Научная статья на тему 'Зарубежный опыт предупреждения и предотвращения преступлений, связанных с незаконной трансплантацией'

Зарубежный опыт предупреждения и предотвращения преступлений, связанных с незаконной трансплантацией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
930
184
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансплантация / анатомические материалы человека / донор / реципиент / органы и ткани человека / латентные преступления / Интерпол и Европол / криминальная трансплантология. / trademarks / tamga / protection and defense of a trademark / history of legislation / codes of laws / products / customers / distinctiveness / exclusive right.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жерж Людмила Анатольевна

На сегодняшний день трансплантация является одной из самых высокотехнологичных современных медицинских технологий; динамично развивается и имеет ряд проблем правового регулирования. Учитывая зарубежный опыт, трансплантология в Украине остается практически в зачаточном состоянии. Методологическую базу исследования составляют методы сравнения, анализа и толкования. В статье установлено, что в Украине очень «мягкие» наказания за нарушение установленного законом порядка трансплантации анатомических материалов человеку. Исследованы причины и условия, способствующие незаконной трансплантации органов и (или) тканей человека в Украине. Почвой для появления, а затем и угрожающего роста незаконной трансплантации органов и тканей человека являются негативные политические, социальные и экономические процессы, происходящие как в отдельных странах ЕС, так и за его пределами. Причины данного вида преступлений в нашей стране заключаются в большей мере в способах реализации законодательства Украины. Государство не может полностью обеспечить полную реализацию того, что утверждает. Ярким примером этого является принятие нового Закона «О применении трансплантации анатомических материалов человеку», но не разработка конкретных механизмов его реализации в определенные сроки, с установлением конкретных ответственных. Автором подчеркивается важность борьбы мировой общественности с криминальной трансплантацией. Созданная автором система предотвращения и борьбы с преступлениями, связанными с незаконной трансплантацией, представляет собой комплекс согласованных действий для выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятия соответствующих превентивных мер для их предотвращения. Важно реформировать уголовное законодательство в сфере трансплантологии – нужно отдельной частью статьи 143 УК Украины прописать суровую уголовную ответственность специального субъекта этого вида преступления – должностного лица. На основании исследования британских и американских концепций предотвращения преступлений, а также передового европейского опыта выделены меры общесоциального назначения и специальные криминологические меры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE PREVENTION AND PREVENTION OF CRIMES RELATED TO ILLEGAL TRANSPLANTATION

Today, transplantation is one of the most high-tech modern medical technologies; dynamically developing and has a number of problems of legal regulation. Taking into account foreign experience, transplantology in Ukraine remains practically in its infancy. The methodological basis of the study consists of methods of comparison, analysis and interpretation. The article establishes that in Ukraine there are very “soft” punishments for violating the procedure established by law for transplanting anatomical materials to a person. The causes and conditions contributing to the illegal transplantation of human organs and (or) human tissues in Ukraine were investigated. The basis for the emergence, and then the threatening growth, of illegal transplantation of human organs and tissues are negative political, social and economic processes taking place both in individual EU countries and beyond. The causes of this type of crime in our country are largely in the ways of implementing the legislation of Ukraine. The state cannot fully ensure the full realization of what it claims. A striking example of this is the adoption of the new Law “On the Application of Transplantation of Anatomical Materials to Man”, but not the development of specific mechanisms for its implementation within a certain time frame, with the establishment of specific responsible persons. The author emphasizes the importance of the struggle of the world community with criminal transplantation. The system created by the author to prevent and combat crimes related to illegal transplantation is a set of concerted actions to identify the causes and conditions conducive to the commission of crimes, and take appropriate preventive measures to prevent them. It is important to reform the criminal legislation in the field of transplantology a separate part of article 143 of the Criminal Code of Ukraine needs to prescribe the harsh criminal liability of a special subject of this type of crime an official. Based on a study of British and American concepts of crime prevention, as well as advanced European experience, general social and special criminological measures have been identified.

Текст научной работы на тему «Зарубежный опыт предупреждения и предотвращения преступлений, связанных с незаконной трансплантацией»

УДК 341.4; 343.61

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С НЕЗАКОННОЙ ТРАНСПЛАНТАЦИЕЙ

Жерж Людмила Анатольевна

Аспирант кафедры уголовного права и криминологии Университета Государственной фискальной службы Украины, г. Ирпень, Киевская область, Украина; e-mail: Zherzh.Liuda@gmail.com

Ключевые слова: трансплантация; анатомические материалы человека; донор; реципиент; органы и ткани человека; латентные преступления; Интерпол и Европол; криминальная трансплантология.

Аннотация. На сегодняшний день трансплантация является одной из самых высокотехнологичных современных медицинских технологий; динамично развивается и имеет ряд проблем правового регулирования. Учитывая зарубежный опыт, трансплантология в Украине остается практически в зачаточном состоянии. Методологическую базу исследования составляют методы сравнения, анализа и толкования. В статье установлено, что в Украине очень «мягкие» наказания за нарушение установленного законом порядка трансплантации анатомических материалов человеку. Исследованы причины и условия, способствующие незаконной трансплантации органов и (или) тканей человека в Украине. Почвой для появления, а затем и угрожающего роста незаконной трансплантации органов и тканей человека являются негативные политические, социальные и экономические процессы, происходящие как в отдельных странах ЕС, так и за его пределами. Причины данного вида преступлений в нашей стране заключаются в большей мере в способах реализации законодательства Украины. Государство не может полностью обеспечить полную реализацию того, что утверждает. Ярким примером этого является принятие нового Закона «О применении трансплантации анатомических материалов человеку», но не разработка конкретных механизмов его реализации в определенные сроки, с установлением конкретных ответственных. Автором подчеркивается важность борьбы мировой общественности с криминальной трансплантацией. Созданная автором система предотвращения и борьбы с преступлениями, связанными с незаконной трансплантацией, представляет собой комплекс согласованных действий для выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятия соответствующих превентивных мер для их предотвращения. Важно реформировать уголовное законодательство в сфере трансплантологии - нужно отдельной частью статьи 143 УК Украины прописать суровую уголовную ответственность специального субъекта этого вида преступления - должностного лица. На основании исследования британских и американских концепций предотвращения преступлений, а также передового европейского опыта выделены меры общесоциального назначения и специальные криминологические меры.

