Научная статья на тему 'Правовые основы развития пограничных отношений в Союзном государстве Беларуси и России'

Правовые основы развития пограничных отношений в Союзном государстве Беларуси и России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
461
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ПОГРАНИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ПОГРАНИЧНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАНИЦА / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / BORDER RELATIONS / BORDER POLICY / THE STATE BORDER / FEDERAL STATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бондаренко Владимир Михайлович

В статье раскрываются этапы построения Союзного государства Беларуси и России, а также основы правового развития пограничных отношений двух стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Бондаренко Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal basis of the development of border relations in the Union State of Belarus and Russia

The article describes the stages of building the Union State of Belarus and Russia, as well as the legal basis of the border relations between the two countries.

Текст научной работы на тему «Правовые основы развития пограничных отношений в Союзном государстве Беларуси и России»

2 апреля 1996 г. было положено начало интеграционным процессам Республики Беларусь и Российской Федерации на основе сосуществования двух суверенных государств. Президентом Республики Беларусь А.Г. Лукашенко и первым Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным в Москве был подписан Договор о Сообществе Беларуси и России [1]. Этот день вошел в историю как День единения народов Беларуси и России. С этой даты началась целенаправленная работа по строительству нового союза этих двух государств.

2 апреля 1997 г. Республика Беларусь и Российская Федерация подписали Договор о Союзе Беларуси и России [2]. Основной целью Союза, как зафиксировано в Договоре, является повышение уровня жизни народов, укрепление отношений братства, дружбы и всестороннего сотрудничества между Беларусью и Россией в политической, экономической, социальной и других областях, устойчивое социально-экономическое развитие государств-участников на основе объединения их материальных и интеллектуальных потенциалов, использования рыночных механизмов функционирования экономики [3, с. 16].

25 декабря 1998 г. были подписаны Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России [4], а также Договор о равных правах граждан [5], Соглашение [6] о создании равных условий субъектам хозяйствования и протокола к нему, что, по мнению экспертов, явилось важным шагом на пути дальнейшего развития союзных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации.

В названных выше документах президенты двух стран твердо заявили о решимости продолжить поэтапное движение к добровольному объединению в союзное государство при сохранении национального суверенитета государств-участников Союза.

28 апреля 1999 г. в Москве президенты России и Беларуси Б.Н. Ельцин и А.Г. Лукашенко подписали 14 решений Высшего совета Беларуси и России [7, с. 62], в том числе: о завершении формирования единого таможенного пространства Союза Беларуси и России; о концепции безопасности Союза Беларуси и России; о концепции пограничной политики Союза Беларуси и России. Два последних решения закрепляли концептуальные направления в сфере функционирования границы Союзного государства.

8 декабря 1999 г. были подписаны Договор о создании Союзного государства [8] и Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Эти документы открыли путь для выхода на качественно новый уровень единения двух братских стран и народов. Они определили конечную цель интеграции Беларуси и России - создание Союзного государства.

По мнению А.Л. Дашкевича, предусматривается принципиально новый механизм межгосударственного управления. Государства декларировали намерение добровольно передать Союзному государству ряд своих полномочий с целью осуществления единой политики, в основном в области формирования единого экономического пространства и правовых основ общего рынка. При этом Республика Беларусь и Российская Федерация сохраняли государственный суверенитет и право свободного выхода из Союзного государства [9].

В статье 7 Договора о создании Союзного государства закреплены важные положения, регулирующие территориальные и пограничные отношения России и Беларуси. Так, в частности, в ней говорится, что территория Союзного государства состоит из государственных территорий государств-участников. При этом государства-участники обеспечивают целостность и неприкосновенность территории Союзного государства. Внешней же границей Союзного государства являются границы государств-участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов государств-участников.

До принятия нормативно-правового акта Союзного государства о государственной границе охрана внешней границы Союзного государства осуществляется в порядке, установленном государствами-участниками на момент подписания настоящего Договора.

Важным документом, которым определен порядок проведения единой пограничной политики Союзного государства, является Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства (далее - Программа). В статье 18 названной Программы записано, что государства-участники будут осуществлять согласованную пограничную политику, разработку и реализацию совместных программ по пограничным вопросам на

основе принятой Концепции пограничной политики Союза Беларуси и России, которая определяет единые подходы к решению проблем не только на границах Союза, но и в их пограничном пространстве.

