УДК 008
ПРАЗДНИК САГААЛГАН: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
© Цырендоржиева Дари Шойбоновна, доктор философских наук, профессор кафедры философии Бурятского государственного университета. Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
© Бальжинимаева Надежда Чириб-Жамсоевна, аспирант кафедры философии Бурятского государственного университета.
Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а. E-mail: [email protected]
Несмотря на происходящие глобализационные процессы, в культуре народов сохраняются традиционные ценности. Именно через традиции передается, закрепляется и поддерживается социальный опыт народа, реализовывается духовная связь между поколениями. Традиции приводят не только к стабилизации утвердившихся отношений в обществе, но и способствуют их воспроизводству. Традиции не остаются неизменными: некоторые исчезают, другие появляются, третьи видоизменяются, приобретая новые признаки. Новация означает переход явления в качественно новое состояние или возникновение нового явления, которого не было в прошлом. На примере бурятского праздника Сагаалган (Новый год по лунному календарю) авторы статьи доказывают, что традиции и новации - это две взаимосвязанные стороны единого процесса развития культуры. Новации являются источником образования новых традиций.
Ключевые слова: традиция, стабильность, новация, новшество, преемственность, развитие, праздник, обряд, культура, народ.
HOLYDAY SAGAALGAN: TRADITIONS AND INNOVATIONS
Tsyrendorzhieva Dari Sh., DPhil in Philosophy, Professor, Department of philosophy, Buryat State University.
24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: [email protected]
Balzhinimaeva Nadezhda Ch.-Zh., Research Assistant, Department of philosophy, Buryat State University. 24a Smolina St., Ulan-Ude, 670000 Russia. E-mail: [email protected]
Despite the ongoing globalization processes, traditional values have been preserved in the culture of peoples. It is through tradition, the social experience of the people is transmitted, fixed and supported, the spiritual bond between generations is implemented. The traditions lead not only to stabilization of the relations established in society, but they also contribute to their reproduction. The traditions are not static: some of them disappear, others appear, the others evolve, change gaining new features. Innovation means the transition of phenomenon in a qualitatively new state or the emergence of new phenomenon, which was not in the past. On the example of the Buryat holiday Sagaalgan (New Year in the lunar calendar), the authors prove that the traditions and innovations are two interrelated sides of a single process of cultural development. The innovations are the source of the formation of new traditions. Keywords: tradition, stability, innovation, novelty, continuity, development, holiday, ceremony, culture, people.
В России после перестройки стала особенно актуальной проблема национального самосознания. Начали звучать лозунги о восстановлении исторической памяти, необходимости возрождения национальных традиций. В то же время в условиях происходящей глобализации все большее значение приобретают наднациональные приоритеты. Прямым результатом этого являются изменения в обществе, которые ведут к стиранию национальных, исторических, местных особенностей. Подчеркивая происходящие коренные качественные изменения, нельзя игнорировать процесс преемственности в развитии культуры, который нередко рассматривается в виде противопоставления новаций традициям. На наш взгляд, необходимо исследовать взаимоотношение традиций и новаторства в развитии национальной культуры.
Традиция - это постоянно воспроизводимые элементы социального и культурного наследия, выдержавшие проверку временем и доказавшие свою необходимость. Г. А. Дабаева утверждает, что «традиция является способом самоидентификации общества, основной формой передачи межпоколенного опыта религиозных, социальных и родовых отношений, формой регуляции межличностных отношений в процессе формирования и сохранения национального характера народа» [1]. По мнению И. В. Суханова, «традиции составляют свод неписаных, формально не декларируемых правил, не
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
2015. Вып. 14А
имеющих исключения и поэтому обязательных для каждого. И именно в этом их ни с чем несравнимая ценность для жизни каждого народа и в жизни каждого народа» [2].
Именно через традиции передается, закрепляется и поддерживается социальный опыт народа, реализуется духовная связь между поколениями. Традиции не только приводят к стабилизации утвердившихся отношений в обществе, но и способствуют их воспроизводству. Традиции не остаются неизменными: некоторые из них исчезают, другие появляются, третьи видоизменяются, приобретая новые признаки. Самыми динамичными являются традиции, относящиеся к трудовой деятельности, связанные с производством, более устойчивы традиции, касающиеся семейно-бытового уклада.
