Научная статья на тему 'Использование элементов древнеславянских обычаев и традиций в организации анимационного обслуживания в этнографическом туризме на территории Алтайского края'

Использование элементов древнеславянских обычаев и традиций в организации анимационного обслуживания в этнографическом туризме на территории Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
476
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / АНИМАЦИОННАЯ ПРОГРАММА / АНИМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ДРЕВНЕСЛАВЯНСКАЯ КУЛЬТУРА / СЛАВЯНСКИЕ ОБЫЧАИ И ПРАЗДНИКИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Кольмайер Е. В.

В данной статье рассматривается этнографический туризм как одно из основных направлений раз-вития внутреннего туристского рынка, а также специфика и перспективы использования туристскими предприятиями Алтайского края анимационных программ по древнеславянской тематике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование элементов древнеславянских обычаев и традиций в организации анимационного обслуживания в этнографическом туризме на территории Алтайского края»

и исторические реалии на стыке языков и культур» (автор - О. М. Казакова). В программе спецкурса -изучение основ архитектуры и лексики по теме «Город» на английском языке, а также отработка умения объяснять особенности российских реалий для иностранцев. Итоговой работой слушателей становится проведение виртуальной тематической экскурсии по городам или районам Алтайского края и других регионов России. Таким образом, за годы проведения спецкурса удалось посетить экскурсии по всем достопримечательностям Барнаула и даже в «барнаульском метро» (по материалам известного сайта, который порой вводит в заблуждение гостей города), в Новоалтайске, Белокурихе, Новокузнецке, Бий-ске и многих других городах. Запомнилась экскурсия Анатолия Клюшова (ныне выпускника) под названием «Барнаул, которого мы уже не увидим», поведавшая о зданиях Барнаула, навсегда утраченных в пожарах и революциях.

Английский язык - современный lingua franca, язык межнационального общения - абсолютно необходим современному гиду для развития туристической привлекательности региона во всех направлениях. Китайский язык становится все более востребованным по мере роста турпотока из Китая в Россию. Специалисты вузов по иностранным языкам, представители туристического бизнеса и власти должны объединиться, скоординировать усилия по подготовке высококлассных гидов-переводчиков для развития привлекательности Алтая для международного туризма.

Список литературы

1. Беришвили, Н. Запрет на гидов-иностранцев ударит по турбизнесу / Н. Беришвили // Известия. -2016. - 24 нояб.

2. Программа комфортного пребывания китайских туристов в России "China Friendly" [Электронный ресурс] / Мир без гранц : тур. ассоциация. - Москва, 2017. - Режим доступа: http://www.chinafriendly.ru.

3. Число «безвизовых» китайских туристов в России выросло на 41 % в 2016 году [Электронный ресурс] / Интерфакс. Туризм :междунар. инф. группа. - Электрон. дан. - Москва, 1991-2017. - Режим доступа: http://tourism.interfax.ru/ru/news/articles/39236 (дата обращения: 12.03.2017 г.).

4. Узбекова, А. Как по шелковому пути: Россия и Китай облегчают визовый режим [Электронный ресурс] / А. Узбекова // Российская газета. - 2017. - 18 апр. - Режим доступа: https://rg.ru/2017/04/17/rf-i-knr-oblegchat-vizovyj-rezhim-dlia-grupp-organizovannyh-turistov.html.

5. Методические рекомендации по подготовке (переподготовке), повышению квалификации инструкторов-проводников, гидов-переводчиков, экскурсоводов [Электронный ресурс] / Министерство культуры РФ. Фед. агентство по туризму. - Режим доступа: http://kultura. mouhta. ru/turizm/normativnye-dokumenty.

УДК 338.482.22(571.150)

Е. В. Кольмайер Алтайский государственный институт культуры,

Барнаул, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДРЕВНЕСЛАВЯНСКИХ ОБЫЧАЕВ И ТРАДИЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ АНИМАЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В ЭТНОГРАФИЧЕСКОМ ТУРИЗМЕ НА ТЕРРИТОРИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ

В данной статье рассматривается этнографический туризм как одно из основных направлений развития внутреннего туристского рынка, а также специфика и перспективы использования туристскими предприятиями Алтайского края анимационных программ по древнеславянской тематике.

Ключевые слова: этнографический туризм, анимационная программа, анимационные технологии, культурный потенциал, древнеславянская культура, славянские обычаи и праздники.