Сегодня можно констатировать, что основы Союзного государства созданы. Вместе с тем дальнейшее продвижение строительства Союзного государства затормозилось [10, с. 8-12]. В основе этого процесса, как представляется автору, лежат политические причины. Поэтому ограничимся констатацией лишь того факта, что Россия готова к сближению по строительству Союзного государства ровно настолько, насколько к этому готова Беларусь.

В настоящее время сформирована и действует система органов Союзного государства. В соответствии с Договором о создании Союзного государства с 2000 г. функционируют Высший государственный совет, Совет Министров и Постоянный комитет Союзного государства.

Широкий круг интеграционных проблем, в том числе и по вопросу охраны границы Союзного государства, рассматривается и решается Союзным правительством. В рамках Союзного государства образованы и работают Пограничный и Таможенный комитеты. По другим направлениям работа ведется через совместные коллегии министерств и ведомств Беларуси и России.

Практика показывает, что министерства и ведомства государств-участников на совместных коллегиях успешно решают вопросы по выполнению положений Договора о создании Союзного государства и Программы действий Российской Федерации и Республики Беларусь по реализации положений Договора о создании Союзного государства.

Достаточно эффективно работают совместные коллегии отраслевых органов Союзного государства: Пограничного комитета, Таможенного комитета и ряда др.

Многое сделано по унификации и гармонизации таможенного законодательства, сближению правовой базы в сфере банковской деятельности, в социальной сфере. Вместе с тем предстоит еще унифицировать отдельные нормы административного и уголовного законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации в области регулирования пограничных отношений в рамках Союзного государства, а также принять Конституционный акт Союзного государства.

Отсутствие Конституционного акта Союзного государства не позволяет в полной мере осуществлять дальнейшее развитие государственного образования. Принятие такого важного правового документа предусмотрено Договором о создании Союзного государства 1999 г.

На основании базового нормативного документа, которым должен являться принятый Конституционный акт Союзного государства, имелась бы полная возможность России и Беларуси развивать законодательство Союзного государства, т.е. осуществлять нормотворчество, в том числе и в пограничной сфере, и тем самым продвигаться по пути единения братских народов. При этом вопросы обеспечения безопасности Союзного государства, в том числе и в пограничной сфере, в нем были бы первостепенными и решались бы на должном уровне. Такого мнения придерживаются многие авторы [11, с. 73; 12, с. 134; 13, с. 128; 14, с. 23-25].

Будучи созданным, Союзное государство имеет свои границы. И если о государственной границе Российской Федерации, которая является самой большой частью Союзного государства, имеется достаточное количество публикаций и комплексных научных исследований, то вторая часть границы Союзного государства, расположенная в рамках территории Республики Беларусь, фактически до сего времени открыто не исследовалась, имеются лишь отдельные публикации.

Всю внешнюю границу Беларуси условно можно разделить на две части. Первая часть - это та часть границы, которая прежде была государственной границей СССР и оформлена в международно-правовом отношении. Она отделяет Республику Беларусь от Республики Польша. Вторая часть - это та часть границы, которая отделяет Республику Беларусь как составную часть Союзного государств -от Литвы, Латвии и Украины.

Помимо этого, существует также государственная граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Она проходит по бывшей административной границе между БССР и РСФСР. На данный момент ей не придан международно-правовой статус. Это объясняется тем, что между Россией и Беларусью не заключено соглашение (договор) о государственной границе.

В период до 1991 г. все вопросы о границах решались только на основе взаимного согласия между СССР (Белорусской ССР) и сопредельными государствами путем заключения соответствующих

договоров, которые подлежали ратификации Верховным Советом БССР. Декларация «О государственном суверенитете Республики Беларусь» [15] стала актом определения нового статуса белорусского государства, продолжателя союзной республики (БССР) и правопреемника СССР, в том числе и в отношении территории и границ. Формально союзные республики считались суверенными государствами, но они не заключали никаких соглашений о своих административных границах.

Статус государственных границ административным границам между сопредельными государствами был придан Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь «О придании границе Республики Беларусь с Российской Федерацией, Украиной, Литовской Республикой и Латвийской Республикой правового статуса Государственной границы» от 11 июня 1993 г., в котором говорилось, что «...в целях защиты политических и экономических интересов и до заключения соответствующих договоров о государственной границе Республики Беларусь с Российской Федерацией, Украиной, Литовской Республикой и Латвийской Республикой придать границе с этими государствами правовой статус государственной границы Республики Беларусь» [16].

