Научная статья на тему 'Правовые вопросы совершенствования государственного страхования в Украине'

Правовые вопросы совершенствования государственного страхования в Украине Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / ПЕНСИОННОЕ СТРАХОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ / ИНТЕРНЕТ-СТРАХОВАНИЕ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О СТРАХОВАНИИ / PUBLIC INSURANCE / PENSION INSURANCE / SOCIAL SECURITY / INSURANCE FUNDS / ONLINE INSURANCE / INSURANCE LAW

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кашкарева Алена Витальевна

Проанализированы основные направления законодательного совершенствования системы обязательного государственного страхования в Украине в современных условиях экономического развития. Рассмотрены проблемные аспекты деятельности основных страховых систем, а также проблематика реализации такими системами их главных целей и задач. Выявлены основные пути реформирования системы публичного страхования. Исследована международная нормативно-правовая база в сфере публичного страхования, а также акты национального законодательства Украины. Предложены пути решения существующих проблемных аспектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analyzed the legislative direction to improve the system of compulsory state insurance in Ukraine in the current economic conditions. The main problematic aspects of the major Insurance Systems and implementing these systems perspectives of their main objectives. The basic ways to reform the system of public insurance. The basic international legal framework in the field of public security, as well as acts of national legislation of Ukraine. The ways of solving the problem unsettled issues.

Текст научной работы на тему «Правовые вопросы совершенствования государственного страхования в Украине»

А. В. Кашкарева

ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В УКРАИНЕ

В условиях рискового характера рыночной экономики возникает разнообразие социально-экономических ситуаций, где на государство ложится обязательство по обеспечению гражданам необходимых видов и системы социальной защиты. Конституция Украины провозглашает курс на построение социального, правового государства, политика которого направлена на обеспечение прав и гарантий достойного жиз-

ненного уровня для каждого члена общества. Поэтому государственное страхование занимает важное место в системе гарантий социальных прав граждан, в частности, на социальную защиту, что закреплено в ст. 46 Конституции Украины.

На современном этапе рыночных преобразований в Украине в сфере социального страхования накопился ряд нерешенных проблем как законодатель-

ного, так и организационного характера: отсутствие единых принципов определения критериев необходимости предоставления социальных льгот; взаимо-дублирование отдельных социальных выплат; отсутствие четкой направленности социальных выплат на помощь семьям с низким уровнем доходов; недостаточная согласованность социальных выплат с другими государственными расходами; отсутствие механизмов регулирования бюджетов социальных фондов и т.д. [1, с. 135].

Исследуя проблемы реформирования публичного страхования в Украине, следует отметить, что такое страхование не существует обособленно от экономических и политических условий страны, которые сформировались на определенном историческом этапе ее развития. Оно представляет собой «историческое явление, подвергается постепенным изменениям в четко определенном направлении» [1, с. 20]. Следует согласиться с Н. А. Вигдорчиком, который сформулировал закон развития социального страхования. По его мнению, оно развивается в направлении все более совершенного сохранения жизненного уровня трудящихся масс [2, с. 61]. Именно с учетом требований этого закона и нужно осуществлять дальнейшее реформирование нормативно-правового регулирования публичного страхования.

Первоочередной задачей законодателей является создание современной нормативно-правовой базы, которая будет определять правовые, экономические и организационные основы, эффективную систему управления публичным страхованием.

В Украине деятельность страховых систем по определенным видам социального страхования базируется на признании всеобщности и обязательности социального страхования лиц, работающих по найму. Согласно законодательству Украины, общеобязательному государственному социальному страхо-

ванию подлежат все наемные работники и некоторые другие категории работающих, что соответствует международным стандартам [4, с. 861].

Гарантированность общепризнанного уровня социального обеспечения. Общая сумма помощи должна быть достаточной для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи получателя. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень - пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание - который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи [6]. Государства должны принять надлежащие меры для обеспечения осуществления этого права [6]. По государственному социальному страхованию в Украине прожиточный минимум не может быть ниже установленной нормы. Размеры периодических выплат пересматриваются в случае существенного изменения общего уровня заработной платы, если такие изменения происходят вследствие существенных изменений стоимости жизни [7]. Государство берет на себя общую ответственность за надлежащее предоставление помощи и принимает для этого необходимые меры.

