Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СОТОВОЙ СВЯЗИ НА ОХРАНЯЕМУЮ ТЕРРИТОРИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС'

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СОТОВОЙ СВЯЗИ НА ОХРАНЯЕМУЮ ТЕРРИТОРИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
160
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЯ УИС / НАДЗОР / РЕЖИМ / СРЕДСТВА СОТОВОЙ СВЯЗИ В УИС / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ / ПРОФИЛАКТИКА ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СОТОВОЙ СВЯЗИ / РЕЖИМНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ОХРАНЯЕМЫЕ ОБЪЕКТЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сакаева Резеда Рамилевна

Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в исправительные учреждения и иные учреждения УИС до сих пор продолжают поступать запрещенные предметы, в частности, мобильные телефоны, наркотические и психотропные средства, алкоголь и пр. Способы варьируются: от переброса до сокрытия при поступлении в исправительное учреждение. Данные запрещенные предметы представляют большую опасность в связи с тем, что с помощью них в условиях изоляции могут быть совершены преступления или иные правонарушения. Деятельность, направленная на противодействие преступному проникновению в учреждения уголовно-исполнительной системы средств сотовой связи приобретает особую актуальность в связи с постоянной трансформацией научно-технической сферы, созданием новых ухищрений, применяемых осужденными лицами и их пособниками. В настоящем исследовании предпринята попытка проанализировать правовые средства предупреждения проникновения средств сотовой (мобильной) связи на территорию учреждения УИС с точки зрения их эффективности, а также выявить проблемы в данной области. В завершение автором предлагается внести изменения в действующее законодательство, усиливающее ответственность за доставку запрещенных предметов на охраняемую территорию учреждения УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сакаева Резеда Рамилевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MEANS OF PREVENTION AND WARNING OF THE DELIVERY OF CELLULAR COMMUNICATIONS TO THE SECURE TERRITORY OF THE PERSONAL INSTITUTION

The relevance of the topic of this study is due to the fact that today correctional facilities and other institutions of the penal system still continue to receive prohibited items, in particular, mobile phones, narcotic and psychotropic drugs, alcohol, etc. Ways range from throwing to hiding when entering a correctional facility. These prohibited items pose a great danger due to the fact that with the help of them, in conditions of isolation, crimes or other offenses can be committed. The main difficulty in detecting prohibited items is that the delivery of these items is latent, which makes it difficult to detect and seize them in a timely manner. Activities aimed at counteracting criminal penetration into the institutions of the penitentiary system (hereinafter referred to as the penitentiary system) of cellular communications are of particular relevance due to the constant transformation of the scientific and technical sphere, the presence of problems associated with the generation of new tricks used by convicts, persons imprisoned under guards and their accomplices. In this study, an attempt was made to analyze the legal means of preventing the penetration of cellular (mobile) communications into the territory of a penal system in terms of their effectiveness, as well as to identify problems in this area. In conclusion, the author proposes to amend the current legislation, strengthening the responsibility for the delivery of prohibited items to the protected area of the penitentiary institution.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СОТОВОЙ СВЯЗИ НА ОХРАНЯЕМУЮ ТЕРРИТОРИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС»

ВЕСТНИК СЮИ

DOI 10.37523/SUI.2022.51.5.021 УДК 343.852

Сакаева Резеда Рамилевна

преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара,ул. Рыльская, 24в, email: rizisakaeva@gmail.com

Rezeda R. Sakaeva

Lecturer of Civil Law Disciplines Department,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

24v, Rylskaya str., Samara, Russia, 443022,

email: rizisakaeva@gmail.com

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ДОСТАВКИ СРЕДСТВ СОТОВОЙ СВЯЗИ НА ОХРАНЯЕМУЮ ТЕРРИТОРИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС

Аннотация. Актуальность темы настоящего исследования обусловлена тем, что на сегодняшний день в исправительные учреждения и иные учреждения УИС до сих пор продолжают поступать запрещенные предметы, в частности, мобильные телефоны, наркотические и психотропные средства, алкоголь и пр. Способы варьируются: от переброса до сокрытия при поступлении в исправительное учреждение.

Данные запрещенные предметы представляют большую опасность в связи с тем, что с помощью них в условиях изоляции могут быть совершены преступления или иные правонарушения.

