Научная статья на тему 'Практика применения пробации в зарубежных странах'

Практика применения пробации в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5289
812
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ / СЛУЖБА ПРОБАЦИИ / ПРОБАЦИОННЫЙ НАДЗОР / РЕЦИДИВ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Тыныбеков Н.Т.

Опыт зарубежных стран по применению института пробации показывает, что он эффективно предупреждает общую преступность, снижая повторную преступность, связанную с криминологическим рецидивом, ограничивает дальнейшую криминализацию личности преступника и активно способствует уменьшению «тюремного населения», что сокращает расходы на содержание пенитенциарной системы государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практика применения пробации в зарубежных странах»

Практика применения пробации в зарубежных странах

Тыныбеков Ниязбек Тыныбекович,

аспирант кафедры уголовного права и криминологии, Кыргызско-Российский Славянский университет, andelek85@mail.ru

Опыт зарубежных стран по применению института пробации показывает, что он эффективно предупреждает общую преступность, снижая повторную преступность, связанную с криминологическим рецидивом, ограничивает дальнейшую криминализацию личности преступника и активно способствует уменьшению «тюремного населения», что сокращает расходы на содержание пенитенциарной системы государства. Ключевые слова: альтернативные наказания, служба пробации, пробационный надзор, рецидив преступления.

Наибольший опыт по применению института пробации накоплен в Великобритании, где данный институт исторически сложился как основа альтернативных мер наказания и своего расцвета достиг в 30-40 годы прошлого века, когда приказы о применении пробации выносились в отношении около 30% виновных лиц [17].

До 2006 года институт пробации функционировал в форме Национальной службы пробации в системе Министерства внутренних дел. В настоящее время в Англии и Уэльсе создана Национальная служба обращения с правонарушителями, подотчетная Министерству юстиции и насчитывающая в своей структуре 42 службы пробации. Общее количество сотрудников основного и вспомогательного звеньев составляет около 15 тыс. человек, благодаря чему на одного сотрудника приходится не более 13-14 правонарушителей. Значительная часть сотрудников имеет юридическое и психологическое образование [2, с. 41-47].

Как отмечалось выше, в настоящее время деятельность службы пробации регулируется Законом об уголовной юстиции от 1991 года и направлена на выполнение несколько функций. Первая функция - это исполнение наказаний, не связанных с изоляцией от общества (общественное наказание и условное освобождение от наказания). При назначении режима пробации осужденный помещается под надзор службы пробации, продолжительность которого может варьироваться от 1 года до 3 лет. Надзор может начать действовать как после судебного разбирательства, так и еще до назначения наказания, но после социально-правового исследования личности правонарушителя с подготовкой специального доклада, характеризующего его личность. Такое исследование, по мнению сотрудников службы пробации, необходимо для решения вопроса о возможностях реабилитации данной конкретной личности [15, с. 198].

Другая функция пробации заключается в оказании помощи потерпевшим от преступления. Как пишет в своих исследованиях Х. Ривз, сотрудники службы пробации обязаны выяснить у потерпевших или у членов их семей «не обеспокоены ли они освобождением правонарушителя» [16, с. 47]. Это делается для того, чтобы в случае, если потерпевший выражает какое-либо беспокойство в отношении места проживания, работы правонарушителя, его передвижений по стране и других факторов, служба пробации должна наложить определенные ограничения на указанные обстоятельства. Еще одна функция заключается в при-

5

гп

о

а Н

А У

т; А

X 2

о сч

ю

О!

влечении сотрудников пробации к участию в процедурах медиации (примирение сторон) и применения программ психологической коррекции поведения правонарушителей [6, с. 15]. Из выше перечисленного видно, что служба пробации в Великобритании является весьма действенным средством предупреждения совершения преступлений.

В США институт пробации относится к так называемым опосредованным санкциям и структурно в виде Службы пробации находится в судебной системе, осуществляя надзор за условно осужденными. Общее руководство Службой пробации осуществляет Административный офис при Верховном суде США, а непосредственное руководство на местах - местные суды. Следует отметить, что пробация как альтернатива лишению свободы используется в Америке достаточно интенсивно, в литературе приводятся сведения о том, что соотношение между лицами, находящимися в условиях тюремного заключения, и лицами, находящимися на пробации, составляет 1:2 [12, с. 32]. Этому способствует широкая сеть местных служб пробации, которая в целом насчитывает более 1750 единиц, причем половина из них предназначена для надзора за несовершеннолетними.