С целью реформирования и совершенствования правового регулирования публичного страхования Украины следует устранить существующие пробелы в действующем законодательстве, в частности, по урегулированию вопросов управления целевыми страховыми фондами. Так, управление страховыми фондами осуществляется по принципу «три чуждости», то есть представительства государства, застрахованных лиц и работодателей. Однако на сегодня порядок назначения представителей государства и проведения избрания (делегирования) представителей застрахованных лиц и работодателей остается неурегулированным. Законами Украины «Об общеобязательном государствен-

ном пенсионном страховании» [12], «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» [13], «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребени-ем»[14], «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»[15] этот порядок не установлен, а только указано, что представителей государства назначает Кабинет министров Украины, а представителей застрахованных лиц и работодателей выбирают (делегируют) сами стороны.

Порядок назначения представителей государства, избрания (делегирования) представителей застрахованных лиц и работодателей должен быть закреплен в Основах законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании [10]. Вопросы о порядке назначения представителей государства должны быть урегулированы в Законе Украины «О Кабинете министров Украины» [16]. В названном законе среди основных функций и полномочий Кабинета министров Украины в сфере экономики и финансов предусмотрено общее положение по организации государственного страхования (ст. 20). Вместе с тем этот закон следует дополнить статьей «Отношения Кабинета министров Украины с фондами общеобязательного государственного социального страхования», которая бы урегулировала круг вопросов, связанных с назначением правительством представителей государства для управления целевыми страховыми фондами на паритетных началах с другими субъектами общеобязательного государственного социального страхования, или этот вопрос должен быть решен в Основах законодательства Ук-

раины об общеобязательном государственном социальном страховании.

Как составляющая публичного страхования, пенсионное страхование также имеет определенные объективные причины реформирования. Так, некоторые ученые отмечают, что на современном этапе развития общества приоритетным направлением в формировании социальной политики государства и решении социальных проблем является отказ от устаревших методов государственного регулирования процессов формирования и использования Пенсионного фонда Украины и самой системы пенсионного обеспечения. Необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения обусловлена рядом взаимосвязанных объективных и субъективных факторов, среди которых основными ученые считают следующие: отсутствие равноценной связи между порядком формирования Пенсионного фонда и вознаграждением, полученным из него; углубление демографического кризиса; несовершенный механизм предоставления льготных и специальных пенсий, финансируемых за счет Пенсионного фонда и государственного бюджета Украины; увеличение количества пенсионеров и, как следствие, растущая нагрузка на плательщиков пенсионных страховых взносов; социальная справедливость при дифференциации пенсионных выплат разным категориям граждан, регламентируется специальными законами о пенсионном обеспечении [7, с. 65].

Изучая процесс реализации пенсионной реформы, началавшейся в Украине в 2004 г., следует констатировать, что до сих пор остается нерешенной проблема внедрения накопительной системы пенсионного страхования, согласно которой средства, аккумулированные на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, будут инвестироваться в экономику государства, что позволит получать инвестиционный

доход и способствовать реальному увеличению размеров дополнительных пенсий из накопительных счетов в будущем. Однако, по мнению специалистов, внедрение накопительного уровня станет возможным лишь при условии стабильного ежегодного роста внутреннего валового продукта не менее чем на два процента, а также реального повышения заработной платы застрахованным лицам [4]. Как утверждают экономисты, первые весомые результаты внедрения пенсионной реформы, в частности, накопительного уровня, станут ощутимыми после 2015 г., и то лишь при условии получения стабильного 8процентного инвестиционного дохода на накопительную составляющую пенсионной системы. Указанный инвестиционный доход может обеспечить достаточно ощутимый экономический рост [4]. В связи с чем следует согласиться с некоторыми исследователями, которые указывают, что плановое введение накопительной системы пенсионного страхования направлено на постепенное увеличение в будущем размеров пенсионных выплат благодаря получению инвестиционного дохода. Это усилит зависимость размера пенсии от трудового вклада лица, а значит, увеличит заинтересованность работников и работодателей в уплате страховых взносов, устранит влияние фактора старения населения, приведет к невозможности солидарного принципа финансирования и будет способствовать формированию мощного источника инвестиционных доходов для роста национальной экономики [5, с. 50, 55]. Однако накопительная составляющая системы общеобязательного пенсионного страхования, хотя и должна была начать функционировать еще с 2007 г., вследствие неэффективного администрирования и недостаточного законодательного обеспечения до сих пор не внедрена [6, с. 125].

Следует отметить, что реформирование социального страхования отдель-

но от экономики в целом не приведет к каким-либо результатам. Повышение уровня выплат непосредственно связано с повышением уровня взносов в Фонд социального страхования. В то же время чистое повышение уровня взносов может привести к росту уровня теневой экономики. Для повышения уровня социального страхования в стране путем реформирования необходимо объединить мероприятия по следующим направлениям: усовершенствованию законодательной базы в сфере социального страхования, стимулированию экономической активности населения для уменьшения бремени на государство [16, с. 15], а также уменьшению расходов фондов социального страхования.

