- При помощи программы Power Point Microsoft Office для модуля "Метрология в машиностроении" были созданы компьютерные презентации "Штангенинструменты", "Микрометрические инструменты" и разработана методика проведения лабораторных занятий с их применением.
- Данные эксперимента подтвердили гипотезу об интенсификации процесса обучения средствами компьютерных технологий.
С целью дальнейшего совершенствования процесса подготовки учителя трудового обучения мы предполагаем разработку и введение учебного комплекса, включающего в себя систему презентаций для лабораторных работ и самостоятельной подготовки студентов индустриально -педагогического факультета.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М.: Владос, 1994. 250 с.
2. Богданов 1.Т. Вибраш питання методики навчання загально! фiзики та дисциплш технолопчно! освгтньо! галузi у вищш педагопчш школ^ Бердянськ, 2004. 206 с.
3. Боженко Л.1. Стандартизащя, метролопя та квалiметрiя у машинобудуванш. Львш, 2003. 326 с.
4. Гершунський Б.С. Компьютеризация в сфере образования. М.: Педагогика, 1987. 264 с.
5. Машбиц Е.И. Методические рекомендации по проэктированию обучающих программ. К.: Ин-т психологии АПН Украины, 1986. 154 с.
6. Ставрова О.Б. Компьютерная презентация учебного проекта // Школа и производство. 2002. № 8. С. 28-33.
Н.В. Перчун
РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ НРАВСТВЕННОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Издавна на Руси духовное чтили выше телесного, поэтому, умея трудиться, народ умел и веселиться во время праздничных действий, не впадая в уныние при каждой неудаче. Русские с давних пор трепетно относился к праздникам. Русский народ сочинил множество пословиц и поговорок о них. Например, «всякая душа празднику рада», «в праздник и у воробья пиво» и т. д.
В 1648 году вышел указ царя Алексея Михайловича о запрещении русских народных праздников, представлений, плясок. Однако этот указ не отбил желание людей отмечать народные праздники.
Праздник, как интегрированная форма традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, имеет ряд особенностей.
Отмечено, что праздник - это отрезок времени, наполненный торжеством. Он заставляет застыть время, высвобождает человека из подчинения ему. В этом и заключается само празднество.
Говоря об особенностях праздника, Г.Г. Гадамер отмечает, что «в празднике невозможно уединение, разделение, наоборот, наступает всеобщее единение... Праздник это общность и репрезентация общности в ее законченной форме... Праздник всегда для всех» [1, 309].
Считается, что праздник выполнил свои функции, если человек в ходе него испытал естественное состояние раскрепощенности, эмоционально отдохнул.
В праздниках обязательно используется особая языковая форма - торжественная речь. Они всегда традиционны. Один от другого отличается соответствующим порядком действий и осуществляется по канонам обычая, это действие, которое протекает по определенной программе, распорядку [1, 307].
Праздники - это всегда возвращение в прошлое.
Языческий календарь возник в результате повторения праздников. Мы склонны двигаться не от месяца к месяцу, а от праздника к празднику: от Рождества - до Крещения, от Крещения -к Масленице, от Масленицы - к Пасхе, от Пасхи - к Благовещенью и т.д.
У каждого народа существуют свои праздники: государственные, профессиональные, на-
родные, религиозные.
Замечательна специфика русских народных праздников. Они обладают рядом особенностей. Например, во многих из них переплелись языческие и христианские традиции, обычаи, обряды, ритуалы. Проанализируем праздник «Рождество Христово».
В это время народ устраивает святочные игрища, гадания. Язычники с 6 на 7 января прославляли бога пиршества и мира - Коляду. Для этого парни и девушки наряжались, одевали маски козы, медведя и ходили от дома к дому. Под окнами домов они пели песни-колядки в честь праздника или поздравляли хозяев:
Коляда ты, коляда,
Заходи, коляда!
А бывает коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла [2, 10].
В этот день люди радовались и веселились, тем самым бросали вызов темноте, холоду, отгоняли зиму песнями, пляскам, хороводами.
