Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
348
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСПЛАНТОЛОГИЯ / ДОНОРСКИЙ МАТЕРИАЛ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / ЗАКО НОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ / РУКОВОДЯЩИЕ ПРИНЦИПЫ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ / ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЕ ОРГАНЫ / ТКАНИ ЧЕЛОВЕКА / ОПЕРАЦИЯ ПО ТРАНСПЛАНТАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

Введение. Сложности, связанные с дефицитом донорских органов, необходимых для проведений операций по их пересадке, и обусловленные этим преступления в сфере трансплантации - актуальная проблема для многих государств мира, в том числе и для нашей страны. Цель исследования. Целью исследования послужили анализ нормативно-правовой основы в сфере трансплантологии, ее оценка и внесение предложений по ее совершенствованию. Методология и результаты. Методологической основой исследования стали различные общенаучные приемы и способы познания: моделирование, анализ, синтез, формально-логический подход, частнонаучные методы. Новизной отличаются проведенный автором анализ в сфере процессов становления и формирования механизма законодательного регулирования трансплантологии в Российской Федерации, а также предложенные меры предупреждения преступлений в рассматриваемой сфере. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы могут использоваться для дальнейшего совершенствования правоотношений в сфере трансплантации органов и тканей человека. Выводы. В процессе исследования автор приходит к выводу, что небольшая по продолжительности практика законодательного регулирования анализируемой области, имеющийся ряд несостыковок различных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, а также все усиливающийся процесс развития трансплантации формируют необходимость постоянного мониторинга нормативно-правовой базы и незамедлительного принятия мер в целях недопущения серьезных правонарушений в области трансплантологии. Изменяя и дополняя действующее российское законодательство, возможно увеличить в нашей стране число легальных доноров, которые будут готовы принести в жертву свой парный орган. Кроме того, это позволит совершенствовать деятельность, связанную с защитой прав доноров, а также ужесточить ответственность медицинского персонала при допущении им нарушений процесса трансплантации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кобец Петр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR THE PREVENTION OF CRIMES IN THE FIELD OF ILLEGAL TRANSPLANTATION OF HUMAN ORGANS AND TISSUES

Introduction. The relevance of this problem is due to the fact that the diffi culties associated with the shortage of donor organs necessary for their transplantation operations and related crimes in the field of illegal transplantation are quite an urgent problem not only for many countries of the world, but also for our country. Purpose of research. The purpose of the study was to analyze the legal framework in the fi eld of transplantation, evaluate it and make suggestions for its improvement. Methodology and results. The methodological basis of the research was various General scientifi c methods and methods of cognition: modeling, analysis, synthesis, formal-logical approach, private scientifi c methods. The author's analysis of the processes of formation and formation of the mechanism of legislative regulation of Transplantology in the Russian Federation, as well as the proposed measures to prevent crimes in this area, is new. The practical significance of the research is that the findings can be used in further improving legal relations in the field of human organ and tissue transplantation. Conclusions. In the course of the research, the author comes to the conclusion that the short-term practice of legislative regulation of the analyzed area, a number of inconsistencies among various legal acts in this area, as well as the increasing process associated with the development of transplantation, creates the need for constant monitoring of the regulatory framework, and immediate measures to prevent serious problems in the field of transplantation. Changing and supplementing the current Russian legislation will allow our country to increase the number of legal donors who will be willing to sacrifice their paired organ. In addition, we should improve the activities related to the protection of the rights of donors, as well as tighten the responsibility of medical personnel if they commit violations of the transplantation process.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ НЕЗАКОННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА»

УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ, УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 343.9 П. Н. Кобец

ВНИИ МВД России

Правовые основы предупреждения преступлений в сфере незаконной трансплантации органов и тканей человека

АННОТАЦИЯ. Введение. Сложности, связанные с дефицитом донорских органов, необходимых для проведений операций по их пересадке, и обусловленные этим преступления в сфере трансплантации -актуальная проблема для многих государств мира, в том числе и для нашей страны.

Цель исследования. Целью исследования послужили анализ нормативно-правовой основы в сфере трансплантологии, ее оценка и внесение предложений по ее совершенствованию.

Методология и результаты. Методологической основой исследования стали различные общенаучные приемы и способы познания: моделирование, анализ, синтез, формально-логический подход, част-нонаучные методы. Новизной отличаются проведенный автором анализ в сфере процессов становления и формирования механизма законодательного регулирования трансплантологии в Российской Федерации, а также предложенные меры предупреждения преступлений в рассматриваемой сфере. Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные выводы могут использоваться для дальнейшего совершенствования правоотношений в сфере трансплантации органов и тканей человека.

