Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ТРУДАХ К.Д. КАВЕЛИНА'

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ТРУДАХ К.Д. КАВЕЛИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
102
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.Д. КАВЕЛИН.ПРАВО.ИСТОРИЯ.МЫСЛИТЕЛЬ XIX ВЕКА / K.D. KAVELIN. PRAVO.HISTORY. THINKER OF XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мащенко А.М., Живайкина А.А.

К.Д. Кавелин - один из выдающихся мыслителей XIX века. Труды мыслителя популярны не только на территории России, но и зарубежом. Зачатки некоторых западноевропейских концепций можно обнаружить в ранних трудах Кавелина. В своих работах философ попытался создать новую модель истории России, а также дать определение некоторым правовым терминам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL AFFAIRS IN THE WORKS K. D. KAVELIN

K.D. Kavelin is one of the famous thinkers of the 19th century. The thinker's works are popular not only in Russia, but also abroad. The beginnings of some Western European concepts can be found in Kavelin's early works. In his works the philosopher tried to create a new model of the Russian history and define for some legal terms.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ТРУДАХ К.Д. КАВЕЛИНА»

УДК 34.09

Мащенко А.М. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Саратовский Государственный Медицинский Университет

научный руководитель: Живайкина А.А.

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ В ТРУДАХ К.Д. КАВЕЛИНА

Аннотация:

К.Д. Кавелин - один из выдающихся мыслителей XIX века. Труды мыслителя популярны не только на территории России, но и зарубежом. Зачатки некоторых западноевропейских концепций можно обнаружить в ранних трудах Кавелина. В своих работах философ попытался создать новую модель истории России, а также дать определение некоторым правовым терминам.

К.Д. Кавелин.Право.История.Мыслитель XIXвека.

Mas^enko A.M. student 2 course, Faculty of Medicine Saratov State Medical University Russia, Saratov Scientific adviser: Zhivajkina A.A. LEGAL AFFAIRS IN THE WORKS K. D. KAVELIN

Annotation:

K.D. Kavelin is one of the famous thinkers of the 19th century. The thinker's works are popular not only in Russia, but also abroad. The beginnings of some Western European concepts can be found in Kavelin's early works. In his works the philosopher tried to create a new model of the Russian history and define for some legal terms.

K.D. Kavelin. Pravo.History. Thinker of XIX century.

Константин Дмитриевич Кавелин русский философ, публицист, этнограф и общественный деятель XIX века, который сумел оставить после себя огромное наследие мыслей, теорий и решений, наболевших общественных проблем. Современные ученые даже сходятся во мнении, что зачатки некоторых западноевропейских концепций можно обнаружить в ранних трудах Кавелина.

Константин Дмитриевич Кавелин в 1839 году окончил юридический факультет Московского университета. В этом же году вышла научная работа под названием «О римском владении», которая была признана лучшей работой, благодаря которой он поступить в магистратуру. В 1841 году Константин Дмитриевич защитил диссертацию по гражданскому праву «Основные начала русского судоустройства и гражданского судопроизводства в период времени от Уложения до Учреждения о губерниях». [3]

В начале 40-х годов XIX века Константин Каверин относил себя к славянофилам, пропагандирующим исключительную и превосходящую роль России в мировой истории. Но через несколько лет перешел на сторону западников, которые отождествляли исторические пути России и Европы. В 1847 году Константин Дмитриевич Кавелин выпустил знаменитую работу под названием « Взгляд на юридический быт Древней Руси». Толчком для написания статьи стало желание прекратить спор между западниками и славянофилами и выстроить новую социальную схему, изображающее историю развития России. На создание работы Кавелина вдохновили труды Г.Ф.В. Гегеля и О. Конта. С кавелевской точки зрения материализм и идеализм - это два несовместимых понятия, которые должны находится в гармоничной взаимосвязи между собой.[2]

Главный объект исследования в работе «Взгляд на юридический быт Древней Руси» Константина Дмитриевича - история развития собственности.

Собственность - исторически определённый общественный способ присвоения людьми предметов производительного и непроизводительного потребления. [4]

С точки зрения философа в первобытном обществе существовала патриархальная форма жизни, которая препятствовала такому понятию как «собственность». Новый виток развития государственного строя был связан с наступлением войн или политических потрясений. С деятельностью варяг на территории Руси связано появление частнособственнических отношений рабовладельческого типа. По мнению Константина Дмитриевича монгольское иго разрушило удельную систему государственного управления и воссоздало политическое единство. Так как во главе государства стоял князь, полностью подчинявшийся воле монгольского хана. Усиление Москвы и деятельность московских князей стало основополагающим аспектом в создании единого централизованного государства. [2]

Свое исследование философ провел в 1846 году, когда еще не была создана знаменитая формация Маркса и Энгельса. Две теории между собой имеют много общего. Константин Дмитриевич исследовал историю с помощью материалистического метода и идеалистического метода. Такая же установка была и у Маркса: его метод основан на французском материализме и гегелевском идеализме. Различие заключается в масштабах социологического исследования. Кавелин рассматривал только Россию, а Маркс - весь мир.[2 с.7]

В одной из поздних своих работ «Взгляд на юридический быт Древней Руси» (1959) Дмитрий Константинович отвел ведущую роль в развитии страны -личной собственности, сравнив данное понятие с локомотивом. Общинная собственность - это рельсы, от которых зависит качество и скорость движения локомотива. [2]

Несмотря на ряд серьезных изменений философских взглядов произошедших в жизни Константина Дмитриевича Кавелина в душе он оставался либералом со всеми своими положительными и отрицательными

социально-политическими теориями.

Использованные источники:

1. Арсланов Р.А. Внешнеполитические взгляды К.Д. Кавелина // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения».2006.№° 2.

2. Горлов А.В. Два «ВЗГЛЯДА» Русского либерала XIX века : К.Д. Кавелин о развитии института собственности в России.//Вестник государственного и муниципального управления .2012.№1

3. Пергамент М.Я. К.Д. Кавелин как цивилист // Право. 1910. № 20.

4. https://yuridicheskaya encyclopediya.academic.ru/10480/СОБСТВЕННОСТЬ

УДК 342.2

Мащенко А.М. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Саратовский Государственный Медицинский Университет

научный руководитель: Живайкина А.А. ГОСУДАРСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ К.Д. КАВЕЛИНА Аннотация:

Проблема государственного устройства волновала ученых с древнейших времен. Согласно Платону государственный строй должен формироваться на основе идеи справедливости. В данной работе представлена концепция развития государственного аппарата России XIX века. К. Д. Кавелин видит решение многих проблем в изменении системы власти и введении радикальных реформ в жизнь общества.

Государственное устройство. К.Д. Кавелин. Реформа. XIXвек.

Mas^enko A.M. student 2 course, Faculty of Medicine Saratov State Medical University Russia, Saratov Scientific adviser: Zhivajkina A.A. STATE AS OBJECT OF PHILOSOPHY K.D. KAVELINA Annotation:

The problem of the state structure worried scientists since ancient times. According to Platon, the state system should be formed on the basis of the idea of justice. The concept of the development of the state apparatus of Russia of the XIX century is presented. K.D. Kavelin sees the solution of many problems in changing the system ofpower and introducing radical reforms in the life of society. The state structure. K.D. Kavelin. Reform. XIX century.

Государство - сложная система, которая должна работать как хорошо слаженный механизм. Проблема государственного устройства волновала ученых с древнейших времен. Впервые выдвинул и обосновал идею государственного устройства древнегреческий философ Платон.[3] Согласно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.