Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 АПРЕЛЯ 2021 Г. № 1138-Р В ЧАСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОБАЦИИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН'

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 АПРЕЛЯ 2021 Г. № 1138-Р В ЧАСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОБАЦИИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
25
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБАЦИЯ / УГОЛОВНОЕ НАКАЗАНИЕ / ОСУЖДЕННЫЙ / ГУМАНИЗМ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Звонова А.В.

Рассматриваются перспективы создания в Российской Федерации института пробации с учетом требований распоряжения Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года». Автор приходит к выводу, что создание национальной службы в Российской Федерации имеет огромные перспективы, поскольку проработанная система пробации не только предупреждает криминализацию личности, снижает повторную преступность и уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему, но и способствует снижению общего уровня преступности в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE OBJECTIVES OF THE DECREE OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION DATED 04.29.2021 NO. 1138-R REGARDING THE CREATION OF A PROBATION SYSTEM IN RUSSIA BASED ON THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

The article is devoted to the consideration of the issue of the prospects of creation in the Russian Federation, the Institute of Probation, taking into account the requirements of the Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.29.2021 No. 1138-r "On the Concept of development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030". The author comes to the conclusion that the creation of a national service in the Russian Federation has great prospects, since a well-developed probation system not only prevents criminalization of the individual, reduces repeat crime and reduces the burden on the penitentiary system, but also contributes to reducing the overall crime rate in society.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 АПРЕЛЯ 2021 Г. № 1138-Р В ЧАСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОБАЦИИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН»

УДК 343.8

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2023/1/161-166

РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ РАСПОРЯЖЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 29.04.2021 № 1138-Р В ЧАСТИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПРОБАЦИИ РОССИИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

А.В.Звонова Владимирский юридический институт ФСИН России

IMPLEMENTATION OF THE OBJECTIVES OF THE DECREE OF THE GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION DATED 29.04.2021 № 1138-R REGARDING THE CREATION OF A PROBATION SYSTEM IN RUSSIA BASED ON THE EXPERIENCE OF FOREIGN COUNTRIES

A. V. Zvonova

Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Аннотация: рассматриваются перспективы создания в Российской Федерации института про-бации с учетом требований распоряжения Правительства РФ от 29.04.2021 № 1138-р «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года». Автор приходит к выводу, что создание национальной службы в Российской Федерации имеет огромные перспективы, поскольку проработанная система пробации не только предупреждает криминализацию личности, снижает повторную преступность и уменьшает нагрузку на пенитенциарную систему, но и способствует снижению общего уровня преступности в обществе. Ключевые слова: пробация, уголовное наказание, осужденный, гуманизм, альтернативные наказания, лишение свободы.

Abstract: the article is devoted to the consideration of the issue of the prospects of creation in the Russian Federation, the Institute of Probation, taking into account the requirements of the Decree of the Government of the Russian Federation dated 04.29.2021 No. 1138-r "On the Concept of development of the penal system of the Russian Federation for the period up to 2030". The author comes to the conclusion that the creation of a national service in the Russian Federation has great prospects, since a well-developed probation system not only prevents criminalization of the individual, reduces repeat crime and reduces the burden on the penitentiary system, but also contributes to reducing the overall crime rate in society. Key words: probation, criminal punishment, convicted, humanism, alternative punishments, deprivation of liberty.

Рассматривая перспективы развития УИС РФ, стоит отметить, что создание системы пробации предусмотрено в Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2030 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р. По мнению законодателя, это позволит в обозримой перспективе эффективно противодействовать преступ-

© Звонова А. В., 2023

ности, существенно нейтрализовать ее детерминанты, связанные с десоциализацией и социальной дезинтеграцией лиц, совершивших преступления1.

1 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 29 апреля 2021 г. № 1138-р. URL: https://bazanpa.ru/pravitelstvo-rf-raspo-riazhenie-n1138-r-ot29042021-h5159398/ (дата обращения: 21.06.2022).

