Научная статья на тему 'Особенности конституционно-правового регулирования религиозной деятельности в контексте устойчивого развития европейских стран'

Особенности конституционно-правового регулирования религиозной деятельности в контексте устойчивого развития европейских стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
933
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ОФИЦИАЛЬНАЯ РЕЛИГИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ РЕЛИГИЯ / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / СВОБОДА СОВЕСТИ И РЕЛИГИОЗНЫХ УБЕЖДЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ивашкевич Е.Ф.

В статье рассматриваются основные направления и проблемы религиозной политики государства на примере ряда европейских стран, особенности взаимодействия государства и основных конфессий, конституционно-правового регулирования статуса религиозных организаций на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of constitutional and legal regulation of the religious activity in the context of sustainable development of the European countries

The article determines the main directions and problems of religious policy of the state on the example of a number of European countries, peculiarities of interaction between the state and the main confessions, constitutional and legal regulation of the status of religious organizations at the present stage.

Текст научной работы на тему «Особенности конституционно-правового регулирования религиозной деятельности в контексте устойчивого развития европейских стран»

УДК 342.7(4):2-74

Е. Ф. ИВАШКЕВИЧ,

кандидат педагогических наук, доцент, Витебский государственный университет имени П. М. Машерова, г. Витебск, e-mail: elena.ivashkevich@bk.ru

особенности конституционно-правового регулирования религиозной деятельности в контексте устойчивого развития европейских

СТРАН

В статье рассматриваются основные направления и проблемы религиозной политики государства на примере ряда европейских стран, особенности взаимодействия государства и основных конфессий, конституционно-правового регулирования статуса религиозных организаций на современном этапе.

Ключевые слова: религиозная организация, официальная религия, традиционная религия, светское государство, свобода совести и религиозных убеждений.

A. F. IVASHKEVICH,

Candidate of Pedagogics, Associate Professor Vitebsk state university named after P. M. Masherov,

e-mail: elena.ivashkevich@bk.ru

the peculiarities of constitutional and legal regulation of the religious activity in the context of sustainable development of the european

countries

The article determines the main directions and problems of religious policy of the state on the example of a number of European countries, peculiarities of interaction between the state and the main confessions, constitutional and legal regulation of the status of religious organizations at the present stage.

Keywords: religious organization, official religion, traditional religion, secular state, freedom of conscience and religious beliefs.

Огромное влияние на сознание и поведение людей, их взгляды и представления в современном мире оказывают религиозные конфессии и общины. Их роль и влияние во многом зависят от религиозных традиций, количества религиозных организаций и степени доминирования в обществе. Следует констатировать, что роль религиозных общин значительно велика в монорелигиозных странах, а в полирелигиозных странах гораздо меньше.

Так, в Великобритании на официальном юридическом уровне закреплено понятие «официальная религия». Главой и приверженцем «Церкви Англии»

официально является монарх. Во время коронации он дает обязательства защищать права и интересы Англиканской церкви. Монаршей властью по представлению Премьер-министра назначаются на высшие церковные должности епископат и настоятели соборов. Необходимо отметить, что два архиепископа (Кентерберийский и Йоркский), а также 26 епископов являются членами Палаты лордов в качестве духовных пэров. Заседания палат Парламента Великобритании начинаются с молитвы, которую читает священник Англиканской церкви. До сих пор браки, оформленные священнослужителями Церкви Англии, имеют юридическую силу.

Евангелическая лютеранская церковь как официальная религия закреплена на конституционном уровне также в Швеции и Дании. В соответствии с п. 4 части 1 Конституции Дании «Евангелическая лютеранская церковь является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства» [1]. Согласно форме правления Швеции монарх, а также принцы и принцессы должны быть приверженцами этой веры. В противном случае иное вероисповедание может стать причиной лишения права на наследование престола [2]. На законодательном уровне закреплен статус традиционных конфессий в Ирландии, Испании, Финляндии, Франции, Болгарии, Греции и ряде других государств.

