Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДОСМОТРОВЫХ ГРУПП НА КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНЫХ ПУНКТАХ ПРИ ВХОДЕ НА ОХРАНЯЕМУЮ ТЕРРИТОРИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС'

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДОСМОТРОВЫХ ГРУПП НА КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНЫХ ПУНКТАХ ПРИ ВХОДЕ НА ОХРАНЯЕМУЮ ТЕРРИТОРИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
878
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНЫЕ ПУНКТЫ / ЗАПРЕЩЕННЫЕ ПРЕДМЕТЫ И ВЕЩЕСТВА / ДОСМОТРОВЫЕ ГРУППЫ / НАРКОТИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА / ПОЧТОВЫЕ ОТПРАВЛЕНИЯ / НЕСАНКЦИОНИРУЕМЫЙ ДОСТУП / ПОСЕТИТЕЛИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Субботин Сергей Петрович, Мкртчян Оганнес Давитович

В условиях достижения высоких показателей УИС особую роль приобретает институт Федеральной службы исполнения наказаний в части достижения и укрепления правопорядка в обществе. Представляется важным обеспечить выявление и предупреждение преступности за счет установления надежной охраны и надзора за осужденными, отбывающими наказание на территории объектов УИС. В связи с этим особая роль отводится функционированию КПП, обеспечивающих контроль за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта. Именно КПП идентифицируется как наиболее уязвимое место в части проникновения запрещенных предметов и веществ. Вышесказанное обуславливает актуальность исследования, связанного и изучением методов и средств, способных снизить число запрещенных предметов, доставляемых на территорию учреждений УИС за счет эффективной работы досмотровых групп. Цель исследования: изучение специфики работы досмотровых групп на КПП в учреждениях УИС и способов повышения их эффективности для предупреждения проникновения запрещенных предметов. Методы исследования: анализ теоретических, нормативно-правовых источников; общенаучные методы (логический, системно-функциональный, обобщение, анализ и синтез), а также частнонаучные методы (статистический, документальный). Результаты: раскрыто назначение деятельности КПП, их виды и требования к оборудованию для пропуска людей, автомобильного и железнодорожного транспорта. Выделены запрещенные предметы, пользующиеся спросом у осужденных, и каналы их доставления. Рассмотрены проблемы действующих КПП через призму их проходимости. Обоснована важность технического и организационного совершенствования КПП для повышения эффективности правопорядка в учреждениях УИС. Выводы: проблема проникновения в учреждения УИС запрещенных предметов и веществ связана с деятельностью КПП. Требуется постоянное использование передовых технических средств, способствующих эффективной деятельности учреждений УИС и оптимизации работы досмотровых групп на КПП. Представляется необходимым обеспечить финансирование на приобретение соответствующих средств контроля и надзора на КПП, а также оптимизировать порядок предупреждения правонарушений в учреждениях УИС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Субботин Сергей Петрович, Мкртчян Оганнес Давитович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF INSPECTION TEAMS AT CHECKPOINTS, AT THE ENTRANCE TO THE PROTECTED AREA, AND AT THE INSTITUTIONS OF THE PENITENTIARY SYSTEM

In the conditions of achieving high indicators of the penal system, the Institute of the Federal penitentiary service plays a special role in achieving and strengthening the rule of law in society. It is important to ensure the detection and prevention of crime by establishing reliable protection and supervision of convicts serving their sentences on the territory of penal institutions. In this regard, a special role is assigned to the functioning of checkpoints that control the passage of people and vehicles to the site. It is the checkpoint that is identified as the most vulnerable place in terms of penetration of prohibited items and substances. The above explains the relevance of the research related to the study of methods and means that can reduce the number of prohibited items delivered to the territory of penal institutions due to the effective work of inspection teams. The purpose of the study: to study the specifics of the work of inspection groups at checkpoints in penal institutions and ways to improve their effectiveness to prevent the penetration of prohibited items. Research methods: analysis of theoretical, regulatory and legal sources; General scientific methods (logical, system-functional, generalization, analysis and synthesis), as well as private scientific methods (statistical, documentary). Results: the purpose of checkpoints, their types and requirements for equipment for passing people, road and rail transport are revealed. Prohibited items that are in demand among convicts and their delivery channels are highlighted. The problems of existing checkpoints are considered through the prism of their patency. The importance of technical and organizational improvement of the checkpoint for improving the effectiveness of law and order in the institutions of the penitentiary system is justified. Conclusions: the problem of penetration of prohibited items and substances into penal institutions is related to the activities of the checkpoint. It is necessary to constantly use advanced technical tools that contribute to the effective operation of penal institutions and optimize the work of inspection teams at checkpoints. It is necessary to provide funding for the purchase of appropriate controls and supervision at the checkpoint, as well as to optimize the procedure for preventing offenses in the institutions of the penitentiary system.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДОСМОТРОВЫХ ГРУПП НА КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНЫХ ПУНКТАХ ПРИ ВХОДЕ НА ОХРАНЯЕМУЮ ТЕРРИТОРИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС»

