Научная статья на тему 'Особенности ответственности за преступления в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации: опыт союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь'

Особенности ответственности за преступления в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации: опыт союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1240
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ответственность / преступление / безопасность / национальная безопасность / пограничная безопасность / защита государственной границы / охрана государственной границы / участки государственной границы / незаконное пересечение государственной границы / организация незаконной миграции

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кудинов Владимир Владимирович

В статье рассмотрены особенности уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы при упрощении или отмене контроля на внутренних участках государственной границы и ужесточении контроля на участках границы с сопредельными государствами, в условиях создания общего экономического пространства. Выделены основные проблемы правового регулирования обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации в условиях Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) и Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности ответственности за преступления в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации: опыт союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 4

БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

ОСОБЕННОСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ И ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ОПЫТ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

КУДИНОВ Владимир Владимирович

Аннотация: в статье рассмотрены особенности уголовной ответственности за незаконное пересечение государственной границы при упрощении или отмене контроля на внутренних участках государственной границы и ужесточении контроля на участках границы с сопредельными государствами, в условиях создания общего экономического пространства. Выделены основные проблемы правового регулирования обеспечения пограничной безопасности Российской Федерации в условиях Евразийского экономического союза (далее ЕАЭС) и Союзного государства Российской Федерации и Республики Беларусь.

Ключевые слова: ответственность, преступление, безопасность, национальная безопасность, пограничная безопасность, защита государственной границы; охрана государственной границы; участки государственной границы; незаконное пересечение государственной границы; организация незаконной миграции.

История развития межгосударственных взаимоотношений дает основание утверждать, что любые пограничные барьеры создают прямые или косвенные препятствия для трансграничных контактов, тогда как отмена пограничного и таможенного контроля в наибольшей степени благоприятствует их развитию. При этом отпадает необходимость бороться с относительно «безобидными» категориями нарушителей границы и контрабандистов, которых делает таковыми не всегда обязательная жесткость пограничного режима.

В случае открытия государственной границы, как правило, требуется гармонизация политических, экономических и таможенных межгосударственных отношений, совершенствование правового регулирования и взаимодействия деятельности органов государственной власти сопредельных стран и особенно приграничных субъектов, а также создание общего пограничного пространства, контроль над внешними рубежами которого должен быть приведен в соответствие с определенными стандартами (нередко он становится даже более жестким, чем раньше) и способствование защите интересов стран-участников. На выполнение этих предварительных условий, как правило, уходит много времени, в течение которого должны сохраняться благоприятная политическая конъюнктура и атмосфера доверия в отношениях между сопредельными государствами.

Примерами таких моделей взаимоотношений являются: Европейский союз (далее - ЕС),

Евразийский экономический союз (далее -ЕАЭС) и Союзное государство Российской Федерации и Республики Беларусь.

Эти политические и экономические объединения имеют некоторые общие и конечно отличительные черты и особенности, рассмотрение которых является актуальным особенно с учетом происходящих мировых процессов в сфере обеспечения безопасности государства.

Обеспечение безопасности Российской Федерации предполагает: создание и совершенствование нормативной правовой базы в сфере обеспечения безопасности, определяющей полномочия и регламентирующей деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общества и личности

в сфере защиты и охраны государственной границы, а также устанавливающей ответственность за нанесение ущерба национальным интересам России; приоритетное развитие системы обеспечения пограничной безопасности России на основе разработки и реализации государственных целевых комплексных программ; прогнозирование развития обстановки, выработку и реализацию мер по оптимизации механизма координации деятельности федеральных органов исполнительной власти в пограничном пространстве России.

Проблемы обеспечения пограничной безопасности и, одновременно, эффективного регулирования все более интенсивных трансгра-

5

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 4

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

ничных потоков стоят перед многими государствами1. Экспертами в сфере обеспечения пограничной безопасности выделены три основные формы защиты и охраны государственной границы: возведение защитных сооружений на границе с сопредельным государством; формирование совместной системы охраны границы; создание общего экономического и политического пространства с упрощением (отменой) контроля на внутренних участках государственной границы и ужесточением контроля на участках границы с сопредельными государствами1 2.