Деятельность, направленная на противодействие преступному проникновению в учреждения уголовно-исполнительной системы средств сотовой связи приобретает особую актуальность в связи с постоянной трансформацией научно-технической сферы, созданием новых ухищрений, применяемых осужденными лицами и их пособниками.

В настоящем исследовании предпринята попытка проанализировать правовые средства предупреждения проникновения средств сотовой (мобильной) связи на территорию учреждения УИС с точки зрения их эффективности, а также выявить проблемы в данной области.

В завершение автором предлагается внести изменения в действующее законодательство, усиливающее ответственность за доставку запрещенных предметов на охраняемую территорию учреждения УИС.

Ключевые слова: учреждения УИС, надзор, режим, средства сотовой связи в УИС, запрещенные предметы в исправительных учреждениях, профилактика доставки средств сотовой связи, режимная территория, охраняемые объекты.

LEGAL MEANS OF PREVENTION AND WARNING OF THE DELIVERY OF CELLULAR COMMUNICATIONS TO THE SECURE TERRITORY OF THE PERSONAL INSTITUTION

Summary. The relevance of the topic of this study is due to the fact that today correctional facilities and other institutions of the penal system still continue to receive prohibited items, in particular, mobile phones, narcotic and psychotropic drugs, alcohol, etc. Ways range from throwing to hiding when entering a correctional facility.

These prohibited items pose a great danger due to the fact that with the help of them, in conditions of isolation, crimes or other offenses can be committed.

The main difficulty in detecting prohibited items is that the delivery of these items is latent, which makes it difficult to detect and seize them in a timely manner.

Activities aimed at counteracting criminal penetration into the institutions of the penitentiary system (hereinafter referred to as the penitentiary system) of cellular communications are ofparticular relevance due to the constant transformation of the scientific and technical sphere, the presence of problems associated with the generation of new tricks used by convicts, persons imprisoned under guards and their accomplices.

In this study, an attempt was made to analyze the legal means of preventing the penetration of cellular (mobile) communications into the territory of a penal system in terms of their effectiveness, as well as to identify problems in this area.

In conclusion, the author proposes to amend the current legislation, strengthening the responsibility for the delivery ofprohibited items to the protected area of the penitentiary institution.

Keywords: penitentiary institutions, supervision, regime, means of cellular communication in the penitentiary system, prohibited items in correctional institutions, prevention of the delivery of cellular communication means, restricted area, protected objects

© 2022 Сакаева Р. Р.

ТРИБУНА МОЛОЛОГО УЧЕНОГО

В настоящее время вопросы доставки запрещенных предметов, в том числе средств сотовой (мобильной) связи на режимную территорию учреждения УИС является одной из актуальных.

Посредством средств сотовой связи осуществляется большое количество мошеннических действий и иных преступлений, связанных с похищением финансовых средств, причинения вреда жизни и здоровью пострадавших лиц и др.

Актуальность анализа правовых средств профилактики и предупреждения доставки средств сотовой связи в учреждения УИС обоснована требованиями Уголовно-исполнительного кодекса РФ (далее - УИК РФ) и иных нормативно-правовых актов, которые диктуют необходимость своевременной реакции уполномоченных лиц на попытку или передачу запрещенных предметов, в том числе средств сотовой связи.

Так, задачей сотрудников отделов режима и безопасности учреждений УИС является пресечение проноса запрещенных предметов в соответствии с приложением № 3 к Приложению № 2 Приказа Минюста России от 04.07.2022 № 110 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений и Правил внутреннего распорядка исправительных центров уголовно-исполнительной системы» и выполнение необходимых правоприменительных действий при обнаружении и изъятии запрещенных предметов.

На наш взгляд, одним из важных элементов общей и частной превенции в деле доставки рассматриваемых запрещенных предметов является надзор, о чем неоднократно говорилось в правовой доктрине.

Доставка таких элементов может быть потенциально произведена следующими субъектами, на которых возложен тот или иной вид юридической ответственности за данные деяния, в зависимости от состава правонарушения:

- сотрудниками УИС;

- гражданским персоналом учреждения УИС;

- осужденными;

- лицами, прибывающими на краткосрочные и длительные свидания;

- лицами, прибывающими в учреждения УИС в связи с профессиональной или служебной необходимостью;

- иными лицами посредством пересечения линии охраны.

