностные особенности как низкая нормативность и прямолинейность
Таким образом, программистов с ценностным отношением отличает высокий уровень удовлетворенности профессиональной деятельностью. Представители данной группы являются наиболее успешными в профессиональной деятельности по критериям целеполагаемости, инновационности, результативности по сравнению с представителями групп программистов с другими типами отношения к профессиональной деятельности. Для них характерны низкая нормативность и прямолинейность. Ценностное отношение к профессиональной деятельности у программистов характеризуется потребностью в свободе и независимости, смыслообразующими ориентациями на самосовершенствование, развитие своих способностей и получение результата. Ценностная сфера отражает направленность на различные стороны жизни. Но значимость ценностей индивидуализации и семейной жизни превышает их доступность, что свидетельствует об их недостаточной реализованности и является зоной риска внутри-личностного конфликта и, как следствие, может привести к эмоциональному выгоранию.
Направление дальнейших исследований мы видим в изучении проявлений эмоционального выгорания у программистов и его обусловленности отношением к профессиональной деятельности и личностными особенностями.
1. Зобков В.А. Отношение человека к жизнедеятельности. Экономика образования. 2015; 2: 91 - 94.
2. Позняков В.П. Психологические отношения субъектов совместной жизнедеятельности. Проблемы психологии и педагогики. 2013; 1: 167 - 174.
3. Джанерьян С.Т. ПрофессиональнаяЯ-концепция: системный анализ. Ростов, 2004.
4. Позняков В.П. Психологические отношения человека: современное состояние исследований и перспективы развития концепции. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2017; Т. 2, № 2: 6 - 30.
5. Мясищев В.Н. Психология отношений. Под редакцией A.A. Бодалева. Москва, 1995.
6. Кокурина И.Г. «Отношение» как фундаментальная категория социальной психологии в анализе мотивации совместной деятельности. Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. 2012; 1: 29 - 40.
7. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово, 2000.
8. Фанталова Е.Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта. Самара, 2001.
References
1. Zobkov V.A. Otnoshenie cheloveka k zhiznedeyatel'nosti. 'Ekonomika obrazovaniya. 2015; 2: 91 - 94.
2. Poznyakov V.P. Psihologicheskie otnosheniya sub'ektov sovmestnoj zhiznedeyatel'nosti. Problemy psihologii i pedagogiki. 2013; 1: 167 - 174.
3. Dzhaner'yan S.T. Professional'naya Ya-koncepciya: sistemnyj analiz. Rostov, 2004.
4. Poznyakov V.P. Psihologicheskie otnosheniya cheloveka: sovremennoe sostoyanie issledovanij i perspektivy razvitiya koncepcii. Institut psihologii Rossijskoj akademii nauk. Social'naya i 'ekonomicheskaya psihologiya. 2017; T. 2, № 2: 6 - 30.
5. Myasischev V.N. Psihologiya otnoshenij. Pod redakciej A.A. Bodaleva. Moskva, 1995.
6. Kokurina I.G. «Otnoshenie» kak fundamental'naya kategoriya social'noj psihologii v analize motivacii sovmestnoj deyatel'nosti. Vestnik Moskovskogo universiteta. Ser.14. Psihologiya. 2012; 1: 29 - 40.