Вечером на сочельник ели праздничное ритуальное блюдо - сочиво. Состоит оно из меда (символизирует райскую жизнь), пшеницы (росток новой жизни) и сухофруктов (обозначает итог жизни). В этот вечер вспоминают усопших родственников. Обязательно на столе оставляют сочиво и ложки. По языческим воззрениям славян, в это время сходят на землю духи предков, которые звались «святки». Они приходят в дом, садятся за стол. Отсюда и название праздничных вечеров, которые длятся с 7 по 19 января, - святочные. Также на столе должны быть блины, символизирующие солнце. Все эти действа относятся к языческим обычаям и обрядам.
В это же время вечером 6 января зажигаются в доме свечи, все с нетерпением ждут, когда на небе засверкает первая звезда. Христиане вспоминают о рождении Иисуса Христа, о его страданиях во имя человечества. Люди дарят друг другу подарки, как это сделали пастухи, которые увидели на небе, как загорелась новая звезда, символизирующая появление бога. Они пошли за ней, принесли подарки Марии и ее сыну. Эти действия относятся к христианским обычаям и обрядам.
Другой праздник «Ивана Купалы» - день летнего солнцеворота. По языческим повериям, он связан с культом бога плодородия Купалой, у которого люди просили дождя, обильного урожая.
Также в этот день женщины и девушки собирали лечебные травы и цветы, плели венки, припасали травы-обереги (полынь, зверобой, крапиву). Мужчины заготавливали дрова для двух костров: одного большого, у которого происходило основное действо, другой - поменьше, до пояса мужчины, складывали его в виде колодца, это погребальный костер для сожжения лика Ярилы (языческого бога солнца). Люди в течение дня водили хороводы. Вечером гадали, совершали обряды с водой, сжигали чучело Ярилы, провожая весну и встречая лето.
По христианскому обычаю, этот праздник посвящен пророку и проповеднику Иоанну Предтечи, который предсказал пришествие Иисуса Христа и стал проповедовать его будущее учение. Знаком принятия веры Иоанн выбрал обряд Крещения (омовения) людей. Он погружал их в реку или озеро. Когда явился Иисус Христос, он также крестился у Иоанна, чтобы освятить обряд, который стал знаком покаяния и очищения людей. В память об обряде крещения возник обычай купания в Иванов день.
Стал этот праздник называться «Ивана Купало». В некоторых областях нашей страны его называют «Ивана Купало и Аграфена Купальница».
Так в приведенных праздниках исторически слились воедино языческие и христианские представления русского народа.
В нашей стране, однако, существуют такие народные праздники, которые сохранились с языческих времен и не связаны с христианскими. Например, Масленица. Люди прощаются с холодной зимой. Зазывают весну, а значит тепло. Длится праздник неделю. Каждый день соверша-
ются определенные обрядовые действа, связанные с языческими повериями.
А Пасха - истинно христианский праздник. Его еще называют Праздник праздников, Торжество торжеств. В этот день вспоминают воскрешением Иисуса Христа. Перед Пасхой обязательно красят яйца. На Руси окрашивали по 100-200 яиц. В течение Пасхи яйца раздавали детям, которые приходили «христосоваться», а также в первый день праздника разговлялась вся семья.
У каждого народа сложились свои легенды о праздничных символах. Например, в Китае яйцо является символом единства Неба и Земли. В Египте рассказывают, что птица Гоготун снесла яйцо, из которого появилось солнце. В Греции считается, что весь мир возник из сказочного яйца птицы Феникс. У христиан яйцо символизирует жизнь, воскрешение, поэтому его используют во время Пасхи.
У каждого народа сложились собственные традиции время проведения праздников. Например, Рождество в западных странах празднуют за неделю до наступления Нового года, а в России и странах, исповедующих православие, согласно православному календарю, - через неделю после наступления Нового года. Для детей Рождество - это большая радость, потому что новогодняя сказка не закончена и есть возможность еще раз получить подарки.
Отличительной особенностью русских народных праздников является их продолжительность. На Руси известно 12 великих праздников, которые длятся 3 дня, а такие, как Масленица -7 дней, Святки - 12.
