УДК 327 (73+510)
А.А. Рабогошвили, аспирант, ИМБТ СО РАН, Улан-Удэ
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КНР И США В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ ФАЛУНЬГУН
Научные интересы: духовная культура Китая в настоящее время, особенно, в связи с новыми религиозными движениями. Проблема взаимосвязи религии и государства, религии и политики в современной КНР
В статье затрагивается актуальная на сегодняшний день проблема политических отношений между США и КНР в связи с деятельностью религиозного движения Фалуньгун. Автор исходит из того, что в политике США в отношении данного религиозного движения присутствуют некоторые скрытые мотивы, связанные с внутренними проблемами в США и геополитической обстановкой в мире ■
A.A. Rabogoshvili, graduate student, Ulan-Udae
POLITICAL RELATIONS BETWEEN THE USA AND CHINA IN THE CONTEXT OF RELIGIOUS
MOVEMENT FALUN GONG
The report deals with the problem of geopolitical opposition between the USA and China that reveals itself in the persecution of the religious movement Falun gong by Chinese authorities and the support given to the movement by the United States.
The author supposes that the USA has some covert motives providing support to Falun gong, connected with the internal problems in the US and the geopolitical situation in the world ■
* * *
Последняя декада XX в. - начало XXI в. связаны с появлением на мировой арене новой супердержавы в лице Китайской Народной Республики (КНР). Стремительное развитие экономики и возрастающее влияние во всем мире, наряду с естественными факторами, такими как огромная территория страны, многочисленное население и самобытная культура, делают КНР одним из лидеров мирового сообщества и в этом новом для Китая статусе превра-
щают его в одного из главных конкурентов другой супердержавы - США.
Говоря о взаимоотношениях КНР и США в настоящее время, можно на первый взгляд охарактеризовать их как достаточно стабильные и партнерские. Так, в апреле 2006 г. в ходе официального визита в США председателя КНР Ху Цзиньтао две стороны подписали соглашение о взаимном сотрудничестве, а также констатировали факт, что «между двумя государствами не существует
серьезных разногласий, за исключением некоторых нерешенных вопросов в области внутренней политики КНР» [1]. К числу таких «нерешенных вопросов» КНР, с точки зрения США, относится проблема нарушения прав личности, ущемления свободы слова и вероисповедания в этой стране и, в частности, преследование на своей территории членов скандально известного религиозного движения Фалуньгун.
Религиозное движение Фалуньгун (Фалунь Дафа) было основано на террито-рии КНР в 1992 г. практикующим мастером цигун Ли Хунчжи. С тех пор данное движение начало распространяться по всей стране, а затем и вне Китая, получив популярность во многих европейских странах, а также в США. В 1999 г., после того как активисты Фалуньгун устроили акцию протеста в Пекине, правительство КНР официально запретило деятельность данной религиозной организации на территории страны. В период с 1999 по 2007 гг. члены религиозного движения Фалуньгун в Китае подверглись массовым арестам и репрессиям, на территории страны были закрыты многие школы цигун, а сам Ли Хунчжи еще в 1997 г. со своей семьей перебрался на постоянное жительство в США.
Как может показаться, требование США прекратить гонения на Фалуньгун в Китае гуманистически обоснованно и может рассматриваться в общем русле внешней политики США, связанной с установлением демократических принципов и свобод во всем мире. Однако при более глубоком рассмотрении данной проблемы у исследователя возникают сомнения по поводу истинной связи США с Фалуньгун. В частности, вызывает настороженность настойчивость США в намерении убедить КНР прекратить гонения на Фалуньгун; оказание поддержки (в том числе и финансовой) различным ячейкам Фалуньгун и средствам массовой информации данной организации, а также убедительный отказ США выдать властям
КНР основателя Фалунь Дафа Ли Хунчжи.
Вероятно, в политике США в отношении данного религиозного движения присутствуют некоторые скрытые мотивы, связанные с внутренними проблемами в самих США и геополитической обстановкой в мире. Именно в этом ракурсе мы рассматриваем обозначенную проблему.
Прежде всего, необходимо в целом остановиться на проблеме восприятия Китаем роли США на мировой арене и в Тихоокеанском регионе. Известно, что США являются активным сторонником независимости Тайваня от КНР, а также участником договора по безопасности с Японией. Кроме того, за последние годы США значительно улучшили политические отношения со многими странами-соседями КНР, такими как Филлипины, Индонезия, Малайзия, Монголия, что не могло не вызвать обеспокоенность у официального Пекина.
Наряду с этим на отношения КНР и США в конце XX в. повлияли, по меньшей мере, четыре важных события, повлекшие новую волну взаимного недоверия и упреков со стороны двух стран. Первым таким событием стали обвинения в адрес КНР по поводу шпионажа и хищения у США некоторых ядерных разработок. В опубликованном в 1999 г. Докладе Кокса утверждалось, что незаконная деятельность КНР носила систематический характер и могла привести к ядерному паритету двух держав [The Cox Committee Report 1999].
