Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА'

ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
336
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА / ГАРАНТИРОВАНИЕ / МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Правкина Ирина Николаевна

Статья посвящена проблеме определения правовых условий эффективного функционирования социального государства. Уточняются особенности социального государства как качественного специфического типа современного государства. Обосновывается, что в качестве основных условий эффективного функционирования социального государства необходимо рассматривать, во-первых, гарантированность права на достойную жизнь и свободное развитие человека, во-вторых, формирование и развитие гражданского общества, в-третьих, высокий уровень правовой защищенности отдельных категорий граждан и, в-четвертых, обеспечение функционирования механизма реализации прав и свобод человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL CONDITIONS FOR EFFICIENT FUNCTIONING OF A WELFARE STATE

The paper is devoted to determination of legal conditions for efficient functioning of a welfare state. The author clarifies features of the welfare state as a qualitative specific type of modern state. She proves that four conditions should be regarded as key to efficient functioning of a welfare state: guaranteed right to a decent life and free personal development; formation and development of civil society; high level of legal protection for certain categories of citizens; ensured functioning of a mechanism to exercise human rights and freedoms.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА»

УДК 340

DOI: 10.18522/2313-6138-2022-9-1-6

Правкина Ирина Николаевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, 125080, г. Москва, ул. Врубеля, д. 12, email: pravkinairina@yandex.ru

Pravkina, Irina N.,

PhD in Law, Associate Professor, Department of State-Legal Disciplines, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, 12 Vrubelia Str., 125080, Moscow, Russian Federation, email: pravkinairina@yandex.ru

ПРАВОВЫЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА

LEGAL CONDITIONS FOR EFFICIENT FUNCTIONING

OF A WELFARE STATE

АННОТАЦИЯ. Статья посвящена проблеме определения правовых условий эффективного функционирования социального государства. Уточняются особенности социального государства как качественного специфического типа современного государства. Обосновывается, что в качестве основных условий эффективного функционирования социального государства необходимо рассматривать, во-первых, гарантирован-ность права на достойную жизнь и свободное развитие человека, во-вторых, формирование и развитие гражданского общества, в-третьих, высокий уровень правовой защищенности отдельных категорий граждан и, в-четвертых, обеспечение функционирования механизма реализации прав и свобод человека.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: социальное государство; правовые условия; эффективность; права и свободы человека; гарантирование; механизм реализации прав и свобод человека.

ABSTRACT. The paper is devoted to determination of legal conditions for efficient functioning of a welfare state. The author clarifies features of the welfare state as a qualitative specific type of modern state. She proves that four conditions should be regarded as key to efficient functioning of a welfare state: guaranteed right to a decent life and free personal development; formation and development of civil society; high level of legal protection for certain categories of citizens; ensured functioning of a mechanism to exercise human rights and freedoms.

KEYWORDS: welfare state; legal conditions; efficiency; human rights and freedoms; guarantees; mechanism to exercise human rights and freedoms.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ: Правкина, И. Н. Правовые условия эффективного функционирования социального государства [Текст] / И. Н. Правкина // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. -2022. - Т. 9, № 1. - С. 51-56. - Б01: 10.18522/23136138-2022-9-1-6.

FOR CITATION:

Pravkina, I. N. Legal Conditions for Efficient Functioning of a Welfare State [Text] / I. N. Pravkina. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 51-56 (in Russian). - DOI: 10.18522/2313-61382022-9-1-6.

© И. Н. Правкина, 2022

В условиях постоянных социально-экономических и политико-правовых изменений, оказывающих существенное влияние на российское общество, повышается значимость решения задач, связанных с формированием правовой государственности, укреплением дисциплины и правопорядка, гарантированием прав и свобод человека, а также созданием условий для эффективного функционирования социального государства. Достижению указанных целей, как правило, во многом способствует адекватное использование государством правового инструментария, находящегося в его руках. В силу этого большое значение приобретает решение вопроса о том, при каких правовых условиях достижение важных для государства целей оказывается максимально эффективным.

Проблема эффективного функционирования государства является предметом исследования многих отечественных и зарубежных научных деятелей. В отечественной теории государства и права также имеется много монографических работ, посвященных эффективности правовых норм, механизма действия права, правового регулирования. Однако вопросы, связанные с эффективностью функционирования социального государства и влиянием на нее права, в трудах отечественных ученых не получили столь глубокого теоретического анализа.