Согласно данным официальной статистической отчетности за 2021 г., представленной ФСИН России, изъято средств мобильной связи - 48 227, в том числе оперативными аппаратами учреждений или по их информации - 42 307, на режимной территории - 30 744, при попытке доставки - 17 483.

Из них средства сотовой (мобильной связи) были изъяты у защитников (или их адвокатов) в количестве 288 единиц, у следователей или дознавателей в количестве 38 единиц, у сотрудников учреждений и органов УИС - 193 единицы, у иных лиц 18 591. В 2020 г. при попытке доставки было изъято средств сотовой связи в количестве 29 518 единиц [3].

Отметим, что в учреждениях УИС обязаны официально регистрировать факты изъятия запрещенных предметов и веществ, в том числе средства сотовой связи.

За пронос сотовой связи указанными выше способами предусмотрены меры уголовного, уголовно-исполнительного и административного характера.

Дисциплинарная ответственность относится к уголовно-исполнительным мерам предотвращения и профилактики передачи или попытки передачи запрещенных предметов в учреждения УИС, в том числе средств сотовой связи: эта группа мер наиболее многочисленна и имеет ярко выраженный предупредительно-обеспечивающий характер.

Данный вид юридической ответственности в отношении сотрудников УИС определен нормами уголовно-исполнительного законодательства и наступает за факты нарушения норм, регламентирующих режимные требования.

Указанные нормы обязывают уполномоченные подразделения учреждений и органов УИС проводить определенную организационно-распорядительную работу по привлечению виновных лиц к дисциплинарной ответственности.

Кроме того, данные нормы носят явный характер общей и частной превенции, что стимулирует заинтересованных лиц к их неукоснительному соблюдению.

ВЕСТНИК СЮИ

Основными нормативными актами, регламентирующими дисциплинарную ответственность сотрудника УИС за проникновение средств сотовой связи на режимную территорию УИС, является федеральное законодательство и ведомственные акты.

Ответственность за данное нарушение наступает в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 49 Федерального закона № 197-ФЗ: «несоблюдение сотрудником ограничений и запретов, установленных ст. 14 данного Федерального закона».

Более интересной с научной точки зрения выступает административная ответственность за передачу и попытку передачи средств связи в учреждения УИС.

Деяние в виде «передачи либо попытки передачи осужденным запрещенных предметов» квалифицируются по ст. 19.12 КоАП РФ. При этом неважно, как и каким образом осуществлена данная доставка.

Под ним подразумевается следующие действия, которые совершаются скрытно, с целью перемещения через пункты досмотра запрещенные предметы и вещества: пронос, провоз через автотранспорт, заезжающий на охраняемую территорию, в посылках, через прибывающих лиц и др. Данные действия направлены на пересечение запрещенных предметов границ охраняемой территории.

Как справедливо отмечает Д. В. Горбань, обыски и досмотры имеют важнейшее превентивное значение в части борьбы с запрещенными предметами [1, с. 11].

Объективная сторона данного действия может быть выражена в передаче запрещенного предмета или в ее попытке.

Способ такой доставки в нашем случае значения имеет, то есть он может быть любым: как от проноса через КПП любыми лицами, так и с помощью переброса.

Учреждение УИС и прилегающая к нему территория считается режимной и содержит определенные ограничения к нахождению на ней и осуществлению там какой-либо деятельности.

Особенность привлечения к административной ответственности лиц, которые имеют потенциальную возможность пронести запрещенные предметы, в том числе средства сотовой связи состоит в субъекте правонарушения. Если таковым будет выступать кто-либо из гражданского персонала исправительного учреждения, он понесет административную ответственность, если в его деяниях будут отсутствовать признаки состава преступления.

Также к административной ответственности будут привлечены лица, прибывающие к осужденным на краткосрочные или длительные свидания, а также лица, задержанные при передаче или попытке передачи средств сотовой связи путем переброса (в том числе на внутреннюю запретную зону и 15-метровую полосу) и на режимной территории, прилегающей к учреждению УИС.

В целях недопущения проникновения на режимную территорию ИУ запрещенных предметов, сотрудники УИС могут совершать такие действия административного порядка, как доставление, административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей и др. Данные действия протоколируются, один экземпляр остается в ИУ, другой вручается правонарушителю.