Именно на экономию финансовых затрат фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования может значительно повлиять внедрение Интернет-страхования.

На современном этапе в Украине начали только появляться Интернет-услуги на рынке страхования. Участниками страхового Интернет-рынка являются только страховые компании, которые представлены в Интернете, потребители страховых услуг Интернета, другие профессиональные участники страхового рынка (например финансовые институты) [5, с. 78-79]. Так общий онлайн-проект НАСК «Оранта» и «Па-хать-Жизнь» предоставляет возможность приобретения полиса страхования, оформления заявки и расчета стоимости полиса с помощью Интернета [18]; страховая группа «ТАС» предложила своим клиентам новую услугу -заказ полисов через Интернет [9]. Для украинских субъектов публичного страхования этот вид Интернет-услуг является новым и требует дальнейшего изучения.

Подводя итог исследования, надо отметить, что несовершенство публичного страхования в Украине требует

поиска путей, направленных на его усовершенствование. Эта работа должна проводиться одновременно по трем направлениям.

Во-первых, для защиты интересов застрахованных лиц: ввести непосредственный мониторинг деятельности страховщиков и усилить контроль за соблюдением ими требований по обеспечению платежеспособности и финансовой устойчивости фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования; повысить макроэкономическую эффективность системы публичного страхования; разработать методические рекомендации по составлению планов мероприятий финансового оздоровления фондов социального страхования; активизировать введение временных рекомендаций по управлению страховщиками и усовершенствовать нормативно-правовую базу их деятельности; повысить эффективность управления фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования; ввести аппарат самоуправления в системе социального страхования в соответствии с основами об общеобязательном государственном социальном страховании; ввести систему пруденциального надзора, который предусматривает максимальный учет деятельности фондов социального страхования, а именно: контроль за такими аспектами, как: существенность рисков, качество внутренней системы управления и контроля за рисками, соответствующий бухгалтерский учет и финансовую отчетность, выявление недостатков в деятельности страховщиков на ранних стадиях их возникновения; внедрить Интернет-услуги в сфере публичного страхования, использование которых позволит сократить финансовые расходы фонда общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования и сделает данную сферу страхования более удобной; разработать и внедрить требования

относительно функционирования системы внутреннего контроля страховщиков (внутреннего аудита).

Во-вторых, для обеспечения стабильности развития публичного страхования на основании совершенствования системы правового обеспечения и системы регулирования, надзора и контроля за участниками публичной страховой деятельности обеспечить формирование эффективного государственного регулирования и надзора в сфере публичного страхования с учетом принципов и стандартов, рекомендованных Международной ассоциацией органов надзора за страховой деятельностью; обеспечить дальнейшую адаптацию законодательства Украины в сфере публичного страхования к законодательству Европейского союза; ввести систему контроллинга в сферу контроля над участниками публичной страховой деятельности; обеспечить внесение изменений в законодательство относительно развития публичного страхования; разработать концептуальные подходы и способствовать принятию соответствующих законов относительно внедрения обязательного медицинского страхования; обеспечить разработку действенного законодательства, которое сможет обеспечить противодействие использованию страхового рынка для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным путем; усовершенствовать законодательство в части порядка осуществления страховщиками расследований обстоятельств, наступления сомнительных страховых случаев.

В-третьих, для формирования адекватной системы профессиональной подготовки и сертификации специалистов по публичному страхованию и обеспечения государственной поддержки научно-исследовательских работ в этой сфере разработать и адаптировать программы по публичному страхованию

в учебных заведениях III и IV уровня аккредитации с потребностями страхового рынка, установить соответствующие требования к преподавателям по вопросам публичного страхования; усовершенствовать систему профессиональной подготовки в сфере публичного страхования; разработать государственную программу научно-

исследовательских работ в сфере публичного страхования и подготовки соответствующих специалистов.

В Украине социальное страхование не только защищает работающих, но и служит механизмом общественных инвестиций, доходы от которых воз-

вращаются в виде улучшения качества жизни населения, стабильности общества, формирования побудительных мотивов к труду, получения образования, повышения квалификации. Государственное социальное страхование стало важным средством достижения социального согласия в обществе, снижения уровня бедности. Реализация права работающих на государственное социальное страхование - одно из важнейших конституционных прав человека, соблюдение которого обеспечивает законность и социальную справедливость в распределении государственных доходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.