В нормативных правовых актах ФРГ официально признаны в качестве «субъектов публичного права» Римско-католическая, Лютеранская церкви, иудаизм, в некоторых землях и православные общины, государство достаточно активно участвует в финансировании церковных социальных учреждений. Ст. 4 Конституции закрепляет «нерушимость свободы верования, совести, религиозных и мировоззренческих убеждений, беспрепятственное отправление религиозных обрядов» [3]. Согласно конституционному законодательству, никто не обязан объявлять о своих религиозных убеждениях. Власти вправе спросить о принадлежности к религиозной общине лишь постольку, поскольку от этого зависят права и обязанности личности или этого требует официальный статистический учет. Запрещено принуждение к участию в церковных обрядах или празднествах либо к использованию религиозной формы присяги. Конституции некоторых земель регулируют отношения государства и церквей достаточно подробно. Так, ст. 142-150 Конституции Баварии гарантируют государственную защиту священников при исполнении ими своих обязанностей. Запрещается и карается любое публичное поношение религии, ее учреждений, священников, членов монашеских орденов в качестве служителей религии.

Конституционное законодательство Австрийской Республики включает понятия: «признанная законом церковь или религиозное общество», «признанное законом религиозное учение». Исторически признанными считаются Римско-католическая Церковь (в соответствии с Конкордатом между Австрийской Республикой и Ватиканом от 5 июля 1933 г.), Аугсбургская, Швейцарская и Православная церкви (согласно Закону от 23 июня 1967 г.), иудаизм (Закон 1984 г., с изм. и доп.), ислам (Закон от 15 июля 1917 г., с изм. и доп. 1988 г.) [4].

Конституция Бельгии закрепляет понятие «признанная религия» (§ 1 п. 5 ст. 24). В ней предусмотрена возможность духовного и религиозного обучения за счет государства (§ 3 п. 2 ст. 24). Государство обязано выплачивать жалованье и пенсии служителям культа. В их число входят представители 6 конфессий, которые доказали своим служением пользу обществу и получили его признание [5].

Можно говорить о наличии противоречий в определении правового статуса конфессий в конституциях Греции и Болгарии. Конституция Греции, с одной стороны, провозглашает свободу «известных религий» и запрещает прозелитизм (п. 1-2 ст. 13), с другой стороны, закрепляет положение о господствующей религии - восточно-православной церкви (ст. 3). Для преамбулы характерен религиозно-молитвенный характер. Однако в Конституции устанавливается одинаковый надзор государства как за служителями господствующей, так и всех известных религий, признаются за ними одинаковые обязательства [6]. Конституция Болгарии 1991 г. также провозглашает свободу вероисповедания, равноправие и отделение религиозных учреждений от государства (п. 1-2 ст. 13). Однако в той же ст. 13 устанавливается в качестве традиционной религии восточно-православное вероисповедание [7]. Ученые-конституционалисты неоднократно подчеркивали эту непоследовательность.

Конституционное закрепление государства светским, как правило, включает в себя следующие конституционные нормы:

равенство религиозных конфессий (так, согласно ст. 14 Конституции, Российская Федерация объявляется светским государством, где никакая религия не может быть установленной «в качестве государственной или обязательной». Провозглашается принцип равенства перед законом и отделенности от государства религиозных объединений [8];

свобода совести и вероисповедания, запрет преследования по религиозным основаниям, принуждения к даче сведений о религиозных взглядах. Например, в соответствии со ст. 28 Конституции Российской Федерации, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»; ст. 41 Конституции Португальской Республики: «Свобода совести, религии и культа неприкосновенны. Никто не может преследоваться, лишаться прав или освобождаться от гражданских обязанностей и обязательств из-за своих религиозных убеждений или религиозной деятельности. Никакие органы власти не вправе никому задавать вопросы об убеждениях или религиозной деятельности, за исключением сбора статистических данных анонимного характера. Никого даже нельзя преследовать за отказ отвечать на указанные вопросы») [9];

право религиозных организаций на независимую, самостоятельную деятельность (ст. 16 Хартии основных прав и свобод Чешской Республики

гласит: «Церкви и религиозные общины самостоятельно управляют своими делами, в частности, учреждают свои органы, определяют своих духовных лиц, основывают монастыри и другие церковные учреждения, независимые от государственных органов»» [10]; п. 3-6 ст. 137 Германской Конституции 1919 г. (действует и в настоящее время) закрепляет: «Каждое религиозное общество самостоятельно устраивает свои дела и управляет ими в границах обязательного для всех закона, замещает свои должности без участия государства или гражданской общины. Религиозные общества приобретают правоспособность на основании общих предписаний гражданского права... остаются публично-правовыми корпорациями, поскольку они таковыми уже были. Другим религиозным обществам должны быть предоставлены по их ходатайству такие же права, если по своему устройству и числу членов они дают гарантию длительного существования. Если несколько подобных публично-правовых обществ объединяются в союз, то такой союз также является публично-правовой корпорацией. Религиозные общества, являющиеся публично-правовыми корпорациями, имеют право взимать налоги на основании гражданских налоговых списков в соответствии с положениями права земель) [11];