E. V. Kohlmaier Altai State Institute of Culture, Barnaul, Russia

USE OF ELEMENTS OF ANCIENT SLAVIC CUSTOMS AND TRADITIONS IN THE ORGANIZATION OF ANIMATION SERVICES IN ETHNOGRAPHIC TOURISM

IN THE ALTAI TERRITORY

In this article ethnographic tourism is considered as one of the main directions of the development of the internal tourist market, as well as the specificity and prospects for the use by tourism enterprises of the Altai Territory of animation programs on the ancient Slavic theme.

Keywords: ethnographic tourism, animation program, animation technologies, cultural potential, ancient Slavic culture, Slavic customs and holidays.

Современная туристская индустрия характеризуется чрезвычайно стремительным ростом развития, появляются и приобретают популярность новые направления, меняются туристские предпочтения, туристский продукт становится все более разнообразным, учитывающим многие стороны потребительского интереса.

Культурный потенциал все чаще признается важнейшим средством привлечения туристов в страны и регионы, и именно поэтому популярными для многих стран, в том числе и для России, в настоящее время являются такие направления культурно-познавательного туризма, как этнографический и событийный. Именно эти виды туризма способствуют сохранению культурного наследия и являются фактором устойчивого развития территорий проживания различных народностей, а также способны удовлетворить целый ряд духовных потребностей человека, реализовать возможность ближе познакомиться со своей национальной культурой и погрузиться в ее традиции [1].

Россия располагает огромным потенциалом для развития этнографического туризма, для этого у нее есть все необходимое - огромная территория, богатое историческое и культурное наследие, большое этническое разнообразие. Культурная идентичность находит отражение во внешности, вере, языках, менталитете и традициях жителей России, представляет интерес для других народов, тем самым стимулирует развитие этнографического туризма в стране. Почти в каждом регионе России, на сегодняшний день, получают развитие проекты в области этнографического туризма.

По определению В. И. Зорина и В. А. Квартального, этнографический туризм представляет собой вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории [2]. Другими словами, этнографический туризм выступает формой историко-литературного наследия региона, которая основана на интересе потенциального потребителя к подлинной жизни народа, к народным традициями, обрядам, культуре и творчеству. Именно специфичность этнокультуры и определяет ее привлекательность для иностранных туристов, являющихся представителями других культур. Наиболее четко и ярко этнокультура проявляется в этнических традициях, символике, различных формах материальной культуры, фольклоре. Объекты этнографического туризма обычно содержат информацию об этнических проявлениях традиционно-бытовой культуры. Отличительной чертой данного вида туризма является то, что он может быть интересен практически для любой категории туристов - как для жителей региона, так и для иностранцев, как для молодых людей, интересующихся историей, традициями и бытом своих предков, так и для возрастной категории людей, имеющих различную мотивацию к путешествиям. Однако это туристское направление не достаточно популярно в России и не распространено среди широкого круга потребителей [3].

Этнографический туризм существует во многих странах. Этнотуры включают в себя посещение существующих поселений, сохранивших особенности традиционной культуры и быта определенных народов, такие поселения могут быть реально существующими или демонстрационными показательными, как постоянными, так и временными (например, стоянки кочевников-скотоводов или бродячих охотников и собирателей).

Также данный вид туризма предполагает знакомство с музеями народного быта. В этом плане особое значение приобретают этнографические музеи, в том числе и музеи под открытым небом, которые включают в себя традиционные архитектурные строения, предметы быта, образцы декоративно-прикладного искусства. На базе таких музеев туристы могут познакомиться с различными обрядами и народными традициями.

Этнографические музеи под открытым небом существуют в настоящее время в разных странах, в том числе и в России. Кроме того, «этнический аспект» в российском туризме - тема далеко не новая. Элементы такой рекреации в РФ присутствуют во многих видах туризма - от культурно-познавательного до экстремального. Результаты проведенного Ростуризмом опроса в 2015 г. свидетельствуют о повышенном интересе среди туристов на туруслуги с этнографической составляющей, в подобные туры хотели бы отправиться 88 % респондентов.

Огромное значение в развитии традиционной культуры и пропаганде этнографического наследия России играет организация туристских программ с использованием анимационных технологий, основной целью которых является объединение восстановленных этнических, национальных традиций и унаследованного исторического потенциала, которым располагает сфера туризма [4].