По оценкам экспертов угрозы безопасности России в пограничной сфере носят динамичный характер, так как меняются формы и способы противоправной деятельности трансграничных преступных групп.

Так в 2013 году было задержано свыше 3,4 тысяч нарушителей, пресечено более 57 тысяч нарушений режима государственной границы. Кроме того за правонарушения в сфере охраны госграницы было возбуждено 2652 уголовных дела, по которым осуждено 1462 человека3.

В интересах поддержания установленных административно-правовых режимов на государственной границе Российской Федерации с Китаем с апреля по ноябрь 2014 года проведена совместная пограничная операция «Восток-2014». В ходе операции пресечена деятельность четырех организованных преступных групп, 40 локальных групп, а также отдельных лиц. Задержано более 110 нарушителей государственной границы, свыше тысячи нарушителей пограничного режима. Возбуждено 71 уголовное дело, к уголовной ответственности привлечено 13 лиц. К административной ответственности в виде штрафа привлечено более 1,2 тысячи лиц. Организовано три неофициальных визита пограничных сторожевых кораблей в порты Норвегии, Турции, Японии и три визита кораблей зарубежных партнеров (Эстония, Финляндия, Азербайджан) в российские порты4.

В современных условиях содержание пограничной политики нашего государства предопределено тем, что государственную границу

1 См.: Глава Погранслужбы ФСБ: Киев противодействует деятельности в Крыму // Сергей Сафронов // «РИА Новости». URL : http://ps.fsb.ru//smiappearance.htm (дата обращения: 10.09.2015).

2 Годунов С.В. Пограничная безопасность: зарубежный опыт модели взаимоотношений сопредельных государств // Космополис. 2008. № 2 (21).

3 См.: Глава Погранслужбы ФСБ: Киев противодействует деятельности в Крыму // Сергей Сафронов // «РИА Новости». URL : http://ps.fsb.ru//smiappearance.htm (дата обращения: 10.09.2015).

4 См.: Там же.

России и государств - участников ЕАЭС иногда нельзя отнести ни, к одному из известных классических типов границ, так как это и не государственная граница в самом предельном значении (например граница СССР) и не границы образца ЕС, а что - то третье -сочетающее в себе все многообразие форм и способов защиты и охраны государственной границы (это и как бы и участки «безгра-ничья», и участки границы образца СССР и что то похожее на границы ЕС). При этом угрозы пограничной безопасности присутствуют на всей государственной границе и на суше, и на море, и на путях международного сообщения. Однако везде есть свои особенности. Например, на российско-казахстанском участке границы сохраняется угроза наркотрафика и незаконной миграции иностранных граждан. Попытки незаконного перемещения через границу товаров и грузов наиболее характерны для российско-украинского участка и границы со странами Балтии. Здесь в прошлом году задержано товаров на сумму более 108 миллионов рублей. А вот нарушения режима государственной границы приграничным населением чаще всего происходят на российско-украин-ском, российско-абхазском участках границы, а также на отдельных участках границы Грузии с Абхазией и Южной Осетией, охраняемых российскими пограничниками. На этих участках ежегодно задерживается более 70 процентов всех нарушителей администра-тивно-пра-вового режима5.

На развитие обстановки на государственной границе ЕАЭС оказали влияние возросшая активность стран НАТО вблизи российских границ, особенно на балтийском направлении, и введенные США и странами Западной Европы торгово-экономические санкции в отношении Российской Федерации. Принятые ответные меры по ограничению ввоза на российскую территорию отдельных видов сельскохозяйственной продукции стимулировали рост противоправной деятельности трансграничных преступных групп и отдельных лиц по незаконному перемещению через государственную границу товаров и грузов, особенно на государственной границе Российской Федерации с Польшей, Украиной, странами Балтии. Остается актуальной угроза незаконной миграции иностранных граждан и лиц без гражданства

5 См.: Пограничные новости. Интервью первого заместителя директора - руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-полковника В.Г. Кулишова // Иван Егоров, Владислав Фронин «Российская газета». URL : http://ps.fsb.ru// smiappearance.htm (дата обращения: 10.09.2015).

