УДК 299.5(571.54)
DOI: 10.18097/1994-0866-2015-0-7-208-212
ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ ФАЛУНЬГУН В РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)
© Ахмадулина Светлана Зиннатовна
кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры Всеобщей и Отечественной истории Бурятского государственного университета Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ранжурова, 6 E-mail: [email protected]
В статье анализируются вопросы формирования и деятельность китайского движения Фалуньгун. Движение Фалуньгун возникло в 1990-е гг. в Китае изначально как сочетание различных оздоровительных практик, однако впоследствии популярность движения способствовала его эволюции в новое религиозное движение. Близость территориальных границ России с азиатскими странами приводит к такому явлению, как «религиозная экспансия», что вызывает необходимость изучения деятельности подобных религиозных движений, действующих на территории нашей страны. Особенности возникновения и функционирования религиозных объединений в каждом регионе носят индивидуальный характер, который определяется традициями, культурным наследием, менталитетом его жителей. В этом отношении Республика Бурятия выступает платформой для аккумуляции деятельности зарубежных проповедников из азиатских стран — Китая, Кореи, Монголии, что связано прежде всего со слабостью позиций Русской православной церкви, а также историко-культурными и геополитическими особенностями региона. Необходимость определения сущности Фалуньгун, проблем, связанных с региональной и правовой идентификацией движения, позволит адекватно реагировать на факты распространения и активизации деятельности последователей в рассматриваемом регионе.
Ключевые слова: Фалуньгун (Фалунь Дафа), Республика Бурятия, нетрадиционные религии, новые религии движения, новые синкретические религии, методика духовного и физического самосовершенствования, правовая идентификация.
ORIGIN AND HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF CHINESE RELIGIOUS MOVEMENT FALUNGUN IN RUSSIA (ON MATERIALS OF THE REPUBLIC OF BURYATIA)
Svetlana Z. Akhmadulina
PhD in History, Senior Lecturer of the department of general and Russian history, Buryat State University
6 Ranzhurova St., Ulan-Ude, 670000 Russia
The article analyzes the issues of formation and the activities of the Chinese Falungun movement. The Falungun movement originated in the 1990s in China, initially as a combination of various healing practices, however, then the popularity of the movement contributed to its evolution into a new religious movement. The territorial proximity of Russia's borders with Asian countries leads to such phenomenon as «religious expansion», which causes the necessity of studying the activities of such religious movements conducting their activities in the territory of our country. The features of the emergence and functioning of religious associations in every region have individual nature, which is determined by traditions, cultural heritage and mentality of its inhabitants. In this regard the Republic of Buryatia is the platform for accumulation of foreign preachers' activities from the Asian countries — China, Korea, Mongolia, primarily due to the weak position of the ROC, and also historical and cultural, geopolitical features of the region. The necessity of determining the nature of Falungun, the problems concerning with regional and legal identification of the movement will allow to respond adequately to the facts of distribution and revitalization of followers in the region.
Keywords: Falungun, (Falun Dafa), Republic of Buryatia, non-traditional religions, new religious movements, new syncretic religion, a technique of spiritual and physical self-improvement, legal identification.
В 80-х гг. XX в. в российской истории стали временем «религиозного ренессанса», отличительной чертой которого выступило возникновение и широкое распространение новых религиозных движений, не связанных с культурно-историческими традициями нашей страны.
С. З. Ахмадулина. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ ФАЛУНЬГУН В РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)_
Системный кризис Российского государства в переходный период времени способствовал усилению богоискательских настроений россиян. Религиозному обращению жителей страны способствовали и законодательные изменения в области религиозного права. В частности, принятый в октябре 1990 г. Закон «О свободе вероисповеданий» создал благоприятные условия не только для возрождения традиционных религий, но и для деятельности религиозных новаций.
В связи с этим актуальным остается вопрос отношения к китайскому движению Фалуньгун, которое приобретает популярность в России. Необходимость определения сущности Фалуньгун, проблем, связанных с региональной и правовой идентификацией движения, позволит адекватно реагировать на факты распространения и активизации деятельности последователей в рассматриваемом регионе.