Преемственность поколений происходит при передаче достижений от одного поколения следующему, а продуктом и содержанием культуры и цивилизации является совокупность этих достижений. А. Вебер отмечал, что без преемственности ни культура, ни цивилизация не могли бы существовать. Преемственность же полагает необходимость стабильности ее процесса. Стабильность - важный фактор развития культуры и цивилизации, накопления достижений, непрерывности процесса преемственности [3]. Традиции представляют форму передачи опыта от одного поколения другому, сохранения национальных обычаев и укладов.
Преемственность в процессе развития культуры означает, что каждая высшая ступень в развитии появляется на основе предыдущей ступени с удержанием всего, что было накоплено ранее. Можно сказать, что преемственность - это явление, суть которого выражается в приобретении одними индивидами опыта других людей и воспроизведении этого опыта в собственной деятельности. То, что в самой действительности развитие предметов и явлений происходит поступательно, служит объективной основой преемственности. Усваивая достижения прошлой эпохи, национальная культура постоянно развивается. Преемственность выступает как органическое единство двух моментов: устойчивость и развитие. Процесс преемственности в процессе развития культуры (но не только в ней) можно отразить в понятиях «традиция» и «новация». Традиция и новация в процессе развития культуры являются двумя противоположными, но взаимосвязанными сторонами. Можно сказать, что развитие культуры происходит по закону отрицания отрицания. Новации не возникают на пустом месте, они находятся как бы в зародыше в традициях и затем вырастают из них. Причем все, что было ценного и положительного в традициях, в «снятом виде» остается и в новациях.
Традиции отражают постоянство, устойчивость социального и культурного опыта человечества. Именно традиция связывает прошлое с настоящим и воздействует на него как реальная социальная сила. Мы согласны с Ю. В. Ивановой, что «традиция, воплощающая в себе процесс изучения и трансляции культурного опыта, сама является важнейшим механизмом поддержания, сохранения устойчивости норм, ценностей, образцов этнической культуры. Вместе с тем традиция в жизни этноса - это не только трансляция специфических культурных форм от поколения к поколению, но и соблюдение строгого следования таким формам» [4].
Например, Новый год по лунному календарю является самым любимым праздником среди всего населения Республики Бурятия не зависимо от национальности. В Бурятии этот праздник называется Сагаалган - Белый месяц. В старину на протяжении всего этого месяца продолжались гуляния. Это можно объяснить тем, что раньше буряты вели преимущественно кочевой образ жизни и порой разъезжались далеко друг от друга. В этот месяц навещали родителей, родственников и друзей. Кроме семейных торжеств происходили богослужения в буддийских храмах (дацанах). В 1991 г. Сагаалган в Бурятии был официально признан праздником с объявлением выходного дня. Отмечать данный праздник в феврале, на стыке зимы и весны, начали еще в XIII в. по приказу хана Хубилая (внука Чингисхана).
Службы в буддийских храмах, посвященные наступлению Нового года по лунному календарю, длятся 20 дней. Во время Новогоднего молебна (Сагаалганай Хурал) проводятся службы в честь божеств, с пожеланиями мира и благополучия, успехов в делах и т.п., в память об усопших, для устранения преград (за день до окончания старого года) и другие обряды. Многие жители Бурятии (русские, буряты, татары и др., независимо от вероисповедания) приходят в буддийские храмы с пожеланиями, чтобы в наступающем году все было благополучно и успешно у них и в их семьях. В последний день прошедшего года во многих буддийских храмах проводят богослужения, разводят ритуальный костер - «дугжууба», в котором символически предаются огню болезни, неприятности и несчастья. Происходит очищение от злых помыслов.
