Научная статья на тему 'Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Интерпола'

Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Интерпола Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1311
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хозикова Е. С.

В настоящее время Интерпол является эффективным механизмом меж­дународного сотрудничества по вопросам борьбы с преступностью. Деятельность НЦБ Интерпола способствовала раскрытию целого ряда преступлений, в том числе большого количества убийств, краж, случаев подделки документов, преступлений в сфере экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Хозикова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Интерпола»

9. Латыпова И.Р. О совершенствовании порядка финансирования судов в Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».

10. Постановление VI Всероссийского съезда судей от 02.12.2004 «О состоянии правосудия в Российской Федерации и перспективах его совершенствования» // СПС «КонсультантПлюс».

11. Постановление VII Всероссийского съезда судей от 04.12.2008 «О состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направления ее развития и совершенствования» // СПС «КонсультантПлюс».

12. http://www.ssrf.ru; http://www.vkks.ru.

13. Клеандров М.И. Статус судьи: правовой и смежные компоненты / Под ред. М.М. Славина. - «НОРМА», 2008 // СПС «КонсультантПлюс».

14. Постановление Правительства РФ от 21.09.06 № 583 (ред. от 01.11.12) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007-2012 годы // Документ опубликован не был. СПС «КонсультантПлюс».

15. Распоряжение Правительства РФ от 20.09.2012 № 1735-р «Об утверждении Концепции федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» // «Собрание законодательства РФ». - 01.10.2012. - № 40. - Ст. 5474.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ИНТЕРПОЛА

© Хозикова Е.С.*

Академия управления МВД России, г. Москва

В настоящее время Интерпол является эффективным механизмом международного сотрудничества по вопросам борьбы с преступностью. Деятельность НЦБ Интерпола способствовала раскрытию целого ряда преступлений, в том числе большого количества убийств, краж, случаев подделки документов, преступлений в сфере экономики.

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина требует от государства защиты личности от противоправных посягательств. С появлением транснациональной преступности в конце 80-х годов XIX столетия полицейские органы различных стран начали искать каналы сотрудничества, устанавливая прямые контакты со своими зарубежными коллегами.

7 сентября 1923 г. в Вене II Международный Конгресс уголовной полиции учредил постоянно действующую организацию - Международную ко-

* Адъюнкт кафедры Государственно-правовых дисциплин.

миссию уголовной полиции. В дальнейшем в 1954 году в Стамбуле на 24-й сессии Международная комиссия уголовной полиции была переименована в Международную организацию уголовной полиции (сокращенно - Интерпол или МОУП) [1].

СССР стал членом Международной организации уголовной полиции в сентябре 1990 г. Это позволило организовать практически новый и эффективный механизм (в лице созданного Национального центрального бюро) международного сотрудничества по вопросам борьбы с преступностью.

27 сентября 1990 г. принято считать днем создания Национального центрального бюро Интерпола (далее - НЦБ Интерпола).

Согласно Типовому положению о территориальном подразделении (филиале) НЦБ Интерпола [2], территориальное подразделение (филиал) НЦБ Интерпола ранее являлось подразделением криминальной милиции. В настоящее время в соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации [3] Национальное центральное бюро Интерпола входит в структуру Центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Главными задачами НЦБ Интерпола является обеспечение эффективного международного обмена информацией об уголовных преступлениях и оказание содействия в выполнении международных запросов территориальных подразделений правоохранительных органов Российской Федерации, международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Указ Президента РФ от 30 июля 1996 г. [4] закрепил положение о том, что в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов и правоохранительных органов иностранных государств по вопросам борьбы с преступностью, а также выполнения обязательств, вытекающих из членства Российской Федерации в МОУП, федеральным органам исполнительной власти, Генеральной прокуратуре Российской Федерации, Следственному комитету Российской Федерации было дано поручение оказывать содействие НЦБ Интерпола в осуществлении его полномочий в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Для реализации положений Указа Президента РФ № 1113 был принят совместный Приказ, который утвердил Инструкцию по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола [5]. Данная Инструкция регламентирует организацию информационного обеспечения сотрудничества органов прокуратуры Российской Федерации, органов внутренних дел РФ, органов Федеральной службы безопасности РФ, органов Федеральной службы охраны РФ, органов по контролю за оборотом наркотических

средств и психотропных веществ, органов Федеральной таможенной службы, подразделений Федеральной миграционной службы, органов Государственной противопожарной службы, органов Федеральной службы судебных приставов с правоохранительными органами иностранных государств-членов Международной организации уголовной полиции и Генеральным секретариатом Интерпола.

