Научная статья на тему 'Народные традиции в современной праздничной культуре Беларуси'

Народные традиции в современной праздничной культуре Беларуси Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6871
799
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРЯДОТВОРЧЕСТВО / НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАРОДНЫЕ ПРАЗДНИКИ БЕЛАРУСИ / RITUAL CREATIVE ACTIVITY / FOLK TRADITIONS / FOLK FESTIVALS OF BELARUS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гуд Петр Адамович

В статье представлены современные народные, религиозные, сельские и городские праздники Беларуси, большое внимание уделяется Международному фестивалю национальных культур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLK TRADITIONS IN MODERN FESTIVE CULTURE OF BELARUS

The article contains the description of modern folk, religious, country and urban festivals of Belarus and detailed coverage of the International Festival of National Cultures.

Текст научной работы на тему «Народные традиции в современной праздничной культуре Беларуси»

Петр Адамович Гуд

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЕ БЕЛАРУСИ

В статье представлены современные народные, религиозные, сельские и городские праздники Беларуси, большое внимание уделяется Международному фестивалю национальных культур.

Ключевые слова: обрядотворчество, народные традиции, народные праздники Беларуси.

The article contains the description of modern folk, religious, country and urban festivals of Belarus and detailed coverage of the International Festival of National Cultures.

Key words: ritual creative activity, folk traditions, folk festivals of Belarus.

После политического и экономического развала СССР и создания суверенной Беларуси перед деятелями науки и культуры нашей державы встал вопрос о создании новой праздничной культуры, построенной прежде всего на традициях белорусского этноса.

Возрождению народной культуры в значительной степени содействовало постановление Верховного Совета республики о введении в календарь белорусов таких праздников, как Коляда и Великдень. Однако процесс реанимации уничтоженных в годы советской власти народных традиций начался не на голом месте.

Еще в 1960-1980-е гг. культработники делали попытки возрождения народных праздников, но эти первые пробы носили эпизодический характер, не были постоянны. Этнографические материалы свидетельствуют о достаточной ограниченности деятельности культпросветучреждений в организации праздников календарного цикла: в селах и поселках городского типа наиболее популярными были праздники трудовой направленности, отражающие начало и окончание полевых работ (праздник весны, Великдень, Юрье, зажинки, дожинки). Это обусловлено ярко выраженной однородностью этнического состава населения и спецификой сельскохозяйственного труда. В больших городах, которым свойственен полиэтнический состав населения, народные традиции частично использовались в праздновании Нового года и проводов зимы. Однако в результате мигра-

ционных процессов, характеризующихся тенденцией роста городского населения, в городах под влиянием мигрантов из села постепенно возродились традиции колядования, гуканья весны, празднования Ивана Купалы.

Повсеместное распространение народных праздников в советской Белоруссии не было завершено по причине неудовлетворительного состояния методического руководства процессом возрождения народных традиций и отсутствия у культпросветработников системных фольклорноэтнографических знаний. Ряд социологических исследований свидетельствует о недостаточно эффективной деятельности культпросветучреждений в сфере народного творчества, в результате чего структура праздников часто была стандартизирована, что негативно отражалось на развитии коллективного творчества.

Преодолению этих пробелов на современном этапе содействуют научная, методическая и творческая деятельность Национальной академии наук, областных научнометодических центров, Белорусского государственного университета культуры и искусств. Сегодня наиболее квалифицированная часть работников культуры сконцентрирована в районных и областных научнометодических центрах, клубах, домах и дворцах культуры, центрах возрождения фольклора. Сотрудники этих организаций большое внимание уделяют сохранению ау-

38

тентичных обрядов, которые до сих пор бытуют в некоторых местностях, что содействует сохранению территориальных и региональных обычаев и традиций, национальной специфики, придает праздникам оригинальность и колорит.

Социологическое исследование 2007 г. показывает, что в современной Беларуси процесс перехода от эпизодичного к массовому внедрению народных праздников календарного цикла завершен. Народный праздничный календарь стабилизирован. В республике получили распространение праздники всех календарных циклов: Коляда, Масленица, гуканье весны, Юрье, Великдень, семуха, Купала, зажинки, дожинки, богач, Покрова, кирмаш. С точки зрения этнографии, современные календарные торжества отличаются исторической преемственностью. По характеру это не столько семейнобытовые, сколько общественные торжества. Семейно-бытовой аспект в них несколько упрощен, они приобрели общественный характер.

