УДК 7.067
doi: 10.18101/2305-753X-2018-2-31-36
ПРОЦЕССЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИПЛОМАТИИ БУРЯТИИ И РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГАЛЕРЕИ ИСКУССТВ НАРОДОВ АЗИИ Г. УЛАН-УДЭ)
© Митыпова Гунсема Сандаковна
доктор исторических наук, профессор кафедры религиоведения и теологии, Бурятский государственный университет E-mail: gunsema53@mail.ru
В настоящей статье рассматривается деятельность галереи искусств народов Азии, как субъект культурной дипломатии, как транслятор идей и смыслов культуры бурятского народа, миропонимания современных художников, возрождающих традиции буддийских художественных центров Бурятии, а также прослеживаются процессы интеграции искусства в культурную матрицу региона. Автор соотносит к объективным факторам открытия галереи — совместные усилия Буддийской традиционной Сангхи во главе с Хамбо ламой и бизнес структурой региона, многопрофильной организацией «Номто». Созданная коллекция современной бронзовой скульптуры художниками — ламами, составившие основу собрания галереи, выступает как инструмент «мягкой силы» для продвижения интересов региона, становится своеобразным «брендом» и вносит свой почерк в культурную матрицу России. Приводятся архивные документы, свидетельствующие о деятельности Янгажинско-го дацана, одного из 64 буддийских монастырей, функционировавших в историческом прошлом, являющимся ремесленным центром бурят, развивающим буддийскую художественную культуру и творчество.
Ключевые слова: галерея, скульптура, дипломатия, интеграция художественное творчество, хамбо лама, лама, сангха, бизнес структура, культура, матрица, регион.
Галереи искусств народов Азии открылась в 2016 г. в Улан-Удэ в здании, построенном в 1951 году по проекту архитектора Людвига Минерта, внешний декор здания выполнен в стиле «сталинского ампира», интерьер представлен в популярном сегодня стиле «лофт», согласно концепции развития галереи, как художественного центра, разработанной Светланой Доржиевой, руководителем данного комплекса. Первый зал галереи был открыт в феврале 2016 года на территории Иволгинского дацана, а в декабре того же года открылась постоянная экспозиция в павильоне «Бурятия» культурно-этнографического центра «Моя Россия» (г. Сочи). Галерея сразу же представила ряд работ скульптур из дерева и бронзы мастерской Erkhim Darkhan и известных бурятских мастеров: Буянто Ошорова, Баира Сундупова. Специально к открытию представили свои работы авторы из Санкт-Петербурга и Красноярска: Сергей Фалькин, Матвей Макушкин и Андрей Кияницын. Живопись будет представлена абстрактной «Позитивной серией» Влада Урбаханова. Мы должны стремиться стать уникальным посредником между мастерами и ценителями искусства, площадкой для их диалога», — так обозначила миссию Галереи ее основатель — Светлана Доржиева.
Действительно, галерея искусств народов Азии уже выступает как субъект культурной дипломатии, как организация в области культуры, ставящий свою
«точку» в культурной матрице региона, становится полновесным транслятором культурных идей и смыслов в жизни современного общества. Молодые и амбициозные художники, выросшие на стыке «восток» — «запад» через свои произведения в традициях восточной культуры, вобравшие лучшие образцы русской культуры, передают свое миропонимание посредством искусства.
В ракурсе внимания галереи и объектом формирования коллекций и его показа становятся произведения искусства современных мастеров «кисти и резца», выросших уже в глобальную эпоху.
Действительно, коллекция галереи, может выступить как инструмент «мягкой силы» для продвижения интересов региона, стать своеобразным «брендом» и внести свой почерк в культурную матрицу России.
Более того, мы понимаем, что это важный ресурс дипломатии, используемый для продвижения интересов государства, для улучшения взаимопонимания между элитами и народами. Перед Россией стоит задача найти новые культурные образы и символы и актуализировать старые для создания достойного имиджа страны и привлечения зарубежной аудитории [1].
Идея и ситуация организации художественной мастерской «Эрхим дархан» на территории Иволгинского дацана в Бурятии, в резиденции Хамбо ламы Буддийской традиционной Сангхи России и создание галереи искусств народов Азии в столице Республики Бурятии, обусловлена многими факторами:
- исторически сложившейся традицией дацанского искусства в Х1Х-нач. ХХ вв., имевшее в своем арсенале многие виды буддийской художественной культуры, когда в 46 буддийских монастырях были развиты различные жанры искусства — архитектура, живопись, скульптура, книгопечатание, декоративно-прикладное искусство. К жанру искусства можно смело отнести и медицину, деятельность эмчи лам дацанов, как искусство исцеления;
- деятельность Хамбо-ламы Дамба Аюшеева по возрождению дацанских традиций, имеющих широкомасштабный и разноплановый характер, в том числе и восстановление утраченных традиционных ремесел, изготовление буддийской скульптуры в бронзе;
- возможность многопрофильной организации ООО «Номто», имеющий и финансовую базу в организации учреждения культуры галерейного типа.
