Д.С. Хижняк
КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И БОРЬБЫ С НИМИ
В статье исследуется методологически значимый вопрос о содержании понятия криминалистической стратегии, осуществляемой при расследовании преступлений. Представлены точки зрения отечественных и зарубежных ученых на природу и характер криминалистической стратегии. Предлагается системно-структурный подход к рассмотрению криминалистической стратегии, основанный на выделении совокупности ее содержательных элементов.
Ключевые слова: криминалистическая стратегия, методология криминалистики, расследование преступлений.
D.S. ^izhnyak
FORENSIC STRATEGY OF CRIME INVESTIGATION AND CRIME COMBATTING
The article deals with methodological significance of the content of the concept of forensic strategy of crime investigation. Points of view of the Russian and foreign scholars on the nature and character of the forensic strategy are presented. The systematic structural approach to dealing with forensic strategy, based on the allocation of its aggregate substantive elements is suggested.
Keywords: forensic strategy, methodology of forensics, crime investigation.
В криминалистике понятие стратегии имеет важное методологическое значение. Среди методов, используемых в криминалистической деятельности, можно выделить две основные группы — стратегические и тактические. Ряд отечественных ученых-криминалистов выделяют стратегию в качестве раздела системы науки криминалистики1. А.В. Дулов не только рассматривал криминалистическую стратегию в качестве самостоятельного раздела науки, но и предложил понимание ее содержания. По его мнению, она характеризуется следующими признаками: 1) выявлением союзников следователя и определением основ взаимодействия с ними; 2) созданием общих моделей и определением методов расследования уголовных дел; 3) общими рекомендациями организации процесса расследования; 4) изучением процессов противодействия преступлениям, а также возможностей их предупреждения и ликвидации2. Р.С. Белкин рассматривал криминалистическую стратегию в узком смысле, понимая под ней только организацию и планирование расследования3. В.Д. Берназ отмечает, что стратегия — понятие более широкое и предполагает не только организацию и планирование, но и реализацию запланированного4.
Криминалистическая стратегия, как и любая другая юридическая стратегия, строится на основе взаимосвязи с законами и иными нормативно-правовыми актами. Так, в соответствии со ст. 38 УПК РФ следователь среди прочего уполномочен реализовать следующие стратегические задачи: возбуждать уголовное дело, самостоятельно направлять ход расследования и принимать решение о производстве следственных и иных процессуальных действий (за
© Хижняк Денис Сергеевич, 2016
Кандидат юридических наук, доцент кафедры криминалистики (Саратовская государственная юридическая академия); [email protected] 229
исключением случаев необходимости получения судебного решения или согласия руководителя следственного органа), давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий, следственных действий и т.д. Тактико-стратегическим по сути является положение ст. 73 УПК РФ, касающееся обстоятельств, подлежащих доказыванию, в настоящем времени, в краткосрочном и долгосрочном будущем5.
Часть 4 ст. 1 Федерального закона от 28 декабря 2010 г. № 403-Ф3 «О следственном комитете Российской Федерации» определяет стратегические задачи Следственного комитета: 1) оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством РФ; 2) обеспечение законности при приеме, регистрации, проверке сообщений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, производстве предварительного расследования, а также защита прав и свобод человека и гражданина; 3) осуществление процессуального контроля деятельности следственных органов Следственного комитета и их должностных лиц; 4) организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению таких обстоятельств; 5) осуществление в пределах своих полномочий международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства; 6) разработка мер по реализации государственной политики в сфере исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве; 7) совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности; 8) определение порядка формирования и представления статистических отчетов и отчетности о след-з ственной работе, процессуальном контроле6.