Процесс развития современных народных праздников осуществляется в двух направлениях:

1) сохранение традиционных народных праздников календарного цикла;

2) создание новых праздничных формообразований на основе культурноисторического наследия.

Наибольшей популярностью в Беларуси пользуется Коляда - праздник зимнего солнцестояния, который проводят 97 % культпросветучреждений. В его структуру входят карнавализированные обходы домов жителей населенного пункта группами ко-лядовщиков в традиционных масках и костюмах: козы, коня, медведя, журавля, цыган, офицера, барыни и др. В песнях и обрядово-ритуальных действиях колядовщики поздравляют с праздником, желают здоровья, счастья, показывают колядное представление, состоящее из различного рода традиционных колядных сценок. Частью праздничного комплекса стали показы бе-

лорусского театра кукол (батлейка), который подобен польской шопке, украинскому и русскому вертепу В батлейке разыгрывают сцены религиозного (с царем Иродом, другие библейские эпизоды) и светского характера. Массовостью участия отличаются такие праздничные фрагменты, как гадания брачной направленности, лепка снеговых фигур, катание с гор, колядные обрядовые и внеобрядовые игры, танцы.

Главной целью колядовщиков является уже не получение колядных даров, а возможность собраться вместе, поздравить людей, повеселиться, реализовать потребность в неформальном общении. В некоторых местах сохранились уникальные языческие обряды завершения коляд на открытом воздухе («Тянуть Коляду на дуб» - в Березинском районе, «Коло» - в Дзержинском районе, колядный карнавал «Коники» -в Давид-городке). В вокально-песенном репертуаре обряда колядования прослеживается тенденция к аутентичному исполнительству, народной манере пения. Обряд «Тянуть Коляду на дуб», например, в селах Березинского района ежегодно проводят на водяную кутью. Колядовщики из соломы и старых вещей изготавливают антропоморфную куклу Коляду, садят ее на солому, посыпанную поверх бороны, между ног устанавливают кутью, пешком или конно тянут ее к традиционно определенному дубу, который растет в окрестности. Обряд начинается ритуальным уничтожением Зимы - куклу Коляду вешают на одну из ветвей дуба. Затем на вершину дуба устанавливают кутью - жертву солнцу, а возле дуба разжигают огонь, чтобы молодое, вновь воскресшее солнце могло «наесться кутьи», набраться сил, растопить снега и «пустить на землицу травицу». Возле огнища поют колядные песни и водят заключительный хоровод.

В городах колядники организуют разные благотворительные акции, показывают колядные представления в детских домах, госпиталях ветеранов войны, домах пожи-

39

лых людей, что соответствует вековым традициям белорусов. Одна из этнографических особенностей современного городского праздничного комплекса - организация фестиваля колядного фольклора, который собирает сельские любительские коллективы, что дает возможность каждому человеку наяву увидеть территориальные отличия колядных обрядов, оценить их достоинства, самому принять участие в предложенном действии. Вместе с тем в последние годы в городах Беларуси возрождаются новогодние фейерверки, построенные на основе белорусских огненных действ XVII - XIX вв. как одна из шляхетских традиций празднования.

Гуканье (зов) весны - первый весенний праздник белорусского календаря. Это комплекс языческих ритуализированных празднований, посредством которых стремились ускорить приход весны. Во многих районах Беларуси в наши дни сохранены ритуальные действия праздника: сожжение на

костре зимы (ненужных в хозяйстве предметов), пускание по реке кола на плоте как отражение культа солнца (Посожье и Поднепровье), качание на качелях, вождение хороводов; жертвопри-ношение земле -закапывание горшка каши, обход дворов, обычай «затанцовывания весны»

(Солигорщина). Во многих районах сохранены обрядовые блюда - печенье в виде птиц (жаворонки, буслы, галёпы).

Основное содержание зова весны -исполнение песен-веснянок со специфическим окончанием каждой музыкальной фразы - «Гу!», «Агу!», «Аю!» В наши дни праздник превратился в весеннюю забаву молодежи.

