_АГРАРНОЕ И ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО. 2023. № 4(220)
DOI 10.47643/1815-1329_2023_4_166 УДК 343.8
ПРАВОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОБАЦИОННОГО МЕХАНИЗМА
НА ДОСУДЕБНОЙ СТАДИИ LEGAL POSSIBILITIES OF USING THE PROBATION MECHANISM AT THE PRE-TRIAL STAGE
БАЖАНОВ Сергей Андреевич,
ведущий научный сотрудник отдела по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности уголовно-исполнительной системы центра изучения проблем управления и организации исполнения наказаний в уголовно-исполнительной системе ФКУ НИИ ФСИН России. 125130, Россия, г. Москва, ул. Нарвская, 15А, стр. 1. E-mail: sergey.bazhanov62@yandex.ru;
Bazhanov Sergey Andreevich,
Researcher, Department for Improving the Legal Regulation of the Activities of the Criminal Executive System
of the Center for the Study of Management Problems and the Organization of the Execution of Sentences
in the Criminal Executive System Federal Government Research Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia.
125130, Russia, Moscow, Narvskaya str., 15A, p. 1.
E-mail: sergey.bazhanov62@yandex.ru
Краткая аннотация: в статье представлен анализ сбора материалов при проведении досудебного производства и оценка достаточности собранных сведений, имеющих важное значение для всесторонней и объективной оценки последствий.
Abstract: the article presents an analysis of the collection of materials during pre-trial proceedings and an assessment of the sufficiency of the information collected important for a comprehensive and objective assessment of the consequences.
Ключевые слова: личность, подозреваемый, обвиняемый, оценка, досудебное производство.
Keywords: personality, suspect, accused, assessment, pre-trial proceedings.
Для цитирования: Бажанов С.А. Правовые возможности применения пробационного механизма на досудебной стадии // Аграрное и земельное право. 2023. № 4(220). С. 166-167. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_166.
For citation: Bazhanov S.A. Legal possibilities of using the probation mechanism at the pre-trial stage // Agrarian and Land Law. 2023. No. 4(220). pp. 166-167. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_4_166.
Статья поступила в редакцию: 19.03.2023
Федеральный закон "О пробации в Российской Федерации" предусматривает введение института пробации, представляющей собой совокупность мер, применяемых в отношении осужденных, лиц, в отношении которых назначены иные меры уголовно-правового характера, а также лиц, освобожденных из учреждений, исполняющих наказания в виде принудительных работ или лишения свободы, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая их ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию, защиту прав и законных интересов указанных лиц [1].
В настоящее время на федеральном и региональном уровнях имеются отдельные элементы системы ресоциализации и социальной адаптации, но в федеральном законе не предусмотрено досудебной пробации, хотя опыт зарубежных стран показывает, что такая стадия предусматривается законодательством других государств.
Несмотря на то, что этот вопрос остается для отечественного законодателя дискуссионным, в котором следует рассмотреть вопрос о наличии правовых возможностей применения пробационного механизма на досудебной стадии.
Сведения о личности подозреваемого, обвиняемого или осужденного имеют важное правовое значение на всех стадиях уголовного преследования.
На досудебной стадии материалы, характеризующие личность подозреваемого или обвиняемого, собираются следователем или дознавателем и оцениваются судом при принятии решения об избрании меры пресечения и установлении ограничений и запретов [2]. На стадии судебного разбирательства данные сведения учитываются при разрешении судом вопросов при постановлении приговора в соответствии со статьей 299 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ).
Вместе с этим следует учитывать, что следователь или дознаватель действуют в рамках своих процессуальных полномочий. Являясь участниками уголовного судопроизводства со стороны обвинения, следователь или дознаватель несут бремя доказывания, которое состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, предусмотренных статьей 73 УПК РФ. Тем самым процессуальный интерес для участников уголовного судопроизводства со стороны обвинения представляют сведения, характеризующие не личность подозреваемого или обвиняемого в полном смысле, а лишь часть сведений, характеризующих его как субъекта преступления, а также описывающих субъективную сторону деяния, в совершении которого оно подозревается или по которому ему предъявлено обвинение.
Оценка собранных доказательств осуществляется по правилам, изложенным в ст. 88 УПК РФ. Согласно данной статьи каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела. При проведении досудебного производства оценка достаточности собранных доказательств оценивается следователем, дознавателем или прокурором.