отделение церкви от государства, от школы, разграничение сфер их деятельности (ст. 99 Конституции Латвии «Церковь отделена от государства»; ст. 41 Конституции Хорватии: «Все религиозные общины равны перед законом и отделены от государства. Религиозные общины в соответствии с законом имеют право свободно и публично отправлять религиозные обряды, учреждать школы, училища, иные заведения, социальные и благотворительные учреждения и управлять ими. В своей деятельности они пользуются защитой и помощью государства») [12; 13];

правовая основа взаимодействия государства и церкви (ч. 4 ст. 25 Конституции Польши 1997 г.: «Отношения между Республикой Польша и Католическим костелом определяются международным договором, заключенным с Апостольским престолом, законами») [14];

нормативные правовые основы статуса религиозных организаций, некоторые имущественные права церкви, особенности их реализации и пределы (ч. 6 ст. 10 Конституции Албании 1998 г.: «Религиозные объединения имеют статус юридического лица. Они независимы в управлении своими капиталами согласно своим принципам, правилам и канонам, без учета третьих интересов»; ч. 2 ст. 138 Веймарской Конституции Германии 1919 г.: «Собственность и другие права религиозных обществ и религиозных союзов на их учреждения, вклады и прочее имущество, предназначенное для целей богослужения, учебных и благотворительных, гарантируется») [15; 11].

Подобная модель взаимодействия конфессий и государства существует во Франции, Италии, Венгрии, Чехии, странах СНГ и многих других государствах.

Конституция Италии в качестве конституционно-правовых основ общественного устройства закрепляет важнейшую роль различных церквей. Их ста-

тус определен ст. 3, 7, 8 раздела «Основные принципы», а также ст. 19 и 20. Ввиду того, что более 90 % населения страны являются католиками, статусу католической церкви посвящена отдельная конституционная статья. Согласно ст. 7 Конституции, «государство и Католическая церковь независимы и суве-ренны в принадлежащей каждому из них сфере». Более детально их взаимодействие регулируется Латеранскими пактами 1929 г. в современной редакции. Причем они предусматривают ряд преимуществ за католической церковью с целью обеспечения «духовного единства нации» (экстерриториальность папских загородных резиденций, обеспечение общественного порядка, средств связи, водоснабжения Ватикана, освобождение священнослужителей от обязанностей военной службы, признание гражданской эффективности канонического брака и др.). Ст. 8 Конституции Италии декларируется свободное и равное существование перед законом некатолических конфессий, их право создавать организации согласно своим уставам [16].

В Российской Федерации, Литве, Латвии, Чехии, Словакии и ряде других стран в связи с изменениями общественно-политического строя относительно недавно были приняты новые специальные законы о свободе совести и статусе религиозных организаций. В них закреплены приоритеты исторически традиционных вероисповеданий, определены испытательные сроки для впервые зарегистрированных религиозных течений, установлены законодательные ограничения для их деятельности.

Например, в ст. 3 Федерального закона Российской Федерации предусматривается возможность ограничения свободы совести и свободы вероисповедания в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов личности, обеспечения обороны страны и безопасности государства; категорически запрещается умышленное оскорбление религиозных чувств граждан, пропаганда религиозного превосходства, порча имущества, размещение текстов, изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан [17].

Республика Беларусь также провозглашает конституционный принцип светскости государства. Статья 16 Конституции Республики Беларусь подчеркивает, что религии и вероисповедания равны перед законом. Государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии, определение им религиозной принадлежности, не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, государственных учреждений и органов местного самоуправления. Обеспечивается светский характер образования, не допускается создание и анонимная деятельность религиозных организаций. Однако на основании письменных заявлений родителей, самих совершеннолетних учащихся во внеурочное время разрешено взаимодействие с зарегистрированными религиозными организациями с учетом их влияния на формирование духовно-культурных и государственных традиций народа Беларуси. Деятельность религиозных объединений защищена от государственного вмешательства, если она не противоречит законодательству Республики Беларусь [18].