Великдень - древний славянский праздник пробуждения природы, обычаи и обряды которого были связаны с возвеличиванием полевых духов и обозначали подготовку «великих дней» начала сельхозработ. В наши дни древние обычаи праздника воплощают фольклорные коллективы Барановического района Брестской области, Заславльского района

Минской области, а также сотрудники музея белорусской архитектуры и быта (д. Строчицы Минского района), ученики этношкол республики и сотрудники музеев, где есть должность режиссера праздников. Специфика белорусского Великадня -обряд волочобников. Участники велико-дного гурта, в состав которого входят починальник, хор и механоша, во время обхода дворов исполняют под окнами величально-поздравительные песни, зажигают на подворьях святые огни (очистительного характера), показывают кукольный театр «Егорий», где в деревяннном ящике вокруг святого Юрия вращаются фигурки лошадей разной масти. Волочобники славят хозяина, хозяйку, сына и дочь, их труд, желают урожая ниве, приплода стаду, счастья семье.

Волочобники произносят импровизированные поздравления, а хозяева благодарят их и дают обрядовый подарок -волочобное (яйца, сало, колбасы, пироги, сыр, мясо). Волочобниство - отличительная ообенность белорусской великодной обрядности - сохранилось в наши дни в трансформированном виде как весенняя забава.

Стрела, или вождение и похороны стрелы - древний магический аграрноохранительный обряд, связанный с языческим культом Перуна, сохранен в селах Столбун и Казацкие Балсуны Ветковского района Гомельской области. Этот региональный обряд завершения весны у восточных славян (территория между Днепром и Припятью) проводили с целью обепечения хорошей влажности для посеянного зерна и оберега от перунового огня. Ритуалы обряда: сбор участников, вождение хороводов, игры, качание в поле, закапывание стрелы и др. Проводят праздник чаще всего на Ушэсце, в четверг и осуществляют обряд иногда в заповедной дубовой роще (дуб - дерево Перуна). В наши дни вождение стрелы - это красочный праздник, который привлекает внимание не

40

только этнографов и фольклористов, на его просмотр съезжаются люди из многих мест Беларуси и зарубежья, чтобы на несколько часов вернуться в далекое прошлое наших предков.

Купала (Иван Купала) - древний праздник летнего солнцестояния, с каждым годом становится популярнее, превращаясь в массовый, построенный на народных традициях праздник. Множество культпросве-тучреждений Беларуси - 1 118 (96 % от общего числа) ежегодно принимают участие в его организации, придавая Купале разные жанровые формы: фольклорно-

этнографический праздник, карнавал, народное гулянье, фестиваль купальского фольклора. Анализ сценариев с этнографической точки зрения показывает, что обрядовые действия праздника утратили свою магическую направленность и связаны с развитием эстетических компонентов (песни, хороводы, забавы, карнавальные уборы, огненные действа). Вместе с сохранением общенациональных фрагментов (зажжение огня в разновариантных конструкциях костра, хороводы вокруг него, купальские забавы, встреча восхода солнца), в празднике наблюдается тенденция поддержки и развития региональных традиций. В восточной Беларуси (Витебская область) девчата наряжаются в «куст» и в этом убранстве обходят дома поселения, исполняя величальные песни, приглашая всех на праздник, поздравляя людей, которые родились в этот день. В районах Минщины всех впечатляет карнавали-зированное шествие с зажженными факелами. В Ивановском райне Брестской области сохранены черты театрализованной купальской обрядности - эпизод с ряженой ведьмой, которая пробует украсть купальский огонь. В Ганцевичском и Малоритском районах - обряд сожжения или потопления купальской куклы Мары - богини холода и смерти. В Гродненской области - обычай обливания водой как магический ритуал сохранения дождя на следующий год. Купала превратился в один из самых любимых об-

рядовых праздников белорусов, он отличается массовостью участия, развивает коллективное народное творчество.

В конце ХХ - начале XXI вв. новым проявлением обрядотворчества на территории Беларуси стало возрождение кирмаша -традиционной ежегодной ярмарки, которая сопровождала народные праздники календарного цикла. Вновь проведенный в 1981 г. в городе Столине на народной основе, кирмаш в разных районах начали отмечать как праздник завершения осенних сельхозработ. Составными компонентами праздника являются: торжественное открытие, чествование тружеников села, праздничный торг сельхозпродукцией и промышленными товарами, выставка-продажа изделий народных промыслов, традиционные кирмашовые забавы, фестиваль фольклора и спортивные соревнования, конкурс народной музыки и исполнителей частушек, народные аттракционы, игры и забавы, ритуал завершения ярмарочных действий. Имея традиционную структурную основу, праздник в каждом районе предлагает теперь возможность для импровизации, чему содействовало возрождение многочисленных исконно белорусских ярмарочных забав. Так, получили популярность в Сто-лине: торговая лотерея, где в качестве призов выдают бычков, поросят, куриц, сельхозпродукцию; в Житковичах, Вороново, Браславе, Турове и Пинске - разновариантные торговые рыбалки, где рыбу ловят руками в чанах или на водной глади; в Скиде-ле - птичий аукцион; в Миорах - миорский паук; в Ивенце и Ракове - «ивенецкие горшки»; в северной Беларуси - «воронов-ский чугун»; в Воложине - торговый аттракцион «Не ляпнись в лужу» и др. Современный белорусский кирмаш во многих районах носит интернациональный характер: в нем принимают участие торговые и творческие организации соседних стран. Так, в Столине в кирмашовых действиях принимали участие организации из Дубро-венского района Украины, в Гомельском,

