Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
418
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТ / ВОЕННО-ТРАНСПОРТНАЯ ОБЯЗАННОСТЬ / TRANSPORT / ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ / MILITARY AND CONVEYANCE DUTY / TRANSPORTATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Соколов С.А.

В статье рассмотрены и исследованы основные нормы действующего федерального законодательства о военно-транспортной обязанности в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Соколов С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMING OF MILITARY AND CONVEYANCE DUTY IN THE RUSSIAN FEDERATION

The article analyzes and researches the underlying principles of the existing federal legislation on military and conveyance duty in modern Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

A.V. Sapyan, N.V. Chih

Keywords: National Bank of Russia, transport

The article is devoted to the questions concerning legal regulation of the National Bank participation in the development of transport system of the country, some problems arising in this sphere and solutions to these problems.

УДК 34

С.А. Соколов, к.ю.н, доцент ФБОУВПО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5.

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ ОБЯЗАННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ключевые слова: транспорт, вооруженные силы, военно-транспортная обязанность.

В статье рассмотрены и исследованы основные нормы действующего федерального

законодательства о военно-транспортной обязанности в современной России.

Для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время в Российской Федерации устанавливается военно-транспортная обязанность.

Согласно ст. 8 ГК РФ из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, возникают гражданские обязанности. Следовательно устанавливается одна из них - военно-транспортная обязанность, т.е. представление в нужный срок транспортных средств. Под ними понимаются железнодорожный, водный, воздушный, трубопроводный, автомобильный, гужевой и вьючный транспорт, мотоциклы, промысловые и специальные суда, тракторы, дорожно-строительные, подъемно -транспортные и другие машины и механизмы.

Военно-транспортная обязанность является составной частью мобилизационной подготовки и мобилизации в Российской Федерации и заключается в проведении мероприятий, связанных с учетом, заблаговременной подготовкой и предоставлением транспортных средств войскам, формированиям и органам, а также в обеспечении работы этих транспортных средств.

Под предоставлением транспортных средств понимается их поставка, передача и использование для обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, органов и специальных формирований транспортными средствами в период мобилизации и в военное время.

Обязательства по военно-транспортной обязанности вытекают из законодательных актов, нормативных документов, юридических норм и правил, контрактов, положений, должностных инструкций, распоряжений и установок руководителей. Правовой основой военно-транспортной обязанности служат Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 № 31-Ф3 , Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности», Постановление Правительства РФ от 14 июня 2000 г. № 449 «О государственной приемке кораблей и морских судов обеспечения» и другие нормативные акты.

Указом Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175 военно-транспортная обязанность распространяется на федеральные органы исполнительной власти, органы ис-

полнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации. В это число входят также объекты, обеспечивающие работу транспортных средств, - порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные организации и иные организации, обеспечивающие работу транспортных средств. Военно-транспортную обязанность несут и граждане - владельцы транспортных средств.

В мирное время федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации военно-транспортную обязанность исполняют путем проведения мероприятий, связанных с учетом транспортных средств, а также путем заблаговременной подготовки транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, и обеспечения работы этих транспортных средств в соответствии с мобилизационными заданиями. В период мобилизации и в военное время она реализуется путем предоставления войскам, формированиям и органам транспортных средств и обеспечения их работы в соответствии с мобилизационными заданиями.

В этих целях мобилизационные задания устанавливаются:

- федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации - Правительством Российской Федерации;

- органам местного самоуправления - главами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Указанные органы обеспечивают исполнение военно-транспортной обязанности организациями, находящимися на их территориях;

- организациям - в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Перечни транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, установлены Приказом Минобороны РФ от 31 декабря 1999 г. № 628 «Об утверждении Перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и Инструкции по учету в Вооруженных Силах Российской Федерации техники, гужевого и вьючного транспорта организаций и граждан, имущества организаций и ремонтных организаций», Приказом Минобороны РФ от 4 декабря 2000 г. № 570 «Об утверждении Перечней транспортных, промысловых и специальных судов, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и органам, и Инструкции о порядке учета в Вооруженных Силах Российской Федерации транспортных, промысловых и специальных судов» по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В указанных выше актах устанавливаются процентные нормы и лимиты предоставляемых транспортных средств.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации осуществляют подготовку и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам. Минобороны России по согласованию с Минэкономики России и Минфином России определяет перечень мероприятий и обязательных требований, а также формы документов, определяющих мобилизационную готовность и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам.

