УДК 349
Некрасов А.А.
Правовые и организационные проблемы обеспечения пограничной безопасности России в условиях экономической интеграции и пути их решения
Некрасов Александр Анатольевич, доктор военных наук, действительный член Международной академии информатизации (по отделению погранологии), член Экспертного совета ВАК Минобрнауки России
E-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию проблемных вопросов обеспечения пограничной безопасности России в условиях функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и обоснованию путей их решения.
Ключевые слова: пограничная безопасность, таможенный союз, пункт пропуска через границу, национальные интересы России в пограничной сфере, законодательство, пограничная деятельность
Мировая история второй половины XX - начала XXI вв. характеризуется все более возрастающей интернационализацией экономических связей и выходом производительных сил за пределы национальных границ государств. Для определения данного процесса, берущего свое начало в необходимости международного разделения труда и влекущего за собой усиление взаимозависимости национальных экономик государств мира, принято применять термин «международная экономическая интеграция».
В современном мире существует несколько форм экономической интеграции государств. Основными из них являются: зона свободной торговли; таможенный союз; общий рынок и экономический союз1. Естественно, что в условиях экономической глобализации поддержание разносторонних международных связей, в первую очередь внешнеэкономической деятельности, невозможно осуществлять вне путей международного сообщения (далее ПМС)2.
Анализ международных отношений на постсоветском пространстве показывает, что для многих стран - участниц Содружества Независимых Государств также характерны экономические интеграционные процессы. Их результатом является создание Евразийского экономического сообщества (10 октября 2000 г.). Членами Евразийского экономического сообщества с момента его образования являются пять государств - Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан.
Продолжая развитие интеграционных процессов в рамках ЕврАзЭС, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация 6 октября 2007 г. в г. Душанбе на заседании Межгосударственного совета ЕврАзЭС заключили Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза (далее ТС). На основании этого договора была учреждена Комиссия ТС - единый постояннодействующий ре-
1 Подробнее см.: Грачев, С.Н. Пограничная безопасность России в условиях функционирования Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: монография / С.Н. Грачев, О.А. Гридин, А.А. Некрасов. М.: МПИ ФСБ России, 2011. С. 5-25 с.
2 Под этим термином принято понимать систему магистралей (основных направлений транспортных сетей) между странами, обеспечивающую передвижение лиц и транспортных средств в соответствии с международным правом, межгосударственными соглашениями и национальным законодательством. В зависимости от среды, где они проложены и проходят, видов транспорта, который по ним передвигается, ПМС подразделяются на железнодорожные, автомобильные, водные (морские, речные, озерные), воздушные, пешеходные. Составной частью ПМС являются пункты пропуска через Государственную границу, в которых осуществляют служебную деятельность подразделения пограничного контроля ФСБ России. См.: Некрасов А.А. Система пограничного контроля Российской Федерации и направления ее совершенствования: дисс. ... докт. воен. наук. М.: Академия ФПС России, 1999. 427 с.
6 октября 2007 г. В Душанбе подписаны документы по созданию Таможенного союза ЕврАзЭс. Фото с сайта: http://www. izvestia. ru/news/410465
гулирующий орган ТС. На этом же заседании главы трех государств подписали документы, которые являлись необходимыми для формирования полной правовой базы ТС. Для реализации принятых нормативных актов был разработан и с 1 июля 2010 г. (для Белоруссии с 6 июля) введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза (далее ТК ТС). Данные нормативные акты имеют самое непосредственное отношение к обеспечению пограничной безопасности России.
Это обусловлено тем, что на основании данных нормативных актов принято решение:
• с 1 июля 2010 г. отменить таможенное оформление товаров, происходящих из Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых между территориями государств -участников ТС;
• с 1 июля 2011 г. отменить таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, перемещаемых в пределах таможенных территорий государств -участников ТС;
• перенести все виды контроля, за исключением пограничного, на внешние границы ТС (на российско-казахстанском участке с 1 июля 2011 г.).
• Таможенный кодекс определил единую таможенную территорию ТС, которую составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - членов ТС, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены ТС обладают исключительной юрисдикцией1.
Таким образом, в пограничной сфере современной России складывается совершенно новая ситуация, которая характеризуется следующими обстоятельствами:
• отдельные участки Государственной границы Российской Федерации перестали совпадать с таможенной границей. В частности, это относится к российско-белорусскому и российско-казахстанскому участку Государственной границы Российской Федерации;
• появилась необходимость организации пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через российско-казахстанский участок Государственной границы только одним контрольным органом - подразделениями пограничного контроля.