Выводы. В процессе исследования автор приходит к выводу, что небольшая по продолжительности практика законодательного регулирования анализируемой области, имеющийся ряд несостыковок различных нормативных правовых актов в рассматриваемой сфере, а также все усиливающийся процесс развития трансплантации формируют необходимость постоянного мониторинга нормативно-правовой базы и незамедлительного принятия мер в целях недопущения серьезных правонарушений в области трансплантологии. Изменяя и дополняя действующее российское законодательство, возможно увеличить в нашей стране число легальных доноров, которые будут готовы принести в жертву свой парный орган. Кроме того, это позволит совершенствовать деятельность, связанную с защитой прав доноров, а также ужесточить ответственность медицинского персонала при допущении им нарушений процесса трансплантации.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: трансплантология, донорский материал, нормативно-правовая база, законодательное регулирование, международно-правовые акты, руководящие принципы, предупреждение преступлений, жизненно важные органы, ткани человека, операция по трансплантации.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Кобец П. Н. Правовые основы предупреждения преступлений в сфере незаконной трансплантации органов и тканей человека // Научный портал МВД России. 2020. № 4 (52). С. 26-34.

P. N. Kobets

NRI of the Ministry of Interior of the Russian

Legal framework for the prevention of crimes in the field of illegal transplantation of human organs and tissues

ABSTRACT. Introduction. The relevance of this problem is due to the fact that the difficulties associated with the shortage of donor organs necessary for their transplantation operations and related crimes in the field of illegal transplantation are quite an urgent problem not only for many countries of the world, but also for our country.

Purpose of research. The purpose of the study was to analyze the legal framework in the field of transplantation, evaluate it and make suggestions for its improvement.

Methodology and results. The methodological basis of the research was various General scientific methods and methods of cognition: modeling, analysis, synthesis, formal-logical approach, private scientific methods. The author's analysis of the processes of formation and formation of the mechanism of legislative regulation of Transplantology in the Russian Federation, as well as the proposed measures to prevent crimes in this area, is new. The practical significance of the research is that the findings can be used in further improving legal relations in the field of human organ and tissue transplantation.

Conclusions. In the course of the research, the author comes to the conclusion that the short-term practice of legislative regulation of the analyzed area, a number of inconsistencies among various legal acts in this area, as well as the increasing process associated with the development of transplantation, creates the need for constant monitoring of the regulatory framework, and immediate measures to prevent serious problems in the field of transplantation. Changing and supplementing the current Russian legislation will allow our country to increase the number of legal donors who will be willing to sacrifice their paired organ. In addition, we should improve the activities related to the protection of the rights of donors, as well as tighten the responsibility of medical personnel if they commit violations of the transplantation process.

KEYWORDS: transplantation, donor material, legal framework, legislative regulation, international legal acts, guidelines, crime prevention, vital organs, human tissue, transplantation operation.

FOR CITATION: Kobets P. N. Legal framework for the prevention of crimes in the field of illegal transplantation of human organs and tissues // Scientific portal of the Russian Ministry of internal Affairs. 2020. № 4 (52). P. 26-34 (in Russ.)

Во всем мире важнейшая роль в модернизации системы здравоохранения принадлежит одному из видов высокотехнологической медицины - трансплантации органов и тканей человека (далее по тексту - трансплантология). Врачи этой области смогли продвинуться довольно далеко в проблематике спасения и сохранения здоровья и жизни тяжело больных пациентов. На базе активных научных исследований в сфере трансплантологии проводятся многочисленные операции по трансплантации жизненно важных органов и тканей. Понятно, что пациентам, которые нуждаются в пересадке органов и тканей, необходимо месяцами ожидать операции. Именно это обстоятельство детерминирует нарушение уголовного законодательства в области трансплантологии.

Разрозненность нормативных правовых актов в сфере трансплантологии во многом способствовала многообразию подходов к разрешению многочисленных важнейших проблем в рассматриваемой области медицины. Необходимость регулярного мониторинга и совершенствования законодательной базы в сфере трансплантологии органов и тканей человека в нашей стране во многом обусловлена также активной работой в этом направлении зарубежных специалистов. Международно-правовые нормы, регулирующие правоотношения в области трансплантологии органов и тканей человека, правоведы условно подразделяют на две группы.

К первой группе нормативных правовых актов относят Всеобщую декларацию прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций (далее по тексту - ООН)

10 декабря 1948 г.1, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод, заключенную в г. Риме 4 ноября 1950 г.2, которая впоследствии была дополнена несколькими протоколами, Европейскую социальную хартию, пересмотренную в г. Страсбурге 3 мая 1996 г., регламентирующую социальные права и свободы человека, и в том числе ст. 11, закрепляющую право на охрану здоро-вья3. Российской Федерацией (далее по тексту - РФ, Россия) ратифицированы перечисленные Конвенции федеральными законами от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ4 и от 3 июня 2009 г. № 103-Ф35. Россия - страна - участница указанной Декларации и Конвенций.

