Научная статья на тему 'История формирования русской праздничной культуры'

История формирования русской праздничной культуры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1567
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАЗДНИК / ПРАЗДНИЧНАЯ КУЛЬТУРА / РУССКАЯ КУЛЬТУРА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / РОЖДЕСТВО / НОВЫЙ ГОД

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Козина Татьяна Николаевна, Ларюшкина Наталья Васильевна

Исследованием русской праздничной культуры занимались многие историки, этнографы, публицисты, писатели, культурологи. Проблема эта актуальна, так как дает более полное представление о материальной и духовной культуре народа. Основная цель авторов публикации рассмотреть трансформации праздничной культуры, связанные с теми или иными социальными переменами в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История формирования русской праздничной культуры»

УДК 130.2

Т. Н. Козина, Н. В. Ларюшкина

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ ПРАЗДНИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. Исследованием русской праздничной культуры занимались многие историки, этнографы, публицисты, писатели, культурологи. Проблема эта актуальна, так как дает более полное представление о материальной и духовной культуре народа. Основная цель авторов публикации - рассмотреть трансформации праздничной культуры, связанные с теми или иными социальными переменами в России.

Ключевые слова: праздник, праздничная культура, русская культура, трансформация, Рождество, Новый год.

Русская праздничная культура имеет свою давнюю историю. На это указывает этимология слова. Автор «Краткого этимологического словаря русского языка» Н. М. Шанский отмечает, что оно заимствовано из старославянского языка и образовано с помощью суффикса -икъ от слова праздьнъ, что означает «не занятый делами, свободный от работы» [1, с. 360].

Праздник разделяет жизнь человека на будни и не будни, давая возможность каждому человеку осуществлять активное взаимодействие с миром и способствуя приумножению накопленных обществом духовных ценностей.

Для каждой исторической эпохи характерен свой праздничный круг. В истории русской праздничной культуры можно выделить такие:

- языческий;

- православный (христианский);

- советский;

- современный.

Жизнь простых людей в языческие времена целиком зависела от природных условий. Славяне считали явления природы одушевленными и обожествляли их. В этот период жизни человека бытовали праздники, имеющие исключительно прикладной характер: аграрно-бытовые (моление о дожде) и семейно-родовые (моление об отведении болезни).

Главными формами праздничной культуры в языческие времена являлись обряд, ритуал, обычай. Праздничная культура той эпохи была описана в трудах известных русских этнографов, историков и писателей: Н. И. Костомарова, С. В. Максимова, И. М. Снегирева, А. В. Терещенко и др. Исследование работ этнографов позволяет выделить основные черты праздника - создание атмосферы свободного общения и коллективного переживания идеальных устремлений, которые на время как бы становятся реальностью.

С самого начала своего появления праздник выполнял культурообразующую функцию. Организуя социум, он органично объединял художественные (песни, пляски, хороводы, народный театр, веселые выступления ряженых) и нехудожественные (застолье, общение, чествование, состязания) практики. В отличие от будничного времяпрепровождения праздничное торжество способствовало созданию условий для проявления творческих способностей каждого человека.

Оказывая влияние на русскую праздничную культуру, православная религия восточных славян способствовала ее постепенному преображению. Если в язычестве предпочиталось материальное, природное, и «плоть» торжествовала над «духом», то принятие христианства способствовало выдвижению на первое место в русской праздничной культуре духовного начала. Человек уже старается отводить больше свободного времени на активизацию своей духовности, а не на физическое или умственное расслабление [2, с. 249].

Сохранились лишь отдельные языческие обряды и обычаи в православной праздничной культуре, но и они сумели вплестись в церковные праздники. Например, в народном сознании прочно закрепилась традиция праздновать масленицу. Своеобразной подготовкой к Великому посту стали встречи с родными и друзьями за праздничным столом с обязательным угощением - блинами - языческим символом солнца. Веселые гуляния, катание с гор на санях продолжаются целую масленичную неделю. В последний день масленицы происходит сжигание чучела зимы, что тоже является языческой традицией. Но в православном праздничном круге день масленицы является Прощеным воскресением. В этот день христианин должен со всеми примириться, попросив прощения у тех, кого обидел, и на следующий день с чистым сердцем вступить в Великий пост. Многовековая практика пересечения языческой и православной культур также достигает своего апогея на Рождество, Троицу и Иванов день.