DOI 10.37523/SUI.2021.30.97.021 УДК 343.8

Субботин Сергей Петрович

преподаватель кафедры режима и охраны в УИС, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: crimlaw@samlawin.ru

Sergey P. Subbotin

Lecturer of the Department of regime and supervision in the penal system,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia, Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022, e-mail: crimlaw@samlawin.ru

Мкртчян Оганнес Давитович

курсант 4 курса,

Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара, ул. Рыльская, 24в, e-mail: ogannes.mkrtchyan.99@mail.ru

Oganes D. Mkrtchyan

4 year cadet,

Samara Law Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail: ogannes.mkrtchyan.99@mail.ru , Russia, 443022

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ ДОСМОТРОВЫХ ГРУПП НА КОНТРОЛЬНО-ПРОПУСКНЫХ ПУНКТАХ ПРИ ВХОДЕ НА ОХРАНЯЕМУЮ ТЕРРИТОРИЮ УЧРЕЖДЕНИЙ УИС

Аннотация. В условиях достижения высоких показателей УИС особую роль приобретает институт Федеральной службыы исполнения наказаний в части достижения и укрепления правопорядка в обществе. Представляется важным обеспечить выявление и предупреждение преступности за счет установления надежной охраны и надзора за осужденными, отбывающими наказание на территории объектов УИС. В связи с этим особая роль отводится функционированию КПП, обеспечивающих контроль за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию объекта. Именно КПП идентифицируется как наиболее уязвимое место в части проникновения запрещенных предметов и веществ. Вышесказанное обуславливает актуальность исследования, связанного и изучением методов и средств, способных снизить число запрещенных предметов, доставляемых на территорию учреждений УИС за счет эффективной работы досмотровых групп.

Цель исследования: изучение специфики работы досмотровых групп на КПП в учреждениях УИС и способов повышения их эффективности для предупреждения проникновения запрещенных предметов. Методы исследования: анализ теоретических, нормативно-правовых источников; общенаучные методы (логический, системно-функциональный, обобщение, анализ и синтез), а также частнонаучные методы (статистический, документальный). Результаты: раскрыто назначение деятельности КПП, их виды и требования к оборудованию для пропуска людей, автомобильного и железнодорожного транспорта. Выделены запрещенные предметы, пользующиеся спросом у осужденных, и каналы их доставления. Рассмотрены проблемы действующих КПП через призму их проходимости. Обоснована важность технического и организационного совершенствования КПП для повышения эффективности правопорядка в учреждениях УИС. Выводы: проблема проникновения в учреждения УИС запрещенных предметов и веществ связана с деятельностью КПП. Требуется постоянное использование передовых технических средств, способствующих эффективной деятельности учреждений УИС и оптимизации работы досмотровых групп на КПП. Представляется необходимым обеспечить финансирование на приобретение соответствующих средств контроля и надзора на КПП, а также оптимизировать порядок предупреждения правонарушений в учреждениях УИС.

Ключевые слова: контрольно-пропускные пункты, запрещенные предметы и вещества, досмотровые группы, наркотические вещества, почтовые отправления, несанкционируемый доступ, посетители.

IMPROVING THE EFFICIENCY OF INSPECTION TEAMS AT CHECKPOINTS, AT THE ENTRANCE TO THE PROTECTED AREA, AND AT THE INSTITUTIONS OF THE PENITENTIARY SYSTEM

Summary. In the conditions of achieving high indicators of the penal system, the Institute of the Federal penitentiary service plays a special role in achieving and strengthening the rule of law in society. It is important to ensure the detection and prevention of crime by establishing reliable protection and supervision of convicts serving their sentences on the territory of penal institutions. In this regard, a special role is assigned to the functioning of checkpoints that control the passage of people and vehicles to the site. It is the checkpoint that is identified as the most vulnerable place in terms of penetration of prohibited items and substances. The above explains the relevance of the research related to the study of methods and means that can reduce the number of prohibited items delivered to the territory ofpenal institutions due to the effective work of inspection teams.

