Научная статья на тему 'Административно-правовые основы противодействия экстремизму'

Административно-правовые основы противодействия экстремизму Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
723
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ЭКСТРЕМИЗМУ / COUNTERACTING EXTREMISM / НОРМЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА / NORMS OF ADMINISTRATIVE LAW / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ / ADMINISTRATIVE LAW BASIS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макарова Елена Григорьевна, Крючков Вячеслав Геннадьевич

Статья посвящена анализу нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия экстремизму в разных его проявлениях. Рассматривается система федеральных и региональных органов государственной власти, в чью компетенцию входит деятельность по противодействию экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Макарова Елена Григорьевна, Крючков Вячеслав Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Administrative Law Basis for Counteracting Extremism

The article estimates legal acts with norms of administrative law which directly or indirectly influence the problem of counteracting extremism in its diversity. The emphasis is given to the system of federal and regional authorities whose jurisdiction covers counteracting extremism.

Текст научной работы на тему «Административно-правовые основы противодействия экстремизму»

УДК 342.9 © Е. Г. Макарова, В. Г. Крючков, 2014

Административно-правовые основы противодействия экстремизму

Е. Г. Макарова, В. Г. Крючков

Статья посвящена анализу нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права, прямо или косвенно затрагивающих проблему противодействия экстремизму в разных его проявлениях. Рассматривается система федеральных и региональных органов государственной власти, в чью компетенцию входит деятельность по противодействию экстремизму.

Ключевые слова: противодействие экстремизму, нормы административного права, административно-правовые основы.

Экстремизм, наряду с такими социальными явлениями, как сепаратизм и терроризм, стал представлять угрозу для Российской Федерации . В наши дни эффективное противодействие ему общества и государства жизненно необходимо . Это явление не новое, но говорить о нем на государственном уровне в современной России стали относительно недавно . В частности, этот вопрос был поднят в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)». В нем было отмечено, что экстремистские течения опасны не только для сложившейся политической системы, но и для государственности в целом . Необходимость ведения работы по обсуждению и принятию федерального закона о противодействии политическому экстремизму, создания системы антиэкстремистского законодательства, не оставляющего лазеек для легальной деятельности антиконституционных сил, была признана одним из приоритетных направлений государства 1 . В той или иной степени об угрозе экстремизма говорилось в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и в 2002, 2006, 2007, 2011 и 2012 гг.2 Пресечение экстремистских проявлений становится важным для развития государства

Административно-правовые основы противодействия экстремизму, на наш взгляд, следует рассматривать в двух аспектах: во-первых, как систему административного законодательства (в данном случае термин «законодательство» необходимо понимать в широком смысле, куда входят не только непосредственно законы, но и подзаконные нормативные правовые акты), регулирующего деятельность, направленную на противодействие экстремизму, во-вторых, как систему федеральных органов

государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (в первую очередь — исполнительная власть) и органов местного самоуправления, наделенных полномочиями по противодействию экстремизму

Формирование системы законодательства (по большей части административного) по противодействию различным проявлениям экстремизма приобрело наибольшую значимость в России с утверждением основ демократического правления В настоящее время в государстве имеется ряд нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права, обеспечивающие борьбу с распространением экстремизма Административно-правовую основу противодействия экстремизму на федеральном уровне составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», определяющий правовые и организационные основы борьбы с экстремизмом в Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации», Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции», Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» 3 и др .

Потенциал, заложенный в административном законодательстве, регулирующем деятельность орга-

нов государственной власти и органов местного самоуправления по противодействию экстремизму, не всегда используется эффективно. Одной из причин этого являются пробелы в правовом обеспечении противодействия экстремизму Отсутствие четкого юридического определения такого феномена, как экстремизм, которое позволило бы рассматривать данный феномен как правонарушение (имеющее совокупность обязательных признаков, характеризующих его состав), вызывает значительные трудности в привлечении к административной ответственности как юридических, так и физических лиц .

