Научная статья на тему 'Правовые проблемы арктического страхования'

Правовые проблемы арктического страхования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ / СТРАХОВАНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макиенко Дарья Дмитриевна

В настоящий момент вопрос правового статуса Арктики занимает определенно важное значение для мирового сообщества. Для Российской Федерации самой крупной приарктической державы проблема регулирования безопасности мореплавания имеет глобальный характер, ввиду проявления огромного интереса в использовании трассы Северного морского пути важнейшей транспортной магистрали в Арктической зоне. Арктика является особо важным стратегическим регионом, ввиду этого вопросы, связанные с регулированием безопасности, одним из которых является обеспечение страховой защиты от арктических рисков, являются актуальными для мирового сообщества. В настоящий момент существуют следующие разновидности морского страхования: страхование грузов (cargo), страхование корпуса и машин судна (hull & machinery), страхование ответственности за убытки, причиненные третьим лицам (marine liabilities). Следует отметить, что современному международному морскому праву неизвестны универсальные конвенции, регулирующие вопросы морского страхования, тем более в Арктике. В связи с этим национальное законодательство приарктических государств по вопросам морского страхования совершенно не развито и порождает, в свою очередь, огромную проблему.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы арктического страхования»

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АРКТИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ

Макиенко Д.Д.

Макиенко Дарья Дмитриевна - магистрант, кафедра международного права, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Аннотация: в настоящий момент вопрос правового статуса Арктики занимает определенно важное значение для мирового сообщества. Для Российской Федерации -самой крупной приарктической державы проблема регулирования безопасности мореплавания имеет глобальный характер, ввиду проявления огромного интереса в использовании трассы Северного морского пути - важнейшей транспортной магистрали в Арктической зоне. Арктика является особо важным стратегическим регионом, ввиду этого вопросы, связанные с регулированием безопасности, одним из которых является обеспечение страховой защиты от арктических рисков, являются актуальными для мирового сообщества. В настоящий момент существуют следующие разновидности морского страхования: страхование грузов (cargo), страхование корпуса и машин судна (hull & machinery), страхование ответственности за убытки, причиненные третьим лицам (marine liabilities). Следует отметить, что современному международному морскому праву неизвестны универсальные конвенции, регулирующие вопросы морского страхования, тем более в Арктике. В связи с этим национальное законодательство приарктических государств по вопросам морского страхования совершенно не развито и порождает, в свою очередь, огромную проблему.

Ключевые слова: страхование грузов, страхование ответственности, Северный морской путь.

УДК 34

В отношении страхования рисков, связанных с арктическим мореплаванием, как иностранные, так и отечественные страховые компании, не принимают столь активного участия. Вплоть до настоящего времени в полисах клубов и, тем более национальных страховых компаний, мы находим страховую оговорку, связанную с исключением районов Арктики из страхового покрытия или необходимости дополнительного информирования страховщика о предполагаемом следовании в полярные районы. Как правило, морские договоры страхования исключают или ограничивают страховое покрытие путем введения географических ограничений на маршруты навигации в Арктике по причине крайне высоких рисков (extraordinarily high risks).

В настоящий момент существуют следующие разновидности морского страхования: страхование грузов (cargo), страхования корпуса и машин судна (hull & machinery), страхование ответственности за убытки, причиненные третьим лицам (marine liabilities).

Следует отметить, что современному международному морскому праву неизвестны универсальные конвенции, регулирующие вопросы морского страхования, тем более в Арктике. В связи с этим национальное законодательство приарктических государств по вопросам морского страхования совершенно неразвито и порождает в свою очередь огромную проблему. В отношении страхования рисков, связанных с арктическим мореплаванием, как иностранные, так и отечественные страховые компании, не принимают столь активного участия. Вплоть до настоящего времени в полисах клубов и, тем более национальных страховых компаний, мы находим страховую оговорку, связанную с исключением районов Арктики из страхового покрытия или необходимости дополнительного информирования

страховщика о предполагаемом следовании в полярные районы. Как правило, морские договоры страхования исключают или ограничивают страховое покрытие путем введения географических ограничений на маршруты навигации в Арктике по причине крайне высоких рисков (extraordinarily high risks).

Принятый в 2017 г. Полярный кодекс не содержит положений об обязательном страховании возможных рисков, могущих возникнуть при плавании в полярных водах, что существенно снижает эффективность его применения.

Таким образом, автор приходит к выводу о неадекватности существующего международно-правового регулирования страхования коммерческого судоходства в полярных водах.

Национальное законодательство приарктических государств все чаще включает положения о создании компенсационных фондов за ущерб, причиненный окружающей среде. Так, в соответствии с Законом США «О загрязнении нефтью» 1990 г. предусматривается учреждение специального фонда, который может использоваться в качестве компенсации потерь, не охватываемых загрязнителями, предусмотренными на момент катастроф законом.

На международном уровне специализированного Фонда по компенсации ущерба, причиненного морской арктической среде, не существует. Однако в связи с интенсивностью арктического судоходства автором обозначается необходимость в создании специализированной международной финансовой структуры с целью покрытия всех рисков, связанных с загрязнением морской среды Арктики [1, с. 97].

Отметим, что Кодекс торгового мореплавания (далее - «КТМ РФ») [1] не содержит особые правила страхования, применяемые к арктическим региону, но распространяет действие главы XV (Договор морского страхования) на суда, осуществляющие плавание в акватории Северного морского пути.

Согласно п. 4 ст. 5.1 КТМ, а также п. 3 Правил плавания в акватории Северного морского пути выдача разрешения на осуществление плавания в регионе производится при условии наличия документа, подтверждающего страхование или иное финансовое обеспечение гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

Следует также особо выделить проблему отсутствия в Российской Федерации специализированного нормативно-правового акта, содержащего правила страхования в акватории Северного морского пути.

Ввиду наличия острой правовой проблемы реализации морского страхования в Арктическом регионе Российской Федерации автором выдвигается инициатива принятия Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности при плавании судов в акватории Северного морского пути», в котором будут предусмотрены следующие положения:

- определение основных арктических рисков, с которыми могут столкнуться судовладельцы при осуществлении плавания в акватории Северного морского пути;

- объекты страхования, которыми следует считать интересы страхователя, возникающие в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу и иным имущественным интересам третьих лиц, а также окружающей морской среде;

- права и обязанности страхователя и страховщика;

- взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая;

- единый стандарт и перечень реквизитов страхового полиса;

- перечень грузов, запрещенных к перевозке;

- порядок урегулирования споров.

Таким образом, автором сформулированы основные проблемы нормативно-правового регулирования в области ликвидации разливов нефти, а также страхования ответственности за причинение ущерба в случае разлива нефти в акватории Северного морского пути.

Ввиду множественной разрозненности ведомственных актов по вопросу ликвидации нефтяных разливов нефти предлагается принять единый Федеральный закон «О предупреждении и ликвидации возможных разливов нефти в акватории Северного морского пути», в котором необходимо предусмотреть виды и количество специальных очистительных средств, устройств для локализации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории Северного морского пути.

Также, вследствие правовой неясности в области осуществления морского страхования как одного из способов финансового обеспечения ответственности автором выдвигается инициатива создания Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности при плавании судов в акватории Северного морского пути».

Список литературы

1. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ // «Собрание законодательства РФ», 03.05.1999. № 18. Ст. 2207.

2. Мустафина А.Р. Правовое обеспечение страховой защиты от рисков, связанных с осуществлением арктического судоходства // дис. канд. юр. наук, М., 2017. С. 97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.