Вторым событием в этом ряду стало случайное попадание снаряда в здание китайского посольства в Белграде 8 мая 1999 г. в ходе военной кампании НАТО в Югославии. Многие политически чувствительные граждане КНР поспешили тогда увидеть в этом происшествии акт агрессии против Китая [2].
Третьим событием, произошедшим в том же году, стало заявление, сделанное Президентом Тайваня Ли Дэнхуэем о том, что отношения Тайваня с континентальным
Китаем являются отношениями между двумя равными государствами. Слова Президента непризнанной в Китае республики вызвали бурю протеста и критики, в том числе и в адрес США [3].
Наконец, четвертым событием, повли -явшим на развитие отношений между КНР и США, произошедшим в 1999 г., стал официальный запрет религиозного движения Фалуньгун. После того, как активисты движения устроили митинги протеста в различных городах Китая, китайское правительство заявило о том, что Фалуньгун является «злостной сектой» («се цзяо»), отныне запрещенной на территории КНР. Более того, как только ячейки Фалуньгун начали активно создаваться вне Китайской Народной Республики - в странах Европы, Канаде и особенно в США, правительство КНР столкнулось с проблемой идеологического противостояния с набирающим силу движением, уже имеющим статус международного, численность которого, по разным источником, равнялась 70...100 млн чел.
Сразу после запрета Фалуньгун опре-делилось отношение к нему со стороны США. Несмотря на просьбы властей КНР выдать им основателя движения Фалуньгун Ли Хунчжи, Палата Представителей Конгресса США единогласно проголосовала за то, чтобы предоставить этому человеку политическое убежище в своей стране. Это решение в очередной раз ухудшило взаимопонимание между двумя державами и дало повод для взаимных упреков.
К числу основных доводов, приводи -мых официальным Китаем в качестве обоснования репрессий против Фалуньгун, является то, что это движение якобы сознательно было создано некоторыми враждебными КНР силами и является частью плана по дестабилизации обстановки в стране. При этом зачастую к таким силам относят американские спецслужбы. Правительство США неоднократно опровергало подобные обвинения в свой адрес. Несмотря на отсутствие
конкретных фактов участия в создании Фалуньгун американской разведки, некоторые косвенные свидетельства в пользу данного предположения все же существуют.
Так, известно, что ЦРУ принимало активное участие в подготовке событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь в Пекине. Есть сведения, что ЦРУ также оказывало поддержку сепаратистам в различных районах Китая, прежде всего, в Тибете и Синьцзяне [5].
В Интернете нами были найдены мно -гочисленные ссылки в связи с именем полковника Роберта Хелви, директора Института имени Альберта Эйнштейна (Albert Einstein Institution) [4, 5]. Известно, что данная организация была создана в 1983 г. в США в целях разработки методов «ненасильственной войны» в странах с неустойчивыми демократическими режимами. Находясь под патронажем Национального Фонда Развития Демократии (NED) и Фонда Сороса, данная организация с момента создания заявила о себе в различных регионах мира, например, на Балканах, в Восточной Европе, ЮгоВосточной Азии. Сам полковник Р. Хелви длительное время служил в Юго-Восточной Азии. Как указывает Б. Раман, бывший начальник внешней разведки Индии Хэлви «был офицером Агентства по разведке Пентагона. Сначала он служил во Вьетнаме, а затем с 1983 по 1985 гг. являлся военным атташе в Янгоне (Мьянмар), где занимался организацией мьянмарских студентов для выступления против Аунг Сан Куи...
В Гонконге он обучал студенческих лидеров из Пекина технологиям массовых выступлений, которые они впоследствии применили в 1989 г. во время событий на «Тяньаньмэне» [7].
Неслучайно именно в США деятели Фалуньгун нашли наиболее мощную поддержку и наибольшее число сторонников. Так, по мнению китайских экспертов из Института Американских исследований, решающую роль во внешних отношениях США, как впрочем, и Китая, играют, так называе-
мые, внутренние факторы [6]. Согласно этой точки зрения, Конгресс США, средства массовой информации, военно-промышленный комплекс, группы в поддержку прав человека используют проблему Фалуньгун в своих интересах. Поэтому администрация как Б. Клинтона, так и Дж. Буша вынуждена соразмерять свой политический курс в отношении Китая с конкретной обстановкой внутри страны.
Что касается Китая, в настоящее время там, как никогда, сильны националист -ческие тенденции, в связи с чем такое проамериканское движение, как Фалуньгун, очевидно, не может не вызывать среди населения этой страны сильное чувство неприятия.
