Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ'

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА / ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ДЕТИ / УСЫНОВЛЕНИЕ / ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ / НАСИЛИЕ / КОРРУПЦИЯ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Заика Евгения Сергеевна

В статье на основе анализа действующего законодательства, практики его применения и литературы поднимаются наиболее острые проблемы усыновления детей, к которым относятся следующие: насилие в приемных семьях, коррупция в процессе усыновления, слабый контроль за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PROBLEMS LEADING TO VIOLATION OF THE RIGHTS AND INTERESTS OF CHILDREN IN THE PROCESS OF THEIR ADOPTION BY FOREIGN CITIZENS

Based on the analysis of the current legislation, its application practice and literature, the most acute problems of child adoption are raised in the article, which include the following: violence in foster families, corruption in the adoption process, weak control over the observance of the rights and legitimate interests of children when they are adopted by foreign citizens.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_5_57 УДК 347.633

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К НАРУШЕНИЮ ПРАВ И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ИХ УСЫНОВЛЕНИЯ ИНОСТРАННЫМИ ГРАЖДАНАМИ URGENT LEGAL PROBLEMS WHICH LEAD TO THE VIOLATION

OF THE RIGHTS AND INTERESTS OF CHILDREN IN THE PROCESS OF THEIR ADOPTIION BY FOREIGN CITIZENS

ЗАИКА Евгения Сергеевна,

аспирант кафедры гражданского права и процесса, ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы, 13. E-mail: zaika-99@bk.ru;

ZAIKA Evgeniya Sergeevna,

Postgraduate student of the department of civil law and procedure Orenburg State University.

13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: zaika-99@bk.ru

Краткая аннотация. В статье на основе анализа действующего законодательства, практики его применения и литературы поднимаются наиболее острые проблемы усыновления детей, к которым относятся следующие: насилие в приемных семьях, коррупция в процессе усыновления, слабый контроль за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами.

Abstract. Based on the analysis of the current legislation, its application practice and literature, the most acute problems of child adoption are raised in the article, which include the following: violence in foster families, corruption in the adoption process, weak control over the observance of the rights and legitimate interests of children when they are adopted by foreign citizens.

Ключевые слова: права, законные интересы, дети, усыновление, иностранные граждане, насилие, коррупция, контроль.

Keywords: rights, legitimate interests, children, adoption, foreign citizens, violence, corruption, control.

Для цитирования: Заика Е.С. Правовые проблемы, приводящие к нарушению прав и интересов детей в процессе их усыновления иностранными гражданами // Право и государство: теория и практика. 2022. № 5(209). С.57-61. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_57.

For citation: Zaika E.S. Urgent legal problems which lead to the violation of the rights and interests of children in the process of their adoption by foreign citizens // Law and state: theory and practice. 2022. No. 5(209). pp.57-61. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_57.

Статья поступила в редакцию: 17.03.2022

Результаты усыновления российских детей иностранными гражданами приводят к выводу о наличии в законодательстве Российской Федерации существенных пробелов, а в правоприменительной практике многочисленных трудностей, связанных с охраной и защитой прав и законных интересов детей. При этом весь комплекс проблем, связанных с усыновлением детей иностранными гражданами, можно условно разделить на три группы: насилие в приемных семьях, коррупция в процессе усыновления и слабый контроль за соблюдением прав и законных интересов детей при проведении процедуры усыновления и после передачи в семью иностранных граждан.

Необходимо рассмотреть и проанализировать каждую проблему. И первая - насилие в семьях. Подавляющее большинство усыновленных иностранцами российских детей, многие из которых страдают различными заболеваниями, в том числе тяжелыми и неизлечимыми, живут достойно и счастливо, находят в новой семье любовь, внимание и заботу. Однако тревогу вызывают случаи жестокого обращения с детьми иностранных усыновителей и даже гибели детей от рук приемных родителей. Убийц затем оправдывают в суде, и тому есть множество примеров. Так, 8 июля 2008 года Майлз Харрисон на 9 часов оставил мальчика в своей машине на парковке. Температура внутри автомобиля поднялась до 50°C, ребенок получил ожог ног1. Харрисону грозил тюремный срок до 10 лет, однако суд оправдал американца. При объявлении приговора судья пояснил, что «никакой тюремный срок не причинит обвиняемому больших страданий, чем те, которые тот уже перенес в связи с гибелью ребенка»2.