Отбор транспортных средств организаций для обеспечения мобилизационной готовности должен проводиться совместно с представителями войск, формирований и органов, в которые они должны поставляться.

В этих целях транспортные средства должны содержаться в состоянии готовности к предоставлению войскам, формированиям и органам. Организации обязаны производить подготовительные мероприятия для установки на представляемые транспортные средства специального оборудования, а также проверки наличия и технического состояния транспортных средств в соответствии с требованиями действующих инструкций и правил. Для поддержания в исправном состоянии транспортных средств

осуществляется накопление, хранение и обновление запасов материальных ценностей мобилизационного резерва и другого имущества в соответствии с мобилизационными заданиями.

В необходимых ситуациях организации должны обеспечить представление войскам, формированиям и органам информации о наличии и техническом состоянии транспортных средств.

Для проведения проверок мобилизационной готовности транспортных средств организации обязаны обеспечивать доступ представителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, военных комиссариатов (органов военного управления) и войск, формирований и органов.

Порядок, пункты передачи и сроки предоставления транспортных средств войскам, формированиям и органам устанавливаются Минобороны России, соответствующая информация доводится до организаций в мирное время.

Организации предоставляют транспортные средства войскам, формированиям и органам в установленные сроки в пунктах передачи с соответствующей документацией, в технически исправном состоянии.

Доставка транспортных средств в пункты передачи, проведение подготовительных мероприятий для установки на них специального оборудования, переоборудование или дооборудование транспортных средств производятся силами и средствами организаций.

В мирное время войска, формирования и органы имеют право привлекать предназначенные для предоставления им транспортные средства (за исключением транспортных средств, находящихся в собственности граждан). Это происходит в случае проведения учений и тренировок по мобилизационному развертыванию и выполнению мобилизационных заданий, а также в ходе опытных мероприятий по переоборудованию и (или) дооборудованию транспортных средств, соответствующих испытаний специального оборудования, устанавливаемого на них, и проверок готовности транспортных средств к предоставлению войскам, формированиям и органам.

Количество транспортных средств, привлекаемых в указанных случаях войсками, формированиями и органами, и сроки их привлечения определяются Правительством Российской Федерации.

Военно-транспортная обязанность исполняется гражданами в военное время путем предоставления войскам, формированиям и органам тех транспортных средств, которые в них применяются. При этом гражданам выдаются документы, подтверждающие предоставление ими транспортных средств.

Перечни транспортных средств, подлежащих предоставлению войскам, формированиям и органам гражданами, устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

Порядок учета транспортных средств граждан определяется Министерством обороны Российской Федерации по согласованию с органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств. В этих целях, согласно Постановлению Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», издан совместный Приказ МВД РФ и Минобороны РФ от 21 сентября 2009 г. № 724/881 «О порядке взаимодействия подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов при предоставлении сведений о транспортных средствах, зарегистрированных за гражданами Российской Федерации и подлежащих учету в военных комиссариатах». Об этом свидетельствует и Приказ МВД РФ от 24 ноября 2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств».

Регистрация, изменение регистрационных данных, связанное с изменением типа

(назначения) транспортных средств или сведений о собственнике, снятие с регистрационного учета автомобилей, автомобильных прицепов и полуприцепов к ним, автобусов, автомобильных кранов, мотоциклов тяжелого класса с коляской, принадлежащих юридическим лицам, а также указанные действия в отношении легковых автомобилей повышенной проходимости (полноприводных) отечественного производства, грузовых автомобилей и специальных автомобилей на шасси грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов к ним, автомобильных кранов, автобусов и мотоциклов тяжелого класса с коляской, принадлежащих физическим лицам, производятся после соответствующей отметки военного комиссариата на заявлениях собственников или владельцев транспортных средств о совершении регистрационных действий либо в иных документах в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данное положение не применяется в отношении транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам и консульским учреждениям иностранных государств, иностранным и международным (межгосударственным) организациям, иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Проверка технического состояния транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, проводится подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации и другими органами государственного надзора и контроля за техническим состоянием транспортных средств в Российской Федерации с участием представителей войск, формирований и органов. Примерами служат: Приказ МЧС РФ от 29 июня 2005 г. № 500 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий», Приказ Росморречфлота от 13 апреля 2005 г. № 9 «Об утверждении Устава Федерального государственного учреждения «Российский речной регистр» и Приказ Минтранса РФ от 26 сентября 2001 г. № 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов».