Столь популярный праздник Сагаалган для большинства людей не является религиозным, а воспринимается как семейный, народный праздник. «Сагаалган» в переводе означает белый месяц. Белый цвет монголоязычными народами воспринимается как олицетворение благополучия, добра,
счастья, чистоты, честности. Перед наступлением праздника в домах делают капитальную уборку, чтобы все было чисто, нарядно, готовят новогоднее угощение. На новогоднем столе кроме мяса (бух-лер), бууз, всевозможных салатов и разных блюд, заимствованных у других народов, обязательно должна быть молочная пища. Раньше буряты готовили традиционные молочные блюда: сметана, сушеные пенки, сыр, творог, простокваша и др. Буряты придавали такого рода пище особое значение, полагая, что она очищает и оздоравливает, молоко же считалось символом плодородия и даром небес. Для детей специально запасались сладостями - конфетами, печеньем, пряниками. В первый день Са-гаалгана дети обходили с поздравлениями все дома своей деревни, где их одаривали сладостями. В настоящее время этот обычай не сохранился, но если взрослые приходят с детьми, то им, как правило, дают подарки (конфеты, шоколадки или деньги).
Сейчас принято поздравлять самых старших родственников и в первую очередь родителей. Поскольку родственников много, то очень хорошо, что праздник продолжается целый месяц. В один день невозможно всех поздравить, поэтому главное - уложиться в месяц. При поздравлении положено преподносить хадак (шелковый шарф синего или белого цвета) и подарок. Мужчинам дарят коньяк или водку с деньгами, женщинам - платок, чай, конфеты и т.п. В ответ хозяева преподносят свои подарки.
Выше было сказано, что традиции в развитии культуры выражают стабильность, сохранение культурных ценностей, но культура развивается, происходит возникновение нового, в процессе творчества совершается обогащение культурного богатства. Новация - это возникшее новое, только что вошедшее в обиход новшество [5]. Новация обозначает переход явления в качественно новое состояние или возникновение нового явления, которого не было в прошлом.
Если раньше Сагаалган был всенародным, но неофициальным праздником, то в настоящее время день Нового года по лунному календарю в Бурятии официально признан праздничным, выходным. В театрах, концертных залах проходят театрализованные представления и концерты. В последние годы проводятся землячества по районам, приуроченные к празднованию Сагаалгана. В основном эти мероприятия проходят в столице республики - г. Улан-Удэ. Оргкомитеты землячеств совместно с администрациями районов составляют сценарии проведения праздника, арендуют помещения. На самом мероприятии подводятся итоги прошедшего года, проводятся церемонии награждения за научные, спортивные, трудовые и другие достижения. В первом отделении выступают профессиональные артисты, во втором - коллективы художественной самодеятельности районов. Как видим, праздник остался традиционным, но в нем произошли изменения.
Таким образом, традиции и новации - это две взаимосвязанные стороны единого процесса развития культуры. Новации представляют собой дополнение традиций, которые в свою очередь влияют на содержание и характер новаций, определяют направление новационного процесса и длительность его существования.
Литература:
1. Дабаева Г. А. Социально-философский анализ традиции: автореф. дис. ... канд. филос. наук. - Махачкала, 2007. - С.11.
2. Суханов И. В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. - М., 1976. - С.157.
3. Вебер А. Общественный процесс, процесс цивилизации и движение культуры // Избранное: кризис европейской культуры. - СПб., 1998. - С.82.
4. Иванова Ю. В. Этнос: социокультурная динамика и традиции: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. - М., 2000. - С.39.
5. Цырендоржиева Д. Ш., Байдаева Н. С.-Д. Традиции и новации. - Улан-Удэ, 2011. - С.156.
References
1. Dabaeva G. A. Sotsial'no-filosofskii analiz traditsii: avtoref. dis. ... kand. filos. nauk [Social and Philosophical Analysis of Tradition. Author's abstract of Cand. philos. sci. diss.]. Makhachkala, 2007. P. 11.
2. Sukhanov I. V. Obychai, traditsii, preemstvennost'pokolenii [Customs, Traditions and Continuity of Generations]. Moscow, 1976. P. 157.
3. Weber A. Fundamentals of Culture-sociology: Social Process, Civilizational Process and Culture-movement. Print book, 1977.
4. Ivanova Yu. V. Etnos: sotsiokul'turnaya dinamika i traditsii: avtoref. dis. ... d-ra filos. nauk [Ethnos: Socio-cultural Dynamics and Traditions. Author's abstract of Dr. philos. sci. diss.]. Moscow, 2000. P. 39.
5. Tsyrendorzhieva D. Sh., Baidaeva N. S.-D. Traditsii i novatsii [Traditions and Innovations]. Ulan-Ude, 2011.
P. 156.