Действительно, одно из самых распространенных в мировой политической мысли определений культурной дипломатии: обмен идеями, информацией, образцами искусства, других видов культуры, в целях содействия взаимопониманию между народами, реализации политических и экономических целей по цепочке «позитивный взгляд — побуждение к большему сотрудничеству — изменение общественных настроений — предотвращение, управление и смягчение конфликтов» [1, с. 662].
Искусство бронзовой скульптуры бурятских мастеров «Эрхим дархан», позиционирующей и культовое искусство буддизма из пантеона буддийских божеств, мемориальные памятники-ступы, субурганы в память о выдающихся религиозных деятелях бурятского народа, исторические скульптуры, посвященные жизни и деятельности буддийских иерархов, Д. Д. Итыгилова, Соодой лама и др., прочно вошло в культурную матрицу региона. Возглавляет данный художественный процесс Чимит лама Доржиев, художественный руководитель художест-
венной мастерской «БгкЫш БагкЬап», танкаписец, преподаватель университета «Даши Чойхорлин». Родился в 1986 году в селе Верхняя Иволга Иволгинского района. В 2001-2002 гг. — окончил Буддийский университет «Даши Чойнхор-лин», направление «Буддийская живопись»; в 2002-2007 гг. — окончил Гандан тэгченлийнхийд (Монголия), направление «Буддийская живопись». Автор скульптур: «Будда Шакьямуни», «Нагиня», «Четверо сильнейших» и др.
Как мы понимаем, что система объектов культурной дипломатии включает в себя кинематографию, хореографию, музыку, живопись, скульптуру, выставочную деятельность, образовательные программы, научные обмены, открытие библиотек, перевод литературных произведений, трансляцию культурных программ, межрелигиозный диалог и т. п. [1, цит.: 20, Р. 74; 19, Р. 38].
Созданные сюжетные композиции мастерами бронзы, посвященные «Эрын гурбан наадан» (игры трех мужей), традиционный праздник, где идут соревнования по бурятской борьбе, стрельбе из лука и конные скачки, также в коллекции работ шахматы также стоят в особом направлении в области бронзовой скульптуры.
Художественный интерес представляют мифологические сюжеты в бронзовой скульптуре, которые отражают мифо-поэтическое наследие народов Азии, в том числе и бурят. Буха Нойон (Б. Жигмитов) Преображение (Сундупов), Воин Дух леса (Макушкин) Лошадь Майтрейи Легенда о Моринхууре, Ловец времени.
Безусловно, область материальной культуры бурят в зарисовках в бронзовом эквиваленте скульптуры получились и этнографические зарисовки, отражающие повседневную жизнь бурят: игра во время празднования наступления нового года по лунному календарю «Сагаалган», «Сагаалха» «Нээр шааха» (разбивание кости) «Сээр», где мужчины соревнуются в силе и ловкости.
Названия скульптурных композиций данных художниками при завершении своих работ, таких как «Будущий защитник», «Дангина», «Кочевник» (Макуш-кин), «Принцесса великих степей», «Степная мелодия» и др. отражают внутренний мир ваятеля, мироощущение наследника культуры кочевой цивилизации.
В сфере интересов мастеров и культовая, ритуальная атрибутика буддизма: хонхо (колокольчик), дамаари (молитвенный барабан) сугсэ (чаша для подношений), курильница для благовоний, Курильница «Черепаха» Курильница «Листок Бодхи», которые востребованы в дацанах при проведении богослужений, а также в домашнем «гунгарбаа» божнице в семье верующих буддистов.
Скульптуры, отражающие восточный 12-летний календарь — Восточный гороскоп (Серия) мышь, тигр и др., знаки зодиака, представляющие 12 месяцев в году также стоят в особом ряду и востребованы современными почитателями восточного искусства. Не обойдены вниманием аспекты современной жизни сюжеты в бронзе Гольфист, Летчик, которые дают прогнозные характеристики развития художественной мастерской Эрхим дархан. Особой темой в коллекции галереи зооморфные скульптуры, в первую очередь, это пять видов домашнего скота, характеризующих жизнь и быт кочевника: «Табан хушуу мал»: хонин, мо-рин, тэмээн, ухэр, ямаан, которые транслируют в культурное пространство и бурятский язык, названия видов домашних животных даны на бурятском языке, что тоже обращает внимание посетителей.
