Международно-правовые основания деятельности Следственного комитета Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики
Онопченко Антон Александрович
студент, Института права, Волгоградский государственный университет, a.onop4enko@yandex.ru
В данной статье проанализированы международные соглашения Российской Федерации с Сирийской Арабской Республикой, позволяющие осуществлять международную деятельность Следственному комитету России за рубежом. Помимо того, изучены положения международных соглашений, закрепляющие действие уголовного и уголовно-процессуального законодательства на территории Сирийской Арабской Республикой. Ключевые слова: Следственный комитет России, действие уголовно-процессуального законодательства за рубежом, международное сотрудничество.
На сегодняшний день масштабы борьбы с терроризмом приобрели статус международных антитеррористических операций. Одним из примеров международной антитеррористической операции Российской Федерации является специальная операция Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики. Так, например, подтверждая общность задач в борьбе с терроризмом и экстремизмом, осознавая необходимость консолидации усилий по противодействию террористическим угрозам, кроме того из обоюдного стремления к защите суверенитета, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации и Сирийской Арабской Республики было заключено Соглашение между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики. 1
Протоколом к данному соглашению урегулировано, что компетентными органами для Российской Федерации являются командир российской авиационной группы (как орган дознания), командир (начальник) подразделения военной полиции, дислоцированного в российской авиационной группе, военные суды, органы военной прокуратуры, военные следственные органы, органы федеральной службы безопасности и другие государственные органы, действующие в местах дислокации российской авиационной группы2. В соответствии со статьей 4 настоящего Протокола юридически устанавливается, что Российская Федерация полноправно на основании междурядного соглашения будет осуществляется собственная юрисдикция в местах, где дислоцированы российские авиационные группы. Помимо мест дислокации юрисдикция Российской Федерации распространяется на личный состав российской авиационной группы, а также в отношении членов семей личного состава российской авиационной группы, пребывающей на территории Сирийской Арабской ^ Республики. и
Д
И
Ч
1Собрание законодательства Российской Федерации, N 4, Н
23.01.2017, ст.522 У
2Бюллетень международных договоров, апрель 2017, №4, стр. К
72 - 83 А
В статье «иммунитеты и привилегии» настоящего Протокола к соглашению 1 преступления, находящиеся в юрисдикции Российской Федерации подлежат расследованию в порядке предусмотренным уголовного-процессуальным кодексом Российской Федерации2. Для производства расследования преступлений, которые находятся в компетенции Российской Стороны действуют компетентные органы - располагаются данные компетентные органы в местах дислокации Российской Стороны. Исходя из положений статьи 2 Соглашения между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики (с изменениями на 18 января 2017 года) компетентные органы дислоцируются на территории аэродрома Хмеймим, который расположен в провинции Латакия Сирийской Арабской Республики.
Одним из компетентных органов Российской Стороны являются военные следственные органы. 3В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации военные следственные органы предусмотрены в структуре Следственного комитета Российской Федерации4.В соответствии со статьей 38 Федерального Закона «О Следственном комитете Российской Федерации» военные следственные органы Следственного комитета осуществляют свои полномочия в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Международным документом, который на прямую придает силу российскому уголовному5 и уголовно-процессуальному праву с определенными ограничениями, вызванным международным характером, связанным с пребыванием на территории Сирийской Арабской Республики Российской Стороны в рамках международной борьбы с терроризмом, является Протокол к Соглашению между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой о размещении авиационной группы Вооруженных Сил Российской Федерации на территории Сирийской Арабской Республики от 26 августа 2015 г.6Данным Протоколом закреплено, что при совершении личным составом российской авиационной группы, членами семей личного состава российской авиационной группы правонарушения вне мест дислокации российской авиацион-
1Бюллетень международных договоров, апрель 2017, №4, стр. 72 - 83
2"Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ
3Бюллетень международных договоров, апрель 2017, №4, стр. 72 - 83
^ "Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-Ф3 (ред. от Q 27.12.2018) "О Следственном комитете Российской Федерации" ¿Ь (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
О» "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N о 63-Ф3 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с ^ 08.01.2019)
о! 6Бюллетень международных договоров, апрель 2017, №4, стр. 2 72 - 83
ной группы компетентные органы Сирийской Стороны имеют право прекратить такое правонарушение с незамедлительным уведомлением командира российской авиационной группы и других компетентных органов Российской Стороны для принятия мер к сопровождению правонарушителя в места дислокации российской авиационной группы. Под правонарушением стоит понимать любое нарушение законодательства элементом, относящимся к Российской Стороне, в том числе и совершение преступления - правонарушение наказанием за которое является уголовное преследование. Под органами Сирийской стороны понимаются - органы военной прокуратуры, военный одиночный судья, органы военной полиции, дислоцированные в городе Латакия, военные суды, органы военной безопасности, военные следственные органы и другие государственные органы.