В начале ХХ века у французов на 302 рабочих дня в год приходилось 63 праздника, у итальянцев на 298 рабочих дня - 67 праздника; у англичан - на 278 рабочих дня выпадало 87 праздников, а у русских на 267 рабочих дня - 98. Это говорит о богатой истории русских, о прочной памяти, о стремлении чтить славные события прошлого.
В отечественных народных праздниках находят отражение лучшие национальные традиции русского народа. В эти дни люди стремятся сделать как можно больше добрых дел: подают нуждающимся, раздают милостыню, вспоминают предков, помогают старикам, одиноким и т.д.
В русских народных праздниках особое место отводится детям. Они выполняют определенные функции. На них возлагаются самые ответственные, сокровенные моменты праздничных торжеств. Например, во время Сочельника только дети разносили кутью по домам бедняков, одиноких стариков, чтобы дать им возможность отпраздновать «богатую кутью» [2, 9].
На Сретенье (15 февраля), когда первый раз встречаются зима с летом, обычно ребятишки выбегали на «сугробы» закликать солнышко:
Солнышко-батюшко, Покажись, покажись! Из-за гор-горы Поднимись-поднимись! Выгляни в окошечко! Твои детки плачут, По камушкам скачут.
После этого дети начинали кататься на санках с гор, так как считалось, что соприкосновение с землей приносит счастье и богатый урожай.
На Масленицу дети готовили ледяные горки, поливая их водой, приговаривали:
Приезжай ко мне в гости, Масленица, На широкий двор: На горах покататься, Блинами наесться, Сердцем потешиться!
Во время праздника дети лепили снежную бабу, которую называли Масленицей, сажали на
санки и скатывали с горы со словами: «Масленица приехала! Масленица приехала! Здравствуй, широкая Масленица!»
Во время встречи Весны только детям поручали зазывать ее. Бабушки и мамы пекли из теста птичек, дети шли с ними на гору и зазывали, закликали Весну:
Летел кулик из-за моря,
Принес кулик девять замков.
Кулик! Кулик! Замыкай Зиму,
Отпирай Весну, тепло летечко.
Приди, приди, Весна красная! [2, 21].
По народной традиции, только дети могли просить у природы хорошего урожая, дождя, ясных дней, закликать весну или лето. Именно к детскому фольклору относятся заклички и кричалки.
Народные праздники имеют огромное значение в нравственном просвещении и воспитании детей. В доступной форме дети знакомятся со своими исконными национальными добротворче-скими традициями, истоками, корнями, бытом, нравами далеких предков. Осознавая эти особенности праздника, во всех цивилизованных государствах правители и законодатели поддерживали их проведение и ограждали соблюдением законов.
Народные праздники - это интегрированная форма, которая имеет эстетическое оформление. Они способствуют реализации нравственных качеств человека, усвоению национальной культуры, эмоционально насыщены национальными традициями и обычаями, игровыми моментами, поэтому их любят дети. Они готовятся к ним с наибольшим интересом и воодушевлением, чем взрослые. Народные праздники воспитывают в детях чувство прекрасного, заставляют их творить, мыслить фантазировать, видеть необычное и загадочное в окружающем мире. Знание народных примет, обычаев, традиций дополняют интеллектуальный багаж детей.
Народные праздники - это проявление всех форм и видов культуры, начиная от принятых норм поведения и кончая демонстрацией нарядов, приготовлением национальной еды, исполнением традиционных песен и танцев [2, 4].
Русские народные праздники тесно связаны с народными традициями, обычаями и религией, поэтому деликатны и индивидуальны. Они способны затронуть сокровенные струны души ребенка, его внутренний мир и затаенные желания.
Русские народные праздники раскрывают все стороны жизни народа. В них выражено представление о добре как неисчерпаемом источнике нравственных качеств личности. В изумительной мудрости праздников запечатлены вековые традиции народа: любовь к родине, почитание старших, забота о стариках, память о предках, любовь к матери, желание творить добро и т.д. Прививаются качества, которые вытекают из целей современного воспитания. Поэтому народные праздники необходимо использовать для воздействия на разум и чувства ребенка. Они развивают личностные качества, черты характера. Нравственные принципы, заложенные в народных праздниках, становятся убеждениями, глубоко проникают в мотивы поведения и поступков детей.