В Законе Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» заложены основные концептуальные положения, касающиеся гарантирования равенства прав верующих и неверующих граждан, определения условий создания, государственной регистрации и ликвидации религиозных организаций, их прав и условий деятельности, повышения роли и функционального значения органа государственного управления по делам религий и другие. В Преамбуле Закона заявлена «определяющая роль Православной церкви в историческом становлении и развитии духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа». Вместе с тем также отмечается духовная, культурная и историческая роль Римско-католической Церкви, Евангелическо-лютеранской Церкви, ислама и иудаизма на территории Беларуси. Определяющими требованиями данного Закона являются запрещение пропаганды и агитации, создание религиозных объединений, разжигающих национальную и религиозную ненависть, дискриминацию, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя, нарушение территориальной целостности, создание вооруженных формирований. Запрещено установление какой-либо религии в качестве государственной [19].

Согласно ст. 39 Закона Республики Беларусь «О свободе совести и религиозных организациях» предусмотрена юридическая ответственность в случае нарушения законодательства Республики Беларусь о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях, а именно: за создание и деятельность религиозных организаций и их членов, направленную против суверенитета, целостности конституционного строя Республики Беларусь, гражданского согласия, связанную с нарушением прав и свобод граждан; создание религиозных организаций в государственных органах и учреждениях, воинских частях и учреждениях образования; вовлечение несовершеннолетних в религиозные общины помимо их воли, без согласия родителей; осквернение культовых предметов и сооружений; нарушение тайны исповеди, возбуждение религиозной вражды или розни, оскорбление граждан в связи с их религиозными взглядами. В ст. 8 Закона подчеркивается «недопущение использования государственной символики, проведения собраний, митингов, предвыборной агитации политического характера. выступлений, призывов, оскорбляющих представителей органов государственной власти, должностных лиц и отдельных граждан» [19].

Достоинством белорусского законодательства является наличие ст. 3 Закона «Основные термины и понятия, используемые в настоящем Законе», разъясняющей основные понятия и устанавливающей их единообразное применение. Следует отметить также подробную регламентацию правового статуса в ст. 10-11 органа государственного управления по делам религий. Закон вводит обязательную государственную религиоведческую экспертизу при поступлении религиозной литературы в библиотечные фонды, требуется обязательная маркировка с указанием полного наименования религиозных организаций и их конфессиональной принадлежности литературы, иных печатных, аудио-

и видеоматериалов, выпускаемых религиозными организациями. Данные положения, например, отсутствуют в соответствующем российском Федеральном законе.

Совпадает законодательство Республики Беларусь и Российской Федерации в закреплении фактически тождественных причин отказа в регистрации и ликвидации религиозных организаций. Это отражает основные тенденции развития религиозного законодательства в европейских странах на современном этапе. Деятельность религиозной организации должна быть пресечена в случае нарушения общественной безопасности государства и общественного порядка, пропаганды войны, разжигания социальной, расовой, национальной розни, человеконенавистничества, разрушения семьи, посягательства на права и свободы граждан, человеческую личность, склонение к самоубийству или отказу от необходимости медицинской помощи, в случае использования в деятельности гипноза, наркотиков, иных психотропных средств. Запрет наступает и при принуждении к совершению развратных действий, отказу от своего имущества в пользу религиозного объединения, воспрепятствовании выходу последователя из религиозного объединения с применением реальных угроз причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, призывов к совершению последователями противоправных действий, отказу от обязанностей, воспрепятствовании в получении обязательного образования.

Любая деструктивная деятельность религиозных организаций пресекается законом. Именно государство защищает от посягательств на права и свободы личности, является выразителем интересов всего общества.

В настоящее время церковь выступает активным участником борьбы за мир, против терроризма, за равноправие народов. Проблема предотвращения войн занимает важнейшее место в деятельности христианских священнослужителей. Всемирный Совет христианских церквей активно и последовательно осуждает расизм и колониализм, выделяя значительные денежные средства на поддержку антирасистских движений. Религиозные объединения принимают активное участие в решении экологических проблем. Так, Всеевропейская всехристианская ассамблея призвала христиан Европейского континента обратиться к своим правительствам с просьбой сделать все от них зависящее, чтобы предотвратить губительное использование природных ресурсов, сохранить благоприятную окружающую среду и экологическое разнообразие планеты. Так, в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что православной этике противоречит деление народов на хорошие и плохие, принижение какой-либо нации, что в ходе межэтнических конфликтов Православная Церковь не выступает на чьей-либо стороне, за исключением явного проявления агрессии, насилия или несправедливости одним из участников конфликта [20].