Степень надзора сильно варьируется. Например, часто используется так называемая «почтовая» пробация, когда осужденный обязан высылать ежемесячно почтовую открытку с кратким описанием своей жизни и изменениями в ней. Распространена и «телефонная» пробация, осуществляемая путем телефонных переговоров осужденного с сотрудником службы пробации по бессистемному графику, в которых осужденный дает ответы на определенные вопросы, анализируемые службой пробации [2, с. 41-47].

Использование таких форм социально-правового контроля выявили при оценке эффективности надзора некоторую его «размытость», что привело к появлению в некоторых американских штатах пробации с интенсивным надзором [1; 7]. В этом случае используются электронные и технические средства контроля в отношении условно осужденных лиц, а также возложение на них определенных обязанностей, например, возместить ущерб потерпевшему. Продолжительность надзора с учетом интенсивного надзора составляет время от 1 года до 5 лет [18, с. 19-21], хотя есть штаты, где пробационный надзор может быть назначен пожизненно [14, с. 198-199]. Надо отметить, что сотрудник службы пробации обладает специальными полномочиями, например, он может арестовать поднадзорного без соответствующего ордера в случае нарушения условий пробации или условного осуждения.

Исследования, проведенные в некоторых американских штатах, в частности, в Калифорнии выявили положительное мнение населения о службе пробации. Даже потерпевшие от различных видов преступлений, участвовавшие в этом исследовании, в своем большинстве предпочитали направить правонарушителя на испытательный срок с интенсивным надзором и на реабилитационные

программы, нежели в тюрьму [22, Р. 89]. Объясняется это тем, что американские налогоплательщики считают нецелесообразным тратить значительные средства на содержание преступников в тюрьмах (согласно требованиям международных стандартов стоимость содержания одного заключенного составляет около 20 тыс. долларов США в год, а на осужденного, находящегося в режиме пробации, расходуется всего 1 тыс. долларов США в год) [2, с. 41-47].

В этой связи, по мнению населения, если преступники посвоим личностным характеристикам и характеру содеянного (например, совершившие незначительные имущественные преступления), не представляют большой общественной опасности, то их следует направлять на пробацию. При этом учитываются указанные выше законодательно установленные ограничения . Кроме того граждане Америки сами активно участвуют на волонтерской основе в исполнении пробации, содействуя штатному составу в оказании помощи осужденным по программам ресоциализации [21].

Поэтому в глазах общественности прохождение преступниками пробации имеет не только ясно видимый социально-экономический эффект, но способствует более значительным показателям их реабилитации, и снижению показателей рецидива преступлений. Действительно, по сведениям американского исследователя М. Робинсона, приведенным М.С. Дикаевой [23, Р. 200-201], удельный вес лиц, которым пробация была заменена на лишение свободы из-за совершения нового преступления, в 2013-2014 годах не превышал 5% - 5,4% от количества осужденных, находящихся на про-бации.

В ФРГ по примеру США институт пробации получил структурное закрепление в судебной системе в виде Службы помощников судьи по условному осуждению [18, с. 21]. Данная служба осуществляет государственный контроль (надзор) за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными лицами, подразумевающий возложение на указанных лиц определенных обязанностей [11, с. 349].

В Нидерландах существует Служба по контролю за условно осужденными, являющаяся структурой в системе прокуратуры страны, и представляющая по существу службу пробации. Служба по контролю за условно осужденными аналогично английской модели имеет давние исторические корни, которые восходят к 1815 году, когда на основе частной инициативы возник первый институт такого рода контроля [18, с. 21-22]. Правонарушитель передается в эту службу в случае его условного осуждения для социального исследования его личности, проведения с ним воспитательной работы, а в случае необходимости психологической коррекции выявленных поведенческих деформаций. В функции указанной службы входит также организация для контингента поднадзорных лиц общественных работ.

