Научная статья на тему 'Анализ зарубежного опыта государственного регулирования деятельности организаций с признаками деструктивных культов'

Анализ зарубежного опыта государственного регулирования деятельности организаций с признаками деструктивных культов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
579
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСТРУКТИВНЫЙ КУЛЬТ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / КУЛЬТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ЭКСТРЕМИЗМУ / A DESTRUCTIVE CULT / THE RELIGIOUS ORGANISATIONS / RELIGIOUS EXTREMISM / A CULT / THE LEGISLATION ON COUNTERACTION TO EXTREMISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чайкин Владимир Николаевич

Анализируется зарубежный опыт по противодействию организациям с признаками деструктивных культов на основе нормативно-правовых актов. Рассматривается возможность применения данного опыта в условиях Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF ACTIVITY OF THE ORGANIZATIONS WITH SIGNS OF DESTRUCTIVE CULTS

Foreign experience of the European states on counteraction the organisation with signs of destructive cults on the basis of regulatory legal acts is analyzed. Also possibility of application of the given experience in conditions of the Russian Federation is considered.

Текст научной работы на тему «Анализ зарубежного опыта государственного регулирования деятельности организаций с признаками деструктивных культов»

Соцно^огияи е&циал^ная работа Вестник Нижегородскнг© ониверситета им. Н.И. ЛебаНезекег®. Серия С&циаыне науки., (2€Ы0, № 3 (ОР, а %>5заЦ

УДК 316.35

АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ С ПРИЗНАКАМИ ДЕСТРУКТИВНЫХ КУЛЬТОВ

© 2010 г. В.Н. Чайкин

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского Лшавагае @ rambler.ru

Поступила в редакцию 25.06.2010

Анализируется зарубежный опыт по противодействию организациям с признаками деструктивных культов на основе нормативно-правовых актов. Рассматривается возможность применения данного опыта в условиях Российской Федерации.

Ключевые слова: деструктивный культ, религиозные организации, религиозный экстремизм, культ,

законодательство о противодействии экстремизму.

Разработка системы противодействия организованным формам манипулирования и социально-психологической эксплуатации (деструктивным культам) в Российской Федерации является той актуальной социальной проблемой, которая нуждается во всестороннем и глубоком научном исследовании. Именно поэтому зарубежный опыт в противодействии деструктивным культам, с учетом поправок на российские реалии, несомненно, может быть использован при проведении подобной работы в нашей стране.

В данной статье проанализирован зарубежный опыт по противодействию государства организациям с признаками деструктивных культов на основе нормативно-правовых актов.

Под подобными организациями автор понимает негосударственные организации и объединения в сферах предоставления духовных услуг, здоровья и образования, использующие организованные формы манипулирования и социально-психологической эксплуатации с целью управления личностью, в основе которых лежит культовое поклонение лидеру (группе лидеров), идее, образу. Эти организации мы называем «деструктивными культами». Стоит отметить, что в анализируемых документах часто встречаются термины «секта» и «культ», однако в данном случае речь идет лишь о тех организациях, которые в той или иной мере нарушают права человека.

Прежде всего необходимо обратиться к общим европейским документам, регулирующим деятельность религиозных организаций, в том числе и представляющих угрозу для общества, в частности к одному из старейших документов

Европарламента. Речь идет о Резолюции общественного подхода государств - членов Европейского содружества к различным нарушениям закона новыми организациями, функционирующими под защитой, предоставляемой религиозным объединениям от 22.05.1984 г. [1]. В документе говорится, что Европейский парламент принял во внимание обеспокоенность отдельных личностей и семей действиями некоторых организаций, функционирующих под защитой, предоставляемой религиозным объединениям, поскольку их действия нарушают личные и гражданские права и приносят ущерб положению в обществе тех, кого это затрагивает. Европарламент считал необходимым для советов министров, сотрудников министерства внутренних дел и министерства юстиции, собирающихся на конференции Европейского совета и Совета министров по общественным делам, скорейший обмен информацией по проблемам, возникающим из-за деятельности вышеупомянутых организаций. Была создана комиссия для представления отчёта о деятельности о международных разветвлениях вышеупомянутых организаций, включая те, которые используют как скрытые, так и предъявляемые названия, с обязательными ссылками на меры, предпринятые правительственными органами, в особенности полицией и судами, в ответ на нарушения закона этими организациями, а также данных, имеющихся у правительственных комиссий при расследовании случаев преступной деятельности этих организаций.