© 2021 Субботин С. П., Мкртчян О. Д.

The purpose of the study: to study the specifics of the work of inspection groups at checkpoints in penal institutions and ways to improve their effectiveness to prevent the penetration of prohibited items. Research methods: analysis of theoretical, regulatory and legal sources; General scientific methods (logical, system-functional, generalization, analysis and synthesis), as well as private scientific methods (statistical, documentary). Results: the purpose of checkpoints, their types and requirements for equipment for passing people, road and rail transport are revealed. Prohibited items that are in demand among convicts and their delivery channels are highlighted. The problems of existing checkpoints are considered through the prism of their patency. The importance of technical and organizational improvement of the checkpoint for improving the effectiveness of law and order in the institutions of the penitentiary system is justified. Conclusions: the problem of penetration of prohibited items and substances into penal institutions is related to the activities of the checkpoint. It is necessary to constantly use advanced technical tools that contribute to the effective operation of penal institutions and optimize the work of inspection teams at checkpoints. It is necessary to provide funding for the purchase of appropriate controls and supervision at the checkpoint, as well as to optimize the procedure for preventing offenses in the institutions of the penitentiary system.

Keywords: checkpoints, prohibited items and substances, inspection teams, narcotic substances, postal items, unauthorized access, visitors.

Контрольно-пропускные пункты в самом общем представлении подразумевают под собой место на объекте для реализации контрольно-надзорных функций за проходом людей и проездом транспортных средств на территорию охраняемого объекта в установленном соответствующими нормативно-правовыми актами порядке [1, с. 28]. В этом смысле существование КПП связано с необходимостью обеспечения пропускной способности на территорию вверенного для охраны объекта и всесторонней проверки посетителей и транспортных средств на предмет наличия запрещенных веществ и предметов, провозимых грузов и передаваемых документов с тем, чтобы были достигнуты следующие целевые параметры:

1) нивелировать возможность несанкционированного проникновения на территорию объекта людей и (или) транспортерных средств;

2) оптимизировать затраты времени, выделяемого на проверку посетителей и имеющихся у них предметов;

3) свести к минимуму нарушения порядка, провоцируемые человеческим фактором, связанным с формальной проверкой посетителей;

4) обеспечить безопасность как территории, на границе которой располагается КПП, так и лиц, находящихся в охраняемом объекте [2, с. 59].

Обращаясь к классификации КПП в контексте охраны и надзора объектов УИС, стоит сослаться на Приказ Минюста России от 04.09.2006 № 279, который в зависимости от функционального назначения КПП выделяет следующие его виды:

1) КПП для пропуска людей;

2) КПП для пропуска автомобильного транспорта;

3) КПП для пропуска железнодорожного транспорта (п. 24).

При этом уточняется, что количество КПП может быть вариативным в зависимости от площади и конфигурации охраняемого объекта, а также от интенсивности прохода посетителей и транспорта через КПП.

В структуре сооружаемых и оборудуемых КПП должны содержаться такие элементы, как шлюз, конструкции в проходном коридоре, контрольная площадка и противотаранные устройства, предотвращающие несанкционированный доступ к объекту посредством принудительной остановки. Также в обязательном порядке должны быть установлены эстакады для досмотра транспорта и досмотровые ямы.

Оборудование КПП в зависимости от их видов будет дифференцированно. Так, если КПП предназначен для пропуска людей, то начальной конструкцией выступает проходной коридор, который образуется за счет, с одной стороны, стен коридора, а с другой - двух решетчатых перегородок. Двери проходного коридора изготавливаются из усиленной конструкции, а имеющееся в коридоре окно оборудуется металлической решеткой. При этом с целью достижения максимальной безопасности часового КПП допускается оборудовать окно бронестеклом и в таком случае в установлении металлической решетки нет необходимости. Видеокамеры, устанавливаемые напротив окна или по углам тамбура, позволяют часовому осуществлять осмотр так называемых ©мертвых зон», а имеющиеся в проходном коридоре приборы контроля и досмотра способствуют пресечению проникновения запрещенных предметов и веществ.

На дверях проходного коридора имеются электромеханические замковые устройства, действие которых осуществляется из комнаты часового КПП и которые блокируют двери, если, к примеру, открыта одна дверь при попытке открыть вторую или произведен сигнал тревоги на территории КПП.

В случае если речь идет о требуемом законодателем оборудовании КПП пропуска автомобильного и железнодорожного транспорта, то обязательным являются контрольная площадка и шлюз, который оборудуется основными и вспомогательными воротами, противотаранными устройствами, досмотровой ямой, осветительными приборами и эстакадой для досмотра транспорта.