На одном из официальных сайтов движения дается ответ на вопрос о том, что собою представляет Фалуньгун: традиционное духовное учение, которое сочетает различные элементы — медитацию, энергетические упражнения, учение о нравственности как средство достижения совершенства тела и души человека, также определяется конечная цель — просветление или перерождение [2, с. 152-157; 11].
Движение Фалуньгун возникло в 90-е гг. ХХ в. в Китае изначально как сочетание различных оздоровительных практик, одной из которых является традиционная китайская гимнастики — цигун. Однако впоследствии признание движения способствовало его эволюции в движение с религиозно-политическим окрасом. О наличии элементов религиозности свидетельствуют следующие характеристики:
1) учение, которое представляет собой синкретическую систему в сочетании с элементами буддизма, индуизма, даосизма, народных верований китайцев, а также элементов, разработанных основателем — Ли Хунчжи;
2) обожествление живого наставника — Учителя Ли Хунчжи;
3) религиозная литература («Чжуань Фалунь» [«Вращение колеса закона»]);
4) «церковная организация» (практикующиеся, консультанты, лидер) и культовая практика (описана ниже, на примере Республики Бурятия — С. З.);
5) апокалипсические настроения и др.
Таким образом, мы видим тот неполный перечень признаков, характеризующий религиозность движения Фалуньгун. Переломным моментом в эволюции оздоровительной организации в религиозно-политическую считается публикация книги Ли Хунчжи «Чжуань Фалунь» в 1994 г. Основатель провозгласил себя божеством, в тысячи раз сильнее Будды Шакьямуни и Иисуса Христа, а свое учение — единственно «верным законом Вселенной», способным «привести человека в рай», лестницу в который поставил он сам [7].
Широкомасштабные апрельские демонстрации в Пекине в 1999 г. свидетельствовали и о антиправительственных настроениях организации, что вынудило Ли Хунчжи эмигрировать в США, где он проживает в настоящее время и находится под защитой правительственных структур этого государства, которые активно используют организацию Фалуньгун в качестве повода для вторжения во внутренние дела Китая [10, с. 11]. В связи с этим, а также ссылаясь на факты нарушения законодательства и общественного порядка, китайское правительство в июле 1999 г. официально запретило деятельность этой организации на территории страны. Необходимо отметить, что и на современном этапе коммунистический режим Китая оценивает Фалуньгун как ересь или лживое учение.
Сегодня Фалуньгун активно выступает с серьезными политическими заявлениями, в частности о начавшемся «Холокосте» XXI в. против последователей учения [12, с. 1]. В последнее время все чаще лидеры движения выдвигают политические требования, проводят антиправительственные акции, ведут активную антикитайскую пропаганду за рубежом, привлекая иностранных политиков и общественные организации, что, в свою очередь, оказывает влияние и на партнерские отношения Китая с другими странами. Подобная позиция лидеров Фалуньгун во главе с Ли Хунчжи нашла особую поддержку не только в США, но и в
других европейских государствах, где активно распространяются «свидетельства» жестоких преследований и расправ китайского правительства над членами движения.
Если говорить о России, то зачастую религиозная и политическая безграмотность населения позволяет принимать последователей Фалуньгун за хранителей традиционной китайской культуры. В частности, это демонстрируют последние события, связанные с проведением мероприятий в российских образовательных учреждениях [4].
Первые встречи и занятия приверженцев Фалуньгун на территории нашей страны начали проводиться в г. Санкт-Петербурге в конце 1990-х гг., а уже в 2003 г. был зарегистрирован Центр духовного и физического совершенствования Фалунь Дафа. К моменту официальной легитимизации движение было широко представлено во многих городах России (Краснодар, Рязань, Абакан, Новосибирск, Томск, Красноярск, Иркутск, Владивосток и др.) [2, с. 152-157].