Заметим, что значительное количество средств сотовой (мобильной связи) доставляется осужденным сотрудниками УИС и сотрудниками иных правоохранительных органов.

В 2021 г. зафиксировано 193 таких факта со стороны сотрудников УИС, не меньшее количество совершается и сотрудниками иных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность (следователи, дознаватели и др.).

Передача (доставка) должностным лицом (в том числе сотрудником УИС или сотрудником иных органов правопорядка) средств сотовой (мобильной) связи и их комплектующих осужденным (подозреваемым, обвиняемым) влечет наступление уголовной ответственности по ст. ст. 286, 291 УК РФ и др.

Кроме того, за доставку запрещенных предметов сотрудниками УИС ответственность наступает по ст. 290 УК РФ «Получение взятки».

Парадоксальным является тот аспект, что ответственность за одни и те же действия, совершенные, например, сотрудником или работником УИС, будет отличаться, в первом случае деяния будут квалифицированы как преступные, во втором деяние является административным правонарушением.

ТРИБУНА МОЛОЛОГО УЧЕНОГО

Так, если гражданские лица совершили передачу или попытку передачи осужденным запрещенных предметов, в отношении них наступает административная ответственность по ч. 1 или 2 ст. 19.3, ст. 19.12. КоАП РФ, в отношении сотрудников УИС за аналогичные действия наступает уголовная ответственность по ст. ст. 286, 290, 291.2. УК РФ и др.

Таким образом, обобщая вышеизложенное, отметим, что регулирование оборота запрещенных предметов, вещей и веществ в учреждениях УИС осуществляется в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством.

Предотвращение поступления на режимную территорию ИУ запрещенных предметов и вещей - деятельность многоплановая. На сотрудников УИС возлагаются специальные задачи по осуществлению режимных требований с целью противодействия преступлениям и правонарушениям. С этой целью на отделы безопасности возлагаются такие задачи, как постоянное наблюдение за ними в жилых и производственных зонах, применение аудиовизуальных средств, совместно с отделом охраны осуществление пропускного режима, проведение досмотров и обысков с целью обнаружения запрещенных предметов и вещей, изъятие их в случае обнаружения, сопровождение транспортных средств и др.

Данные мероприятия направлены на пресечение попыток передачи запрещенных предметов. Немаловажный фактор - это качественное выполнение данных мероприятий, поскольку осужденные пользуются различными способами и ухищрениями при попытке доставки таких предметов и вещей.

Важное превентивное значение в профилактике доставки запрещенных элементов, а именно средств телефонной связи и их комплектующих, на наш взгляд, имеют административно-правовые и уголовно-правовые методы.

С целью повышения эффективности противодействия проникновению запрещенных предметов, в том числе средств сотовой связи, на наш взгляд, необходимо установить аппараты, глушащие сигнал сотовой связи во всех без исключения исправительных учреждениях, расширить основания постановки на профилактический учет, постоянно повышать профессиональную компетенцию сотрудников отделов безопасности по противодействию доставке запрещенных предметов, осуществлять борьбу с рассматриваемыми незаконными действиями в рамках уголовно-правового поля путем издания федерального закона, унифицирующего ответственность за одни и те же деяния лиц, имеющих доступ на режимную территорию учреждения УИС за доставку запрещенных предметов, в том числе средств сотовой связи.

Библиографический список

1. Горбань Д. В. Проблемы предупреждения проникновения запрещенных предметов на территорию учреждений УИС и пути их решения // Пенитенциарная наука. 2017. № 4 (40). С. 8-13.

2. Основные показатели деятельности УИС за 2021 г. Тверь, 2022. 406 с.

References

1. Gorban' D. V. Problemy preduprezhdenija proniknovenija zapreshhennyh predmetov na terri-toriju uchrezhdenij UIS i puti ih reshenija [Problems of preventing the penetration of prohibited items into the territory of institutions of the penitentiary system and ways to solve them]. Penitenciarnaja nauka [Penitentiary science], 2017, no 4 (40), pр. 8-13 [in Russian].

2. Osnovnye pokazateli dejatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy za janvar' - dekabr' 2021 g.: Informacionno-analiticheskij sbornik [Key performance indicators of the penitentiary system for January - December 2021: Information and analytical collection]. Tver, 2022, 406 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.