Современные практики турбизнеса в большей степени склоняются к мнению о том, что широкое применение и использование анимационных технологий способствует успешному развитию туризма. Сегодня анимационные технологии внедряются практически во все виды организации туристского обслуживания для наиболее полного удовлетворения потребностей туристов, этот процесс вызван современными изменениями в требованиях туристов к предоставляемым туристским услугам, а также повышением конкуренции между туристскими предприятиями, регионами и даже странами, предлагающими

сходные виды отдыха и одинаково высокий уровень обслуживания. Любая анимационная программа предполагает не только пассивное созерцание происходящего, но и обязательное вовлечение гостей в действие. Поэтому очень важен выбор способов, с помощью которых можно будет активизировать туристов. В настоящее время многие предприятия и организации сферы туризма создают уникальные и интересные анимационные программы.

На данный момент на туристских рынках российских регионов, в том числе и на туристском рынке Алтайского края, начинают активно развиваться анимационные программы этнографического направления. Целями и задачами их организации являются формирование благоприятного имиджа Алтайского края, а также увеличение объема въездного турпотока в регион, особенно в низкий сезон, на основе использования событийных факторов. Распространенной формой этнографической анимации являются народные праздники, а также праздничные события на основе народных традиций и обрядов. Например, ярмарки традиционных промыслов и ремесел, фольклорные и этнографические фестивали и пр. Туристские этнографические анимационные программы способствуют освещению культурно-исторического развития местности на примерах достопримечательных объектов и воссозданных событий, связанных с ними.

Наиболее оптимальным вариантом для организации этнографических анимационных программ для туристов является использование в них элементов народных праздников и обрядов. В Алтайском крае для этих целей существует масса возможностей, ведь по данным всероссийской переписи населения в 2010 г. наш регион населяют более 142 национальностей и народностей, из которых большинство составляют русские [5].

Древнерусская (древнеславянская культура) основывается на языческих мировоззрениях, но сохранившиеся ее элементы традиций и обычаев тесно переплетены, в связи с тем, что после принятия христианства на Руси многие элементы языческих праздников, традиций и обрядов трансформировались и перешли в христианские.

Славянство - это поклонение святому духу природы, частью которой является сам человек. Это почитание Рода, предков, и созидание семейной родовой жизни, по древним славянским обычаям.

Календарные праздники славян были связаны с аграрным циклом, а значит, и с солярным культом (культ, связанный с почитанием одного из главных светил - Солнца). Наиболее ярко двоеверие отразилось в крестьянском земледельческом календаре, где почитание христианских святых тесно переплелось с языческими поверьями и обрядами. Традиционные славянские праздники содержат в себе глубокое сакральное значение, обряды, которые совершали когда-то в старину наши предки, призваны обеспечить мирное сосуществование с окружающей природой.

Каждый славянский праздник - это отдельное обрядовое действие, приуроченное к почитанию какого-либо конкретного Божества славянского пантеона или событиям, происходящим в природе в разное время. Как правило, славянские праздники сопровождались весёлыми и широкими народными гуляниями, песнями, хороводами и разнообразными гаданиями, молодёжными посиделками и смотринами невест. Но были и такие дни, где веселье было неприемлемо - это дни почитания усопших родных и близких людей, а также праздники, где почитались злые духи и божества. На некоторых празднествах обязательными атрибутами были маски и личины (шкуры диких зверей), в которые облачались славяне, чтобы нечисть не узнала.

У славян довольно обширный календарь праздников, среди которых наиболее известны Масленица, Коляда, Купала, Троица и др. Приводить здесь весь календарь праздников было бы не уместным, каждый праздник заслуживает отдельной статьи, но все же перечислим особо значимые и крупные общеславянские календарные праздники:

- Коляда (Зимний солнцеворот) - зимний праздник солнца, отмечающий поворот солнца с зимы на лето, отмечался славянами 21 декабря, в день зимнего солнцестояния - самый короткий день года, неотъемлемыми атрибутами праздника являлись подарки и переодевания (ряжение, обычай «водить козу», «колядовать»).

- Святки - период с 21 декабря по 5 января, когда проходили данные зимние славянские языческие праздники, являлся самым оптимальным для мистических ритуалов, поэтому именно на Святки совершалось огромное количество разнообразных гаданий. Имелись специальные заговоры на красоту, на деньги, помогающие узнать красавицам долгожданного суженого.

