УДК 34 ББК 67
DOI 10.24411/2414-3995-2020-10010 © И.Н. Правкина, 2020
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННЫХ ПРАВОВЫХ СТРАТЕГИЙ
Ирина Николаевна Правкина,
доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук
Московская академия Следственного комитета Российской Федерации (125080, Москва, ул. Врубеля, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматриваются основные конституционно-правовые ценности, нашедшие свое нормативное закрепление в действующей Конституции Российской Федерации. Отмечается, что данные ценности, являясь ориентиром для дальнейшего развития всей правовой системы, положены в основу правовых стратегий, конструируемых современным государством.
Ключевые слова: правовая стратегия, конституционно-правовые ценности, права и свободы человека, Конституция Российской Федерации.
CONSTITUTIONAL AND LEGAL VALUES AS THE BASIS OF MODERN LEGAL STRATEGIES
Irina N. Pravkina,
Associate Professor of the Department of State and Legal Disciplines,
Candidate of Legal Sciences
Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation(125080, Moscow, ul. Vrubelya, d. 12)
Abstract. Considered the main constitutional and legal values that have found their normative consolidation in the current Constitution of the Russian Federation. It is noted that these values as a guide for the further development of the entire legal system are the basis of legal strategies designed by the modern state.
Keywords: legal strategy, constitutional and legal values, human rights and freedoms, the Constitution of the Russian Federation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Правкина И.Н. Конституционно-правовые ценности как основа современных правовых стратегий. Вестник экономической безопасности. 2020;(1):65-8.
Любое государство в процессе своего исторического развития претерпевает изменения, одни из которых могут носить несущественный характер, другие же, напротив, отличаться качественным своеобразием. В начале 90-х годов прошлого столетия в результате коренного преобразования всех сфер общественной жизни Россия приобрела новое конституционное устроение. Формирование нового конституционно-правового порядка сопровождалось изменением не только государственного строя, но и соотношения интересов личности и общества, ценностных ориентиров, подхода к обеспечению и гарантированию прав и свобод человека и гражданина. Иными словами, речь шла о построении «нового типа» государства, которое бы адекватно отвечало запросам общества и человека.
Качественные изменения всей правовой системы были обусловлены отказом от укоренившегося
советского этатизма, признания исключительности публично-правовых начал в регулировании общественных отношений и ориентацией на построение новой системы либерального индивидуализма.
Новая модель взаимоотношений «человек—общество—государство» была закреплена в Конституции России 1993 года, которая определила новый этап развития конституционализма в России.
Следует признать, что во всех сферах общественной жизни действует определенный круг субъектов, с одной стороны, это личность, коллективные образования, гражданское общество, с другой — государство. В силу этого становится очевидным, что провозглашение новой Конституции и выстраивание ориентиров будущего развития явилось результатом соглашения гражданского общества и государства, предметом которого стало признание притязаний первого и ограничение произвола вто-
рого. Гражданское общество, если его рассматривать в контексте связи с государством, нацелено на придание государству как политическому способу организации общества, прежде всего, правовых начал, поэтому закрепление партнерской модели их взаимоотношений представляется крайне значимым.
Итак, Конституция выступает инструментом обеспечения общественного согласия и компромисса, формирования определенного баланса многообразных индивидуальных и коллективных интересов, имеющихся в обществе; следовательно, Конституция в этом случае есть форма и способ легитимации социального согласия и партнерства, а не средство обеспечения социального превосходства [6, с. 30].
Для того чтобы Российское государство могло оптимально функционировать, необходимо, чтобы аксиологические ориентиры, заложенные в Основном законе, нашли свое практическое воплощение. В современных условиях особую значимость в решении данной задачи приобретает реализация стратегического подхода, и в этой связи Конституцию Российской Федерации можно рассматривать не просто как базовый формально-юридический источник современного права, но и как программный документ, выступающий основой тех формируемых государством стратегий, осуществление которых обуславливает развитие действующего права.
