Воздействие сирийского конфликта на сотрудничество России и Турции в современном
мире
The impact of the Syrian conflict on cooperation between Russia and Turkey in the modern
world
Чирагова А.Н.
Студент 2 курса,
ф-т международного регионоведения и регионального управления, Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы при Президенте Российской
Федерации,
РФ, г. Москва e-mail: aytadzhchiragova@mail. ru
Chiragova A.
2 year student,
faculty of International Regional and Regional management, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation,
Russia, Moscow e-mail: [email protected]
Аннотация.
В данной статье рассматривается проблема российско-турецких отношений после кризиса 2015 года. Речь идет о влиянии сирийского конфликта на внешнеполитическое сотрудничество двух стран. Напомним, в Сирии 24 ноября 2015 года военно-воздушными силами Турецкой Республики был уничтожен российский военный самолет. Интенсивное перспективное развитие экономических и политических отношений двух стран прекратилось. В данной исследовательском работе будут рассмотрены сферы, на которые повлияли спорные ситуации, связанные с Сирией.
На обзор читателям представят этапы приостановления сотрудничества России и Турции. Кроме того, необходимо отметить важность официальных встреч и документов, которые в последующем стали звеньями к восстановлению внешнеполитических отношений двух стран.
В работе представлен краткий обзор основных теорий международных отношений.
Annotation.
This article discusses the problem of Russian-Turkish relations after the crisis of 2015. We are talking about the impact of the Syrian conflict on the foreign policy cooperation of the two countries. Recall that in Syria on November 24, 2015, the air force of the Republic of Turkey destroyed a Russian military aircraft. Intensive long-term development of economic and political relations between the two countries has stopped. This research paper will examine areas affected by controversial situations related to Syria.
Readers will be presented with a review of the steps to suspend cooperation between Russia and Turkey. In addition, it should be noted the importance of official meetings and documents, which subsequently became links to the restoration of foreign policy relations between the two countries.
The paper provides a brief overview of the main theories of international relations.
Ключевые слова: российско-турецкие отношения, экономика, Сирия, сотрудничество, теория перспектив.
Key words: Russian-Turkish relations, economy, Syria, cooperation, Prospect theory.
Над территорией Сирии 24 ноября 2015 года военно-воздушные силы Турецкой Республики уничтожили российский военный самолет. Ранее выстроенная программа стратегического сотрудничества была приостановлена и чуть более полугода главы государств не контактировали друг с другом. Официальные встречи были прекращены. Кроме того, на гуманитарном уровне остановили сотрудничество в туристической сфере.
Президент Турецкой Республики Реджеп Эрдоган 27 июня 2016 года обратился к главе Российской Федерации Владимиру Путину с извинениями. Турецкий лидер отметил желание возобновить двустороннее сотрудничество. Уже 29 июня 2016 года между главами стран состоялся официальный телефонный разговор, после которого был запущен процесс восстановления доверительных отношений.
Начиная с 2016 года начались двусторонние официальные встречи:
- 9 августа 2016 года состоялся рабочий визит Реджепа Эрдогана в Санкт-Петербург, на котором они выразили благодарность друг другу за попытку возобновить взаимовыгодные отношения во всех сферах сотрудничества;
- 3 сентября 2016 года в рамках саммита «Группы двадцати» в Ханчжоу;
- 10 октября 2016 года в рамках Мирового энергетического конгресса в Стамбуле;
- с 5 по 7 декабря 2016 года с рабочим визитом Российскую Федерацию посетил премьер-министр Турецкой Республики Бинали Йылдырыма. В указанные сроки провели диалоги с президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, председателем Правительства Российской Федерации Дмитрием Медведевым и председателем Совета Межпарламентской Ассамблеи СНГ Валентиной Матвиенко;
- 1 декабря 2016 года встреча представителей Совместной группы стратегического планирования под руководством министров иностранных дел Российской Федерации Сергея Лаврова и Турецкой Республики Мевлюта Чавушоглу;
- 15 сентября 2016 года на полях Европейской конференции председателей парламентов прошла официальная встреча председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Валентины Матвиенко и Великого национального собрания Турецкой Республики Исмаила Кахрамана.
