Научное обеспечение противодействия правонарушениям
-
УДК 343.9 © Д. С. Хижняк, 2016
Правовые основы развития стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и их расследование в Российской Федерации
Д. С. Хижняк
В статье рассмотрена значимость общенаучного и криминалистического понимания стратегии, дано авторское определение криминалистической стратегии, указаны правовые и политико-правовые основы ее развития в России с учетом норм международного и национального права РФ. К анализу привлечены международные документы, а также стратегии, принятые в зарубежных странах.
Ключевые слова: транснациональные преступления, криминалистическая стратегия, правовые основы криминалистической стратегии, политико-правовые основы криминалистической стратегии.
Роль термина «стратегия» в настоящее время становится значимой в теоретических исследованиях отечественной и зарубежной юридической науки включая криминалистику 2 . В криминалистической науке стратегию выделяют в качестве элемента ее системы 3 . Определяя характер криминалистической стратегии, ученые рассматривают ее различные содержательные части . На наш взгляд, криминалистическая стратегия — это искусство руководства процессом расследования преступлений, т. е. криминалистической деятельностью, осуществляемой несколькими субъектами и направленной на достижение системы целей (общих, конкретных, специфических, частных), состоящей из нескольких этапов с последовательным изменением имеющейся информации (следственной ситуации), а также целей и задач от момента возбуждения уголовного дела до его рассмотрения в суде, основанной на научно-практических методах. Именно стратегия структурирует и оптимизирует криминалистическую деятельность .
Расследование транснациональных преступлений обладает своей спецификой . В России нет отдельного стратегического документа, трактующего борьбу с транснациональными преступлениями, но это не значит, что не существует такой стратегии . Доказательство данного положения составляет цель статьи
Исходя из того, что транснациональные преступления затрагивают интересы двух или более государств, построение национальной стратегии борьбы с ними должно быть в значительной степени основано на положениях международных документов . В настоящее время основополагающим документом в области борьбы с транснациональной организованной преступностью является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (далее — Конвенция) 4 . Нормы, закрепленные в Конвенции и имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой стратегии, охватывают совместные расследования, проводимые следственными органами разных стран (ст. 19); специальные методы расследования (ст. 20); меры, направленные на расширение сотрудничества с правоохранительными органами (ст . 26); сотрудничество между правоохранительными органами (ст. 27); подготовку кадров и техническую помощь (ст. 29); меры, направленные на предупреждение транснациональной преступности (ст. 31) . Положения данной Конвенции дополняются рядом протоколов . Стратегия расследования транснациональных преступлений обусловлена также положениями многосторонних договоров и соглашений, регулирующих международные отношения в сфере противодействия определенным видам
преступлений . Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» устанавливает, что международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, и регламентирует их применение на внутригосударственном уровне 5 .
Важное стратегическое значение для формирования стратегии борьбы с транснациональными преступлениями имеют межведомственные и межправительственные международные соглашения, которые, в отличие от международных договоров, не подлежат ратификации Основным документом, регулирующим взаимодействие МВД России с зарубежными правоохранительными органами, является постановление Правительства Российской Федерации «О заключении Соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств» 6 . В этом документе определены направления сотрудничества в деле предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия конкретных преступлений (ст. 2), которые могут приобретать транснациональный характер: насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; экстремистской деятельности, в том числе террористических актов, а также финансирования терроризма; коррупции; преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных преступным путем; торговли людьми; незаконного оборота оружия; незаконного оборота наркотических средств и др
Российские нормативные правовые акты также предусматривают меры, составляющие основу стратегии расследования транснациональных преступлений. Так, гл. 53 Уголовно-процессуального кодекса РФ закрепляет основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также международными организациями 7. Статья 2 Федерального закона «О прокуратуре» 8 закрепляет возможность международного сотрудничества с правоохранительными органами и международными организациями: «Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации». Статья 8 Федерального закона «О Федеральной
службе безопасности» устанавливает следующие направления деятельности ФСБ: контрразведывательную деятельность; борьбу с терроризмом; борьбу с преступностью; разведывательную деятельность; пограничную деятельность; обеспечение информационной безопасности Все эти направления соответствуют стратегии борьбы с транснациональной преступностью. В статье 9. 1 указанного закона отмечается, что подразделения специального назначения органов ФСБ по решению Президента РФ могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации 9.