Финансирование и стимулирование исполнения военно-транспортной обязанности осуществляются в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Возмещение государством убытков, понесенных организациями и гражданами в связи с предоставлением войскам, формированиям и органам транспортных средств и другого имущества, находящихся в их собственности, осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Во исполнение данного положения издан Приказ Минтранса РФ от 23 августа 2005 г. № 97 «Об утверждении Правил предоставления в 2005 году субсидий организациям транспорта, осуществляющим приобретение автомобильной техники для пополнения подвижного состава автомобильных колонн войскового типа».

Субсидии предоставляются организациям за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели по разделу «Национальная экономика», подразделу «Транспорт» функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации, на каждую единицу новой автомобильной техники отечественного производства при условии ее приобретения и зачисления в установленном порядке в штат автомобильной колонны войскового типа и отсутствия у организаций просроченной задолженности по платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды.

Гражданину и частному предприятию компенсация выплачивается от балансовой (остаточной) стоимости транспорта. Государственное предприятие предоставляет транспорт за счет своих фондов.

Вместе с тем существуют права организаций, имеющих мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, на льготы по налогу на имущество предприятий в отношении мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей, льготы по налогу на имущество организаций в отношении объектов мо-

билизационного назначения и мобилизационных мощностей, законсервированных и (или) не используемых в производстве (согласно п. 8 ст. 381 Налогового кодекса РФ), льготы по земельному налогу за земельные участки, непосредственно используемые для хранения материальных ценностей, заложенных в мобилизационный резерв Российской Федерации, за землю, на которой размещены объекты мобилизационного назначения, мобилизационные мощности, законсервированные и не используемые в текущем производстве, за земельные участки, непосредственно занятые законсервированными и (или) не используемыми в текущем производстве объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, непосредственно занятые объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, законсервированными и (или) не используемыми в производстве, всеми видами мобилизационных запасов (резервов) и другим имуществом мобилизационного назначения, отнесенным к создаваемым по решениям органов государственной власти страховым запасам (согласно п. 3 ст. 395 Налогового кодекса РФ), а также на включение в состав внереализационных расходов обоснованных затрат на проведение работ по мобилизационной подготовке, включая затраты на содержание мощностей и объектов, загруженных (используемых) частично, но необходимых для выполнения мобилизационного плана (согласно подп. 17 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ). Для документального подтверждения права на льготы по налогу на имущество организации, имеющие мобилизационные задания (заказы) и (или) задачи по мобилизационной работе, подготавливают Перечень имущества мобилизационного назначения. В Перечень включаются объекты, учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств, производственные мощности (мобилизационные мощности) которых необходимы для выполнения мобилизационных заданий (заказов) в соответствии с заключенными договорами (контрактами) и (или) установленных задач по мобилизационной работе.

Порядок оформления льгот указан в письме Минфина РФ от 17 августа 2005 г. № 03-06-02-02/68.

Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» определяется порядок исполнения военно-транспортной обязанности. Положение устанавливает, что военно-транспортная обязанность распространяется на:

- федеральные органы исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;

- организации независимо от формы собственности, являющиеся собственниками транспортных средств, организации, владеющие транспортными средствами на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором, а также на организации, обеспечивающие работу транспортных средств, в том числе порты, пристани, аэропорты, нефтебазы, перевалочные базы горючего, автозаправочные станции, ремонтные и иные организации;

- граждан - владельцев транспортных средств.

Так, например, в Федеральном Законе «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» указано, что в области железнодорожного транспорта общего пользования осуществляется государственное регулирование.

В соответствии с Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» Правительство Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера единого хозяйствующего субъекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и об акционерных обществах. Единый хозяйствующий субъект обеспечивает осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке, в том числе техническому прикрытию объектов железнодорожного транспорта, гражданской обороне в соответствии с установленным заданием и

несет ответственность за их осуществление, а также предоставляет органам внутренних дел на транспорте и органам специальных перевозок, военно-транспортным органам необходимое имущество в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Расходы единого хозяйствующего субъекта, связанные с осуществлением указанных в настоящем пункте мероприятий, компенсируются за счет средств федерального бюджета.

На основе Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 490 «О лицензировании отдельных видов деятельности на морском и внутреннем водном транспорте», Постановления Правительства РФ от 23 июля 2004 г. № 371 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта» и иных нормативных правовых актов, которые обеспечивают мобилизационную подготовку, а также контроль и координацию деятельности в этой области, происходит исполнение военно-транспортной обязанности на морском и речном флоте.