ЗАЦСЫЗ ТРАНСПЛАНТТАУГА БАЙЛАНЫСТЫ ЦЫЛМЫСТАРДЬЩ АЛДЫН АЛУ МЕН БОЛДЫРМАУДЬЩ ШЕТЕЛД1К ТЭЖ1РИБЕС1

Жерж Людмила Анатольевна

Кылмыстыц цщыц жэне криминология кафедрасыныц аспиранты Украинаныц мемлекеттж салыцтыц цызметi университетi, Ирпень, Киев облысы, Украина; e-mail: Zherzh.Liuda@gmail.com

ТYйiн создер: трансплантациялау; адамныц анатомиялыц материалдары; донор; алушы; адам агзалары мен тiндерi; жасырын цылмыстар; Интерпол жэне Европол; цылмыстыц трансплантология.

Аннотация. БYгiнгi куш транспланттау цазгргг замангы жогары технологиялыц зама-науи медициналыц технологиялардыц бiрi болып табылады; царцынды дамып келе жатцан жэне цуцыцтыц реттеудщ бiрцатар проблемалары бар. Шетелдт тэжiрибеш ескере оты-рып, Украинада трансплантология w жузтде взшц сэбитде цалады. Зерттеудщ эдюна-

малыц нег1з1 салыстыру, талдау жэне mYcindipy dàicmepinen турады. Мацалада Украинада анатомиялъщ материалдарды адамга ауыстыру туралы зацда белгтенген mэрmiпmi бузга-ны ушт Украинада «жумсац» жаза бар. Украинадагы адам агзаларын жэне (немесе) адам ттдерт зацсыз трансплантациялауга себеп болатын жагдайлар зерmmелдi. Адам агзаларын жэне ттдерт зацсыз трансплантациялаудыц пайда болуыныц, содан кейт цауiпmi всудщ негiзi ЕО елдертде де, одан тыс жерлерде де болып жатцан терw саяси, элеуметтт жэне экономикалыц процестер. Бiздiц елде осындай цылмыстыц себепmерi негiзiнен Украина зацна-масын ЖYзеге асыру жолында жатыр. Мемлекет толыц мэлiмеmmi толыц ЖYзеге асыра алмайды. Муныц нацты мысалы - белгiлi бiр мерзiм штде нацты жауапты тулгаларды цуру арцылы оны wке асырудыц нацты механизмдерт эзiрлеу емес, «Адамга анатомиялыц материалдарды трансплантациялау туралы» жаца зацныц цабылдануыныц жарцын мысалы. Автор элемдж цауымдастыцтыц цылмыстыц трансплантациямен ку_ресшц мацыздылыгын атап вmедi. Автордыц зацсыз трансплантациялаумен байланысты цылмыстарды болдырмау жэне оган царсы куресу ушт цурылган ЖYйесi цылмыс жасайтын жагдайлар мен жагдай-ларды аныцтау бойынша келшлген эрекеттердщ жиынтыгы жэне оларды болдырмау ушт mrn^i алдын-алу шараларын цабылдау болып табылады. Трансплантология саласындагы цылмыстыц зацнаманы реформалау мацызды - Украина Цылмыстыц кодекстщ 143-бабыныц белек бвлт цылмыс туршц арнайы субъекmiсi - лауазымды адамныц цатац цылмыстыц жа-уапкершшгш белгiлеуi тшс. Британдыц жэне американдыц цылмыстыц алдын-алу туралы тужырымдамасын, сондай-ац озыц еуропалыц mэжiрибенi зерттеу негiзiнде жалпы элеу-меттт жэне арнайы криминологиялыц шаралар аныцталды.

FOREIGN EXPERIENCE IN THE PREVENTION AND PREVENTION OF CRIMES RELATED TO ILLEGAL TRANSPLANTATION

Zherzh Lyudmila Anatolyevna

Postgraduate Student of the Department of Criminal Law

and Criminology of the University of State Fiscal Service of Ukraine,

Irpen, Kiev region, Ukraine; e-mail: Zherzh.Liuda@gmail.com

Keywords: trademarks; tamga; protection and defense of a trademark; history of legislation; codes of laws; products; customers; distinctiveness; exclusive right.