В 2010 году широко обсуждалось судебное разбирательство по делу об издевательствах супружеской четы Лещински

1 Вице-спикер Госдумы об усыновленных россиянах: «Они — животные или кто?»// ИА REGNUM. 18.12.2008.

2 Беззакониям с усыновлением российских детей придет конец? [Электронный ресурс] URL: http://www.ombudsman.mos.ru/index.php (дата обращения: 20.02.2022).

над тремя российскими девочками-сестрами, удочеренными супругами несколько лет назад1. Тема гибели российских детей по вине усыновителей из США также возникла в начале декабря 2011 года, когда американского родителя, обвиненного в убийстве, не стали наказывать за смерть усыновленного мальчика из России. Полуторагодовалый Илья Карданцев из Красноярского края погиб, как предполагалось, от рук своего приемного отца, гражданина США Брайана Дикстра. Суд США признал последнего невиновным. По словам действующего на тот момент Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка П. Астахова, инцидент произошел более шести лет назад. Однако американские власти известили о нем российскую сторону лишь после завершения расследования дела и вынесения оправдательного вердикта, осознавая при этом отсутствие каких-либо санкций о несвоевременном извещении. Омбудсмен назвал такой приговор «опасной тенденцией» и не исключил, что он может стать причиной для запрета на вывоз российских детей на усыновление в США, где, по его данным, погибли уже 19 приемных детей из России2.

Анализ каждого факта гибели российских детей в семьях иностранных усыновителей как в совокупности, так и по отдельности, позволяет сделать вывод, что в преобладающем большинстве случаев главная проблема заключается в недостаточной психологической подготовленности кандидатов в усыновители к воспитанию приемного ребенка, а также в их личностных особенностях, психологическом и психическом состоянии, как на момент усыновления, так и при совместном проживании. К тому же не исключено расхождение ожиданий усыновителей в начале воспитания чужого ребенка и реальной действительности. При этом усыновители могут не сообщать свои истинные намерения при усыновлении ребенка. Очевидно, что только взаимные отношения ребенка с усыновителями, основанные на глубоком доверии, доброте, ласке, являются главными факторами при усыновлении. При этом на практике не только усыновители, но и сами дети сталкиваются с различными трудностями, особенно если приемными родителями являются иностранные граждане [3, с. 195].

Государственная Дума РФ 17 ноября 2011 года сразу во втором и третьем чтениях приняла Федеральный закон № 351-ФЗ, обязывающий лиц, желающих принять в свою семью на воспитание ребенка, проходить специальную психолого -педагогическую и правовую подготовку. Соответствующие поправки внесены в ряд статей Семейного кодекса РФ и Гражданского процессуального кодекса РФ. Только после прохождения курсов граждане России получат право стать усыновителями, опекунами, попечителями или приемными родителями. Иными словами, не только на уровне такой важной процедуры, как усыновление необходимо прохождение курсов, но и при помещении ребенка под опеку будущие опекуны также проходят специальное обучение, которое длится несколько месяцев. Программа и порядок подготовки утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, финансирование обучения осуществляется за счет средств региональных бюджетов, на будущих родителей и опекунов не возлагается обязанность по их оплате, только добросовестное посещение и желание получить новые знания. Органы опеки и попечительства обязаны организовывать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицины, обеспечивать психологическое обследование граждан, которые хотят стать опекунами.

При этом для международных усыновлений исключений не существует, поскольку иностранным родителям тоже нужно пройти подготовку либо в своей стране, либо в России. Исключение сделано для случаев, когда ребенка усыновляет отчим или мачеха, близкий родственник, а также если заявление на усыновление подает человек, уже имеющий приемных детей. Несмотря на такие положительные подвижки в деле защиты прав и интересов детей при усыновлении иностранными гражданами, совершенно очевидно, что необходимы другие, более действенные меры реального контроля за иностранным усыновлением. Это объясняется тем, что «случаи убийства наших детей за границей, факты жестокого обращения с ними обусловлены отсутствием эффективного механизма контроля за судьбой детей, а также уклонением организаций от предоставления отчетов об условиях жизни и воспитания детей, переданных на усыновление иностранным гражданам» [5, с. 112].