Принципиальная важность работы КПП в целом и досмотровых групп в частности связана с тем, что от эффективности их работы зависит обеспечение нормальной жизнедеятельности учреждений УИС. Как считает Е. Г. Царькова, это связано с тем, что проникновение запрещенных предметов может не только нарушить системность и регламентированность в структуре применяемых в отношении осужденных исправительных мер, но и создать условия для нарушения режима отбывания наказания, а также поспособствовать совершению противоправных мер с применением указанных запрещенных предметов [3, с. 101].

Стоит вспомнить приоритет, положенный в основу Федерального закона от 23 .06.2016 № 182-ФЗ, о необходимости предупреждения и нивелирования совершаемых правонарушений в структуре различных систем правового хозяйствования и детерминации правового статуса лиц, в компетенцию которых вменяется обеспечение организационно -правовых основ профилактики правонарушений. В этом смысле организация работы КПП будет выступать плацдармом, способствующим выявлению и устранению причин, продуцирующих совершение правонарушений и антиобщественного поведения в системе объектов УИС, что в числе прочих приоритетов также видится актуальным по причине обеспечения антитеррористической защищенности объектов УИС в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 14.11.2014 № 1193.

Функционал КПП в структуре исправительной системы главным образом сводится к обеспечению оперативно-режимной и производственно-хозяйственной деятельности учреждений УИС [4, с. 75], что достигается посредством разрешения прохода как должностным лицам, в компетенцию которых входит осуществление контрольно -надзорных функций, и персоналу учреждений, так и самим осужденным и их родственникам.

С точки зрения достижения максимальной безопасности функционирующих объектов УИС своевременное выявление и пресечение поступления запрещенных предметов на охраняемую территорию является основным приоритетом для пенитенциарных учреждений. Общий перечень предметов и вещей, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать и изготавливать, приведен в приложении 1 к Приказу Минюста России от 16.12.2016 № 295. Как свидетельствует статистика, наибольшей популярностью пользуются денежные средства, алкогольные напитки; наркотические и психотропные вещества, средства мобильной связи, а также колюще -режущие предметы и огнестрельное оружие, которые в той или иной форме осужденные пытаются получить в момент отбывания наказаний [5, с. 5].

С учетом того что все запрещенные предметы поступают к осужденным нелегальным способом, является важным выявить возможные каналы их проникновения на территорию объектов УИС с тем, чтобы разработать пути пресечения данных противоправных действий:

1) доставление запрещенных предметов и веществ осужденным в момент длительных свиданий, что обусловлено спецификой и порядком их проведения;

2) пронос на территорию жилых зон и производственных объектов указанных предметов гражданским персоналом, выполняющим определенные трудовые функции на территории объектов УИС, транспортным средством или самим осужденным тогда, когда ему предоставлено право передвигаться по территории исправительного учреждения (далее - ИУ) без конвоя;

3) переброс предметов через границы объектов УИС с помощью арбалетов, квадрокопте-ров, животных или птиц;

4) переправка запрещенных предметов и веществ в бандеролях, передачах, в том числе за счет маскировки их в продуктах питания, если речь идет о денежных средствах и наркотиках;

5) использование преимущественного положения подставных лиц с точки зрения последующей передачи денег или наркотиков осужденным;

6) самостоятельное изготовление запрещенных предметов и веществ осужденными на территории производственных и иных объектов ИУ [6, с. 340].

Помимо прочего стоит учитывать наличие следующих обстоятельств, провоцирующих нарушение режима отбывания наказаний среди осужденных в контексте проникновения запрещенных предметов:

1) наличие явного желания у конкретных осужденных в получении запрещенных к проникновению предметов и веществ;

2) создание альтернативных каналов поступления запрещенных предметов в силу наличия ©слабых мест» в организации охраны и надзора в структуре объекта УИС;

3) наличие неформальных связей между сотрудником объекта УИС с осужденным и (или) его родственниками;

4) недостаточный уровень организации по профилактике совершения правонарушений в части нарушения режима отбывания наказаний в части проникновения запрещенных предметов на объекты УИС.

Вышесказанное обуславливает необходимость повышения эффективности работы досмотровых групп на контрольно-пропускных пунктах, при входе на охраняемую территорию, учреждений УИС с тем, чтобы максимально предупредить и ликвидировать попытки проникновения запрещенных предметов и веществ.