Пробация и наказание являются разными институтами по своей юридической природе, целям и задачам. Наказание представляет собой крайнюю форму реагирования государства на совершение наиболее опасных форм человеческого поведения - преступлений. Его сущностью выступает кара за содеянное. Кроме того, в зависимости от политических и социальных условий перед наказанием могут ставиться различные цели. В настоящее время согласно ст. 43 УК РФ это: восстановление социальной справедливости, исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений.

Пробация не является наказанием либо иной мерой уголовно-правового характера, в ее рамках не реализуется уголовная ответственность. В отличие от наказания она представляет собой альтернативу уголовному преследованию, имеющую следующие задачи: гуманизация уголовной политики, обеспечение возможности разрешения конфликта, вызванного преступлением без применения карательных средств, возмещение причиненного вреда, примирение с потерпевшим, оказания помощи лицам, в отношении которых применяется пробация в ресо-циализации, социальной адаптации и социальной реабилитации, в том числе путем психологического сопровождения, консультирование по социально-правовым вопросам, оказание содействия в восстановлении социальных связей, трудоустройстве, получении общего и профессионального образования, медицинской и иной помощи и т. п.

Таким образом, пробация представляет собой некарательную форму нейтрализации причин и последствий совершения преступления, дающую возможность лицам, совершившим преступления, не представляющие высокой общественной опасности, доказать желание и способность к законопослушной жизни без стигматизации (получения фактически пожизненного статуса судимого лица с существенными ограничениями в социальной жизни, трудоустройстве и прочих сферах) и неизбежной личностной деформации, вызываемой наказанием.

Вместе с тем пробация не должна восприниматься как законный способ ухода от ответственности. В тех случаях, когда лицо и совершенное им деяние отвечает правовым критериям, лежащим в основании применения пробации, к нему применяются процедуры, на него возлагаются обязанности, которые также образуют особую

форму социальной ответственности, альтернативную уголовной, если привлечение к последней будет признано компетентным государственным органом нецелесообразным.

Целью государственной политики противодействия преступности не может и не должна выступать безусловная месть за содеянное. Ее основной целью является предупреждение преступности, предполагающее устранение ее причин и условий, а также возвращение лица, совершившего преступление, к нормальной (законопослушной) жизни в обществе.

Поэтому, когда можно обойтись без применения наказания, государство применяет более гуманные формы реагирования как в рамках уголовной ответственности (условное осуждение, освобождение от наказания), так и вне ее (освобождение от уголовной ответственности, принудительные меры медицинского характера, а также воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних и т. п.).

Ключевым отличием пробации от таких мер является то, что она применяется за пределами уголовного преследования и уголовно-исполнительной деятельности. Социальная функция пробации состоит в альтернативном способе разрешения социального конфликта, вызванного преступлением.

Зарубежный опыт однозначно свидетельствует, что пробация не может выступать универсальным институтом и подменять собой наказания и иные формы реализации уголовной ответственности. Вместе с тем он имеет определенные различия в ряде стран и поэтому не предоставляет однозначно приемлемой для нашей страны модели пробации, что очевидно, поскольку каждое государство при разработке соответствующей системы учитывает собственный исторический опыт, социальный менталитет, особенности преступности и т. п.

Следовательно, учитывая его, необходимо разрабатывать собственную систему пробации, отражающую потребности нашего общества в функционировании этого института.

Думается, что перспективной для нашей страны будет модель пробации, включающая два вида: испытательную (досудебную) и постпенитенциарную (ресоциализирующую).

