Научная статья на тему 'Правовые проблемы совершенствования системы органов исполнительной власти, противодействующих религиозному экстремизму в России'

Правовые проблемы совершенствования системы органов исполнительной власти, противодействующих религиозному экстремизму в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
853
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Казанник А. И.

В статье исследуются проблемы совершенствования системы органов исполнительной власти, противодействующих религиозному экстремизму в России, вносятся предложения по повышению ее эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы совершенствования системы органов исполнительной власти, противодействующих религиозному экстремизму в России»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ И НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2007. № 2 (11). С. 27-35.

© А.И. Казанник, 2007 УДК 342.39

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, ПРОТИВОДЕЙСТВУЮЩИХ РЕЛИГИОЗНОМУ ЭКСТРЕМИЗМУ В РОССИИ

А.И. КАЗАННИК

В статье исследуются проблемы совершенствования системы органов исполнительной власти, противодействующих религиозному экстремизму в России, вносятся предложения по повышению ее эффективности.

In clause problems ofperfection of system of enforcement authorities, antagonistic to religious extremism in Russia are investigated, offers on increase of its efficiency are brought.

В Федеральном законе от 25 июля

2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [1] в качестве субъектов противодействия экстремизму названы федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления (ст. 4).

Таким образом, в содержании закона не раскрывается система органов государственной и муниципальной власти Российской Федерации, не выделяются ее структурные подразделения, призванные осуществлять противодействие религиозному экстремизму в стране. Но поскольку терроризм, по общему мнению специалистов, является крайним проявлением экстремизма, то для решения проблемы создания эффективного организационно-правового механизма противодействия религиозному экстремизму можно взять за основу Федеральный закон от 6 марта 2006 г. «О противодействии терроризму» [2]. Именно в этом законе более подробно говорится о системе органов государственной и муниципальной власти, противодействующих терроризму, а следовательно, и религиозному экстремизму.

Самостоятельными звеньями организационно-правового механизма противодействия религиозному экстремизму в России являются исполнительные органы государственной и муниципальной власти. По объему и характеру компетенции их можно подразделить на органы общей и межотраслевой компетенции [3].

К органам общей компетенции относятся Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и исполнительные органы местного самоуправления.

Правительство РФ представляет собой высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации [4]. Оно осуществляет противодействие религиозному экстремизму в стране в процессе реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации, формирования федеральных целевых программ, обеспечения государственной безопасности, защиты прав и свобод граждан, охраны общественного порядка, борьбы с преступностью. В пределах своих полномочий Правительство РФ руководит работой федеральных органов исполнительной власти и координирует деятель-

ность тех органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет Президент Российской Федерации [5]. Тем самым Правительство РФ может объединять усилия практически всех федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих противодействие религиозному экстремизму.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Ее возглавляет высшее должностное лицо субъекта РФ или руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ [6].

Форму высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ определяет субъект Российской Федерации самостоятельно. Им может быть правительство, совет министров, кабинет министров, администрация [7]. Но это не меняет правовую природу высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ как органа общей компетенции. Он осуществляет противодействие религиозному экстремизму совместно с федеральными органами исполнительной власти путем реализации общих полномочий и через подведомственные органы отраслевой и межотраслевой компетенции.

В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъекта РФ образуют единую систему исполнительной власти в РФ (ст. 77). В связи с этим высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ совместно с федеральными органами исполнительной власти реализуют на региональном уровне федеральные программы по противодействию религиозному экстремизму, в том числе и его самому опасному проявлению - терроризму.

В пределах общих полномочий высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает на подведомственной территории исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Конституции (устава), законов и иных нормативных пра-

вовых актов субъекта РФ. Он принимает меры по защите прав и свобод человека и гражданина, создает специализированные формирования по охране общественного порядка, организует прием граждан по личным вопросам, рассматривает их жалобы, заявления и предложения [8]. На основе полученной информации он может принимать все необходимые меры по противодействию религиозному экстремизму.

Высшее должностное лицо субъекта РФ самостоятельно определяет систему и структуру исполнительных органов государственной власти субъекта РФ [9]. В силу большой практической важности во многих субъектах РФ сформированы в системе исполнительных органов государственной власти структурные подразделения по взаимодействию с религиозными объединениями. Обычно это управления, департаменты, комитеты или отделы по делам национальной политики и религии, по связям с религиозными и общественными объединениями. Выполняя функции межотраслевого управления, они вносят предложения высшему исполнительному органу субъекта РФ по выработке политики в сфере государственно-конфессиональных отношений, оказывают противодействие религиозному экстремизму.

