Научная статья на тему 'Правовые основы развития стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и их расследование в Российской Федерации'

Правовые основы развития стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и их расследование в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
416
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / TRANSNATIONAL CRIMES / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / CRIMINALISTIC STRATEGY / ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ / ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ / LEGAL BASIS FOR CRIMINALISTIC STRATEGY / POLITICALLY LEGAL BASIS OF CRIMINALISTIC STRATEGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хижняк Денис Сергеевич

В статье рассмотрена значимость общенаучного и криминалистического понимания стратегии, дано авторское определение криминалистической стратегии, указаны правовые и политико-правовые основы ее развития в России с учетом норм международного и национального права РФ. К анализу привлечены международные документы, а также стратегии, принятые в зарубежных странах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal basis for development of strategy of fighting transnational crimes and their investigation in the Russian Federation

The article considers the importance of general science and criminalistic understanding of the strategy, the author’s definition of criminalistic strategy being given. The author examines legal and politically legal basis for its development in Russia, international and Russian national law norms taken into account. International documents and strategies used abroad are taken for the study.

Текст научной работы на тему «Правовые основы развития стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и их расследование в Российской Федерации»

Научное обеспечение противодействия правонарушениям

-

УДК 343.9 © Д. С. Хижняк, 2016

Правовые основы развития стратегии борьбы с транснациональными преступлениями и их расследование в Российской Федерации

Д. С. Хижняк

В статье рассмотрена значимость общенаучного и криминалистического понимания стратегии, дано авторское определение криминалистической стратегии, указаны правовые и политико-правовые основы ее развития в России с учетом норм международного и национального права РФ. К анализу привлечены международные документы, а также стратегии, принятые в зарубежных странах.

Ключевые слова: транснациональные преступления, криминалистическая стратегия, правовые основы криминалистической стратегии, политико-правовые основы криминалистической стратегии.

Роль термина «стратегия» в настоящее время становится значимой в теоретических исследованиях отечественной и зарубежной юридической науки включая криминалистику 2 . В криминалистической науке стратегию выделяют в качестве элемента ее системы 3 . Определяя характер криминалистической стратегии, ученые рассматривают ее различные содержательные части . На наш взгляд, криминалистическая стратегия — это искусство руководства процессом расследования преступлений, т. е. криминалистической деятельностью, осуществляемой несколькими субъектами и направленной на достижение системы целей (общих, конкретных, специфических, частных), состоящей из нескольких этапов с последовательным изменением имеющейся информации (следственной ситуации), а также целей и задач от момента возбуждения уголовного дела до его рассмотрения в суде, основанной на научно-практических методах. Именно стратегия структурирует и оптимизирует криминалистическую деятельность .

Расследование транснациональных преступлений обладает своей спецификой . В России нет отдельного стратегического документа, трактующего борьбу с транснациональными преступлениями, но это не значит, что не существует такой стратегии . Доказательство данного положения составляет цель статьи

Исходя из того, что транснациональные преступления затрагивают интересы двух или более государств, построение национальной стратегии борьбы с ними должно быть в значительной степени основано на положениях международных документов . В настоящее время основополагающим документом в области борьбы с транснациональной организованной преступностью является Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности (далее — Конвенция) 4 . Нормы, закрепленные в Конвенции и имеющие непосредственное отношение к рассматриваемой стратегии, охватывают совместные расследования, проводимые следственными органами разных стран (ст. 19); специальные методы расследования (ст. 20); меры, направленные на расширение сотрудничества с правоохранительными органами (ст . 26); сотрудничество между правоохранительными органами (ст. 27); подготовку кадров и техническую помощь (ст. 29); меры, направленные на предупреждение транснациональной преступности (ст. 31) . Положения данной Конвенции дополняются рядом протоколов . Стратегия расследования транснациональных преступлений обусловлена также положениями многосторонних договоров и соглашений, регулирующих международные отношения в сфере противодействия определенным видам

преступлений . Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» устанавливает, что международные договоры являются одним из важнейших средств развития международного сотрудничества, и регламентирует их применение на внутригосударственном уровне 5 .

