ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: ДОГОВОР О ДРУЖБЕ И СОТРУДНИЧЕСТВЕ МЕЖДУ СССР И САР 1980 ГОДА, СОГЛАШЕНИЕ ОБ АВИАГРУППЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СИРИЙСКОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ ОТ 26 АВГУСТА 2015 ГОДА) НЕВЗОРОВ Александр Алексеевич,
аспирант Дипломатической академии МИД РФ. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Военная операция России в Сирии в ходе гражданской войны в Сирийской Арабской республике и прямое участие Вооруженных сил Российской Федерации в боевых действиях против террористических группировок потребовало совершенствования существовавшей на тот момент правовой базы военно-политического сотрудничества двух стран. Результатом взаимодействия руководства России и Сирии стало дополнение и конкретизация положений Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и САр 1980 года посредством заключения двух соглашений в сфере военного сотрудничества стран. Речь идет о Соглашении об авиагруппе Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике от 26 августа 2015 года и Соглашении о расширении территории пункта материально-технического обеспечения в Тартусе от 20 января 2017 года. Положения вышеуказанных Соглашений устанавливают достаточно четкие правовые рамки военно-политического присутствия Российской Федерации в Сирии и пределы допустимого вмешательства ВС РФ в Сирийский конфликт.
Abstract. Russia's military operation in Syria during the civil war in the Syrian Arab Republic and the participation of the Russian Armed Forces in the hostilities against terrorist groups required the improvement of the existing legal base of military and political cooperation between the two countries. The result of the coordination between the leadership of Russia and Syria was the addition and concretization of the provisions of the Treaty of Friendship and Cooperation between the USSR and the SAR of 1980 through the conclusion of two agreements in the field of military cooperation between the countries. We are talking about the Agreement on the Air forces group of the Russian Federation in the Syrian Arab Republic of August 26, 2015 and the Agreement on the enlargement of the territory of the logistics point in Tartus of January 20, 2017. The points of the Agreements establish a fairly clear legal framework for the military-political presence of the Russian Federation in Syria and the limits of possible interference by the Russian Armed Forces in the Syrian conflict.
Ключевые слова: правовая база, военно-политическое сотрудничество, гражданская война в Сирии.
Keywords: legal basis, military and political cooperation, Civil War in Syria.
юридически обязывает стороны сразу вступать в контакт и согласовывать свои позиции во время кризисных ситуаций. Так, «в случае возникновения ситуаций, угрожающих миру или безопасности одной из Сторон либо создающих угрозу миру или нарушение мира и безопасности во всем мире, Высокие Договаривающиеся Стороны будут незамедлительно вступать в контакт друг с другом с целью координации своих позиций и сотрудничества для устранения возникшей угрозы и восстановления мира2». Реальное содержание данная статья Договора получила в период сирийского кризиса, начало которому положила арабская весна в странах Северной Африки и Ближнего Востока. С началом конфликта в Сирии Российская Федерация оказывала существенную политическую поддержку режиму Башара Асада на международной арене. Затем руководство России по просьбе сирийской стороны начало оказывать прямую военную помощь официальному Дамаску в борьбе с незаконными вооруженными формированиями и террористическими организациями.
Несмотря на то, что Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР содержит определенную правовую базу для российско-сирийского взаимодействия в военно-политической сфере, военное присутствие Российской Федерации в Сирии потребовало заключения специализированных Соглашений, касающихся авиационной группировки ВКС России и пункта МТО в Тартусе. Речь идет о Соглашении об авиагруппе Российской Федерации в Сирийской Арабской Республике от 26 августа 2015 года и Соглашении о расширении территории пункта материально-технического обеспечения в Тартусе от 20 января 2017 года.
К концу лета 2015 года военная обстановка в ходе кон-
Российско-сирийские отношения в военно-политической области имеют длительную историю. Почти с самого образования Сирийской Арабской Республики Советский Союз оказывал этой стране различную помощь.