В этой связи возникает несколько проблем в обеспечении пограничной безопасности России в условиях экономической интеграции. Основными из них являются:
1. Правовая проблема реализации подразделениями пограничного контроля своих полномочий, предусмотренных статьей 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации».
2. Административно-правовая проблема организации охраны Государственной границы в пунктах пропуска на российско-казахстанском участке одним государственным контрольным органом - подразделениями пограничного контроля.
3. Организационно-правовая проблема обеспечения деятельности пограничных ведомств Беларуси, Казахстана и России по охране внешних границ ТС.
Раскроем сущность возникших организационно-правовых проблем и отдельные направления их решения.
Сущность первой проблемы заключается в возникшем противоречии между требованиями ст. 3 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» к пограничным органам осуществлять охрану Государственной границы «в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу» и невозможностью реализации подразделениями пограничного контроля части своих полномочий, предусмотренных ст. 30 Закона2.
В первую очередь это относится к реализации пограничными органами своих полномочий в части «осуществления контроля за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную гра-ницу»3. Так, согласно ст. 7 Закона, режим Государственной границы наряду с другими включает правила «перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных; пропуска через Государственную границу лщ, транспор^ных средств, грузов, товаров и животных». При этом в Законе раскрывается содержание данных правил, в частности :
• перемещение через Государственную границу грузов, товаров и животных производится в местах и в порядке, установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации;
• пропуск лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу включает осуществление пограничного контроля (проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законода-
1 Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, подписанному в г. Минске 27 ноября 2009 года. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tsoi. 7 т .
2 О Государственной границе Российской Федерации: закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
3 О Государственной границе Российской Федерации. Ст. 30.
4 Там же. Ст. 10, 11.
тельством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации), и таможенного контроля, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иных видов контроля.
Из данных положений Закона следует, что, с точки зрения правоохранительной деятельности, пограничные органы на ПМС должны осуществлять контроль за перемещением через Г осударственную границу грузов, товаров и животных (правила устанавливаются российским законодательством) и пресекать перемещение грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.
В настоящее время в российском законодательстве имеются нормы права, устанавливающие ответственность только за нарушения правил перемещения через таможенную границу транспортных средств, грузов и товаров. Так, в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП) имеется ст. 16.1 «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации», а в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее УК РФ) ст. 188 «Контрабанда». Обе эти статьи предусматривают ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу (но не государственную) Российской Федерации товаров и иных предметов.
При этом, согласно ст. 28.3 КоАП, только таможенные органы, но не пограничные, уполномочены рассматривать дела по административному нарушению, предусмотренному ст. 16.1 КоАП «Незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации». А согласно ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее УПК РФ), предварительное следствие в форме дознания может производиться дознавателями пограничных органов Федеральной службы безопасности - по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных только частью первой ст. 188 УК РФ (в части, касающейся контрабанды, задержанной пограничными органами федеральной службы безопасности в отсутствие таможенных органов Российской Федерации).
Вместе с тем в условиях функционирования ТС в пунктах пропуска через российско-казахстанский участок Государственной границы указанные в ст. 16.1 КоАП и в ст. 188 УК РФ события не могут существовать в правовой природе в связи с тем, что в соответствии со ст. 2 ТК ТС территории России, Беларуси и Казахстана составляют единую таможенную территорию ТС, пределы которой являются таможенной границей ТС. Поэтому на данных участках Государственной границы Российской Федерации применение ст. 16.1 КоАП и ст. 188 УК РФ не может быть осуществлено, так как на них с 1 июля 2010 г. таможенная и государственная граница не совпадают.
Кроме того, для всех пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации остается неурегулированным в правовом плане вопрос ответственности лиц за перемещение через границу грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.
В соответствии со статьями 11 и 30 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» выявление данных грузов, товаров и животных входит в полномочия пограничных органов. В тоже время в российском законодательстве отсутствуют диспозиции, определяющие:
• нормативно закрепленный полный перечень грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации;
• меры ответственности за ввоз в Российскую Федерацию или вывоз из Российской Федерации грузов, товаров и животных, которые запрещены к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.
Некоторые из предметов, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации, перечислены в части второй ст. 188 УК РФ («Контрабанда»). Но, как уже указывалось ранее, данная статья предусматривает ответственность за перемещение указанных предметов только через таможенную границу
и, соответственно, не может применяться в пунктах пропуска через российско-казахстанский участок Государственной границы России.