Одним из важнейших факторов, опре -деляющих внутреннюю политику обоих государств, является положение религии в обществе. Известно, что в США религиозный фактор в политике играет огромное значение. Особенно большую ценность религиозность представляет для республиканской администрации, которая традиционно считает защиту нравственных идеалов в обществе своей приоритетной задачей. В то же время, именно Китай представляет наиболее типичный вариант светской страны, в политике которой религиозный фактор до последнего времени играл минимальное значение [там же]. В настоящее время, несмотря на зафиксированный рост числа верующих в Китае, большинство населения относит себя к непринадлежащим к той или иной вере. Эта тенденция становится особенно примечательной на фоне позиции официальных властей КНР, для которых борьба с религиозными суевериями и предрассудками стала основой политики в области религии. Причем, если первые шаги в рамках этого курса были сделаны при председательстве Цзян Цземиня, то в дальнейшем политика подавления «злостных сект» продолжилась при его приемнике - Ху Цзиньтао. Так, в 2006 г. при непосредственном руководстве Ху Цзиньтао в КНР был
принят особый список инструкций, которым должен руководствоваться каждый член Коммунистической партии Китая (КПК). Речь идет о так называемых «Восьми достоинствах и восьми недостатках» («Ба жун, ба чши»), перечне социально одобряемых форм поведения. Приведем этот список [8]:
1) люби свою страну и не причиняй ей вреда;
2) служи народу и никогда не предавай его;
3) руководствуйся научными знаниями и избегай суеверий;
4) будь трудолюбив и не ленись;
5) уважай коллектив и не старайся за -работать за чужой счет;
6) будь честен и надежен; не жертвуй этикой ради выгоды;
7) будь дисциплинирован и законопослушен; не нарушай законы;
8) живи скромно и умеренно; не гонись за роскошью.
Как видно из этого перечня, пункт о необходимости руководствоваться именно научными знаниями и избегать религиозных суеверий занимает далеко не последнее место среди остальных императивов. Думается, что целью принятия данного списка инструкций является борьба с теми чиновниками и членами КПК, которые заняли либеральную позицию в отношении религии в КНР или, что еще более нежелательно, покинули ряды партии, вступив в ряды религиозных движений, вроде Фалуньгун.
Интересно, что принятие «Восьми достоинств и восьми недостатков» непосредственно предшествовало визиту председателя КНР Ху Цзинтао в США. Именно во время этого визита произошел инцидент, который по своей политической окраске, сопоставим с указанными событиями 1999 г.; 20 апреля 2006 г. в ходе проведения приветственной церемонии перед Белым домом мероприятие было прервано активисткой Фалуньгун, которая публично выкрикнула несколько фраз на английском и китайском
языках. В частности, Президенту США было адресовано: «Господин Буш, не давайте ему преследовать Фалуньгун!», а председателю КНР - «Ху, твои дни сочтены!», также прозвучало: «Прекратите пытки и насилие! Фалунь Дафа - это благо!» [8]. Задержанной правонарушительницей оказалась постоянно проживающая в США китаянка Ван Вэньи. По задержании Ван Вэньи было предъявлено обвинение в «действиях, сознательно направленных на устрашение и принуждение официального лица иностранного государства, находящегося при исполнении служебных обязанностей» [там же]. По закону США, за данное преступление правонарушительница должна получить максимум шесть месяцев ареста и штраф в 5 тыс. долларов. Еще в 2001 г. Ван Вэньи впервые совершила акт «устрашения», когда во время визита председателя КНР Цзян Цзэминя на Мальту она проскочила через кордон и попыталась вступить с руководителем КНР в полемику [МИЬапк, 2006].
Во всех этих происшествиях удивле-ние вызывает реакция официальных Соединенных Штатов. Власти США не только не пытаются серьезно воспрепятствовать акциям Фалуньгун, они фактически оказывают поддержку этому движению.
За то время, пока религиозное движе -ние Фалуньгун функционирует на террито-рии США, сотни американских политиков и управленцев подписали письма и прокламации в поддержку Фалуньгун, среди них, например, мэр американского города Сан-Хосе, а также члены делегации Конгресса от штата Калифорния [ШЬтап, 2001].