Важное стратегическое значение для формирования стратегии борьбы с транснациональными преступлениями имеют межведомственные и межправительственные международные соглашения, которые, в отличие от международных договоров, не подлежат ратификации Основным документом, регулирующим взаимодействие МВД России с зарубежными правоохранительными органами, является постановление Правительства Российской Федерации «О заключении Соглашений о сотрудничестве между Министерством внутренних дел Российской Федерации и компетентными ведомствами иностранных государств» 6 . В этом документе определены направления сотрудничества в деле предупреждения, выявления, пресечения и раскрытия конкретных преступлений (ст. 2), которые могут приобретать транснациональный характер: насильственных преступлений против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности; экстремистской деятельности, в том числе террористических актов, а также финансирования терроризма; коррупции; преступлений в сфере экономики, в том числе легализации доходов, полученных преступным путем; торговли людьми; незаконного оборота оружия; незаконного оборота наркотических средств и др

Российские нормативные правовые акты также предусматривают меры, составляющие основу стратегии расследования транснациональных преступлений. Так, гл. 53 Уголовно-процессуального кодекса РФ закрепляет основные положения о порядке взаимодействия судов, прокуроров, следователей и органов дознания с соответствующими компетентными органами и должностными лицами иностранных государств, а также международными организациями 7. Статья 2 Федерального закона «О прокуратуре» 8 закрепляет возможность международного сотрудничества с правоохранительными органами и международными организациями: «Генеральная прокуратура Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет прямые связи с соответствующими органами других государств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключает соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации». Статья 8 Федерального закона «О Федеральной

службе безопасности» устанавливает следующие направления деятельности ФСБ: контрразведывательную деятельность; борьбу с терроризмом; борьбу с преступностью; разведывательную деятельность; пограничную деятельность; обеспечение информационной безопасности Все эти направления соответствуют стратегии борьбы с транснациональной преступностью. В статье 9. 1 указанного закона отмечается, что подразделения специального назначения органов ФСБ по решению Президента РФ могут использоваться против находящихся за пределами территории Российской Федерации террористов и (или) их баз для устранения угрозы безопасности Российской Федерации 9.

Статья 6 Федерального закона «О международных договорах» закрепляет варианты стратегических решений выражения согласия Российской Федерации на обязательность для нее международного договора: подписание договора; обмен документами, образующими договор; ратификацию договора; утверждение договора; принятие договора; присоединение к договору; применение иных возможных способов выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны 10 . Указ Президента РФ от 18 апреля 1996 г. № 567 «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» устанавливает принципы координации и основные направления координационной деятельности (совместный анализ состояния преступности, ее структуры и динамики; прогнозирование тенденций развития; изучение практики выявления, расследования, раскрытия, предупреждения и пресечения преступлений; выполнение федеральных и региональных программ борьбы с преступностью; разработка совместно с другими государственными органами, а также научными учреждениями предложений о предупреждении преступлений; обобщение практики выполнения международных договоров Российской Федерации и соглашений с зарубежными странами и международными организациями по вопросам сотрудничества в борьбе с преступностью и выработка соответствующих предложений и др.), формы координационной деятельности (проведение координационных совещаний руководителей правоохранительных органов; обмен информацией по вопросам борьбы с преступностью; совместные выезды в регионы для проведения согласованных действий, оказание помощи местным правоохранительным органам в борьбе с преступностью и др.) 11.

Политико-правовые основы стратегии расследования транснациональных преступлений раскрываются на базе внутригосударственной (национальной) политики, включающей в себя формы уголовной политики в сфере борьбы с транснациональной преступностью (согласованной политики двух или

4

Научный вестник Омской академии МВД России № 1 (60), 2016

более государств по осуществлению совместными усилиями борьбы с транснациональной преступностью) 12 .