Вместе с тем в российском праве предусмотрены меры ответственности за нарушения правил обращения с предметами, оборот которых регулируется законодательством, в частности статьями 189, 191, 220, 222, 228, 2282, 234, 238, 242, 2421, 247 УК РФ. Вероятно, данные статьи могли бы применяться при незаконном перемещении указанных в них предметов через Государственную границу, однако согласно ст. 151 УПК РФ эти преступления не входят в сферу подследственности сотрудников органов федеральной службы безопасности (следователей и дознавателей).
Устранение данного правового пробела возможно по следующим вариантам:
• первый - внесение в УК РФ отдельной статьи «Перемещение через Государственную границу Российской Федерации предметов, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию и вывозу из Российской Федерации». В данной статье необходимо установить соответствующие меры ответственности за нарушения правил их перемещения через Государственную границу. Перечень предметов определить соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации;
• второй - внесение изменений в п. 2 части второй ст. 151 УПК РФ с целью дополнения составов преступлений, по которым следствие осуществляют следователи органов федеральной службы безопасности, составами преступлений, предусмотренных статьями 189, 191, 220, 222, 228, 2282, 234, 238, 242, 2421, 247. Указанные изменения позволят пограничным органам осуществлять неотложные следственные действия в случае выявления в пунктах пропуска, а также вне пунктов пропуска через Государственную границу предметов, указанных в данных статьях.
Появление второй проблемы обусловлено необходимостью организации с 1 июля 2011 г. пропуска через
Г осударственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных на российско-казахстанском участке только одним государственным контрольным органом - подразделением пограничного контроля. При этом необходимо отметить, что действующая в настоящее время «классическая» система пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных не в полной мере соответствует нормам международного права и экономическим потребностям страны в развитии межгосударственных связей.
Основу современной системы пропуска составляют разработанные и утвержденные в 2009-2010 гг. Минтрансом России Типовые схемы организации пропуска через Государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных для различных видов транспортного сообщения. За прошедший с даты их внедрения период выявлено, что они имеют существенные недостатки:
• в них не учтены Рекомендации № 33 Европейской экономической комиссии ООН и не реализованы требования постановления Правительства Российской Федерации № 872 от 20 ноября 2008 г. о применении при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска принципа «одного окна»;
• в предлагаемых схемах пропуска не реализованы требования постановления Правительства Российской Федерации № 1057 от 29 декабря 2008 г. и решения Межведомственной комиссии по развитию системы пропуска через государственную границу Российской Федерации от 27 ноября 2009 г. № 4(9)-пр о создании в пунктах пропуска Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы (МИАИС);
• в Типовых схемах организации пропуска для морских портов не учтены требования Конвенции по облегчению международного морского судоходства 1965 г., предусматривающие отказ от комиссионного оформления судов и совмещение грузовых операций и контрольных действий уполномоченных органов, а также устанавливающие исчерпывающий перечень документов, предоставляемых государственным контрольным органам капитаном судна.
Таким образом, можно утверждать, что разработанные Минтрансом России Типовые схемы не соответствуют требованиям международных и российских нормативных актов. Данные недостатки отрицательно влияют на качество охраны государственной границы в пунктах пропуска. Эти выводы подтверждаются так же результатами общественных слушаний по теме «О совершенствовании работы морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации», проведенных 27 января текущего года Общественной палатой Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграницей)1.
Действующая во всех пунктах пропуска через границу технология пропуска установлена постановлением Правительства Российской Федерации, которое регламентирует определенную последовательность проведения всех видов государственного контроля: санитарно-карантинного; пограничного; транспортного; ветеринарного, карантинного фитосанитарного; таможенного контроля и контроля за исполнением владельцами транспортных средств установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответ-ственности2. Все виды контроля технологически образуют единую систему пропуска через границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Учитывая, что с 1 июля 2011 г. в пунктах пропуска на российско-казахстанском участке Г осударственной границы остается только пограничный контроль, данная система требует существенной корректировки.
В соответствии с российским законодательством, пограничный контроль включает «проверку оснований для пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения Государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации»3. При этом согласно постановлению Правительства Российской Федерации «осмотр и досмотр транспортных средств, грузов, товаров и животных проводятся однократно в специально обустроенной зоне пункта пропуска таможенными и пограничными органами с участием представителей соответствующих государственных контрольных органов»4. Как правило, указанные зоны пункта пропуска оборудуются стационарными инспекционными досмотровыми комплексами (ИДК).