В статье 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» 4 нет определения экстремизма, но дается исчерпывающий перечень действий, признаваемых отечественным законодателем экстремистскими, основные понятия и формулировки во многом непрозрачны и неопределенны, что и может являться препятствием при установлении характера деятельности того или иного лица. Необходимо уточнить и конкретизировать понятие экстремизма, которое в настоящее время открывает возможности для двусмысленных толкований, а следовательно, для злоупотреблений

В своих докладах и других документах Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не раз отмечал склонность органов власти различных уровней к отождествлению понятий «экстремизм» и «инакомыслие» Особенно наглядно, на его взгляд, это проявилось в деятельности подразделений по противодействию экстремизму, созданных в МВД России осенью 2008 г. на базе подразделений по борьбе с организованной преступностью Так, Уполномоченный обратил внимание на распространенную практику задержания подозреваемых в «экстремизме» граждан под предлогом совершения ими административных правонарушений, таких как переход улицы в неположенном месте, грубая брань и т. д . Задержания эти обычно проводятся сотрудниками подразделений по борьбе с экстремизмом Главное же в данном случае заключается в том, что, используя административное законодательство, не основанное на состязательном принципе, сотрудники подразделений по борьбе с экстремизмом фактически лишают задержанных граждан возможности отстаивать свои права 5 .

В другом своем докладе Уполномоченный отмечает, что «по-прежнему остроактуальной остается проблема несовершенства так называемого „анти-эстремистского" законодательства. Нечеткая сама по себе формулировка основного понятия „экстремизм" становится еще более размытой при добавлении к нему определения „религиозный". Что именно считать „религиозным экстремизмом", не могут пока решить даже ученые-религиоведы» 6 .

Какими негативными последствиями нередко чреват описанный правовой и организационный пробел, можно понять на примере решения Коптевского районного суда г. Москвы, в 2007 г. признавшего экстремистскими труды известного исламского богослова Сайда Нурси . Это судебное решение было принято на основе всего одной экспертизы, проведенной специалистами в области психологии и языкознания, имевшими весьма поверхностные знания в области религиоведения . Напротив, представленные суду авторитетные экспертные заключения во внимание приняты не были 7.

С учетом изложенного Уполномоченный поддерживает предложение Генеральной прокуратуры Российской Федерации о создании федерального экспертного учреждения, отвечающего за проведение всего комплекса экспертиз печатных материалов на предмет наличия в них признаков экстремизма. При этом понятно, что применительно к проблеме обеспечения права на свободу совести и вероисповедания сотрудники нового учреждения должны будут обладать профессиональными познаниями в самых разных областях, от психологии и права до религиоведения и истории

Субъективный и непрофессиональный уклон повседневной практики применения антиэкстремистского законодательства виден и на примерах различных религиозных организаций, представители которых не раз обращались к Уполномоченному в связи с признанием их религиозной литературы «экстремистской» решением судов общей юрисдикции в ряде субъектов Российской Федерации 8 .

А . Р. Попченко и Т. А . Петрова убеждены, что для профилактики экстремизма необходима разработка действенных, результативных мер и механизмов в области формирования у всех граждан толерантного сознания и поведения, противодействия экстремизму и снижения социально-психологической напряженности в обществе Формирование установок толерантного сознания и поведения, веротерпимости и миролюбия, профилактики различных видов экстремизма и противодействия им имеют для многоконфессиональной и многонациональной России особую актуальность, обусловленную сохраняющейся социальной напряженностью в обществе, продолжающимися межнациональными и межконфессиональными конфликтами, ростом сепаратизма и национального экстремизма, являющихся прямой угрозой безопасности страны Эти явления в крайних формах находят выражение в терроризме, который, в свою очередь, усиливает деструктивные процессы в обществе 9 .

В целях формирования установок толерантного сознания, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп как основы гражданского согласия в демократическом государстве, Правительство Российской Федера-

ции своим постановлением от 25 августа 2001 г. № 629 «О Федеральной целевой программе „Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)"» 10 утвердило указанную программу Здесь особенно важным является формирование и внедрение в социальную практику норм толерантного поведения .

Деятельность по противодействию экстремизму проявляется в принятии государством иных программ, применении стратегий разной целевой направленности и аудитории Так, конечным результатом реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2010 г. № 795 11, предполагается в том числе и преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан Стратегия социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 г , утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 6 сентября 2010 г. № 1485-р 12, содержит ряд мероприятий, направленных на профилактику этнопо-литического и религиозного экстремизма Одним из основных источников угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране 13 .

Субъекты Российской Федерации также формируют систему законодательства, направленную на противодействие экстремизму Например, в соответствии с Законом Республики Дагестан от 22 сентября 1999 г. № 15 «О запрете ваххабитской и иной экстремистской деятельности на территории Республики Дагестан» 14 в этом субъекте Российской Федерации запрещены создание и функционирование ваххабитских организаций, деятельность религиозных миссий, учебных заведений, благотворительных и других фондов, военно-спортивных и других лагерей, отдельных физических лиц, проповедующих идеи ваххабизма или других экстремистских учений .