Правовая стратегия представляет собой недета-лизированный план деятельности или воздействия, осуществляемого с целью изменения существующего права в соответствии с заранее сконструированной идеальной моделью, отражающей определенное состояние действующего права и правовой практики. В силу существования особой «генетической» связи права и государства можно признать, что правовая стратегия является одним из источников развития не только современного права, но и современного государства. Следовательно, в правовых стратегиях современного Российского государства находят свое отражение не только ценности, определяющие правовое положение индивида и его взаимоотношения с государством, но и ценности, составляющие основу организации и деятельности аппарата государства.
Рассмотрим те конструируемые государством в целях оптимизации действующего права и развития государства правовые стратегии, основой которых служат ценности, закрепленные в Конституции Российской Федерации.
Статья 2 Конституции закрепляет положение о том, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», а «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1]. Признание, с одной стороны, прав и свобод человека высшей ценностью и, с другой стороны, принятие на себя государством обязанности по созданию эффективных правозащитных механизмов в современных условиях в наиболее явном виде находят свое отражение в стратегии обеспечения незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина.
Реализация названной стратегии сопровождается рядом комплексных мероприятий, направленных на создание эффективных механизмов обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Так, например, государство гарантирует судебную защиту прав и свобод, в том числе обеспечение возможности активно пользоваться правом на защиту со стороны международных структур. Осуществляется гарантирование защиты от неправомерных действий органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, местного самоуправления, предпринимаются меры, нацеленные на повышение эффективности деятельности правоохранительных органов. Государство регулирует и защищает права национальных меньшинств, определяет пределы государственно-правового регулирования в различных сферах общественной жизни, предъявляет особые требования к качеству законодательного массива и др.
Еще одна правовая стратегия, значимая с точки зрения реализации закрепленных в Конституции ценностей, — это стратегия обеспечения формирования и эффективного функционирования институтов гражданского общества. В содержании данной стратегии находит свое отражение такие конституционные положения, как «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов» и «право собираться мирно, без оружия, проводить
собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Государство, реализуя данную стратегию, в первую очередь, должно создавать условия для оптимального функционирования и гарантировать возможность консолидации индивидуальных субъектов в общественно-политические объединения. В этой связи можно вести речь о сдерживании регулирующего воздействия государства на отношения в сфере собственности, брачно-семейные отношения, а также о необходимости государственной поддержки материнства и отцовства, защите предпринимательского сектора и т.д.
Еще одной стратегией, формируемой и реализуемой современным государством, является стратегия обеспечения безопасности государственно-правового строя. В названной стратегии, в первую очередь, находят свое отражение такие конституционно-правовые принципы, как народовластие (статья 3 Конституции РФ), социальное (статья 7 Конституции РФ), демократическое, правовое государство (статья 1 Конституции РФ). Основной закон, предельно обобщая данные конституционно-правовые ценности, не дает дефинитивных определений содержания перечисленных понятий. Однако это не препятствует тому, чтобы рассматривать их в качестве ориентиров государственно-правового развития.
Реализация названной стратегии предполагает, во-первых, обеспечение политического единства народа в условиях партийного плюрализма, во-вторых, обеспечение равного доступа граждан к замещению должностей в органах государственной власти, в-третьих, гарантирование гражданам возможности непосредственного волеизъявления при проведении выборов и референдума, в-четвертых, защиту прав и свобод национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, в-пятых, создание условий для обеспечения гражданам возможности участвовать в обеспечении важнейших функций государства, в том числе, например, совершенствование института присяжных и арбитражных заседателей.