? В ряде законов закреплены координационные стратегические задачи. Так,
§ п. 1 ст. 8 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре » Российской Федерации» (в ред. от 2 апреля 2014 г.) устанавливает, что Гене-I ральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры координируют деятель-| ность по борьбе с преступностью органов внутренних дел, органов федеральной ! службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств § и психотропных веществ, органов таможенной службы и других правоохрани-| тельных органов7. Статья 10 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ | «О полиции» (в ред. от 12 февраля 2015 г.) устанавливает основы сотрудниче-'I ства полиции с другими правоохранительными органами, государственными и | муниципальными органами, общественными объединениями, организациями | и гражданами. Взаимодействие полиции с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Фе-| дерации8. Направления реализации задач, имеющих стратегическое значение § для криминалистики, содержатся и в других нормативных актах. Например, в | разд. III Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации | (в ред. 20 января 2015 г.) указаны следующие функции ФСБ России: выработка на основе прогнозов развития политической, социально-экономической и криминогенной обстановки в стране предложения по предупреждению и нейтрализации угроз безопасности Российской Федерации (п. З)9.
Криминалистическая стратегия формируется и с учетом положений документов, принимаемых на международном уровне. ООН постоянно разрабатывает 230 различные программы по борьбе с преступностью. Среди них необходимо от-
метить Программу ООН в области предупреждения преступности и уголовного правосудия от 18 декабря 1991 г., основные цели которой заключаются в следующем: борьба с национальной и транснациональной преступностью; объединение усилий государств-членов ООН для предупреждения транснациональной преступности; формирование предпосылок более эффективного отправления уголовного правосудия и др.10 Ряд документов, принятых ООН и Евросоюзом, носят название «Стратегия»11. В них представлены планы и меры, направленные на предотвращение конкретных видов преступлений и на борьбу с ними.
Долгосрочные политико-правовые основы криминалистической стратегии закреплены в документах, имеющих родовые названия «концепция» и «стратегия». Так, в ст. 5 Концепции общественной безопасности в Российской Федерации, которая представляет собой систему взглядов на обеспечение общественной безопасности как части национальной безопасности РФ, отмечается, что Российская Федерация при обеспечении своей общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования системы обеспечения общественной безопасности, а также политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер12. В ст. 3 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. отмечается, что она является официально признанной системой стратегических приоритетов, целей и мер в области внутренней и внешней политики и нацелена на долгосрочную перспективу (ст. 3), в т.ч. в сферах борьбы с преступностью в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий, а также вследствие развития наркоторговли, незаконной миграции, торговли людьми и иными формами транснациональной преступности (ст. 10)13.
Принципы криминалистической стратегии являются общими с юридическими принципами (использование определенной системы мер, стабильность ее основных элементов, конкретизация положений в законах, взаимодействие государственных и муниципальных органов с институтами гражданского общества). К числу специфических принципов криминалистической стратегии можно отнести принципы оперативно-розыскной деятельности, которая, в соответствии с Федеральным законом от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (в ред. от 21 декабря 2013 г.) основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств (ст. 3)14.
Криминалистическая стратегия должна учитывать основные риски и угрозы стратегии. В криминалистике выделяют следующие виды рисков: тактический (проявляющийся при выполнении следственного действия), стратегический (при расследовании дела в целом), судебный (имеющий отношение к качеству и неудачам судебного разбирательства), экспертный (предполагающий рискованные методики исследований с возможной потерей шансов на установление истины экспертным путем), риск при оперативно-розыскных действиях, риск переквалификации уголовных деяний, риск неполного или неправильного выполнения норм уголовно-процессуального законодательства15. Основными угрозами криминалистической стратегии, на наш взгляд, являются ситуации наступления негативных последствий, которые выражаются в невозможности получения или уничтожении доказательств в ходе следственного действия, а
также при производстве экспертиз, возникновении конфликтных ситуаций или их усугублении, уходе виновного от ответственности и др.
Субъектами деятельности по реализации стратегических задач, связанных с расследованием преступлений, являются не только следователи, но и другие лица. Так, участие в процессе расследования принимают представители государственных органов и учреждений, т.е. не только лица, но и ведомства.
Объектами криминалистической стратегии служат комплексные отношения, складывающиеся по поводу и в связи с расследуемым преступлением, а также реализацией стратегии между всеми субъектами криминалистической деятельности, которые могут быть кратковременными и длящимися.