Однако деятельность исполнительных органов государственной власти межотраслевого управления субъектов РФ по противодействию религиозному экстремизму недостаточно эффективна. Главная причина заключается в том, что на федеральном уровне не создана авторитетная и достаточно компетентная управленческая структура по делам религий, наделенная координационными функциями. Ее отсутствие не компенсируют ни Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, ни Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, поскольку они носят совещательный характер и вырабатывают лишь рекомендации [10].

В поисках выхода из сложившегося положения высшие должностные лица практически всех субъектов РФ формируют такие исполнительные органы государственной власти, как совет безопасности, антитеррори-

стический комитет и др. Они координируют деятельность территориальных органов, подразделений и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, представленных в регионе, по вопросам обеспечения общественной безопасности, борьбы с терроризмом и противодействия религиозному экстремизму [11].

Исполнительные органы местного самоуправления оказывают противодействие религиозному экстремизму в процессе охраны общественного порядка на территории муниципального образования. Они определяют задачи и разрабатывают меры по соблюдению на подведомственной территории законов, нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению охраны прав и свобод граждан. В пределах своей компетенции исполнительные органы местного самоуправления согласовывают деятельность подразделений милиции общественной безопасности, предприятий и муниципальных образований, направляют их усилия на охрану общественного порядка с наименьшими затратами сил и средств.

В целях повышения эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления в сфере охраны общественного порядка создаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Хотя эти комиссии действуют при исполнительных органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, тем не менее не все они входят в структуру органов местного самоуправления.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав обеспечивают государственный подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов [12]. Одновременно они принимают меры, чтобы миссионеры не вовлекали несовершеннолетних в деятельность религиозных объединений, не расширяли за их счет социальную базу экстремизма [13].

В соответствии с Федеральным законом от 26 сентября 1977 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» граждане, образовавшие религиозную группу

с намерением в дальнейшем преобразовать ее в религиозную организацию, уведомляют о ее создании и начале деятельности органы местного самоуправления. При выявлении в основах вероучения и конкретных действиях религиозной группы признаков экстремизма органы местного самоуправления вправе вносить в суд представление о запрете деятельности такой группы (ст. 2, 14) [14].

Изложенное позволяет сделать вывод, что исполнительные органы местного самоуправления обладают недостаточно широкими полномочиями, чтобы эффективно осуществлять противодействие религиозному экстремизму на территории муниципальных образований. Нельзя решить эту проблему и на основании ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающей порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями [15]. Полномочия по противодействию религиозному экстремизму входят в состав наиболее важных полномочий исполнительных органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, которые в силу своей значимости могут осуществляться только на государственном уровне. Тем не менее органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов могут принимать нормативные правовые акты о включении муниципальных образований в осуществление различных федеральных и региональных программ противодействия религиозному экстремизму. Как считают специалисты, это является одним из распространенных способов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации и ее субъектов [16].

К федеральным органам исполнительной власти межотраслевой (межведомственной) компетенции, противодействующим религиозному экстремизму, относятся: а) федеральные министерства, имеющие в подведомственности федеральные службы и агентства, деятельность которых они координируют и контролируют; б) органы, выполняющие специализированные функции, об-

щие для всех или большинства отраслей и сфер управления; в) органы, ведающие специализированным видом деятельности по обеспечению государственной или общественной безопасности [17].

В состав органов межотраслевой компетенции, оказывающих противодействие религиозному экстремизму, входят такие федеральные органы исполнительной власти, как Федеральная служба безопасности РФ (ФСБ России), Служба внешней разведки (СВР России), Федеральная служба охраны РФ (ФСО России), Министерство внутренних дел РФ (МВД России), Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмони-торинг), Министерство иностранных дел РФ (МИД России), Федеральная регистрационная служба (Росрегистрация), Федеральная таможенная служба (ФТС России), Совет Безопасности Российской Федерации.

ФСБ России осуществляет противодействие религиозному экстремизму при выполнении своих функций по защите основных объектов государственной безопасности от внутренних и внешних угроз. На законодательной основе служба осуществляет контрразведывательную деятельность, ведет борьбу с преступностью, занимается разведкой [18].