1 См.: Всеобщая декларация прав человека : принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения : 23.03.2020).

2 См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 4 нояб. 1950 г. : с изм. от 13 мая 2004 г. (вместе с Протоколом № 1 : подписан в г. Париже 20 марта 1952 г., Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первым Протоколом к ней : подписан в г. Страсбурге 16 сент. 1963 г., Протоколом № 7 : подписан в г. Страсбурге 22 нояб. 1984 г.). URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_29160/ (дата обращения : 23.03.2020).

3 См.: Европейская социальная хартия (пересмотренная) : принята в г. Страсбурге 3 мая 1996 г. URL : http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120807/ (дата обращения : 23.03.2020).

4 См.: О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней : Федер. закон от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ : последняя редакция. URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18263/ (дата обращения : 23.03.2020).

5 См.: О ратификации Европейской социальной хартии

(пересмотренной) от 3 мая 1996 г. : Федер. закон от 3 июня

2009 г. № 101-ФЗ : последняя редакция. URL : http://www.

consultant.ru/document/cons_doc_LAW_88272/ (дата обраще-

ния : 23.03.2020).

Правоотношения в сфере трансплантации органов и тканей человека непосредственно регулируются второй группой международно-правовых норм. К указанной группе нормативных правовых актов относят Конвенцию о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины от 19 ноября

1996 г.6, Конвенцию о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенцию о правах человека и биомедицине (ETS № 164), которая была заключена в г. Овьедо 4 апреля

1997 г.7 Впоследствии был принят Дополнительный протокол (ETS № 186) к этой Конвенции, подписанный в г. Страсбурге 24 января 2002 г.8 Данный протокол посвящен этическим, психологическим и социально-культурным вопросам, возникающим в связи с трансплантацией органов и тканей. В нем также широко отражены и другие проблемы трансплантологии, в частности особое внимание обращается на защиту прав и свобод доноров и потенциальных доноров. Стамбульскую Декларацию о трансплантационном туризме и торговле органами, принятую 30 апреля - 2 мая 2008 г. в г. Стамбуле участниками Саммита, проведенного Трансплантационным Обществом (TTS) и Международным обществом нефрологии (ISN), также относят к международно-правовым документам, регламентирующим правоотношения в сфере трансплантации органов и тканей че-ловека9.

Вследствие процессов становления и фор-

мирования механизма законодательного регулирования трансплантологии в России сложилась соответствующая нормативно-правовая база: Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ»10, Закон РФ от 22 декабря 1992 г. № 4180-1 «О трансплантации органов и (или) тканей человека»11, Закон РФ от 9 июня 1993 г. № 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»12, Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»13, Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»14, Постановление Правительства РФ от 19 июня 2012 г. № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения РФ»15, приказ Минздрава России от 20 декабря 2001 г. № 460 «Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга»16, приказ Минздрава России от 4 июня 2015 г. № 306н, РАН № 3 «Об утверждении перечня объектов трансплантации»17, приказ Минздрава России от 4 июня 2019 г. № 365 «Об утверждении ведомственной целевой программы

6 См.: Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением биологии и медицины от 19 ноября 1996 г. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base=INT&n=16890#014877032842124072 (дата обращения : 23.03.2020).

7 См.: Конвенция о защите прав человека и человеческого достоинства в связи с применением достижений биологии и медицины : Конвенция о правах человека и биомедицине (ETS № 164) : заключена в г. Овьедо 4 апр. 1997 г. : с изм. от 27 нояб. 2008 г. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=INT&n=16890#05539295386637361 (дата обращения : 23.03.2020).

8 См.: Дополнительный протокол к Конвенции по правам человека и биомедицине относительно трансплантации органов и тканей человеческого происхождения (ETS № 186) : подписан в г. Страсбурге 24 янв. 2002 г. URL : http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&bas e=INT&n=26503#04633044626328062 (дата обращения : 23.03.2020).

9 См.: The Declaration of Istanbul on Organ Trafficking and Transplant Tourism Participants in the International Summit on Transplant Tourism and Organ Trafficking convened by The Transplantation Society and International Society of Nephrology in Istanbul, Turkey, April 30 - May 2, 2008. URL : http://www. multivu.prnewswire.com/mnr/transplantationsociety/33914/ docs/33914-Declaration_of_Istanbul-Lancet.pdf (дата обращения : 23.03.2020).

10 См.: Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ф3 : ред. от 27 дек. 2019 г. : с изм. от 13 янв. 2020 г. URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/34050 d0e38bdacc8a1fc52c8ef256a3ff2723b04/ (дата обращения : 23.03.2020).