Безусловно, особенности возникновения и функционирования религиозных объединений в каждом регионе носят индивидуальный характер, который определяется традициями, культурным наследием, менталитетом его жителей. В этом отношении Республика Бурятия выступает платформой для аккумуляции деятельности зарубежных проповедников из азиатских стран — Китая, Кореи, Монголии, что связано прежде всего со слабостью позиций Русской православной церкви, а также историко-культурными и геополитическими особенностями региона.
Деятельность движения в Республике Бурятия в основном сосредоточена в г. Улан-Удэ. Приверженцы обосновались в съемной квартире офисного типа, где они проживают и проводят встречи, которые можно условно разделить на три этапа:
1) ответы на интересующие вопросы присутствующих, при этом делая акцент на отсутствии религиозного характера движения, провозглашая основную цель — достижение физического и духовного самосовершенствования;
2) выполнение комплекса физических упражнений, сопровождающиеся музыкой и изречениями Учителя;
3) чтение книги «Чжуань Фалунь» [3, с. 96].
Подобные встречи проводятся ежедневно, по длительности занимают 2-3 часа. Все занятия бесплатны, однако желающие могут приобрести специализированную литературу и принять участие в ее распространении.
Сведения о теории и практике в Бурятии распространяются, как и во всем мире, в виде бесплатных газет и листовок, книг, лазерных дисков, видео- и аудиокассет, интернет-сайтов. Многие последователи характеризуют Фалуньгун как «прекрасную практику, которая помогла изменить жизнь». По их словам, главным является обучение практике и передача знаний другим людям. Они яростно заявляют об отсутствии религиозной подоплеки учения, однако при этом никого не смущает нимб, изображенный над головой лидера Ли Хунчжи в его книге «Чжуань Фалунь», и его призыв: «Дорожите! Осуществляется Промысел Божий. Дорожите! Это то, что вы ищите. Дорожите! Закон перед вами» [1, с. 141-147; 2, с. 152-157].
Также никого не беспокоит, что Учитель просит своих последователей пренебрегать жизнью и смертью для того, чтобы достичь «конечного совершенства». Он утверждает, что «божество не беспокоится о жизни и смерти, только смертный беспокоится о них». Находясь под влиянием проповедей Ли, многие последователи Фалуньгуна, страдавшие разнообразными заболеваниями, отказывались от получения квалифицированной медицинской помощи, существуют свидетельства массовых самоубийств, совершенных последователями движения [5; 8; 10; 13; 14].
Учитель требует от своих приверженцев выполнения строго установленных предписаний. Запретные меры касаются обучения другим практикам, исповедования других религий: «Практикующим запрещается вести пропаганду других религий, связывая их с самосовершенствованием по Великому Закону Фалунь» [7]. Если кто-то сомневается или критикует лидера — «это вмешивается дьявол», «дьявол подрывает учение» [14, с. 13]. Еще одно подтверждение религиозной направленности учения.
С. З. Ахмадулина. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИТАЙСКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ДВИЖЕНИЯ ФАЛУНЬГУН В РОССИИ (НА МАТЕРИАЛАХ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ)_
Критике подвергается и установка отрицания науки: «Наука не позволяет людям уважать мораль, совершать добро, она делает людей рабом своих страстей — эта наука есть ересь. Наука привела к разложению общественной морали человечества, современная наука подготовила новое поколение людей, которые, не считаясь ни с чем, убивают людей, совершают поджоги; инопланетяне уже создали средства контроля над людьми, только Фалуньгун способен быть вне их контроля» [7; 14, с. 2—3]. Ли Хунчи рассматривает науку прежде всего как преграду в проповедовании собственного учения. При этом в тексте доктрины встречаются искаженные научные факты и теории, это касается таких вопросов, как строение Вселенной, природа мышления, психология, сверхъестественные способности людей, связь характера и внешности человека, автор злоупотребляет псевдотеориями в отрасли медицины. В тексте содержатся безосновательные воззрения Учителя на «доисторическую цивилизацию», которые раскрывают его «собственную позицию» на историю человечества.