Контрразведывательная деятельность органов ФСБ России заключается в выявлении, предупреждении и пресечении разведывательной, а также иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на причинение ущерба безопасности Российской Федерации. Правовыми основаниями для проведения контрразведки могут служить данные о разведывательной деятельности против России, защита сведений, составляющих государственную тайну, обеспечение собственной безопасности и другие социально значимые факторы.

В результате контрразведывательной деятельности органов ФСБ России были выявлены и пресечены многочисленные попытки миссионеров Церкви саентологии собрать незаконными методами информацию о стратегических предприятиях оборонной промышленности страны, объектах военных ве-

домств, в том числе Военно-космических сил Российской Федерации и объектах ядернотопливного цикла [19].

Не увенчались успехом и попытки миссионеров Церкви Иисуса Христа святых последних дней (мормонов), граждан США

Ч. Макдональда и К. Кертера проникнуть глубокой ночью на территорию секретного военного объекта в Самарской области. Они были застигнуты с поличным военными и сотрудниками ФСБ России [20].

Как сообщалось в периодической печати, в Омской области мормоны проявили большой интерес к новейшему российскому танку «Черный орел», который демонстрировался на выставке «Росвооружение». Сняв свои таблички с именами, которые они обыкновенно носят всегда, миссионеры проводили фотосъемку танка. Но сотрудники ФСБ России пресекли правонарушение, изъяв у миссионеров видеоаппаратуру и фотоматериалы.

Не менее важной функцией ФСБ России является борьба с преступностью. На службу возложены обязанности по выявлению, предупреждению и пресечению общественно опасных деяний организованных преступных групп и отдельных лиц, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, участия в незаконных вооруженных формированиях, группах и общественных объединениях, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

Сам перечень особо тяжких преступлений, по которым органы ФСБ проводят дознание и предварительное следствие, показывает, что многие из них могут быть совершены религиозными объединениями экстремистского толка. По оценкам экспертов, в России появились деструктивные религиозные организации, которые рассматривают государство как чужеродную и враждебную силу, и выступают за изменение конституционного строя Российской Федерации всеми доступными способами [21].

Разведывательная деятельность ФСБ России направлена на получение информации об угрозе безопасности страны. Согласно ст. 7 Федерального закона «О борьбе с террориз-

мом» органы ФСБ России занимаются предупреждением, выявлением и пресечением международной террористической деятельности. В потоке полезной информации иногда фигурируют данные о зарубежных религиозных организациях экстремистского толка, вставших на путь терроризма [22].

Служба внешней разведки России является составной частью сил обеспечения безопасности государства. По структуре она представляет собой совокупность специально образованных государством органов внешней разведки Российской Федерации, уполномоченных обеспечивать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз. Посредством разведывательной деятельности собирается информация для принятия на высшем уровне руководства страны решений в политической, оборонной, научно-технической и экологической областях [23]. Вместе с тем разведывательная информация может быть использована и для противодействия культурно-религиозной

экспансии на территории России со стороны других государств [24].

Федеральная служба охраны РФ обеспечивает охрану высших должностных лиц страны и членов их семей. Она прогнозирует и выявляет угрозы их жизненно важным интересам, предупреждает, выявляет и пресекает противоправные посягательства на лиц государственной охраны. В пределах своей компетенции служба осуществляет борьбу с терроризмом, участвует в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации [25].

Одной из угроз жизненно важным интересам лиц государственной охраны может быть религиозный экстремизм. Поэтому Федеральная служба охраны при выполнении своих функций оказывает также противодействие религиозному экстремизму.

Министерство внутренних дел Российской Федерации оказывает противодействие религиозному экстремизму при осуществлении функции охраны общественного порядка. Причем ведущая роль здесь принадлежит милиции общественной безопасности, в состав которой входят различные структурные службы и подразделения [26]. Согласно ст. 9

Закона РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» она обеспечивает личную и общественную безопасность, поддерживает общественный порядок, занимается выявлением, предупреждением и пресечением преступлений и административных правонарушений, раскрывает своими силами преступления, по делам о которых производство предварительного следствия не обязательно, ведет розыск отдельных категорий лиц, оказывает помощь юридическим и физическим лицам в защите их прав и законных интересов [27].

Органы милиции общественной безопасности МВД России неоднократно пресекали нарушения общественного порядка со стороны религиозных объединений экстремистского толка. В частности, адепты «Белого Братства» по приказу своих духовных лидеров врывались в православные храмы и устраивали дебоши прямо в алтаре, срывая своими бесчинствами богослужения. Жертвами хулиганов становились священники и прихожане храмов. В Москве, Санкт-Петербурге, Йошкар-Оле, Уфе и других городах страны сотрудники милиции вынуждены были применять для поддержания общественного порядка меры административного принуждения в отношении «белых братьев» [28].

Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) осуществляет противодействие религиозному экстремизму в системе мер по предупреждению и пресечению легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В этой сфере она разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению нарушений законодательства Российской Федерации о банковских операциях. При осуществлении своих полномочий служба взаимодействует с Банком России, с компетентными органами государственной власти РФ и зарубежных стран, с организациями, должностными лицами и гражданами иностранных государств, как на территории РФ, так и за границей [29].

Министерство иностранных дел РФ (МИД России) наряду с реализацией внешнеполитического курса Российской Федерации обеспечивает защиту дипломатическими и международно-правовыми средствами прав и

свобод граждан, а также законных интересов юридических и физических лиц РФ, находящихся за рубежом [30]. В числе других конституционных прав граждан России Министерство обеспечивает свободу совести наших соотечественников за границей, оказывает содействие общинам Русской Православной Церкви в зарубежных странах в защите их имущественных интересов, противодействует дипломатическими средствами религиозному экстремизму, создающему угрозу жизненно важным интересам российских граждан.

Более широкими полномочиями по противодействию религиозному экстремизму в России обладает федеральная регистрационная служба. В пределах своей компетенции служба принимает решения о государственной регистрации уставов религиозных организаций и представительств иностранных религиозных объединений. При этом она ведет учет зарегистрированных религиозных организаций, осуществляя контроль за соответствием их деятельности уставным целям, за соблюдением религиозными организациями своих уставов.

Службе предоставлено право направлять своих представителей в качестве наблюдателей для участия в мероприятиях, проводимых религиозными организациями [31].

Федеральная таможенная служба (ФТС России) оказывает противодействие религиозному экстремизму путем регулирования перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров и транспортных средств, осуществления таможенного контроля, борьбы с контрабандой.

В соответствии со ст. 20 Таможенного кодекса РФ запрещены ввоз и вывоз товаров и транспортных средств, связанных с обеспечением государственной безопасности; защитой общественного порядка, жизни и здоровья человека, животных, растений, окружающей природной среды; правом собственности, интересов российских потребителей.

К запрещенным к ввозу и вывозу товарам, связанным с защитой общественного порядка, жизни и здоровья человека, относятся религиозная литература и другая печатная продукция экстремистского содержания. Для их обнаружения и изъятия тамо-

женные органы ФТС России применяют различные методы контроля, предусмотренные действующим законодательством (ст. 187

Таможенного кодекса РФ).

Совет Безопасности РФ обеспечивает условия для реализации Президентом РФ его конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности. Он определяет жизненно важные интересы личности, общества и государства как основных объектов обеспечения национальной безопасности России. В круг его полномочий входит подготовка предложений Президенту РФ для принятия им решений по вопросам внутренней и внешней политики Российской Федерации в области обеспечения национальной безопасности, а также решений по нейтрализации внутренних и внешних угроз безопасности личности, общества и государства [32].

Совет Безопасности РФ выступает по отношению к силовым ведомствам страны в качестве координирующего органа исполнительной власти. поэтому при осуществлении своих полномочий он может вносить предложения и рекомендации Президенту РФ по всем вопросам противодействия религиозному экстремизму.

Анализ полномочий федеральных органов исполнительной власти межотраслевой компетенции показывает, что они осуществляют специализированные виды управленческой деятельности, имеющие большое практическое значение для обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации, защиты прав и свобод человека и гражданина, противодействия легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, для соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через границу. В сфере противодействия религиозному экстремизму они выполняют специфические, узкоспециальные функции, не предназначенные для урегулирования ситуации в целом. Среди них нет специально уполномоченных органов исполнительной власти, противодействующих религиозному экстремизму в России.

Логика научных исследований требует еще раз напомнить, что Федеральная служба безопасности РФ и Министерство внутренних дел РФ обеспечивают государственную и общественную безопасность страны, защиту прав и свобод человека и гражданина, но не наделены функциями контроля за деятельностью религиозных объединений. Это полностью соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права, статусу России как демократического и светского государства, но лишает их реальной возможности эффективно противодействовать религиозному экстремизму.

