Научная статья на тему 'ГОСУДАРСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ К.Д. КАВЕЛИНА'

ГОСУДАРСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ К.Д. КАВЕЛИНА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УСТРОЙСТВО. К.Д. КАВЕЛИН. РЕФОРМА. XIX ВЕК / THE STATE STRUCTURE. K.D. KAVELIN. REFORM. XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мащенко А.М., Живайкина А.А.

Проблема государственного устройства волновала ученых с древнейших времен. Согласно Платону государственный строй должен формироваться на основе идеи справедливости. В данной работе представлена концепция развития государственного аппарата России XIX века. К. Д. Кавелин видит решение многих проблем в изменении системы власти и введении радикальных реформ в жизнь общества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE AS OBJECT OF PHILOSOPHY K.D. KAVELINA

The problem of the state structure worried scientists since ancient times. According to Platon, the state system should be formed on the basis of the idea of justice. The concept of the development of the state apparatus of Russia of the XIX century is presented. K.D. Kavelin sees the solution of many problems in changing the system of power and introducing radical reforms in the life of society.

Текст научной работы на тему «ГОСУДАРСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ К.Д. КАВЕЛИНА»

социально-политическими теориями.

Использованные источники:

1. Арсланов Р.А. Внешнеполитические взгляды К.Д. Кавелина // Вестник РУДН. Серия «Международные отношения».2006.№° 2.

2. Горлов А.В. Два «ВЗГЛЯДА» Русского либерала XIX века : К.Д. Кавелин о развитии института собственности в России.//Вестник государственного и муниципального управления .2012.№1

3. Пергамент М.Я. К.Д. Кавелин как цивилист // Право. 1910. № 20.

4. https://yuridicheskaya encyclopediya.academic.ru/10480/СОБСТВЕННОСТЬ

УДК 342.2

Мащенко А.М. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» Саратовский Государственный Медицинский Университет

научный руководитель: Живайкина А.А. ГОСУДАРСТВО КАК ОБЪЕКТ ФИЛОСОФИИ К.Д. КАВЕЛИНА Аннотация:

Проблема государственного устройства волновала ученых с древнейших времен. Согласно Платону государственный строй должен формироваться на основе идеи справедливости. В данной работе представлена концепция развития государственного аппарата России XIX века. К. Д. Кавелин видит решение многих проблем в изменении системы власти и введении радикальных реформ в жизнь общества.

Государственное устройство. К.Д. Кавелин. Реформа. XIXвек.

Mas^enko A.M. student 2 course, Faculty of Medicine Saratov State Medical University Russia, Saratov Scientific adviser: Zhivajkina A.A. STATE AS OBJECT OF PHILOSOPHY K.D. KAVELINA Annotation:

The problem of the state structure worried scientists since ancient times. According to Platon, the state system should be formed on the basis of the idea of justice. The concept of the development of the state apparatus of Russia of the XIX century is presented. K.D. Kavelin sees the solution of many problems in changing the system ofpower and introducing radical reforms in the life of society. The state structure. K.D. Kavelin. Reform. XIX century.

Государство - сложная система, которая должна работать как хорошо слаженный механизм. Проблема государственного устройства волновала ученых с древнейших времен. Впервые выдвинул и обосновал идею государственного устройства древнегреческий философ Платон.[3] Согласно

его взгляду, государство является выражением идеи справедливости. В диалоге отчётливо определяются философы как люди, способные постичь то, что вечно тождественно самому себе (идея).Знаменитые западные ученые Н. Макиавелли, Г. Гроция , И. Кант предлагали свои концепции государственного устройства. Среди отечественных философов особой популярностью пользуются труды К.Д. Кавелина.

В своей теории Константин Дмитриевич исследует историческое развитие и этапы становления сущности России, используя принцип историзма и органическую теорию развития общества. По мнению Кавелина, невозможно построить концепцию государственного устройства, не зная историю исследуемой страны.

В середине XIX века проблема познания истории России раскололо общественность на два лагеря: западников и славянофилов. Исторические взгляды Кавелина формировались под влиянием философской истории Г. В.Ф. Гегеля. Особенностью данного подхода проявлялась в теоретическом осмыслении исторических фактов, опирающихся на источники. В результате работы Константину Дмитриевичу удалось представить развитие России в виде единого закономерного процесса развития от родового общества к государству.[2]

По мнению Кавелина государство - это высшая стадия человеческого общежития, состоящая из нескольких стадий. Прообразом и основой любого государства является семья. Следующей стадией являются частные объединения (города,села, общественные организации и т.д), которые в совокупности образуют государство.

К обязательным признакам государства Кавелин относит не только территорию и население, но и характерные черты России: единый политический центр, деятельность правительства в интересах всех сословий, отсутствие влияния аристократии и церкви. Можно сделать вывод о том, что государство становится гарантом нравственного развития личности.[1]

В научной работе Константина Дмитриевича главной морально -этической основой государства является справедливость. Кавелин попытался создать модель государства, в котором создавались бы все условия необходимые для всестороннего развития личности. Решение данной проблемы ученый видит в изучении особенностей исторических, политических и национальных особенностей развития России.

Современные философы до сих пор спорят о форме государственного управления представленной в трудах Кавелина. Некоторые ученые считают, что Константин Дмитриевич был приверженцем конституционной монархии, другие относят его к сторонникам самодержавия. Сам же ученый видел главной задачей своей деятельности борьбу с бюрократией. [1]

В своей концепции К.Д. Кавелин предложил создать совещательные органы при государе - сенаты. Модель государственного устройства с точки зрения К.Д. Кавелина должна была выглядеть следующим образом: внутренняя администрация империи должна находиться под контролем

административного сената. Законодательный сенат должен решать законодательные вопросы и подготавливать законопроекты. Задача судебного сената заключалась в освобождении судебной власти от зависимости от администрации. По статусу Судебный сенат находился выше чем Законодательный сенат и Административный сенат. По проекту Кавелина, сенат должен создавать национальную модель развития данных направлений, а государственный аппарат должен решать давать ход предложениям или нет. Последнее слово в решении всез государственных вопросов отводилось монарху. Ученый полагал, что создание данных учреждений поможет улучшить работу государственной власти и решить главную проблему царской России - бюрократию.[1]

Среди нововведений было создание закона о печати и предложения отменить смертную казнь, административные ссылки, стеснений употребления собственного языка в школах.[1]

Из приведенных концепций развития России видно, что Константин Дмитриевич Кавелин не боялся вводить радикальные реформы в систему государственного строя и был сторонником монархической формы правления России, считая ее наиболее подходящей для России XIX века.

Использованная литература:

1. Терехова Н.С. Идея государства в социально-политической концепции К.Д. Кавелина. Государство - важнейший социально-политический институт.//Известия Алтайского государственного университета.2007.

2. Арсланов Р.А. История Российского государства в трудах К.Д. Кавелина//Вестник РУДН.2007.№ 1

3. //ru.wikipedia. ощ/мкШлатон

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.