11 См.: О трансплантации органов и (или) тканей человека : Закон Рос. Федерации от 22 дек. 1992 г. № 4180-1 : последняя редакция. URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_4692/ (дата обращения : 23.03.2020).

12 См.: О донорстве крови и ее компонентов : Закон Рос. Федерации от 9 июня 1993 г. № 5142-1 : последняя редакция. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3143/ (дата обращения : 23.03.2020).

13 См.: О защите прав потребителей : Закон Рос. Федерации от 7 февр. 1992 г. № 2300-1 : ред. от 18 июля 2019 г. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_305/ (дата обращения : 23.03.2020).

14 См.: О погребении и похоронном деле : Федер. закон от 12 янв. 1996 г. № 8-ФЗ : последняя редакция. URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8919/ (дата обращения : 23.03.2020).

15 См.: Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации : Постановление Правительства Рос. Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 : ред. от 5 июня 2019 г. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_131573/ (дата обращения : 23.03.2020).

16 См.: Об утверждении Инструкции по констатации смерти человека на основании диагноза смерти мозга : приказ Минздрава России от 20 дек. 2001 г. № 460 : зарегистрирован в Минюсте России 17 янв. 2002 г. № 3170. URL : http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35071/ (дата обращения : 23.03.2020).

17 См.: Об утверждении перечня объектов транспланта-

ции : приказ Минздрава России № 306н, РАН № 3 от 4 июня 2015 г. : ред. от 1 окт. 2018 г. URL : http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_181448/ (дата обращения : 23.03.2020).

„Донорство и трансплантация органов в РФ"»18 и др. В перечисленных законодательных актах нашли свое закрепление ряд положений, регламентирующих вопросы прижизненного и посмертного донорства, оказания медицинских услуг, которые связаны с трансплантацией, а также ряд других проблемных вопросов сферы трансплантации.

Правовые основы трансплантации в России регулируются международными нормативными правовыми документами и отечественным законодательством, в соответствии с которым пересадка органов и тканей человека представляет собой средство, которое может применяться исключительно в тех случаях, когда иные способы медицины в полной мере не гарантируют сохранение жизни или восстановление здоровья пациентов (реципиентов).

Анализ международного и отечественного законодательства в рассматриваемой сфере дает основание с уверенностью утверждать, что современное правовое отношение к проблематике трансплантации соответствует современным международно-правовым нормам и нормативно-правовое регулирование трансплантологии в России по аналогии с зарубежным законодательством содержит категорические запреты относительно процедур купли-продажи донорского материала, за нарушение которых в отношении виновных установлена уголовная ответственность.

Анализируемая автором проблема представляется одной из самых сложных в трансплантологии из-за того, что закрепленный международным законодательством и законодательством подавляющего большинства государств принцип коммерциализации трансплантологии детерминирует в значительной степени криминализацию рассматриваемой сферы медицинской области и, кроме прочего, выступает в качестве одного из факторов активного развития незаконного рынка донорского материала.

Трансплантология не является новой тенденцией (в нашей стране) в области оказания услуг, предоставляемых медицинскими учреждениями, однако законодательное регулирование данного вида деятельности нуждается в постоянном совершенствовании. Дело в том, что сфера оказания медицинской технологической помощи продолжает бурно развиваться, а нормативно-

правовая база по ее регулированию отстает от этого стремительного развития. Поэтому криминальные ситуации, связанные с этим явлением, не теряют своей актуальности, несмотря на морально-этическую уязвимость рассматриваемой области медицины, о чем очень много говорится в настоящее время, и жесткие медицинские требования по регламентации данного вида деятельности [2, с. 255].

Необходимо отметить, что положительный результат при трансплантации обусловлен рядом факторов, прежде всего он базируется на восстановлении основных функций пересаженного от донора биологического материала. Успех трансплантации во многом зависит от того, сколько времени проходит с момента изъятия у донора биологического материала до момента трансплантации его реципиенту. Чем меньше указанный срок, тем вероятнее успех операции и дальнейшее выздоровление пациента. Поэтому колоссальное вознаграждение, которое предоставляют донорам коммерческие клиники, и низкое социально-экономическое положение определенного слоя российских граждан провоцируют под разными предлогами совершение преступлений, связанных с изъятием донорских органов и тканей у живых людей.