41

Калинковичском и Ветковском районах -гости из России. В Гродно много лет подряд на празднике устраивали специализированные национальные торги для разных этнических групп населения - белорусский кирмаш, польский рынок, русскую и литовскую ярмарки. На эти праздничные торги привозят промышленные и сельскохозяйственные товары из Польши, Литвы, Беларуси, России, торгуют в соответствующих национальных зонах, где организуют выступления национальных творческих и спортивных коллективов, проводят национальные игры и танцевальноразвлекательные программы. В условиях города с его полиэтническим составом населения такая форма имеет перспективу дальнейшего развития, особенно в местностях, где живут компактно расселенные группы русских, украинцев, поляков, литовцев, евреев, татар и др. Такие кирмаши позволяют представителям национальных меншинств Беларуси присоединиться к своей национальной культуре, поговорить на родном языке, послушать родную музыку, песни, потанцевать, одним словом, не ощущать себя чужаками в Республике Беларусь.

Кирмаш стал основой современных праздников народных ремесел, которые в древности функционировали как специализированные торги. Таким образом, белорусский кирмаш, возрожденный на национальной основе, является многофункциональным праздником, предоставляющим человеку возможность удовлетворить разнообразные материальные и духовные потребности.

В последние десятилетия в нашей державе большое внимание уделяют возрождению традиционной праздничной культуры белорусского города. В древности Беларусь называли страной замков. Сегодня часть архитектурных комплексов реконструируется (в Полоцке, Мире, Лиде, Несвиже, Каменце и других городах), что стало одной из причин восстановления на документальной основе

42

праздников средневековой культуры. На этих праздниках, которые отражают определенные события в жизни белорусского города прошлых веков, участники попадают в атмосферу средневековой ярмарки, где они могут посмотреть выставку огневого и холодного оружия, способы изготовления гончарных, текстильных, металлических и других изделий, попробовать блюда средневековой кухни, купить товары ремесленных цехов, послушать музыку лютни, гуслей, лиры и волынки, потанцевать средневековые танцы, насладиться зрелищем и самому поучаствовать в рыцарском турнире, а также увидеть средневековый фейерверк. Так, например, в г. Заславле в 2002-2003 гг. была заложена традиция фестиваля средневековой культуры «Заславльский набат», в ходе которого было воплощено следующее: выставка, посвященная роду заславльских магнатов Глебовичей; парад и презентация рыцарских клубов; концерт средневековой музыки; «город мастеров»; выступление батлейки; рыцарский турнир тяжеловооруженных латников; конные бои рыцарей; рыцарские бугурты - групповые бои рыцарей; показательные выступления минского конного клуба «Продиус»; концерт белорусских исполнителей на волынке, реконструкция сражения и осады заславль-ского замка в 1434 г. При реконструкции осады Заславля использовались натуральные декорации остатков фортификационных построений заславльского замка XVI - XVII столетий и кальвинистского собора XVI -XVII вв. Праздник стал средством научной и творческой самореализации, пробуждения исторической и культурной памяти белорусов. Подобные художественноисторические праздники устраивают у стен средневековых замков таких городов, как Лида, Мир, Новогрудок, Каменец. Эти праздники раскрывают культ рыцаря-мужчины, существовавший у белорусов, знакомят с рыцарским братством, пробуждают в присутствующих интерес к культурному наследию прошлого, воспитывают любовь к род-

ной земле, краю.

В современной Беларуси возрождаются и христианские художественные традиции -как католические, так и православные. Студенты специализации «Режиссура театрализованных христианских действий» на кафедре режиссуры обрядов и праздников Белорусского государственного университета культуры и искусств создали духовный театр «Ангел», участники которого совместно с христианскими конфессиями Минска проводят праздники христианского календаря, фестивали духовной музыки, мистерии, христианские обряды колядования и Великадня, благотворительные акции для ветеранов войны и труда, детей-сирот и детей с ограниченными физическими возможностями. Студенты реализуют знания и навыки, полученные в воскресных школах христианских храмов, во многих городах.