Когда встал вопрос о границах между новыми субъектами международного права, бывшие республики СССР обратились к так называемому хельсинскому принципу, причем применен этот принцип был к линиям разграничения, которые никогда государственными границами не были.

В ходе делимитации белорусско-литовской государственной границы белорусским представителям удалось отстоять интересы своей страны, и переговоры были завершены подписанием 6 февраля 1995 г. между Республикой Беларусь и Литовской Республикой договора «О белорусско-литовской государственной границе» [17]. Спустя 14 лет, 16 сентября 2009 г., в Вильнюсе был подписан договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой «О режиме белорусско-литовской государственной границы» [18].

Таким образом, никаких спорных вопросов между Беларусью и Литвой по вопросам установления государственной границы не существует.

12 мая 1997 г. был подписан договор о государственной границе между Украиной и Республикой Беларусь [19], которым было регламентировано прохождение белорусско-украинской границы. Верховная рада Украины ратифицировала данный договор 18 июля 1997 г. В апреле 2010 г. названный договор был ратифицирован также Национальным собранием Республики Беларусь.

Государственная граница Республики Беларусь в настоящее время подходит к своему окончательному оформлению в международно-правовом отношении, т.к. признание границ Беларуси соседними государствами является одним из факторов стабильности в Европе, а также она устанавливает границы Союзного государства России и Беларуси.

21 февраля 1995 г. в Минске между Республикой Беларусь и Российской Федерацией был подписан Договор о совместных усилиях по охране белорусской государственной границы [20] вместе с «Положением о Координационном совете», «Положением об Оперативной группе пограничных войск Российской Федерации», «Протоколом о порядке финансирования Оперативной группы пограничных войск Российской Федерации при Главном управлении пограничных войск Республики Беларусь». В том же году Договор был ратифицирован Россией и Беларусью.

В соответствии с данным договором Беларусь взяла на себя обязательства обеспечивать интересы России на своей государственной границе с Польшей, Латвией, Литвой и Украиной, а Россия -осуществлять охрану своего участка внешней границы Союзного государства, соблюдая интересы Беларуси. Договор неукоснительно соблюдается обеими сторонами. На его основе была разработана и успешно реализовалась очередная пятилетняя Программа обустройства внешних границ Союзного государства на 2007-2011 гг.

Граница между Республикой Беларусь и Российской Федерацией открыта, между двумя государствами нет никаких пограничных барьеров. Поэтому граждане двух стран имеют возможность беспрепятственно пересекать границу, для этого не нужны ни визы, ни какие-либо приглашения или иные специальные документы.

Важным шагом в развитии правовых основ пограничных отношений в рамках Союзного государства является заключение в г. Москве 3 февраля 2009 г. Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны

России и Беларуси [21]. Данное Соглашение ратифицировано законом Российской Федерации от 27 декабря 2009 г. [22].

Основными задачами Единой региональной системы противовоздушной обороны являются: непрерывное ведение разведки, своевременное вскрытие подготовки и начала воздушного нападения противника; охрана и защита внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве; контроль за соблюдением правил использования воздушного пространства Сторон в регионе; принуждение воздушных судов, выполняющих полеты с нарушением установленных правил, к прекращению нарушений или пресечение таких полетов; непосредственное прикрытие наиболее важных объектов в регионе силами противовоздушной обороны.

Соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации и Республики Беларусь, его реализация позволит повысить надежность охраны внешних границ Союзного государства в воздушном пространстве.

12 мая 2009 г. в г. Санкт-Петербурге Российской Федерации был подписан Протокол между Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Федеральной службой безопасности Российской Федерации о сотрудничестве оперативных подразделений в интересах охраны внешней границы Союзного государства [23]. На основании указанного Протокола разработан механизм осуществления взаимодействия между Пограничной службой ФСБ России и Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь.

Развитие пограничных отношений в Союзном государстве должно осуществляться на основе специально разработанного концептуального правового документа, который должен содержать основные принципы, задачи и направления согласованной пограничной политики; взаимные обязательства государств-участников Союзного государства в области согласованной пограничной политики, ее материально-техническое и финансовое обеспечение. До настоящего времени такой документ не принят. Этим документом могла бы стать Концепция согласованной пограничной политики Союзного государства Беларуси и России, которая направлена на построение единой системы обеспечения пограничной безопасности, предупреждения и пресечения посягательств на суверенитет и территориальную целостность государств-участников, охрану и защиту их государственных границ.