Содержание проповедей сводится к отождествлению лидера с Божеством, с Вселенной: «в конце концов, все Святые, Будды и Даосы поняли чем я занимаюсь, увидели прекрасный эффект», «моя основа укоренена во Вселенной. Кто посягает на тебя, тот посягает и на меня, то есть, если это так, то, значит, он посягает и на саму Вселенную», «если какая-нибудь проблема случится со мной, то в будущем в человечестве произойдет большое изменение», «чтобы помочь вам совершенствоваться, скажу, как поступить... Возьмите мою книгу... или же просто мою фотографию и, держа статую Будды в руках, попросите Учителя освятить изображение, как попросили бы меня. Достаточно лишь полминуты, и вопрос будет решен» [7, с. 30, 41, 59, 157].
Ли Хунчжи, требуя признания собственного авторитета, расчленяет общество на людей, относящихся к «лучшим» и «худшим», обязывает приверженцев избегать близких отношений со своими семьями, требует отказаться от естественных желаний и чувств, от самостоятельности в принятии решений, активно спекулирует на стремлении быть здоровым, принуждая слушать и посещать его лекции и занятия. При всем этом пропагандируется насилие, одобряются давние жестокие обычаи: «Не хватает нравов, тогда бей его батогами, если серьезнее, то отруби ему голову. Этот человек уже не человек, тогда отруби ему голову. Не нужен такой, который унижает достоинство человека» [7, с. 58].
Таким образом, учитывая те немногие положения доктрины, приведенные в статье, функционирование движения Фалуньгун вызывает определенные опасения. Проблема выявления сущности Фалуньгун — серьезная научная задача, решение которой не может быть однозначным. По мнению российских исследователей-синологов, это яркий пример «новой синкретической религии», или «нового религиозного движения» [6, с. 150—155; 9, с. 267—271]. Приверженцы не рассматривают Фалуньгун как религию (отсутствуют священнослужители, богослужение, храмы и церкви). Фалуньгун для них это система самосовершенствования души и тела. Следовательно, с одной стороны, существует определенная опасность безосновательного запрета деятельности данной организации, что может повлечь за собой нарушение прав и свобод человека, а с другой — существующие факты деструктивного воздействия на людей должны обратить пристальное внимание российских органов государственной власти и общественности.
Литература
1. Ахмадулина С. З. Нетрадиционные религиозные объединения в Бурятии в 1990-е — начале 2000-х гг. — Саарбрюкен, 2012. — С. 141-147.
2. Ахмадулина С. З. Фалуньгун: новая синкретическая религия или тоталитарная секта? (проблемы региональной и правовой идентификации) Религия — наука — общество: проблемы и перспективы взаимодействия: материалы II Междунар. науч.-практ. конф. (1-2 ноября 2012 г.). — Пенза — Саратов — Сеней, 2012. — С. 152-157.
3. Баторова Е. Б., Ахмадулина С. З. Нетрадиционные религии в Бурятии (1990-е — 2000-е гг.). — Улан-Удэ, 2010. — 192 с.
4. Информационный центр Фалунь Дафа [Электронный ресурс]. — URL: http://www.faluninfo.ru/ (дата обращения: 07.03.2015).
5. Книга о проблеме культа Фалуньгун // Китайская асоциация по изучению культов / пер. с кит.
М. Сушко. — Киев, 2010. — 136 с.
6. Кухаренко Н. В. Фалуньгун — духовная практика или секта? / Н.В. Кухаренко // Религиоведение №4. — 2002. — С. 150-155.
7. Ли Хунчжи. Чжуань Фалунь. — М., 1999. — 339 с.
8. Мэйтас Д., Килгур Д. Отчет о проверке утверждений об извлечении внутренних органов у последователей Фалуньгун в Китае. — Оттава, 2006. — 41 с.
9. Рабогошвили А. А. Религиозное движение Фалуньгун в контексте политических отношений КНР и США / / Вестник Бурятского государственного университета. — Улан-Удэ, 2007. — Вып. 9. — С. 267-271.
