Научная статья на тему 'Правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг населению'

Правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг населению Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3395
485
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Давыдова И. П.

В статье анализируется Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» как базовый нормативный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг органами государственной власти и местного самоуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Давыдова И. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы предоставления государственных и муниципальных услуг населению»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ

НАСЕЛЕНИЮ

© Давыдова И.П.*

Администрация города Орска Оренбургской области, г. Орск

В статье анализируется Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» как базовый нормативный правовой акт, регулирующий отношения, связанные с предоставлением государственных и муниципальных услуг органами государственной власти и местного самоуправления.

Правовую основу предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг населению составляет, прежде всего, Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее - 210-ФЗ), который регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия.

Нормативное правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с 210-ФЗ, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Принятие 210-ФЗ позволило обеспечить правовую регламентацию действий и процедур, связанных с предоставлением государственных и муниципальных услуг. Действие указанного нормативного правового акта направлено на повышение качества и доступности предоставляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, а также на упрощение процедуры их предоставления.

Не смотря на то, что принятый в июле 2010 года 210-ФЗ устранил пробел в российском законодательстве, урегулировав организацию предос-

* Ведущий специалист отдела по работе с предприятиями промышленности, малого, среднего бизнеса и перспективного развития.

тавления государственных и муниципальных услуг, вышеуказанный нормативный правовой акт получил неоднозначное толкование.

Так, по мнению О.П. Шелленберг, 210-ФЗ является одним из фундаментальных для государственного управления документов. Однако О.П. Шелленберг считает, что «федеральный законодатель не сосредоточился на государственных (муниципальных) услугах, не определил их существо, не разграничил отношения, возникающие при предоставлении таких услуг, и гражданско-правовые, товарно-денежные по экономической природе отношения, не упорядочил и не сделал прозрачными финансовые потоки, связанные с предоставлением государственных (муниципальных) услуг, не установил ограничения, касающиеся порядка предоставления государственных (муниципальных) услуг, отвечающие интересам всего общества»[1].

Глигич-Золотарева М.В. считает, что даже на стадии разработки проекта указанного закона он не внушал оптимизма, был составлен без учета многочисленных проблем разграничения компетенции между уровнями публичной власти и характеризовался зауженным предметом правового регулирования [2].

Однако, не смотря на названные недостатки, 210-ФЗ имеет и свои преимущества. Так, с принятием 210-ФЗ на законодательном уровне были закреплены такие понятия как «государственная услуга», «муниципальная услуга», «заявитель», «административный регламент», «предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и иные.

Более того, 210-ФЗ закрепил основные принципы предоставления государственных и муниципальных услуг, права заявителей при получении услуг и обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, установил структуру административного регламента как нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт ее предоставления.

В интервью с доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации И.Л. Бачило было отмечено: «Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» стимулировал всех участников процесса предоставления-получения услуг. Именно этот закон выполнил роль мобилизации внимания к инновациям в деятельности государственных и муниципальных органов, а также вызвал волну активности самих граждан к реализации своих прав и обязанностей при минимизации затрат времени, морального напряжения и значительного снижения бумажной волокиты» [3].

Следует согласиться с мнением И.Л. Бачило и добавить, что указанный Федеральный закон способствует упрощению порядка предоставления услуг населению, сокращает время их предоставления, создает дополнительные возможности для их получения. Так, в качестве примера, можно привести ч. 1 ст. 15 210-ФЗ, в соответствии с которой предоставление государ-

ственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии [4].

Как уже было отмечено ранее, 210-ФЗ устанавливает требования к организации предоставления услуг в электронной форме, в рамках его реализации создан и функционирует Единый портал государственных и муниципальных услуг, который является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием сети Интернет и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах.

С 01 января 2012 года по 31 декабря 2013 года включительно гражданам на основании заявлений о выдаче универсальной электронной карты будут выданы универсальные электронные карты - материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о пользователе картой и обеспечивающий доступ к информации о пользователе картой, используемой для удостоверения прав пользователя картой на получение государственных и муниципальных услуг, в том числе для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме.