Вторая, не менее важная проблема, возникающая при усыновлении детей иностранными гражданами, - коррупция в процессе усыновления, которая распространена не только среди иностранных усыновителей. Теоретически в нашей стране приоритетное право на усыновление имеют граждане Российской Федерации. Однако на практике российским усыновителям приходится тратить на борьбу с профильными чиновниками гораздо больше сил и времени, нежели иностранцам. Иностранные граждане могут обратиться за помощью в аккредитованные агентства, которые за годы работы освоили технологию: зна-

1 Мошкин М. Усыновление и наказание // Время новостей. 30.08.2010.

2 Американского «папу», обвиненного в убийстве, не стали наказывать за гибель усыновленного мальчика из России [Электронный ресурс] URL: http://www.newsru.com/world/02dec2011/distra19.html (дата обращения: 20.02.2022).

ют, с кем и как говорить, когда применять иные методы, и, конечно, имеют свой круг знакомых в органах опеки и попечительства и иных муниципальных и государственных структурах. В России помощь в усыновлении может оказываться только на некоммерческой основе. Тем не менее организаций, помогающих обрести ребенка со стороны, крайне мало, и работают они не слишком эффективно. В настоящее время создается сеть агентств, помогающих в деле усыновления россиянам, но финансирования, как всегда, не хватает, и дело продвигается крайне медленно, но уже существование подобных фондов и агентств не может не радовать [8].

В такой ситуации складывается впечатление, что чиновники всех рангов создают все условия для стимулирования международного усыновления, а усыновление детей россиянами им невыгодно. Судебная практика показывает, что правило о приоритете российских граждан при усыновлении детей не соблюдается в большинстве случаев, и нет никаких конкретных критериев для отказа по тем или иным основаниям российским усыновителям. На самом деле, требование о нахождении сведений о детях в банках данных (муниципальных, региональных и центральном) является формальностью. В реальности еще до постановки на учет к конкретному ребенку «прикрепляется» представитель иностранного усыновительного агентства, а сведения о таком ребенке тщательно охраняются от россиян. Лишь за определенное «вознаграждение» можно получить сведения о здоровом ребенке, которого возможно усыновить, но вероятность осуществления подобной процедуры крайне низкая. Отсутствие надлежащего контроля за поступающей в банк данных информацией о детях способствует росту числа злоупотреблений чиновников.

Дела о международном усыновлении появились в судебной практике с 1991 года. Сегодня о коррупции при международном усыновлении говорят, как журналисты, так и адвокаты, отмечая причины совершаемых в этой сфере правонарушений, одной из которых является устоявшаяся практика рассмотрения подобного рода дел с участием органов образования, несмотря на то, что Следственный комитет РФ требует участия в таких делах органов опеки и попечительства. К причинам относятся также закрытость судебных заседаний, хотя усыновители из числа иностранных граждан, как правило, не делают тайны из совершаемых ими действий; ограниченность информации о детях-сиротах, как для российских усыновителей, имеющих в силу закона преимущественное право на усыновление детей-граждан РФ, так и для иностранных граждан; препятствование органами образования субъектов РФ международному усыновлению в случаях, когда усыновители и дети познакомились без участия органов образования, а ведь это один из приоритетных признаков - наличие личной привязанности усыновителя и ребенка.

Кроме того, причиной правонарушений при усыновлении выступает нежелание органов образования содействовать международному усыновлению, когда усыновители обращаются непосредственно в органы образования с целью подыскать ребенка и отказываются по рекомендации органов образования обращаться в усыновительное агентство, несмотря на то, что это во многом ускоряет процесс и упрощает процедуру усыновления. Подобная практика международного усыновления, которая с 1996 года стала судебной ввиду того, что по закону усыновление было передано из ведения органов исполнительной власти в подведомственность судам, дает основание предполагать криминализацию процесса международного усыновления, в которой также участвуют и сами суды. Попросту «цепочка» коррумпированных лиц, которые становятся заинтересованными не в процессе усыновления ребенка, а в получении прибыли от законной и благородной процедуры, увеличивается с каждым последующим годом.

Как отмечает М. Гриднева, «дела о международном усыновлении считаются поистине золотыми. Обычно они заметно повышают благосостояние судьи», как бы неуважительно это не звучало [1]. При этом такие дела безопасны для судей, поскольку эти процессы носят закрытый характер в связи с тайной усыновления [6], гарантируя тем самым судам безнаказанность и беспринципность в принятии решений, что само по себе не может быть воспринято положительно. Типичным примером злоупотреблений в делах такого рода можно считать деятельность судьи районного суда г. Хабаровска Галины Антушевич, которая выносила решения об усыновлении российских детей иностранными гражданами даже без проведения судебных заседаний, попросту сочиняя протоколы. Она была приговорена к двум годам лишения свободы условно и освобождена от наказания по амнистии [1 ].

