Научная статья на тему 'Правовые основы противодействия незаконной деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера в зарубежных странах'

Правовые основы противодействия незаконной деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СЕКТА / ДЕСТРУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Исмагилова А.Р.

В статье на примере ряда стран рассматриваются религиозные объединения, существующие в странах, и меры, применяющиеся в целях пресечения противоправной деятельности указанных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Исмагилова А.Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы противодействия незаконной деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера в зарубежных странах»

УДК 343.1

А. Р. ИСМАГИЛОВА, преподаватель кафедры административно-правовых дисциплин Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук (г. Уфа)

A. R. ISMAGILOVA, instructor of the chair of administrative legal disciplines of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia, candidate of law (Ufa)

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ НЕЗАКОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕТРАДИЦИОННЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ДЕСТРУКТИВНОГО ХАРАКТЕРА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

THE LEGAL FRAMEWORK DEALING WITH THE ILLICIT ACTIVITIES OF NONTRADITIONAL RELIGIOUS ASSOCIATIONS DESTRUCTIVE NATURE IN FOREIGN COUNTRIES

Аннотация. В статье на примере ряда стран рассматриваются религиозные объединения, существующие в странах, и меры, применяющиеся в целях пресечения противоправной деятельности указанных объединений.

Ключевые слова и словосочетания: религиозные объединения, секта, деструктивный характер.

Annotation. The article on the example of several countries were religious associations that exist in countries and the measures applied in order to stop the illegal activities of these associations.

Key words and phrases: religious associations, sect, destructive nature.

Асоциальной деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера в зарубежном законодательстве стали уделять внимание лишь сравнительно недавно. Свою криминальную деятельность названные организации тщательно маскируют, однако время от времени результаты таковой деятельности проявляются в совершении ими различных преступлений. Кроме того, в последние десятилетия в разных странах мира, в особенности в странах содружества независимых государств, сатанистами ведется работа по внедрению своих адептов в правоохранительные органы и высшие структуры государственной власти с целью обработки сознания некоторых высших государственных чиновников и привлечения их в свои ряды. Наличие рассматриваемого нами вида объединений во многих странах и их деятельность там, как правило, связаны с нару-

шениями ими действующего законодательства, в том числе и уголовного, что, несомненно, определяет их опасность для общества [1].

Мировому сообществу в современную эпоху приходится решать немало проблем, в том числе касающихся обеспечения национальной безопасности. С сожалением можно констатировать, что к числу теперь уже традиционных вопросов указанной сферы можно причислить проявления экстремизма и терроризма [2].

В связи с рассматриваемыми проблемами для нас представляет интерес законодательство стран содружества независимых государств в предупреждении и противодействии незаконной деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера.

По статье 3 закона Республики Армения «О свободе совести и религи-

Щ

<ч а а

о о

о «

а

о

^

0 «

¥ а -с а

1

0 «

1

£

а «

и

озных организациях» в стране «не допускается какое-либо принуждение или насилие к гражданину при определении им своего отношения к вопросам участия либо не участия в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, обучении религии. Осуществление права свободы совести подлежит только тем ограничениям, которые необходимы для охраны общественной безопасности и правопорядка, здоровья граждан и нравственности, прав и свобод других членов общества».

В статье 5 закона установлены довольно жесткие требования, связанные с отнесением группы граждан к религиозной организации, деятельность которой должна: а) не противоречить положениям ст. 3 данного закона; б) основываться на какой-либо исторически канонизированной священной книге; в) по своей вере входить в систему современных всемирных религиозно-церковных общин; г) не преследовать материальные цели, а иметь исключи-^ тельно духовную направленность; so д) включать в себя не менее 200 верую? щих членов.

s Дети до 18 лет не могут состоять

^ в религиозной организации независимо

от их участия в религиозных обрядах и

¡^ других обстоятельств.