В документе также делается акцент на том, что члены религиозных организаций имеют право беспрепятственно покинуть организацию,

право общаться с семьёй и друзьями лично, через переписку или по телефону, право обратиться за независимой консультацией: юридической и др. Тогда причиной принятия Резолюции послужили запросы резолюций об ущербе, причинённом Церковью объединения преподобного Муна некоторым семьям [1].

В решении кабинета министров Европейского Совета от 1994 г. «Секты и новые религиозные движения. Рекомендация парламентской ассамблеи № 1178 от 1992 г.» [2] говорится, что доступными средствами общественности должны быть разъяснены сущность и деятельность сект и новых религиозных движений, так же как и трудности, которые могут встретиться при взаимодействии с ними. Также там прописано, что те государства, на территории которых распространены различные секты или религиозные движения, должны предпринять шаги для обеспечения того, чтобы их законы как можно полнее осуществлялись в интересах детей и чтобы производилось эффективное осуществление родительских обязанностей. Об этом говорится и в Постановлении Европарламента о сектах в Европе от февраля 1996 г., где Европарламент, учитывая, что некоторые секты постоянно нарушают права человека и совершают преступные деяния, как то: жестокое обращение с людьми, сексуальные домогательства, незаконное лишение свободы, торговля людьми, подстрекательство к насилию, распространение расистских воззрений, уклонение от уплаты налогов, незаконное перемещение капиталов, торговля оружием и наркотиками, нарушение трудового законодательства, незаконная врачебная деятельность, - призывает государства-члены позаботиться о том, чтобы суды и полицейские власти действенно использовали существующие на национальном уровне правовые акты и инструменты, а также активно и более тесно сотрудничали между собой, особенно в рамках Европола, для того чтобы противостоять нарушениям основных прав, ответственность за которые несут секты [3].

В пресс-релизе Решения Совета Европы от 22 июня 1999 года «О помощи жертвам деструктивных культов и членам их семей» [4] говорится, что правительствам стран необходимо:

- поддержать создание независимых государственных или региональных информационных центров о сектах;

- включить информацию о традиционных религиях в общую школьную программу;

- использовать нормативные процедуры уголовного и гражданского права против неза-

конной деятельности, осуществляемой этими группами;

- поддержать создание неправительственных организаций по защите жертв сектантства.

Таким образом, в важнейших общеевропейских документах особое внимание уделяется тому, что организации с признаками деструктивных культов нарушают основные права человека, и, следовательно, их деятельность должна быть на особом контроле государства.

Стоит отметить, что вопросом деятельности культов занялись парламенты нескольких европейских стран (Австрии, Бельгии, Германии, Франции, Швейцарии), учредившие специальные комиссии для изучения деятельности культов. Наибольшую активность проявили парламентарии Франции и Бельгии, где в 1996-м и 1997 г. были образованы парламентские комиссии, представившие отчеты о проделанной работе и составившие списки действующих на их территории культов. Основной комплекс правовых норм, устанавливающих ответственность за типичные противоправные действия со стороны некоторых религиозных объединений, относимых специалистами к сектам, содержится в Уголовном кодексе Франции.

В списке французской межминистерской комиссии по борьбе против сект перечислены 172 группы, в которых используется метод манипулирования сознанием. Так, 22 декабря 1995 года французским парламентом был опубликован обширный документ «Секты во Франции», в котором выражается озабоченность тем, что «все возрастающее количество адептов часто втягиваются полностью, вплоть до потери части своей идентичности (индивидуальности личности), в новые религиозные движения... Вмешательство государственной власти настоятельно необходимо, когда такая вовлеченность приводит к психологической зависимости, которую эксплуатируют руководители сект в своих корыстных целях. Судебные решения, принятые за последние годы, ясно показывают, что множество из них признаны виновными в правонарушениях - от обмана или мошенничества до притеснений, нанесения физического ущерба и насильственной изоляции» [5].

Главный принцип, практикуемый во Франции при работе с сектами, заключается в том, что работа направлена не на борьбу с религиозным учением (конечно, кроме тех случаев, когда откровенно попираются основные свободы), а на пресечение деятельности групп, которые практикуют механизмы порабощения, поощряют своих членов на противозаконные действия, затрудняют их возврат к полноценной жизни,

подталкивают к утрате семейных и социальных связей и интеллектуальных ориентиров. Под особым наблюдением государственных структур находятся дети, чьи родители являются членами разных сект [5].

