А. В. Кашкарева
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРАХОВАНИЯ В УКРАИНЕ
В условиях рискового характера рыночной экономики возникает разнообразие социально-экономических ситуаций, где на государство ложится обязательство по обеспечению гражданам необходимых видов и системы социальной защиты. Конституция Украины провозглашает курс на построение социального, правового государства, политика которого направлена на обеспечение прав и гарантий достойного жиз-
ненного уровня для каждого члена общества. Поэтому государственное страхование занимает важное место в системе гарантий социальных прав граждан, в частности, на социальную защиту, что закреплено в ст. 46 Конституции Украины.
На современном этапе рыночных преобразований в Украине в сфере социального страхования накопился ряд нерешенных проблем как законодатель-
ного, так и организационного характера: отсутствие единых принципов определения критериев необходимости предоставления социальных льгот; взаимо-дублирование отдельных социальных выплат; отсутствие четкой направленности социальных выплат на помощь семьям с низким уровнем доходов; недостаточная согласованность социальных выплат с другими государственными расходами; отсутствие механизмов регулирования бюджетов социальных фондов и т.д. [1, с. 135].
Исследуя проблемы реформирования публичного страхования в Украине, следует отметить, что такое страхование не существует обособленно от экономических и политических условий страны, которые сформировались на определенном историческом этапе ее развития. Оно представляет собой «историческое явление, подвергается постепенным изменениям в четко определенном направлении» [1, с. 20]. Следует согласиться с Н. А. Вигдорчиком, который сформулировал закон развития социального страхования. По его мнению, оно развивается в направлении все более совершенного сохранения жизненного уровня трудящихся масс [2, с. 61]. Именно с учетом требований этого закона и нужно осуществлять дальнейшее реформирование нормативно-правового регулирования публичного страхования.
Первоочередной задачей законодателей является создание современной нормативно-правовой базы, которая будет определять правовые, экономические и организационные основы, эффективную систему управления публичным страхованием.
В Украине деятельность страховых систем по определенным видам социального страхования базируется на признании всеобщности и обязательности социального страхования лиц, работающих по найму. Согласно законодательству Украины, общеобязательному государственному социальному страхо-
ванию подлежат все наемные работники и некоторые другие категории работающих, что соответствует международным стандартам [4, с. 861].
Гарантированность общепризнанного уровня социального обеспечения. Общая сумма помощи должна быть достаточной для поддержания здоровья и надлежащего материального положения семьи получателя. Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень - пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание - который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи [6]. Государства должны принять надлежащие меры для обеспечения осуществления этого права [6]. По государственному социальному страхованию в Украине прожиточный минимум не может быть ниже установленной нормы. Размеры периодических выплат пересматриваются в случае существенного изменения общего уровня заработной платы, если такие изменения происходят вследствие существенных изменений стоимости жизни [7]. Государство берет на себя общую ответственность за надлежащее предоставление помощи и принимает для этого необходимые меры.
С целью реформирования и совершенствования правового регулирования публичного страхования Украины следует устранить существующие пробелы в действующем законодательстве, в частности, по урегулированию вопросов управления целевыми страховыми фондами. Так, управление страховыми фондами осуществляется по принципу «три чуждости», то есть представительства государства, застрахованных лиц и работодателей. Однако на сегодня порядок назначения представителей государства и проведения избрания (делегирования) представителей застрахованных лиц и работодателей остается неурегулированным. Законами Украины «Об общеобязательном государствен-
ном пенсионном страховании» [12], «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности» [13], «Об общеобязательном государственном социальном страховании в связи с временной потерей трудоспособности и расходами, обусловленными погребени-ем»[14], «Об общеобязательном государственном социальном страховании на случай безработицы»[15] этот порядок не установлен, а только указано, что представителей государства назначает Кабинет министров Украины, а представителей застрахованных лиц и работодателей выбирают (делегируют) сами стороны.