В Японии в 70 годах прошлого века в системе пенитенциарных учреждений достаточно эффек-

тивно использовался метод «найкан», направленный на коррекцию поведения преступников через применение медитации и самопознания [10, с. 279280]. Он основывался на том, что японцы, воспитанные в духе буддизма и синтоизма, всегда стремятся гармонизировать свои отношения с миром и друг с другом в ненасильственной форме. В определенной мере это позволяло преступнику познавать духовные ценности, приобрести новый смысл жизни, то есть встать на путь исправления. Мы верим, что «каждый человек имеет право на шанс проявить свои лучшие качества, независимо от языка, национальности, религии, наличия денег или власти» [3, с. 22]. И так должно быть везде: в Азии, Европе, России, США и на Ближнем Востоке. Дело в том, что «в восточных религиях отсутствует четкое разделение светского и сакрального, религиозного и гражданского, мирского и трансцендентного, в результате чего буддизм, индуизм и ислам могут рассматриваться как социокультурные комплексы, в которых религиозный компонент тесно соединен с иными сферами бытия и сознания» [4, с. 42]. В восточных религиях не произошло разделения между этико-правовыми и религиозными предписаниями, эстетическими и хозяйственными принципами и т. п.

К концу XX века на фоне высокого уровня рецидива среди ранее осужденных (до 57% в течение 3-х лет после освобождения из тюрьмы), от таких психотерапевтических программ отказались, и усилия государства были перенаправлены на быстрейшее выведение преступника из «криминального оборота» через расширение спектра наказаний, не связанных с лишением свободы [9]. Так появилась японская модель института проба-ции в виде системы «защитного надзора» за отсрочкой исполнения наказания, которая была отнесена к ведению Министерства юстиции. Надзор через пункты «защитного надзора» осуществлялся сроком от 1 года до 5 лет в отношении несовершеннолетних преступников, женщин, занимающимися проституцией, а также за осужденными с отсрочкой исполнения наказания и условно-досрочно освобожденными лицами. Особенностью японской модели института пробации стало широкое участие в работе пунктов «защитного надзора» добровольцев (волонтеров) из разных слоев общества [20, с. 140]. По некоторым данным, соотношение штатных сотрудников пунктов «защитного надзора» и добровольцев в лице общественных помощников на протяжении многих лет составляет постоянную величину 1:50. Это означает, что примерно на 1тыс. сотрудников приходится 50 тыс. волонтеров.

Практика привлечения волонтеров к деятельности служб пробации широко применяется в Швеции, где с 1998 года существует единая самостоятельная Служба тюрем и пробации. Географически Швеция поделена на шесть регионов, в каждом из которых имеются отделения Службы тюрем и пробации. Пробация представлена про-бационными отделами в количестве 31 единицы практически во всех административно-

территориальных округах страны. Основной функцией сотрудников пробационных отделов является индивидуальная работа с условно-досрочно освобожденными лицами и подготовка социальных характеристик по поводу предстоящего наказания. Надзор осуществляется не только за лицами условно осужденными, досрочно освобожденными от отбывания наказания, но и осужденными к обязательным работам [19]. Привлечение к пробаци-онному надзору волонтеров позволяет штатным сотрудникам, которых в пробационных отделах насчитывается порядка тысячи человек, уделять основное внимание сложной категории осужденных, находящихся под интенсивным надзором. При этом средняя нагрузка на штатного сотрудника составляет не более 25 осужденных в год [8, с. 59].

В Дании функции пробационного надзора за вышеуказанным контингентом осужденных находятся в ведении Государственной службы тюрем и надзора, которая является структурным подразделением Министерства юстиции [13, с. 180-192]. Штатные сотрудники, численностью до 350 человек, осуществляющие надзор, который по законодательству Дании определен как уголовный надзор, сосредоточены в Службе уголовного надзора, имеющей 23 местных центра. Они представлены в основном профессиональными социальными работниками, обладающими широким кругозором и знаниями в различных областях, включая помимо социальных наук даже такие сферы как уголовное право, криминология, медицина. Кроме местных центров в ведении Службы уголовного надзора находятся 7 хостелов, которые обслуживают около 80 штатных работников, имеющих квалификацию социальных работников и педагогов, но активно привлекаются к этой работе и волонтеры. Предназначение хостелов - способствовать реинтеграции осужденных, помещенных под надзор и лицам, отбывших заключительную часть срока лишения свободы, в нормальную жизнь общества.