В начале нынешнего тысячелетия вопросы предупреждения преступлений, совершаемых в сфере незаконной трансплантологии, становятся актуальными и часто обсуждаемыми российским гражданским обществом. Обозначенная проблема выступает в качестве объекта, к которому проявляют повышенное внимание не только должностные лица правоохранительных органов, юристы, медицинские работники, правозащитники, представители средств массовой информации (далее - СМИ), но и руководители органов государственной власти и управления. Так, приветствуя участников и гостей IV Всероссийского съезда трансплантологов, который состоялся в ноябре 2008 г., Д. А. Медведев отмечал, что важнейшей проблемой остается дальнейшее совершенствование законодательной базы, включающей организационно-правовые и этические аспекты донорства19. Двумя годами позже, на V Всероссийском съезде трансплантологов - ведущих специалистов в рассматриваемой области медицины, Д. А. Медведев отмечал, что одними из ключевых задач в сфере трансплантологии

18 См.: Об утверждении ведомственной целевой программы «Донорство и трансплантация органов в Российской Федерации» : приказ Минздрава России от 4 июня 2019 г. № 365. URL : https://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/72173782/ (дата обращения : 23.03.2020).

19 См.: Приветствие участникам и гостям IV Всероссий-

ского съезда трансплантологов. URL : http://www.kremlin.ru/ events/president/news/2009 (дата обращения : 23.03.2020).

остаются вопросы совершенствования законодательной базы с учетом передового мирового опыта и норм международного права20.

Сказанное подтверждает, что проблема противодействия преступлениям, совершаемым в сфере незаконной трансплантологии, а соответственно и совершенствования правового регулирования рассматриваемой сферы составляет предмет глубокой озабоченности российского населения, являясь весьма резонансной и для правоохранительных органов. И это неспроста, ведь общественная опасность данного феномена связана с посягательствами на особо важные объекты - жизнь и здоровье граждан, которые охраняются уголовным законодательством РФ.

Вероятность не быть привлеченным к уголовной ответственности при наличии имеющихся пробелов законодательства в сфере трансплантации мотивирует правонарушителей к совершению противоправных деяний, противодействовать которым с каждым годом становится все сложнее. Поэтому важно на регулярной основе совершенствовать правовую регламентацию деятельности в сфере пересадки органов и тканей человека.

Не вызывают возражений утверждения ряда исследователей о том, что в первую очередь совершенствования требует уголовно-правовое законодательство в сфере трансплантологии, регламентирующее правомерность деятельности, связанной с пересадкой органов и тканей человека, обоснованность и законность их изъятия, спорные аспекты, связанные с проведением операций по пересадке органов и тканей человека, а также вопросы, относящиеся к определению момента изъятия донорского материала у умерших лиц, проблемные аспекты квалификации и привлечения к ответственности за совершение правонарушений в рассматриваемой сфере [1, с. 79].

В нашей стране противодействию преступлениям в сфере незаконной трансплантации в некоторой мере способствует ее правовое регулирование, осуществляемое рядом законодательных нормативных правовых актов. В Уголовном кодексе РФ (далее - УК РФ) содержится ряд норм, определяющих уголовную ответственность за деяния, связанные с изъятием органов или тканей у человека: п. «м» ч. 2 ст. 105 УК РФ - убийство в целях использования органов или тканей потерпевшего; п. «ж» ч. 2 ст. 111 УК РФ - умышленное

причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное в целях использования органов или тканей потерпевшего; ст. 120 УК РФ - принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации; п. «ж» ч. 2 ст. 127.1 УК РФ - торговля людьми в целях изъятия у потерпевшего органов или тканей21. Невзирая на значительное число законодательных нормативных правовых актов, направленных на противодействие преступлениям в сфере незаконной трансплантации, их недостаточно для эффективного предупреждения всех рассматриваемых правонарушений.

Следует также отметить, что в ст. 1 «Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека» Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» акцентируется внимание на том, что изъять органы у живого донора разрешается исключительно в тех случаях, когда такие действия не могут повлечь значительного вреда для его здоровья, и подтверждать подобные последствия должен врачебный консилиум специалистов. Однако законодательного определения понятия «значительный вред, причиненный трансплантацией» в отечественном законодательстве нет. И несмотря на то что термин «вред» употребляется в ст. 53 Конституции РФ, в ст. 2.7, 3.1, 3.4, 4.7, 2.2, 4.2 КоАП РФ, часто применяется в уголовно-процессуальном законодательстве -ст. 5, 11, 20, 23 УПК РФ, лежит в основе ряда уголовно-правовых определений и используется более 130 раз в 93 статьях УК РФ, по нашему мнению, неправильно применять понятие «вред», используемое в других сферах. Необходимо досконально исследовать проблему вреда и значительного вреда, причиненного трансплантацией, и внести предложения по закреплению данных определений в нормативных правовых актах.