Сувенирная продукция для туристов: брелки «восточный гороскоп», брелок-подвеска «Нерпа», брелок-подвеска «Байкал», подвеска «Улзы», например, в книге отзывов галереи оставлена запись американского туриста, который путешествует по Сибири, он был летом в г. Улан-Удэ, решил еще раз заглянуть в галерею и приобрести брелок, соответвующий датам его рождения. В социальной сети идет ежедневное освещение из жизни галереи, например, пишут, что сегодня нас посетили две известные, подающие большие надежды спортсменки из США — девушки Виктория Энтони и Элли Раган — прилетели сюда на десять дней по приглашению заслуженного тренера России Максима Молонова. Они являются первыми номерами сборной Америки по женской борьбе.
В сфере целей и задач галереи, в какой мере и каким образом должны пропагандировать: элитарную, народную или массовую культуру? К этому вопросу подошли дифференцированно, в зависимости от времени и места события, аудитории. Постарались отойти и от пропаганды шаблонности, примитивизма и «развлекаловки», и не впасть в пропаганду культа посредственности во всем.
Возвращаясь к факторам, обусловивших возрождение традиции, приведем несколько исторических фактов, известно, что дацаны этнической Бурятии, являлись духовными и культурными центрами, были созданы ремесленные мастерские для отливки бурханов в золоте, серебре и бронзе, в основном, в бронзе.
Если рассмотреть только архивные документы Янгажинского дацана, касающиеся изготовления предметов культовой атрибутики, то мы получаем следующие сведения: О преподнесении в дар дацану 350 штук медных обрядовых чашек и 100 шт. медных чашек (с ножками) помощником головы харанутского рода Эрдэни Ганжуровым. из отчета дацана 1884 г. [2]. Следующий документ от 15 декабря 1894 г. распоряжением № 332 о подготовке ламских атрибутов на выставку в г. Чите, организованной Российским императорским географическим обществом, одежды, книг, бурханов, маски, создаваемым при дацанской школе искусств. Что существовала дацанская школа искусств свидетельствуют артефакты буддийского искусства, сохраненные и экспонируемые в залах музея истории Бурятии в г. Улан-Удэ, скульптуры Санжи Цыбик Цыбикова, настоятеля Янгажинского дацана. Многие исследователи подтверждают, что бурятские умельцы дарханы в конце XIX - начале ХХ в. использовали различные технико-художественные приемы: насечку серебром по железу, гравировку, художественную ковку, литье, чеканку, филигрань, золочение и серебрение, инкрустацию полудрагоценными камнями. Комплекс технических приемов и инструментов, используемых бурятскими мастерами металлообработки, показывает, что торевтика бурят во многом близка художественной обработке металла других кочевых скотоводческих народов Южной Сибири и Центральной Азии. Современная технология позволила заменить многие ручные приемы обработки металла промышленными способами производства изделий. Но для изготовления художественных предметов на протяжении всего ХХ в. приемы обработки металла и инструментарий во многом оставался неизменным — традиционным [3, с. 10].
Существовала и практика дарения произведений искусства, храмовой скульптуры, изготовленной на заказ мастерами, для дацана именитыми и состоятельными людьми, так, Дуйнхор зайсаном Галданом Цынгуновым, стоимостью 50 руб., в 1886 г. была подарена дацану [4]. О дарении скульптуры Зугдэр Нам-
жилма помощника головы Чикойского рода Цэнгун Задаевым, стоимостью 30 р., 1886 г.
Ламы Янгажинского дацана всячески поддерживали развитие ремесла и искусства в регионе, так список лам жертвователей на строительство школы искусств в г. Чита: гэлун Жалцан Ганжуров — 8 р., гэлун Линхова Ганжуров — 8 р., гэцул Сампил Эрдынеев — 7 р., гэцул Вандан Аригунов — 6 р., гэлун Дарма Раднаев — 8 р. 50 коп., гэлун Буда Бадмаин — 7 р., банди Ринчин Доржи Гарма-ин — 2 р., всего 80 руб. В ответ получали положительные отзывы, есть дело, что в 1892 г. от 10 марта о получении Благодарственной телеграммы от императора за внесение 2000 руб. на постройку Читинской школы искусств [4].
Интеграция в буддийское культурное сообщество стран Азии, опыт ремесленных школ и направлений вбирались скульпторами дацанских центров Бурятии, что и показывают лучшие образцы бронзовой скульптуры, более того наблюдается и влияние европейских школ, русской культуры.