Стратегические задачи — еще один важнейший элемент криминалистической стратегии. Главная стратегическая задача расследования — раскрытие конкретного преступления. Практически значимой задачей расследования, имеющей тактическое и стратегическое значение, является оценка процесса расследования преступлений, на основе которой можно принимать конкретные тактические решения и меры по овладению следователями определенными методами предупреждения, раскрытия и расследования преступлений.
Криминалистическая стратегия характеризуется наличием ряда этапов (этап возбуждения уголовного дела, первоначальный этап, последующий этап и заключительный), в ходе которых следователь проводит следственные действия и реализует основные стратегические действия.
Приоритетные направления развития криминалистической стратегии определяются характером следственных ситуаций — исходными данными, з имеющимися в первоначальный период расследования. Они позволяют опреде-? лить тип сложившейся ситуации, сформулировать цели по ее разрешению и
сл
3 выявить принципиальный путь их достижения, определить факторы, влияющие на принятие решений, разработать альтернативные варианты действий, I выбрать оптимальный вариант разрешения ситуации16. Совокупность элементов
1 следственной ситуации влияет на формирование задач и основных направлений
го
| криминалистической стратегии, принятие следователем решений, производство
| конкретных следственных и иных процессуальных действий, формирование
| линии поведения следователя. Определение направлений развития кримина-
2 листической стратегии напрямую связано с оценкой характера сложившейся ° ситуации, а сам переход от одного этапа расследования к другому логично « именовать стратегическим ходом. Приоритетными направлениями стратегии | на разных ее этапах могут быть проверка первичных материалов о событии,
0 имеющем признаки преступления; принятие решения о возбуждении уголовного
1 дела; сбор, накопление и изучение данных об обстоятельствах преступления и ° виновном лице; осуществление его розыска и задержание; предъявление обви-
го
3 нения; допрос обвиняемого; решение всех основных вопросов раскрытия данного 1 преступления; составление обвинительного заключения и осуществление иных I действий, направленных на завершение расследования.
Общие направления реализации криминалистической стратегии можно выявить, например, в текстах Концепции общественной безопасности в Российской Федерации17 и Стратегии национальной безопасности Российской Федерации18. Так, в Концепции общественной безопасности в Российской Федерации отмечается, что она, в частности, подразумевает состояние защищенности человека и
232
гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и
иных противоправных посягательств (п. 5 а). Пункт 39 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации гласит, что повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создание единой государственной системы профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, включая мониторинг и оценку эффективности правоприменительной практики, разработка и использование специальных мер, направленных на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений, будут способствовать обеспечению государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу.
Механизм реализации криминалистической стратегии, главным образом, представлен методами реализации стратегического плана расследования преступления или криминальной деятельности. Разработка плана расследования (т.е. использование метода стратегического планирования) сама по себе уже является первым этапом его реализации, т.к. следователь выбирает приоритетные направления следственной деятельности, определяет цели и задачи. Основу плана составляют следственные версии, обстоятельства, подлежащие доказыванию, следственные действия и оперативно-розыскные мероприятия.
В итоге осуществления мероприятий, направленных на реализацию криминалистической стратегии, должны быть получены следующие результаты: 1) промежуточные (полученные при выходе из одной следственной ситуации и влияющие на характер последующей следственной ситуации); 2) конечные (установление истины, изобличение виновного и др.).
Условия осуществления контроля за реализацией криминалистической стратегии. Глава VI Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» устанавливает систему органов, контролирующих разные аспекты этой деятельности. Так, в соответствии со ст. 20 контроль за оперативно-розыскной деятельностью в целом осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание и Правительство РФ в пределах полномочий, определяемых Конституцией России, федеральными конституционными законами и федеральными законами. За оперативно-розыскной деятельностью проводится также прокурорский надзор (ст. 21). Так, Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им прокуроры имеют право потребовать от руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, представить им оперативно-служебные документы (например, дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию, ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий). Статья 22 устанавливает требования ведомственного контроля. В соответствии с данной статьей руководители органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, несут персональную ответственность за соблюдение законности при организации и проведении оперативно-розыскных мероприятий. В гл. V «Финансовое обеспечение оперативно-розыскной деятельности» закреплено, что контроль за расходованием финансовых средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность, осуществляется руководителями государственных органов, в состав которых входят оперативные подразделения, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, а также специально уполномоченными на то представителями Министерства финансов РФ (ст. 19).