Abstract. Today, transplantation is one of the most high-tech modern medical technologies; dynamically developing and has a number of problems of legal regulation. Taking into account foreign experience, transplantology in Ukraine remains practically in its infancy. The methodological basis of the study consists of methods of comparison, analysis and interpretation. The article establishes that in Ukraine there are very "soft" punishments for violating the procedure established by law for transplanting anatomical materials to a person. The causes and conditions contributing to the illegal transplantation of human organs and (or) human tissues in Ukraine were investigated. The basis for the emergence, and then the threatening growth, of illegal transplantation of human organs and tissues are negative political, social and economic processes taking place both in individual EU countries and beyond. The causes of this type of crime in our country are largely in the ways of implementing the legislation of Ukraine. The state cannot fully ensure the full realization of what it claims. A striking example of this is the adoption of the new Law "On the Application of Transplantation of Anatomical Materials to Man", but not the development of specific mechanisms for its implementation within a certain time frame, with the establishment of specific responsible persons. The author emphasizes the importance of the struggle of the world community with criminal transplantation. The system created by the author to prevent and combat crimes related to illegal transplantation is a set of concerted actions to identify the causes and conditions conducive to the commission of crimes, and take appropriate preventive measures to prevent them. It is important to reform the criminal legislation in the field of transplantology - a separate part of article 143 of the Criminal Code of Ukraine needs to prescribe the harsh criminal liability of a special subject of this type of crime - an official. Based on a study of British and American concepts of crime prevention, as well as advanced European experience, general social and special criminological measures have been identified.

Трансплантация анатомических материалов человека является одним из единственных способов спасти жизнь и восстановить здоровье человека. А жизнь и здоровье человека в Украине охраняется на законодательном уровне. Так, согласно ч. 1 ст. 3 Конституции Украины: «Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью»1, поэтому государством различными правовыми механизмами гарантируется обеспечение этих прав. Соответственно, в эту сферу привлекаются средства из бюджета государства, а также меценатов, инвесторов и т.д., стоимость самой операции по трансплантации в зарубежных странах может достигать сотен тысяч долларов США, стоимость анатомических материалов человека на мировом «черном» рынке - десятков тысяч долларов. Все это является привлекательным для преступников, поэтому количество уголовных преступлений в этой сфере увеличивается. Так, Международная организация по миграции в Украине зафиксировала 24 случая и одну попытку незаконного изъятия органов и тканей в течение 2004-2018 гг2.

По данным Генеральной прокуратуры Украины о зарегистрированных в течение 2017 года, января-ноября 2018 года уголовных правонарушениях, предусмотренных ст. 143 УК Украины и результаты их досудебного расследования, в 2017 году было зарегистрировано 2 таких уголовных правонарушения (производства), а в январе-ноябре 2018 г. - 3 уголовных правонарушения (производства). Хотя нельзя считать, что показатели приведенной выше судебной статистики о незначительном количестве зарегистрированных уголовных производств в Украине соответствует действительности. Стоит отметить тот факт, что приведенные цифры не отражают реального состояния проблемы и лишь свидетельствуют о том, что незаконная трансплантация органов и тканей человека является высоколатентным преступлением. Ведь указанные преступления действительно существуют в нашем обществе и за последние годы их количество увеличивается.

Согласно проведенному опросу практических оперативных работников А.В. Илья-шенко в своей диссертационной работе, было исследовано, что «основными причинами по которым информация об отдельных фактах

незаконной торговли органами и тканями человека не поступает в правоохранительные органы и не учитывается официальной статистикой являются: 50,3 % - сокрытие пострадавшим; 38,5 % лица затруднились ответить на данный вопрос; 5,6 % отметили - сокрытие самими правоохранительными органами; 2,9 % - не рассматриваются правоохранительными органами как преступления; 2,7 % - рассматриваются правоохранительными органами как преступления других видов » [1, с. 151].

В связи с высокой латентностью преступлений связанных с незаконной трансплантацией сегодня крайне трудно оценить общее количество жертв в Украине. Основной проблемой уголовной политики в современных условиях является предупреждение данного вида преступности, так как охрана жизни человека - приоритет действующего уголовного законодательства. Именно поэтому целью нашего научного исследования является анализ зарубежного опыта предупреждения и предотвращения преступлений, связанных с незаконной трансплантацией и разработка на их основе научно-обоснованных предложений по преодолению явления незаконной трансплантации в Украине.

Среди работ отечественных ученых, которые исследовали вопрос незаконной трансплантации анатомических материалов человека, следует отметить работы Ю.А. Бар-сученко, А.В. Ильяшенко, Ю.А. Лисицыной. Проблемам международно-правового сотрудничества в сфере предупреждения и пресечения незаконной трансплантации органов и (или) тканей человеческого тела были посвящены работы зарубежных исследователей Ш.М. Бучинского, Г.Р. Галеевой, В.Б. Рыжова, А. П. Соловьева и Т.А. Фабрики. Не уменьшая теоретической значимости работ упомянутых ученых, к сожалению, приходится констатировать недостаточную степень современного исследования этого вопроса. По нашему мнению, учитывая чрезвычайную остроту этой прикладной проблемы, в мире еще не найдено ее решение.

В Украине делаются первые шаги к преодолению явления незаконной трансплантации. Так, с 1 января 2019 года вступил в силу новый Закон Украины «О применении трансплантации анатомических материалов человеку» (дальше - Закон), принятый 17 мая 2018 года3, которым введена обновленная редакция статьи

1 Конституця Украгни: Закон Украгни eid 28 червня 1996р. № 254к/96-ВР. Дата оновлення: 21.02.2019. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/254%D0%BA/96-%D0%B2%D1%80 (дата звернення: 28.03.2019).