Все вышеперечисленное еще раз доказывает существенный вклад 210-ФЗ в упорядочение процесса организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Как и любой нормативный правовой акт, 210-ФЗ претерпел изменения. Так, Федеральным законом от 01 июля 2011 года № 169-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в 210-ФЗ были внесены изменения в связи с организацией с 01 июля 2011 года межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг. В связи с чем были дополнены обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.

Исходя из результатов апробации 210-ФЗ помимо внесенных изменений, необходимо внесение и других поправок. А именно - 210-ФЗ не раскрывает содержания понятий государственной и муниципальной функции.

Как справедливо замечает О.С. Соколова, до сих пор в законодательстве не закреплено определение понятия «функция органа исполнительной власти» [5].

Понятие «функция» тесно связана с понятием «услуга», даже не смотря на то, что исполнение функции органом власти не носит заявительного характера, а является его обязанностью. Однако в рамках повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг необходимо качественно исполнять государственные и муниципальные функции, то есть качественно организовать внутреннюю деятельность органа власти независимо от его уровня.

Если понятие «муниципальная функция» не раскрыто ни в одном нормативном правовом акте, то о содержании понятия «государственная функция» в общем виде можно судить из Постановления Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (далее - Постановление № 373) [6].

Исходя из содержания Постановления № 373, под государственной функцией следует понимать деятельность федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда по осуществлению государственного контроля (надзора), а также взаимодействие между структурными подразделениями федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда, их должностными лицами, взаимодействие федерального органа исполнительной власти и органа государственного внебюджетного фонда с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении возложенных на них полномочий.

Соответственно, по аналогии под муниципальной функцией следует понимать деятельность органов местного самоуправления по осуществлению муниципального контроля, а также взаимодействие отраслевых (функциональных) и территориальных органов исполнительно-распорядительного органа местного самоуправления, их должностными лицами, муниципальными учреждениями при исполнении возложенных на них полномочий.

Однако, такого рода определения на законодательном уровне отсутствуют, что и может послужить основанием для внесения изменений в 210-ФЗ.

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что Федеральный закон от 27 июля 2010 года «Об организации предоставления го -сударственных и муниципальных услуг» является нормативным правовым актом, регулирующим отношения, связанные с предоставлением органами государственной власти и органами местного самоуправления государственных и муниципальных услуг, а также устанавливающим требования к

процессу предоставления указанных услуг и направленным на повышение качества и доступности их предоставления.

Список литературы:

1. Шелленберг О.П. О юридической природе государственных (муниципальных) услуг // «Законодательство». - 2011. - № 1.

2. Глигич-Золотарева М.В. Новое в области оказания государственных услуг (о проекте Федерального закона «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций») // Конституционное и муниципальное право. - 2010. - № 7. - С. 36-40.

3. Государственные и муниципальные услуги по новому законодательству (интервью с И.Л. Бачило, доктором юридических наук, профессором, заслуженным юристом Российской Федерации, заведующей сектором информационного права ИГП РАН) // «Юрисконсульт в строительстве». -2011. - № 5.

4. Федеральный закон от 27.07.2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2 августа 2010. - № 31. Ст. 4179.

5. Соколова О.С. Парадоксы административных регламентов // Современное право. - 2007. - № 9. - С. 37-40.

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 года № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 30 мая 2011. - № 22. - Ст. 3169.

МАГДЕБУРГСКОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЕ И ИСТОЧНИКИ

© Забашта А.С.*

Частное учреждение образования «БИП - Институт правоведения», Республика Беларусь, г. Гродно

В статье автором дается определение понятия «магдебургское право», рассказывается о источниках его формирования, а также о распространении его на территории Европы, делая акцент на белорусских землях.

Магдебургское право - одна из наиболее известных систем городского права. Магдебургское право возникло в конце XIII в. в Германии, в городе

* Студент 4-го курса. Научный руководитель: Скютте Д.Н., старший преподаватель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.