В связи с тем, что с 1 июля 2011 г. в пунктах пропуска на российско-казахстанском участке Г осударствен-ной границы остается только пограничный контроль, возникает ряд нерешенных вопросов, в частности:
1. Об использовании стационарных досмотровых комплексов и их эксплуатации в пунктах пропуска через российско-казахстанский участок Государственной границы. В настоящее время стационарные досмотровые комплексы согласно Постановлению Правительства РФ от 1 ноября 2007 г. № 734 должны находиться на балансе Росграницы, однако реально они принадлежат ФТС России . Следовательно, в пунктах пропуска через российско-казахстанский участок границы необходимо нормативно закрепить прием стационарных досмотровых комплексов от таможенных органов ФТС России на баланс Росграницы с последующей передачей их для
1 Подробнее см.: О совершенствовании работы морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации: материалы слушаний Общественной палаты Российской Федерации и Росграницы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.seanews.ra/news/news.asp?newsГО=1007549.
2 Об утверждении правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации № 872 от 20.11.2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosgranitsa.ru/about/docs/pp/872-r.
3 О Государственной границе Российской Федерации. Ст. 11.
4 Об утверждении правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.
5 Положение о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. № 734. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fstec.ru/docs /doc_1_2_002.htm.
эксплуатации пограничными органами ФСБ России.
2. При положительном решении данного вопроса возникает необходимость подготовки сотрудников подразделений пограничного контроля для эксплуатации досмотровых комплексов.
3. Остается нерешенным вопрос о возможности и целесообразности дальнейшей эксплуатации в данных пунктах пропуска принадлежащих таможенным органам технических средств обнаружения оружия и радиационных материалов.
4. Требуется уточнение для данного участка границы технология применения средств и методов контроля, используемых пограничными органами при пропуске через границу транспортных средств, грузов, товаров и животных.
Третья проблема связана с переориентированием усилий пограничных ведомств Беларуси, Казахстана и России на охрану внешних границ ТС. Решение данной проблемы предполагается осуществить по следующим направлениям.
Первое направление - укрепление внешних границ ТС. Так, на заседании Государственной пограничной комиссии 10 ноября 2009 г. председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин отметил: «Только на основе единых согласованных подходов мы сможем создать эффективную систему госконтроля на внешних рубежах единой таможенной территории. Поэтому прошу совместно с нашими партнерами сосредоточиться на дополнительном обустройстве общей границы союза. Здесь должны быть отработаны все детали»1.
Анализ состояния внешних границ ТС позволяет утверждать, что в первую очередь предстоит укрепить южные границы союза, в частности, казахстанско-киргизский и казахстанско-узбекистанский участок. «Раньше у нас на юге была административная граница, для того, чтобы довести ее до уровня государственной, необходимо дополнительное финансирование», - отметил вице-премьер - министр Казахстана Умирзак Шукеев на заседании правительства. «В соответствии с условиями таможенного союза у нас есть обязательства перед партнерами об укреплении наших южных границ. Южные границы наши составляют 3,5 тыс. километров, из них около 1 тыс. километров - это равнинные участки. Около 800 километров - горные участки. Остальное это пустыня и полупустыня. Наша задача заключается в том, чтобы до 1 июля 2011 года полностью обеспечить инженерными сооружениями, необходимыми для границы, и привести эту границу в соответствии с международными стандартами», - проинформировал У. Шукеев2.
Планируется, что для решения данной задачи часть сил и средств Пограничная служба КНБ Казахстана перебросит с российско-казахстанского участка границы, что, вероятно, не будет способствовать повышению
Второе направление - выработка и реализация мер по совершенствованию механизма принятия совместных решений. Так, на встрече глав пограничных ведомств Беларуси, России и Казахстана 18 февраля 2010 г. в Бресте Председатель Госпогранкомитета Республики Беларусь И.А. Рачковский и первый заместитель Директора -руководитель Пограничной службы ФСБ России В.Е. Проничев - высказались за постепенный подход к подписанию тремя государствами совместного постановления об охране внешней границы ТС. При этом было отмечено, что на протяжении нескольких лет такие постановления подписываются в рамках белорусско-российского Союзного государства .
Третье направление - разработка единых подходов к содержанию пограничного законодательства, к применяемым формам и способам охраны внешних границ таможенного союза. Так, Председатель Госпогранкомитета Республики Беларусь И.А. Рачковский отметил: «Чтобы мы подошли к единому экономическому пространству, прежде всего, должна быть обеспечена безопасность наших государств, которая может быть только в том случае, если мы будем унифицировать свои нормативно-правовые акты в рамках пограничных ведомств, если мы примем единые подходы, методику, систему охраны границы»4.