Испытательная пробация представляет собой модель разрешения социального конфликта, вызванного преступлением, альтернативную официальному уголовному преследованию. Ее

социальное предназначение заключается в выявлении и реализации возможностей нейтрализации последствий преступления (в том числе возмещения ущерба, примирительных процедур, медиации, ресоциализации лица, привлекаемого к ответственности и т. п.). В случаях, когда принимается решение о возможности применения процедур пробации (судом), их реализация приостанавливает официальное уголовное преследование, что, с одной стороны, обеспечивает экономию репрессии там, где это возможно и целесообразно, а с другой - позволяет избежать деструктивного воздействия наказания на лицо, совершившее преступление, но готовое к ресоциализации и последующему пра-вопослушному поведению. Такая возможность обеспечивает подлинное воплощение принципа гуманизма, поскольку уголовная ответственность, наказание - не самоцель, а лишь средство обеспечения законности, правопорядка, противодействия преступности2.

Название «испытательная» отражает правовую природу и содержание данного вида проба-ции, поскольку ее основной целью по аналогии с условным осуждением является основанное на пробационном докладе оказанное лицу доверие и отложение уголовного преследования с возложением определенных обязанностей и реализацией индивидуальной программы ресоциали-зации в течение установленного испытательного срока, когда лицо, к которому применена про-бация, должно доказать, что оно раскаялось в содеянном, готово к примирению с потерпевшим, способно возместить ущерб, нанесенный преступлением и поэтому не нуждается в применении мер уголовной ответственности.

Важным аспектом являются основания применения указанного вида пробации и категории лиц, подпадающих под эти основания.

При разработке законодательной модели испытательной пробации необходимо брать в расчет зарубежный опыт, который однозначно свидетельствует, что пробация не может выступать универсальным институтом и подменять собой наказания и иные формы реализации уголовной ответственности. Так, в США возможность назначения пробации предусматривается законода-

2 См.: Дворянсков И. В. Перспективы внедрения системы пробации в России // V Междунар. пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» : сб. тез. выступлений и докл. участников : в 9 т. (Рязань, 17-19 ноября 2021 г.). Рязань, 2021. С. 114-120.

тельством федерации и всех штатов. Она не применяется к лицам, осужденным за преступления, караемые смертной казнью, пожизненным заключением или тюремным заключением на длительный срок. В некоторых штатах существуют дополнительные условия: отсутствие судимости в прошлом, назначение наказания не более 10 лет и возмещение всех судебных издержек.

Во Франции действуют следующие условия назначения пробации:

1) может быть назначена только физическим лицам;

2) за совершение общеуголовного преступления или такого же проступка (за политические преступные деяния пробация не назначается);

3) при отсрочке исполнения наказания про-бация возможна при назначении лишения свободы на срок не более 5 лет;

4) установление испытательного срока;

5) выполнение определенных обязанностей;

6) возможность воспользоваться мерами помощи, в том числе материальной3.

В Германии условная отсрочка исполнения наказания может быть предоставлена судом при следующих условиях:

1) осуждении к наказанию в виде лишения свободы сроком до одного года;

2) если можно ожидать, что осужденный учтет приговор и в будущем больше не совершит преступных деяний, в связи с чем реальное исполнение наказания не является необходимым.

В Японии существует институт отсрочки исполнения наказания. К основным условиям предоставления отсрочки относятся:

1) назначение лишения свободы с принудительным трудом или без него на срок не более трех лет либо штрафа, размер которого не превышает пятьсот тысяч иен;

2) подсудимый ранее не был осужден к лишению свободы без принудительного труда или к более строгому наказанию, либо подсудимый хотя и осуждался ранее к лишению свободы без принудительного труда или к более строгому наказанию, но в течение пяти лет после отбытия данного наказания не был вновь осужден к лишению свободы без принудительного труда или более строгому наказанию4.

3 См.: ПертлиВ. А. Сущность организации пробации во Франции, Великобритании и Швеции // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 233-234.