2Протидiя торгiвлi людьми в Украш: статистика МОМстаном на 31 грудня 2018року. URL: http://iom.org. ua/sites/default/files/iom_yot_statistics_ukdec2018.doc

3 Про застосування трансплантаци анатомiчних матерiалiв людит : Закон Украгни вiд 17 травня 2018 р. № 2427-VIII. Дата оновлення: 01.01.2019. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2427-19 (дата звернення: 29.03.2019).

143 Уголовного кодекса Украины «Статья 143. Нарушение установленного законом порядка трансплантации анатомических материалов человека»4. Санкции ст. 143 УК Украины стали более строгими с целью предотвращения нелегальной трансплантации анатомических материалов человека. Так, например, раньше санкции ч. 2 ст. 143 УК Украины за изъятие у человека путем принуждения или обмана его анатомических материалов с целью их трансплантации предусматривали наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет или лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Теперь, Уголовный кодекс Украины не предусматривает за такой вид преступления наказание в виде ограничения свободы. Нужно строже наказывать преступников, посягающих на высшие человеческие блага. Согласно ч. 2 ст. 143 УК Украины лицо, совершившее данный вид преступления наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет5.

Такой вид наказания как ограничение свободы на определенный срок вообще исключено из санкций статьи 143 УК Украины. Увеличены сроки лишения свободы за изъятие у человека путем принуждения или обмана его анатомических материалов с целью их трансплантации, совершенные в отношении лица, находившегося в беспомощном состоянии либо в материальной или иной зависимости от виновного. Ранее такие деяния предусматривали наказание в виде ограничения свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового. Новый закон предусматривает увеличение сроков лишения свободы - от пяти до семи лет6.

Не смотря на то, что новым Законом были внесены изменения в статью 143 Уголовного Кодекса Украины, мы считаем, что в нашей стране слишком гуманные санкции этой статьи. Так, например, за незаконную торговлю органами или тканями в Италии ответ-

ственность устанавливается в виде лишения свободы на срок от 3 до 6 лет и штрафом от 10 тыс. до 50 тыс. евро. Если такое преступление совершено должностным лицом, то к нему, соответственно, также применяется санкция в виде пожизненного отстранения от должности, которую он занимал7.

В Украине в действующем уголовном законодательстве санкции в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяются только на определенный срок. Так, ч. 4 ст. 143 УК Украины отмечает, что: «Незаконная торговля анатомическими материалами человека - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет»8. Также санкция ч. 1 ст. 143 УК Украины «Нарушение установленного законом порядка трансплантации анатомических материалов человека» в виде исправительных работ и ограничения свободы на срок до трех лет не является соразмерной с этим видом преступления, которое создает высшую степень общественной опасности. Здесь следует отметить мнение Ю. А. Лисицыной о том, что незаконные действия по трансплантации органов и тканей человека причиняют также моральный ущерб пострадавшим лицам, унижают их честь и достоинство. Определенный психологический дискомфорт (а в ряде случаев - и моральный вред) причиняется другим членам социума, в котором проживает потерпевший, подрывает в них веру в правопорядок, может повлечь за собой чувство незащищенности, нестабильности общественной жизни [2, с. 171-181]. Именно поэтому нужно еще усилить ответственность за это преступление в Украине. Также, мы считаем, что нужно отдельной частью статьи 143 УК Украины прописать суровую уголовную ответственность специального субъекта этого вида преступления - должностного лица. Лишение их права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за нарушение установленного законом порядка трансплантации анатомических материалов человека или, иными словами, за посягательство на самое ценное - жизнь человека, должно караться на срок больше 10 лет.

Целью новопринятого Закона №2 2427-УШ от 17.05.2018 является создание действующей

4 Кримталъний Кодекс Украгни: Закон Украгни вiд 05.04.2001 р. № 2341-Ш. Дата оновлення: 26.02.2019. URL: https://zakon.rada.gov.ua/Iaws/show/2341-14 (датазвернення: 29.03.2019).

5 Кримталъний Кодекс Украгни: Закон Украгни вiд 05.04.2001 р. № 2341-Ш. Дата оновлення: 26.02.2019. URL: https://zakon.rada.gov.ua/Iaws/show/2341-14 (датазвернення: 29.03.2019).

6 Про застосування трансплантаци анатомiчних матерiалiв людит : Закон Украгни вiд 17 травня 2018 р. № 2427^Ш. Дата оновлення: 01.01.2019. URL: https://zakon.rada.gov.ua/Iaws/show/2427-19 (дата звернення: 29.03.2019).

7 Disposizioni т materiaI di preIievi е di trapianti di organi е di tessuti: Legge 1 apriIe 1999, п. 91. иК1: http://www. trovanorme.saIute.gov.it/norme/dettagIioAtto?id=19372&articoIo=24

8 Кримталъний Кодекс Украгни: Закон Украгни вiд 05.04.2001 р. № 2341-Ш. Дата оновлення: 11.01.2019. URL: https://zakon.rada.gov.ua/Iaws/show/2341-14 (датазвернення: 19.03.2019р.).

правовой системы трансплантации, которая помогла бы указанной сфере полноценно работать и не заставляла бы украинцев ехать для этого за границу. Это было одним из важных шагов на пути к предотвращению преступлений, связанных с незаконной трансплантацией.

Закон предусматривает создание Единой государственной информационной системы трансплантации, включающий отдельные реестры доноров, реципиентов, анатомических материалов (всего - девять различных реестров), осуществлять распределение и определять пары донор-реципиент. Применять трансплантацию в Украине можно только при невозможности сохранения жизни или восстановления здоровья другими методами, что устанавливает консилиум врачей. Перечень заведений, имеющих лицензию на медицинскую практику с применением трансплантации, утверждает МЗУ9.