Одним из основных документов для российско-сирийских отношений является Договор о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республикой, который был подписан Правительством СССР и Правительством Сирийской Арабской Республики 8 октября 1980 года в Москве. Российская Федерация как государство-правопродолжатель СССР остается стороной данного Договора. Так, в январе 1992 года МИД России известил все страны, что Россия продолжит осуществлять права и исполнять обязанности, содержащиеся в международных договорах, заключенных от имени СССР.
Статья 1 Договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР провозглашает решимость сторон «неуклонно развивать и укреплять дружбу и сотрудничество между обоими государствами и народами в политической, экономической, военной, научно-технической, культурной и других областях на основе принципов равноправия, взаимной выгоды, уважения суверенитета, национальной независимости и территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела друг дру-га»1. Таким образом, статья 1 Договора перечисляет сферы взаимодействия двух государств, в частности, говорит о сотрудничестве в военно-политической сфере.
Важность сотрудничества в военно-политической сфере для двух государств подчеркивает статья 6 Договора, которая
Договор о дружбе и сотрудничестве между (1980)(текст)//http://docs.cntd.ru/document/420354345
и
фликта в Сирии стала складываться катастрофическим образом для официального Дамаска, и падение режима Башара Асада становилось неминуемым. В сентябре 2015 года сирийский лидер Башар Асад лично написал президенту России Владимиру Путину письмо, в котором попросил его об оказании военной поддержки 30 сентября 2015 года тогдашний глава Администрации Президента РФ Сергей Иванов и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявили, что Россия имеет право на военную операцию в САР, так как получила обращение от официальных властей Сирии на этот счет1. До этого Совет Федерации единогласно поддержал использование российских вооруженных сил в Сирии в ответ на внесенное обращение Президента РФ2.
Цели пребывания российских Вооруженных Сил в Сирии имеют долгосрочный характер, но при этом их перечень достаточно ограничен. Так, в ходе заседании коллегии Министерства обороны РФ Президент России высказался, в том числе и о целях операции в Сирии. Путин В.В. отметил, что террористические группировки в Сирии несут непосредственную угрозу для России. По словам Президента, «представители разных этнических групп не только из Северного Кавказа, но и из других регионов не только принимают активное и открытое участие в боевых действиях, но еще и бравируют своим участием в карательных акциях». «Все это - прямая угроза России, и наши военнослужащие в Сирии прежде всего защищают свою страну. Наши действия там не продиктованы какими бы то ни было непонятными, абстрактными геополитическими интересами, желанием потренироваться и испытать новые системы вооружений. Главное не в этом, главное - предотвратить угрозу для самой Российской Федерации»3.
Долгосрочность пребывания ВС РФ в Сирии отмечена в статье 12 Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики. Согласно статье 12 «Срок действия Соглашения и его прекращение», оно «действует в течение 49 лет и автоматически продлевается на последующие 25-летние периоды, если ни одна из Сторон не менее чем за один год до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам другую Сторону о своем намерении прекратить его действие»4. Можно предложить, что срок прекращения действия соглашения в один год упомянут не случайно: например, в случае смены руководства Сирии или его позиции по отношению к военному присутствию России, у Москвы будет временной промежуток, достаточный для реагирования на складывающуюся обще-
ственно-политическую ситуацию в Сирии. Временной промежуток в год увеличит шанс на то, чтобы договориться в новых условиях или с новым руководством Сирии о дальнейшем присутствии ВС России в стране.
Преамбула Соглашения о размещении авиационной группы подчеркивает исторически сложившиеся связи в военно-политической сфере между сторонами, поскольку они, согласно документу, руководствуются «положениями Договора о дружбе и сотрудничестве между Союзом Советских Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республикой от 08 октября 1980 года, а также Соглашения между Министерством обороны Российской Федерации Сирийской Арабской Республикой о военном сотрудничестве от 7 июля 1994 года»5.