6

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 4

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

в Россию с целью трудоустройства или для последующего убытия в страны Западной Европы. Они пытаются незаконно въехать в нашу страну по документам с измененными установочными данными либо незаконно проникнуть на российскую территорию в обход пунктов пропуска через государственную границу. Пограничными органами ежегодно на зеленой границе задерживается около тысячи таких нарушителей. Растет количество иностранных граждан, преимущественно выходцев из стран Юго-Восточной Азии, Среднего и Ближнего Востока, а также Северной Африки, пытающихся использовать территорию России для последующего убытия в страны Западной Европы. Ежегодно пограничными органами пресекается от 250 до 300 таких попыток, преимущественно на российско-финляндском участке границы и государственной границе России со странами Балтии. Сохраняется угроза контрабандного ввоза в Российскую Федерацию наркотических средств и психотропных веществ. Наиболее остро она проявляется на российско-казахстанском участке государственной границы - основном барьере на пути распространения афганских наркотиков. На данном участке пограничными органами задерживается около 70% наркотиков, изымаемых на государственной границе. В последнее время заметно активизировались попытки контрабандного перемещения наркотических средств на государственной границе со странами Балтии6.

В 2014 году в акватории Каспийского моря, совместно с Пограничной службой Республики Казахстан, Российской Федерацией проведены совместные оперативно-профилактические мероприятия по поддержанию благоприятного режима плавания, пресечению браконьерской деятельности и охране водных биологических ресурсов. В ходе согласованных действий задержано 145 нарушителей пограничного режима, 90 маломерных судов, изъято более 234 километров сетей7.

Союзное государство Российская Федерация и Республика Беларусь образовано в 1999 году на основе договора «О создании Союзного государства» в котором государства-участники обязаны обеспечивать целостность и неприкосновенность территории союзного государства, состоящей из государственных территорий государств-участников. Внешней

6 См.: Глава Погранслужбы ФСБ: Киев противодействует деятельности в Крыму // Сергей Сафронов // «РИА Новости». URL : http://ps.fsb.rU//smiappearance.htm (дата обращения: 10.09.2015).

7 См.: Там же.

границей союзного государства являются границы государств-участников с другими государствами или пространственный предел действия государственных суверенитетов госу-дарств-участников.

В сфере защиты и охраны государственной границы Российская Федерация и Республика Беларусь в соответствии с принятым договором осуществляют согласованную пограничную политику, разработку и реализацию совместных программ по пограничным вопросам на основе принятой Концепции пограничной политики Союза Беларуси и России, которая определяет единые подходы к решению проблем не только на границах союзного государства, но и в их пограничном пространстве.

Вместе с тем при реализации пограничной политики в обеспечении безопасности Союза Беларуси и России некоторые вопросы правового регулирования и взаимодействия в сфере защиты и охраны государственной границы в условиях общего пограничного пространства, требуют совершенствования. Так участились случаи прибытия граждан Украины в Российскую Федерацию с территории Республики Беларусь, что является нарушением правил пересечения государственной границы Российской Федерации. Поскольку в соответствии с Договором о дружбе, добрососедстве и сотрудниче-стве,8Россия и Беларусь в условиях открытости между ними государственной границы будут осуществлять на своих границах с третьими государствами надлежащие меры по обеспечению безопасности друг друга и сотрудничать на основе отдельных соглашений в решении между ними пограничных вопросов. При этом они будут согласовывать, и принимать необходимые меры для взаимного обеспечения безвизового въезда, выезда и пребывания граждан одного государства на территории другого, а также согласуют режим въезда, выезда

и пребывания граждан третьих стран на территориях. Однако до настоящего времени этот режим Российской Федерацией и Республикой Беларусь в полной мере не согласован. Кроме того, указанный Договор не затрагивает прав и обязательств Российской Федерации и Республики Беларусь, вытекающих из других международных договоров, участниками которых они являются.

8 См.: Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о совместных усилиях в охране Государственной границы Республики Беларусь (Минск, 21 февраля 1995 г.)

7

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 4

_____________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

В соответствии со статьей 5 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины9 поездки граждан Российской Федерации и Украины осуществляются через пункты пропуска на государственной границе между Российской Федерацией и Украиной. Данное условие международного договора определяет правило пересечения государственной границы Российской Федерации, при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации пропуск лиц и транспортных средств невозможен без осуществления пограничного контроля, проводимого в пунктах пропуска.

