Научная статья на тему 'Правовое регулирование обеспечения безопасности мореплавания в Арктической зоне Российской Федерации'

Правовое регулирование обеспечения безопасности мореплавания в Арктической зоне Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ / ПОЛЯРНЫЙ КОДЕКС / ОРГАНИЗАЦИЯ ПОИСКА И СПАСАНИЯ / ЛЕДОКОЛЬНОЕ И ЛОЦМАНСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макиенко Дарья Дмитриевна

В настоящий момент вопрос правового статуса Арктики имеет определенно важное значение для мирового сообщества. Для Российской Федерации самой крупной приарктической державы проблема регулирования безопасности мореплавания имеет глобальный характер, ввиду проявления огромного интереса в использовании трассы Северного морского пути важнейшей транспортной магистрали в Арктической зоне. Арктические пространства на сегодняшний день имеют огромное стратегическое значение для мирового сообщества. Правовой статус Арктики до сих пор не определен, что определяет правовую проблему не только в области делимитации пространств, но и в формировании режима безопасности мореплавания в покрытых льдами районах. Российская Федерация как самая крупная приарктическая держава определенно занимает первое место в решении особо острых вопросов, затрагивающих арктические пространства. Одной из проблем арктического судоходства является безопасность мореплавания, ввиду особого местоположения Арктики, отличающегося многогранностью рисков опасности для коммерческого судоходства, к которым в частности можно отнести: туманы, ледовая обстановка, удовлетворительное состояние систем связи и иных средств навигации. Также хотелось бы отметить, что в связи с удаленностью данного региона, прослеживается определенная затруднительность в организации поисково-спасательных операций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование обеспечения безопасности мореплавания в Арктической зоне Российской Федерации»

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Макиенко Д.Д.

Макиенко Дарья Дмитриевна - магистрант, кафедра международного права, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный морской университет им. адм. Ф. Ф. Ушакова, г. Новороссийск

Аннотация: в настоящий момент вопрос правового статуса Арктики имеет определенно важное значение для мирового сообщества. Для Российской Федерации -самой крупной приарктической державы проблема регулирования безопасности мореплавания имеет глобальный характер, ввиду проявления огромного интереса в использовании трассы Северного морского пути - важнейшей транспортной магистрали в Арктической зоне. Арктические пространства на сегодняшний день имеют огромное стратегическое значение для мирового сообщества. Правовой статус Арктики до сих пор не определен, что определяет правовую проблему не только в области делимитации пространств, но и в формировании режима безопасности мореплавания в покрытых льдами районах.

Российская Федерация как самая крупная приарктическая держава определенно занимает первое место в решении особо острых вопросов, затрагивающих арктические пространства.

Одной из проблем арктического судоходства является безопасность мореплавания, ввиду особого местоположения Арктики, отличающегося многогранностью рисков опасности для коммерческого судоходства, к которым в частности можно отнести: туманы, ледовая обстановка, удовлетворительное состояние систем связи и иных средств навигации. Также хотелось бы отметить, что в связи с удаленностью данного региона, прослеживается определенная затруднительность в организации поисково-спасательных операций.

Ключевые слова: Северный морской путь, Полярный кодекс, организация поиска и спасания, ледокольное и лоцманское обеспечение.

УДК 34

Невзирая на все трудности, арктическое судоходство на сегодняшний день привлекает к себе особое внимание всего мирового сообщества. Исторически сложилось два основных пути арктического судоходства: Северо-Западный проход, находящийся под контролем Канады, и Северный морской путь, регулированием которого занимается Российская Федерация [2, с. 160].

Понимая актуализацию вопросов, совместными усилиями приарктичеких государств был принят и разработан Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах («Полярный кодекс»), который должен был разрешить ряд назревших вопросов, в части разрешения проблем, связанных регулированием основ безопасности мореплавания, с детерминацией понятий, а также определением границ Арктики. Но следует признаться, что данный документ в основном содержит нормы рекомендательного характера и не разрешает множество основных вопросов, связанных с безопасностью мореплавания, также данный документ не закрепил границы полярных вод, что в настоящий момент является также проблемой в части детерминации границ Арктики.