7. Yanickij M.S. Cennostnye orientaciilichnosti kak dinamicheskaya sistema. Kemerovo, 2000.
8. Fantalova E.B. Diagnostika ipsihoterapiya vnutrennego konflikta. Samara, 2001.
Статья поступила в редакцию 06.06.18
УДК 159
Rada Sarhan Abd Elhai, teacher (Israel), postgraduate, Social Psychology Faculty, ULIM University (Chishnau, Moldova),
E-mail: [email protected]
THE OPPORTUNITIES OF MOTHERS OF THE ARAB SECTOR IN BUILDING A BETTER SUPPORT SYSTEM FOR CHILDREN WITH DISABILITIES. During the training, the mothers became more active in caring the child and his education. Mothers learned to appreciate their inner strengths. They learned to understand the nature of the problem and the limits in which the child can be developed towards learning independence. The mothers also learned about their strength facing crises and distress and actively cope with stress, and this was expressed in a more optimistic approach towards the disability. The group was very powerful and provided a unique response. The group provided the mothers an opportunity to meet other mothers who experience similar experiences, sharing their own experiences, reflecting their situation in the stories of other mothers. It is clear that the mothers became more aware to their behavior, to the influences of the disability on the family fabric and to their unique way of coping. In addition, mothers received significant support and created an important social network for their continued coping.
Key words: education among the disabled people, intervention groups, mothers from Arab sector.
Рада Сархан Адед Ельхай, преподаватель средней школы, Израиль; аспирант, Государственный университет
УЛИМ, г. Кишинёв, Молдавия, E-mail:[email protected]
ВОЗМОЖНОСТИ МАТЕРЕЙ АРАБСКОГО СЕКТОРА В СОЗДАНИИ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ
В статье рассказывается об опыте специального обучения матерей детей инвалидов, проживающих в арабском секторе Израиля. В статье показано, что специальная подготовка матерей способствует созданию более эффективной системы поддержки детей с ограниченными возможностями в обучении. Автор делится своими наблюдениями и рассказывает, что во время обучения матери стали активнее заботиться о ребенке и его воспитании. Матери научились ценить свои внутренние силы. Они научились понимать природу проблемы и пределы, в которых ребёнок может развиваться. Матери также узнали о том, что они способны эффективно противостоять кризисам и активно справляться со стрессом, и это нашло свое выражение в более оптимистичном подходе к проблеме инвалидности. Группа предоставила матерям возможность встретиться с другими матерями, имеющими аналогичный опыт. В процессе обучения матери получили значительную поддержку и создали важную социальную сеть для дальнейшего выживания.
Ключевые слова: обучение инвалидов, интервенционные группы, матери из арабского сектора Израиля.
Learning disability is defined as a permanent and objective cognitive neurologic disorder that significantly herms the individual's ability to study, a child or an adult, who has difficulties that are contrary to what is expected of his age, education, intellectual level, and performance in different areas of life. These researches show that the attitudes of Arab society towards people with disabilities are negative. It was also found that in multicultural societies, Arabic speakers have negative attitudes toward people with disabilities more than those who speak other languages. Researches concerning children with disabilities indicated that over-involvement often creates a support system to the children, but sometimes also creates stress. The research question presented in this paper examined whether the impart of knowledge and tools to mothers in the Arab sector helps them cope with children with learning disabilities. The conclusions are detailed in the article.
Learning disability is defined as a permanent and objective cognitive neurologic disorder that significantly herms the individual's ability to study, a child or an adult, who has difficulties that are contrary to what is expected of his age, education, intellectual level, and performance in different areas of life [1]. Learning disability is a general term that refers to a heterogeneous group of disorders, expressed
in significant difficulties in acquiring and using various abilities as attention (ADD), speech, reading (Dyslexia), writing (Dysgraphia), or mathematics (Dyscalculia), it is assumed that these disorders are lifelong. Children with learning disabilities have normal mental abilities, but the deficiencies do not allow them to be realized. Many researches show that learning disability does not disappear with age but can be improved and dealt with positively by improving reading and writing skills. Learning disabilities are the most common disabilities in the education system, a significant percentage of learning disabled drop out of school and / or are unable to meet the end conditions of academic institutions [2].
Some researches have examined social attitudes and parents' attitudes in Arab countries towards children with various disabilities and learning disabilities. These studies indicate that the attitudes of Arab society towards people with disabilities are negative. It was also found that in multicultural societies, Arabic speakers have more negative attitudes towards people with disabilities than those who speak other languages. The social and cultural aspects have a significant impact on the Arab family's attitude towards the child with special needs, which also dictates the style of coping. Crabtree [3] researched families of children with disabilities and special needs