Федеральная регистрационная служба осуществляет контроль лишь за соответствием деятельности религиозных организаций их уставным целям. Однако в практике не было ни одного случая, чтобы религиозная организация со всей откровенностью записала в своем уставе, что она учреждена в целях подрыва конституционного строя и территориальной целостности Российской Федерации, посягательств на государственный и общественный порядок, права и свободы человека и гражданина. Даже такая откровенно экстремистская религиозная организация, как «Богородичный центр», записала в своем уставе, что основными задачами ее деятельности является «возрождение лучших традиций благочестия, основанных на Священном писании и свидетельствах о явлениях Божией Матери в XX веке, благотворительная и просветительская, в том числе издательская деятельность». Поэтому контроль Федеральной регистрационной службы за деятельностью религиозных организаций носит в значительной степени формальный характер. К этому следует добавить, что в России существуют тысячи религиозных объединений, не зарегистрировавших в установленном порядке свои гражданские уставы. К ним относятся как общины, представляющие отечественные конфессии, так и пришедшие в Россию из-за рубежа. Представители некоторых новых конфессий и деноминаций, создав религиозную организацию, зарегистрированную Федеральной регистрационной службой, нередко считают ее поместной церковью, действующей в пределах субъекта Российской

Федерации, и на этом основании открывают десятки филиалов без прав юридического лица. По такой схеме строила свою деятельность неоязыческая религиозная организация Орден миссия «Джива-Храм Инглии», духовный центр которой находился в г. Омске.

Не решает эту проблему и прокурорский надзор за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях, который осуществляется на основании ст. 25 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [33]. По своему правовому положению органы прокуратуры Российской Федерации в принципе не могут обладать полномочиями по проведению полицейского сыска. Для осуществления эффективного прокурорского надзора им необходима оперативная информация о деятельности религиозных объединений экстремистского толка, которую в Российской Федерации не уполномочен собирать ни один орган государственной власти.

События последних десятилетий на Северном Кавказе и в других регионах России убедительно показали, что в многонациональной и многоконфессиональной стране противодействие религиозному экстремизму не может быть эффективным без создания специального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в сфере межнациональных и государственно-конфессиональных отношений. Поэтому следует восстановить Министерство по делам национальной политики РФ (Мин-нац России), возложив на него функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере межнациональных и государственно-конфессиональных отношений. Оно должно принимать нормативные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательные для исполнения органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами Российской Федерации.

Противодействие религиозному экстремизму связано с немедленной реакцией органов исполнительной власти на его проявление в любой форме. В этой связи необходимо создать Федеральную службу по межнациональным и государственно-конфессиональным отношениям, подведомственную Миннацу России. Она должна быть наделена функциями контроля за исполнением законодательства Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях. В целях повышения эффективности контроля ей необходимо предоставить право ликвидировать в досудебном порядке экстремистские религиозные организации и запрещать деятельность религиозных групп. Вполне естественно, что постановления Федеральной службы могут обжаловаться в суд на общих основаниях.

За такой порядок разрешения административно-правовых споров высказалось и судейское сообщество России. В Постановлении VI Всероссийского съезда судей от 2 декабря 2004 г. «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» признано целесообразным законодательно закрепить альтернативные средства разрешения административноправовых споров. Все споры должны рассматриваться при соблюдении досудебного порядка урегулирования. Потребность в правосудии возникает тогда, когда исполнительная власть не может в рамках собственных полномочий восстановить нарушенное право [34].

Низовым звеном системы федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченных оказывать противодействие религиозному экстремизму в России, должно стать, на наш взгляд, Федеральное агентство по межнациональным и государственно-конфессиональным отношениям. В административном отношении оно должно находиться в подведомственности Миннацу России.

В установленной сфере деятельности Федеральное агентство должно осуществлять следующие функции по оказанию государственных услуг:

1) осуществление религиозного мониторинга в стране;

2) создание банка данных о новых религиозных движениях;

3) разработка проектов федеральных и региональных программ по исследованию религиозной ситуации, проблем межконфес-сиональных отношений;

4) проведение государственной религиоведческой экспертизы;

5) организация религиоведческой просветительской работы среди населения через средства массовой информации, учебные учреждения общего и профессионального образования;

6) подготовка специалистов по новым религиозным движениям в системе Академии государственной службы при Президенте РФ и в высших учебных учреждениях профессионального образования.

Совершенствование системы органов исполнительной власти, противодействующих религиозному экстремизму в России, будет способствовать повышению эффективности обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, предупреждению, выявлению и пресечению экстремизма.