В Финляндии функции пробационного надзора также как в Дании исполняет Служба по уголовному надзору, которая находится в составе Агентства уголовных наказаний, и структурно прикреплена к Департаменту уголовной политики Министерства юстиции [13, с. 212-218]. Служба по уголовному надзору имеет разветвленную сеть своих отделений по всей стране, в которую входят 21 районное управление, и осуществляет надзор за несовершеннолетними правонарушителями, лицами, освобожденными от отбывания наказания, а также исполняет наказания в отношении условно осужденных и осужденных к общественным работам, оказывает социальную поддержку перечисленному контингенту лиц.

На постсоветском пространстве одной из первых работу в направлении модернизации уголовно-исполнительной системы начала Эстония. Восприняв скандинавскую модель, в Эстонии в 1998 году сформировали в системе Министерства юстиции новую профессиональную структуру - госу-

5

гп

о

а Н

А

У

т; А

Н

2

о

2 5

О!

дарственную Службу по уголовному надзору, имеющую 32 территориальных отделения [13, с. 200-203]. Штат данной службы уже к 2004 году достиг 193 человек и состоит из специалистов, имеющих высшее образование в области социальной работы и педагогики, но в качестве помощников поощряется привлечение волонтеров. С 2001 года подготовку кадров для Службы уголовного надзора ввели в учебные планы ряда высших учебных заведений страны.

Из стран Центральной Азии Казахстан первым создал Службу пробации в соответствии с Законом РК «О пробации» от 30 декабря 2016 года №38-У! 3РК. Структурно ее место было определено в уголовно-исполнительной системе республики и основной целью - предупреждение совершения уголовных преступлений для определенной категории лиц, попавших в криминально-опасные ситуации (от первичного конфликта с законом до предупреждения совершения повторных преступлений). В этой связи в казахстанской модели различают досудебную, приговорную, пенитенциарную и постпенитенциарную пробацию.

По сведениям, приведенным в докладе министра внутренних дел РК, в 2017 году под надзором Службы пробации находилось 28 тысяч подучет-ных лиц. Это притом, что количество осужденных, находящихся в местах лишения свободы сократилось с 57 тысяч в 2011 году до 35,5 тысяч в 2017 году [5]. Предполагается, что к 2020 году приговоренных к лишению свободы будет меньше, чем тех, кто останется на свободе под пробационным контролем.

Таким образом, в настоящее время институци-ализация пробации в разных странах реализуется через создание примерно однотипных, многофункциональных служб пробации, но разной подведомственности (Министерство внутренних дел, Министерство юстиции, Верховный суд, Прокуратура).

Обобщая сказанное выше, можно констатировать, что пробация - это сложный комплексный институт сферы уголовного правосудия и предупреждения преступности, сочетающий уголовно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные и криминологические признаки.

В уголовно-правовом аспекте, пробация - это вид альтернативного уголовного наказания. В уголовно-процессуальном аспекте пробация охватывает стадии досудебного разбирательства, стадии назначения наказания и определенных мер правового воздействия (основных и факультативных обязательств).

В уголовно-исполнительном аспекте пробация -это система исполнения альтернативного наказания на условиях пребывания осужденного лица в обществе, с применением особой формы социально-правового контроля, включающей надзор специальной службы на определенный срок, и исполнение наложенных судом на осужденного основных и факультативных обязательств.

В криминологическом аспекте, пробация является системой мер предупреждения преступности,

особенно рецидивной и пенитенциарной, и системой мер ресоциализации осужденных, направленных на процесс исправления осужденного через коррекцию его поведения, ограждению от разлагающего влияния криминальной субкультуры и тяжелых последствий нахождения в местах лишения свободы.

Вместе с тем, следует указать, что существует еще и экономический аспект пробации как выгодного для государства малозатратного механизма по сравнению с содержанием полноценной пенитенциарной системы.