Из указанных пунктов мы можем сделать вывод о том, что главы государств и представители ведомств продолжили попытки наладить российско-турецкое сотрудничество во всех сферах развития. Однако такой подход не устроил некоторых представителей радикальных движений. Так, в Анкаре 19 декабря 2016 года на Чрезвычайного и Полномочного Посла Российской Федерации в Турецкой Республики Андрея Карлова совершили нападение. В результате происшествия Андрей Карлов скончался от огнестрельного ранения. Убийцей оказался турецкий гражданин.
Несмотря на ожидания, провокационные действия только подвели глав государств к сотрудничеству. В частности, национальные ведомства договорились об обмене информацией и совместном расследовании по делу об убийстве Андрея Карлова. Турецкие власти прокомментировали это как агрессивное воздействие для подрыва сотрудничества между Россией и Турцией. Важно отметить, что одной из причин нападения на российского посла считается конфликт на сирийской территории, связанный с радикальными движениями.
В 2017 году главы Турции и России провели восемь официальных встреч. Кроме того, официальные визиты были подготовлены и для других политических деятелей двух государств. Это говорит о наличии интересов в сотрудничестве двух стран.
На встрече в Кремле 10 марта в 2017 году президент Российской Федерации Владимир Путин и президент Турецкой Республики Реджеп Эрдоган обсудили сирийский вопрос и развитие отношений в торгово-экономической сфере. Лидер России выразил благодарность за создание доверительных связей в военной сфере. На повестке дня стала тема экономики, торговли и энергетики. По итогам встречи провели пресс-конференцию, но перед эти главы государств подписали пакет документов. В частности:
- Среднесрочная программа торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между Правительством Российской Федерации и Правительством Турецкой Республики на 2017—2020 годы;
- Меморандум о взаимопонимании между Министерством иностранных дел Российской Федерации и Министерством иностранных дел Турецкой Республики в сфере подготовки дипломатических кадров и обмена информационными документы;
- Декларация о намерениях по сотрудничеству между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры и туризма Турецкой Республики в проведении «перекрестного» года культуры и туризма в 2019 году.
Из проведенных основных встреч можно сделать вывод о том, что страны договорились об урегулировании сирийского конфликта, запланировали сотрудничество в торгово-экономической сфере, в области культуры, туризма, научно-технической деятельности и юриспруденции. Кроме того, главы государств определили стратегию в области энергетики.
Из представленной небольшой исторической сводки мы можем сделать вывод, что Российская Федерация и Турецкая Республика заинтересованы в сотрудничестве друг с другом настолько, что факт возникновения военных конфликтов, связанных с вопросом Сирии, регулируется соответствующими ведомствами. Итоги переговоров в 2017 году привели к тому, что начиная с 1 сентября запустили постепенное снятие запрета на импорт турецких овощей, который был введен в 2015 году.
В инвестиционной сфере появились заметные улучшения после кризисной ситуации. Общая сумма вкладов была равна более чем 10 миллиардов долларов с каждого государства. Капитал был направлен на мобильную связь, топливно-энергетическую и черную металлургию, атомную энергетику, автомобилестроение и банковское дело. Власти Турции инвестировали в текстиль, пищевую, химическую, деревообрабатывающую, электронную и электротехническую промышленность, производство строительных и отделочных материалов, автомобилестроение, торговлю и туризм. По данным президента Турецкой Республики Реджепа Эрдогана, за 2017 год в стране было зафиксировано приезд 3,5 миллиона туристов из Российской Федерации.
В 2018 году между лидерами государств было проведено семь официальных встреч. Основной упор поставили на тему энергетики и строительства «Турецкого потока». Стороны продолжили работу над проектом. Турецкая Республика продолжает импортировать сырье. В 2018 году активно развивается партнерство в сфере энергетики. Турецкая сторона показывает интерес в импорте российского газа, в свою очередь Россия стремится к экспорту и к созданию газопровода для распространения сырья в страны Восточной Европы. В 2018 году происходит доработка и закрепление ранее подписанных документов.
В 2019 году лидеры стран встречались шесть раз:
- 23 января Реджеп Эрдоган посетил Россию;
- 14 февраля в Сочи прошла встреча с участием Турции и Ирана;
- 8 апреля президент Турции Реджеп Эрдоган посетил Москву;
- 29 июня прошла встреча в рамках саммита «Большой двадцатки»;
- 27 августа с коротким рабочим визитом прибыл в Россию президент Турции Реджеп Эрдоган;
- 16 сентября президент России Владимир Путин посетил Турцию.