В современных условиях особую общезначимой ценностью является построение наряду с демократическим и правовым, социального государства. Следует отметить, что провозглашение России социальным государством, политика которого
направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, не означает закрепление государственного патернализма с присущим ему тотальным регулированием экономики и неприятием экономической свободы и активности личности, предпринимательства и иной хозяйственной деятельности [6, с. 225]. В силу этого реализацией стратегии предполагается, кроме всего прочего, установление достойного минимального размера оплаты труда, соразмерного с прожиточным минимумом; поддержка материнства и детства, в том числе увеличение пособия по уходу за ребенком; развитие системы социальных служб, способных оказывать помощь лицам пожилого возраста, инвалидам и лицам, нуждающимся в особой государственной защите; повышение пособий по безработице, временной нетрудоспособности и предоставление других социальных гарантий гражданам.
Таким образом, в Конституции Российской Федерации находят свое закрепление конституционные ценности, которые являются основой стратегического планирования государства, базовой целью которого, прежде всего, является сохранение российской государственности и качественное развитие всех сфер общественной жизни. В этом плане значимым является то, что цель стратегического планирования носит политический характер, в силу чего и ценности, которые в основном находят свое закрепление в Конституции, не являются собственно правовыми. Так, ценности в праве — это ценности, интегрированные правом, т.е. некие мировоззренческие, политические, экономические, этические элементы социальной культуры, соединенные правом. Иначе говоря, это ряд социокультурных ценностей, приобретших статус правовых принципов (свобода, равенство, справедливость, демократия, порядок, безопасность, мир) [3, с. 177]. Конституционное закрепление таких ценностей предполагает включение правового компонента в те комплексные стратегии, которые создаются с целью обеспечения их реализации.
Подведем итоги.
1) Конституция Российской Федерации является базовым нормативным правовым актом, в котором получают свое правовое закрепление политико-правовые ценности.
2) Воплощение заложенных в Конституции ценностей оказывается возможным только на основе стратегического планирования, посредством формирования и реализации правовых стратегий.
3) В системе конституционно-правовых ценностей особую значимость представляют: права и свободы человека; гражданское общество; народовластие; социальное, демократическое и правовое государство, которые служат основой формирования правовых стратегий современного Российского государства.
4) Ценности, которые нашли свое правовое оформление в действующей Конституции, в основном носят характер политико-правовых, в силу этого правовые стратегии, реализуемые современным государством, являются комплексными.
Литература
1. Конституция Российской Федерации // Официальный текст Конституции с внесенными
поправками от 21.07.2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014, № 31, ст. 4398.
2. Комарова В.В. Наполнение и видовое многообразие правовой категории «конституционные ценности» (конституционно-правовой аспект) // Успехи современного естествознания. Юридические науки. 2015. № 1(8).
3. Неновски Н. Право и ценности. М: Прогресс, 1987.
4. Правкин И.В. Особенности взаимодействия правоохранительной системы и институтов гражданского общества в Российской Федерации // Теоретико-правовые и культурно-исторические проблемы взаимосвязи органов внутренних дел и гражданского общества. М., 2016.
5. Суханова А.А. Конституционные ценности современной России: классификация и система // Проблемы права. 2016. № 1 (55).
6. Эбзеев Б.С. Конституционное право. М.: ООО Проспект, 2019.
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя
Муниципальное право
России
Учебник
Девятое издание
Муниципальное право России. 9-е изд., перераб. и доп. Учебник. Под науч. ред. В.В. Еремяна, К.К. Гасанова. 415 с. Гриф УМО по юрид. образованию. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.
Изложены основные теории местного самоуправления, рассмотрена история возникновения и развития самоуправления в России. Показаны современные подходы к пониманию местного самоуправления, главные направления государственной политики России в этой области. Представлены предмет, метод, система и источники муниципального права. С учетом комплексного характера определено особое место муниципального права в системе российского права. Рассмотрены формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и его участия в нем. Описаны структура органов местного самоуправления и различные модели ее организации.
Для студентов (курсантов), аспирантов (адъюнктов) и преподавателей высших юридических образовательных учреждений, органов и должностных лиц местного самоуправления.