1. СЗ РФ. - 2002. - № 30. - Ст. 3031.

2. Российская газета. - 2006. - 10 марта.

3. О классификации органов исполнительной власти подробно см.: Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций. -М., 1977; Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. - М., 2001; Зимин В.А. Исполнительная власть в Российской Федерации. - Самара, 2001.

4. См.: ст. 1 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» (ред. 2004 г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 51. - Ст. 5712; 1988. - № 1. -Ст. 1; 2004. - № 25. - Ст. 2478.

5. См.: ст. 12 и 19 указ. закона.

6. См.: ст. 17 Федерального закона от 6 декабря

1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (ред.

2005 г.) // СЗ РФ. - 1999. - № 42. - Ст. 5005;

2003. - № 27. - Ст. 2709; 2005. - № 1. - Ст. 17.

7. Безуглов А.А., Беломестных Л.Л. Конституционное право России. - М., 2004. - С. 946947.

8. См.: Закон Омской области от 5 декабря

2003 г. «О Правительстве Омской области» // Омский вестник. - 2003. - 12 дек.

9. См.: Указ Губернатора Омской области от 23 января 2004 г. «О создании органов исполнительной власти Омской области» // Омский вестник. - 2004. - 28 янв.

10. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. - М., 1999. - С. 23.

11. См.: Закон Омской области от 22 января 2004 г. «О Совете безопасности Омской области» // Омский вестник. - 2004. - 23 янв.

12. См.: Федеральный закон от 24 июля 1999 г. «Об основах системы профилактики правонарушений несовершеннолетних» // СЗ РФ. -

1999. - № 26. - Ст. 3177.

13. Семенов П. В. Главная мишень - детские души // Магаданская правда. - 2006. - 25 авг.

14. СЗ РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.

15. СЗ РФ. - 2003. - № 40. - Ст. 3822; 2004. -

№ 25. - Ст. 2484; № 33. - Ст. 3368; 2005. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№ 1. - Ст. 9; № 17. - Ст. 1480; № 30. -

Ст. 3104; № 42. - Ст. 4216.

16. Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. д.ю.н., проф. А.Н. Костюкова. -Омск, 2005. - С. 107.

17. Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. - М., 2006. - С. 110.

18. См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. «О Федеральной службе безопасности» (ред.

2004 г.) // СЗ РФ. - 1995. - № 15. - Ст. 1269;

2000. - № 1. - Ст. 8; 2002. - № 30. - Ст. 3033;

2003. - № 2. - Ст. 156; № 27 (ч. 1). - Ст. 2700;

2004. - № 35. - Ст. 3607; № 10. - Ст. 763.

19. Кривельская Н.В. Указ. соч. - С. 125.

20. Там же. - С. 40.

21. Хвиля-Олинтер А.И. Криминальная направленность и опасность некоторых деструктив-

ных религиозных организаций. - М., 2005. -С. 11.

22. Овчинский В.С. Пять лет «войны» с терроризмом и новый мировой беспорядок: аналитический доклад. - М., 2006. - С. 26-28.

23. См.: Федеральный закон от 10 января 1996 г. «О внешней разведке» // СЗ РФ. - 1996. -№ 3. - Ст. 143.

24. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // СЗ РФ. - 1997. - № 52.

- Ст. 5909; 2000. - № 2. - Ст. 170

25. См.: Федеральный закон от 27 мая 1996 г. «О государственной охране» (ред. 2000 г.) // СЗ РФ. - 1996. - № 22. - Ст. 2594.

26. Подробно о структуре и компетенции милиции см.: Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации. - Омск, 1993.

27. СЗ РФ. - 2004. - № 35. - Ст. 3607.

28. Казанник А.И. Проблемы правовой ответственности религиозных объединений России // Юридическая ответственность. - Омск, 1998.

- С. 5.

29. См.: Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу // СЗ РФ. - 2004. -№ 28. - Ст. 2676.

30. См.: Положение о Министерстве иностранных дел РФ // СЗ РФ. - 2004. - № 28. -Ст. 2880.

31. См.: Положение о Федеральной регистрационной службе // СЗ РФ. - 2004. - № 42. -Ст. 4110.

32. См.: Положение о Совете Безопасности РФ // СЗ РФ. - 2004. - № 24. - Ст. 2392.

33. СЗ РФ. - 1997. - № 39. - Ст. 4465.

34. См.: Российская газета. - 2004. - 18 дек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.