^ Закон устанавливает, что обозна-

| ченные в нем условия (кроме перечис-

Ц ленных в пункте «а») не являются обя-

| зательными только для религиозных ор-

« ганизаций национальных меньшинств -а

о по своему национальному вероиспове-

§ данию.

| В статье 19 закона определено, что все гражданские обязанности, пре-

Ц дусмотренные действующим законода-

0 тельством Республики Армения, рас-

| пространяются на членов религиозных

•г организаций наравне с другими гражданами. При наличии противоречий меж-

^ ду гражданскими обязанностями и ре-

Ц лигиозными убеждениями вопрос об

§ исполнении гражданских обязанностей

oq членами религиозных объединений мо-

жет быть решен на основе альтернативного принципа, в установленном законом порядке по взаимному соглашению соответствующего государственного органа и данной религиозной организации.

Президентом Армении 21 декабря 1993 г. был подписан указ «О мерах по обеспечению законности религиозной деятельности на территории Республики Армения» [3]. В нем выражена его озабоченность активизацией своей деятельности на территории республики рядом зарубежных религиозных организаций. В их числе некоторые незарегистрированные в Республике Армения религиозные группировки, а также зарегистрированные религиозные организации, деятельность которых зачастую не соответствует требованиям закона Республики Армения «О свободе совести и религиозных организациях». Такого рода организации «подтачивают нравственно-психологическую атмосферу в республике, в некоторых случаях сеют неуважительное отношение к воинской службе, препятствуют закономерной деятельности зарегистрированных организаций и вызывают справедливое возмущение последних».

В указе Президента Армении предусмотрен ряд мер, направленных на упорядочение деятельности религиозных организаций на территории Армении и ликвидацию тех из их числа, которые осуществляют свою деятельность согласно положениям своего устава и в нарушение законодательства. При этом Государственному совету по делам религий при Правительстве Республики Армения в указе предписано:

- принять меры по прекращению деятельности представителей зарубежных религиозных организаций, находящихся в Республике Армения по приглашению, которые занимаются не предусмотренной их статусом деятельностью;

- осуществлять надлежащий контроль за производством и продажей

литературы по религиозной тематике и предметов культурного назначения.

В указе имеется и ряд жестких установлений, направленных на обеспечение эффективного сдерживания распространения в стране деятельности нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера. Они следующие:

1. Осуществление религиозно-теологического проповедничества в государственных средствах массовой информации разрешается только зарегистрированными в Республике Армения религиозными организациями - с ведома Государственного совета по делам религий при Правительстве Республики Армения.

2. Государственным органам, предприятиям, учреждениям, организациям Республики Армения разрешается предоставлять залы, концертные залы, спортивные помещения, кинотеатры, театральные залы и другие помещения для проведения религиозных церемоний только зарегистрированным в Республике Армения религиозным организациям, предварительно согласовав этот вопрос с Государственным советом по делам религии при Правительстве Республики Армения.

3. Зарегистрированные в Республике Армения религиозные организации, другие организации, а также должностные лица могут приглашать в страну представителей зарубежных религиозных организаций только по согласованию с Государственным советом по делам религии при Правительстве Республики Армения - поставив последних в известность о миссии приглашенных.

4. Проводимые в государственных учебных заведениях, лагерях Республики Армения мероприятия религиозного характера должны быть предварительно согласованы с Государственным советом по делам религии при Правительстве Республики Армения.

В статье 162 УК Армении установлена ответственность за «образова-

ние религиозного или общественного объединения, деятельность которых сопряжена с причинением вреда здоровью лиц или с иными посягательствами на права лиц, либо руководство ими, а также с подстрекательством лиц к отказу от своих гражданских обязанностей» [4]. Совершение перечисленных действий наказывается штрафом в размере от двухсоткратного до четырехсоткратного размера минимальной заработной платы либо арестом на срок не свыше трех месяцев.

В статьях 104 (Убийство), 112 (Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью), 113 (Умышленное причинение вреда средней тяжести здоровью), 119 (Пытка) УК Армении в качестве квалифицирующего обстоятельства предусмотрено совершение этих преступлений по «мотивам» национальной, расовой или религиозной ненависти либо религиозного фанатизма». Судя по данным нормам, термин «религиозный фанатизм» в уголовном праве Армении может толковаться расширительно и ^ применяться в случаях совершения ли- \о дерами нетрадиционных религиозных ® объединений деструктивного характера а преступлений против своих же адептов ^ или иных лиц по религиозному мотиву (например, в случае ритуальных ¡^