Вместе с тем ряд нормативных актов, принятых в отдельных субъектах Российской Федерации и направленных на противодействие различным проявлениям экстремизма, не соответствуют федеральному законодательству Так, постановление Законодательного Собрания Тверской области «Об упорядочении миссионерской и проповеднической деятельности на территории Тверской области», Закон Кабардино-Балкарской Республики «О запрете экстремистской религиозной деятельности и административной ответственности за нарушения, связанные с осущест-

влением религиозной деятельности» противоречат ряду норм федерального законодательства о свободе совести и при реализации могут привести к осложнению межконфессиональных отношений 15 .

Деятельность органов местного самоуправления имеет особую значимость в указанном процессе Например, постановлением главы Седельниковского муниципального района Омской области от 8 февраля 2011 г. № 7 утверждена Комплексная муниципальная программа по охране общественного порядка, профилактике правонарушений, терроризма и экстремизма, противодействию злоупотреблениям наркотическими средствами и их незаконному обороту на территрии Седельниковского муниципального района Омской области на 2011-2015 гг. 16

Система государственной власти, в чью компетенцию входит деятельность по противодействию экстремизму, включает ряд федеральных органов:

1. Министерство юстиции Российской Федерации, которое ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, работа которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности 17.

В качестве примера можно привести следующие общественные и религиозные объединения, иные некоммерческие организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»:

— Межрегиональная общественная организация «Национал-большевистская партия» (решение Московского городского суда от 19 апреля 2007 г о запрете деятельности);

— Международная религиозная организация «Нурджулар» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 10 апреля 2008 г. о запрете деятельности);

— Международное религиозное объединение «Таблиги Джамаат» (решение Верховного Суда Российской Федерации от 7 мая 2009 г.);

— Международное общественное объединение «Национал-социалистическое общество» («НСО», «НС») (решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2010 г.);

— Региональное общественное объединение «Национал-социалистическая рабочая партия России» («НСРПР») (решение Судебной коллегии по

гражданским делам Нижегородского областного суда от 22 сентября 2010 г.);

— Межрегиональное общественное объединение «Духовно-родовая Держава Русь», деятельность которой запрещена на территории России на основании решения Московского областного суда от 5 апреля 2011 г. ;

— Межрегиональное общественное объединение «Северное Братство» (решение Московского городского суда от 3 августа 2012 г.);

— Кировская региональная общественная организация «Клуб болельщиков футбольного клуба „Динамо" Киров» (решение Кировского областного суда от 3 июля 2013 г.) 18 .

2. Федеральная служба безопасности Российской Федерации, одной из основных задач которой является организация противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти 19.

3. Министерство внутренних дел Российской Федерации. В частности, МВД, ГУМВД, УМВД по субъекту Российской Федерации принимают в соответствии с федеральным законом меры, направленные на выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности 20 Аналогичные полномочия возложены и на территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне 21 В структуру Министерства входит Главное управление по противодействию экстремизму 22 Приказом МВД России от 31 декабря 2012 г. № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» участковый уполномоченный полиции должен уделять особое внимание информации о лицах, распространяющих экстремистские материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов 23, а также осуществляющих производство либо хранение в целях массового распространения .

В целях совершенствования мер, направленных на противодействие экстремизму, образована Межведомственная комиссия 24 .

В субъектах Российской Федерации высший исполнительный орган государственной власти осуществляет меры по противодействию терроризму и экстремизму 25

Вопросы местного значения поселений (сельского и городского), муниципального района, городского округа включают в себя участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терро-

ризма и экстремизма в границах соответствующего муниципального образования 26 .

На основе проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Российской Федерации действует ряд нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права Прямо или косвенно они затрагивают проблему противодействия экстремизму в разных его проявлениях: национальной и религиозной нетерпимости, ксенофобии, расизма В настоящее время наметилась тенденция к более четкому, строгому применению этих актов к лицам, совершившим правонарушения на национальной и религиозной почве Однако в целом исполнительная власть и суды проявляют «снисходительность» по отношению к отдельным экстремистским (в основном националистическим) группировкам Анализ правоприменительной практики демонстрирует несоответствие законодательства и реального положения дел в этой сфере Как верно отметил в одном из своих докладов Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, «вопрос состоит в том, чтобы применять существующие нормы систематически и по назначению, не пытаясь списывать проявления национального и религиозного экстремизма на обычное хулиганство, как это, к сожалению, сплошь и рядом все еще происходит. Принципиально важно также, чтобы борьба с этим злом велась не в рамках периодических кампаний, а на постоянной основе» 27

1 Рос. газета. 1999. 31 марта .