В связи с этим рассмотрение проблем оптимального функционирования социального государства, а также определение условий, создающих предпосылки для эффективного осуществления таким государством своей деятельности, приобретают очевидную значимость как в теоретическом, так и в практическом плане.

В отечественной теории государства и права современное государство, как правило, рассматривается в качестве социального. При этом сама идея социального государства является, прежде всего, «наследием» западноевропейской политико-правовой мысли, в которой оно ассоциируется с принятием государством на себя обязательств по обеспечению достойной жизни, созданием условия для самореализации и гарантий суверенной личности, созданием эффективного механизма распределения социальных благ, а также социальной справедливостью и защищенностью личности. Однако

государство также не может считаться социальным, если в нем не обеспечивается эффективное действие специфического по своему содержанию права, и в этой связи закономерной оказывается постановка вопроса о правовых условиях эффективного функционирования социального государства.

Рассмотрение интересующего нас вопроса следует начать с определения понятия «эффективность». В зависимости от сферы научного знания можно выделить множество подходов к определению названного понятия, что связано, прежде всего, с многоаспектностью и сложностью того явления, которое за ним скрывается.

Так, например, в политологических исследованиях эффективность определяется как результат реализации властью своих функциональных обязанностей в различных сферах общественной жизни. Широкое использование термина в экономических науках привело к тому, что было выработано определение, в рамках которого эффективность интерпретируется как достижение поставленных целей с минимально возможными издержками и затратами, обеспечиваемое преимущественно последовательным и обоснованным распределением ресурсов, необходимых для достижения этих целей.

Необходимо отметить, что термин «эффективность» органично включен в аппарат юридической науки. Так, например, Р. А. Ромашов определяет эффективность как «результативное воздействие образующих аппарат государственной власти структурных институтов на общественные отношения, складывающиеся в рамках самой социальной системы» [7, с. 119]. О. Ю. Еремина под эффективностью государственного управления в социальной сфере понимает «степень достижения правовыми средствами зафиксированных в юридической форме целей государственной политики» [2, с. 11]. Таким образом, эффективность функционирования государства определяется характером и степенью результативности государственного воздействия на различные сферы общественной жизни. При этом основной целью такого воздействия является удовлетворение социально-значимых потребностей граждан, а значимыми инструментами - правовые средства, находящееся в распоряжении государства. Сказанное в полной мере справедливо в применении к социальному государству.

Эффективным функционирование социального государства может быть только тогда, когда созданы условия, способствующие гармоничному и сбалансированному развитию современного общества. К числу наиболее значимых правовых условий следует отнести, во-первых, гарантированность права на достойную жизнь и свободное развитие человека, во-вторых, формирование и развитие гражданского общества, в-третьих, высокий уровень правовой защищенности отдельных категорий граждан и, в-четвертых, обеспечение функционирования механизма реализации прав и свобод человека. Рассмотрим каждое из перечисленных условий.

Необходимо отметить, что как на законодательном, так и на доктринальном уровне отсутствует общепризнанное толкование сущности и содержания понятия «достойная жизнь». Однако декларирование Конституцией Российской Федерации положения о том, что политика государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, определяет стратегическое направление правовой политики России как современного социального государства. Право на достойную жизнь, как справедливо полагает М. В. Саудаханов, представляет собой сложное, полиморфное явление, которое включает в себя определенный уровень духовно-культурного развития, самореализации и защищенности [6]. Ключевым в характеристике данного права является достойное материальное обеспечение граждан, соответствующее необходимому уровню развития современного общества и государства, а также возможность обладать и пользоваться социальными благами, представляющими культурные и правовые ценности.

Стоить отметить, что реализация рассматриваемого условия определяется двумя факторами. С одной стороны, государство берет на себя обязательство не только признавать и декларировать соблюдение и защиту прав и свобод человека, но и предпринимать реальные меры, обеспечивающие осуществление прав и свобод человека на практике, гарантировать реализацию прав и свобод. С другой стороны, государство, задавая границы правового поля, определяет рамки, позволяющие человеку развертывать свою активность, а реализация свое-

го потенциала, в том числе экономического, осуществляется каждым самостоятельно (будет ли человек пользоваться своими правами - зависит в итоге от него самого, а не от государства).