Также следует инициировать внесение поправок в ст. 8 «Презумпция согласия на изъятие органов и (или) тканей» Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека». И вместо презумпции согласия законодательно закрепить презумпцию несогласия на изъятие органов и тканей, акцентировав внимание на том, что изъятие органов и тканей может допускаться только в том случае, когда у учреждения здравоохранения имеется прижизненное письменное согласие умершего на проведение рассматриваемой процедуры. В этих целях желательно проведение опроса граждан на предмет их согласия или не-

20 См.: Приветствие участникам и гостям V Всероссийского съезда трансплантологов. URL : http://www.kremlin.ru/ events/president/letters/9193 (дата обращения : 23.03.2020).

21 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ : ред. от 27 дек. 2019 г. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (дата обращения : 23.03.2020).

согласия в случае смерти передать свои органы и ткани для проведения операции по их пересадке нуждающимся лицам, т. е. люди должны высказать желание либо нежелание после своей смерти выступить в качестве донора. Подобные опросы уже были проведены в ряде иностранных государств. Изъятие у лиц на добровольной основе донорских органов для их пересадки во всем мире признано ведущим принципом в трансплантологии, и это определяет обязательность его серьезной уголовно-правовой защиты. Подобные волеизъявления должны учитываться специальным регистром, а согласие либо несогласие должно быть еще и зафиксировано в документе, удостоверяющем личность, - паспорте, водительских правах, военном билете либо во вводимой с 2020 г. универсальной электронной карте. С помощью подобной практики можно сформировать список доноров, который будет размещен в специальной электронной базе данных. Наличие презумпции несогласия на изъятие органов и тканей служило бы дополнительным стимулом для персонала медицинских учреждений и организаций активнее бороться за жизнь пациентов, находящихся у них на лечении.

Необходимо также обратить внимание на то, что проведенное исследование свидетельствует о необходимости дополнения Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» статьей, которая бы запрещала изымать органы и (или) ткани у лиц, отбывающих различные виды наказаний, в том числе и содержащихся в дисциплинарных воинских частях, в целях недопущения оказания на них давления со стороны администрации учреждений пребывания.

В рассматриваемом контексте важно отметить, что в соответствии со ст. 2 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» действие рассматриваемого нормативного правового акта не касается органов, их частей и тканей, имеющих отношение к воспроизводству человека, и тех, которые включают в себя репродуктивные ткани, кровь и ее компоненты. Из этого следует, что клетки, ткани и органы репродуктивной деятельности человека, его биоматериалы остались вне правового поля и их использование в качестве донорского материала никак не регулирует законодательство в сфере трансплантации. В связи с этим существует острая необходимость уточнения, к каким категориям органов, их частям, тканям следует отнести обозначенный выше донорский материал репродуктивной системы человека, раскрыть особенности правового режима его использования и оборота,

правомерности применения в деятельности коммерческой медицины.

С точки зрения риска, которому подвергаются доноры, давшие согласие на изъятие у них парных органов, предоставленные им права по компенсации возможного расстройства их здоровья являются недостаточными. Было бы логично в дальнейшем более глубоко исследовать данную проблему и рассмотреть вопрос о внесении изменений в Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», предоставив подобное право потенциальным российским донорам.

В международных документах по вопросам трансплантации рекомендуются финансовые компенсации донорам22. Данные вопросы также требуют тщательной детальной проработки, и после их исследования, возможно, возникнет необходимость дополнить ст. 12 «Права донора» Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», а именно: расширить донорские права, позволяющие им получать более полную необходимую информацию о возможных осложнениях при изъятии у них органов и тканей; позволить донорам рассчитывать на денежную компенсацию в случае потери постоянного источника дохода, связанного с изъятием у них органа или тканей, которая бы определялась Постановлением Правительства Российской Федерации; в случае временной нетрудоспособности рассмотреть вопрос о получении ими пособия в размере не менее 100 % заработка на последнем месте работы; бесплатном лечении в специальных высокотехнологических медицинских учреждениях, а лучше всего - центрах по трансплантации, осуществляющих забор донорских органов.

Также, на наш взгляд, совершенно недостаточно изучены вопросы, связанные с привлечением к уголовной ответственности медицинских работников за халатность, допущенную в процессе трансплантации органов и тканей человека, ведь проведением подобных серьезных операций должны заниматься исключительно специалисты, имеющие самую высшую медицинскую квалификацию. И как отмечают отечественные специалисты, даже при соблюдении всех необходимых условий и норм безопасности не может быть га-

22 См.: Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 4 нояб. 1950 г. : с изм. от

13 мая 2004 г. (вместе с Протоколом № 1 : подписан в г. Париже 20 марта 1952 г., Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод, помимо тех, которые уже включены в Конвенцию, и первым Протоколом к ней : подписан в г. Страсбурге 16 сент. 1963 г.). URL : http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_29160/ (дата обращения : 23.03.2020).