- Масленица - праздновали ее в конце февраля - начале марта, это праздник прощания с зимой и встречи весны. Проводы зимы в народе устраивались на Масленицу, время проведения которой сейчас строго зависит от Пасхи (за 50 дней до Пасхи). Это является еще одним свидетельством того, как славянские обряды плавно преобразились в христианские праздники. В астрономическом понятии Масленица припадает на последнюю неделю зимы, и ее дата полностью связана с движением светила. Обычно люди мастерили большое чучело, наряженное в женские одежды, символизирующее этот забавный персонаж. Неделя проходила в играх, катаниях на санках, театральных представлениях, кулачных боях, хождениях в гости. Основным атрибутом праздника являются вкусные блины, напоминающие формой

солнце. Чучело Масленицы ожидала печальная судьба, его торжественно сжигали, призывая песнями приход весны.

- Пасха - данный праздник считается христианским, но на Руси включал в себя многие черты древнего праздника наступившей весны, пасхальные яйца были символом возрождения жизни, поэтому часть яиц скармливали скоту, чтобы он хорошо плодился; также на Пасху обязательно качались на качелях - чем выше качели взлетали, тем выше должны были вырасти колосья и травы; этот день славяне еще водили хороводы, распевая песни о любви.

- Красная горка (21 марта) - этот славянский праздник на Руси наступал на весеннее равноденствие и символизировал встречу теплой весны, в качестве Красной горки в каждой деревни избиралась удобная возвышенность, куда согласно верованиям предков должны слетаться души умерших. Славяне считали, что они являются в виде птиц и поэтому рассыпали здесь корм для пернатых, на горе устанавливали столы с яствами и устраивали застолья, чтобы предки могли вместе с ними в этот праздник пировать.

- Русальная неделя (14-20 июня) - данный период также отлично подходил для гаданий, как и зимние Святки, считалось, что небо в этот день открыто, а значит можно получить все ответы от Сил Природы на животрепещущие вопросы, но купаться в магические дни, посвященные богиням водоемов, не рекомендовалось. Так называемые Зеленые Святки длились неделю и заканчивались летним солнцестоянием.

- Купала - праздник летнего солнцестояния (летнего солнцеворота), самый длинный день в году. С праздником Купала связано огромное количество преданий и поверий, в праздничную ночь гадают, ищут легендарные цветы папоротника, сжигают чучело Марены, что символизирует победу над смертью, девушки на выданье традиционно запускают венки на воду, пытаясь узнать судьбу.

- Бабье лето (14-20 сентября) - в некоторых деревнях на бабье лето устраивались шуточные похороны мух в гробах из тыкв или изгнание из избы тараканов, по завершении страды женщины могли свободно делать более легкую сельскохозяйственную работу в виде мочения, трепки пеньки, просушки льна, тканья полотна. Молодые ребята приходили помогать в этой работе сельским красавицам. Женщины, задумывавшиеся о будущей невестке, устраивали домашние застолья для молодежи, где парень мог присмотреть себе суженую.

- Таусень (21 сентября) - осенний праздник равноденствия, связанный со сбором урожая, окончание всех крестьянских сезонных работ. Праздник урожая следовало испечь пирогов, чтобы следующий год также был удачным. В избе обязательно обновляли огонь, вначале погасив очаг, а затем, торжественно разжигая новое пламя, люди этим славянским праздником прощались с теплым летом. Традиционно на природе зажигались огромные костры и вокруг них водились большие хороводы.

- День Рождества Богородицы (21 декабря) был окончанием всех полевых работ, хлебосольным праздником урожая. В языческие времена торжество было посвящено Роду и Роженицам[6].

Существует еще очень много практически забытых, но весьма интересных, древнеславянских обычаев, которые весьма успешно можно использовать при организации анимационных программ в туристической сфере.

На данный момент процесс возрождения традиций и обычаев народов Алтая набирает обороты, проводятся различные фестивали и праздники, главной целью которых является знакомство людей с культурой их предков.

В крае уже действует 11 экспериментальных центров традиционной народной культуры, 6 из которых - центры русской культуры, находящиеся в Солонешенском, Троицком, Третьяковском, Заринском, Волчихинском и Кулундинском районах [7].

Созданные экспериментальные центры на базе муниципальных учреждений культуры входят в туристические маршруты «Большое Золотое кольцо Алтая», «Малое Золотое кольцо Алтая», «Казачья подкова Алтая».

В этом направлении также интересен опыт создания художественно-этнического парка «Легенда», который был открыт в 2014 г. в с. Полеводка Бийского района. На территории этого комплекса регулярно проводятся тематические народные праздники, а летом 2016 г. был установлен «Пантеон славянских богов» из восьми огромных скульптур из дерева.