Также указанные действия могут образовывать состав преступления, предусмотренный статьями 322, 322.1, 322.2, 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 322 Уголовного кодекса Российской Федерации, является установленный нормативными актами порядок пересечения Государственной границы Российской Федерации. Объективная сторона данного состава преступления, характеризуется совершением действий, состоящих в пересечении государственной границы России: а) без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо б) без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Обязательным признаком объективной стороны этого состава преступления является место совершения преступления - государственная граница.

Пересечение государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства РФ. Основанием для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных является наличие действительных документов на право въезда лиц в Российскую Федерацию или выезда их из Российской Федерации, документов на транспортные средства, грузы, товары и животных. Въезд в пункты пропуска через государственную границу 8

9 См.: Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины о безвизовых поездках граждан Российской Федерации и Украины (Москва, 16 января 1997 г.)

8

и выезд из них лиц и транспортных средств, а также ввоз и вывоз грузов, товаров и животных осуществляются в специально выделенных для этих целей местах по пропускам, выдаваемым администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий по согласованию с пограничными органами.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Российскую Федерацию и выезде из Российской Федерации предъявить действительные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в этом качестве, и визу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Лица без гражданства осуществляют въезд в Российскую Федерацию и выезд из Российской Федерации в соответствии с правилами, установленными для иностранных граждан, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международным договором Российской Федерации.

Документами, по которым осуществляется выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, являются: для иностранных граждан и лиц без гражданства - документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Российской Федерацией в качестве таковых, а также в определенных случаях -виза, выданная соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреждением за пределами Российской Федерации - ст. 24 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ; для транзитного проезда иностранных граждан и лиц без гражданства по территории Российской Федерации необходима российская транспортная виза, виза на въезд в сопредельное государство либо виза государства назначения и действительные для выезда из Российской Федерации проездные документы - ст. 29 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ.

Преступление считается оконченным с момента, когда лицо пересекло государственную границу России вне зависимости от направления пересечения. Субъектом преступления является вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, а субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла.

В ч. 3 ст. 322 УК предусмотрена ответственность за квалифицированные составы преступлений, указанных в ч. 1 и 2 данной ста-

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

2015 № 4

______________БОРЬБЫ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ

тьи. Ответственность усилена за совершение незаконного пересечения государственной границы России в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы

и если деяние, сопряженное с применением насилия или с угрозой его применения.

С учетом изложенного въезд граждан какого-либо государства на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь является нарушением правил пересечения государственной границы и требует правового урегулирования особенно с учетом: во-первых, образованием ЕАЭС, во-вторых, конфронтационной политики проводимой политическим режимом Украины в отношении Российской Федерации, в третьих, нарастающем потоком миграции в страны Европейского Союза.

Поэтому создание общего экономического пространства с упрощением (отменой) контроля на внутренних участках государственной границы и ужесточением контроля на участках границы с сопредельными государствами, нельзя оценить однозначно. Это наиболее сложный для реализации вариант, требующий немалой политической воли и длительного переходного периода, но в условиях Евразийского экономического союза наиболее перспективный, так как во-первых у стран, ранее входивших в состав СССР накоплен опыт использования различных форм и способов охраны

и защиты государственной границы, во-вторых с учетом опыта взаимодействия в рамках СНГ с государствами партнерами легче достичь взаимопонимания по вопросам унификации стандартов деятельности соответствующих служб, координации совместных усилий по устранению дублирования и модернизации контроля позволят существенно ускорить проверки на внутренних участках государственной границы.

Исследование опыта защиты и охраны государственной границы в условиях общего экономического пространства с упрощением (отменой) контроля на внутренних участках государственной границы и ужесточением контроля на участках границы, как наиболее эффективная форма реализации пограничной политики весьма полезен для обеспечения пограничной безопасности России, с учетом того, что у нашего государства накоплен колоссальный опыт использований различных форм и способов охраны и защиты государственной границы. При этом необходимо активизировать создание системы совместной охраны участков государственных границ с сопредельными странами на внешних рубежах ЕАЭС, что способствовало бы созданию жизненно необходимого для России барьера против угроз безопасности и укреплению позиций России на значительной части постсоветского пространства.

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.