убийств, массового членовредительства ^

\ ® и т. п.). §

Закон Азербайджанской Респуб- Ц

лики от 20 августа 1992 г. № 281 «О |

свободе вероисповедания» [5], призна- «

вая свободу совести, в ст. 1 ставит под о

запрет пропаганду религиозных вероис- §

и

поведаний, связанную с применением ^ насилия или осуществляемую посредст-

а

вом сеяния раздора между людьми в це- ц

лях изменения их религиозного образа 0

жизни, а также через принуждение к ре- §

лигиозному вероисповеданию. Статья з

а

определяет также, что осуществление свободы вероисповедания может быть

ограничено только по соображениям Ц

государственной и общественной безо- §

пасности и в случаях необходимости 05

защиты прав и свобод человека и гражданина, согласно международным обязательствам Азербайджанской Республики. Закон запрещает ведение религиозной пропаганды в стране иностранцами и лицами без гражданства.

В статье 168.1 УК Азербайджана ответственности подлежит создание группы, осуществляющей свою деятельность под предлогом распространения религиозных конфессий и совершения религиозных обрядов и нарушающей общественный порядок, либо причиняющей вред здоровью граждан или нарушающей права граждан независимо от формы нарушения, а также отвлекающей граждан от исполнения ими установленных законом обязанностей, а равно руководство такой группой или участие в ней.

Более строгая, чем в статье 168.1 УК ответственность установлена в ст. 168.2 УК Азербайджана за вовлечение в совершение перечисленных в ст. 168.1 деяний несовершеннолетних. ^ Максимальное наказание за это - до so трех лет лишения свободы.

2 В статье 1 закона Республики Ка-s захстан (РК) от 15 января 1992 г. ^ № 1128-XII «О свободе вероисповеда-Оц ния и религиозных объединениях» [6] ¡^ предусмотрено, что «осуществление ^ свободы исповедовать религию или | распространять убеждения может быть Ц ограничено законодательством только в Ц целях охраны общественного порядка и ■s безопасности, жизни, здоровья, нравст-

3 венности или прав и свобод других гра-§ ждан». Далее, в статье 3 закона сказано, | что «никто не имеет права по мотивам

своих религиозных убеждений отказы-Ц ваться от исполнения гражданских обя-| занностей, за исключением предусмот-| ренных законом случаев. При этом за-^ мена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеж-^ дений может допускаться только в соЛ ответствии с законодательством Рес-§ публики Казахстан».

В законе РК от 15 января 1992 г. имеются запреты на деятельность религиозных объединений, осуществляемую ими при следующих обстоятельствах:

1. Если религиозные объединения не зарегистрированы в установленном законодательством Республики Казахстан порядке.

2. Если их цели и действия направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе когда это связано с насилием или призывами к насилию.

Анализируемый закон запрещает пропаганду религиозного экстремизма, а также совершение действий, направленных на использование межконфессиональных различий в политических целях. Он предусматривает возможность проведения религиоведческой экспертизы по основаниям, указанным в законодательных актах Казахстана. В ст. 4-1 Закона запрещено осуществление в Республике Казахстан миссионерской деятельности без учетной регистрации.

В Уголовном кодексе РК [7] имеются две нормы об ответственности организаторов нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера, осуществляющих посягательства на права и свободы граждан.

В части 1 статьи 337 УК РК предусмотрена ответственность за создание или руководство религиозным или общественным объединением, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью, либо с побуждением граждан к отказу от исполнения гражданских обязанностей или к совершению иных противоправных деяний. В виде наказания за такие действия установлен штраф в размере от двухсот до пятисот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо исправительные работы на срок до двух лет, либо арест на срок до четырех месяцев,

либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Часть 3 статьи 337 УК РК предусматривает наказание в виде штрафа в размере от ста до трехсот месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо исправительных работ на срок до одного года, либо ареста на срок до четырех месяцев, либо лишения свободы на срок до одного года за активное участие в деятельности объединений, указанных в ч. 1 данной нормы.

В статье 337-1 УК РК установлена ответственность за организацию (ч. 1) и участие (ч. 2) в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о запрете их деятельности или ликвидации в связи с осуществлением ими экстремизма. Максимальный срок наказания за такие действия - лишение свободы: за организацию - три года, за участие - два года.

Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-3 «О свободе совести и религиозных организациях» [8] включает в себя ряд положений, совершенно справедливо направленных на ограничение свободы вероисповедания. Так, статья 5 закона указывает, что «... родители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям угрожает непосредственно жизни или здоровью ребенка, нарушает его законные права».

В Законе в категорической и безальтернативной форме предусмотрен запрет для лиц на уклонение от исполнения установленных законом обязанностей по мотивам своих религиозных убеждений (ст. 7). В нем предусмотрена обязательность регистрации религиозных общин и объединений. При этом образование последних возможно только при наличии не менее десяти религиозных общин единого вероисповедания, из которых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории Республики Беларусь.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Согласно статье 23 анализируемого Закона Республики Беларусь религиозная организация может быть ликвидирована по разным основаниям, включая случаи осуществления деятельности, когда она:

а) направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия; на пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной, расовой вражды или розни, унижения нацио- ^ нальной чести и достоинства; ^с

б) сопряжена с нарушением прав, ^ свобод и законных интересов граждан, а а также препятствует исполнению граж- у данами их государственных, обществен- ^ ных, семейных обязанностей или причи- ¡^ няет вред их здоровью и нравственности. ^

В статье 193 УК Республики Бе- §

ларусь [9, с. 93] установлена ответст- Ц

венность за организацию либо руково- §

дство религиозным или общественным «

объединением, деятельность которого ®

сопряжена с насилием над гражданами, §

или с причинением им телесных повре- ^

ждений, или с иными посягательствами ^

на права, свободы и законные интересы ^

граждан. Подобные действия наказыва- о

ются штрафом, лишением права зани- §

и

мать определенные должности или за- ^ ниматься определенной деятельностью,

арестом на срок до шести месяцев. ^

В нетрадиционные религиозные Ц

объединения, существующие в совре- §

менном мире, вовлечены сотни тысяч 05

наших сограждан. Активность вербовки новых адептов растет с каждым годом. Она связана с применением им физического и психического вреда. В настоящее время правоохранительные органы прак-

тически всех государств уже занимаются борьбой с преступлениями, совершаемыми в сфере религиозных объединений деструктивного характера [10].

:: :: ::

ЛИТЕРАТУРА

1. Исмагилова А. Р. Понятие нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера и криминологический анализ их деятельности // Евразийский юридический журнал. 2016. № 2 .

2. Нугуманов А. Р., Агзамов И. М. Некоторые проблемы квалификации преступлений, касающихся организации террористического сообщества и участия в нем // Евразийский юридический журнал. 2015. № 10.

3. Указ Президента Республики Армения от 21 декабря 1993 г. «О мерах по обеспечению законности религиозной деятельности на территории Республики Армения» // Интернет. Режим доступа: [http://www.parliament.am/hdoc/Laws/ru/ce554.html].

4. Уголовный кодекс Республики Армения от 29 апреля 2003 года № ЗР-528 // Интернет. Режим доступа: [http://www.base.spinform.ru/show_doc.fwx?regnom=7472&page=1&content=text_info].

5. Закон Азербайджанской Республики от 20 августа 1992 г. № 281 «О свободе вероисповедания» // Ведомости Верховного Совета Азербайджанской Республики. 1992. № 16. Ст. 694.

6. Закон Республики Казахстан от 15 января 1992 г. № 1128-XII «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» // Советы Казахстана. 1992. 8 февраля.

7. Уголовный кодекс Республики Казахстан от 16 июля 1997 г. №167-1 // Ведомости Парламента Республики Казахстан. 1997. № 15-16. Ст. 211.

^ 8. Закон Республики Беларусь от 31 октября 2002 г. № 137-3 «О свободе совести и рели-

гиозных организациях» // Интернет. Режим доступа: [http://solaris.ncpi.gov.by//webnpa /text].

9. Уголовный кодекс Республики Беларусь / предисловие проф. Б. В. Волженкина; обзорная статья А. В. Баркова. СПб.: Издательство «Юридический центр Пресс», 2001. Л 10. Исмагилова А. Р. Криминогенные детерминанты преступлений, связанных с дея-

о тельностью нетрадиционных религиозных объединений деструктивного характера // Закон и ВЦ право. 2015. № 3.

¡^ © Исмагилова А. Р.

о «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1

£

а «

S

50

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.