Порядок назначения представителей государства, избрания (делегирования) представителей застрахованных лиц и работодателей должен быть закреплен в Основах законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании [10]. Вопросы о порядке назначения представителей государства должны быть урегулированы в Законе Украины «О Кабинете министров Украины» [16]. В названном законе среди основных функций и полномочий Кабинета министров Украины в сфере экономики и финансов предусмотрено общее положение по организации государственного страхования (ст. 20). Вместе с тем этот закон следует дополнить статьей «Отношения Кабинета министров Украины с фондами общеобязательного государственного социального страхования», которая бы урегулировала круг вопросов, связанных с назначением правительством представителей государства для управления целевыми страховыми фондами на паритетных началах с другими субъектами общеобязательного государственного социального страхования, или этот вопрос должен быть решен в Основах законодательства Ук-
раины об общеобязательном государственном социальном страховании.
Как составляющая публичного страхования, пенсионное страхование также имеет определенные объективные причины реформирования. Так, некоторые ученые отмечают, что на современном этапе развития общества приоритетным направлением в формировании социальной политики государства и решении социальных проблем является отказ от устаревших методов государственного регулирования процессов формирования и использования Пенсионного фонда Украины и самой системы пенсионного обеспечения. Необходимость реформирования системы пенсионного обеспечения обусловлена рядом взаимосвязанных объективных и субъективных факторов, среди которых основными ученые считают следующие: отсутствие равноценной связи между порядком формирования Пенсионного фонда и вознаграждением, полученным из него; углубление демографического кризиса; несовершенный механизм предоставления льготных и специальных пенсий, финансируемых за счет Пенсионного фонда и государственного бюджета Украины; увеличение количества пенсионеров и, как следствие, растущая нагрузка на плательщиков пенсионных страховых взносов; социальная справедливость при дифференциации пенсионных выплат разным категориям граждан, регламентируется специальными законами о пенсионном обеспечении [7, с. 65].
Изучая процесс реализации пенсионной реформы, началавшейся в Украине в 2004 г., следует констатировать, что до сих пор остается нерешенной проблема внедрения накопительной системы пенсионного страхования, согласно которой средства, аккумулированные на индивидуальных накопительных пенсионных счетах, будут инвестироваться в экономику государства, что позволит получать инвестиционный
доход и способствовать реальному увеличению размеров дополнительных пенсий из накопительных счетов в будущем. Однако, по мнению специалистов, внедрение накопительного уровня станет возможным лишь при условии стабильного ежегодного роста внутреннего валового продукта не менее чем на два процента, а также реального повышения заработной платы застрахованным лицам [4]. Как утверждают экономисты, первые весомые результаты внедрения пенсионной реформы, в частности, накопительного уровня, станут ощутимыми после 2015 г., и то лишь при условии получения стабильного 8процентного инвестиционного дохода на накопительную составляющую пенсионной системы. Указанный инвестиционный доход может обеспечить достаточно ощутимый экономический рост [4]. В связи с чем следует согласиться с некоторыми исследователями, которые указывают, что плановое введение накопительной системы пенсионного страхования направлено на постепенное увеличение в будущем размеров пенсионных выплат благодаря получению инвестиционного дохода. Это усилит зависимость размера пенсии от трудового вклада лица, а значит, увеличит заинтересованность работников и работодателей в уплате страховых взносов, устранит влияние фактора старения населения, приведет к невозможности солидарного принципа финансирования и будет способствовать формированию мощного источника инвестиционных доходов для роста национальной экономики [5, с. 50, 55]. Однако накопительная составляющая системы общеобязательного пенсионного страхования, хотя и должна была начать функционировать еще с 2007 г., вследствие неэффективного администрирования и недостаточного законодательного обеспечения до сих пор не внедрена [6, с. 125].
Следует отметить, что реформирование социального страхования отдель-
но от экономики в целом не приведет к каким-либо результатам. Повышение уровня выплат непосредственно связано с повышением уровня взносов в Фонд социального страхования. В то же время чистое повышение уровня взносов может привести к росту уровня теневой экономики. Для повышения уровня социального страхования в стране путем реформирования необходимо объединить мероприятия по следующим направлениям: усовершенствованию законодательной базы в сфере социального страхования, стимулированию экономической активности населения для уменьшения бремени на государство [16, с. 15], а также уменьшению расходов фондов социального страхования.
Именно на экономию финансовых затрат фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования может значительно повлиять внедрение Интернет-страхования.