Следовательно, при совершении преступления или правонарушения членом Российской Стороны за пределами мест дислокации российской авиационной группы компетентные органы Сирийской Стороны имеют право только лишь прекратить противоправное деяние, одновременно сообщив о совершении противоправного деяния уполномоченному лицу Российской Стороны. Органы военной безопасности, военные следственные органы, органы военной прокуратуры Сирийской Стороны не в праве проводить самостоятельно какие-либо следственные действия с правонарушителем, который в свою очередь является членом Российской Стороны. Сирийской Стороной по отношению к лицу принадлежащему Российской Стороне, но являющимся правонарушителем может быть применено лишь сопровождение в места расположения российской авиационной группы, однако и сопровождение должно производиться по предварительному согласованию. Предварительное следствие в отношении лиц, принадлежащих Российской Стороне будет находиться в подследственности военных следственных подразделений Следственного комитета Российской Федерации.
Помимо этого, Соглашением в ст.6 закрепляется полный иммунитет Российской авиационной группы от гражданской и административной юрисдикции Сирийской Арабской Республики. Под данным иммунитетом понимается, что имущество российской авиационной группы как движимое, так и недвижимое - полностью является неприкосновенным. Таким образом, представители органов власти Сирийской Арабской Республики не имеют права вступать в места расположения российской авиационной группы без согласия ее командира.
Документация, архивные документы российской авиационной группы, а также иные документы, имеющие какие-либо отношение к членам российской авиационной группы, являются неприкосновенными вне зависимости от их нахождения. Фактически получится, что любые документы Российской Стороны являются неприкосновенными независимости от их местоположения.
Личный состав российской авиационной группы, включая ее командира, а также члены их семей
имеют иммунитет и привилегии, которые предусмотрены в отношении членов дипломатического персонала дипломатического представительства и членов их семей в соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 года.
Компетентные органы Сирийской Стороны не в праве проводить процедуры от досмотра, обыска, реквизиции, ареста и иных принудительных мер по отношению к транспортным средствам и воздушным судам Российской Федерации, которые используются в интересах российской авиационной группы, т.к. на основании двухстороннего международного договора они являются неприкосновенными. Следовательно, производство каких-либо следственных действий применительно транспортным и воздушным судам Российской Стороны Сирийской Стороной - невозможно, ввиду прямого запрета по обоюдному согласию сторон.
Производство предварительного следствия на территории Сирийской Арабской Республики при участии элемента Российской Стороны весьма интересно. Так, например, стороны обязаны сотрудничать друг с другом по уголовным делам, которые напрямую связаны с пребыванием российской авиационной группы на территории Сирийской Арабской Республики. Данное сотрудничество должно быть непосредственно между компетентными органами Сторон, применительно к уголовным делам сотрудничество непосредственно должно быть выстроено между органами военных прокуратур Сторон и органами военного следствия Сторон.
Применение уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации необходимо в случаях разрешения по вопросам выдачи, уголовного преследования, исполнения процессуальных и иных действий, требующих решения суда, где каким-либо образом затронуты интересы Российской Стороны. В случаях необходимости проведения каких-либо процессуальных действий, которые направлены на установление истины по тому или иному уголовному делу, материалу процессуальной проверки, где затронуты интересы Российской Стороны вне мест дислокации российской авиационной группы производятся компетентными органами Российской Стороны по согласованию с компетентными органами Сирийской Стороны или компетентными органами Сирийской Стороны по поручениям компетентных органов Российской Стороны. Проведение следственных действий компетентными органами Сирийской Стороны по поручениям компетентных органов Российской Стороны на мой взгляд является международной интерпретацией направления поручений о производстве отдельных следственных действий другим следственным подразделениям или органам дознания в рамках расследования уголовного дела на территории Российской Федерации, порядок дачи которых предусмотрен действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Кроме того, уголовно-процессуальное значение имеет осуществление Российской Стороной своей
юрисдикции в отношении подрядчиков российской авиационной группы и их представителей, являющихся гражданами Российской Федерации и совершивших преступление (иное правонарушение) в местах дислокации российской авиационной группы. В случаях, совершения указанными лицами преступления (иного правонарушения) вне мест дислокации российской авиационной группы по запросу компетентного органа Российской Стороны и решению компетентного органа Сирийской Стороны указанные лица на период проведения процессуальных действий содержатся в местах дислокации российской авиационной группы. По просьбе компетентного органа Российской Стороны его представитель присутствует при проведении названных процессуальных действий.