Преамбула Соглашения достаточно четко обозначает цели военного присутствия России в Сирии, среди которых борьба с терроризмом и экстремизмом посредством консолидации усилий, обеспечение безопасности и суверенитета Сторон, а также поддержание мира и стабильности в регионе. Так, Россия и Сирия признают, что «нахождение на территории Сирийской Арабской Республики российской авиационной группы отвечает целям поддержания мира и стабильности в регионе»6. Подтверждается «общность задач в борьбе с терроризмом и экстремизмом» и подчеркивается «необходимость консолидации усилий по противодействию террористическим угрозам»7.
Преамбула Соглашения о размещении авиационной группы подчеркивает принципиальную политическую позицию сторон в Сирийском кризисе. Обе стороны «исходят из обоюдного стремления к защите суверенитета, территориальной целостности и безопасности РФ и Сирии»8. Переводя с юридического языка на политический, это означает, что Москва и Дамаск законодательно подчеркнули недопустимость вмешательства других стран в сирийский конфликт, и намерение защищать принцип территориальной целостности сирийского государства. Кроме того, данная часть преамбулы Соглашения подчеркивает позицию России о том, что безопасность РФ напрямую связана с территориальной целостностью и суверенитетом Сирийской Арабской Республики.
В преамбуле Соглашения о размещении авиационной группы в Сирии Стороны подчеркивают, что «оно носит оборонительный характер и не направлено против других государств»9. Данную формулировку стоит рассмотреть в увязке с вовлеченностью различных акторов в сирийский конфликт и общей международной обстановкой, сложившейся вокруг Гражданской войны.
Асад в письме попросил Путина о военной поддержке// https://www.gazeta.ru/politics/news/2015/09/30/n_7651301.shtml 2 Совфед разрешил использовать российские войска в Си-рии//https://wwwgazeta.m/poNtics/news/2015/09/30/n_7650503.shtml
"Предотвратить угрозу": Владимир Путин о целях операции в Сирии и задачах Минобороны//https://tass.ru/politika/2520235
4 Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.12// http://docs.cntd.ru/document/420329053
5 Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики, преамбула (с изменениями на 18 января 2017 года), // http://docs.cntd.ru/document/420329053
6 Там же.
7 Там же.
8 Там же.
9 Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики, преамбула (с изменениями на 18 января 2017 года), // http://docs.cntd.ru/document/420329053
По причине участия в данном кризисе различных иностранных государств, организаций и движений часть экспертов оценивают как опосредованную войну между региональными державами1. Данную формулировку стоит рассмотреть в увязке с вовлеченностью различных акторов в сирийский конфликт и общей международной обстановкой, сложившейся в регионе. По причине участия в данном кризисе различных иностранных государств, организаций и движений часть экспертов оценивают конфликт как опосредованную войну между региональными державами2. Таким образом, война в Сирии представляет собой сложный и многоуровневый конфликт, и это явилось причиной выбора Россией юридического формата для оформления российско-сирийского взаимодействия в военно-политической сфере.
Чтобы избежать юридических обязательств по участию российских Вооруженных Сил в отражении ударов внешних участников конфликта по территории Сирии, Москвой был выбран вариант именно Соглашения о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики, а не, например, Договор о взаимопомощи. В Соглашении о размещении авиационной группы нет жестких формулировок, означающих «нападение на одного есть нападение на всех», как в Североатлантическом пакте от 4 апреля 1949 года или в Договоре о коллективной безопасности. Так, статья 5 Североатлантического пакта, ключевого документа для деятельности НАТО, гласит: «Договаривающиеся стороны соглашаются, что вооруженное нападение против одной или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение против всех договаривающихся сторон, и вследствие этого они соглашаются, что, если такое вооруженное нападение произойдет, каждая из них, в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, признанного статьей 51 Устава ООН, окажет стороне или сторонам, подвергшимся такому нападению, помощь путем немедленного принятия, индивидуально и по соглашению с другими договаривающимися сторонами, такого действия, какое она сочтет необходимым, включая применение вооруженной силы, чтобы восстановить и поддержать безопасность Североатлантического района»3.