На современном этапе в Украине начали только появляться Интернет-услуги на рынке страхования. Участниками страхового Интернет-рынка являются только страховые компании, которые представлены в Интернете, потребители страховых услуг Интернета, другие профессиональные участники страхового рынка (например финансовые институты) [5, с. 78-79]. Так общий онлайн-проект НАСК «Оранта» и «Па-хать-Жизнь» предоставляет возможность приобретения полиса страхования, оформления заявки и расчета стоимости полиса с помощью Интернета [18]; страховая группа «ТАС» предложила своим клиентам новую услугу -заказ полисов через Интернет [9]. Для украинских субъектов публичного страхования этот вид Интернет-услуг является новым и требует дальнейшего изучения.
Подводя итог исследования, надо отметить, что несовершенство публичного страхования в Украине требует
поиска путей, направленных на его усовершенствование. Эта работа должна проводиться одновременно по трем направлениям.
Во-первых, для защиты интересов застрахованных лиц: ввести непосредственный мониторинг деятельности страховщиков и усилить контроль за соблюдением ими требований по обеспечению платежеспособности и финансовой устойчивости фондов общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования; повысить макроэкономическую эффективность системы публичного страхования; разработать методические рекомендации по составлению планов мероприятий финансового оздоровления фондов социального страхования; активизировать введение временных рекомендаций по управлению страховщиками и усовершенствовать нормативно-правовую базу их деятельности; повысить эффективность управления фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования; ввести аппарат самоуправления в системе социального страхования в соответствии с основами об общеобязательном государственном социальном страховании; ввести систему пруденциального надзора, который предусматривает максимальный учет деятельности фондов социального страхования, а именно: контроль за такими аспектами, как: существенность рисков, качество внутренней системы управления и контроля за рисками, соответствующий бухгалтерский учет и финансовую отчетность, выявление недостатков в деятельности страховщиков на ранних стадиях их возникновения; внедрить Интернет-услуги в сфере публичного страхования, использование которых позволит сократить финансовые расходы фонда общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования и сделает данную сферу страхования более удобной; разработать и внедрить требования
относительно функционирования системы внутреннего контроля страховщиков (внутреннего аудита).
Во-вторых, для обеспечения стабильности развития публичного страхования на основании совершенствования системы правового обеспечения и системы регулирования, надзора и контроля за участниками публичной страховой деятельности обеспечить формирование эффективного государственного регулирования и надзора в сфере публичного страхования с учетом принципов и стандартов, рекомендованных Международной ассоциацией органов надзора за страховой деятельностью; обеспечить дальнейшую адаптацию законодательства Украины в сфере публичного страхования к законодательству Европейского союза; ввести систему контроллинга в сферу контроля над участниками публичной страховой деятельности; обеспечить внесение изменений в законодательство относительно развития публичного страхования; разработать концептуальные подходы и способствовать принятию соответствующих законов относительно внедрения обязательного медицинского страхования; обеспечить разработку действенного законодательства, которое сможет обеспечить противодействие использованию страхового рынка для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным путем; усовершенствовать законодательство в части порядка осуществления страховщиками расследований обстоятельств, наступления сомнительных страховых случаев.
В-третьих, для формирования адекватной системы профессиональной подготовки и сертификации специалистов по публичному страхованию и обеспечения государственной поддержки научно-исследовательских работ в этой сфере разработать и адаптировать программы по публичному страхованию
в учебных заведениях III и IV уровня аккредитации с потребностями страхового рынка, установить соответствующие требования к преподавателям по вопросам публичного страхования; усовершенствовать систему профессиональной подготовки в сфере публичного страхования; разработать государственную программу научно-
исследовательских работ в сфере публичного страхования и подготовки соответствующих специалистов.
В Украине социальное страхование не только защищает работающих, но и служит механизмом общественных инвестиций, доходы от которых воз-
вращаются в виде улучшения качества жизни населения, стабильности общества, формирования побудительных мотивов к труду, получения образования, повышения квалификации. Государственное социальное страхование стало важным средством достижения социального согласия в обществе, снижения уровня бедности. Реализация права работающих на государственное социальное страхование - одно из важнейших конституционных прав человека, соблюдение которого обеспечивает законность и социальную справедливость в распределении государственных доходов.