Гарантирование права на достойную жизнь может быть осуществлено только в условиях поддержания правового равенства, а также взаимной ответственности государства и человека, государства и общества. Так, например, устанавливая законодательные ограничения властного вмешательства в различные сферы общественной жизни, государство определяет пределы своей экспансии и гарантирует отсутствие такого вмешательства в жизнь человека, которое бы препятствовало самостоятельной реализации личностного потенциала. Мера свободы личности, в свою очередь, также определена правовыми предписаниями и может быть ограничена в случае их нарушений.

Описывая второе условие, необходимо отметить, что современное гражданское общество представляет собой сложное институциональное образование, основными принципами построения и функционирования которого являются самоорганизация, самоидентификация, юридическое равенство и экономическая свобода. Как правило, важной задачей и для государства, и для гражданского общества является признание прав и свобод человека и гражданина, а также создание условий для их эффективной реализации. В связи с этим организация взаимодействия между государством и гражданским обществом, а также обеспечение возможности оптимального функционирования последнего является одним из основных критериев, определяющих эффективность осуществления государственно-правовой политики.

Одним из важных условий оптимального функционирования гражданского общества выступает признание существования наряду с правом, поддерживаемым и обеспечиваемым государством, такой негосударственной формы права, которую в специальной литературе принято называть «правом гражданского общества» [3; 4]. Признание методологического плюрализма базовой идейной парадигмой, лежащей в основе исследования государственно-правовых явлений, позволяет говорить не только о существовании права гражданского общества, но и о специфичности его предназначения, которое проявляется в реализации

функций саморегуляции, социальной интеграции и координации [5]. Следует отметить, что право гражданского общества представляет собой сложное сочетание различных форм негосударственного права, функционирование которых обеспечивается «встраиванием» в среду государственного права.

Возможность существования права гражданского общества в настоящее время обеспечивается развитием локализованных форм организации и интеграции людей, основной целью которых является удовлетворение общих потребностей и интересов. Позиционирование себя в качестве конструктивной оппозиции государственной власти обусловливает потребность гражданского общества в сдерживании расширения экспансии государственной власти и в обеспечении реализации притязаний негосударственных субъектов права посредством «превращения» их в права.

Взаимодействие государства и гражданского общества, как правило, регулируется по принципу обратной связи. Так, государство, определяя границы правового воздействия на различные сферы общественных отношений, предоставляет гражданскому обществу рычаги влияния на институты государственной власти. Гражданское общество, в свою очередь, задавая параметры функционирования государства, обеспечивает возможность своей автономиза-ции и делает действие права гражданского общества наиболее эффективным при сохранении доминирования государственного права.

Еще одним значимым условием оптимального функционирования гражданского общества является высокий уровень правовой активности граждан. Основной идейной установкой гражданского общества является обеспечение признания притязаний индивида, а также его интеграции в правовое пространство. Это, в свою очередь, оказывается возможным только посредством выстраивания стратегических линий поведения, направленных на приобретение новых прав, и создание механизма использования существующих правовых возможностей.

Следует отметить, что основной целью правовой политики российского государства как социального является реализация комплексной политико-правовой стратегии создания благоприятных условий для самореализации и самоидентификации личности, расширения эконо-

мической свободы, обеспечения равноправия, а также социальной справедливости. Тактически реализация данной стратегии сопровождается, среди прочего, преодолением деформации правосознания современного общества. Деструктивное отношение к праву, негативное отношение к правовой действительности обусловливают неадекватное представление о правовой жизни общества и оказывают ощутимое влияние на выстраивание гражданами линий своего правового поведения. В связи с этим необходимо отметить, что обеспечение реализации рассматриваемого условия осуществляется, прежде всего, мерами идеологического характера. Использование обозначенных мер в рамках реализации названной стратегии объясняется необходимостью нивелирования традиционных для отечественного правосознания представлений о взаимоотношениях общества, личности и государства.

Следующим условием эффективного функционирования социального государства является высокий уровень правовой защищенности отдельных категорий граждан. Подразумевается, что отдельные категории граждан в силу своих индивидуальных особенностей не могут в полном объеме реализовывать предоставленные им права. Такие лица, как правило, оказываются в неодинаковом в сравнении с другими положении, и реализация их прав и свобод нуждается в дополнительных обеспечительных мерах со стороны государства.