При возможном совершении преступления (иного правонарушения) представителем Сирийской Стороны в месте дислокации российской авиационной группы, компетентные органы Российской Стороны полномочны прекратить такое правонарушение с незамедлительной передачей указанного лица компетентным органам Сирийской Стороны с последующим направлением соответствующих материалов. Под соответствующими материалами следует понимать доказательства, подтверждающие совершение противоправного деяния Сирийской Стороной - это могут быть записи с камер видеонаблюдения, показания свидетелей и др. Однако в случаях, когда возникает необходимость в выполнении процессуальных действий (осмотр места происшествия, проверка показаний на месте, следственный эксперимент и др.) в месте дислокации российской авиационной группы по материалам компетентных органов Сирийской Стороны, то такие действия могут быть произведены компетентными органами Сирийской Стороны только по согласованию с компетентными органами Российской Стороны или же компетентными органами Российской Стороны по поручениям компетентных органов Сирийской Стороны.
Компетентным органом уполномоченным на производство предварительного следствия на территории Сирийской Арабской Республики по делам, застрагивающим интересы Российской Стороны являются военные следственные подразделения Следственного комитета Российской Федерации. Следственный комитет Российской Федерации в пределах своих полномочий взаимодействует с компетентными органами иностранных государств - в данном случае это следственные органы Сирийской Стороны и Министерством юстиции Сирийской Арабской Республики. Помимо этого, органами Следственного комитета возможно заключение соглашений о сотрудничестве с международными организациями в соответствии с международными договорами и участие в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности.
Так, например, 13.03.2018 в ходе встречи Председателя Следственного комитета с Министром юстиции Сирийской Арабской Республики
5
.с т С
К А
а
Н А
У
ИшамомАш-Шааром и Председателем комитета по документированию террористических преступлений - заместителем Министра юстиции Тайси-ром Ас-Самади обсуждены механизмы практического взаимодействия с учетом компетенции ведомств. По завершении переговоров подписан Протокол о сотрудничестве между СК России и Министерством юстиции САР.1 Данный документ предусматривает взаимодействие сторон в форме оказания содействия при расследовании преступлений, которые совершенны на территории Сирийской Арабской Республики в отношении российских граждан, включая военнослужащих, гражданского персонала и членов их семей; обмена сведениями об иностранных террористах-боевиках, получивших боевой опыт на территории Сирии и Ирака, возвращающихся в Российскую Федерацию; обмена информацией о российских женщинах и детях, находящихся на территории Сирии; обмена опытом в расследовании преступлений террористической и экстремистской направленности, а также преступлений иных видов, представляющих повышенную угрозу для общества, в том числе совершенных транснациональными организованными группами. В рамках данного Протокола представляется возможность оперативного принятия решения при расследовании уголовных дел указанных категорий.
Помимо этого, из интервью Заместителя председателя Следственного комитета России Игоря Краснова, достоверно известно, что при производстве следственных действий в обязательно порядке учитываются требования уголовного и уголовно-процессуального кодексов.2По дипломатическим каналам, через МИД России, с сирийской стороной согласован объем отдельных следственных и процессуальных действий, которые необходимо провести следователям Следственного комитета Российской Федерации на территории Сирии. В Сирии по каждому факту нападения на российских военнослужащих проводится дослед-ственная проверка по результатам которой принимается соответствующее процессуальное решение. В Сирии находится и военное имущество, принадлежащее Российской Федерации, которому может быть причинен ущерб в результате террористических акций. Подобные случаи находится Следственного комитета Российской Федерации. В производстве российских следователей находятся и уголовные дела о применении сторонниками террористической организации ИГИЛ запрещенных средств и методов ведения войны (ст. 356 УК). Например, 5 декабря 2016 года в сирийском городе Алеппо, террористами из тяжелых вооружений был обстрелян российский военный госпиталь. Следователями Следственного комитета России
Q 1Председатель СК России заключил соглашение о сотрудниче-
¿Ь стве с Министерством юстиции Сирийской Арабской Республи-
О» ки https://sledcom.ru/news/item/1209888/
о 2«По нашим материалам люди смогут узнать, что происходило в Сирии» Генерал-лейтенант Краснов о расследовании громких
о! преступлений в САР и Российской Федерации Газета "Коммер-
2 сантъ" №20 от 05.02.2019, стр. 4
был произведен детальный осмотр места происшествия, восстановлена картина происходивших событий.