Большой популярностью пользуется Международный фестиваль православных песнопений, организованный Белорусским Экзархатом, Уполномоченным по делам религий и национальностей, министерствами образования и информации РБ. Фестиваль проводят в целях просветительства, популяризации духовного наследия и современного творчества в области православной культуры и усиления международных культурных связей на основе фундаментальных духовных ценностей. Программа фестиваля предусматривает проведение в разных городах концертных выступлений коллективов художественного творчества, вечеров духовной поэзии и авторской песни, выставок художественного творчества, конкурсов хоровых и инструментальных профессиональных и любительских коллективов, церковных и приходских хоров из разных регионов Беларуси и зарубежных стран.

Республиканский фестиваль национальных культур - новый народный праздник. Он является ярким доказательством того, что для представителей разных наций и народностей Беларусь стала общим домом. Этот фестиваль - новое формообразование в

праздничной культуре нашей державы, фестиваль дружбы, где каждый из его участников своим творчеством не только сохраняет и развивает национальные традиции, но и обогащает духовную культуру Беларуси.

Первый на постсоветском пространстве праздник национальных культур, родившись в 1996 г. в белорусском г. Гродно, вот уже седьмой раз приходит на землю Беларуси, с каждым годом обретая новых друзей. И если в первом фестивале приняли участие представители 7 республиканских национальных объединений, то в нынешнем - уже 30.

Праздник национальных культур можно считать своеобразным результатом совместной жизни представителей разных национальностей на территории нашей Республики.

Отличительной особенностью фестиваля являетя проведение региональных праздников национальных культур, на которых деятели культуры каждой из областей Беларуси раскрывают современное состояние сохранения и развития народных традиций в национальных объединениях.

Каждый раз фестиваль организуют и проводят на протяжении двух лет сначала в районах, затем в областях республики и, наконец, следуют заключительные мероприятия в столице праздника г. Гродно. Действенная структура праздника каждый раз обновляется. Например, в 2008 г. на заключительном этапе седьмого республиканского фестиваля национальных культур в г. Гродно организаторами предложено 43 праздничных мероприятия, из которых 17 будут воплощены впервые. Изюминкой фестиваля станут свадьбы народов Беларуси. Впервые в течение одного дня участники праздника смогут увидеть структуру и национальные особенности главного семейно-бытового обряда -рождения семьи, который представит каждая из национальных диаспор.

Центральная и наиболее привлекательная часть фестиваля - подворья народов Беларуси, где каждое из национальных объединений показывает историю своего

43

рождения и развития, свои достижения в различных областях материальной и ду-ховнй жизни.

В программе каждого подворья ряд мероприятий:

1. Фотовыставка «Страницы истории...»;

2. Выставка печатной продукции членов национального объединения;

3. Выставка изделий народных ремесел и декоративно-прикладного искусства;

4. Выставка-дегустация блюд национальной кухни;

5. Музыкально-поэтическая программа «Беларусь - наш общий дом»;

6. Фольклорная программа;

7. Свадебный обряд;

8. Праздник поэзии;

9. Программа национального юмора;

10. Эстрадный концерт;

11. Национальные игры и забавы;

12. Радиоконцерт из произведений, созданных на исторической родине;

13. Мультимедиапрограмма «Наши фестивали»;

14. Выступление артиста с исторической родины.

Каждое национальное культурнопросветительское общественное объединение ежегодно вносит свою лепту в организацию и проведение этого уникального явления нашей духовной жизни, формирует новые условия для сохранения и развития своей национальной культуры, помогает делать наши праздники ярче, интереснее и содержательнее, укрепляет мир и согласие на белорусской земле. Важным фактором становится и то, что представителями разных национальностей органично усваиваются белорусские традиции. Праздник национальных культур -это модель отношений представителей разных национальностей в нашей стране, что является результатом не одного столетия взаимного уважения и понимания.

Сегодня время борьбы за человеческие души. Если мы вырастим самоуспокоенных людей, которые не будут знать своих корней, то прервется связь поколений, что будет преступлением перед будущим. Важно с молодых лет прикоснуться к духовному наследию наших отцов и дедов, с материнским молоком впитать любовь к Родине.

44

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.