10. Фалуньгун — культ ненависти: сб. материалов / сост. Т. А. Квитковская. — Москва-Таруса: Общественный комитет по правам человека, 2008. — 50 с.
11. Фалунь Дафа — это хорошо! [Электронный ресурс]. — URL: http://falundafa.udm.ru/fldfii_a_10. htm (дата обращения: 09.09.2009).
12. Холокост — 2, длящийся 10 лет // Фалунь Дафа в мире. — 2009. — С. 1.
13. Чжэн И. Зло и вред Фалуньгуна. — Пекин, 2007. — 72 с.
14. Экстремизм секты Фалуньгун: сб. материалов. — М., 2008. — 62 с.
References
1. Akhmadulina S. Z. Netraditsionnye religioznye ob"edineniya v Buryatii v 1990-e — nachale 2000-kh gg. [Non-traditional religious associations in Buryatia in the 1990s - early 2000 p.]. Saarbrucken, Germany. 2012. P.141-147.
2. Akhmadulina P. Z. Falun'gun: novaya sinkreticheskaya religiya ili totalitarnaya sekta? (problemy regional'noy i pravovoy identifikatsii) [Falun Gong: A new syncretic religion or a totalitarian sect? (regional issues and legal identification)] Spirituality - Science - Society: Problems and prospects of interaction: Materials of the II International scientific and practical conference on November 1—2, 2012. Penza-Saratov-Seney, 2012. P.152-157. Dostup: URL http: elibrary.ru item.asp?id=18149075.
3. Batorova E. B., Akhmadulina P. Z. Netraditsionnye religii v Buryatii (l990-e-2000-e gg.) [Non-traditional religions in Buryatia (1990s-2000s)]. Ulan-Ude. 2010. 192 p.
4. Informatsionnyy tsentr Falun' Dafa [Falun Dafa Information Center]. — ofitsial'nyy sayt organizatsii. Dostup: URL http: www.faluninfo.ru . Data obrashcheniya: 07.03.2015 g.
5. Kniga o probleme kul'ta Falun'gun (per. s kit.) [Falun Dafa Information Center] Kitayskaya aasotsiatsiya po izucheniyu kul'tov, per. s kit. M. Sushko. Kiev. 2010. 136 p.;
6. Kukharenko N. V. Falun'gun — dukhovnaya praktika ili sekta? [Falun Gong - a spiritual practice or a sect?] Religiovedenie — Religious №4. 2002. P. 150-155;
7. Li Khunchzhi Chzhuan' Falun' [Zhuan Falun] Moscow. 1999. 339 p.
8. Meytas D., Kilgur D. Otchet o proverke utverzhdeniy ob izvlechenii vnutrennikh organov u posledovateley Falun'gun v Kitae [Report into Allegations of Organ Harvesting of Falun Gong Practitioners in China]. Ottava. 2006. 41 p.
9. Rabogoshvili A.A. Religioznoe dvizhenie Falun'gun v kontekste politicheskikh otnosheniy KNR i SShA [Falun Gong religious movement in the context of the political relations between China and the US] Vestnik Buryatskogo gosuniversiteta - Bulletin of the Buryat State University. Vyp. 9. Ulan-Ude. 2007. P.267-271.
10. Falun'gun — kul't nenavisti: Sbornik materialov [Falun Gong - a cult of hatred: Collection of materials] Sost. T. A. Kvitkovskaya. — Moscow. 2008. 50 p.
11. Falun' Dafa — eto khorosho! [Falun Dafa - it's good!] Dostup: http: falundafa.udm.ru fldfii_a_10.htm Data obrashcheniya: 09.09.2009.;
12. Kholokost — 2, dlyashchiysya 10 let [Holocaust - 2, which lasts 10 years] «Falun' Dafa v mire» (2009 god). P. 1.
13. Chzhen I. Zlo i vred Falun'guna [The evil and harm of Falun Gong]. Pekin, 2007. 72 p.;
14. Ekstremizm sekty Falun'gun: sb. Materialov [Extremism of Falun Gong: Sat. materials]. Moscow. 2008. 62 p.