Становление российской государственности вызвало обновление новой праздничной культуры. Процесс подготовки к празднику был впервые регламентирован Петром I. По приказу монарха с 1801 г. летоисчисление стали вести от Рождества Христова, отменив прежнее - от дня сотворения мира. Им были установлены выходные дни, новые праздничные ритуалы (парады, фейерверки, торжественные въезды). В приказном порядке были введены атрибуты празднования Нового года - в частности, украшение улиц и придомовых территорий именитых людей еловыми, сосновыми, можжевеловыми ветвями и деревьями. Исследователь Л. В. Никифорова видит в установлении Петром I праздничных новшеств некое прозрение, «призыв к покровительству свыше - своего рода диалог с Провидением, возможный благодаря сакральному статусу монарха и ведущийся лично им» [3, с. 639].

Утверждение Российского государства способствовало появлению праздников, вошедших в быт разных социальных слоев. Можно выделить следующие группы праздников: государственные (коронация, именины царя, дни великих побед), дворянские (маскарады, балы), купеческие и ремесленные (ярмарки). Но при этом следует отметить, что обновление праздничной культуры проходит в рамках православного праздничного круга, без его трансформации.

Замещение православного праздничного круга советским происходит в 20-30-е гг. XX в. Созданию советского праздничного календаря способствует в первую очередь введение с 14 февраля 1918 г. Григорианского календаря. Православные праздники закреплены во времени по Юлианскому календарю. Любое их смещение, подводит итог Е. Погосян, «приведет к осквернению времен» [4, с. 10]. Таким образом, в советской праздничной культуре были отменены православные праздники.

Реформирование временной составляющей смещает события Рождества на день празднования Нового года. В череде советских праздников Новый год становится «волшебным»: только в это время могло совершиться чудо. Как отмечают исследователи С. Б. Ананьева и Е. В. Душечкина, с 1937 г. вводится новогодний ритуал, освобожденный от христианских символов. Единственным напоминанием о существовании христианской культуры за много десятилетий бытования СССР является художественный фильм режиссера Александра Роу «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Советским правительством была проведена большая работа по внедрению в жизнь людей нового праздничного календаря. Кроме изменения счета времени был разработан четкий регламент проведения совершенно новых праздников. Эти дни были объявлены нерабочими, а введение такого праздничного ритуала, как демонстрация, требовало всеобщего принудительного участия. К 40-м гг. XX в. вошедшие в русскую праздничную культуру новые праздники - 1 мая, 7 ноября - уже становятся неотъемлемой частью жизни каждого советского человека. После Великой Отечественной войны в календарь входит еще два новых праздника - День Победы и 8 марта.

К концу 70-х гг. ХХ в. праздников становится достаточно много. Можно выделить такие группы: государственные - праздники знаменательных дат (7 ноября, 23 февраля, 8 марта, 12 апреля, 1 мая, 9 мая); региональные (дни города, района, села и т.п.); военно-спортивные (смотры, парады, дни воинской славы, дни памяти); трудовые (подведение итогов социалистического соревнования, дни профессий); зрелищно-досуговые (фестивали, смотры, концерты, олимпиады).

На основании социологических опросов 1980-х гг. И. М. Клямкин приходит к выводу, что «для большинства советских людей личные ценности были гораздо более важны, чем коллективистские, насаждаемые политикой государства» [5, с. 29].

В 1990-е гг. в связи с социальными изменениями, произошедшими в стране, праздничный круг вновь трансформируется. В обществе пробуждается интерес к народным обычаям, традициям, религии. Как и прежде, актуальными остаются такие традиционные праздники, как Новый год, масленица, День Победы. Постепенно восстанавливаются ранее всенародно любимые православные праздники: Рождество, Пасха, Троица, Спасы, и праздники, пришедшие из языческих времен: праздник первой борозды, праздник весны, встреча и проводы птиц.

Кроме характерных для всех регионов общероссийских праздников, в каждом в последние годы складывается свой праздничный цикл. Так, в Пензенском крае в селе Тарханы проводится ежегодный Лермонтовский день поэзии, на котором присутствуют российские и зарубежные гости. Все большую популярность приобретают Купринские чтения, которые ежегодно проводятся в селе Наровчат, на родине писателя. Для молодого поколения любителей музыки становится интересен проводимый каждый год весной во второй половине мая Международный фестиваль джазовой музыки «Джаз Май Пенза» - яркое событие не только для Пензы, но и для всего Поволжского региона.