Так, за последние четыре года (с 2016 г. по 2019 г.) при проведении досмотров на КПП учреждений УИС изъятое число денежных средств сократилось на 3,5 %, алкогольных напитков промышленного производства - на 48,8 %, средств мобильной связи - на 13,5 % [7, с. 6-7]. Напротив, число изъятых наркотических средств, психотропных вещества или их аналогов увеличилось на 49,2 %, а колюще-режущих предметов - на 67 % (рис. 1). При этом, что примечательно, Самарская область лидирует по количеству изъятых алкогольных напитков: в 2018 г. данное значение составляло 4086,5 л, в 2019 г. - 3822,5 л, а в I кв. 2020 г. - 305,5 л [8].

и колюще-режущие предметы, ед.

□ средства мобильной связи, ед.

□ наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, гр.

■ алкогольные напитки промышленного проиводства, л.

■ денежные средства, тыс. руб.

ЯН®

9 416,0

2019

2018

| 2 206,3

1 663,6

\ШУ. 5 184,0

2017

I

3 082

2 669,

54

37,0

| 1 790,7 3 229 ,9

5 8 65,0

49 916,0

43 891,0

7 309,0

70 087,6

0,0 10 000,0 20 000,0 30 000,0 40 000,0 50 000,0 60 000,0 70 000,0 80 000,0

Рис. 1. Изъятые в ходе проведения досмотров на КПП предметы в 2016 - I кв. 2020 г. [6, 7]

Указанные данные свидетельствуют о том, что, несмотря на некоторое снижение числа предметов, запрещенных к проникновению на территорию УИС, общий их объем существенен. Среди причин, объясняющих подобную тенденцию, можно перечислить следующие: недостаточная техническая оснащенность в виде используемых переносных металлодетекторов и стационарных металлорамок в проходных коридорах КПП, которые не обеспечивают в полной мере предупреждение проникновения запрещенных предметов; формализм в работе некоторых сотрудников объектов УИС при проведении досмотра; ограниченный объем полномочий сотрудников УИС с точки зрения имеющихся оснований досмотра граждан на контрольно-пропускном пункте.

В то же время, оценивая преобладающие каналы поступления запрещенных предметов и веществ (рис. 2), можно отметить, что основными способами доставления являются перебросы через ограждения территории объектов УИС и через режимные территории, прилегающие к исправительному учреждению. Также можно сказать, что в большинстве своем через передачи доставляются наркотические средства и психотропные вещества. Резюмируя, отметим, что передача осужденным запрещенных предметов и веществ не только дезорганизует работу объекта УИС в целом, но и препятствует эффективному исполнению наказания в порядке, предусмотренном уголовно-исполнительным законодательством РФ, а также влияет на состояние оперативной обстановки в исправительных учреждениях.

■ при перебросах

□ на режимной территории, прилегающей к учреждению

на КПП по пропуску людей на территорию учреждения

при использовании транспортных средств

* у лиц, содержащихся в учреждении, после посещения кабинетов следователей и адвокатов

денежные средства, тыс. руб. колюще-режущие предметы, ед.

средства мобильной связи, ед.

наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги, гр.

алкогольные напитки промышленного проиводства, л.

5000 10000 15000 20000 25000

0

Рис. 2. Способы доставки запрещенных предметов на территорию объектов УИС в 2019 г. [8]

На основании вышеизложенного хотим отметить следующие недостатки в работе групп досмотра в учреждениях УИС:

- недостаточно четкая регламентация процесса работы досмотровых групп в части выявления и пресечения каналов доставления запрещенных предметов и веществ;

- наблюдающиеся случаи неупорядоченной оперативно -режимной и производственно-хозяйственной деятельности КПП в части действующих сотрудников досмотровых групп;

- несоответствующее запросам уровень финансирования на приобретение и установление технических средств, необходимых для эффективного досмотра посетителей КПП, особенно в части содержания под стражей в СИЗО;

- выявление факторов коррупционной направленности и фактов личной заинтересованности сотрудников досмотровых групп в контексте доставления запрещенных предметов и веществ и т. д.