Что касается Организации Договора коллективной безопасности, то в данной организации базовым документом является Договор о коллективной безопасности. Договор о коллективной безопасности так же содержит обязательство выступить на защиту союзников при вооруженном нападении. В статье 4 Договора о коллективной безопасности говорится, что «если одно из государств-участников подвергнется агрессии (вооруженному нападе-
1 6 major players who turned Syria into a proxy war nightmare//https:// www.salon.com/test/2013/09/06/these_6_players_made_syria_a_proxy_war_partner/
2 Там же.
3 СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ от 4 апреля 1949 года, ст.5// http://docs.cntd.ru/document/1902050
нию, угрожающему безопасности, стабильности, территориальной целостности и суверенитету), то это будет рассматриваться государствами-участниками как агрессия против всех государств-участников настоящего Договора. В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН»4.
Подобных жестких формулировок о военной взаимопомощи в Соглашении о размещении авиагруппы в Сирии нет, что позволяет Москве более гибко реагировать на экстренные ситуации в ходе конфликта, а также позволяют не быть втянутыми в противостояние с такими державами, как США, Израиль и Турция, периодически наносящими удары по сирийской территории.
Соглашение о размещении авиагруппы в Сирии содержит отсылки к праву государств на коллективную самооборону, закрепленную в Уставе ООН. Так, статья 51 Устава ООН гласит: «Настоящий Устав ни в коей мере не затрагивает неотъемлемого права на индивидуальную или коллективную самооборону, если произойдет вооруженное нападение на Члена Организации, до тех пор пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания международного мира и безопасности. Меры, принятые Членами Организации при осуществлении этого права на самооборону, должны быть немедленно сообщены Совету Безопасности и никоим образом не должны затрагивать полномочий и ответственности Совета Безопасности, в соответствии с настоящим Уставом, в отношении предпринятия в любое время таких действий, какие он сочтет необходимыми для поддержания или восстановления международного мира и безопасности»5.
В пункте 1 статьи 2 Соглашения об авиагруппе подчеркивается, что «Российская Сторона по просьбе Сирийской Стороны размещает на территории Сирийской Арабской Республики авиационную группу»6. Таким образом, Россия и Сирия в данном соглашении реализуют свое право на коллективную самооборону. При этом формулировки преамбулы Соглашения о размещении авиагруппы дают четкое понимание, что размещение российской авиагруппы направлено на совместную борьбу именно против террористических группировок на территории Сирии, а не против прямых враждебных действий со стороны других стран.
Статьи 2 и 4 Соглашения о размещении авиагруппы юридически закрепляют руководящую роль военно-политического руководства Российской Федерации в операциях ВС России на территории Сирии против террористических группировок. «Примене-
4 Договор о коллективной безопасности (с изменениями на 10 декабря 2010 года), ст.4// http://docs.cntd.ru/document/1900489
5 Устав ООН, ст.51// https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html
6 Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.2, п.1// http://docs.cntd.ru/document/420329053
ние российской авиационной группы осуществляется в соответствии с решением командира российской авиационной группы» 1 . «Состав (тип и количество воздушных судов, вооружения и военной техники, численность личного состава) российской авиационной группы определяется Российской Стороной»2. «Организационно-штатная структура российской авиационной группы разрабатывается, утверждается и изменяется уполномоченным органом Российской Стороны (Министерство обороны)»3. Таким образом, «достаточность» задействованных в операциях на территории Сирии Воздушно-космических сил, их структура и направления применения определяются российской стороной, которая уведомляет сирийскую сторону и согласовывает с ней вопросы авиагруппы. На практике это означает, что Дамаск принимает все военно-политические шаги российского руководства на сирийском направлении.