В Союзном государстве приняты и действуют правовые основы развития пограничных отношений, которые базируются на вышеупомянутых соглашениях и других правовых документах.

Вместе с тем отсутствие Конституционного акта в Союзном государстве не позволяет в полной мере углублять развитие государственного образования, в том числе разрабатывать и принимать правовые акты, основываясь на конституционных принципах базового документа Союзного государства - Конституционного акта. В связи с этим представляется оправданным ускорить согласование и принятие этого важного документа, тем более, что его проект уже давно разработан (и не один) и ждет своего часа, чтобы быть реализованным.

Литература

1. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России (Москва, 2 апреля 1996 г.) // СЗ РФ. 1996. № 47. Ст. 5300.

2. Договор о Союзе Беларуси и России (подписан в г. Москве 2 апреля 1997 г.) // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3596.

3. Гигин В. Союз России и Беларуси: история длиною в столетия // Беларуская думка. 2009. № 11.

4. Декларация о дальнейшем единении Беларуси и России (принята 25 декабря 1998 г., г. Москва) // СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1123.

5. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о равных правах граждан (Москва, 25 декабря 1998 г.) // СЗ РФ. 1999. № 47. Ст. 2625.

6. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о создании равных условий субъектам хозяйствования (Москва, 25 декабря 1998 г.) // Российская газета. 1998. 26 декабря.

7. Россия - Белоруссия: визит А.Г. Лукашенко в Россию // Дипломатический вестник. 1999. № 5.

8. Договор о создании Союзного государства (Москва, 8 декабря 1999 г.) // КонсультантПлюс.

9. Дашкевич А.Л. Союзное государство: правовые основы белорусско-российской интеграции: Комментарии законодательства // КонсультантПлюс.

10. Бородин П. Союзное государство: состояние и перспективы // Государственная служба. 2009. № 1.

11. Трахименок С.А. Союзное государство: проблемы государственного управления и правового регулирования // Проблемы управления. 2007. № 2.

12. Шутов А.Д., Копоть А.Н. Проблемы становления Союзного государства: состояние и перспективы // Проблемы управления. 2005. № 4.

13. Ярмак Ю.В. Совместимость социально-политических систем России и Белоруссии как общеевропейская проблема // Новая экономика. 2009. № 34.

14. Козик А. Правовые аспекты разработки Конституционного акта Союзного государства // Белорусский журнал международного права и международных отношений. 2003. № 1.

15. О государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1991. № 31. Ст. 536.

16. Постановление Верховного Совета Республики Беларусь 11 июня 1993 года № 2379-Х11 «О придании границе Республики Беларусь с Российской Федерацией, Украиной, Литовской Республикой и Латвийской Республикой правового статуса государственной границы» // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1993. № 21. Ст. 264.

17. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о белорусско-литовской государственной границе (Вильнюс, 6 февраля 1995 г.) // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1996. № 15. Ст. 194.

18. Договор между Республикой Беларусь и Литовской Республикой о режиме белорусско-литовской государственной границы (Вильнюс, 16 сентября. 2009 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 158.

19. Договор между Республикой Беларусь и Украиной о государственной границе (Киев, 12 мая 1997 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2010. № 146.

20. Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместных усилиях по охране государственной границы Республики Беларусь (Минск, 21 февраля 1995 г.) // Ведамасщ Вярхоунага Савета Рэспублш Беларусь. 1995. № 24-25. Ст. 350.

21. Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Республики Беларусь и Российской Федерации (Москва, 3 февраля 2009 г.) // КонсультантПлюс.

22. Закон Российской Федерации от 27 декабря 2009 года № 369-ФЗ «О ратификации Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместной охране внешней границы Союзного государства в воздушном пространстве и создании Единой региональной системы противовоздушной обороны Российской Федерации и Республики Беларусь» // СЗ РФ. 2009. № 52 (1 ч.). Ст. 6445.

23. Протокол между Государственным пограничным комитетом Республики Беларусь и Федеральной службой безопасности Российской Федерации о сотрудничестве оперативных подразделений в интересах охраны внешней границы Союзного государства // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2009. № 132.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.