Статья 6 Федерального закона «О международных договорах» закрепляет варианты стратегических решений выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора: подписание договора; обмен документами, образующими договор; ратификацию договора; утверждение договора; принятие договора; присоединение к договору; применение иных возможных способов выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны 10 . Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» устанавливает принципы координации и основные направления координационной деятельности (совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики; прогнозирование тенденций развития; изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений и др.), формы координационной деятельности (проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, оказание помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью и др.) 11.
Политико-правовые основы стратегии расследования транснациональных преступлений раскрываются на базе внутригосударственной (национальной) политики, включающей в себя формы уголовной политики в сфере борьбы с транснациональной преступностью (согласованной политики двух или
4
Научный вестник Омской академии МВД России № 1 (60), 2016
более государств по осуществлению совместными усилиями борьбы с транснациональной преступностью) 12 .
Уголовной политике любого государства присущи такие элементы, как принципы, объекты, субъекты, формы и содержание. Принципы формулируются в нормах права (уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного) Объектами являются отрасли законодательства и нормативные правовые акты, регулирующие борьбу с преступностью, структуру и формы организации органов уголовной юстиции, характер и содержание их деятельности по борьбе с преступностью К субъектам уголовной политики относятся высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти Формой уголовной политики являются законодательство, акты главы государства и постановления правительства Содержание уголовной политики государства составляют пути борьбы с преступностью, определяемые ее субъектами В сфере борьбы с транснациональной преступностью уголовная политика определяется исходя из совпадающих принципов, правовых норм, методов, учитываемых при формировании уголовной политики тех государств, которые участвуют в международном сотрудничестве . Д . И . Аминов и А . Ю. Солонин отождествляют уголовную политику со стратегической основой, способствующей определению социально-профилактических и уголовно-правовых мер по борьбе с преступностью, которая обусловливает основные задачи, средства и методы борьбы с преступностью, с учетом принципов согласования содержательной стороны уголовной политики и соответствующей системы правовых норм с базовыми общественными ценностями 13 . Большое значение для формирования уголовной политики РФ имеют и некоторые концептуальные и стратегические политико-правовые документы, направленные на перспективу обеспечения общественной и национальной безопасности 14 .
Таким образом, несмотря на отсутствие национального стратегического политико-правового документа в Российской Федерации (по образцу, например, американской Стратегии борьбы с транснациональными преступлениями 15), можно сказать, что и в нашей стране такая стратегия существует.
1 Голощапов A. M. Конституционные основы становления государственно-правовой стратегии Российской Федерации // Государство и право . 2006. № 11. С. 95-100 ; Кар-ташов В. Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология (к вопросу о соотношении) // Проблемы юридической техники : сб. ст. / под ред. В. М. Баранова. Н . Новгород, 2000. С. 16-23 ; Armour J., Hansmann H., Kraakman R. Agency Problems, Legal Strategies and Enforcement . Harvard Law School . Discussion Paper. 2009. № 644. 19 р.
2 Берназ В. Д. Стратегическое планирование при расследовании преступлений // Современное состояние и развитие криминалистики : сб . науч. тр . / под ред . Н . П . Яблокова и В. Ю. Шепитько . Харьков, 2012. С. 123-136.
3 См. , напр. : Баев М. О. О криминалистической стратегии и принципах ее конструирования (на примере стратегических принципов деятельности адвоката-защитника) // Воронежские криминалистические чтения : сб. науч . тр. Воронеж, 2012. Вып. 14. С. 39-57.
4 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности : ратифицирована федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ с заявлениями // Собрание законодательства Российской Федерации 2004 № 40, ст. 3882.
5 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
6 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 28, ст 2705
7 Там же . 2001. № 52, ч . 1, ст. 4921.
8 О прокуратуре : федеральный закон от 17 декабря 1992 г. № 2202-1: в ред. от 22 декабря 2014 г. // Там же. 1995. № 47, ст. 4472.
9 О Федеральной службе безопасности : федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Там же . № 15, ст. 1269.
10 О международных договорах Российской Федерации : федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // Там же. № 29, ст. 2757.
11 Там же . 1996. № 17, ст. 1958.
12 Гасанов Э. Г. Уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной преступностью // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией : сб статей М , 2002 С. 11-12.
13 Аминов Д. И., Солонин А. Ю. Современные подходы к построению эффективного механизма уголовной политики Российского государства . М. , 2010 . С. 23 .
14 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации. URL: http://www.kremlin . ru (дата обращения: 14.04. 2015) ; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации 2009 № 20, ст 2444
15 Strategy to Combat Transnational Organized Crime. July 19, 2011 . Washington, 2011. 47 p .