Таким образом, на основании документов и информации из официальных источников, находящихся в открытом доступе частично проанализировано действие российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации в условиях нахождения российской авиационной группы на территории Сирийской Арабской республики. Кроме того, детально изучены документы международного и национального законодательства на основании которых военные подразделения Следственного комитета России осуществляют свою профессиональную деятельность.
На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что военные следователи Следственного комитета Российской Федерации, осуществляют свою деятельность на основании Соглашения и Протоколов к нему заключенных между Российской Федерацией и Сирийской Арабской Республикой. На основании Протокола, находящегося в открытом доступе, можно сделать вывод о том, что юрисдикция Следственного комитета Российской Федерации распространяется на территории, занимаемые Российской Стороной, на движимое и имущество Российской Стороны, на представителей Российской Стороны из контингента личного состава российской авиационной группы ВС РФ на территории Сирийской Арабской республики, членов их семей и подрядчиков российской авиационной группы и их представителей, являющихся гражданами Российской Федерации. Проведение предварительного следствия с проведением различных следственных действий на территориях занимаемых, принадлежащих Российской Стороне в отношении граждан Российской Федерации производится военными следователями Следственного комитета Российской Федерации без согласования с Сирийской Стороной и в соответствии с нормами действующего уголовно-процессуального кодекса. Производство следственных действий на территории не занимаемой Российской Стороной производится либо по согласованию с Сирийской Стороной, либо по поручению Российской Стороны - Сирийской. Предварительное следствие в отношении граждан Сирии не производится, Сирийской Стороной предварительное следствие в отношении военнослужащих ВС РФ не производится.
Полагаю, что Соглашением и Протоколом к нему, а также международным Протоколом, заключенным СКР в должной мере разделена юрисдикция, а соответственно и подследственность следственных органов. Кроме того, закреплены на международном уровне положения действия УПК и УК с территориальной и субъективно-объективной принадлежностью.
Литература
1. "Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" от 18.12.2001 N 174-ФЗ;
2. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019);
3. Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.12.2018) "О Следственном комитете Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019);
4. Бюллетень международных договоров, апрель 2017, №4, стр. 72 - 83;
5. Собрание законодательства Российской Федерации, N 4, 23.01.2017, ст.522;
6. «По нашим материалам люди смогут узнать, что происходило в Сирии» Генерал-лейтенант Краснов о расследовании громких преступлений в САР и Российской Федерации - Газета "Коммерсантъ" №20 от 05.02.2019, стр. 4;
7. Председатель СК России заключил соглашение о сотрудничестве с Министерством юстиции Сирийской Арабской Республики -https://sledcom.ru/news/item/1209888/.
International legal basis for the activities of the Investigative
Committee of Russia in the Syrian Arab Republic Onopchenko A.A.
Volgograd State University
This article analyzes the international agreements of the Russian Federation with the Syrian Arab Republic, which allow international activities to the Investigation Committee of Russia abroad. In addition, studied the provisions of international agreements, enshrining the effect of criminal and criminal procedure legislation in the Syrian Arab Republic. Keywords: Investigative Committee of Russia, the effect of criminal
procedure legislation abroad, international cooperation. References
1. "Criminal Procedure Code of the Russian Federation" dated De-
cember 18, 2001 N 174-FZ;
2. "Criminal Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 N
63-FZ (as amended on 12/27/2018) (as amended and added, entered into force on 01/08/2019);
3. Federal Law of 12/28/2010 N 403-FZ (as amended on 12/27/2018) "On the Investigation Committee of the Russian Federation" (as amended and added, entered into force on January 8, 2019);
4. Bulletin of international treaties, April 2017, No. 4, pp. 72 - 83;
5. Collection of legislation of the Russian Federation, N 4, 01.23.2017, article 522;
6. "According to our materials, people will be able to find out what
happened in Syria" Lieutenant-General Krasnov about the investigation of high-profile crimes in the SAR and the Russian Federation - Newspaper Kommersant No. 20 of February 5, 201, p. 4
7. The Chairman of the Investigative Committee of Russia has con-
cluded a cooperation agreement with the Ministry of Justice of the Syrian Arab Republic —https:
//sledcom.ru/news/item/1209888/.
5
-C
m С К А a
Н А У