В настоящее время проблеме правовой защищенности социально уязвимых категорий граждан со стороны органов государственной власти уделяется большое внимание. Так, например, одним из компонентов социально-экономической политики российского государства является создание благоприятных условий для гармоничного развития детей и обеспечение функционирования системы защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. Реализация данного компонента социально-экономической политики предполагает, во-первых, совершенствование законодательства в сфере обеспечения и защиты прав детей, во-вторых, координацию деятельности органов государственной власти и общественных организаций в вопросах реализации государственной политики в интересах детей, а также социально-правовой поддержки детей-сирот и

детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов и безнадзорных детей, в-третьих, обеспечение установленного порядка судебной защиты прав и законных интересов детей, а также дружественного к ребенку правосудия и системы исполнения наказаний, в-четвертых, принятие мер по совершенствованию системы профилактики правонарушений и установление факторов, оказывающих существенное воздействие на выстраивание несовершеннолетним линии своего правового поведения.

Необходимо отметить, что проблеме защиты социально уязвимых категорий граждан большое внимание уделяет Следственный комитет Российской Федерации. Так, в частности, Председатель Следственного комитета Российской Федерации А. И. Бастрыкин обозначил, что «особое значение для Следственного комитета имеет защита прав социально уязвимых групп граждан, в первую очередь детей. И с любым преступным насилием в отношении несовершеннолетних мы совместно с институтами гражданского общества ведем непримиримую борьбу» [1]. В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» особое внимание Следственным комитетом Российской Федерации уделяется проблеме социальной адаптации, интеграции, реабилитации, обеспечению права на благоустроенное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также своевременному применению уголовно-правовых мер при выявлении злоупотреблений должностных лиц в рамках обеспечения данной категории детей жилым помещением.

Четвертым условием функционирования социального государства следует признать обеспечение функционирования механизма реализации прав и свобод человека. На ментальном уровне в отечественном правосознании коренится идея о том, что права и свободы человека - это высшая культурная ценность, определяющая характер взаимоотношений государства с личностью как субъектом права. Права и свободы человека предстают в качестве иллюзорного фантома в том случае, если отсутствуют надлежащие средства их реализации. В связи с этим юридическое гарантирование прав и свобод человека является необходи-

мым условием практического воплощения им собственных притязаний.

Механизм реализации прав и свобод представляет собой совокупность правовых инструментов, посредством которых оказывается возможным воплощение правовых предписаний юридических норм в конкретном поведении индивида. Благодаря эффективному функционированию механизма реализации прав и свобод, основные ценности, закрепленные в действующих нормативных правовых актах, из возможностей трансформируются в конкретные блага.

Следует отметить, что основной целью реализации прав и свобод человека является объективация идеальной модели какого-либо правового явления. Достижение данной цели обеспечивается, во-первых, созданием необходимых условий, при которых человек потенциально может воспользоваться любым правом, признаваемым государством, во-вторых, гарантированием возможности каждого защищать свои права и свободы всеми способами, которые не запрещены законом, в-третьих, обеспечением каждому субъекту права на защиту его интересов от государственно-властного произвола. Так, например, лицо, самостоятельно инициируя процедуру защиты собственных прав и интересов в рамках судопроизводства, как правило, нуждается в дополнительных обеспечительных мерах со стороны государства, и, прежде всего, речь идет об обязательствах, которые берет на себя государство для защиты прав и свобод человека от нарушений.

Значимость механизма реализации прав и свобод человека определяется степенью его эффективности, повышение которой во многом зависит от качественной характеристики структурно-содержательных элементов, входящих в названный механизм, а также создания условий для их конструктивного использования. В качестве таких условий можно выделить, во-первых, формирование у субъекта правовых установок, ценностных ориентиров, а также позитивного отношения к праву и правовой реальности, во-вторых, развитие публичных институтов, основной сферой деятельности которых является обеспечение законных прав и свобод человека, в-третьих, принятие государством на себя обязательств по совершенствованию осуществления контрольно-надзорной

функции в сфере обеспечения и юридического гарантирования реализации прав и свобод человека, в-четвертых, качественное преобразование системы правовых средств воздействия на общественные отношения.