Из всех европейских стран только во Франции в 2001 г. был принят закон о деятельности культов. Его суть — не запрещение сект как таковых, тем более что этот термин в нем не присутствует (термин «сектантские движения» присутствует только в названии закона и названии его 4-й главы), но уточнение уголовных санкций, применяемых против преступного поведения человека или организации. Указанный закон закрепил возможность ликвидации юридического лица в случае доказанности выдвинутых против него уголовных обвинений. Так, статья 1 указанного закона гласит, что может быть вынесено решение о ликвидации юридического лица независимо от его формы, если его деятельность направлена на создание, поддержание и использование психологической или физической зависимости лиц, принимающих участие в этой деятельности. Закон ввел новые составы преступлений, ужесточил ответственность по уже существующим составам преступлений. Речь идет о следующих деяниях:

- покушение умышленное или неумышленное на жизнь, физическую или психическую целостность человека; деяния, подвергающие опасности человека, покушение на его свободы, достоинство; деяния, подвергающие опасности несовершеннолетних и покушение на собственность;

- нелегальная медицинская или фармацевтическая практика;

- мошенничество, фальсификация, распространение каким бы то ни было способом посланий, предназначенных для молодежи, и реклама в какой бы то ни было форме юридического лица, целями и деятельностью которого являются создание, поддержка или использование психологической или физической зависимости лиц, участвующих в подобных организациях;

- обман и злоупотребления состоянием незнания или недееспособности как несовершеннолетнего, так и взрослого человека, состояние которого объясняется возрастом, болезнью, физической, психической недостаточностью или состоянием беременности, если это очевидно и известно, а также человека в состоянии подчинения психологического или физического, являющегося результатом использования серьезного или повторного давления [6].

В законе о предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и ос-

новные свободы человека, говорится, что любая организация, имеющая государственную важность и обязанная по статусу защищать человека и помогать ему, защищать права и свободы, как личные, так и коллективные, может из-за совершения физическим или юридическим лицом в рамках движения или организации, имеющей целью создание, поддержку или использование психологического или физического подчинения, быть признанной виновной в умышленном или неумышленном покушении на жизнь, физическую или психическую целостность человека, в подвержении опасности человека, покушении на его свободы, достоинство, подвержении опасности несовершеннолетних и покушении на собственность.

Анализируя данный закон, можно сделать вывод, что французский законодатель пошел не по пути введения ответственности для каждой конкретной организации, а путем введения или ужесточения ответственности за определенные деяния. Бессмысленно и невозможно сформулировать четкие правовые критерии отнесения того или иного религиозного объединения к секте. Действительно, целый ряд религиозных организаций (по сути — международных) в силу их антисоциальной и противоправной деятельности можно запретить, но при квалификации значительного количества иных религиозных объединений будет очень сложно отнести таковые к какому-либо, даже самому исчерпывающему перечню признаков секты. В этом нет никакой необходимости, потому что вместо закрепления перечня признаков секты, выражающегося в перечислении определенных деяний, которые общество и государство определяют как противоправные, целесообразнее, логичнее и правомернее запретить такие деяния как таковые, введя соответствующую ответственность за их совершение. Опыт французского законодательства может вполне быть применим к российским реалиям. Необходимо внести соответствующие поправки в уголовное законодательство, а также в законы о свободе совести и некоммерческих организациях.

В 2002 году принята Резолюция ПАСЕ 1309 (2002) «Религиозная свобода и религиозные меньшинства во Франции», в которой говорится о незаконной деятельности сект и делается вывод, что нет необходимости в определении того, что является сектой, однако необходимо способствовать тому, чтобы деятельность групп религиозной, эзотерической или духовной направленности соответствовала принципам демократического общества и, в частности, поло-

жениям ст. 9 Европейской конвенции о правах человека (ЕКПЧ ) [7].

Анализ законодательства других европейских государств показал, что в большинстве из них законодательно запрещены создание и деятельность организаций, пропагандирующих идеи национальной или религиозной вражды, дискриминации, установлены меры наказания для организаторов, участников и содействующих им лиц. Например, в Германии с середины 80-х годов XX в. существуют специальные поправки к конституции, запрещающие любую деятельность экстремистских организаций. В Основном законе Федеративной Республики Германия подчеркивается, что никому не может быть причинен ущерб или оказано предпочтение по признакам вероисповедания, религиозных или политических взглядов; свобода вероисповедания, совести и свобода религиозных убеждений и мировоззрения неприкосновенны; государство гарантирует беспрепятственное отправление религиозных обрядов; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идей взаимопонимания между народами [8].