4 См.: БражниковМ. Ю. Особенности осуществления уголовных наказаний, не связанных с лишением свобо-

Альтернативность пробации означает, что она, во-первых, применяется в тех случаях, когда назначение соответствующих процедур не будет противоречить задачам уголовного права, к которым согласно ст. 2 УК РФ отнесены: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений. Во-вторых, уже на стадии принятия решения о применении пробации должна быть видна перспектива ее реализации в аспекте достижения соответствующих целей. Очевидно, что такая перспектива отсутствует при совершении лицом тяжкого или особо тяжкого преступления, свидетельствующего о высокой общественной опасности личности виновного, крайне отрицательном отношении к охраняемым законом социальным ценностям, стойких антисоциальных установках и высокой степени криминальной патологии личности.

В связи с этим предлагается выделить две группы оснований применения процедур про-бации:

1) формальные (правовые);

2) криминологические.

К формальным (правовым) основаниям следует отнести:

а) категорию совершенного преступления (ст. 15 УК РФ) - предлагается ограничиться преступлениями небольшой и средней тяжести, по которым сохраняется возможность назначения наказания, не связанного с изоляцией от общества. С учетом законодательной практики, касающейся построения санкций, в категорию тяжких иногда попадают преступления, к которым добавляется квалифицирующий или особо квалифицирующий признак. Так, сам факт проникновения в жилище делает даже незначительную по ущербу кражу тяжким преступлением (п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ). В подобных случаях в виде исключения и исходя из фактических обстоятельств дела можно допустить возможность применения пробации;

б) наличие или отсутствие рецидива;

в) вид преступления согласно Особенной части УК РФ (нецелесообразно применять проба-

ды, в Японии // Вестник Кузбасского института. 2016. № 4 (29). С. 26-29.

цию в отношении лиц, совершивших преступления против жизни, против несовершеннолетних, против половой свободы и половой неприкосновенности личности, против общественной безопасности, против государственной власти, против мира и безопасности человечества).

К криминологическим основаниям следует отнести:

а) характеристику личности лица;

б) нахождение в тяжелой жизненной ситуации;

в) готовность участвовать в реализации процедур пробации.

В связи с этим обязательным условием про-бации в законопроекте называется письменное ходатайство подозреваемого (обвиняемого), свидетельствующее о его осознанном выборе и готовности к процедурам пробации. Это также позволяет избежать ситуаций коррупционного характера, когда должностное лицо произвольно за определенное вознаграждение может принимать решение о применении пробации как способа ухода лица от ответственности.

Субъектом, принимающим решение о про-бации, может быть только суд (судья) как независимый орган, не находящийся на чьей-либо стороне в процессе. Тем самым можно избежать двойственной роли следователя (дознавателя), с одной стороны, призванного осуществлять уголовное преследование, а с другой - отказывающегося от него по нереабилитирующему основанию.

Решение об испытательной пробации должно приниматься только на основании пробаци-онного доклада, составленного с учетом крими-нолого-психологического изучения личности с привлечением соответствующих специалистов и содержащего положительное заключение о возможности ресоциализации обвиняемого без уголовного преследования.

В основе осуществления испытательной пробации лежит специально разработанная с учетом данных пробационного доклада и сведений о трудной жизненной ситуации лица индивидуальная программа ресоциализации.

Индивидуальная программа ресоциализа-ции должна опираться на сведения и выводы, изложенные в пробационном докладе.

Содержание индивидуальной программы ре-социализации зависит от изучения его личности и потребностей и включает тематический и календарный планы мероприятий, направлен-

ных на ресоциализацию, социальные адаптацию и реабилитацию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, осужденных, отбывших наказание либо освобожденных от его отбывания, защиту прав и интересов указанных лиц, разрешение социального конфликта, вызванного преступлением, профилактику совершения новых преступлений. Индивидуальная программа ресоциализации может содержать меры, направленные на оказание психологической помощи, решение социально-бытовых вопросов, прохождение лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания, помощь в трудоустройстве, получение среднего, среднего специального, высшего образования, профессиональной подготовки, посещение культурно-массовых, оздоровительных, просветительских мероприятий.