В декабре 2015 года В.В. Путин в ходе большой ежегодной пресс-конференции заявил, что «операция Воздушно-космических сил РФ в Сирии является лучшей проверкой боеготовности для российских Вооруженных Сил и не требует масштабных расходов для бюджета»[12]. То есть российское руководство, положительно отвечая на просьбу официального Дамаска о прямой военной помощи, изначально намеревалось, особенно в условиях экономического кризиса и бюджетного дефицита, избежать чрезмерных расходов. Москва всячески была намерена избежать повторения афганского опыта как с точки зрения людских потерь, так и с позиции финансовой.
Намерение военно-политического руководства России максимально минимизировать траты на военную операцию в Сирии четко прослеживается в статьях «экономической» направленности Соглашения об авиагруппе. Так Аэродром Хмеймим в сирийской провинции Латакия, где базируются ВКС РФ, с его инфраструктурой и выделяемая территория «предоставляются в пользование Российской Федерации на безвозмездной основе»4. Кроме того, Российская венная группировка получила «право ввозить на территорию Сирийской Арабской Республики и вывозить с территории Сирийской Арабской Республики без взимания Сирийской Стороной каких-либо сборов и пошлин для российской авиационной группы любое вооружение, боеприпасы, оборудование и материалы, необходимые для выполнения задач по ее предназначению, обеспечения безопасности и жизнедеятельности личного со-става»5. Статья 8 Соглашения предоставляет российской авиационной группе налоговые льготы. «Сирийская Арабская Республика освобождает российскую авиационную группу от всех прямых и
Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.2, п.5// http://docs.cntd.ru/document/420329053
2 Там же, ст. 4.
3 Там же.
4 Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой кой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.2, п.4// http://docs.cntd.ru/document/420329053
5 Там же, ст. 5, п. 1.
косвенных налогов»6. Можно констатировать, что Соглашение об авиагруппе Российской Федерации в Сирии предоставляет Российскому воинскому соединению максимально выгодный, с точки зрения финансовых расходов и материального обеспечения, режим, включающий все необходимые для этого льготы.
Статья 6 Соглашения об авиагруппе предоставляет личному составу российской авиагруппы определенные иммунитеты и привилегии. Так, например, российская авиационная группа пользуется полным иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции властей Сирии7. Кроме того, личный состав российской авиабазы наделяется дипломатическим статусом. Пункт 3 Статьи 6 Соглашения гласит: «Личному составу российской авиационной группы, включая ее командира, а также членам их семей предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные тем, которые предусмотрены в отношении членов дипломатического персонала дипломатического представительства и членов их семей в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г.»[7].
Венская конвенция о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года закрепляет неприкосновенность личности дипломатического сотрудника. Он не подлежит аресту или задержанию в какой-либо форме8. Частная резиденция дипломатического го агента пользуется неприкосновенностью и защитой, той же, что и помещение дипломатического представительства9. Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовного преследования страны пребывания10. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции11.
Помимо дипломатического персонала Венская конвенция наделяет определенными иммунитетами и привилегиями помещения дипломатических представительств, находящееся в них имущество, а также документы, связанные с их (представительств) деятельностью. Венская конвенция 1961 года гарантирует неприкосновенность помещений представительства, то есть власти и представители государства пребывания могут вступать в эти помещения только с согласия главы представительства12. Помещение представительства, а также находящееся там имущество, в том числе средства передвижения, пользуются иммунитетом от обыска, реквизиции, ареста и исполнительных действий13. Документооборот дипломатического представительства также защищен от посягательств: «Архивы и документы представительства неприкосновенны в любое время и независимо от их местонахождения»14.
Там же, ст. 8.
7 Там же, ст. 6, п. 2.
8 Венская конвенция 1961 года, ст. 29// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml
9 Там же, ст. 30// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml
10 Там же, ст. 31// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml
11 Там же.
12 Там же, ст. 22// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml
13 Там же.