Религиозные объединения выполняют функции сохранения историко-культурных конфессиональных памятников, обеспечения психологической помощи и поддержки верующим, осуществления благотворительной дея-

тельности, организации духовных учебных учреждений. Однако в настоящее время обострилось поликонфессиональное соперничество. Данная тенденция в определенной степени, на наш взгляд, является следствием недостаточности материальных и финансовых ресурсов, особенно в постсоциалистических странах - отсутствие в должной степени высококвалифицированных священнослужителей, активизации проповеднической деятельности новых нетрадиционных религиозных общин. В Республике Беларусь и других постсоветских республиках ситуация осложняется пограничным конфессиональным положением государств, оспариванием права владения культовыми архитектурными сооружениями и имуществом различными религиозными конфессиями в связи с принадлежностью им данных храмов на различных исторических этапах, как правило, отсутствием закона о реституции.

В последнее время особенно актуальным становится противодействие деструктивному влиянию псевдорелигиозных организаций неоязычества, оккультизма, сатанизма и других группировок. Для пресечения и преодоления негативных последствий, предотвращения распространения идей религиозного экстремизма необходима стратегия социальной солидарности с отказом от конфронтационных идеологий, пропагандой традиционных общечеловеческих гуманистических ценностей, программными мероприятиями по повышению уровня социально-экономического развития страны и материального благосостояния населения. Духовная чистота, нравственное совершенство, терпимость, сострадание и взаимопонимание - условия спокойствия и процветания любого государства.

Список использованных источников

1. Конституция Датского Королевства от 5 июня 1953 г. // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. - М. : Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1999. - С. 303-314.

2. Конституция Швеции // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. - М. : Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1999. - С. 687-802.

3. Основной Закон Федеративной Республики Германия от 23 мая 1949 г. // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. - М. : Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1999. - С. 181-234.

4. Федеральный конституционный закон Австрийской Республики от 10 нояб. 1920 г. // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. -М. : Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1999. - С. 11-92.

5. Конституция Бельгии от 17 февраля 1994 г. [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/. - Дата доступа: 25.09.2017.

6. Конституция Греции от 11 июня 1975 г. [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/. - Дата доступа: 25.10.2017.

7. Конституция Республики Болгария от 12 июля 1991 г. [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http://worldconstitutions. га/. - Дата доступа: 25.09.2017.

8. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http:// worldconstitutions.ru/. - Дата доступа: 20.09.2017.

9. Конституция Португальской Республики от 2 апр. 1976 г. // Конституции государств Европейского Союза / под общ. ред. и со вступ. ст. Л. А. Окунькова. - М. : Изд. группа ИНФРА-М-НОРМА, 1999. - С. 521-600.

10. Конституция Чешской Республики от 16 декабря 1992 г. [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http:// worldconstitutions.ru/. - Дата доступа: 18.11.2017.

11. Из Германской Конституции от 11 августа 1919 г. [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http://worldconstitutions. ru/. - Дата доступа: 25.10.2017.

12. Конституция Латвийской Республики [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/. - Дата доступа: 22.09.2017.

13. Конституция Хорватии от 22 декабря 1990 г. [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http://worldconstitutions.ru/. -Дата доступа: 10.11.2017.

14. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. // Конституции государств Европы : в 3 т. - М. : Волтерс Клувер, 2001. - Т. 2 / под ред. Л. А. Окунькова. - С. 686-732.

15. Конституция Республики Албания от 21 октября 1998 г. [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http:// worldconstitutions.ru/. - Дата доступа: 18.10.2017.

16. Конституция Итальянской Республики от 22 декабря 1947 г. [Электронный ресурс] // Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова. - 2017. - Режим доступа: http:// worldconstitutions.ru/. - Дата доступа: 05.11.2017.

17. О свободе совести и о религиозных объединениях [Электронный ресурс] : Федеральный закон Рос. Федерации от 26 сент. 1997 г. № 125-ФЗ. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_16218/. - Дата доступа: 25.09.2017.

18. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.). - 10-е изд., стер. - Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. - 62 с.

19. О свободе совести и религиозных организациях : Закон Респ. Беларусь от 31 окт. 2002 г. № 137-3 : в ред. Закона Респ. Беларусь от 22 дек. 2011 г. № 2054-XXII) // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2017.

20. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М. : Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, 2000.

Поступила 24.11.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.