рантирован полный успех проведения такой опе-рации23. А поскольку определение факта любой врачебной ошибки - весьма сложный процесс и применительно к процессу трансплантации представляет довольно трудоемкую процедуру, он должен быть более детально регламентирован на законодательном уровне.

Законом предусмотрена ответственность медицинских работников за разглашение сведений о донорах и реципиентах. Содержащиеся в ст. 14 «Ответственность за разглашение сведений о доноре и реципиенте» Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» положения, определяющие ответственность медицинского персонала учреждений здравоохранения, нельзя признать удовлетворительными. Данная норма не определяет, к какому виду ответственности должны привлекаться виновные в случае нарушения законодательства. Поэтому в ст. 14 необходимо конкретизировать данное обстоятельство. В ст. 16 «Ответственность учреждения здравоохранения» рассматриваемого Закона указывается, что в случае причинения вреда здоровью донора или реципиента материальная ответственность за деяния, причиненные по вине его работников, возлагается на учреждение здравоохранения. Однако не ясно, несет ли какой-либо из видов ответственности медицинский персонал, виновный в указанном деянии. В связи с этим было бы логично после проработки проблемы дополнить ст. 1 6, указав в ней, что в случае нарушений по неосторожности правил трансплантации, которые повлекли тяжкий вред здоровью или смерть донора или реципиента, наступает уголовная ответственность, установленная законодательством РФ.

Важно отметить еще одну проблему, связанную с совершенствованием правового регулирования процесса трансплантации. Так, в соответствии со ст. 2 «Перечень органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации» Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» в качестве объектов трансплантации выступают сердце, легкое, почка, печень, костный мозг и другие органы и (или) ткани, перечень которых определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий деятельность по разработке и реализации государственной политики, нормативному и правовому регулированию сферы здравоохранения, вместе с РАН. Исходя из сказанного уголовное законодательство может трактоваться таким образом, что в соответствии

со ст. 120 УК РФ не предусматривается уголовное наказание за деяния, связанные с принуждением к изъятию органов, которые отсутствуют в Перечне органов и (или) тканей человека - объектов трансплантации.

Представляется, что данная норма также требует своего совершенствования, поскольку принудительное изъятие любых органов и тканей должно автоматически образовывать состав преступления, предусмотренный ст. 120 УК РФ, так как любой компонент организма человека является предметом преступления, предусмотренного в диспозиции ст. 120 УК РФ. Поэтому деятельность сотрудников правоохранительных органов по предупреждению преступлений в сфере незаконной трансплантации не должна ограничиваться перечнем объектов трансплантации, поскольку принуждение к изъятию любых органов или тканей для трансплантации следует рассматривать как преступление, предусмотренное ст. 120 УК РФ. Обозначенная проблема нуждается в дополнительных научных проработках, дабы исключить ошибки при квалификации деяний, изложенных в диспозиции ст. 120 УК РФ.

Действующий на сегодняшний день перечень объектов трансплантации утвержден приказом Минздрава России № 306н, РАН № 3 от 4 июня 2015 г.24. В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения РФ (п. 5.2) оно может самостоятельно принимать нормативные правовые акты, в том числе и перечень объектов трансплантации (п. 5.2.30)25, т. е. решить данную проблему в кратчайшие сроки.

Помимо указанного законодательного пробела, в диспозиции ст. 120 УК РФ есть еще один недостаток. Ею предусматривается ответственность только за принуждение к изъятию органов и тканей человека. А как в таком случае привлекать к уголовной ответственности лиц, изъявших у потерпевших кровь или спинномозговую жидкость по принуждению. Необходимо также досконально исследовать и эту проблему и внести предложения по закреплению такого квалификационного признака ст. 120 УК РФ, как, например, внутренние жидкости человеческого организма, принуж-

23 См.: Тихомиров А. В. Медицинское право : практ. пособие. М. : Статут, 1998. С. 25.

24 См.: Об утверждении перечня объектов трансплантации : приказ Минздрава России № 306н, РАН № 3 от 4 июня 2015 г. : ред. от 1 окт. 2018 г. URL : http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW_181448/ (дата обращения : 23.03.2020).

25 См.: Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации : Постановление Правительства Рос. Федерации от 19 июня 2012 г. № 608 : ред. от 5 июня 2019 г. URL : http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_131573/ (дата обращения : 23.03.2020).

дение к изъятию которых также влекло бы за собой уголовную ответственность.