Особо стоит отметить, что уделяется внимание молодежным религиозным организациям, в первую очередь ввиду возможной опасности для социального развития молодых людей, исходящей от подобных группировок [9].

В Швейцарии решением Базельского кантонального парламента неэтичные или обманные методы вербовки, используемые сектами на не принадлежащей им земле, были признаны уголовным преступлением. В новом Базельском Уголовном кодексе предусмотрен штраф или, в случае повторения преступления, тюремное заключение для любого человека, который «вербует или пытается завербовать прохожих на принадлежащей обществу или государству земле, используя неэтичные или обманные методы». Полиция имеет право приказать людям не задерживаться и быстрее проходить, если она видит признаки того, что «используются незаконные, в особенности обманные или иные неэтичные методы, или если к прохожим пристают особо настойчивым образом». Законопроект был принят единогласно практически без обсуждения. В настоящее время Бельгийский государственный центр по вопросам сект подготовил на рассмотрение новый законопроект, ограничивающий деятельность сект, нарушающих права человека. Руководитель Бельгийской парламентской комиссии по нелегальной деятельности сект адвокат Серж Моро де-

лит тоталитарные секты на три категории. К первым двум категориям — классическим сектам, не наносящим социального вреда, и сектам, социально опасным, он добавляет секты криминального характера. К таким криминальным группировкам Моро относит, например, действующую в Бельгии секту «Универсальная Церковь Бога». После официальной проверки эта секта решением Бельгийского суда от 2005 года была отнесена к криминальной структуре.

Согласно международным стандартам, свобода совести может быть предметом ограничений, предусмотренных законами страны. Именно такие ограничения указаны в конституциях Албании (ст. 18: «Никто не может испытывать дискриминацию по признакам пола, расы, вероисповедания, национальности, языка, политических, религиозных и идеологических убеждений, экономического, образовательного, социального положения или происхождения» [10]), Польши (ст. 53: «Свобода религии охватывает свободу исповедовать или принимать религию по собственному выбору» [11]), Литвы (ст. 26: «Никто не может подвергать принуждению другое лицо выбирать или исповедовать какую-либо религию или веру» [12]).

В конституции Китая четко прописано, что никакие общественные организации и отдельные лица не могут принудить граждан исповедовать или не исповедовать религию, не могут дискриминировать граждан за исповедание или неисповедание религии. Никто не может использовать религию для нарушения общественного порядка, нанесения вреда здоровью граждан и в ущерб государственной системе образования [13].

В документе «Религия и свобода совести в Китае (Белая книга)» говорится, что китайское правительство решительно выступает против действий сепаратистов, пытающихся посеять в народе распри, подорвать единство государства и национальную сплоченность путем разжигания религиозного фанатизма [14].

Также в Китае предпринимались попытки запрещения организаций, нарушивших закон. Например, согласно проведенному расследованию, исследовательское общество Фалунь Дафа совершало незаконные действия, защищая суеверия и распространяя ошибочные данные, обманывая людей, подстрекая и создавая беспорядки, тем самым подвергая опасности социальную стабильность. В соответствии с «Инструкциями по регистрации и управлению общественными организациями» Исследовательское общество Фалунь Дафа и организация Фалуньгун, находящаяся под ее контролем, были при-

знаны незаконными и поэтому запрещены [15]. После того как министерство гражданских дел КНР запретило деятельность Фалунь Дафа на территории Китая, были провозглашены положения о запрете печатной продукции Фалунь Дафа и ее распространении, а также деятельность, направленная на поддержку Фалунь Да-фа (например, проведение собраний, парадов, демонстраций в форме заседаний или обращение за временным убежищем к представителям высшей власти).

Характерно, что борьба с различными проявлениями религиозного экстремизма в ряде государств объявлена одной из важнейших задач обеспечения внутренней безопасности. В США вооруженный экстремизм определяется как незаконное использование или угроза силой, вооруженное насилие над людьми или собственностью для принуждения или устрашения правительства и общества, достижения политических, религиозных или идеологических целей.