В 2003 г. Конгресс Соединенных Штатов принял Резолюцию № 304, призывающую правительство КНР остановить преследование религиозного движения Фалуньгун в Китае, а также прекратить всякого рода деятельность, направленную на подрыв Фалуньгун на территории США. В данной резолюции, проведенной в парламент конгрессменом Рос-Лехтинен из штата Флорида,
дается ссылка на Конституцию Китайской Народной Республики, на международные соглашения в области защиты свободы совести, собрания и слова, а также на раздел в Международном Акте в защиту свободы религий (1998 г.). Кроме того, Резолюция № 304, как было отмечено, требует от правительства КНР немедленного прекращения всех операций, проводимых китайскими агентами против членов движения Фалуньгун на территории США. В целом данный документ, обращенный непосредственно к руководству КНР, выдвигает следующие требования [9]:
1) правительство КНР прекращает любые преследования членов Фалуньгун как на территории США, так и на территории самого Китая с освобождением всех заключенных на свободу;
2) Президент США в своем обращении осуждает эти незаконные действия и делает все, чтобы призвать виновных к ответу;
3) генеральный прокурор расследует дела, связанные с проявлением насилия и угроз в отношении членов Фалуньгун на территории США со стороны консульства КНР и отвечает соответствующими юридическими санкциями;
4) правительство на местах заявляет о всех незаконных действиях и продолжает признавать и оказывать поддержку движению Фалуньгун.
К числу связанных с Фалуньгун орга-низаций, активно включенных в организацию критики властей КНР, относится газета «Великая Эпоха». В настоящее время тираж данного издания составляет около 1,5 млн экземпляров, а штаб-квартира организации располагается в Нью-Йорке [10]. Кроме того, у «Великой Эпохи» имеется обширная сеть филиалов и многочисленный персонал во многих странах мира. На период 2006 г. данная газета была доступна в печатном варианте на десяти языках, а в Интернете - на семнадцати языках. Став своеобразным рупором китайских диссидентов в США, «Ве-
ликая Эпоха» не раз публиковала на своих страницах критику в адрес КПК. Наиболее известным выпадом организации против правительства Китая стала публикация в 2004 г. на китайском языке серии брошюр под названием «Девять критик Коммуниста -ческой партии» («Цзю пин гун чан дан»), в которой авторы публикации с критических позиций выразили свое понимание роли Партии в истории КНР со дня ее основания и по наши дни. Обратим также внимание на тот факт, что в 2005 г. «Девять критик» получили награду Азиатско-Американской ассоциации журналистов, что, на наш взгляд, свидетельствует об определенной популярности излагаемых в данной брошюре идей [11].
В то время, как влияние Фалуньгун продолжает усиливаться как среди политиков, так и в журналистских кругах США, представители КНР в США настаивают на том, что движение Фалуньгун является опасной сектой, которая пытается всеми силами привлечь на свою сторону как можно больше сторонников из числа людей, обладающих властью.
По словам некоторых экспертов, руководство Фалуньгун также намеренно пошло на затемнение некоторых постулатов своего учения, якобы, в целях приобретения большего числа поклонников на западе. Так, известно, что в учении Фалуньгун существование людей от смешанных браков, число которых в Калифорнии достигает более полтора миллиона, объясняется вмешательством инопланетных сил, стремящихся помешать прогрессу человечества [ШЬтап 2001].
Что касается основателя Фалуньгун Ли Хунчжи, он в течение определенного времени проживал в Нью-Йорке, в районе Куинс. Кроме того, он являлся владельцем собственной редакционной компании, кото -рая занимается помимо прочего продажей книг и видеофильмов о Фалуньгун [там же].
В заключение нам хотелось отметить наше собственное видение проблемы. Мы полагаем, что процесс превращения Китая в новую супердержаву XXI в. немыслим без разрешения некоторых важных задач, к числу которых относится проблема свободы совести, вероисповедания и слова. Однако при этом необходимо четко разграничивать два совершенно разных явления, а именно: государственную поддержку религии в целях укрепления моральных устоев общества и нравственности человека, с одной стороны, и факты использования религиозных идей и организацию религиозных движений для достижения тех или иных частных или государственных интересов - с другой.
ЛИТЕРАТУРА
1. The Cox Committee Report: An Assessment, Center for International Security and Cooperation, Stanford University, December 1999, pp. 11-12
2. Dana Milbank China and Its President Greeted by Host of Indignities", The Washington Post, Friday, April 21, 2006, pp. 22
3. Sarah Lubman A Chinese Battle on U.S. Soil, 2001
Сайты интернета:
[I] - news.bbc.co.uk/2/hi/asia-pacific/4922162.stm[ 2] - en.wikipedia.org/wiki/NAT O_ Bombing_of_the_Chinese_embassy_in_Belgrade
[3] - www.fas .org/news/taiwan/1999/991210-taiwan1 .htm
[4] - www.tibet.ca/wtnnews.htm
[5] - www.workers.org/ww/1999/tibet0826.php
[6] - http://www.asiafoundation. org/pdf/chinauscrossroads_aria.pdf.
[7] - onlinejour-
nal.com/artman/publish/article_308.shtml.
[8] - http://news3.xinhuanet.com/english/2006-10/18/content
[9] - http://en.wikipedia.org/wiki/Wenyi Wang
[10] - http://[email protected]
[II] - http://en.wikipedia.org/wiki/The Epoch Times [12] - http://www.aaja.org/programs/awards/ 2006_06_07_01