Все вышеизложенное свидетельствует о необходимости проведения комплекса мероприятий, направленных на стимулирование и повышение привлекательности усыновления в нашей стране. Следует согласиться с позицией М. Барщевского, который отмечает, что «если говорить о кардинальных вещах, то для начала надо упростить и дебюрократизировать отечественную систему усыновления, потому что многие люди, кто поначалу мечтает усыновить детей, сталкиваясь с мощными бю-

рократическими преградами, отчаиваются и опускают руки. С другой стороны, нам придется ввести санкции за отказ от усыновленного ребенка. Этот серьезный шаг нужно серьезно обдумывать. Такой отказ имеет для маленького человека слишком негативные последствия. Лучше всю жизнь прожить в детском доме, чем быть выбранным, а потом отданным назад — не понравился» [6].

Наряду с изложенным важно отметить, что необходимы реальная государственная поддержка семей, усыновивших ребенка, адресная социальная помощь усыновителям, гарантированная помощь детям в процессе получения достойного образования (применение так называемых льготных мер по отношению к усыновленным детям). Такая поддержка должна проявляться в материальной помощи в виде выплаты существенного единовременного пособия, в ежемесячных выплатах лицам, взявшим ребенка на воспитание в семью. Полагаем, что стимулирование семей также возможно и в иных формах, например, обеспечение достойного образования, льготный отдых в детских лагерях, посещение бесплатно ряда секций и кружков, санаторно-курортное лечение, так как зачастую происходит усыновление детей, имеющих заболевания разной степени тяжести.

И еще одна проблема, возникающая при усыновлении детей иностранными гражданами, - слабый контроль за соблюдением прав и интересов детей. Ввиду того, что Российской Федерации не безразлична судьба своих несовершеннолетних граждан, огромное значение приобретает возможность контролировать их дальнейшую судьбу при усыновлении иностранцами. Так, по российскому законодательству усыновившие ребенка родители должны представлять отчеты после усыновления. Зачастую такие отчеты не представляются, и чаще всего это происходит в случае «независимого» усыновления.

По мнению А.А. Левитской, с так называемым «независимым» усыновлением, осуществляемым иностранными гражданами лично, без содействия аккредитованных организаций, связаны основные проблемы международного усыновления. В настоящее время до 80% усыновлений производится через аккредитованные организации, около 20% от общего числа — «независимое» усыновление. При «независимом» усыновлении рычаги воздействия на организацию, взявшую обязательства по контролю за условиями жизни усыновленных детей, практически отсутствуют, что существенно затрудняет дальнейший контроль за условиями жизни и воспитания детей. Во многих случаях оформления независимого усыновления после возвращения усыновителей в страну проживания отчеты об адаптации детей в адрес Российской Федерации не поступают. К тому же «независимое» усыновление зачастую связано с осуществлением незаконной посреднической деятельности по усыновлению детей. Нельзя не принять во внимание и тот факт, что при процедуре усыновления в упрощенном порядке чужой ребенок становится «родным», и усыновители меняют гражданство ребенка, тем самым добиваясь отлучения последнего от Российской Федерации и, соответственно, отказа от ведения какой-либо отчетности [4, с. 25].

На практике в «независимом» усыновлении часто участвуют посредники, и это несмотря на то, что посредничество в процессе усыновления законодательством РФ запрещено. В ходе проведенной в 2005 году Генеральной прокуратурой РФ проверки почти 900 организаций, действовавших по всей стране, установлено, что большинство случаев жестокого обращения с усыновленными детьми выявляется именно после «независимого» усыновления1. По описанным в «Российской газете» событиям установлено, что «картина тогда всплыла просто ужасающая. У многих агентств либо не было разрешения на работу в России, либо срок его действия давно закончился. Во многих агентствах прокуроры не нашли никаких данных об уехавших детях, и поэтому было невозможно проверить, что с ними» [2].