За 2019 год главы государств пришли к мирному урегулированию вопроса на территории Сирии. Страны продолжают акцентировать внимание на экономической сфере, однако больше встает вопрос турецко-сирийского. Для достижения мирного сотрудничества в энергетике, культуре, туризме и других областях, Владимир Путин и Реджеп Эрдоган понимают важность урегулирования кризисных ситуаций.
Первая половина 2020 года ознаменовано улучшением экономических и политических отношений России и Турции. Вопрос Сирии и нахождение турецких и российских военных Турции и России закрыли 15 марта 2020 года. Договоренность по Идлибу была достигнута странами после того, как Москву 5 марта этого года посетил с визитом Реджеп Тайип Эрдоган. Благодаря проведенной официальной встрече и подписанным документам уже 6 марта 2020 года на территории Сирии прекратились боевые действия. Главами государств было принято решение о создании «коридора безопасности».
Из перечисленных факторов мы можем сделать вывод о том, что сфера энергетики и экономики стоит в основе внешнеполитических отношений Российской Федерации и Турецкой Республики. Данную модель сотрудничества и поведения лидеров двух государств мы можем отнести к теории перспектив. Это паттерн внешнеполитических отношений стран, когда главы принимают решения в условиях кризиса, основываясь на расчете рисков и возможных потерь. Последователи теории считают, что политические деятели в условиях кризисных ситуаций в сотрудничестве с другими странами склонны к выбору рискованных решений. В любом случае, выбор всегда направлен в пользу выгодных внешнеполитических отношений. Ту же модель поведения мы наблюдаем в отношения Турции и России.
Многолетняя история дипломатического сотрудничества Турецкой Республики и Российской Федерации по историческим событиям напоминает траекторию «зигзага». С 2003 до 2015 года главы государств активно вкладывали свои ресурсы на интенсивное развитие экономических взаимовыгодных отношений. С началом правления турецкого лидера Реджепа Эрдогана до так называемого «самолетного конфликта» Турция и Россия активно поддерживали экономическое развитие, связи в сфере торговли и новые проекты в области энергетики. Трубопровод «Голубой поток» стал отправной точкой для создания нового газопровода «Турецкий поток», который действует и реализуется по сей день.
Используя стратегию взаимовыгодного партнерства, с самого начала пути своего правления президент России Владимир Путин и глава Турции Реджеп Эрдоган особенное внимание уделяют сфере экономики и энергетики. Именно данные области являются связующим звеном и, можно сказать, решающей отраслью, которая помогает сохранить многолетнее сотрудничество. Отметим, что от экономической области происходит ответвление в направлении туризма, гуманитарной сферы, науки, культуры и других отраслей. Их совокупность и существование параллельно друг другу закрывает конфликтные вопросы, с которыми сталкиваются любые страны за время существования дипломатических отношений. Предугадать, что будет дальше и каким будет результат партнерства Турции и России сложно. Однако мы точно понимаем, что главы государств имеют свои цели и видят выгоду в дальнейшем сотрудничестве стран.
Для России важно экспортировать газ в Черноморский регион, как и для Турции есть необходимость на выходных условиях получать сырье. Что касается туризма и культуры, ресурсы в этой сфере не равнозначны. В Россию приезжает значительно меньше турецких туристов, чем наоборот.
В культурном аспекте Турция активно поддерживает только развитие русского языка среди молодых уроженцев России и образовательный обмен. Речь идет о студентах и преподавательских составах, которые, к тому же, могут объединиться для создания общего научного проекта. «Мягкая сила» Турции в России также оказывает значительно большее влияние, чем российская культура в Турции.
Делать прогнозы на дальнейшие внешнеполитические отношения России и Турции не представляется целесообразным. Учитывая опыт сотрудничества между странами в современном мире, перспективы дальнейшего партнерства могут быть разными. Во-первых, Российская Федерация и Турецкая Республика при худшем исходе могут прекратить сотрудничество в связи с противоположными взглядами на сирийский вопрос. Во-вторых, главы государств, как и в настоящее время, могут поддерживать контакты, несмотря на разногласия по военному конфликту, так как основной упор в партнерстве идет на экономику и энергетику, в частности, перспективный проект «Турецкий поток». В-третьих, что было бы идеальным вариантом для внешнеполитических отношений государств, страны приходят к компромиссу и продолжают интенсивно развивать контакты во всех сферах сотрудничества, делая партнерство равнозначным.