Подводя итог, сформулируем следующие выводы:

1. Социальное государство - тип современного государства, основной целью которого является не только провозглашение в конституционных актах широкого объема социально-экономических прав, но и правовое гарантирование и обеспечение реализации таких прав.

2. Развитие социального государства определяется не только целями правовой политики и оптимизацией правового инструментария, используемого при ее осуществлении, но и наличием благоприятных обстоятельств, способствующих его эффективному функционированию.

3. В условиях именования российского государства правовым, укрепления дисциплины и правопорядка, а также гарантирования и обеспечения прав и свобод человека чрезвычайно значимой как в теоретическом, так и практическом плане оказывается проблема правовых условий эффективного функционирования социального государства.

4. К числу таких условий следует отнести, во-первых, гарантированность права на достойную жизнь и свободное развитие человека, во-вторых, формирование и развитие гражданского общества, в-третьих, высокий уровень правовой защищенности отдельных категорий граждан и, в-четвертых, обеспечение функционирования механизма реализации прав и свобод человека.

Литература

1. Александр Бастрыкин: Мы немедленно реагируем на каждый факт насилия в отношении детей [Электронный ресурс] // Российская газета. - 23.01.2014. - URL: https://rg.ru/2014/01/23/bastrykin.html (дата обращения: 11.02.2022).

2. Еремина, О. Ю. Теоретико-правовые основы оценки эффективности государственного управления в социальной сфере [Текст] : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Еремина, Ольга Юрьевна. - Москва, 2020.

3. Лановая, Г. М. Функциональная характеристика права гражданского общества [Текст] / Г. М. Лановая // Вестник Московского университета МВД России. -2017. - № 3. - С. 79-82.

4. Малахов, В. П. Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории [Текст] : монография / В. П. Малахов, Н. Д. Эриашвили. -Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 431 с.

5. Палазян, А. С. Современное право: функциональный аспект [Текст] : монография / А. С. Палазян. - Москва : Московский университет МВД России, 2009. - 383 с.

6. Саудаханов, М. В. Человек и его право на достойную жизнь [Электронный ресурс] / М. В. Саудаханов // Образование. Наука. Научные кадры. - 2019. - № 3. - С. 44-46. -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-ego-pravo-na-dostoynuyu-zhizn (дата обращения: 14.02.2022).

7. Ромашов, Р. А. Эффективность как критерий оценки социальной ценности системы государственной власти [Текст] / Р. А. Ромашов // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Право. -2003. - № 2. - С. 119-123.

References

1. Alexander Bastrykin: We immediately respond to every fact of violence against children [Electronic resource] // Rossiyskaya Gazeta. - 23.01.2014. - URL: https:// rg.ru/2014/01/23/bastrykin.html (date of application: 02.11.2022) [in Russian].

2. Eremina, O. Yu. Theoretical and legal foundations for assessing the effectiveness of public administration in the social sphere [Text] : dis. ... cand. jurid. sciences : 12.00.01 / Eremina Olga Yurievna. - Moscow, 2020 [in Russian].

3. Lanovaya, G. M. Functional characteristics of civil society law [Text] / G. M. Lanovaya // Bulletin of the Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. -2017. - No. 3. - P. 79-82 [in Russian].

4. Malakhov, V. P. Methodological and ideological problems of modern legal theory [Text] : monograph / V. P. Malakhov, N. D. Eriashvili. - Moscow : UNITY-DANA Publ., 2011. - 431 p. [in Russian].

5. Palazyan, A. S. Modern law: functional aspect [Text] : monograph / A. S. Palazyan. - Moscow : Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2009. - 383 p. [in Russian].

6. Saudakhanov, M. V. Man and his right to a decent life [Electronic resource] / M. V Saudakhanov // Education. The science. Scientific personnel. - 2019. - No. 3. - P. 44-46. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-ego-pravo-na-dostoynuyu-zhizn (date of application: 02.14.2022) [in Russian].

7. Romashov, R. A. Efficiency as a criterion for assessing the social value of the system of state power [Text] / R. A. Romashov // Bulletin of the Nizhny Novgorod University named after N. I. Lobachevsky. Series: Pravo. -

Поступила в редакцию 09.03.2022 Received March 09, 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.