ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЛИКВИДАЦИИ РАЗЛИВОВ НЕФТИ В АКВАТОРИИ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ
Макиенко Д.Д.
Макиенко Дарья Дмитриевна - магистрант, кафедра международного права, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск
Аннотация: одной из самых актуальных проблем на данный момент является проблема экологии. Если рассматривать данную проблему относительно региона, то самым острым и уязвимым будет именно Арктический регион. Российская Федерация как самая крупная приарктическая держава определенно занимает первое место в решении особо острых вопросов, затрагивающих арктические пространства. Арктика является кладовой природных ресурсов. В первую очередь, здесь сосредоточено значительное количество полезных ископаемых - нефти и газа. Предполагается, что в центре Арктики залегает не менее четверти мировых запасов углеводородов, которые еще не разведаны. Ввиду этого приарктические государства проявляют огромный интерес к разведыванию ресурсов Арктического региона. Но под воздействием человеческого вмешательства обнаруживается ряд проблем, а именно: моря загрязняются из-за нефтяных разливов и попадания вредных веществ в воду, донные и прибрежные сообщества подвергаются механическому уничтожению [6, с. 56] Северный морской путь (далее - «СМП») для Российской Федерации - это нечто большее, чем просто судоходная магистраль. Важнейшим достоинством СМП является быстрота прохождения трассы по сравнению с Суэцким каналом в два раза.
Касательно вопроса безопасности мореплавания по Северному морскому пути следует выделить основные, по мнению автора, проблемы, связанные с осуществлением судоходства в данном регионе: несоответствующая портовая, логистическая, аварийно-спасательная инфраструктуры, проблемы отсутствия правовой основы, определяющей статус Арктики и, как следствие, режим безопасности мореплавания.
Ключевые слова: Северный морской путь, Полярный кодекс, ликвидация разливов нефти.
УДК 34
Северный морской путь (далее - «СМП») для Российской Федерации - это нечто большее, чем просто судоходная магистраль. Важнейшим достоинством СМП является быстрота прохождения трассы по сравнению с Суэцким каналом в два раза.
В рамках данной статьи автор осветит и проанализирует проблемы ликвидации разливов нефти в акватории СМП.
В настоящий момент на международном уровне принят ряд документов, устанавливающих стандарты сотрудничества в вопросах готовности и реагирования государств на морские нефтяные загрязнения в Арктическом регионе. К их числу относятся как универсальные конвенции, так и региональные акты приарктических государств. Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. (далее - «КМП-82») является всеобъемлющим документом, закрепляющим правовые норы касательно обеспечения безопасности мореплавания. Но, не смотря на всю значимость данного документа, КМП-82 содержит всего лишь единственную статью, имеющую отношение к Арктическому региону, а именно закрепляет в ст. 234, называемой «Покрытые льдом районы», право государств на принятие, обеспечение и соблюдение недискриминационных законов, направленных на предотвращение загрязнения
морской среды с судов в пределах исключительной экономической зоны [1]. Но отмечаем, что данное положение не фиксирует основных требований и не закрепляет стандартов по ликвидации аварий.
Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г., а также принятый к ней Протокол 1978 г. (МАРПОЛ), содержит меры по сокращению и предотвращению загрязнения окружающей среды вредными веществами, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации. Применительно к нефтегазовой деятельности конвенция в Приложении I «Правила предотвращения загрязнения нефтью» содержит требования к машинным помещениям судов и грузовому району нефтяных танкеров, регулирует вопросы, связанные с предотвращением загрязнения в результате инцидента, вызывающего загрязнение нефтью, содержит требования к приемным сооружениям. Каких-либо специальных требований для судоходства в арктических условиях конвенция не содержит.
Понимая актуализацию вопросов, совместными усилиями приарктичеких государств был принят и разработан Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах («Полярный кодекс»), который должен был разрешить ряд назревших вопросов, в части разрешения проблем, связанных регулированием основ безопасности мореплавания, с детерминацией понятий, а также определением границ Арктики. Но следует признаться, что данный документ в основном содержит нормы рекомендательного характера и не разрешает множество основных вопросов, связанных с безопасностью мореплавания, также данный документ не закрепил границы полярных вод, что в настоящий момент является также проблемой в части детерминации границ Арктики.
Полярный кодекс содержит ряд основных положений, касающихся экологической безопасности. В частности, вводится полный запрет сброса нефти и нефтесодержащих вод, вредных жидких соединений, сбросов сточных вод и мусора. Кодекс закрепляет основные стандарты при постройке нефтяных танкеров.
На данный момент основополагающим документом в области сотрудничества государств по ликвидации разливов нефтесодержащих продуктов в Арктике является Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике [2], принятое 15 мая 2013 г. на министерской встрече Арктического совета в Кируне. Значение указанного Соглашения трудно переоценить, поскольку, как уже отмечалось, риски от последствий разлива нефти в Арктическом регионе могут носить глобальный характер.
Хотелось бы отметить, что основными национальными документами в Российской Федерации, регламентирующими вопросы предотвращения загрязнения нефтью морской среды Арктического региона, являются в основном ведомственные акты, а в частности: Постановление Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предотвращению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» [3], Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» [4], Приказ МЧС России от 28.12.2004 г. № 621 «Об утверждении правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» [5]. Указанные акты определяют принципы формирования планов по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, которые относятся к чрезвычайным ситуациям локального, местного, территориального, регионального и федерального значения. Такие планы должны разрабатываться организациями в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами. Однако данные документы содержат формально одинаковые требования как для нефтяных терминалов, на которых обрабатывается десятки миллионов нефти в год и к которым подходят танкера с дедвейдом более 100 000 тонн, так и для сооружений, на которых отгружается несколько сотен тонн
нефти в год и к которым подходят танкеры дедвейдом до 300 тонн. По мнению автора, данное определение требований является нецелесообразным, так как необходимо учитывать объемы производства организаций. Указанные пробелы в законодательстве создают множество противоречий, которые возможно разрешить созданием единого нормативного документа.
Таким образом, на сегодняшний день, Северный морской путь испытывает огромные проблемы в области безопасности мореплавания. В Российской Федерации, являющейся самой большой приарктической державой, нет единого федерального закона, который бы регулировал вопросы предотвращения загрязнения морской среды и включал бы в себя мероприятия реагирования на разливы нефти в акватории СМП. Имеющиеся на данный момент нормативно-правовые акты являются ведомственными и не учитывают специфику Арктического региона. Разрешение указанных проблем видится в создании эффективной нормативно-правовой базы. Автором выдвигается инициатива создания единого Федерального закона «О предупреждении и ликвидации возможных разливов нефти в акватории Северного морского пути», в котором необходимо предусмотреть виды и количество специальных очистительных средств, устройств для локализации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории Северного морского пути.
Список литературы
1. Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. // Бюллетень международных договоров. № 1. январь, 1998.
2. Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике // Бюллетень международных договоров. № 7. июль, 2016.
3. Постановление Правительства РФ от 21 августа 2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» // Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 2000 г. № 35. Ст. 3582.
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 16. Ст. 1569
5. Приказ МЧС РФ от 28 декабря 2004 г. N 621 «Об утверждении Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» // Российская газета от 6 мая 2005 г. № 95.
6. Боханов Д.В., Лайус Д.Л., Моисеев А.Р., Соколов К.Л. Оценка угроз морских экосистеме Арктики, связанных с промышленным рыболовством, на примере Баренцева моря // М. Всемирный фонд дикой природы (WWF), 2013. С. 56.