Из 29 подзаконных актов, которые правительство должно разработать и утвердить для введения Закона в действие, не утверждено ни одного. То есть, Правительством не сформировано никаких условий для введения в действие нового Закона о трансплантации, а с 1 января утратил силу Закон Украины «О трансплантации органов и других анатомических материалов человеку»10 от 16 июля 1999 г., согласно которому в Украине происходило ежегодно около 130 операций через семейную трансплантацию. Соответственно, все операции по трансплантации в Украине прекратились. Врачи, которые примут решение о трансплантации, с 1 января 2019 года будут нарушать порядок трансплантации анатомических материалов человека, что влечет за собой уголовную ответственность. Для решения данной проблемы, Рада приняла Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно применения трансплантации анатомических материалов человеку»11, в котором предусмотрена отсрочка введения в действие нового закона о трансплантации до 1 января 2020 года, что позволит пролонгировать до 31 декабря 2019 года закон о трансплантации, который действовал ранее.

Таким образом, парламент разблокировал приостановленную в настоящее время транс-

плантацию органов из-за несвоевременной разработки и утверждения органами исполнительной власти подзаконных нормативно-правовых актов, необходимых для реализации Закона № 2427. Данная неопределенность с законодательной базой сможет стать фактором для расширения сферы деятельности «черного рынка трансплантатов», что требует неотложной разработки мер предупреждения и предотвращения преступлений, связанных с незаконной трансплантацией, применяя зарубежный правовой опыт.

Предотвращение правонарушений в Великобритании и США предусматривает три основные формы: ситуационную, социальную, превенцию с помощью общественности. Специалисты в сфере предупреждения правонарушений в зависимости от того, в чем они видят причины правонарушений, выделяют такие подходы к их предотвращению: структурный подход, связывающий осуществление эффективной профилактики правонарушений с реализацией крупных социально-экономических преобразований в обществе; психологический подход, который признает решающее превентивное значение влияния на личность потенциального правонарушителя, а также на лиц, которые уже совершали правонарушения (с целью предотвращения рецидива); ситуационный подход, при котором решающая роль отведена влиянию на социальные и физические факторы внешней среды, совокупность которых создает благоприятную ситуацию для уголовных проявлений [3, с. 274-275].

Различают концепции, ориентированные на меры предосторожности в форме общей профилактики (структурный подход), и теории, обосновывающие необходимость специальных мер профилактики (психологический и ситуационный подходы). Британские и американские криминологи акцентируют внимание на мероприятиях специальной профилактики [4, с. 76].

Мы считаем, что проблема неэффективности противодействия преступности, связанной с незаконной трансплантацией в современной Украине заключается, прежде всего, в отсутствии четкой программы предупреждения и предотвращения данного вида преступности. Учитывая положительный опыт британских

9 Про застосування трансплантаци анатом1чних матер1ал1в людинг : Закон Украти eid 17 травня 2018 р. № 2427-VIII. Дата оновлення: 01.01.2019. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2427-19 (дата звернення: 29.03.2019).

10 Про трансплантацю оргашв та тших анатомiчних матерiалiв людини : Закон Украгни вiд 16 лип. 1999 р. Вiдомостi ВерховногРади Украгни. 1999. № 41. URL: http://zakon.rada.gov.ua/laws/show/1007-14 (датазвернення: 18.03.2019).

11 Про внесення змт до деяких законодавчих актiв Украгни щодо застосування трансплантаци анатомiчних матерiалiв людиш: Закон Украгни 2694-VIII вiд 28.02.2019 р. URL: https://zakon.rada.gov.ua/laws/show/2694-19 (дата звернення: 22.04.2019).

и американских концепций предотвращения преступности, а также передового европейского опыта, мы считаем, что в Украине такая программа должна строиться поуровнево и заключаться, прежде всего, в общесоциальной и специально криминологической профилактике с указанием конкретных контролирующих лиц на каждом этапе.

Целью общей профилактики является не непосредственное влияние на преступность, а решение определенных проблем общественной жизни: обеспечение надлежащего уровня жизни граждан и социальной защиты населения; создание условий для полной занятости населения; преодоление явлений алкоголизма и наркомании. Во время их решения создаются условия, которые ликвидируют или минимизируют саму возможность совершения тех или иных противоправных деяний.

Специальные меры профилактики преступлений, связанных с незаконной трансплантацией, направлены на устранение причин и условий совершения правонарушений [5]. Для начала следует определить причины и условия преступности в сфере трансплантации анатомических материалов человека и методы борьбы с каждым из них.

К причинам и условиям, способствующим незаконной трансплантации органов и (или) тканей человека, относятся: общее ухудшение благосостояния населения, связанное с безработицей и инфляцией; низкий уровень выплат заработной платы и пенсий, размеры которых не могут обеспечить достойного образа жизни их получателям; недостаточное финансирование со стороны государства трансплантационных программ; отсутствие в Уголовном кодексе Украины статьи, предусматривающей ответственность за незаконные хранение, перевозку, пересылку в целях сбыта, сбыт, приобретение, пересадку органов и (или) тканей человека, а также трансплантацию органов н (или) тканей, происхождение которых неизвестно; огромный дефицит человеческих трансплантатов; недостаточное количество медицинских учреждений, производящих трансплантационные операции различных видов; появление людей, нежелающих ждать длительное время необходимой им трансплантации и готовых заплатить «большие» деньги с целью приобретения нужных им донорских органов и (или) тканей и ускорения процедуры их пересадки; увеличение цен, существующих на «черном рынке» человеческих органов и (или) тканей; появление большого числа «опустившихся» лиц, ведущих бродяжнический образ жизни, страдающих наркоманией

и алкоголизмом [6].