Кроме того, на территории Алтайского края ежегодно проводятся различные фольклорные фестивали, среди них можно выделить фестивали, посвященные славянской культуре, такие как «Троицкие гуляния» в Солонешенском районе, «Купальские забавы» в Романовском районе, «Сибирская Масленица» в Смоленском районе на территории «Сибирского подворья», «Медово-яблочный спас» в с. Макарь-евка Алтайского района.

В г. Барнауле при поддержке автономного негосударственного объединения «Центр славянской культуры» на территории Парк-Отеля «Чайка» регулярно начали проводиться тематические мероприятия, такие как «День славянской культуры», «Осенины» - праздник урожая и осеннего равноденствия, «Праздник весеннего равноденствия», «Ярило» и др.

Таким образом, в настоящее время идет процесс активного возрождения народных обычаев, традиций и праздников, в том числе и основанных на славянской культуре. Как правило, они становятся основным мероприятием при организации этнографического туризма. В меньшей степени элементы древнеславянской культуры на сегодняшний день применяются в процессе анимационного обслуживания на туристических комплексах Алтайского края. На наш взгляд, разнообразить отдых туриста, сделать его ярким и насыщенным, и в то же время познавательным, может сделать анимационные программы, основанные на традициях древнеславянской культуры. Кроме того, перспективным может стать организация досуга отдыхающих, связанная с возрождением древнеславянской культуры, в сельских гостевых домах, в связи с тем что в нашем преимущественно аграрном регионе в последние годы большое внимание уделяется развитию сельского туризма. Подобные программы имеют возможность сделать алтайский турпродукт более конкурентоспособным и способствовать увеличению турпотока в Алтайский край.

Список литературы

1. Бутузов, А. Г. Этнокультурный туризм в России: состояние проблемы и перспективы развития (региональный аспект) // Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования : тр. IV Междунар. науч.-практ. конф. географического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (Москва, 28-29 апр. 2009 г.). - Москва : Диалог культур, 2009. - С. 193-194.

2. Зорин, И. В. Туристский терминологический словарь / И. В. Зорин, В. А. Квартальнов. - Москва : Сов. спорт, 2010. - 664 с.

3. Этнология (Этнография) : учеб. для бакалавров / под ред. В. А. Козьмина, В. С. Бузина. - Москва : Юрайт, 2014. -580 с.

4. Осипов, Г. Россия хочет развивать этнический туризм / Г. Осипов // Турбизнес. - № 8. - Июнь 2011. -С. 16.

5. Чумаков, К. Этно-экологический туризм в сохранении природного и культурного наследия / К. Чумаков // Новая жизнь. - 2006. - № 5. - С. 15-16.

6. Яркина, М. Ю. Роль этнографического туризма в туристской индустрии регионов России: зарубежный опыт развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://edu.secna.rU/media/f/service_tourism_sod2015.pdf.

7. Этнографический туризм в Алтайском крае [Электронный ресурс] / Визиталтай. рф : международ. тур. портал. - Барнаул, [б. и.]. - Режим доступа: http://www.visitaltai.info/what_do/articles/tourism_types/3761/.

УДК 81'373.21(571.150)

В. А. Кулятин санаторий «Родник Алтая», Белокуриха, Россия

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТОПОНИМА «БЕЛОКУРИХА»

В статье характеризуется город-курорт Белокуриха - известная здравница, куда приезжают гости со всех уголков России. Здесь проводятся съезды, форумы, конференции, в том числе и на международном уровне. Белокуриха включена в международный туристический маршрут «Великий Шелковый путь». Происхождение названия «Белокуриха» - одна из примечательных страниц истории, повествующих о культурно-историческом наследии первых русских поселенцев в предгорьях Алтая.

Ключевые слова: этимология, топооснова, топоформант, первопроходцы, структура, гидроним, архивная карта, версия.

V. A. Kulyatin Sanatorium «Rodnik Altai», Belokurikha, Russia

THE CULTURAL AND HISTORICAL ASPECTS OF THE TOPONYM «BELOKURIKHA»

The article characterizes the resort town of Belokurikha - a well-known health resort, where visitors from all corners of Russia come. Here congresses, forums, conferences are held, including the international level. Belokurikha is included in the international tourist route «The Great Silk Road». The origin of the name «Belokurikha» is one of the remarkable pages of history that tells about the cultural and historical heritage of the first Russian settlers of the foothills of the Altai.

Keywords: etymology, topographic basis, topoform, pioneers, structure, hydronym, archive map, version.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.