На сегодняшний день страны переходят от одной модели к другой, что затрудняет дать точный ответ на состояние российско-турецких отношений. Рассматривая официальные встречи и договоры, можем сделать
общий вывод о том, что страны определенно в большей степени стремятся сохранить вторую модель сотрудничества. Туристический аспект на сегодняшний день сложно урегулировать в связи с закрытие границ, которое произошло из-за распространения коронавирусной инфекции в мире.
Список используемой литературы:
1. Канеман, Д. Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения / Канеман Д., Словик П., Тверски А. - Харьков : Издательство Институт прикладной психологии «Гуманитарный Центр», 2005.
2. Визит в Китай. Саммит «Группы двадцати» // Официальный сайт Кремля URL: http://kremlin.ru/events/president/trips/52836/photos (дата обращения: 16.05.2020)
3. Встреча с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом // Официальный сайт Кремля URL: http://kremlin.ru/events/president/news/54021 (дата обращения: 16.05.2020).
4. Встреча с Премьер-министром Турции Бинали Йылдырымом // Официальный сайт Кремля URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53424 (дата обращения: 16.05.2020).
5. В Анкаре убит российский посол // Общественно-политическое интернет-издание «Газетами» URL: https://www.gazeta.ru/social/2016/12/19/10437899.shtml (дата обращения: 16.05.2020).
6. Комментарий Департамента информации и печати МИД России в связи с шестым заседанием Совместной группы стратегического планирования // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/kommentarii/-/asset publisher/2MrVt3CzL5sw/content/id/3117800 (дата обращения: 16.05.2020).
7. Крушение российского самолета Су-24 24 ноября 2015 года // Информационное агентство РИА Новости URL: https://ria.ru/20151224/1346908322.html (дата обращения: 16.05.2020).
8. Межгосударственные отношения России и Турции // РИА Новости. - URL: https://ria.ru/20171211/1510613237.html (дата обращения: 22.04.2020).
9. Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества между Дипломатической академией Министерства иностранных дел Российской Федерации и Академией дипломатии Министерства иностранных дел Турецкой Республики // Сайт электронного фонда правовой и нормативно-технической информации URL: http://docs.cntd.ru/document/499014968 (дата обращения: 16.05.2020).
10. Мировой энергетический конгресс в Стамбуле // Официальный сайт Кремля URL: http://kremlin.ru/events/president/news/53062 (дата обращения: 16.05.2020).
11. Об одобрении проекта среднесрочной программы торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества России и Турции на 2017-2020 годы // Официальный сайт Правительства России URL: http://government.ru/docs/26403/ (дата обращения: 16.05.2020).
12. О страновой конференции российских соотечественников в Турции // Официальный сайт Министерства иностранных дел Российской Федерации URL: https://www.mid.ru/ru/maps/tr/-/asset publisher/Fn23Klb76LY2/content/id/64750 (дата обращения: 16.05.2020).
13. Пресс-конференция по итогам российско-турецких переговоров // Официальный сайт Кремля URL: http://kremlin.ru/events/president/news/60247 (дата обращения: 16.05.2020).
14. Пресс-конференция по итогам российско-турецких переговоров // Официальный сайт Кремля URL: http://kremlin.ru/events/president/news/61388 (дата обращения: 16.05.2020).
15. Путин и Эрдоган встретились в Санкт-Петербурге // Коммерсантъ. - URL: https://www.kommersant.ru/doc/3059307 (дата обращения: 22.04.2020).
16. Российско-турецкие документы, подписанные по итогам заседания Совета сотрудничества высшего уровня под председательством Президента Российской Федерации В.В.Путина и Президента Турецкой Республики Р.Т.Эрдогана // Официальный сайт Кремля URL: http://kremlin.ru/supplement/5168/print (дата обращения: 16.05.2020).
17. Российско-турецкие переговоры // Официальный сайт Кремля URL: http://kremlin.ru/events/president/news/59717 (дата обращения: 16.05.2020).
18. Саммит Россия - Турция - Иран по Сирии // Информационное агентство РИА Новости URL: https://ria.ru/20190214/1550727649.html (дата обращения: 16.05.2020).
19. Телефонный разговор с Президентом Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом // Официальный сайт Кремля URL: http://kremlin.ru/events/president/news/52295 (дата обращения: 16.05.2020).