Касательно вопроса безопасности мореплавания по Северному морскому пути следует выделить основные, по мнению автора, проблемы, связанные с осуществлением судоходства в данном регионе: несоответствующая портовая,

логистическая, аварийно-спасательная инфраструктура, проблемы отсутствия правовой основы, определяющей статус Арктики и как следствие режим безопасности мореплавания. Так, на данный момент нормативно-правовым актом, закрепляющим основные аспекты использования Северного морского пути, является Приказ Министерства транспорта России от 17.01.2013 г. № 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории северного морского пути» [1] (далее - «Правила плавания в акватории Северного морского пути»). Но ввиду того, что данный документ является подзаконным актом, автор считает, что он не эффективен и не разрешает основных проблем безопасности мореплавания в Северном морском пути. В настоящий момент на повестке дня лежит обсуждение принятия ФЗ «О СМП», а также ФЗ «О развитии Арктической зоны РФ».

В рамках данной статьи автор осветит и проанализирует проблемы организации поиска и спасания в Арктической зоне.

В настоящий момент в национальном законодательстве Российской Федерации ледокольное и ледово-лоцманское обеспечение регулируется Правилами плавания в акватории Северного морского пути. Так, согласно п. 23 Правил Администрация Северного морского пути предоставляет информацию о необходимости использования ледокольной проводки судну и указывает об этом в своем разрешении о праве плавания.

Ледовая лоцманская проводка проводится лицами, имеющими удостоверение о праве ледовой лоцманской проводки в акватории Северного морского пути, определенный стаж работы не менее трех лет в должности капитана судна или старшего помощника капитана на морских судах вместимостью 3000 рег. тонн и более, из которых не менее шести месяцев при плавании судна в ледовых условиях, и являющиеся работниками организации, оказывающей услуги по ледовой лоцманской проводке судов в акватории Северного морского пути (п. 33 Правилам плавания в акватории Северного морского пути).

Таким образом, организация ледовой лоцманской проводки базируется не только на гидрометеорологических и навигационных знаниях, но и определенной практики, опыта плавания в покрытых льдах районах.

Автор обозначает проблему отсутствия правовой базы, регламентирующей статус ледового лоцмана. Также, остается нерешенным вопрос, каким образом будет распространяться глава VI Кодекса торгового мореплавания (далее - «КТМ РФ») [2] «Морские лоцманы» и Положение о лоцманской службе и лоцманской проводке судов по внутренним судоходным путям Российской Федерации на ледовую лоцманскую проводку.

Указанные пробелы в законодательстве создают множество противоречий, которые возможно разрешить созданием единого нормативного документа, регламентирующего статус ледового лоцмана и процедуры ледовой лоцманской проводки. Данным документом должно стать «Положение о ледовом лоцмане и ледово-лоцманской проводке в акватории Северного морского пути», который должен включать в себя следующие положения: требования к квалификации ледового лоцмана; требования к процедуре осуществления подготовки ледового лоцмана, закрепление ответственности ледового лоцмана за ненадлежащее оказание услуги по проводке судна; права и обязанности ледового лоцмана при осуществлении ледово-лоцманской проводки; порядок проведения аттестации ледового лоцмана; порядок заключения договора на оказание услуг по ледово-лоцманской проводке.

Данное Положение должно включать в себя требование о достаточном количестве ледовых лоцманов, которых должно быть не менее 10 и которые должны находиться в каждом порту акватории Северного морского пути. Количество лоцманов в том или ином порту должно определяться интенсивностью мореплавания.

Таким образом, на сегодняшний день, Северный морской путь испытывает огромные проблемы в области безопасности мореплавания. По мнению автора,

организация поиска и спасания, а также организация ледово-лоцманской и ледокольной проводки - немаловажная часть режима обеспечения безопасности судоходства в покрытых льдах районах. Разрешение указанных проблем видится в создании эффективной нормативно-правовой базы.

Список литературы

1. Приказ Министерства транспорта России от 17.01.2013 г. № 7 «Об утверждении Правил плавания в акватории Северного морского пути» // Российская газета. № 86, 19.04.2013.

2. Кодекс торгового мореплавания РФ 1999 г. // «Российская газета». № 85-86, 1999.

3. СкаридовА.С. Морское право: учебник, М., 2016. С. 160.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.