Обмен между информационными ресурсами Министерства внутренних дел Российской Федерации и информационными ресурсами Интерпола осуществляется в соответствии с Приказом МВД России от 30 августа 2006 г. № 693 «О вводе в эксплуатацию системы удаленного доступа к информационным ресурсам Интерпола»[6] и Приказом МВД России от 1 июля 2009 г. № 497 «Об утверждении инструкции о технологии и порядке информационного взаимодействия систем Интерпола 1-2417 и ЕИТКС ОВД»[7].

Информация из поступающих в НЦБ Интерпола документов используется для формирования следующих банков данных (информационных ресурсов):

1. входящих и исходящих документов;

2. физических лиц: подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в розыске и без вести пропавших, неизвестных лиц и неопознанных трупов, обнаруженных на территории Российской Федерации, подлежащих идентификации, потерпевших или свидетелей;

3. похищенных и обнаруженных автомототранспортных средств (АМТС);

4. юридических лиц, в отношении которых имеется информация об их криминальном происхождении или причастности к преступлениям;

5. утраченного и выявленного огнестрельного оружия;

6. похищенных и утраченных дорожных, а также иных документов, удостоверяющих личность (проездных билетов, загранпаспортов и т.п.);

7. похищенных предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность.

Для формирования базы данных Генерального секретариата Интерпола о физических лицах, в отношении которых имеются сведения об их участии в деятельности международных преступных сообществ или организованных преступных групп, НЦБ Интерпола представляет в Генеральный секретариат: установочные и паспортные данные лица, сведения о других его именах и кличках, словесный портрет, приметы, фотографии, дактилоскопические карты, известные адреса и связи, сведения о роде занятий, информацию о преступной деятельности, ее видах и регионах совершения, а также указывает, членом каких международных преступных сообществ или организованных групп является данное лицо.

НЦБ Интерпола в установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации порядке направляет поступающие сведения о разыски-

ваемых в иностранных государствах-членах Интерпола автомототранспорт-ных средствах для постановки на централизованный учет разыскиваемых транспортных средств ГИАЦ МВД России. Сведения, поступающие из ГИАЦ МВД России, о похищенных на территории Российской Федерации АМТС передаются в НЦБ Интерпола для постановки на учет в международный банк данных Генерального секретариата Интерпола [8].

В процессе расследования преступлений, связанных с хищением предметов, имеющих культурную (историческую, научную, художественную) ценность, взаимодействующие органы могут получить через НЦБ Интерпола информацию о культурных ценностях, находящихся в международном розыске, а также о культурных ценностях, выставляемых на зарубежные аукционы, если имеются сведения о том, что они похищены и незаконно вывезены с территории Российской Федерации.

В процессе расследования преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, взаимодействующие органы через НЦБ Интерпола осуществляют проверку огнестрельного оружия иностранного производства, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ по «Системе отслеживания оружия, взрывчатых веществ» (IWETS) Генерального секретариата Интерпола.

По преступлениям в области высоких технологий взаимодействующие страны в процессе расследования преступлений направляют запросы по каналам Интерпола в правоохранительные органы иностранных государств-членов Интерпола о следующих преступлениях в области высоких технологий, имеющих международный характер и связанных с:

а) неправомерным доступом к компьютерной информации (статья 272 Уголовного кодекса Российской Федерации[9]);

б) созданием, использованием и распространением вредоносных программ для ЭВМ (ст. 273 Уголовного кодекса Российской Федерации);

в) нарушением правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети (статья 274 Уголовного кодекса Российской Федерации).

При расследовании преступлений, связанных с подделкой документов, взаимодействующие органы по каналам Интерпола проверяют их аутентичность, а также возможное использование этих документов преступниками на территории иных государств.

Международный розыск лиц осуществляется через посредничество НЦБ Интерпола и проводится на территории каждого из участвующих в розыске государств в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с национальными нормативными правовыми актами. При этом правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств проводится комплекс оперативно-розыскных и информационно-справочных мероприятий, направленных на обнаружение разыскиваемых лиц.