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Рос . газета. 2002. 19 апр. ; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от

10 мая 2006 г. // Там же . 2006. 11 мая ; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 г. // Там же. 2007. 27 апр. ; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 22 декабря

2011 г. // Там же. 2011. 22 дек. ; Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 12 декабря

2012 г. // Там же . 2012. 12 дек.

3 Рос. газета. 2002. 30 июня ; Там же . 2001. 31 дек. ; Там же . 2003. 8 окт. ; Там же . 1992. 8 сент. ; Там же . 1995. 25 нояб . ; Там же. 2011. 10 февр. ; Там же. 1995. 25 мая ; Там же. 1997. 1 окт. ; Там же . 2001. 14 июля .

4 Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30, ст. 3031. С. 7766-7774.

5 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2009 г. от 17 февраля 2010 г. // Рос . газета 2010 28 мая

6 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2013 год от 21 февраля 2014 г. // Там же 2014 9 апр

7 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2008 г. от 17 февраля 2009 г. // Там же. 2009 17 апр

8 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2010 г. от 3 марта 2011 г. // Там же . 2011 .

13 мая

9 Попченко А. Р., Петрова Т. А. Предупреждение правонарушений со стороны молодежных неформальных объединений экстремистской направленности : методическое пособие . М ., 2006. С . 17.

10 Собрание законодательства Российской Федерации . 2001. № 36, ст. 3577. С . 7625-7645 .

11 Там же . 2010 . № 41, ст. 5250. С . 11420-11465.

12 Там же . 2010 . № 40, ст . 5107. С . 10638-10700 .

13 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 // Там же . 2009. № 20, ст . 2444. С . 6414-6435 .

14 Собрание законодательства Республики Дагестан . 1999. № 9, ст . 3290 .

15 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации «О деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации О. О. Миронова в 2002 году» [Электронный ресурс]. Доступ из справ . -правовой системы «КонсультантПлюс» .

16 URL: http://sedel . omskportal .ru (дата обращения: 04 .12.2013).

17 Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 // Собрание законодательства Российской Федерации . 2004. № 42, ст . 4108 . С . 9171-9181.

18 URL: http://minjust . ru/ru/nko/perechen_zapret (дата обращения: 04. 12 .2013) .

19 Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 г . № 960 // Собрание законодательства Российской Федерации . 2003. № 33, ст . 3254. С . 7991-8006 .

20 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской

Федерации по субъекту Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 249 // Там же . 2011. № 10, ст. 1335 . С . 3172-3182 .

21 Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне : приказ МВД России от 21 апреля 2011 г. № 222 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти . 2011. № 28 . С . 103-112 .

22 Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 // Собрание законодательства Российской Федерации . 2011. № 10, ст. 1334 . С . 3158-3172 .

23 Сайт Минюста России . URL: http://minjust . ru/ru/nko/ perechen_zapret (дата обращения: 02 .11.2013) .

24 О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации : указ Президента Российской Федерации от 26 июля 2011 г. № 988 // Собрание законодательства Российской Федерации . 2011. № 31, ст . 4705. С . 10193-10196 .

25 См . , напр .: Статья 21 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Там же . 1999. № 42, ст . 5005. С . 9417-9437.

26 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : федеральный закон от 6 октября 2003 г . № 131-ФЗ : принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 16 сентября 2003 г // Собрание законодательства Российской Федерации 2003. № 40, ст . 3822 . С . 9500-9570 .

27 Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2004 г // Рос газета 2005 31 марта

УДК 342.9 © О. И. Бекетов, Ю. В. Давыдов, 2014

Оказание помощи гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения

О. И. Бекетов, Ю. В. Давыдов

В статье анализируется проблема смешения и разграничения функции милиции (полиции) и медицинских организаций при оказании помощи гражданам, находящимся в общественных местах в состоянии опьянения. Рассматривается организационно-правовая природа функций бывших медицинских вытрезвителей, формулируются концептуальные положения, отражающие их возможную современную организационную модель.

Ключевые слова: функции полиции, медицинские организации, медицинские вытрезвители, пресечение административных правонарушений, медицинское освидетельствование, «медицинская комната»,

комната для задержанных.

Известно, что проект Федерального закона Федерации, проводимого в соответствии с Указом «О полиции» был разработан в рамках реформиро- Президента Российской Федерации от 18 февраля вания Министерства внутренних дел Российской 2010 г. № 208 «О некоторых мерах по реформирова-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.