ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРКТИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Макиенко Д.Д.
Макиенко Дарья Дмитриевна - магистрант, кафедра международного права, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск
Аннотация: в настоящий момент вопрос правового статуса Арктики занимает определенно важное значение для мирового сообщества. Для Российской Федерации -самой крупной приарктической державы проблема регулирования безопасности мореплавания имеет глобальный характер, ввиду проявления огромного интереса в использовании трассы Северного морского пути - важнейшей транспортной магистрали в Арктической зоне. Арктика является особо важным стратегическим регионом, ввиду этого вопросы, связанные с регулированием безопасности, одним из которых является обеспечение страховой защиты от арктических рисков, являются актуальными для мирового сообщества. В настоящий момент существуют следующие разновидности морского страхования: страхование грузов (cargo), страхование корпуса и машин судна (hull & machinery), страхование ответственности за убытки, причиненные третьим лицам (marine liabilities). Следует отметить, что современному международному морскому праву неизвестны универсальные конвенции, регулирующие вопросы морского страхования, тем более в Арктике. В связи с этим национальное законодательство приарктических государств по вопросам морского страхования совершенно не развито и порождает, в свою очередь, огромную проблему.
Ключевые слова: страхование грузов, страхование ответственности, Северный морской путь.
УДК 34
В отношении страхования рисков, связанных с арктическим мореплаванием, как иностранные, так и отечественные страховые компании, не принимают столь активного участия. Вплоть до настоящего времени в полисах клубов и, тем более национальных страховых компаний, мы находим страховую оговорку, связанную с исключением районов Арктики из страхового покрытия или необходимости дополнительного информирования страховщика о предполагаемом следовании в полярные районы. Как правило, морские договоры страхования исключают или ограничивают страховое покрытие путем введения географических ограничений на маршруты навигации в Арктике по причине крайне высоких рисков (extraordinarily high risks).
В настоящий момент существуют следующие разновидности морского страхования: страхование грузов (cargo), страхования корпуса и машин судна (hull & machinery), страхование ответственности за убытки, причиненные третьим лицам (marine liabilities).
Следует отметить, что современному международному морскому праву неизвестны универсальные конвенции, регулирующие вопросы морского страхования, тем более в Арктике. В связи с этим национальное законодательство приарктических государств по вопросам морского страхования совершенно неразвито и порождает в свою очередь огромную проблему. В отношении страхования рисков, связанных с арктическим мореплаванием, как иностранные, так и отечественные страховые компании, не принимают столь активного участия. Вплоть до настоящего времени в полисах клубов и, тем более национальных страховых компаний, мы находим страховую оговорку, связанную с исключением районов Арктики из страхового покрытия или необходимости дополнительного информирования
страховщика о предполагаемом следовании в полярные районы. Как правило, морские договоры страхования исключают или ограничивают страховое покрытие путем введения географических ограничений на маршруты навигации в Арктике по причине крайне высоких рисков (extraordinarily high risks).
Принятый в 2017 г. Полярный кодекс не содержит положений об обязательном страховании возможных рисков, могущих возникнуть при плавании в полярных водах, что существенно снижает эффективность его применения.
Таким образом, автор приходит к выводу о неадекватности существующего международно-правового регулирования страхования коммерческого судоходства в полярных водах.
Национальное законодательство приарктических государств все чаще включает положения о создании компенсационных фондов за ущерб, причиненный окружающей среде. Так, в соответствии с Законом США «О загрязнении нефтью» 1990 г. предусматривается учреждение специального фонда, который может использоваться в качестве компенсации потерь, не охватываемых загрязнителями, предусмотренными на момент катастроф законом.
На международном уровне специализированного Фонда по компенсации ущерба, причиненного морской арктической среде, не существует. Однако в связи с интенсивностью арктического судоходства автором обозначается необходимость в создании специализированной международной финансовой структуры с целью покрытия всех рисков, связанных с загрязнением морской среды Арктики [1, с. 97].
Отметим, что Кодекс торгового мореплавания (далее - «КТМ РФ») [1] не содержит особые правила страхования, применяемые к арктическим региону, но распространяет действие главы XV (Договор морского страхования) на суда, осуществляющие плавание в акватории Северного морского пути.
Согласно п. 4 ст. 5.1 КТМ, а также п. 3 Правил плавания в акватории Северного морского пути выдача разрешения на осуществление плавания в регионе производится при условии наличия документа, подтверждающего страхование или иное финансовое обеспечение гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.
Следует также особо выделить проблему отсутствия в Российской Федерации специализированного нормативно-правового акта, содержащего правила страхования в акватории Северного морского пути.
Ввиду наличия острой правовой проблемы реализации морского страхования в Арктическом регионе Российской Федерации автором выдвигается инициатива принятия Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности при плавании судов в акватории Северного морского пути», в котором будут предусмотрены следующие положения:
- определение основных арктических рисков, с которыми могут столкнуться судовладельцы при осуществлении плавания в акватории Северного морского пути;
- объекты страхования, которыми следует считать интересы страхователя, возникающие в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и иным имущественным интересам третьих лиц, а также окружающей морской среде;
- права и обязанности страхователя и страховщика;
- взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая;
- единый стандарт и перечень реквизитов страхового полиса;
- перечень грузов, запрещенных к перевозке;
- порядок урегулирования споров.
Таким образом, автором сформулированы основные проблемы нормативно-правового регулирования в области ликвидации разливов нефти, а также страхования ответственности за причинение ущерба в случае разлива нефти в акватории Северного морского пути.
Ввиду множественной разрозненности ведомственных актов по вопросу ликвидации нефтяных разливов нефти предлагается принять единый Федеральный закон «О предупреждении и ликвидации возможных разливов нефти в акватории Северного морского пути», в котором необходимо предусмотреть виды и количество специальных очистительных средств, устройств для локализации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории Северного морского пути.
Также, вследствие правовой неясности в области осуществления морского страхования как одного из способов финансового обеспечения ответственности автором выдвигается инициатива создания Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности при плавании судов в акватории Северного морского пути».
Список литературы
1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.05.1999. № 18. Ст. 2207.
2. Мустафина А.Р. Правовое обеспечение страховой защиты от рисков, связанных с осуществлением арктического судоходства // дис. канд. юр. наук, М., 2017. С. 97.