14 Венская конвенция 1961 года, ст. 24// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml
Статья 6 Соглашения об авиационной группе «иммунитеты и привилегии» конкретизирует нормы Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года применительно к российской авиационной группе в Сирии. Российская авиагруппа наделяется полным иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции сирийских властей1. Все движимое и недвижимое имущество военной группировки Российской Федерации неприкосновенно. Ее архив и все документы, принадлежащие ей, неприкосновенны вне зависимости от места их расположения2.
Представители сирийских властей лишены права вступать в места дислокации российской авиационной группы. Позволить им войти на территорию базирования Вооруженных Сил РФ может только руководство авиагруппы ВКС России. «Представители органов власти Сирийской Арабской Республики не вправе вступать в места дислокации российской авиационной группы без согласия ее командира». При этом «архив российской авиационной группы и все документы, принадлежащие ей, неприкосновенны, где бы они не находились»3. Кроме того, Соглашение об авиагруппе наделяет иммунитетом российскую военную технику в Сирии. Пункт 4 статьи 6 говорит о том, что «транспортные средства и воздушные суда Российской Федерации, используемые в интересах российской авиационной группы, являются неприкосновенными, пользуются иммунитетом от досмотра, обыска, реквизиции, ареста и иных принудительных мер4.
Важно отметить, что статья 6 Соглашения об авиагруппе «иммунитеты и привилегии» открывается пунктом не о самих иммунитетах и привилегиях, а пунктом об обязанностях личного состава авиационной группы. Пункт 1 статьи 6 Соглашения об авиагруппе гласит: «Личный состав российской авиационной группы во время пребывания в Сирийской Арабской Республике будет уважать законы, обычаи и традиции страны пребывания, с которыми он будет ознакомлен по прибытии в Сирийскую Арабскую Респуб-лику»5. Дело в том, что Сирия представляет собой крайне неоднородную, с точки зрения этнического и конфессионального состава, страну. Не менее 90% населения составляют мусульмане, причем 75% из них-сунниты, 13%-алавиты, а остальные- представители шиитов-исмаилитов и шиитских сект исмаилитов и друзов. Суннизм исповедуют арабы, курды, туркмены, турки, черкесы. До 10% сирийцев исповедуют христианство6.
Подавляющее большинство жителей страны - ара-боязычные сирийские арабы (ок. 90%). По вероисповеданию
1 Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой кой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.6, п.2//http://docs.cntd.ru/document/420329053
2 Там же.
3 Там же.
4 Там же, ст. 6, п. 4.
5 Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой кой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года), ст.6, п.1//http://docs.cntd.ru/document/420329053
6 СИРИЯ//https://www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SIRIYA.html?page=0,3#part-15
они преимущественно мусульмане, но встречаются и христиане. Крупнейшее национальное меньшинство образуют курды, которые составляют примерно 9% населения. Доля армян, второго по численности национального меньшинства, в составе населения 2-3%. В Сирии проживают также туркмены и черкесы. Самые немногочисленные национальные меньшинства представлены кочевыми цыганами, турками, иранцами, ассирийцами7.
Сложность этно-религиозного состава сирийского населения многократно ухудшает последствия начала внутриполитического кризиса в Сирийской Арабской Республике. По этой причине российские военные, базирующиеся в Сирии, должны максимально четко ориентироваться в обычаях и традициях сирийского общества и его групп, а также знать местное законодательство. Знание обстановки и юридическое закрепление обязанности уважения законов, обычаев и традиций позволило российским военным в Сирии в значительной степени избежать эксцессов в общении с местным населением и не повторить негативный опыт американского присутствия в странах Ближнего Востока.
В данный момент тематике правовых основ российско-сирийских отношений в военно-политической сфере посвящено довольно малое количество литературы. Однако в этом плане стоит выделить цикл статей доктора юридических наук И.З. Фар-хутдинова в «Евразийском юридическом журнале», в частности статью «Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников»[15] и интервью И.З. Фархутдинова на тему «Обеспечение мира и безопасности: международно-правовая оценка событий в Сирии»[16].