Почвой для появления, а затем и угрожающего роста незаконной трансплантации органов и тканей человека являются негативные политические, социальные и экономические процессы, происходящие как в отдельных странах ЕС, так и за его пределами (в последнем случае речь идет, как правило, о странах, которым ЕС оказывает помощь). К подобным состояниям относятся: национальные конфликты; военные действия (Украина, Сирия, Афганистан, Ирак, Иран); кризисные состояния в экономике; падение уровня жизни населения (Греция); критическое состояние социальной сферы, безработица (Болгария, Черногория, Албания, Молдова) и т.п. Именно они провоцируют трудно контролируемые миграционные потоки (прежде всего на территорию стран ЕС); рост общеуголовной преступности; стихийное наполнение рынка труда дешевой рабочей силой; появление неизвестных ранее цивилизованному сообществу форм выживания (оплачиваемое по минимуму суррогатное материнство; похищение и последующая продажа женщин и детей в сексуальное рабство; рост числа лиц, желающих продать свою почку, сегмент печени, легкое, роговицу глаза и т.п.), приводящие в конечном итоге к появлению «черных трансплантологов», развернувших свою деятельность в международном масштабе. Последний вид деятельности провоцируется недостаточным финансированием государством трансплантационных программ для своих граждан, коррупцией в данной сфере [6].

Международные медицинские и правозащитные организации, обеспокоенные злоупотреблениями в сфере пересадки органов человека, осуждают приобретение и продажу органов человека, которые берутся у живых людей, и устанавливают международные нормы и правила в целях предотвращения расширяющейся торговли человеческими органами [7].

Основополагающим нормативным правовым актом, объединяющим и направляющим усилия государств ЕС в борьбе с любыми формами преступных по сягательств против жизни, здоровья, личной свободы и неприкосновенности личности, по праву может быть названа Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года12.

Международным сообществом признано, что преступность давно не является проблемой отдельно взятого государства, особенно когда речь идет об охраняемых международным правом основных правах личности. В структуре Интерпола создана и успешно дей-

12 Конвенция Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности: принята в Нъю-Йорке 15.11.2000. Бюллетень международных договоров. 2005. № 2. С. 3-33.

ствует информационная система полиции и система поддержки безопасности, состоящая из 190 национальных бюро и стратегических международных организаций-партнеров. Это позволяет мгновенно обмениваться необходимой оперативной информацией и обеспечить доступ к ней, в том числе в ситуациях, когда необходимо пресечь деятельность преступных организаций, занимающихся похищением и вербовкой людей для осуществления незаконной трансплантации органов последних. В своей деятельности Интерпол активно взаимодействует с Европолом. Так, в результате совместной операции данных международных ведомств в 2016 году был задержан гражданин Израиля (родом из Украины) Борис Уокер (настоящая фамилия Вольфман), покупавший у сирийских беженцев органы, изымаемые для этих целей в частных клиниках Турции. Интерпол и Европол разыскивали Вольфмана также за организацию нелегальных трансплантаций в Косово, Азербайджане и Шри-Ланке в 2008-2014 годах [8].

Эта ситуация свидетельствует о том, что взаимодействие стран в противодействии криминальной трансплантологии обладает комплексным характером и осуществляется по разным направлениям, но главным в этом процессе всегда будет выступать требование защиты основополагающих прав человека, прежде всего права на жизнь и личную неприкосновенность.

В основу национального криминального законодательства по борьбе с незаконной трансплантацией нужно внедрять опыт стран с широко развитым донорством органов -США, Франции, Испании и Италии. В этих странах существуют национальные центры, которые координируют работу в области донорства и трансплантации, работающие по международным документам Всемирной организации здравоохранения [9].

В Украине причина неэффективности борьбы с незаконной трансплантацией, в первую очередь, скрывается не только в правовом регулировании, но и в путях реализации законодательства - государство не может полноценно обеспечить полную реализацию того, что утверждает. Министерство здравоохранения не делает четких анализов соответствия, не оценивает то, что уже работает и то, чего не хватает и что нужно сделать. Они имеют слишком общий план имплементации, без конкретики и путей реализации, закрепляя лишь координацию и общие принципы, но не поручая при этом никакому органу больше разработать дополнительные регламентации.

Причины в коррумпированности нашей власти, нехватки времени и материальных стимулов, большом числе работы для рядового чиновника, отсутствия сил и времени на глубокую оценку необходимого массива работ по имплементации.

В Польше, Турции, Канаде, США параллельно с правовым обеспечением трансплантации органов и (или) тканей человека ведется методическая работа по пропаганде знаний среди населения, освещение гуманистических основ донорства, ознакомление с правовыми документами в этой области. Созданием положительного общественного мнения по вопросам донорства органов должны заниматься все - общественные, религиозные и государственные организации [9].