Сегодня многие страны СНГ и Балтии издали правовые акты, ограждающие национальные интересы в религиозной сфере и серьезно ограничивающие проникновение новых религиозных учений на свои территории. Закон Литовской Республики «О религиозных общинах и сообществах» признает лишь «девять традиционно существующих в Литве религиозных общин и сообществ», а остальные религиозные организации «могут обращаться относительно государственного признания спустя не менее 25 лет после их первичной регистрации в Литве». По законодательству Украины представители иностранных религиозных организаций «могут заниматься проповедованием религиозных вероучений, исполнением религиозных обрядов или иной канонической деятельностью лишь в тех религиозных организациях, по приглашению которых они прибыли, и по официальному согласованию с государственным органом, осуществившим регистрацию устава соответствующей религиозной организации» [16]. Были приняты новые законы или внесены существенные изменения в действующие законы в Узбекистане, Беларуси, Туркменистане, Украине, Азербайджане, Молдове, Кыргызстане и Таджикистане. В этих законах были заложены модели взаимоотношений с религиозными объединениями, которые строились с учетом исторических, культурных, социальных и других факторов. Если рассматривать основные направления законодательств стран СНГ по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений, то напрашивается вывод о

создании законодательным путем механизмов влияния со стороны государства на развитие религиозной ситуации.

Президент Республики Армения своим указом от 21 декабря 1993 г. «О мерах по обеспечению законности религиозной деятельности на территории Республики Армения» вменил в обязанность Г осударственному совету по делам религий при правительстве республики:

- изучить деятельность зарегистрированных религиозных организаций и в случае необходимости провести их перерегистрацию, а при обнаружении нарушений законодательства принять меры для ликвидации этих организаций;

- принять меры для прекращения деятельности представителей зарубежных религиозных организаций, находящихся в Республике Армения по приглашению, занимающихся непредусмотренной их статусом деятельностью;

- осуществлять надлежащий контроль в отношении производства и продажи литературы по религиозной тематике и предметов культурного назначения.

Правительство Республики Армения предприняло ряд мер, существенно ограничивающих деятельность ряда зарубежных религиозных организаций, которые, нарушая действующее положение «О свободе совести и религиозных организациях», представляют угрозу для национальной безопасности республики. Характерно, что подобные ограничения деятельности представителей зарубежных религиозных организаций находят отражение и в законопроектах Российской Федерации, речь идет о проекте закона «О внесении изменений в некоторые федеральные законы в целях противодействия незаконной миссионерской деятельности»

[17].

В законодательстве ряда стран СНГ в отношении ввоза, распространения и использования религиозной литературы и предметов культового назначения введены серьезные ограничения. Ввозить религиозную литературу, иные печатные, аудио- и видеоматериалы религиозные организации могут только после проведения государственной религиоведческой экспертизы. Запрещено экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения, религиозную литературу и иные информационные материалы, которые призывают к экстремизму и фанатизму, дестабилизируют обстановку, направлены против здоровья и морали, а также прав и свобод других граждан.

Статья 1.1 закона Молдовы «О культах» №. 979-ХІІ от 24.03.1992 г. запрещает чрезмерный прозелитизм, что означает, что сам прозе-

литизм не запрещен. Закон Молдовы дает определение чрезмерному прозелитизму — это любая попытка воздействия на религиозное сознание лица путем насилия или злоупотребления авторитетом. Также в законе прописано, что государственным органом является государственная служба по делам культов. Она осуществляет контроль за соблюдением законодательства о культах и представляет, как правило, предложения по совершенствованию и гармонизации законодательства о культах. В Кыргызстане законодательно запрещены действия, направленные на принудительное обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм), а также любая незаконная миссионерская деятельность. Законодательство Узбекистана также запрещает прозелитизм [17]. В июне 2003 года в Узбекистане был разработан комплексный межведомственный план по противодействию религиозному экстремизму, в соответствии с которым считалось целесообразным внедрение государственной программы по пропаганде и поддержке традиционного ислама в систему школьного образования. Предполагалось создание специального центра по формированию общественного мнения в отношении наиболее актуальных проблем внутренней и внешней политики, прежде всего распространения религиозного экстремизма.