В своем интервью И.З. Фархутдинов справедливо отмечет незаконность действий западной коалиции против террористов на территории Сирии. «С августа 2014 года США и их союзники осуществляют авиаудары по позициям так называемого Исламского государства в Сирии и Ираке. При этом действия происходят без согласия законного правительства Б. Асада, идут вразрез с международным правом и нарушают суверенитет Сирийской Арабской Республики»[16].
Автор точно противопоставляет военные операции России и США против ИГ с точки зрения их соответствия международному праву. «Российская военная операция, начавшаяся 30 сентября 2015 года в Сирии, проводится по просьбе законного правительства. В отличие от бомбардировок США и их некоторых союзников, единственной целью военной операции России, проводимой по просьбе правительства Сирии, являющегося суверенным государством со всеми вытекающими отсюда международно-правовыми полномочиями, является установление мира. Российские военные находятся в Сирии в полном соответствии с международными нормами, которые, напомним, были юридически закреплены в Договоре о дружбе и сотрудничестве от 1980 года»[16]. Стоит при
7 Там же.
этом отметить, что, подчеркивая базовое значение Договора о дружбе и сотрудничестве от 1980 года, автор никак не упоминает о Соглашении между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил РФ на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 года и о Соглашении о расширении территории пункта материально-технического обеспечения в Тартусе от 20 января 2017 года, при том, что именно эти соглашения наполнили Договор 1980 года конкретным военно-политическим содержанием.
«Сегодня Россия и Сирия, являясь многолетними союзниками в соответствии с Договором о дружбе и сотрудничестве от 8 октября 1980 года, остаются верными целям и принципам Устава ООН, в том числе принципам уважения суверенитета, национальной независимости, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела, изложенным в двустороннем договоре»[16]. Фархутдинов И.З. четко отмечает приверженность России и Сирии нормам международного права в области сотрудничества в борьбе с терроризмом, но нельзя юридически согласиться с термином «союзники», которым автор характеризует уровень их взаимодействия. Выше уже отмечалось, что в двусторонних соглашениях России и Сирии отсутствуют жесткие формулировки об обязательствах взаимопомощи, подобные тем, что закреплены, например, в Договоре о Коллективной безопасности. Наконец, Договор о дружбе и сотрудничестве от 8 сентября 1980 года вовсе не трансформировался в тот или иной Договор о взаимопомощи.
Наконец, нельзя полностью согласиться с мнением автора относительно абсолютной приверженности Российской Федерацией нормам международного права в Сирийском кризисе. В течение всего участия в конфликте в Сирии, российская приверженность прежде всего принципу невмешательства во внутренние дела несколько «размылась», поскольку Москва вынуждена, с точки зрения политической и военной целесообразности, взаимодействовать с различными региональными игроками, в том числе и с теми, нахождение чьих сил на территории Сирии официальный Дамаск считает незаконным. Речь идет в том числе и о Турецкой Республике. При этом уже ставшие регулярными трехсторонние саммиты с участием лидеров России, Турции и Ирана
цию. Именно в ходе переговоров В.В. Путина, Реджепа Эрдогана и Хасана Роухани серьезно продвинулся вопрос формирования конституционного комитета в Сирии.
По итогам трехстороннего саммита по Сирии в Анкаре стало известно, что «формирование конституционного комитета САР, в который войдут представителей от правительства, оппозиции и гражданского общества, находится на завершающей стадии. Об этом в сентябре 2019 года заявил в Анкаре Владимир Путин. По его словам, теперь необходимо, чтобы его члены «не подвергались давлению извне», а работу органа нужно запустить «как можно быстрее». «Теперь следовало бы оперативно запустить его деятельность в Женеве, тем более что состав комитета наконец-то полностью определён», — сказал глава Российского государства. Он также отметил, что работу конституционного комитета САР могут попытаться сорвать экстремисты, которые зарабатывают на войне, однако Россия, Иран и Турция будут пресекать эти действия. «Мы исходим из того, что работа конституционного комитета окажет решающее воздействие на окончательную нормализацию ситуации в Сирийской Арабской Республике. Мы много раз говорили об этом и постоянно повторяли, что нет никакой другой альтернативы, кроме политического процесса», - указал Путин на итоговой пресс-конференции.[17] При этом важно отметить, что на трехстороннем саммите никак не представлена сирийская сторона, о политической судьбе которой речь идет на переговорах Москвы, Анкары и Тегерана. Вряд ли здесь может идти речь об абсолютном соблюдении сторонами принципа невмешательства во внутренние дела.
