СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА РУСИ Шарков И.Г.1, Татаринова И.С.2
1Шарков Илья Геннадиевич - старший преподаватель; 2Татаринова Ирина Сергеевна - студент, Институт сферы обслуживания и предпринимательства - филиал в г. Шахты Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Донской государственный технический университет, г. Шахты, Ростовская область
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности праздничной культуры Руси и феномен праздника в культурологических исследованиях. Освещается индивидуальный характер христианских и языческих ритуалов у коренных народов России. Праздник рассматривается, как результат накопления культурного опыта у нескольких поколений. Традиции и культурный опыт были способом самовыражения. В статье представлены основные праздничные ритуалы и обычаи древних славян, которые показывают особенности развития России в период язычества и после принятия христианства.
Ключевые слова: праздник, ритуал, традиция, православие, христианство, язычество, культура.
УДК 394.4; 264-2
Праздники всегда и везде имели позитивный характер. Издавна на Руси праздники ждали как что-то невероятное, причём не только дети, но и взрослые. Праздник связан со свободным временем, с определенным ритуалом, танцем, приемом, весельем и пиром. Практически все праздники связаны с религиозным культом и с важными датами истории народа и государства, с трудовым правом и организацией производства, с традициями социальных движений, с их стремлениями, лозунгами, торжествами и демонстрациями в определённые дни [3, с. 496]. Истинная причина возникновения праздников как элемента общечеловеческой культуры - это результат накопления людьми, человечеством в целом традиций, культурного опыта.
Если рассматривать праздники как своеобразное проявление, необходимо заметить, что этот опыт многообразен. Необходимо комплексно рассмотреть бытовой, производственный, религиозный, нравственный, национальный, интернациональный, эмоциональный, географический опыт праздника как продукт человеческой культуры. Праздники сопутствуют человечеству уже сотни лет, и тем самым у нас сложилась уже определенная праздничная культура. Многие учёные (В.В. Бартенев, А. Макаренко, П.А. Городцов) привлекали свое внимание к праздничной культуре. Особенно важным является изучение праздника, истоки его появления, его обряды, его принципы календарной событийности, одухотворения в процессе праздничного действия.
Конечно же, праздники встречаются повсеместно и часто, с каждым годом их становится все больше, но самую главную роль для православного народа играют праздники Руси. Такие праздники берут свои истоки с давних времен, о них нам рассказывали еще наши бабушки и прабабушки, таким образом, у нас до сих пор свято хранятся и почитаются праздничные дни. Так какие же праздники в культуре Руси более почитаемы и распространены? Для древних славян, огромное значение всегда имели праздники солнцестояния и равноденствия. Они делились на четыре категории и отмечались относительно положения солнца в разные сезоны. Обычно, празднования в честь этих событий, сопровождались колядами, традиционными обрядовыми ритуалами. Многие ошибочно полагают, что коляды берут свое начало
61
от праздника Рождества Христова и проводятся непосредственно в рождественский Сочельник. Но на самом деле данные ритуалы являются исконно славянским языческие традицией. Коляда - один из самых главных праздников древних славян. Он напрямую связан с астрономическими циклами. Масленица - это прощание с зимой и встреча весны. Этот праздник всегда отмечался с размахом. Главным символом Масленицы является чучело. В конце масляной недели, люди собирались, чтобы вместе с чучелом сжечь все свои беды. Со временем, данный праздник приобрел иной христианский подтекст. Теперь Масленица, является приуготовительной последней неделей перед Великим постом. В установлении и точности дат христианских праздников «Церковь руководствовалась нередко своими особыми, «педагогическими» или миссионерскими соображениями. Фиксируя тот или иной день, Церковь имела в виду преодолевать какие-то местные традиции, пережитки прежних религиозных обычаев... Принципом замены какого-либо языческого празднества воспоминанием о христианских событиях Церковь и руководствовалась очень широко» [4, с. 123].
Христианская Церковь учреждая на месте языческих торжеств свои праздники, тем самым «выбивала из рук политеизма одно из последних средств обороны. Установить христианский праздник в день праздника языческого значило созвать христиан в церковь и поставить их под влияние таких воспоминаний, что для многих становилось потом психологически невозможно участвовать в языческих праздниках» [2, с. 622].
С приходом христианства в праздничной культуре многое поменялось. Православие поменяло привычный уклад у славянских народов, внесло большое количество новых праздников [1, с. 76]. С X века главными праздниками на Руси стали Пасха Христова, Рождество Христово, Крещение Господне и День Святой Троицы. Другими важными событиями у христиан считались дни почитания святых. Самыми почитаемыми на Руси считались святые Николай Чудотворец, Георгий Победоносец, страстотерпцы Борис и Глеб, преподобный Сергий Радонежский, равноапостольные Кирилл и Мефодий, великомученица Параскева. «Считая праздники полезными с точки зрения воспитания благочестия, Церковь всегда сообщала их совершению торжественный характер. Необходимым условием церковного торжества является совершение в праздничный день таинства Евхаристии для причащения верующих Святых Христовых Тайн» [5, с. 144]. Многие праздники приурочены к современным датам и имеют статус государственных. Так же основными праздниками на Руси считались Благовещение, Прощённое воскресенье, Радоница, Ильин день, Покров Пресвятой Богородицы, а также Спасы. Торжества у славян отмечались с размахом. На большинство празднеств люди не работали. Такие дни были посвящены молитве.
Христианство оставило огромный отпечаток в культурном наследии нашей страны. Церковь и по сей день является главным источником духовной культуры Руси и надеюсь, что эта ситуация не будет меняться с течением времени: пока в нас будет жить вера, будем жить и мы. Церковные праздники являются не случайным собранием памятных дней в календаре, но сияющими в нашем временном, земном мире точками вечности, прохождение через которые подчиняется неизменному и жизнеутверждающему духовному порядку. Христианские праздники свидетельствуют о живой вере наших соотечественников. Храня и соблюдая традиции православных праздников, мы свидетельствуем о своей вере даже, если церковные праздники представляются необычными людям, которые не знакомы с церковными традициями.
Главный наш Праздник - Жизнь и то, как и чем мы наполняем этот Праздник, зависит только от нас. Следуем ли мы за природными циклами и традициями предков, создаём ли свои собственные поводы для единения, встреч и общения, важно осознавать, что в основе всего должны быть наши искренние намерения - делиться
62
друг с другом эмоциями и переживаниями, быть не просто рядом, но вместе и тогда... даже самые страшные потери переживаются легче.
Список литературы
1. Бенифанд А.В. Праздник. Сущность, история, современность. СПб.: Изд. СПбГУ, 1996. 334 с.
2. Болотов В.В. Михайлов день. Эортологический этюд - Христианское чтение, СПб.: типогр. А. Катанского, 1892.
3. Забылин М.А. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия. М.: Русская книга,1996. С. 698.
4. Керн Киприан, архимандрит. Литургика. Гимнография и эортология. М.: Крутиц. Патриаршее Подворье, 2002. 150 с.
5. Шарков И.Г., Леонова М.С. Православная культура: учебное пособие. Шахты. ГОУ ВПО «ЮРГУЭС», 2009. 252 с.