Анализ законодательства Украины показывает отсутствие официально закрепленныхйпо-ложения о защите граждан от вредного психологического влияния деструктивных культов. Однако в уголовном законодательстве Украины существуют статья 161 о нарушении прав граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности и отношения к религии и ст. 181 о посягательстве на здоровье граждан под предлогом выполнения религиозных обрядов. Именно указанное правонарушение является характерным признаком деструктивной деятельности культов, но из-за отсутствия координации между ведомствами привлечение к ответственности за совокупность преступлений по статьям 161 и 181, как правило, не практикуется, что дает возможность виновным в их совершении избежать соответствующего наказания

[18]. Предпринят ряд ограничений в отношении проведения иностранной миссионерской деятельности. Священнослужители, религиозные проповедники, наставники, другие представители зарубежных организаций, являющиеся иностранными гражданами и временно проживающие в Украине, могут заниматься проповедованием религиозных вероучений, исполнением религиозных обрядов или иной канониче-

ской деятельностью лишь в тех религиозных организациях, по приглашению которых они прибыли, и по официальному согласованию с государственным органом, осуществившим регистрацию устава (положения) соответствующей религиозной организации.

Кроме того, в постановлении Верховной рады Украины «Об одобрении Декларации Верховной Рады Украины о достоинстве, свободе и правах человека» говорится о «недопущении тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и личной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций»

[19].

В Верховную раду Украины подан проект Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» относительно запрещения деятельности тоталитарных религиозных сект (регистр. № 5473). Документ предусматривает запрет вовлечения в деятельность религиозных организаций малолетних и несовершеннолетних лиц без разрешения их законных представителей и запрет создания и деятельности в Украине тоталитарных религиозных сект. Законопроект № 5473 предлагает дополнить Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» новой статьей, которая гласит: «В Украине запрещено создание и деятельность тоталитарных религиозных сект. Ущерб, причиненный пострадавшему от опасного психологического влияния членов тоталитарной религиозной секты, подлежит возмещению в порядке, установленном Гражданским кодексом Украины» [20]. В этой статье также приводится толкование используемых терминов. В частности, под «тоталитарной религиозной сектой» понимается религиозная организация, деятельность которой направлена на нарушение прав и свобод граждан путем использования мер опасного психологического воздействия, а под «опасным психологическим воздействием» - психологическое воздействие и другие манипуляции с эмоционально-волевой сферой человека, с использованием эмоциональных и психологических перегрузок, стрессов, индивидуальной предрасположенности к внушаемости, безволия, недостаточного умственного развития и незрелости эмоционально-волевой сферы человека, что ведет к утрате им социальных ориентиров или ценностей, снижению собственной самооценки, временному расстройству психической деятельности.

Следствием принятия законопроекта № 5473 должно стать закрепление единых подходов к

процессу осуществления права граждан на свободу совести, что будет способствовать осведомленности общественности о деятельности отдельных религиозных сект и повысит уровень психологической защищенности. Подобные законопроекты обсуждаются и в парламенте Казахстана, в частности проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам свободы вероисповедания и религиозных объединений», инициированный группой депутатов. Важно, что предусматривается запрет на деятельность религиозных объединений, склоняющих и принуждающих к разрушению семьи, препятствующих получению обязательного среднего образования, наносящих ущерб нравственности, здоровью граждан, принудительно вовлекающих в свою деятельность граждан и (или) препятствующих в выходе из религиозного объединения, в том числе путем применения насилия или угрозы его применения, использования зависимого положения, гипноза либо путем обмана [21].

Таким образом, зарубежный опыт по противодействию деструктивным культам может быть использован при разработке соответствующих законопроектов в России с учетом российского опыта взаимоотношений государства и религиозных организаций.

Список литературы

1. Резолюция общественного подхода государств - членов Европейского союза к различным нарушениям закона новыми организациями, функционирующими под защитой, предоставляемой религиозным объединениям, 22.05.1984 г. URL:http:// cddk.ru/gos_i_religia/f_law/raznoe/005.html (дата обращения: 20.04.2010)

2. Решение Кабинета Министров Европейского Совета от 1994 г. «Секты и новые религиозные движения». Рекомендация парламентской ассамблеи №1178 от 1992 г. URL http://cddk.ru/gos_i_religia/ f_law/raznoe/004.htm(дата обращения: 20.04.2010)

3. Решение Европарламента от февраля 1996 г. «Постановление о сектах в Европе» URL http:// cddk.ru/gos_i_religia/f_law/raznoe/002.htm(дата обращения: 20.04.2010)

4. Пресс-релиз Решения Совета Европы от 22 июня 1999 года «О помощи жертвам деструктивных культов и членам их семей» URL http://cddk.ru/ gos_i_religia/f_law/raznoe/003.htm (дата обращения:

20.04.2010)

5. Ботин Ж. Статус религиозных организаций во Франции и деятельность французской межминистерской миссии по борьбе против сектантских преступлений / Тоталитарные секты и демократическое государство. Новосибирск: Книжица, 2005. С. 109-111.