Подготовка и обеспечение работы транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями и включает в себя выполнение мероприятий и обязательных требований по обеспечению мобилизационной готовности указанных транспортных средств в соответствии с Положением и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации по вопросам военно-транспортной обязанности. Так, например, согласно Постановлению Правительства РФ от 25 августа 2008 г. № 641 «Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS», транспортные средства, предназначенные для Вооруженных Сил РФ при мобилизационной подготовке и мобилизации, могут быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

Военно-транспортная обязанность не распространяется на дипломатические представительства и консульские учреждения иностранных государств, иностранные и международные организации, иностранных граждан и лиц без гражданства.

По запросам военных комиссариатов (органов военного управления) Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации, её территориальные органы, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и организации обязаны представлять информацию о наличии и техническом состоянии транспортных средств.

Федеральная служба государственной статистики Российской по согласованию с Минобороны России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти устанавливаются порядок представления и форма государственной отчетности о транспортных средствах.

Контроль за готовностью транспортных средств, предоставляемых войскам, формированиям и органам, возлагается на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, военные комиссариаты (органы военного управления), войска, формирования и органы и осуществляется в ходе проведения проверок мобилизационной готовности этих транспортных средств и организации их учета, а также в ходе проведения мероприятий.

Таковы в основном и в целом правовые основы законодательного регулирования военно-транспортной обязанности в современной России.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» от 26 февраля 1997 № 31-Ф3 ( в ред. от.05.04. 2013г.) // СЗ РФ. - 1997. - № 9. - Ст. 1014.

[2] Указ Президента РФ от 2 октября 1998 г. № 1175 «Об утверждении Положения о военно-транспортной обязанности» // СЗ РФ. - 1998. - № 40. - Ст. 4941.

[3] Постановление Правительства РФ от 14 июня 2000 г. № 449 «О государственной приемке кораблей и морских судов обеспечения». Справочно-правовая система Консультант Плюс.

[4] Грудцина Л. Военно-транспортная обязанность: хороший военком лучше плохого закона // Адвокат. - 2001. - № 11.

[5] Дугенец А.С. Рецензия на учебник Ю.А. Дмитриева, И.А. Полянского, Е.В. Трофимова «Административное право» // Административное право и процесс. - 2009. - № 5. - С. 38.

LEGAL FRAMING OF MILITARY AND CONVEYANCE DUTY IN THE RUSSIAN FEDERATION

S.A. Sokolov

Key words: transport, transportation, military and conveyance duty.

The article analyzes and researches the underlying principles of the existing federal legislation on military and conveyance duty in modern Russia.

УДК 34

Ф.С. Сосенков, к.ю.н, заведующий кафедрой, ФБОУ ВПО «ВГАВТ» 603600, г. Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5

ТРАНСПОРТНАЯ МАЛОДОСТУПНОСТЬ РЕГИОНА КАК ПРЕДПОСЫЛКА СЕПАРАТИЗМА: ПРОБЛЕМА АНКЛАВА И ПУТИ ЕЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Ключевые слова: сепаратизм, анклав, эксклав, транспортная малодоступность, статус субъекта Российской Федерации.

В статье рассмотрены вопросы транспортной малодоступности региона как предпосылки сепаратизма. Особое внимание уделено проблеме анклавов и в первую очередь - Калининградской области. Освещены пути урегулирования возникающих проблем с позиций международного и национального права.

Три вещи делают нацию великой и благоденствующей: плодоносная почва, деятельная промышленность и легкость передвижения людей и товаров

Ф. Бекон

В специальной литературе отмечено, что гарантией обеспечения целостности страны и ее национальной безопасности является устойчивое развитие транспорта1. Одной из опасностей, угрожающих целостности государства является сепаратизм -(фр. separatism, от лат. separatus - отдельный) - стремление отделиться, обособиться; движение за отделение части государства и создание нового государственного обра-

1 См.: Костров В.Н. Государственное регулирование на транспорте: учеб. пособие для вузов / В.Н. Костров, А.А. Локтев, А.И. Телегин, М.А. Государев; под общей ред. проф., д.э.н. В.Н. Кострова, проф., д.т.н. А.И. Телегина. Изд. 3-е, исправ. и доп. - Н.Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2007. С. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.