Уголовной политике любого государства присущи такие элементы, как принципы, объекты, субъекты, формы и содержание. Принципы формулируются в нормах права (уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного) Объектами являются отрасли законодательства и нормативные правовые акты, регулирующие борьбу с преступностью, структуру и формы организации органов уголовной юстиции, характер и содержание их деятельности по борьбе с преступностью К субъектам уголовной политики относятся высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти Формой уголовной политики являются законодательство, акты главы государства и постановления правительства Содержание уголовной политики государства составляют пути борьбы с преступностью, определяемые ее субъектами В сфере борьбы с транснациональной преступностью уголовная политика определяется исходя из совпадающих принципов, правовых норм, методов, учитываемых при формировании уголовной политики тех государств, которые участвуют в международном сотрудничестве . Д . И . Аминов и А . Ю. Солонин отождествляют уголовную политику со стратегической основой, способствующей определению социально-профилактических и уголовно-правовых мер по борьбе с преступностью, которая обусловливает основные задачи, средства и методы борьбы с преступностью, с учетом принципов согласования содержательной стороны уголовной политики и соответствующей системы правовых норм с базовыми общественными ценностями 13 . Большое значение для формирования уголовной политики РФ имеют и некоторые концептуальные и стратегические политико-правовые документы, направленные на перспективу обеспечения общественной и национальной безопасности 14 .

Таким образом, несмотря на отсутствие национального стратегического политико-правового документа в Российской Федерации (по образцу, например, американской Стратегии борьбы с транснациональными преступлениями 15), можно сказать, что и в нашей стране такая стратегия существует.

1 Голощапов A. M. Конституционные основы становления государственно-правовой стратегии Российской Федерации // Государство и право . 2006. № 11. С. 95-100 ; Кар-ташов В. Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология (к вопросу о соотношении) // Проблемы юридической техники : сб. ст. / под ред. В. М. Баранова. Н . Новгород, 2000. С. 16-23 ; Armour J., Hansmann H., Kraakman R. Agency Problems, Legal Strategies and Enforcement . Harvard Law School . Discussion Paper. 2009. № 644. 19 р.

2 Берназ В. Д. Стратегическое планирование при расследовании преступлений // Современное состояние и развитие криминалистики : сб . науч. тр . / под ред . Н . П . Яблокова и В. Ю. Шепитько . Харьков, 2012. С. 123-136.

3 См. , напр. : Баев М. О. О криминалистической стратегии и принципах ее конструирования (на примере стратегических принципов деятельности адвоката-защитника) // Воронежские криминалистические чтения : сб. науч . тр. Воронеж, 2012. Вып. 14. С. 39-57.

4 Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности : ратифицирована федеральным законом от 26 апреля 2004 г. № 26-ФЗ с заявлениями // Собрание законодательства Российской Федерации 2004 № 40, ст. 3882.

5 Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.

6 Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 28, ст 2705

7 Там же . 2001. № 52, ч . 1, ст. 4921.

8 О прокуратуре : федеральный закон от 17 декабря 1992 г. № 2202-1: в ред. от 22 декабря 2014 г. // Там же. 1995. № 47, ст. 4472.

9 О Федеральной службе безопасности : федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // Там же . № 15, ст. 1269.

10 О международных договорах Российской Федерации : федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ // Там же. № 29, ст. 2757.

11 Там же . 1996. № 17, ст. 1958.

12 Гасанов Э. Г. Уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной преступностью // Современная уголовная политика в сфере борьбы с транснациональной организованной преступностью и коррупцией : сб статей М , 2002 С. 11-12.

13 Аминов Д. И., Солонин А. Ю. Современные подходы к построению эффективного механизма уголовной политики Российского государства . М. , 2010 . С. 23 .

14 Концепция общественной безопасности в Российской Федерации: утв. Президентом Российской Федерации. URL: http://www.kremlin . ru (дата обращения: 14.04. 2015) ; О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года : указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г № 537 // Собрание законодательства Российской Федерации 2009 № 20, ст 2444

15 Strategy to Combat Transnational Organized Crime. July 19, 2011 . Washington, 2011. 47 p .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.