Литература

1. Ажыбекова К.А. Методология адаптации мусульман-мигрантов к европейской культуре / К.А. Ажыбекова, Д.А. Брусиловский, И.И. Есипов // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 7 (110). - С. 351-355.

2. Аккулев А.Ш. Отдельные вопросы пробации // Научный журнал: Вестник Евразийского гуманитарного института 2010. №4. С. 41-47.

3. Брусиловский Д.А. Возможности ислама в контексте внутрирелигиозного, межрелигиозного и межкультурного диалога в современную эпоху // Общество: философия, история, культура. - 2016.

- № 10. - С. 16-22.

4. Брусиловский Д.А. Методологические проблемы сравнительного анализа цивилизаций // Общество: философия, история, культура. - 2017.

- № 4. - С. 39-43.

5. Будущее права // ЫРЬ: http://bnews.kz (дата обращения: 13.02.19).

6. Быков А.В., Пертли Л.Ф. Психологическая коррекция противоправного поведения осужденных службой пробации Великобритании // Юридическая психология. 2015. № 2. С.13-15.

7. Габраев А.Ш., Новиков А.В. Перспективы реализации института пробации в современной пенитенциарной политики Российской Федерации // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-2 // ит_: 1Шр:/^аепсе-education.ru/ru/article/view?id=23244 (дата обращения: 19.04.2019).

8. Дворянсков Р.В., Сергеева В.В., Баталиев Д.Е. Применение альтернативных видов наказания в Западной Европе, США и России (сравнительно-правовое исследование). М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», РИ. 2004.

9. Застенки Страны восходящего солнца // Слово Кыргызстана. - 2006. - 9 июня.

10.Иншаков С.М. Зарубежная криминология. М., 1997. 383 с.

11.Краусс Д. Альтернативы жестким санкциям. Можно ли, наказывая меньше, добиться большего? Обобщение результатов совещания // Уголовное право и преступность. Развитие в Средней и Восточной Европе. Т.1 Бохум. Университетское издательство, 2004. С. 345-353.

12.Кристи Н. Борьба с преступностью как индустрия. М.: РОО «Центр содействия реформе уголовного правосудия», 2001. 224 с.

13. Обзор законодательства скандинавских и балтийских стран по службе пробации (уголовному надзору). Серия «Права человека». СПб, 2005. 224 с.

14. Пертли Л.Ф., Чернышева Д.В. Историко-правовой аспект и организация исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества: монография. М., 2012. 218 с.

15.Рахимбердин К.Х. Гражданское общество Казахстана и его роль в гуманизации уголовной политики. Усть-Каменогорск: Изд-во Либриус, 2011. 294 с.

16.Ривз Х. Великобритания: забота о пострадавших // Преступление и наказание, 1993. №4/5. С. 45-50.

17.Садыков А.У. Перспективы института пробации в России URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/51436-perspektivy-instituta-probacii-sovremennoj-rossii (дата обращения: 19.03.19).

18.Становление института пробации в Кыргызской Республике / К.Х. Рахимбердин, М.Р. Гета, Р.М. Мырзалимов, М.Т. Джаманкулов. Бишкек, 2005. 228 с.

19.Темирбекова А. Пробация: сущность, цели и методы реализации // URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/node/8643 (дата обращения: 19.03.19)

20.Уэда К. Преступность и криминология в современной Японии. М.: Прогресс, 1989. 256 с.

21.Хуторская Н.Б. Международные стандарты и организация деятельности службы пробации за рубежом // Материалы Международной конференции: Развитие пенитенциарной системы в Кыргызской Республике: результаты, проблемы и перспективы. Бишкек, 2003. С. 96-99.

22.California Crime Victims Voice: Findings from the First-Ever Survey of California Crime Victims and Survivors // California for Safety and Justice, April, 2013. P. 87-91.

23.Robinson M.B. Justice Blind? Ideals and Realities of American Criminal Justice. NJ: Prentice Hall. 2002.540 p.

Practice of implementation of probation in foreign countries Tynybekov N.T.