В решении данных проблем необходимо проведение следующих действий:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) привлечение наиболее подготовленных с точки зрения овладения теоретическими и практическими навыками сотрудников объектов УИС для организации работы досмотровых групп в помещениях на КПП;

2) организация постоянных учений сотрудников групп досмотра в части совершенствования компетенций по тактике досмотра, обращения с техническими средствами досмотра;

3) проведение на постоянной основе анализа, мониторинга и оценки типичных мест, в которых возможно проникновения запрещенных вещей и предметов:

4) детерминация и введение четкой регламентации режима труда и отдыха сотрудников досмотровых групп с точки зрения определения времени наиболее интенсивного прохода посетителей через КПП;

5) перманентная проверка знаний основных нормативно -правовых актов, систематизирующих правила прохода всех категорий граждан в учреждения УИС, среди сотрудников групп досмотра (в данном случае подразумеваются Приказ Минюста России от 31.07.2019 № 152 -дсп, освещающий порядок охраны следственных изоляторов, исправительных учреждений, их объектов и иных объектов УИС РФ, а также Приказ Минюста России от 20.03.2015 № 64 дсп «Об утверждении порядка проведения обысков и досмотров в ИУ УИС и прилегающих к ним территориях, на которые распространяются режимные требования»).

В целом в контексте исследуемой темы возникает настоятельная необходимость обеспечения эффективности работы досмотровых групп на КПП при входе на охраняемую территорию учреждений УИС в части предупреждения проникновения запрещенных вещей и предметов и совершения, тем самым, противоправных деяний на охраняемой территории УИС. При этом предварительно стоит учитывать наличие рисков, связанных с уязвимостью работы КПП в части наибольшей проходимости посетителей, особенно в СИЗО. Указанная проблема связана с тем, что КПП не только обеспечивает оперативно-режимную и производственно -хозяйственную деятельность объектов УИС, но и допускает проход большинства посетителей: как должностных лиц, исполняющих функции контроля и надзора на вверенной территории, и персонала учреждения, так и осужденных и их родственников, а также лиц, задействованных в работе ИУ [9, с. 301].

Дополнительно отметим, что для повышения результативности проведения досмотровых действий целесообразным будет автоматизация КПП и его снабжение наиболее актуальным имуществом, направленным на профилактику и пресечение проникновения запрещенных вещей и предметов на территорию УИС, к которым относят нижеследующие предметы:

- стационарный и переносной металлодетекторы, которыми проверяются прибывшие посетители на наличие предметов, провоцирующих срабатывание данных систем;

- стол для осмотра ручной клади и наличие тумбы с выдвижными ящиками;

- видеорегистратор и камера видеонаблюдения.

В случае обнаружения сотрудником досмотровой группы запрещенных предметов в обязательном порядке оформляются материалы по факту проноса вещей и предметов, запрещенных к проникновению на территорию объектов УИС в соответствии с Приказом Минюста России от 16.12.2016 №295.

В условиях цифровизации большинства процессов, протекающих в рамках правового пространства РФ, исполнительная система наказаний также столкнулась с необходимостью внедрения и использования наиболее передовых технических средств, способных оптимизировать порядок исполнения и отбывания наказаний осужденными. Так, с учетом специфики функционирующих учреждений УИС возможна интеграция следующих актуальных технических средств досмотра.

К примеру, система персонального досмотра Rapiscan Secure 1000 Single Pose, основанная на источнике рентгеновского излечения, позволяет обнаружить запрещенные к проносу предметы без непосредственного контакта с досматриваемым лицом. Досмотр человека осуществляется в течение 10-20 сек., что позволяет на протяжении часа досмотреть порядком 240 чел.

Инфракрасные (ИК) сканеры Iscon позволяют обнаружить скрытые предметы за счет технологии инфракрасной термографии: разница температур тела досматриваемого и располагающихся на нем предметов выводится ИК-камерой в виде различных по цвету зон, где темные зоны отображают предметы, спрятанные на теле досматриваемого. Данная технология уникальна с той точки зрения, что позволяет сохранять приватность посетителя, не использует источники ионизирующего излучения, а также формирует изображения в режиме реального времени и в высоком разрешении.

Такие виды инфракрасных сканеров как переносной ручной GameChanger iR и стационарный полуавтоматический Iscon-минипортал удобны в отношении обнаружения жидкостей, скрытых предметов, в том числе расположенных на внутренней поверхности бедра, в паховой области, под головным убором. Система бесконтактного личного досмотра «Ястреб», базирующаяся на методе обратно-рассеянного рентгеновского излучения, позволяет обнаружить как металлические, так и неметаллические предметы (пластидные взрывчатые вещества, наркотики, записывающие устройства), формирует читабельное изображение и предоставляет дополнительные функции конфиденциальности [10, с. 88]. В свою очередь такая система сканирования людей, как Provision ATD, осуществляющая сканирование в течение 2 сек. за счет технологии высокочастотных активных миллиметровых волн, позволяет выявить скрытые предметы любого изготовления и разных материалов, включая даже самые тонкие предметы (деньги, CD-диски, объекты толщиной не больше лезвия).

