ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Макиенко Д.Д.
Макиенко Дарья Дмитриевна - магистрант, кафедра международного права, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск
Аннотация: в настоящий момент вопрос правового статуса Арктики имеет определенно важное значение для мирового сообщества. Для Российской Федерации -самой крупной приарктической державы проблема регулирования безопасности мореплавания имеет глобальный характер, ввиду проявления огромного интереса в использовании трассы Северного морского пути - важнейшей транспортной магистрали в Арктической зоне. Арктические пространства на сегодняшний день имеют огромное стратегическое значение для мирового сообщества. Правовой статус Арктики до сих пор не определен, что определяет правовую проблему не только в области делимитации пространств, но и в формировании режима безопасности мореплавания в покрытых льдами районах.
Российская Федерация как самая крупная приарктическая держава определенно занимает первое место в решении особо острых вопросов, затрагивающих арктические пространства.
Одной из проблем арктического судоходства является безопасность мореплавания, ввиду особого местоположения Арктики, отличающегося многогранностью рисков опасности для коммерческого судоходства, к которым в частности можно отнести: туманы, ледовая обстановка, удовлетворительное состояние систем связи и иных средств навигации. Также хотелось бы отметить, что в связи с удаленностью данного региона, прослеживается определенная затруднительность в организации поисково-спасательных операций.
Ключевые слова: Северный морской путь, Полярный кодекс, организация поиска и спасания, ледокольное и лоцманское обеспечение.
УДК 34
Невзирая на все трудности, арктическое судоходство на сегодняшний день привлекает к себе особое внимание всего мирового сообщества. Исторически сложилось два основных пути арктического судоходства: Северо-Западный проход, находящийся под контролем Канады, и Северный морской путь, регулированием которого занимается Российская Федерация [2, с. 160].
Понимая актуализацию вопросов, совместными усилиями приарктичеких государств был принят и разработан Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах («Полярный кодекс»), который должен был разрешить ряд назревших вопросов, в части разрешения проблем, связанных регулированием основ безопасности мореплавания, с детерминацией понятий, а также определением границ Арктики. Но следует признаться, что данный документ в основном содержит нормы рекомендательного характера и не разрешает множество основных вопросов, связанных с безопасностью мореплавания, также данный документ не закрепил границы полярных вод, что в настоящий момент является также проблемой в части детерминации границ Арктики.
Касательно вопроса безопасности мореплавания по Северному морскому пути следует выделить основные, по мнению автора, проблемы, связанные с осуществлением судоходства в данном регионе: несоответствующая портовая,
логистическая, аварийно-спасательная инфраструктура, проблемы отсутствия правовой основы, определяющей статус Арктики и как следствие режим безопасности мореплавания. Так, на данный момент нормативно-правовым актом, закрепляющим основные аспекты использования Северного морского пути, является Приказ Министерства транспорта России от 17.01.2013 г. № 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории северного морского пути» [1] (далее - «Правила плавания в акватории Северного морского пути»). Но ввиду того, что данный документ является подзаконным актом, автор считает, что он не эффективен и не разрешает основных проблем безопасности мореплавания в Северном морском пути. В настоящий момент на повестке дня лежит обсуждение принятия ФЗ «О СМП», а также ФЗ «О развитии Арктической зоны РФ».
В рамках данной статьи автор осветит и проанализирует проблемы организации поиска и спасания в Арктической зоне.
В настоящий момент в национальном законодательстве Российской Федерации ледокольное и ледово-лоцманское обеспечение регулируется Правилами плавания в акватории Северного морского пути. Так, согласно п. 23 Правил Администрация Северного морского пути предоставляет информацию о необходимости использования ледокольной проводки судну и указывает об этом в своем разрешении о праве плавания.
Ледовая лоцманская проводка проводится лицами, имеющими удостоверение о праве ледовой лоцманской проводки в акватории Северного морского пути, определенный стаж работы не менее трех лет в должности капитана судна или старшего помощника капитана на морских судах вместимостью 3000 рег. тонн и более, из которых не менее шести месяцев при плавании судна в ледовых условиях, и являющиеся работниками организации, оказывающей услуги по ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути (п. 33 Правилам плавания в акватории Северного морского пути).
Таким образом, организация ледовой лоцманской проводки базируется не только на гидрометеорологических и навигационных знаниях, но и определенной практики, опыта плавания в покрытых льдах районах.
Автор обозначает проблему отсутствия правовой базы, регламентирующей статус ледового лоцмана. Также, остается нерешенным вопрос, каким образом будет распространяться глава VI Кодекса торгового мореплавания (далее - «КТМ РФ») [2] «Морские лоцманы» и Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации на ледовую лоцманскую проводку.
Указанные пробелы в законодательстве создают множество противоречий, которые возможно разрешить созданием единого нормативного документа, регламентирующего статус ледового лоцмана и процедуры ледовой лоцманской проводки. Данным документом должно стать «Положение о ледовом лоцмане и ледово-лоцманской проводке в акватории Северного морского пути», который должен включать в себя следующие положения: требования к квалификации ледового лоцмана; требования к процедуре осуществления подготовки ледового лоцмана, закрепление ответственности ледового лоцмана за ненадлежащее оказание услуги по проводке судна; права и обязанности ледового лоцмана при осуществлении ледово-лоцманской проводки; порядок проведения аттестации ледового лоцмана; порядок заключения договора на оказание услуг по ледово-лоцманской проводке.
Данное Положение должно включать в себя требование о достаточном количестве ледовых лоцманов, которых должно быть не менее 10 и которые должны находиться в каждом порту акватории Северного морского пути. Количество лоцманов в том или ином порту должно определяться интенсивностью мореплавания.
Таким образом, на сегодняшний день, Северный морской путь испытывает огромные проблемы в области безопасности мореплавания. По мнению автора,
организация поиска и спасания, а также организация ледово-лоцманской и ледокольной проводки - немаловажная часть режима обеспечения безопасности судоходства в покрытых льдах районах. Разрешение указанных проблем видится в создании эффективной нормативно-правовой базы.
Список литературы
1. Приказ Министерства транспорта России от 17.01.2013 г. № 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» // Российская газета. № 86, 19.04.2013.
2. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г. // «Российская газета». № 85-86, 1999.
3. СкаридовА.С. Морское право: учебник, М., 2016. С. 160.