В работе по созданию и совершенствование нормативно-правовой базы по пограничным вопросам важное значение имеет согласование усилий органов государственной власти государств - членов ТС в их законотворческой деятельности по предотвращению угроз безопасности в пограничной сфере путем выработки общих подходов к правовому регулированию порядка установления и обозначения государственной границы, режима государственной границы, пропуска через государственную границу, установления пограничных зон (пограничных полос) и содержания правил пограничного режима, защиты государственной границы.
Сближение законодательства государств - членов ТС в области пограничной безопасности может осуществляться в форме гармонизации (достижения благоприятного, взаимодополняющего сочетания частей в
1 Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана должен заработать с первого января. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http :IIwww. 1 t v.ruInewsI economic I155249.
2 К концу 2011 года Казахстан построит 25 пограничных постов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:IIwww. rus-sians.kzIpolitics I995724-polzkom-ili-vo-ves-rost... -kazakhstan-ne.html.
3 Нормативно-правовые акты в рамках погранведомств стран Таможенного союза необходимо унифицировать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:I www.open.byIpoliticsI20885.
Там же.
надежности охраны данного участка границы.
Председатель Госпогранкомитета РБ И.А. Рачковский и руководитель Пограничной службы ФСБ России В.Е. Про-ничев в Бресте 18 февраля 2011 г. Фото с сайта: http://photobelta. by/ru/photos ?rubricid=85&themeid =21808&id=100468&page=1
целом, согласия) и унификации (приведения к единообразию). В результате унификации законодательства государств - членов ТС о государственной границе структура, состав и отдельные положения должны приводиться к одному (общему) виду. По мнению специалистов, осуществить унификацию в полном объеме крайне затруднительно в силу различных политических, социально-экономических, географических и прочих причин1.
Несмотря на то, что меры по сближению законодательства государств - членов ТС о государственной границе в форме гармонизации требуют системной проработки общих целей и учета интересов государств-членов союза, данное направление представляется более перспективным. Таким образом, необходимо отметить, что современные мировые тенденции экономической глобализации оказывают существенное влияние на обеспечение национальной безопасности России в пограничной сфере, а возникающие при этом проблемы требуют глубокой проработки и дальнейшего научного обоснования практических рекомендаций по их решению.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ: принят Государственной Думой 20 декабря 2001 г. Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. I. Ст. 1.
2. Таможенный кодекс таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, подписанному в г. Минске 27 ноября 2009 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.tsoi.7m.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3: принят Государственной Думой 24 мая 1996 г. Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 30 мая 1996 г. // СЗ РФ. 1996. № 2. Ст. З.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174-ФЗ: принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г. Одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 5 декабря 2001 г. // СЗ РФ. 2002. № 1. Ч. I. Ст. 3.
5. О Государственной границе Российской Федерации: закон от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 17. Ст. 594.
6. Об утверждении правил осуществления контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации № 872 от 20.11.2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosgranitsa.ru/about/docs/pp/872-r.
7. Положение о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2007 г. № 734. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fstec.ru/_docs /doc_1_2_002.htm.
8. Соглашение о порядке таможенного оформления и таможенного контроля в государствах-участниках таможенного союза: подписано в Москве 12 декабря 2008 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: // www.tsoi.7m.
9. Грачев, С.Н. Пограничная безопасность России в условиях функционирования таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации: монография / С.Н. Грачев, О.А. Гридин, А.А. Некрасов. М.: МПИ ФСБ России, 2011. 288 с.
10. К концу 2011 года Казахстан построит 25 пограничных постов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russians.kz/politics /995724-polzkom-ili-vo-ves-rost.. .-kazakhstan-ne.html.
11. Нормативно-правовые акты в рамках погранведомств стран Таможенного союза необходимо унифицировать. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.open.by/politics/20885 (дата обращения 25.05.2010).
12. О совершенствовании работы морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации: материалы слушаний Общественной палаты Российской Федерации и Росграницы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.seanews.ru/news/news.asp?newsID=1007549.
13. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана должен заработать с первого января. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.1tv.ru/news/economic.
Таможенный союз сдвинет госграницу. Фото с сайта http://caspionews.kz/?tag=rossijsko-kazaxstanskaya-granica
1 Подробнее см.: Грачев С.Н. Указ. соч.