Завершая статью, отметим, что Сирийский кризис отражает размытие основополагающих принципов международного права. И было бы крайне наивным утверждать, что вовлеченные в сирийский кризис участники все до одного, действуют в строгом соответствии с нормами международного права. Однако, безусловно, именно Россия, напрямую вмешавшись в сирийский конфликт на стороне официального Дамаска и по его официальной просьбе, выступила главным защитником современного международного публичного права, базирующегося на Уставе ООН и его основных принципах. При этом вынужденные отклонения Россией от норм международного права продиктованы ничем иным как необходимостью избежать большой войны с участием региональных игроков и поиском эффективных механизмов разрешения сирийского кризиса.
оказывают значительное воздействие на внутрисириискую ситуа-Библиография:
https://ria.ru/20150930/1293215601.html/Щоговор о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР (1980) Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и САР (1980) (текст)//http://docs.cntd.пJ/document/420354345
Асад в письме Путину попросил о военной помощи в Сирии// https://www.forbes.ru/news/301627-asad-v-pisme-putinu-poprosil-o-voennoi-pomoshchi-v-sirii Асад в письме попросил Путина о военной поддержке// https://www.gazeta.rn/poNttcs/news/2015/09/30/n_7651301.shtml Совфед разрешил использовать российские войска в Сирии//https://www.gazeta.пJ/pol¡t¡cs/news/2015/09/30/n_7650503. shtml "Предотвратить угрозу": Владимир Путин о целях операции в Сирии и задачах Минобороны//https://tass.пJ/pol¡t¡ka/2520235
Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года)// http://docs.cntd.ru/document/420329053
6 major players who turned Syria into a proxy war nightmare//https://www.salon.com/test/2013/09/06/these_6_players_made_syria_a_proxy_war_partner/ СЕВЕРОАТЛАНТИЧЕСКИЙ ПАКТ от 4 апреля 1949 года// http://docs.cntd.ru/document/1902050 Договор о коллективной безопасности (с изменениями на 10 декабря 2010 года)// http://docs.cntd.ru/document/1900489 Устав ООН// https://www.un.org/ru/sections/un-charter/chapter-vii/index.html
Путин: операция России в Сирии не нанесет существенного ущерба бюджету// https://ria.ru/20151217/1343668341.html?in=t Венская конвенция 1961 года// https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/dip_rel.shtml СИРИЯ//https://Www.krugosvet.ru/enc/strany_mira/SIRIYA.html?page=0,3#part-15
«Международное право о применении государством военной силы против негосударственных участников», Фархутдинов И.З. // https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/yuridicheskie-stati/mezhdunarodnoe-pravo-o-primenenii-gosudarstvom-voennoj-sily-protiv-negosudarstvennykh-uchastnikov
16) Обеспечение мира и безопасности в Евразии (Международно-правовая оценка событий в Сирии). Интервью с Инсуром Забировичем Фархутдиновым// https://eurasialaw.ru/nashi-rubriki/persona-grata/intervyu-s-insurom-zabirovichem-farkhutdinovym
17) «Эффективный механизм»: как прошла встреча Путина, Эрдогана и Рухани по урегулированию конфликта в Сирии//https://russ¡an.rt.com/world/art¡de/668839-¡tog¡-tryohstoronn¡¡-samm¡t-s¡r¡ya
1) 2)
3)
4)
5)
6)
7)
8)
9)
10) 11) 12)
13)
14)
15)