В Украине такая работа практически не ведется. Как свидетельствует информация в Интернете и СМИ украинцы в большей своей части против дать согласие на использование своих органов после смерти для трансплантации, чтобы спасти жизнь другому человеку. В этом случае государству нужно способствовать формированию положительного мнения о донорстве, что поощряло бы людей к тому, чтобы быть донорами по собственному желанию. Например, в Польше снимают специальные рекламные ролики, где основной лозунг - поделись своими органами и спаси жизнь [10]. В США, Турции, Канаде существуют целые телеканалы и программы социальной пропаганды донорства, а также распространения позитивной информации о движении донорства13.

Мы считаем, что Украина должна перенять позитивный зарубежный опыт поощрения людей к добровольной трансплантологии, предложить обществу социальную программу поддержки донорства и компенсации изъятия органов. Тогда, возможно, уменьшится количество объявлений в интернете о предложении незаконной продажи почки или других анатомических материалов, опубликованных украинцами.

Наиболее уязвимыми социальными группами, подверженными приведенной агитации в интернете, являются дети, подростки, молодежь, жители сел и небольших городов, недавние мигранты в города, люди с низким уровнем образования, без профессионального образования, безработные, женщины, занимающиеся проституцией, психологически склонные к рисковому поведению, дети из семей социального риска (малоимущие, семьи алкоголиков, неблагополучные семьи, испытывающие насилие в семье и т.п.), наркозави-

13 Вместо реформы медицины черный рынок трансплантологии? 2019. URL: https://blogs.pravda.com.ua/ authors/kolesnichenko/50ab838de1b52/

симые, одинокие матери, лица без определенного места жительства [11, с. 8].

Еще одной причиной, которая способствует увеличению количества совершения незаконных трансплантаций, является отсутствие в Украине специализированного субъекта по предупреждению и предотвращению таких преступлений. В нашей стране существует только Департамент борьбы с преступлениями, связанными с торговлей людьми - подразделение Национальной полиции Украины 14. Главными задачами этого Департамента являются выявление и раскрытие преступлений, связанных с торговлей людьми. Однако необходимо констатировать, что в Украине надо создать орган достаточного контроля над сферой незаконной трансплантации, который бы на ранних этапах предупреждал совершение таких преступлений гражданами. Поэтому, считаем необходимым ввести более жесткий надзор по выявлению и привлечению к ответственности лиц, осуществляющих «посредническую» или другую незаконную деятельность в сфере трансплантации (особенно через Интернет). Следует ввести систему мониторинга для выявления разного рода объявлений о продаже или покупке органов или тканей человека.

Важной мерой уголовно-правового предупреждения совершения данных преступлений является введение обязательства для врачей-трансплантологов сообщать в правоохранительные органы об обращении к ним с предложениями лиц, желающих купить или продать трансплантаты. В крайнем случае, ввести более жесткую уголовную ответственность для врачей, занимающихся такой деятельностью, так как в Украине проблема незаконной трансплантации является насущной, которую необходимо решать уголовно-правовыми средствами. Кроме того, как мы отмечали выше, считаем, что следовало

бы предусмотреть отдельную часть статьи 143 в Уголовном кодексе Украины для должностного лица - врачей, занимающихся незаконной посреднической деятельностью по продаже органов или других анатомических материалов человека. Учитывая высокую общественную опасность такого деяния и отсутствия необходимых медицинских знаний у населения, такое преступление должно расцениваться как особо тяжкое, которое посягает на важнейшую социальную ценность - жизнь и здоровье человека [12, с. 180-181].

На основе исследования, мы пришли к выводу, что для того чтобы урегулировать поднятый в статье вопрос, необходимо усовершенствовать национальную законодательную базу, предусмотреть достаточное государственное финансирование, а также внедрить британские и американские концепции предотвращения преступлений и передовой европейского опыт стран по урегулированию трансплантации тканей или органов человека в украинское законодательство. Считаем также необходимым проведение разъяснительной работы среди групп населения, которые потенциально способны выставлять собственные органы на продажу, о вреде для здоровья подобных операций и высокой вероятности стать жертвой мошеннических действий, а также поднять реальный жизненный уровень населения, чтобы каждый гражданин имел возможность при необходимости пройти лечение средствами, которые предусматривает трансплантология. Для того чтобы решить все вышеизложенные проблемы данной сферы необходимо дальнейшее непосредственное исследование проблем незаконной трансплантации анатомических материалов человека и тесное международно-правовое сотрудничество в сфере предупреждения и пресечения незаконного изъятия, оборота и трансплантации органов человеческого тела.

ЛИТЕРАТУРА

1. 1лляшенко О. В. Стан та тенденци незаконной торгiвлi органами та тканинами люди-ни в Украш. Юридична наука. 2014. № 11. С. 146-155.

2. Лiсiцина Ю. О. До питання сощалъног зумовленостi кримталъно'1 вiдповiдалъностi за незаконт ди щодо трансплантаци оргашв i тканин людини та донорства кровi. Науковий вюник Лъвiвсъкого державного утверситету внутршшх справ. Серiя юридична. Лъвiв: Лъв-ДУВС, 2011. Вип. 1 (2). С. 171-181.

3. Ведерникова О. Н. Теория и практика боръбы с преступностъю: Британская криминологическая моделъ : дис. ... д-ра юрид. наук : 12.00.08. М., 2001. 405 с.

4. Мороз Л. I., Ковалъ Р. Г., Тичина Д. М. Сучасн стратеги мшци щодо профтактики правопорушенъ серед неповнолтшх : навч. поыб. / за ред. Л. I. Мороз. Кигв : Паливода А. В., 2008. 210 с.