6. Секты против Церкви. М.: Московская Патриархия, 2000. 736 с.

7. Резолюция ПАСЕ 1309 (2002), принята 18 ноября 2002 г. «Религиозная свобода и религиозные меньшинства во Франции» (Неофициальный перевод). URL http://cddk.ru/gos_i_religia/f_law/raznoe/ 007.htm (дата обращения: 20.04.2010)

8. Основной закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г.(с последующими изменениями и дополнениями до 20 октября 1997 г.) URL http://www.humanities.edu.ru/db/msg/6483(дата обращения: 20.04.2010)

9. Вербальная нота Посольства Федеративной Республики Германия от 22 ноября 1995 г. URL http://cddk.ru/gos_i_religia/f_law/raznoe/001 .htm (дата обращения: 20.04.2010)

10. Конституция Республики Албания. URL http://www.albania.su/page.php?id=30 (дата обращения: 20.04.2010)

11. Конституция Республики Польша. URL http://poland.poland.su/konst.html (дата обращения:

20.04.2010).

12. Конституция Литовской Республики URL http://www3.lrs.lt/home/Konstitucija/Konstitucija_RU.ht m (дата обращения: 20.04.2010)

13. Конституция Китайской Народной Республики (Принята на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей пятого созыва, обнародована и официально введена в действие Всекитайским собранием народных представителей 4 декабря 1982 года, с поправками, принятыми 12 апреля 1988 на первой сессии Всекитайского собрания народных представителей седьмого созыва, и 29 марта 1993 года на первой сессий Всекитайского собрания народных представителей седьмого созыва). URL http://www.wayway.ru/pages/51.jsp (дата обращения:

20.04.2010)

14. Религия и свобода совести в Китае (Белая книга) URL http://www.fmprc.gov.cn/rus/ziliao/zt/ zfbps/t25320.htm (дата обращения: 20.04.2010)

15. Решение министерства гражданских дел Ки-

тайской Народной Республики о запрете исследовательского общества Фалунь Дафа. URL http://kultam. net/rus/China/Laws/article-3/ (дата обращения:

20.04.2010)

16. Кривельская Н.В. Секта: угроза и поиск защиты. М.: Фонд «Благовест»,1999. С. 14.

17. Онлашева Ж.О. Как регулируется деятельность миссионеров в странах СНГ // информационный бюллетень «Религия сегодня». Вып. 2. Астана, 2009. http://www.antisekta.kz/bul/2.pdf

18. Уголовный кодекс Украины. URL http:// meget.kiev.ua/kodeks/ugolovniy-kodeks/ (дата обращения: 20.04.2010)

19. Постановлене Верховной Рады Украины. «Об одобрении Декларации Верховной Рады Украины о достоинстве, свободе и правах человека». URL http://kultam.net/rus/Ukraine/Laws/article-20/ (дата обращения: 20.04.2010)

20. Проект Закона о внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (о запрете деятельности

тоталитарных религиозных сект). иЯЬ http://www. irs.ш.ua/шdex.php?option=com_content&view=article& id=510:1&catid=41:pl&Itemid=68&lang=ru (дата обращения: 20.04.2010)

21. О проверке Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по во-

просам свободы вероисповедания и религиозных объединений» на соответствие Конституции Республики Казахстан». Нормативное Постановление Конституционного Совета Республики Казахстан от 11 февраля 2009 года № 1. иЯЬ http://www.constcouncil. kz/rus/resheniya/?cid=10&rid=476 (дата обращения:

20.04.2010)

THE ANALYSIS OF FOREIGN EXPERIENCE OF STATE REGULATION OF ACTIVITY OF THE ORGANIZATIONS WITH SIGNS OF DESTRUCTIVE CULTS

V.N. Chaikin

Foreign experience of the European states on counteraction the organisation with signs of destructive cults on the basis of regulatory legal acts is analyzed. Also possibility of application of the given experience in conditions of the Russian Federation is considered.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: a destructive cult, the religious organisations, religious extremism, a cult, the legislation on counteraction to extremism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.