Важно также упомянуть и о санкции, предусмотренной ст. 120 УК РФ. Несмотря на повышенную общественную опасность данных преступлений, обусловленную развитием трансплантации, отсутствием в достаточном количестве донорских материалов и неэффективным контролем за рассматриваемой медицинской деятельностью, максимальным наказанием за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 120 УК РФ, является лишение свободы на срок до четырех лет. Деяния, совершенные в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного, предусмотренные ч. 2 рассматриваемой статьи, влекут лишение свободы на срок до пяти лет. По нашему мнению, такая невысокая санкция за преступления, отличающиеся сложными медицинскими, социальными и психологическими последствиями, вызывающие большой общественный резонанс, нуждается в усилении - увеличении сроков лишения свободы по обеим частям указанной статьи.

В соответствии со ст. 1 «Условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека» Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека» органы и ткани человека не могут выступать в качестве предмета купли или продажи. Такие действия, согласно данной норме Закона, могут привести к уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации.

Вместе с тем ст. 120 УК РФ не содержит норм, предусматривающих уголовную ответственность за куплю иди продажу донорского материала. Поэтому гл. 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья» логично было бы дополнить ст. 120.1, где предусмотреть уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным приобретением, хранением, перевозкой, сбытом органов и (или) тканей человека.

Анализ судебной практики свидетельствует о небольшом числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ст. 120 УК РФ. На первый взгляд может показаться, что такое положение дел свидетельствует о небольшой распространенности преступлений, предусмотренных данной статьей. Конечно же, можно предположить, что статистические данные являются результатом особой профилактической роли данного уголовно-правового состава. Однако не следует обольщаться, ведь сам по себе данный уголовно-

правовой состав высоколатентный, об этом свидетельствует многочисленная информация о работе неофициальных медицинских организаций по незаконной пересадке донорских органов. А выявление и раскрытие подобных преступлений представляются непростым делом, требующим большого опыта и особого мастерства оперативной работы.

Подводя итог сказанному, необходимо особо отметить, что вследствие первостепенного значения трансплантологии в различных странах, в том числе и в России, были приняты специальные нормативные правовые акты по правовому регулированию рассматриваемой медицинской деятельности. Однако из-за стремительного развития общественных отношений в сфере трансплантологии ряд нормативных правовых актов в настоящее время требует своего совершенствования, поскольку входит в противоречие с рядом других норм, закрепленных в российском уголовном законодательстве. В первую очередь требует изменений Закон РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека», в котором имеются пробелы в нормативно-правовом регулировании рассматриваемой сферы общественных отношений. В нем, в частности, не дано определение донорского органа, прижизненного донора и посмертного донора, не рассмотрены проблемы детского посмертного донорства и др.

Логично было бы провести более тщательное исследование данной проблемы и предложить принятие нового законодательного акта, который был бы разработан в контексте положений международно-правовых актов и Руководящих принципов Всемирной организации здравоохранения, касающихся трансплантации органов человека, одобренных в 1991 г. Сорок четвертой сессией Всемирной ассамблеи здравоохранения, резолюцией WHA44.25. Принятие нового закона позволило бы решить ряд важных проблем в сфере медицинской помощи лицам, нуждающимся в трансплантации органов и тканей, а также поднять на более высокую ступень развития правовое регулирование рассматриваемой области практической медицины.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Колчина Н. А. Определение момента смерти в случаях предполагаемого изъятия органов и тканей для их трансплантации // Журнал российского права. 2008. № 11. С. 78-83.

2. Ярославцева Н. В., Доника А. Д. Трансплантация органов и тканей человека в РФ: меди-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

цинская услуга и криминальный бизнес // Успехи современного естествознания. 2011. № 8. С.254-255.

REFERENCES

1. Kolchina N. А. Zhurnal rossijskogo prava (Journal of Russian Law), 2008, No. 11, pp. 78-83.

2. Yaroslavtseva N. V., Donika А. D. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya (The successes of modern natural science), 2011, No. 8, pp. 254-255.

Рукопись поступила в редакцию 07.04.2020, принята к публикации 11.12.2020.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Петр Николаевич Кобец, доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник отдела научной информации, подготовки научных кадров и обеспечения деятельности научных советов центра организационного обеспечения научной деятельности федерального государ-

ственного казенного учреждения «Всероссийский научно-исследовательский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (Российская Федерация, 121069, г. Москва, ул. Поварская, д. 25, стр. 1)

ORCID ID: 0000-0001-6527-3788 E-mail: pkobets37@rambler.ru Тел.: 8 (495) 214-23-75

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Peter N. Kobets, Doctor of Juridical Sciences, Professor, Chief Researcher of the Department of scientific information, training of scientific personnel and ensuring the activities of scientific councils Of the center for organizational support of scientific activities of the Federal public establishment «National Research Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation» (Povarskaya Str., 25, b. 1, Moscow, 121069, Russian Federation) ORCID ID: 0000-0001-6527-3788 E-mail: pkobets37@rambler.ru Tel.: 8 (495) 214-23-75

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.