Kyrgyz-Russian Slavic University

Foreign countries experience in the field of probation institute implementation shown, that this form of punishment can provide effective prevention of general level of crime, can reduce repeated crime, linked with criminological recidivism, and limited further criminalization of offender personality and actively facilitate of decrease of "prison population" , that reduce costs of public penitentiary system. Key words: alternate punishment, probation service, probation supervision, criminological recidivism

References

1. Azybekov K.A. Methodology of adaptation of Muslim migrants to

European culture / K.A. Azhybekov, D.A. Brusilovsky, I.I. Esipov // Eurasian Law Journal. - 2017. - № 7 (110). - p. 351-355.

2. Akkulev A.Sh. Selected Issues of Probation // Scientific Journal: Bul-

letin of the Eurasian Humanities Institute 2010. No.4. Pp. 41-47.

3. Brusilovsky D.A. Possibilities of Islam in the context of intra-

religious, inter-religious and intercultural dialogue in the modern era // Society: philosophy, history, culture. - 2016. - № 10. - P. 16-22.

4. Brusilovsky D.A. Methodological problems of the comparative analysis of civilizations // Society: philosophy, history, culture. -2017. - № 4. - P. 39-43.

5. The future of law // URL: http://bnews.kz (appeal date: February

13, 19).

6. Bykov A.V., Pertli L.F. Psychological correction of unlawful be-

havior of convicted probation officers in the UK // Legal psychology. 2015. No. 2. P.13-15.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Gabraev A.Sh., Novikov A.V. Prospects for the implementation of the

institute of probation in the modern penitentiary policy of the Russian Federation // Modern problems of science and education. 2015. No. 2-2 // URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=23244 (appeal date: 04/19/2019).

8. Dvoryanskov R.V., Sergeeva V.V., Bataliev D.E. The use of alterna-

tive forms of punishment in Western Europe, the United States and Russia (comparative legal research). M .: ROO "Center for the Promotion of Criminal Justice Reform", PRI. 2004.

9. The dungeons of the Land of the Rising Sun // Word of Kyrgyz-

stan. - 2006. - 9 June.

10. Inshakov S.M. Foreign Criminology. M., 1997. 383 p.

11. Krauss D. Alternatives to tough sanctions. Is it possible, by punishing less, to achieve more? Summarizing the results of the meeting // Criminal Law and Crime. Development in Central and Eastern Europe. T.1 Bochum. University Press, 2004. p. 345-353.

12. Kristi N. Fighting crime as an industry. M .: ROO "Center for the Promotion of Criminal Justice Reform", 2001. 224 p.

13. Review of the legislation of the Scandinavian and Baltic countries on probation (criminal supervision). Series "Human Rights". SPb, 2005. 224 p.

14. Pertley L.F., Chernysheva D.V. Historical and legal aspect and the organization of the execution of sentences and measures of a criminal law nature without isolation from society: a monograph. M., 2012. 218 p.

15. Rakhimberdin K.Kh. Civil society of Kazakhstan and its role in the humanization of criminal policy. Ust-Kamenogorsk: Publishing house Librius, 2011. 294 p.

16. Reeves H. Great Britain: care for victims // Crime and Punishment, 1993. №4 / 5. Pp. 45-50.

17. Sadykov A.U. Prospects for a probation institute in Russia URL: https://wiselawyer.ru/poleznoe/51436-perspektivy-instituta-probacii-sovremennoj-rossii (appeal date: 03/03/19).

18. Formation of a probation institute in the Kyrgyz Republic / K.Kh. Rakhimberdin, M.R. Geta, R.M. Myrzalimov, M.T. Jamankulov. Bishkek, 2005. 228 p.

19. Temirbekova A. Probation: the essence, goals and methods of implementation // URL: http://www.adilet.gov.kz/ru/node/8643 (appeal date: 03/03/19)

20. Ueda K. Crime and Criminology in modern Japan. M .: Progress, 1989. 256 p.

21. Khutorskaya N.B. International standards and organization of the probation service abroad // Proceedings of the International Conference: Development of the penitentiary system in the Kyrgyz Republic: results, problems and prospects. Bishkek, 2003. p. 96-99.

22. California Crime Victims' Report: California Crime Victims & Survivors;

23. Robinson M.B. Justice Blind? Ideals and Realities of American Criminal Justice. NJ: Prentice Hall. 2002. 540 p.

S^v

5

-C

m

о

a

А У

т; А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.