Рост числа фестивалей, исторических реконструкций обнаруживает желание наших современников лучше узнать историю родного государства. Пензенские исторические клубы совместно с единомышленниками из соседних регионов (Саранск, Самара, Тольятти, Энгельс, Москва) провели в заснеженном лесу первый Всероссийский военно-исторический фестиваль «Рубежи Московского царства» (руководитель - доктор исторических наук О. В. Ягов). Участники реконструкции сражения XVII в. были одеты в костюмы воинов той эпохи.

Подготовка к празднику объединяет молодых людей, заполняет досуг в обычные дни, помогает обрести новые знания и умения, отвлекает от многочасового сидения за компьютером. Подобные мероприятия восстанавливают подлинный смысл праздника, утраченный в советскую эпоху - дают каждому участнику возможность активно взаимодействовать с миром, способствуют освоению и умножению духовных ценностей.

Современная праздничная культура продолжает развиваться. Сегодня можно наблюдать объединение различных праздничных форм и ритуалов. Например, с 2005 г. в Пензе ежегодно проводится фестиваль, получивший народное признание. По традиции «Пензенский Спас» проходил в Центральном парке культуры и отдыха им. В. Г. Белинского. По форме он напоминал ярмарку. Веселые игры, забавы, развлечения дополнялись знакомством с ремеслами, покупкой всевозможных угощений, изделий пензенских мастеров. С православием «Пензенский Спас» был связан названием и временем проведения фестиваля - конец августа.

Но в 2016 г. праздник был перенесен на Соборную (Советскую) площадь. Он получил новое название - открытый фестиваль православной культуры «Спасские вечера». Торжество было приурочено к 225-й годовщине закладки прежнего Спасского собора. Фестиваль начался с богослужения. Праздник объединил священнослужителей, представителей светской власти, сотни горожан, желающих помочь возрождению главного храма Пензы - Спасского кафедрального собора, взорванного большевиками в 1934 г.

В рамках фестиваля «Спасские вечера» состоялось награждение ктиторов Спасского кафедрального собора, был проведен благотворительный аукцион, а также сбор пожертвований на продолжение строительства храма. Органично вписался в фестиваль и сценарий ярмарки, апробированный в предыдущие годы. Таким образом, можно констатировать появление новой формы праздника, объединяющего людей разных социальных слоев, различных возрастных групп, разнообразных профессий и жизненных интересов. Для каждого человека в постоянно обновляющемся праздничном круге находится что-то свое, интересное и близкое именно ему.

Библиографический список

1. Шанский, Н. М. Краткий этимологический словарь русского языка / Н. М. Шанский, В. В. Иванов, Т. В. Шанская / под ред. чл.-кор. АН СССР С. Г. Бархударова. - 2-е изд., испр. и доп.-М. : Просвещение, 1971. - 541 с.

2. Козина, Т. Н. Формирование праздничной культуры русского народа: от истоков - к современности / Т. Н. Козина, Н. В. Ларюшкина // Инновационная наука. - Уфа : Аэтерна, 2015. -№ 12. - С. 249-250.

3. Никифорова, Л. В. Чертоги власти. Дворец в пространстве культуры / Л. В. Никифорова. -СПб. : Искусство-СПБ, 2011. - 702 с.

4. Погосян, Е. А. Петр I - архитектор Российской истории / Е. А. Погосян. - СПб. : Искусство-СПБ, 2001. - 423 с.

5. Клямкин, И. М. Историческая незавершенность советского человека / И. М. Клямкин // Этика успеха: Вестник исследователей, консультантов, ЛПР. - Вып. 1. - Тюмень ; М. : Центр прикладной этики, 1994. - С. 27-32.

Козина Татьяна Николаевна, доктор культурологии, доцент, заведующий кафедрой «Изобразительное искусство и культурология», Пензенский государственный университет. E-mail: kiik@pnzgu.ru

Ларюшкина Наталья Васильевна, аспирант, Пензенский государственный университет. E-mail: N.Laryushkina@yandex.ru

УДК 130.2 Козина, Т. Н.

История формирования русской праздничной культуры / Т. Н. Козина, Н. В. Ларюшкина // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 4 (20). - С. 12-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.