Применение данных технических устройств оправдано во всех случаях, поскольку их использование не только способствует своевременному и эффективному обнаружению вещей и предметов, запрещенных к проникновению на территорию учреждений УИС, но и в целом направлено на улучшение криминогенной обстановки в структуре объектов УИС с точки зрения пресечения противоправных деяний. Безусловно, препятствием для всесторонней интеграции указанных средств в деятельность СИЗО и ИУ может стать определенная дороговизна оборудования, однако данный барьер может быть нивелирован через использование переносных устройств, которые возможны для применения на различных территориях объектов УИС, а также с точки зрения концентрации технических возможностей на территориях СИЗО, где наблюдается наибольший поток досматриваемых лиц.

Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, отметим, что КПП, представляя собой место, специально оборудованное для целей обеспечения контроля за проходом людей и проездом соответствующих транспортных средств, обеспечивает главным образом оперативно -режимную и производственно-хозяйственную деятельность объектов УИС с тем, чтобы достигался правопорядок и общественная безопасность на конкретно действующих территориях УИС. С одной стороны, посредством функционирования КПП обеспечивается исправное функционирование учреждений УИС, а с другой - в силу интенсивной проходимости посетителей через данное место КПП может выступать плацдармом, провоцирующим проникновение запрещенных предметов и веществ осужденным. В данном случае среди каналов, продуцирующих получение отбывающими наказание запрещенных предметов, могут выступать почтовые отправления, свидания, переброс через ограждение, транспортные средства, поступление вновь прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных на территорию объекта УИС и т. д. В итоге возникает настоятельная необходимость повышения эффективности работы досмотровых групп на КПП при входе на охраняемую территорию учреждений УИС. Особенно это актуально в условиях того, что наблюдается недостаточная техническая оснащенность КПП в сравнении с численностью проходящих через пункт лиц, формализм в работе некоторых сотрудников объектов УИС и ограниченный объем их полномочий в части наличия основании для производства досмотра граждан на КПП, что в совокупности тормозит эффективность достижения целей наказания. В связи с этим представляется важным не только достигнуть качественной работы объектов УИС в части

их стабильного и легитимного функционирования при достижении общественного порядка на охраняемой территории, но и посредством использования технических средств и технической оснащенности работников ИУ обеспечить профилактику в сфере проникновения запрещенных предметов и веществ.

Библиографический список

1. Герасимов А. А. Пути и способы доставки запрещенных предметов и веществ в исправительные учреждения // Уголовно-исполнительная система сегодня: взаимодействие науки и практики: материалы Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. А. Г. Чириков. Новокузнецк, 2017. С. 27-29.

2. Ордынцев А. Е. Обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) уголовно-исполнительной системы Российской Федерации // Ведомости УИС. 2020. № 2 (213). С. 58-61.

3. Царькова Е. Г. Интегральный метод оценки эффективности системы безопасности охраняемого объекта УИС // Вестник ФКУ НИИИТ ФСИН России: научно-практическое издание. Тверь, 2019. С. 99-105.

4. Денисьев С. А., Михайлиди С. М. Актуальные вопросы применения биометрических систем // Распознавания личности на КПП охраняемых объектов УИС // Юридическая наука и практика: альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. Самара, 2019. С. 72-76.

5. Сорокин М. В., Сорокина О. Е., Мазалева Л. В. Организация работы по профилактике правонарушений среди лиц, склонных к употреблению и приобретению наркотических веществ, психотропных средств, сильнодействующих медицинских препаратов и алкогольных напитков // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 10. С. 3-7.

6. Купряшина А. О. Анализ изъятых запрещенных предметов на режимных территориях исправительных колоний // Современная наука: проблемы, идеи, тенденции: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции / под общ. ред. А. И. Вострецова. Нефтекамск, 2019. С.340-346.

7. Повышение эффективности работы досмотровых групп на контрольно -пропускных пунктах, при входе на охраняемую территорию, учреждений УИС. М.: ФКУ НИИ ФСИН России, УРН ФСИН России, 2019. 43 с.

8. Основные показатели деятельности уголовно-исполнительной системы // Информационно-аналитический сборник ФКУ НИИИТ ФСИН России. Тверь, 2020. 325 с.

9. Шиханов В. А. Современные технологии, используемые для организации пропускного режима на охраняемых объектах уголовно-исполнительной системы // Пенитенциарная безопасность: национальные традиции и зарубежный опыт: материалы Международной научно-практической конференции. Самара, 2018. С. 300-302.