Стратегия характеризуется наличием стратагем. К стратагемам, используемым правоохранительными органами РФ, можно отнести оперативное внедрение и дезинформацию. Положение об оперативном внедрении закреплено в ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», в Положении о Федеральной службе безопасности, в Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд19. Дезинформация представляет собой еще одну криминалистическую стратагему. Она заключается в осуществлении специальных мер, направленных на сокрытие от изучаемого лица (посторонних лиц) защищаемой информации, лиц или объектов и введение его (их) в заблуждение относительно истинных решений и задач оперативно-розыскной деятельности20.
Таким образом, криминалистическая стратегия представляет собой систему элементов, состоящую из ряда этапов, в ходе которых последовательно изменяется следственная ситуация, предопределяющая особенности руководства процессом расследования преступлений, т.е. криминалистической деятельностью, осуществляемой несколькими субъектами и направленной на реализацию общих направлений стратегии, а также на достижение системы целей и задач от момента возбуждения уголовного дела до его рассмотрения в суде, основанной на научно-практических методах.
1 См.: Баев М.О. О криминалистической стратегии и принципах ее конструирования (на примере стратегических принципов деятельности адвоката-защитника) // Воронежские криминалистические чтения. Воронеж, 2012. Вып. 14. С. 39-57; Зорин Г.А. Криминалистическая методология. Минск, 2000.
2 См.: Криминалистика: учебное пособие / под ред. А.В. Дулова. Минск, 1996. С. 27.
3 См.: Белкин Р.С. Криминалистика: проблемы сегодняшнего дня. Злободневные вопросы российской
3 криминалистики. М., 2001. С. 80.
™ 4 См.: Берназ В.Д. Стратегическое планирование при расследовании преступлений // Современное со-
стГ стояние и развитие криминалистики. Харьков, 2012. С. 125.
~ 5 Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ (в ред. от
а 30 марта 2015 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 52, ч. I, ст. 4921.
6 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 1, ст. 15. I 7 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 47, ст. 4472; 2014. № 14, ст. 1560.
и 8 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. № 7, ст. 900; 2015. № 7, ст. 1022.
" 9 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. № 33, ст. 3254; 2015. № 4, ст. 641.
10 См.: Резолюция 46/152 Генеральной Ассамблеи от 18 декабря 1991 г. URL: http://daccess-dds-ny.un.org/
1 doc/RESOLUTION/GEN/NR0 /586/84/IMG/NR058684.pdf? Open Element (дата обращения: 17.10.2015).
J 11 См.: Глобальная контртеррористическая стратегия ООН. Резолюция 60/288 Генеральной Ассамблеи
ООН. URL: http://www.un.org/ru/terrorism/strategy-counter-terrorism.shtml (дата обращения: 17.10.2015);
2 EU Drugs Strategy (2013-20) // Official Journal of the European Union. 2012. Vol. 55. P. 1-10.
4 12 URL: www.kremlin.ru (дата обращения: 17.10.2015).
1 13 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Россий-® ской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. № 20, ст. 2444.
| 14 См.: Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 33, ст. 3349; 2013. № 51, ст. 6689.
5 15 См.: Зорин Г.А. Криминалистический риск: природа и методы оценки. Минск, 1990. С. 4.
2 16 См.: Волчецкая Т.С. Ситуационный подход в криминалистике // Роль и значение деятельности Р.С. Бел-!| кина в становлении современной криминалистики: материалы Международной научной конференции (к
0 80-летию со дня рождения Р.С. Белкина). М., 2002. С. 78.
Й 17 См.: Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ). URL:
S" http: www.kremlin.ru (дата обращения: 17.10.2015).
1 18 См.: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Россий-i ской Федерации до 2020 года» // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 20, ст. 2444.
^ 19 Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности дознавателю,
органу дознания, следователю, прокурору или в суд: утверждена Приказом Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ от 17 апреля 2007 г. № 368/185/164/481/32/184/97/147 // Российская газета. 2007. 16 апр.
20 См.: Оперативно-розыскной словарь / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2008.