Дети очень любят народные праздники. Понимая их глубокий нравственный смысл, младшие школьники часто используют образцы поведения в личном общении, при оценке поступков товарищей.
Участвуя в праздниках, младший школьник усваивает нравственную практику честных поступков раньше, чем начинает понимать смысл нравственных категорий.
Усваивая опыт взрослых по аналогии в праздничных действиях, дети не замечают, что их воспитывают. Исчезает тревожность, создаваемая словесными методами, когда нравственные качества, объективировавшись в слове, воспринимаются как нечто предлагаемое извне, как навязываемое воспитателем.
Включая народные праздники в работу с учащимися начальных классов, следует сказать об их особенностях проведения. Рекомендуется основное место отводить обрядовым действиям, подвижным играм, хороводам, театральным представлениям, исполнению русских народных песен и плясок, чтобы дети не уставали, запомнили нравственный смысл проводимых мероприятий.
Система современного образования направлена на то, чтобы с первых лет обучения дети осваивали ценности национальной культуры. К таким ценностям относятся русские народные песни, пляски, хороводы, детский фольклор (заклички, кричалки, игры, сказки, побасенки и т.д.), народные ремесла, народные обычаи, обряды и ритуалы. Проводя русские народные праздники в школе, учитель приобщает в доступной форме младших школьников к ценностям отечественной национальной культуры, таким образом, сохраняя преемственность поколений.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991.
2. Ищук В.В., Нагибина М.И. Народные праздники. Ярославль: Академия развития: Академия Ко: Академия Холдинг, 2000.
3. Праздники, обряды, традиции / Сост. Б. Марьянова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1965.
4. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1985.
5. Тульцева Л.А. Традиционные верования, праздники и обряды русских крестьян. М.: Знание, 1990.
М.Н. Положенцева
КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Современное состояние развития науки, техники и технологий дает новый толчок в усовершенствовании образования. В настоящее время подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, уровень которых должен удовлетворять требованиям современности, неразрывно связана с внедрением в педагогический процесс информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).
В связи с этим в сфере образования происходят существенные изменения в содержании преподавательской деятельности.
Эти изменения исследуют многие ученые - А.Д. Иванников, М.И. Жалдак, Д.В. Куракин, Ю.И. Машбиц, А.В. Спиваковский, А.Н. Христианинов, С.Н. Яшанов и др. Но существует ряд вопросов, требующих более углубленного исследования.
Поэтому целью статьи является исследование содержательных компонентов педагогической деятельности в современных условиях использования ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Как указывает А.В. Спиваковский, ИКТ базируются на методах сбора, хранения, обработки, передачи и представления всевозможных сообщений с применением компьютеров и компьютерных сетей [4].
Современные ИКТ - это технологии, которые дают возможность каждому человеку свободно создавать информацию, накапливать знания, иметь свободный доступ к ним, возможность для их распространения и использования с целью общественного прогресса и личного интеллектуального роста [2].
Необходимость и важность внедрения и использования ИКТ в учебном процессе уже давно известна и доказана многими исследователями.
Бурный рост объема информации, который становится характерной чертой современности, ставит совсем новые требования к объему знаний выпускников высших учебных учреждений, а значит и к содержанию обучения в этих учреждениях. Сроки обучения увеличивать нельзя, а сложность учебных программ близка к предельной [5]. В связи с этим одним из наиболее действенных способов, обеспечивающих повышение эффективности и качества подготовки специалистов в современных условиях, является построение процесса обучения на основе ИКТ.
Кроме того, как отмечает А.Н. Христианинов [6, 59], внедрение компьютера (как элемента ИКТ) в учебный процесс не только освобождает преподавателя от рутинной работы по организации учебного процесса, но и предоставляет возможность создать богатый справочный и иллюстра-