10. Хорошева А. В. Современные технические средства обеспечения безопасности на контрольно-пропускных пунктах в учреждениях уголовно-исполнительной системы // Вестник ФКУ НИИИТ ФСИН России: научно-практическое издание. Тверь, 2019. С. 87-91.

References

1. Gerasimov A. A. Puti i sposoby dostavki zapreshchennykh predmetov i veshchestv v ispravi-tel'nye uchrezhdeniya [Ways and means of delivering prohibited items and substances to correctional institutions]. Ugolovno-ispolnitel'naya sistema segodnya: vzaimodeistvie nauki ipraktiki [Thepenal system today: interaction of science and practice], 2017, pp. 27-29 [in Russian].

2. Ordyntsev A. E. Obespechenie antiterroristicheskoi zashchishchennosti ob"ektov (territorii) ugolovno-ispolnitel'noi sistemy Rossiiskoi Federatsii [Ensuring anti-terrorist protection of objects (territories) of the criminal Executive system of the Russian Federation]. Vedomosti UIS [UIS statements]. 2020, no. 2 (213), pp. 58-61 [in Russian].

3. Tsar'kova E. G. Integral'nyi metod otsenki ehffektivnosti sistemy bezopasnosti okhranyae-mogo ob"ekta UIS [Integrated method for evaluating the effectiveness of the security system of a protected object UIS]. Vestnik FKU NIIIT FSIN Rossii. Nauchno-prakticheskoe izdanie [Bulletin of the fku NIIIT of the Federal penitentiary service of Russia]. Tver, 2019, pp. 99-105 [in Russian].

4. Denis'ev S. A., Mikhailidi S. M. Aktual'nye voprosy primeneniya biometricheskikh sistem [Current issues of biometric systems application]. Yuridicheskaya nauka i praktika [Legal science and practice], 2019, pp. 72-76 [in Russian].

5. Sorokin M. V., Sorokina O. E., Mazaleva L. V. Organizatsiya raboty po profilaktike prav-onarushenii sredi lits, sklonnykh k upotrebleniyu i priobreteniyu narkoticheskikh veshchestv, psikhotropnykh sredstv, sil'nodeistvuyushchikh meditsinskikh preparatov i alkogol'nykh napitkov [Organization of work on the prevention of offenses among persons who are prone to the use and purchase of narcotic substances, psychotropic substances, strong medical drugs and alcoholic beverages]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovatsii [Modern scientific research and innovation], 2017, no. 10, pp. 3-7 [in Russian].

6. Kupryashina A. O. Analiz iz"yatykh zapreshchennykh predmetov na rezhimnykh territoriyakh ispravitel'nykh kolonii [Analysis of seized prohibited items in restricted areas of correctional colonies]. Sovremennaya nauka: problemy, idei, tendentsii [Modern science: problems, ideas, trends]. Neftekamsk, 2019, pp. 340-346 [in Russian].

7. Povyshenie ehffektivnosti raboty dosmotrovykh grupp na kontrol'no-propusknykh punktakh, pri vkhode na okhranyaemuyu territoriyu, uchrezhdenii UIS [Improving the efficiency of inspection teams at checkpoints, at the entrance to the protected area, and at the institutions of the penitentiary system]. Moscow, 2019, 43 p. [in Russian].

8. Osnovnye pokazateli deyatel'nosti ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Key performance indicators of the penitentiary system]. Informatsionno-analiticheskii sbornik FKU NIIIT FSIN Rossii [Information and analytical collection of fku NIIIT of the Federal penitentiary service of Russia]. Tver, 2020, 325 p. [in Russian].

9. Shikhanov V. A. Sovremennye tekhnologii, ispol'zuemye dlya organizatsii propusknogo rezhima na okhranyaemykh ob"ektakh ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Modern technologies used to organize access control at protected facilities of the penal system]. Penitentsiarnaya bezopasnost': natsional'nye traditsii i zarubezhnyi opyt [Penitentiary security: national traditions and foreign experience], 2018, pp. 300-302 [in Russian].

10.Khorosheva A. V. Sovremennye tekhnicheskie sredstva obespecheniya bezopasnosti na kontrol'no-propusknykh punktakh v uchrezhdeniyakh ugolovno-ispolnitel'noi sistemy [Modern technical means of ensuring security at checkpoints in institutions of the penitentiary system]. Vestnik FKU NIIIT FSIN Rossii [Bulletin of the fku NIIIT of the Federal penitentiary service of Russia]. Tver, 2019, pp. 87-91 [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.