Для осуществления международного розыска НЦБ Интерпола рассылает информацию одним циркуляром во все страны и в Генеральный секретариат Интерпола через коммуникационную систему Интерпола 1-2417 (Interpol, 24 часа в сутки 7 дней в неделю).

Если обратиться к статистическим данным о результатах информационного взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации и Интерпола, то следует отметить, что начиная с 1990 года, НЦБ Интерпола и его филиалы осуществляли информационное сопровождение при расследовании более 50 тысяч уголовных дел и 38 тысяч дел оперативного учета, что привело к аресту и экстрадиции в Российскую Федерацию более 150 человек, установлению местонахождения около 200 пропавших без вести лиц, обнаружению более 19 тысяч похищенных автомашин, обнаружению за рубежом и возвращению в Российскую Федерацию 180 похищенных предметов искусства, в том числе около 50 особо ценных [10].

В настоящее время более 10 тысяч человек находятся в международном розыске по линии Интерпола. Об этом заявил в своем выступлении на открытии встречи министров внутренних дел, юстиции и генеральных прокуроров стран «восьмерки» генеральный секретарь Интерпола Рональд Ноубл. Он подчеркнул, что в информационной базе Интерпола содержатся, в том числе, имена террористов, принадлежащих к международным группировкам «Талибан» и «Аль-Каида».

НЦБ Интерпола в Российской Федерации является одним из наиболее оснащенных современными техническими средствами подразделений в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Деятельность Бюро способствовала раскрытию целого ряда преступлений, имевших транснациональный характер, в том числе большого количества убийств, краж, случаев подделки документов, преступлений в сфере экономики. Активно проводилась работа по идентификации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, а также по розыску без вести пропавших.

Таким образом, в настоящее время в Российской Федерации сформирована и действует система активного и эффективного информационного взаимодействия между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации и правоохранительными органами иностранных государств. При этом МВД России организует и обеспечивает создание и функционирование всех вышеперечисленных информационных ресурсов, поскольку НЦБ Интерпола структурно входит в состав Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Список литературы:

1. Антропов А.Г. Место и роль Национального Центрального Бюро Интерпола в системе правоохранительных органов России (теоретико-правовые аспекты): дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 1996. - С. 14-17.

2. О дополнительных мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 г. № 1190 (вместе с Типовым положением о территориальном подразделении (филиале) Национального центрального бюро Интерпола, Инструкцией о порядке оформления и выдачи служебных удостоверений сотрудника Национального центрального бюро Интерпола): Приказ МВД России от 03.06.1997 г. № 333 (в ред. Приказа МВД России от 20.11.2002 г. № 230) // Документ опубликован не был.

3. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации»): Указ Президента РФ от 01.03.2011 г. (в ред. Указа Президента РФ от 12.07.2012 г. № 983) // СЗ РФ. - 2012. - № 29. - Ст. 4078.

4. Об участии Российской Федерации в деятельности Международной организации уголовной полиции - Интерпола: Указ Президента РФ от 30.07.1996 г. № 1113 (в ред. Указа Президента РФ от 27.10.2011 г. № 1434) // СЗ РФ. - 2011. - № 44. - Ст. 6240.

5. Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола: Приказ МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ от 06.10.2006 г. № 786/310/470/454/ 333/971 (в ред. Приказа МВД РФ, Минюста РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФСКН РФ, ФТС РФ от 22.09.2009 г. № 727/302/480/570/425/1739) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2009. - № 44.

6. О вводе в эксплуатацию системы удаленного доступа к информационным ресурсам Интерпола: Приказ МВД России от 30.08.2006 г. № 693 // Документ опубликован не был.

7. Об утверждении инструкции о технологии и порядке информационного взаимодействия систем Интерпола Ь24/7 и ЕИТКС ОВД: Приказ МВД РФ от 01.07.2009 г. № 497 // Документ опубликован не был.

8. Прокопенко А.Н. Правовое регулирование информационных ресурсов МВД России: Монография. - Белгород: БелЮИ МВД РФ, 2010. - С. 138-139.

9. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 12.11.2012 г. № 190-ФЗ) // Рос. газ. - 2012. - 14 ноя. - № 262.

10. Стронский Д.Д. Организационно-правовое становление и развитие Национального центрального бюро Интерпола в Российской Федерации: дисс. ... канд. юрид. наук. - Краснодар, 2002. - С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.