Примечательно, что и в Корее, и в Китае, и в Японии ваятелей считали скорее ремесленниками, чем художниками. Ваяние не считалось искусством, как, например, живопись или каллиграфия. Между тем, «ремесленникам» удавалось, не отступая от застывших канонов, создать высокохудожественные, выразительные произведения и придать им особенности национального искусства. В буддийской скульптуре средневековой Кореи такими особенностями можно считать более плавную, мягкую и пластичную (по сравнению с китайскими скульптурами) манеру движения, обобщенную трактовку образа, отображение местного типа лиц [5]. Мы понимаем, что исследователи художественной культуры, искусствоведы, культурологи, галеристы еще дадут свою оценку произведениям культуры, которые сформированы в стенах данной галереи, мы поставили себе более скромную задачу дать информационный срез, что в Бурятии открылась новая галерея, другая «точка» культуры, которая сыграет свою роль в культурной дипломатии региона, особо стоит подчеркнуть деятельность руководителя галереи, Светланы Доржиевой, которая вносит свою лепту в культурную матрицу региона.
И в заключении приведем высказывание молодого ученого Ф. М. Бафоева, который считает, что культурная дипломатия необходима во многих сферах жизни общества: «Вряд ли кто станет отрицать, что все страны, «отправляющие» и «принимающие», просто обязаны создавать необходимые условия для возрождения национальных традиций и обычаев, изучения родного языка, сохранения самобытной и колоритной культуры того или иного национального меньшинства» [1, с. 667].
Литература
1. Бафоев Ф. М. Культурная дипломатия в системе международных связей на постсоветском пространстве // Молодой ученый. — 2016. — № 6. — С. 662-667. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/110/25748/ (дата обращения: 21.12.2017).
2. Янгажинский дацан. ГАРБ ф.454, оп.1, д.56, л.2; ф.454 оп.1. д.21, л.33.
3. Дагданова Ж. Н. Бурятское народное декоративно-прикладное искусство в XIX - нач. XX вв.: автореф. ... канд. ист. наук / Отдел этнографии народов Крайнего Севера и Сибири Института этнологии и антропологии РАН. - Москва, 2006. - 34 с.
4. ГАРБ ф.454, оп.1, д.58, л.2; л.8; д.17, л.16.
5. Буддийская скульптура в Корее [Электронный ресурс]. URL: http://5fan.ru/wievjob.php7id =5740 (дата обращения: 21.12.2017).
References
1. Bafoev F. M. Kul'tumaya diplomatiya v sisteme mezhdunarodnykh svyazei na postsovetskom prostranstve // Molodoi uchenyi. — 2016. — № 6. — S. 662-667. [Elektronnyi resurs]. URL: https://moluch.ru/archive/110/25748/ (data obrashcheniya: 21.12.2017).
2. Yangazhinskii datsan. GARB f.454, op.1, d.56, l.2; f.454 op.1. d.21, l.33.
3. Dagdanova Zh. N. Buryatskoe narodnoe dekorativno-prikladnoe iskusstvo v XIX - nach. XX vv.: avtoref. ... kand. ist. nauk / Otdel etnografii narodov Krainego Severa i Sibiri Instituta etnologii i antropo-logii RAN. - Moskva, 2006. - 34 s.
4. GARB f.454, op.1, d.58, l.2; l.8; d.17, l.16.
5. Buddiiskaya skul'ptura v Koree [Elektronnyi resurs]. URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id =5740 (data obrashcheniya: 21.12.2017).
PROCESSES OF BURYATIA AND RUSSIA CULTURAL DIPLOMACY (CASE STUDY OF THE ACTIVITY OF ULAN-UDE ART GALLERY OF THE PEOPLES OF ASIA)
Gunsema S. Mitipova Dr. Sci. (Hist.), Prof.,
Department of Religious Studies and Theology, Buryat State University 24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia E-mail: gunsema53@mail.ru
The article considers the activity of The Art Gallery of the Peoples of Asia as a subject of cultural diplomacy, a translator of the ideas and values of Buryat people's culture, worldview of contemporary artists reviving the traditions of Buryat Buddhist art centers, as well as the processes of integrating art into the cultural matrix of the region. We relate the joint efforts of the Buddhist traditional Sangha headed by the Khambo lama, business structure of the region and multi-profile organization Nomto to the objective factors of opening the gallery. Modern bronze sculptures created by lamas-artists, which have formed the basis of the gallery collection, act as an instrument of "soft power" for promoting the interests of the region, become a kind of "brand" and introduces its signature move into the cultural matrix of Russia. We have presented the archival documents that give evidence to the activities of Yangazhin Datsan, one of 64 Buddhist monasteries that functioned in the past, which developed Buddhist artistic culture and creativity and was a handicraft center of Buryats.
Keywords: gallery, sculpture, diplomacy, integration, art creativity, Khambo lama, lama, Sangha, business structure, culture, matrix, region.