5. Йоситв А. О. Зарубiжний досвiд запоб^ання злочинам, що вчиняютъ не^внол^^ з

14 Департамент боротъби зi злочинами, пов'язаними з торгiвлею людъми Нащоналъног полщи Украгни. Про тдроздт. 2016. URL: http://oId.npu.gov.ua/mvs/controI/main/uk/pubIish/articIe/1819459.

маргтального середовища. Юридичний часопис Нацюнальног академИ внутршшх справ. 2018. № 1 (15). С. 381-392.

6. Соловьев А. П. Предупреждение преступлений в сфере здравоохранения: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. С. 7. URL: https://www.dissercat.com/content/preduprezhdenie-prestuplenii-v-sfere-zdravookhraneniya

7. Фабрика Т. А. Влияние международных норм на формирование российского законодательства, регулирующего вопросы трансплантации. Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 19(200). Право. Вып. 24. С. 87-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ vliyanie-mezhdunarodnyh-norm-na-formirovanie-rossiyskogo-zakonodatelstva-reguliruyuschego-voprosy-transplantatsii.

8. Рыжов В. Б. Направления сотрудничества стран - участников Европейского союза в противодействии криминальной трансплантологии. Современное право. 2017. № 9. С. 125129. URL: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/27098 (дата звернення: 22.04.2019).

9. Галеева Г. Р. Международно-правовое сотрудничество в сфере предупреждения и пресечения незаконного изъятия, оборота и трансплантации органов человеческого тела: дисс. ... канд. юрид. наук: 12.00.10 / ФГАОУВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет.». 2017. 205 с.

10. Szymon M. Buczynski, Pawel SnopekAspekty kryminologiczne nielegalnego obrotu narzqdami, tkankami oraz komorkami ludzkimi. Hygeia Public Health. 2013, 49(2): 229-234. URL: http://www.h-ph.pl/pdf/hyg-2014/hyg-2014-2-229.pdf.

11. Ионцев В., Ивахнюк И. Торговля людьми. М.: Карим Восток - Консорциум; Migration Policy Centre; European University Institute, 2013. С. 8.

12. Барсученко Ю. О. Кримiнально-правовi проблеми трансплантологи в Украш: шляхи 1х виршення та перспективирозвитку. 1нформащя i право. № 2 (25). 2018. С. 177-182.

REFERENCES

1. Illjashenko O. V. Stan ta tendencii nezakonnoi torgivli organami ta tkaninami ljudini v Ukraini. Juridichna nauka. 2014. № 11. pp. 146-155.

2. LisicinaJu. O. Dopitannjasocial'noizumovlenostikriminal'noividpovidal'nostizanezakonnidii shhodotransplantaciiorganivitkaninljudinitadonorstvakrovi.NaukovijvisnikL'vivs'kogoderzhavnogo universitetu vnutrishnih sprav. Serija juridichna. L'viv: L'vDUVS, 2011. Vip. 1 (2). pp. 171-181.

3. Vedernikova O. H. Teorija ipraktika bor 'by sprestupnostju: Britanskaja kriminologicheskaja model': dis. ... d-ra jurid. nauk: 12.00.08. M., 2001. 405p.

5. JosipivA. O. Zarubizhnij dosvid zapobigannjazlochinam, shho vchinjajut'nepovnolitni

z marginal'nogo seredovishha. Juridichnij chasopis Nacional'noi akademii vnutrishnih sprav. 2018. № 1 (15). pp. 381-392.

6. Solov'ev A. P. Preduprezhdenie prestuplenij v sfere zdravoohranenija: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. M., 2007. P. 7. URL: https://www.dissercat.com/content/preduprezhdenie-prestuplenii-v-sfere-zdravookhraneniya

7. Fabrika T. A. Vlijanie mezhdunarodnyh norm na formirovanie rossijskogo zakonodatel 'stva, regulirujushhego voprosy transplantacii. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2010. № 19(200). Pravo. Vyp. 24. pp. 87-90. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-mezhdunarodnyh-norm-na-formirovanie-rossiyskogo-zakonodatelstva-reguliruyuschego-voprosy-transplantatsii.

8. Ryzhov V. B. Napravlenija sotrudnichestva stran - uchastnikov Evropejskogo sojuza v protivodejstvii kriminal'noj transplantologii. Sovremennoe pravo. 2017. № 9. pp. 125-129. URL: http://xn—7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/27098 (datazvernennja: 22.04.2019).

9. Galeeva G. R. Mezhdunarodno-pravovoe sotrudnichestvo v sfere preduprezhdenija i presechenija nezakonnogo iz#jatija, oborota i transplantacii organov chelovecheskogo tela: diss. ... kand. jurid. nauk: 12.00.10/ FGAOUVO«Kazanskij(Privolzhskij)federal'nyjuniversitet». 2017.205p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Szymon M. Buczynski, Pawel Snopek Aspekty kryminologiczne nielegalnego obrotu narzqdami, tkankami oraz komórkami ludzkimi. Hygeia Public Health. 2013, 49(2): 229-234. URL: http://www.h-ph.pl/pdf/hyg-2014/hyg-2014-2-229.pdf.

11. loncev V., Ivahnjuk I. Torgovlja ljud'mi. M.: Karim Vostok - Konsorcium; Migration Policy Centre; European University Institute, 2013. P. 8.

12. Barsuchenko Ju. O. Kriminal'no-pravovi problemi transplantologii v Ukraini: shljahi ih virishennja ta perspektivi rozvitku. Informacija i pravo. № 2 (25). 2018. P. 177-182.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.