Позиции профильного комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ и Генеральной прокуратуры РФ идентичны и выражены следующим образом: усыновление через аккредитованные агентства лучше защищает интересы ребенка. О нежелательности независимого усыновления еще в 2005 году высказались заместитель руководителя департамента образования г. Москвы Л. Селявина и Главный военный прокурор С. Фридинский: «Оно должно быть запрещено! При «независимом» усыновлении никто не несет ответственности за судьбу детей, и у нас нет никакой возможности хоть как-то контролировать их жизнь за рубежом» [8]. При этом ничего абсолютно не менялось, пока в апреле 2010 года тему нецелесообразности и опасности для жизни детей деятельности не аккредитованных в Российской Федерации иностранных агентств не поднял детский омбудсмен П. Астахов2.

Принимая во внимание вышеизложенное, необходимо отметить, что растет актуальность проблемы контроля за соблюдением прав и законных интересов детей при усыновлении их иностранными гражданами. В конце 2011 года в соответ-

1 Россия пока не будет ратифицировать Гаагскую конвенцию о международном усыновлении [Электронный ресурс] URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=288602 (дата обращения: 20.02.2022).

2 Детский омбудсмен усомнился в работе иностранных агентств по усыновлению // Коммерсантъ. 05.04.2010.

ствии с п. «г» ст. 84 Конституции РФ Президент РФ внес в Государственную Думу РФ проекты: федерального конституционного закона «О внесении изменений в статью 36.1. Федерального конституционного закона «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Указанные законопроекты касаются детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Соответствующие изменения вносятся и в закон об Уполномоченном по правам человека в РФ1.

Итак, анализ законодательства и практики его применения позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время процедура усыновления достаточно уязвима и не до конца проработана2, несмотря на то, что 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации», ст. 4 которого запрещает гражданам США усыновлять российских детей-сирот. Однако описанные в работе проблемы существуют и требуют своего разрешения.

Библиография:

1. Гриднева М. Суд продажных: взятки судьям бандиты и бизнесмены закладывают в «издержки производства» // Московский комсомолец. 23.07.2003.

2. Козлова Н. Сироты — оптом и в розницу // Российская газета. 16.11.2006.

3. Кто я? — личностные конфликты российских приемных семей в США / Актуальные вопросы клинической и социальной психиатрии / под ред. А. Азаряна. — Нью-Йорк, 2005.

4. Левитская А.А. Проблемы защиты прав детей-сирот от насилия в замещающих семьях и учреждениях // Детский дом. 2008. № 1 (26).

С. 2-5.

5. Летова Н.В. Усыновление в Российской Федерации: правовые проблемы. — М.: Волтерс Клувер, 2006. - 256 с.

6. Новоселова Е. Чужая кровь: сможет ли Россия усыновить всех своих сирот? // Российская газета. Федеральный выпуск № 5354 (275). 06.12.2010.

7. Простова М. Меры противодействия коррупции в сфере гражданского и арбитражного судопроизводства // Современное право. 2005. № 9. С. 21-24.

8. Соломатина О. От приютных до приемных // Деньги. 2005. № 47 (552).

References:

1. Gridneva M. The Court of corrupt: bandits and businessmen lay bribes to judges in "production costs" // Moskovsky Komsomolets.

23.07.2003.

2. Kozlova N. Orphans — wholesale and retail // Rossiyskaya Gazeta. 16.11.2006.

3. Who am I? — personal conflicts of Russian foster families in the USA / Topical issues of clinical and social psychiatry / edited by A. Azaryan. — New York, 2005.

4. Levitskaya A.A. Problems of protecting the rights of orphans from violence in substitute families and institutions // Orphan home. 2008. No. 1 (26). pp. 2-5.

5. Letova N.V. Adoption in the Russian Federation: legal problems. — Moscow: Volters Kluwer, 2006. - 256 p.

6. Novoselova E. Someone else's blood: will Russia be able to adopt all its orphans? // Rossiyskaya Gazeta. Federal issue № 5354 (275). 06.12.2010.

7. Prostova M. Anti-corruption measures in the field of civil and arbitration proceedings // Modern law. 2005. No. 9. pp. 21-24.

8. Solomatina O. From shelters to reception // Money. 2005. № 47 (552).

1 Законопроект «Об общественном контроле за обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» был внесен в Государственную Думу 27.12.2011 и принят в первом чтении 16.03.2012.

2 1 января 2013 года вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2012 № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации», ст. 4 которого запрещает гражданам США усыновлять российских детей-сирот // Российская газета. 29.12.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.