Постпенитенциарная пробация имеет несколько иное значение. Она может применяться, согласно законопроекту, в отношении лиц, отбывших любое наказание или освобожденных от его отбывания по нереабилитирующим основаниям, предусмотренным уголовным законодательством. Она представляет собой совокупность мер, направленных на ресоциализацию, социальную адаптацию и социальную реабилитацию осужденных, отбывших наказание либо освобожденных от его отбывания, оказавшихся в трудной жизненной ситуации на основании их заявления.

Основными направлениями деятельности в сфере постпенитенциарной пробации являются ресоциализация, социальная адаптация и социальная реабилитация осужденных, отбывших наказание и изъявивших желание участвовать в подобных процедурах. Условиями применения постпенитенциарной пробации должны выступать нахождение осужденного, отбывшего наказание или освобожденного от его отбывания и (или) его семьи в трудной жизненной ситуации, готовность данного лица участвовать в реализации процедур пробации.

Пробация должна реализовываться посредством деятельности системы пробации в Российской Федерации, в которую входит ряд полномочных государственных органов, учрежде-

ний и организаций. При этом головным учреждением определена уголовно-исполнительная инспекция Федеральной службы исполнения наказаний. В связи с этим в структуре уголовно-исполнительных инспекций предполагается создать специализированные отделы пробации. Это не потребует ни переименования УИИ, ни создания новой службы, таким образом, не повлечет больших финансовых затрат. Необходимо лишь определенное расширение штатной численности уголовно-исполнительных инспекций для создания соответствующих подразделений пробации в их структуре.

Библиографический список

Бражников М. Ю. Особенности осуществления уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в Японии // Вестник Кузбасского института. 2016. № 4 (29). С. 26-29.

Дворянсков И. В. Перспективы внедрения системы пробации в России // V Междунар. пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (приуроченный к проведению в 2021 г. в Российской Федерации Года науки и технологий) : сб. тез. выступлений и докл. участников : в 9 т. (Рязань, 17-19 ноября 2021 г.). Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2021. С. 114-120.

Пертли В. А. Сущность организации пробации во Франции, Великобритании и Швеции // Пробелы в российском законодательстве. 2011. № 2. С. 233234.

References

BrazhnikovM. Yu. Features of the implementation of criminal penalties not related to imprisonment in Japan // Bulletin of the Kuzbass Institute. 2016. № 4(29). P. 26-29.

Dvoryanskov I. V. Prospects for the introduction of the probation system in Russia // V International Penitentiary Forum "Crime, punishment, correction" (dedicated to the Year of Science and Technology in the Russian Federation in 2021) : A collection of abstracts of speeches and reports of participants. In 9 volumes, Ryazan, November 17-19, 2021. Ryazan : Academy of Law and Management of the Federal Penitentiary Service, 2021. P. 114-120.

Pertli V. A. The essence of the organization of probation in France, Great Britain and Sweden // Gaps in Russian legislation. 2011. № 2. P. 233-234.

Владимирский юридический институт ФСИН России

Звонова А. В., кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-исполнительного права

E-mail: salikova.a@yandex.ru

Поступила в редакцию: 12.07.2022

Для цитирования:

Звонова А. В. Реализация целей распоряжения Правительства Российской Федерации от 29.04.2021 № 1138-р в части создания системы пробации России на основе опыта зарубежных стран // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 1 (52). С. 161-166. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/ 1/161-166.

Vladimir Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

Zvonova A. V., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Penal Enforcement Law Department

E-mail: salikova.a@yandex.ru

Received: 12.07.2022

Recommended citation:

Zvonova A. V. Implementation of the objectives of the decree of the government of the Russian Federation dated 04.29.2021 no. 1138-r regarding the creation of a probation system in Russia based on the experience of foreign countries// Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2023. № 1 (52). P. 161-166. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2023/ 1/161-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.