Уголовно-правовые науки
Так, например, руководствуясь требованиями ст. 73 УПК РФ, следователь или дознаватель собирает сведения, характеризующие личность подозреваемого или обвиняемого, как правило, основываясь на информации, изложенной в характеристиках, поступивших в ответ на соответствующие запросы. При том, что представленные характеризующие сведения достаточно формализованы, они могут быть оценены как достаточные для принятия процессуальных решений. Достаточность собранных сведений, изложенных в обвинительном заключении, обвинительном акте или обвинительном постановлении, оценивается по правилам ст. 88 УПК РФ. При этом уполномоченные должностные лица согласно действующему законодательству не обязаны собирать иные сведения, характеризующие личность обвиняемого, которые не имеют отношения к уголовному делу.
Также следует отметить, что действующим уголовно-процессуальным законодательством не регламентировано требование об оказании психологической помощи подозреваемому или обвиняемому. Психическое и физическое состояние подлежит установлению путем проведения судебной экспертизы лишь в случаях, установленных в ст. 196 УПК РФ [3].
При характеристике семейного положения подозреваемого или обвиняемого собираются, как правило, лишь те сведения, которые имеют отношение к обстоятельствам совершенного деяния (характеризующие личность лица, либо свидетельствующие о наличии обстоятельств, смягчающих наказание). Вместе с этим, вопросы о взаимоотношениях в семье, с лицами совместно проживающими, с близкими родственниками или иными лицами, которые могут оказывать положительное или отрицательное воздействие, в период производства по уголовному делу и при назначении наказания не учитываются. Также углубленно не изучаются сведения о жилищных и социально-бытовых условиях.
Наличие судимости является важным обстоятельством, подлежащим доказыванию. Следователь или дознаватель устанавливают наличие судимости путем направления запросов. Вместе с этим, как правило, не запрашивается характеристика на данное лицо с последнего места отбывания наказания, если это не имеет отношения к обстоятельствам уголовного дела. Однако данные характеризующие материалы существенны при оценке личности подозреваемого или обвиняемого.
Подобным же образом обстоит дело и с иными материалами, характеризующими личность обвиняемого и его жизненную ситуацию, такими как: материальное и финансовое положение, место работы и должностное положение, личные обстоятельства, предшествовавшие совершению деяния, психоэмоциональное состояние лица в момент совершения и после совершения деяния, желание и возможность возмещения причиненного вреда потерпевшему, а также применения процедуры медиации.
Тем самым собранные следователем или дознавателем сведения могут являться исчерпывающими и достаточными для постановления законного, обоснованного и справедливого приговора. Вместе с этим, в материалах уголовного дела могут не найти отражения сведения, имеющие важное значение для всесторонней и объективной оценки последствий применения мер принуждения или наказания и их эффективности для последующей успешной ресоциализации или социальной адаптации подозреваемого или обвиняемого.
Такая ситуация объясняется тем, что действующее уголовно-процессуальное законодательство не ставит задачи оказания исправительного воздействия на подозреваемого или обвиняемого и оценки влияния принимаемых мер процессуального принуждения или наказания на последующую ресоциализацию, социальную адаптацию лица, подлежащего уголовному преследованию [4].
Таким образом, цель и характер собираемых сотрудником службы пробации сведений при составлении досудебного доклада не предполагает дублирования полномочий следователя или дознавателя, а также полномочий иных участников уголовного судопроизводства. Это связано с тем, что в материалах досудебного доклада представляется информация, позволяющая суду оценить риски, возникающие при избрании вида меры пресечения и установлении определенных ограничений и запретов, перспективы достижения целей уголовного преследования, включая, восстановление прав потерпевшего и дальнейшую ресоциализацию подозреваемого или обвиняемого.
Библиогра фия:
1 .Федеральный закон от 6 февраля 2023 г. № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
2. Оленев М.Г., Артемова А.Г. Применение мер пресечения, не связанных с лишением свободы, по уголовно-процессуальному кодексу российской федерации // Вестник Прикамского социального института. 2018. № 2 (80). С. 46-49.
3.Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2022.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации. М., 2022.
5.Безлепкин Б.Т. Уголовный процесс в вопросах и ответах: учебное пособие (8-е изд., перераб. и доп.). Проспект, 2016.
References:
1. Federal Law No. 10-FZ of February 6, 2023 "On probation in the Russian Federation" // SPS "ConsultantPlus".
2. Olenev M.G., Artemova A.G. Application of preventive measures not related to deprivation of liberty under the Criminal Procedure Code of the Russian Federation // Bulletin of the Prikamsky Social Institute. 2018. No. 2 (80). pp. 46-49.
3. Criminal Procedure Code of the Russian Federation. Moscow, 2022.
4. Criminal Procedure Code of the Russian Federation. Moscow, 2022.
5. Bezlepkin B.T. Criminal procedure in questions and answers: textbook (8th ed., reprint. and additional). Prospect, 2016.